Имена представителей белорусской школы экономической социологии

Обновлено: 05.07.2024

Становление социологии в Беларуси происходило под влиянием географических, социально-политических и национально-культурных особенностей социальных процессов на белорусских землях. Условно можно выделить следующие этапы становления и развития социологии в Беларуси:

1. Социологическая мысль дореволюционного периода.

2. Социологическая мысль советского периода.

3. Постсоветский (современный) период развития социологии [1,
с. 48 – 49].

Первый период – это предыстория социологии. Некоторые социальные проблемы освещены в произведениях белорусских общественных деятелей и литераторов различных эпох: К. Туровского, Ф. Скорины, А. Волана, Н. Гусовского, Л. Сапеги, Я. Борщевского, А. Рыпинского, В. Дунина-Марцинкевича, В. Ластовского, К. Калиновского, А. Гаруна, Я. Коласа,
Я. Купалы и др. Процесс институционализации социологии в Беларуси начался в 20-х. гг. ХХ ст. [1, с. 49].

Значимым для социологии в Беларуси оказалось открытие Белорусского государственного университета (1921 год) и образование кафедры социологии и первобытной культуры, которой руководил С.З. Каценбоген. В преподавании социально-политических и социологических дисциплин активно участвовали профессора В.И. Пичета, С.З. Каценбоген, В.И. Ивановский, С.М. Василевский и др. Для студентов факультета общественных наук читались курсы лекций по социологическим проблемам экономики и труда, государства и права, семьи и брака, истории и теории культуры и т.д. Уже в 1923 году был опубликован первый отечественный курс лекций по социологии [13].

На базе Института белорусской культуры (1922 г.), позднее преобразованного в Академию наук Беларуси (1929 г.), проводились исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации (Е. Карский, С. Некрашевич), динамики социальной структуры белорусского общества (В. Игнатовский, М. Довнар-Запольский), проблем семьи, религии (С. Вольфсон, Б. Быховский), образования и воспитания (С. Василевский, А. Гайваровский, С. Риверс). Работы этих учёных получили широкую известность в республике и за ее пределами.

В 30-е годы ситуация резко меняется. Власть все больше и больше приобретает черты тоталитарного режима. Социологические исследования как в СССР в целом, так и в Беларуси, стали резко сокращаться. Фактически к 1937 – 1938 гг. социология как самостоятельная наука перестала существовать [16, с. 37]. Накопленные в предшествующие годы материалы стали достоянием архивов и специальных фондов библиотек.

Вновь оживляется интерес к социологической проблематике в 50 – 60 гг. ХХ в., хотя каноны исторического материализма долго еще определяли идеологическую и методологическую парадигму обществознания.

Таким образом, советский период в развитии белорусской социологии характеризовался противоречивыми тенденциями. С одной стороны, господство коммунистической идеологии сдерживало развитие социологии, с другой стороны, наличие социальных проблем приводило к потребности в социологических исследованиях и центрах.

В современный (постсоветский) период в Республике Беларусь существуют научно-исследовательские учреждения, занимающиеся разработкой теоретико-методологических и методических вопросов социологии, проведением конкретных социологических исследований, подготовкой социологических кадров, в том числе высшей квалификации. Социологические центры функционируют в виде специализированных структур социологического профиля – институтов, лабораторий, факультетов и кафедр вузов, отделов, секторов и т.д. Наряду с государственными, существуют общественные, акционерные, частные социологические службы. Наиболее крупным социологическим учреждением страны является Институт социологии НАН Беларуси, созданный в 1990 г. на базе Республиканского центра социологических исследований (первый директор: профессор, академик НАН Беларуси Е.М. Бабосов). В настоящее время Институт социологии возглавляет И.В. Котляров [17, с. 34]. Институт ежегодно осуществляет выпуск научных трудов, ведёт подготовку аспирантов. За 20 лет деятельности его сотрудниками защищено более 20 докторских, около 40 кандидатских диссертаций, опубликовано более 150 монографий, учебников и учебных пособий. В институте проводятся конференции по широкому кругу актуальных социологических проблем [16, с. 41].

В 1997 г. был создан Институт социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, в структуре которого функционирует центр социологических исследований, объединяющий отделы оперативных и мониторинговых исследований. Институт проводит оперативные социологические опросы общественного мнения по актуальным проблемам социально-политического характера [3, с. 1220].

При государственных органах исполнительной власти также существуют научные подразделения, которые занимаются изучением общественного мнения, например, Научно-исследовательский институт социально-экономических и политических проблем Мингорисполкома; Могилёвский областной социологический центр.

В Белорусском государственном университете в составе факультета философии и социальных наук существует отделение социологии, осуществившее первый выпуск специалистов в 1994 г. Кафедру социологии, которая открылась в 1989 г., возглавил профессор А.Н. Елсуков. Сегодня кафедра социологии является крупным научным подразделением факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета. С 2005 г. кафедрой социологии заведует член-корреспондент НАН Беларуси, доктор социологических наук, профессор А.Н. Данилов. В настоящее время профессорско-преподавательский состав кафедры состоит из 18 штатных сотрудников. За период работы кафедры ее сотрудниками подготовлены фундаментальные издания по различным проблемам социологии, а также учебные пособия по основным и специальным курсам социологии. Публикации преподавателей кафедры социологии посвящены актуальным проблемам современного общества; вопросам истории, методологии и методики социологии; отражают результаты крупных социологических исследований и научно-исследовательских проектов. Преподаватели кафедры являются авторами научных монографий, учебных и методических пособий, учебно-методических комплексов, статей в отечественных и зарубежных научных журналах, в сборниках научных трудов [15]. Так, только в 2008 году сотрудниками кафедры издано: 10 монографий, 2 учебных пособия, 2 учебно-методических комплекса, 58 научных статей (в том числе в зарубежных изданиях) [13].

В республике осуществляется подготовка кандидатов и докторов социологических наук. Первыми докторами социологических наук, подготовленными в республике, стали Н.Н. Белякович, А.П. Вардомацкий,
А.Н. Данилов, И.В. Котляров, И.И, Куропятник, К.Н. Кунцевич, С.В. Лапита, И.В. Левко, О.Т. Манаев, Г.А. Несветайлов, Д.Г. Ротман, А.В. Рубанов, В.И. Русецкая, Л.Г. Титаренко, С.А. Шавель и др.

Среди вузовских научно-исследовательских социологических подразделений самым крупным является Центр социологических и политических исследований БГУ, образовавшийся в 1996 г. (руководитель –
Д.Г. Ротман ) [4, с. 1221]. Центр ведет научные социологические разработки по следующим направлениям:

– исследование проблем молодежи (политическое и патриотическое воспитание, отношение к учебе и труду, досуговые проблемы и др.);

– мониторинг политической и экономической ситуации в стране;

– изучение особенностей электорального поведения граждан Беларуси;

– изучение межэтнических и религиозных отношений в обществе;

– изучение рынка и рекламы.

Центром осуществляются и фундаментальные разработки, и оперативные социологические замеры.

Успехи белорусских социологов определяются тем, что они не замыкаются в узких рамках местных интересов, активно участвуют в реализации международных проектов с учёными США, Англии, Франции, Германии, Израиля, Польши. Международное сотрудничество проявляется в совместных публикациях, научных конференциях и совещаниях, в обмене студентами, аспирантами и преподавателями.

Конспект учебного материала составлен на основе литературы:

1. Екадумова, И.И. Социология. Ответы на экзаменационные вопросы / И.И. Екадумова, М.Н. Мазаник. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 175 с.

3. История социологии: учеб. пособие / А.Н. Елсуков [и др.]; под общ. ред. А.Н. Елсукова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Выш. шк., 1997. – 381 с.

4. Социология: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов [и др.]. – Минск: Книжный дом, 2003 – 1312 с.

5. Макс Вебер за 90 минут / сост. Д. Митюрин. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 95 с.

8. Бабосов, Е.М. Практикум по сциологии: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2003 – 416 с.

9. Кармадонов, О.А. Откровения и парадоксы символического интеракционизма / О.А. Кармадонов // Социологические исследования. – 2006. – № 2. – С. 3 – 13.

10. Романова, С.П. Теория структурации Энтони Гидденса / С.П. Романова // Социология. – 2002. – № 2. – С. 40 – 48.

12. Исаев, Б.А. Социология. Краткий курс / Б.А. Исаев. – СПб.: Питер, 2007. – 224 с.

14. Елсуков, А.Н. Предыстория социологии / А.Н. Елсуков, А.Н. Данилов. – Минск: Право и экономика, 2009. – 209.

15. Кафедре социологии БГУ – 20 лет: 1989 – 2009: сборник научных трудов / Белорусский государственный университет. – Минск: Право и экономика, 2009. – 390 с.

16. Бабосов, Е.М. Институт социологии НАН Беларуси: история создания и становления / Е.М. Бабосов // Социология. – 2010. – № 1. – С. 37 – 41.

17. Данилов, А.Н. Флагману белорусской социологической науки – Институту социологии НАН Беларуси – 20 лет! / А.Н. Данилов // Социология. – 2010. – № 1. – С. 34.

Принимала участие с докладами в работе X-го (Мексика, 1982), XI-го (Индия, 1986), XII-го (Испания, 1990), ХШ-го (Германия, 1994), ХIV-го (Канада, 1998) Всемирных Социологических Конгрессов, а также в работе I-го (С.-Петербург, 2000), II-го (Москва, 2003) и III-го (Москва, 2006) Всероссийских социологических конгрессов.

Научная деятельность связана с разработкой теоретико-методологических основ социологии труда и экономической социологии как специальных социологических теорий с присущими им объектом, предметом и системой категорий, анализируемых в контексте основных социально-экономических законов, что позволяет разрабатывать в рамках этих наук современную проблематику трансформационных процессов в обществе, а также с исследованием проблем формирования и социальных механизмов регулирования рынка труда, занятости и безработицы.

В рамках школы, под научным руководством проф. Г.Н. Соколовой, подготовлено и защищено 29 кандидатских и 7 докторских диссертаций.

СОКОЛОВА Галина Николаевна

• Рынок труда г. Минска: проблемы функционирования и развития. — Мн., 2008 (под науч. ред.).
• Социальные проблемы становления инновационной экономики в Беларуси. — Мн., 2008 (под науч. ред.).
• Социальные сети в системе трудовых отношений. — Мн., 2008 (под науч. ред.).

• Интеллектуальные ресурсы белорусского общества: социологический анализ. — Мн., 2007 (под науч. ред.).

• Белорусский рынок труда: тенденции развития и социальные механизмы регулирования. — Мн., 2006.
• Рынок труда Республики Беларусь: экономические вызовы и социальные ответы. — Мн., 2006.

• Гендерные проблемы в переходной экономике Беларуси // Женщина. Образование. Демократия. Материалы 4-й Международной междисциплинарной научно-практической конференции (7—8 декабря 2001 г.). — Мн., 2002.
• Гендерные проблемы в транзитивной экономике Беларуси // Иной взгляд. — 2002. — Май.
• Информационные технологии экономического анализа: Теория и практика. — Мн., 2002.
• Концептуальная модель и реальные тенденции социальной политики в Республике Беларусь // Проблемы управления. — 2002. — № 3.
• Политика в области занятости населения // Проблемы развития национальной экономики Беларуси: теоретические и практические аспекты. — Мн., 2002.
• Ричард Сведберг как один из создателей экономической социологии. Сведберг Р. Рынки как социальные структуры (авторский перевод с англ.) // Личность. Культура. Общество. — Т. 4. — Вып. 1—2. — 2002.
• Сацыялогiя // Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. — Т. 14. — Мн., 2002.
• Сацыялогiя працы // Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. — Т. 14. — Мн., 2002.
• Сацыялогiя эканамiчная // Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. — Т. 14. — Мн., 2002.
• Сацыяметрыя // Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. — Т. 14. — Мн., 2002.
• Состояние и тенденции социально-экономического развития в оценках населения Республики Беларусь // Социологическая наука и современность. Тезисы Международной научной конференции (2 октября 2002 г., Минск). — Мн., 2002.
• Экономическая социология: Курс лекций. — Мн., 2002 (в соавт.).
• Экономико-социологический словарь. — Мн., 2002 (науч. ред. и соавтор).

• Безработные женщины: особенности трудоустройства разных социальных категорий // Женщина. Образование. Демократия. Материалы 3-ей Международной междисциплинарной научно-практической конференции (8—9 декабря 2000 г.). — Мн., 2001 (в соавт. с О.В. Кобяком).
• Гендерные проблемы формирования науки в советском обществе // Иной взгляд. — 2001. — № 2.
• Жилищные условия молодых граждан и молодых семей // Молодежь, демография, жилище. Материалы Международной научно-практической конференции (1—2 июня 2001 г.). — М., 2001.
• Инновации и модернизация промышленности // Инновации в постсоветской промышленности / Под ред. В.И. Кабалиной. — Ч. 2. — М., 2001.
• Инновационные процессы в модернизации постсоветской промышленности // Социологические исследования. — 2001. — № 9.
• Молодежь, демография, жилище. — Мн., 2001 (науч. ред. и соавтор).
• Научно-техническая политика в региональном контексте: возможности управления инновационными процессами // Социология. — 2001. — № 4.
• Социальная политика в Республике Беларусь: концептуальная модель и реальные тенденции // Вопросы управления. — 2001. — № 2.
• Социально-экономическая ситуация в оценке населения Республики Беларусь // Социальные и социокультурные процессы в современной Беларуси: социологический анализ. — Мн., 2001.
• Социально-экономические механизмы регулирования нерегистрируемой безработицы // Белорусский экономический журнал. — 2001. — № 4 (в соавт. с О.В. Кобяком).
• Рынок труда и механизмы его регулирования. — Мн., 2001 (науч. ред. и соавтор).
• Экономическая социология // Всемирная энциклопедия: Философия. — М.—Мн., 2001.

• Социология труда. — Мн., 2000; 2002.
• Экономическая социология: Практикум. — Мн., 2000; 2001 (в соавт.).
• Экономическая социология: Хрестоматия. — Мн., 2000, 2001 (в соавт.).

• Новейший философский словарь. — Мн., 1999 (соавтор).
• Экономическая социология: Вопросы и ответы. — Мн., 1999; 2000; 2001 (в соавт.).

• Социальные механизмы регулирования рынка рабочей силы. — Мн., 1998 (в соавт. с О.В. Кобяком, И.И. Куропатник).
• Экономическая социология: Учебник для вузов. — Мн., 1998; 2-е изд., дораб. и доп. — М.—Мн., 2000.

• Экономическая социология. — Мн., 1995.

• Экономический образ мышления: реальность и перспективы. — Мн., 1994 (в соавт. с Л.А. Агеевой, С.А. Шавелем).

• Выборочная совокупность; Выборочный метод; Генеральная совокупность; Гипотеза прикладного социологического исследования; Логика экспериментального анализа; Наблюдение (в соавт. с Ротманом Д.Г.); Объем выборки; Ошибка репрезентативности; Проблемная ситуация; Социальное объяснение; Социальное описание; Социальный эксперимент; Социологический анализ; Социология труда (в соавт. с Макаровым С.П., Титаренко Л.Г.); Теоретическая типологизация; Эмпирическая типологизация // Социологический словарь. — Мн., 1991 (науч. ред.).

• Культура труда в социальном развитии технической интеллигенции. — Мн., 1989.

• Инженерно-техническая интеллигенция и ускорение научно-технического прогресса (в соавт. с Л.А. Агеевой) // Великий Октябрь и социальная структура советского общества: интеллигенция. — Мн., 1988.

• Культура труда в социальном развитии рабочего класса. — Мн., 1984.
• Словарь прикладной социологии. — 1984 (соред. и соавтор).

• Научно-техническая революция и труд в обществе развитого социализма. — Мн., 1982.

(далее - БЭСШ) - научно-преподавательская школа, в рамках которой создавалась и развивалась методология и методика социально-экономических исследований белорусского общества в разные периоды его развития: системный подход к рассмотрению социокультурных процессов в сфере труда в 1970-х; исследование качественных и количественных особенностей социального развития рабочего класса и технической интеллигенции в 1980-х на базе республиканских исследований, проводимых совместно с Институтом социологии РАН; изучение формирования рынка труда в Республике Беларусь в 1990-х на основе концепции социальных механизмов регулирования экономических отношений и процессов. Переход к социальным механизмам регулирования экономических отношений позволил разрабатывать регулятивные механизмы разных типов экономического поведения социальных субъектов, а переход к социальным механизмам регулирования экономических процессов - стратегические механизмы территориальных и отраслевых перемещений и тактические механизмы занятости и безработицы. БЭСШ - это школа, сформированная вокруг научной парадигмы, разрабатываемой ее создателем и бессменным лидером - Г.Н. Соколовой . Разработка системного подхода к рассмотрению социокультурных процессов в сфере труда в 1970-е получила отражение в монографии Г.Н. Соколовой "Труд и профессиональная культура" (Мн., 1980). Социологический анализ культуры труда как подсистемы в системе культуры общественного производства, выступающей комплексным выражением активного характера человеческой деятельности, представлен в монографиях Г.Н. Соколовой - "Культура труда в социальном развитии рабочего класса: Опыт социологического исследования" (Мн., 1984) и "Культура труда в социальном развитии технической интеллигенции: Социологический анализ" (Мн., 1989). Методология, разработанная лидером школы, нашла отражение в коллективных монографиях "Общественное мнение рабочего класса в условиях перестройки" (Мн., 1990) и "Экономический образ мышления: реальность и перспективы" (Мн., 1994). Концепция социальных механизмов регулирования экономических отношений и процессов, явившаяся продолжением парадигмы социальных механизмов развития ( Новосибирская экономико-социологическая школа) и позволившая "проигрывать" эти механизмы на мезо- и микроуровнях в рамках конкретных социологических исследований, отражена в монографии Г.Н. Соколовой "Экономическая социология" (Мн., 1995). Эта методология получила свое дальнейшее воплощение в коллективных монографиях "Социальные механизмы регулирования рынка рабочей силы" (Мн., 1998) и "Рынок труда и механизмы его регулирования" (Мн., 2001). Эмпирической базой коллективных монографий стали материалы республиканских исследований, проводимых в режиме социологического мониторинга под научным руководством Г.Н. Соколовой. Это, в первую очередь, исследования в рамках плановых тем: "Основные тенденции развития экономического сознания в условиях перехода к рыночной экономике" (1991-1995), "Прогнозные оценки состояния рынка труда: направления и социальные механизмы государственного регулирования" (1996-2000), "Социальные механизмы регулирования количественных и качественных характеристик структуры спроса и предложения рабочей силы в Республике Беларусь" (2001-2005); а также - исследования по грантам Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований "Социальные механизмы регулирования рынка рабочей силы" (1992-1995), "Социальные механизмы регулирования отраслевой структуры национальной экономики" (1996-1999). Исследовательский коллектив, под научным руководством Г.Н. Соколовой, включал в себя И.И. Куропятник , А.С. Теребова, И.Ю. Никитину, О.В. Терещенко , О.В. Кобяка , О.Г. Лукашову, Л.В. Северину, Е.Е. Серову, Е.С. Тырышкину. В БЭСШ параллельно развиваются научное и обучающее направления, что позволяет создавать авторские версии специальных социологических теорий социологии труда и экономической социологии и одновременно анализировать средствами данных теорий социально-трудовые и социально-экономические отношения в обществе. Подобная работа отражена в учебнике Г.Н. Соколовой "Социология труда" , где, во-первых, раскрывается логика формирования специальной социологической теории социологии труда с присущим ей объектом, предметом и системой категорий, а во-вторых, - средствами данной теории воссоздается целостная картина эволюции социально-трудовых отношений основных субъектов труда в период 1980-1990-х. Преподавание экономической социологии в БГУ и других вузах республики обеспечивается учебным комплексом для вузов: Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учебник (М.; Мн., 1998, 2000); Соколова Г.Н., Кобяк О.В., Александрова А.Б. Экономическая социология: Практикум (Мн., 2000, 2001); Экономическая социология: Хрестоматия / Авторы-составители Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк (Мн., 2000, 2001). Учебник раскрывает логику построения и развития экономической социологии как специальной социологической теории; практикум формирует у студентов навыки анализа явлений и процессов экономической жизни с выходом на поиск социальных механизмов управления этими феноменами; хрестоматия приобщает студентов к творческому наследию теоретиков и практиков мировой и отечественной социально-экономической мысли. Результатом параллельного развития научного и обучающего направлений БЭСШ явился "Экономико-социологический словарь", изданный под научной редакцией Г.Н. Соколовой (Мн., 2002). Целостность методологического подхода к определению объекта, предмета, метода и системы категорий представленных теорий позволяет использовать их в качестве универсального набора инструментов, способствующих познанию природы социально-экономических отношений и процессов. БЭСШ воспроизводится за счет лучших выпускников БГУ, обучающихся в аспирантуре при Институте социологии и социальных технологий НАН Беларуси, и докторантов по специальности "Экономическая социология". Первое поколение учеников сформировалось в 1960-1990-е в рамках прикладной социологии, а более конкретно - социологии труда. К его представителям относятся кандидат философских наук Т.А. Поршнева (производственная активность трудового коллектива), кандидат философских наук И.Ю. Никитина (роль экономического мышления в социальном развитии производственного коллектива), доктор философских наук Н.И. Латыш (профессионально-техническая школа и ее роль в социальном развитии рабочего класса). Второе поколение учеников развивалось преимущественно в 1990-2000-е в рамках экономической социологии, и в частности - методологии социальных механизмов регулирования экономических отношений и экономических процессов. К ним относятся: О.В. Терещенко (причинная модель как средство объяснения расслоения общества по уровню доходов); О.В. Кобяк (роль экономической культуры в регуляции экономического поведения хозяйствующего субъекта); кандидат социологических наук А.Б. Александрова (конкурентоспособность молодежи на рынке труда); кандидат социологических наук Д.И. Алехин (развитие малых форм предпринимательской деятельности); доктор социологических наук Ф.У. Мухаметлатыпов (трудовая мобильность: методология и реальные тенденции); Л.Г. Титаренко (технократическое сознание как проблема современности); И.И. Куропятник (экономическое стимулирование отраслей: социологический анализ). В настоящее время формируется третье поколение учеников в русле дисциплины "Экономическая социология и демография" . Внешнее признание БЭСШ, как республиканская научно-преподавательская школа, получила в 1990-е. Рассматривая на страницах журнала "Социологические иследования" перспективность категории "социальный механизм" , Т.И. Заславская отмечает (со ссылкой на учебник "Экономическая социология" Г.Н. Соколовой), что эта перспективность подтверждается не только использованием данной категории широким кругом обществоведов разного профиля, но и тем, что в последние годы она стала одним из базовых элементов методологии нескольких социологических школ (СОЦИС, 2002, № 8). В "Белорусской энциклопедии" Г.Н. Соколова определяется как основатель белорусской научной школы социологии труда и экономической социологии (Беларуская энцыклапедыя: В 18 т. Мн., 2002. Т. 14. С. 85). В настоящее время БЭСШ продолжает свое развитие как научное сообщество в единстве научного и обучающего направлений, совершенствует механизмы своего воспроизводства, обеспечивая преемственность научных традиций. Л.Г. Титаренко, О.В. Кобяк

Смотреть значение Белорусская Экономико-социологическая Школа в других словарях

Школа — ж. лат. немецк. училище, и бол. низшее. | Лесничее рассадник дерев, посевы и присадки разных возрастов, для разводки плодовых или лесных деревьев. | В верховой езде, манежная.
Толковый словарь Даля

Школа — школы, ж. (греч. schole). 1. Низшее и среднее учебное заведение. Поступить в школу. Здание школы. Строительство школ. 2. Название учебных заведений (низших, средних, высших, специальных).
Толковый словарь Ушакова

Школа Ж. — 1. Учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание. // здание, в котором помещается такое заведение. // разг. Коллектив одного такого учебного заведения.
Толковый словарь Ефремовой

Естественно-правовая Школа В Германии — - направление политической мысли Германии ХVII - XVIII в.в., представленное именами С.Пуфендорфа (1632-1694), Х.Томазия (1655-1728), Х.Вольфа (1679-1754) и др. В оценке государства исходили.
Политический словарь

Политического Реализма Школа — - развернутая политологическая система изучения международных отношений, с разработанным концептуальным аппаратом, собственными категориями, понятиями и критическим.
Политический словарь

Русская Государственная Школа — - направление в русской либеральной историографии второй половины XIX - начала XX в. К этому направлению относят идеи У.Чичерина (считающегося основателем данного направления).
Политический словарь

Чикагская Школа Политических Наук — - занимала доминирующее положение в американской политологии в период между мировыми войнами и оказала значительное влияние на развитие политических наук в целом.
Политический словарь

Антропологическая Школа Права — - одно из направлений в науке уголовного
права, возникла в 70-х гг XIX в. в Италии. Основоположником А.ш. является итальянский
врач-психиатр Чезаре Ломброзо (1835-1909.
Экономический словарь

Банковская Школа — теория
эмиссии, согласно которой роль
банков состоит в удовлетворении
потребности в денежных средствах, причем
эмиссия этих денежных средств ограничивается.
Экономический словарь

Бизнес-школа — - специализированное учебное
заведение для подготовки лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; обычно это центры при известных университетах.
Экономический словарь

Денежная Школа — теория
эмиссии, согласно которой каждая выпущенная банкнота должна быть обеспечена металлом. Противостояла банковской школе. Основным представителем этой школы.
Экономический словарь

Журнал Коммерческая Школа И Жизнь (1912-1917) — - академическое издание, издаваемое М.В.Побединским в противовес
журналу "Коммерческое
образование". В нем рассматривались проблемы коммерческого образования.
Экономический словарь

Институционально-социологическая Традиция Во Франции. Ф. Перру — Воззрения, весьма близкие американскому институционализму, получили в послевоенный период широкое развитие в Западной Европе, особенно во Франции, где они основывались.
Экономический словарь

Историческая Школа Права — - направление в юридической науке XIX в. Особенно заметное
развитие получила в Германии. Представители И.ш.п. выступали против идей естественного
права. Важнейшим.
Экономический словарь

Классическая Школа — наиболее представительное экономическое учение, имеющее глубокие исторические
корни, получившее широкое распространение и
признание в научной среде. В экономике.
Экономический словарь

Классическая Школа Уголовного Права — - ведущее направление в науке уголовного
права XVIu-XIX вв. Ее представители (Ч. Беккариа, А. Фейербах и др.) выдвинули ряд прогрессивных принципов уголовного права, сохранивших.
Экономический словарь

Классическая Школа Управления — - подход к управлению, сложившийся на раннем этапе и основанный на идентификации общих принципов для их рационального использования в
организации. Теоретики классической.
Экономический словарь

Методы Экономико-правового Анализа — - система методов, имеющих целью применение специальных экономических и бухгалтерских познаний в юридической практике (в оперативно-розыскной деятельности, уголовном.
Экономический словарь

Научная Педагогическая Школа — -
научное сообщество, выполняющее исследовательскую функцию (создание нового знания), педагогическую функцию (
передача знаний новым поколениям ученых) и создающее.
Экономический словарь

Новая Классическая Экономическая Школа — научная
школа, основывающая
анализ экономических колебаний на
предпосылках классической модели о гибкости цен и нейтральности денег. Новая
классическая.
Экономический словарь

Психологическая Школа Права — - одно из направлений правовой науки, сложившееся на рубеже XX в. одновременно с появлением психологических направлений в социологии и других социальных науках. С точки.
Экономический словарь

Реалистическая Школа Права — - одно из основных направлений правоведения в США, сложившееся в 20-х гг. XX в. и оказавшее существенное
влияние на последующее
развитие американской правовой мысли.
Экономический словарь

Социологическая Школа Права — - одно из направлений правовой науки XX в. Сторонники С.ш.п. считали, что действующие правовые акты не всегда адекватны экономическим и социальным
условиям. В этой.
Экономический словарь

Социологическая Школа Уголовного Нрава — - направление в науке уголовного
права. Возникло в конце XIX - начале XX вв. Представители школы - Ф.
Лист (Австрия), Э. Ферри (Италия), российские ученые И. Я. Фойницкий.
Экономический словарь

Феноменологическая Школа Права — - направление правовой мысли XX в., опирающееся на феноменологию (одно из течений субъективного идеализма). Основные представители: А. Рейнах, Ф. Кауфман, Г. Кониг, К. Коссио.
Экономический словарь

Школа — -1. направление в какой-либо области, науке; 2. выучка, достигнутый в чем-либо опыт; 3. учебное
заведение.
Экономический словарь

Школа Бухгалтерского Учета, Амстердамская — - направление в европейской бухгалтерской мысли середины XX в., связанное с именами Т.Лимперга и Л.Перидона. В области теории оценки представители А.ш.б.у. предложили переоценку.
Экономический словарь

Школа Бухгалтерского Учета, Англо-американская — - англоязычное направление в бухгалтерской науке XX в. Расцвет А.-а.ш. пришелся на межвоенный
период. Ее главными представителями можно считать: Шпруга,Литтлтона.
Экономический словарь

Школа Бухгалтерского Учета, Венецианская — - направление в итальянской бухгалтерской науке XIX - начала XX вв., объединявшее вокруг Ф. Бесты таких его последователей, как В. Альфиери, К. Гидилью и др. В.ш. отличали критика.
Экономический словарь

Школа Бухгалтерского Учета, Институалистская — - современное направление в англоязычной учетной мысли, альтернативное персоналистической школе. Главой И.ш.б.у. стал Д.Мэй. К крупным представителям относятся: Ф. Пикслей.
Экономический словарь

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Апрель 11, 2006

Веб-сайт "Экономическая социология" является тематический сайтом, содержащим учебные, справочные, исторические, информационно-статистические и другие материалы, отражающие генезис и современное состояние отечественной и западной экономической социологии через призму авторской парадигмы этой специальной социологической теории, которая разрабатывается доктором социологических наук, профессором, заслуженным работником образования Республики Беларусь, зав. сектором экономической социологии и социальной демографии Института социологии Национальной академии наук Республики Беларусь СОКОЛОВОЙ Галиной Николаевной.

Читайте также: