Икт в преподавании математики в школе

Обновлено: 02.07.2024

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построен учебный процесс. Поэтому применение информационных технологий в процесс обучения математики является неотъемлемой частью сферы образования и применение таких технологий позволит оптимизировать процесс обучения для развития их потенциальных возможностей учащихся, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации и увеличить насыщенность образовательного процесса.

Применять информационные технологии можно на любом этапе урока: при проверке домашнего задания, при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении, для контроля знаний.

Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет проводить уроки:

-на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация, видео);

-привлекает большое количество дидактического материала;

-повышает объём выполняемой работы на уроке;

-обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разноуровневые задания).

ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

-повышает качество знаний;

-продвигает ребёнка в общем развитии;

-помогает преодолеть трудности,

-вносит радость в жизнь ребёнка;

-создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Поэтому ИКТ вызывают интерес и активно внедряются мною в практической деятельности и цели, которые я ставлю при этом: развитие межпредметных связей математики и информатики; формирование компьютерной грамотности; развитие самостоятельной работы учащихся на уроке; реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.

Основные направления применения ИКТ, которые я использую в обучении математики:

1)Презентации – одно из наиболее распространенных и доступных направлений. Они позволяют наглядно продемонстрировать новый материал, организовать устный счет, решение задач по готовым чертежам, продемонстрировать тексты проверочных, самостоятельных, обучающих работ, тестов, а затем и ответы и ключи к ним, провести зарядку для глаз или физминутку.

2)Применение на уроке компьютерных тестов. Это позволяет за короткое время получить объективную картину уровня усвоения учебного материала и вовремя ее скорректировать. Значительно экономит время урока, а так же позволяет применять разно уровневые задания. Использую программы – тестировщики Краб-2, Mytest,Тест Билдер. В сети Интернет сейчас большое количество он-лайн тестов готовых и тех, которые можно создавать самим по всем темам и для подготовки к ГИА.

3) Использование интерактивной доски значительно расширяет возможности учителя, она позволяет управлять процессом презентации.

С помощью интерактивных досок можно:

-делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;

-демонстрировать и использовать материал веб-сайтов;

-изменять текст в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;

-сохранять на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках или через Интернет;

-сохранять во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради;

-демонстрировать учебные видеоролики;

-создавать рисунки, схемы и карты во время проведения урока.

4)Применение электронных учебников, электронных приложений к учебникам, электронных периодических изданий, справочников, обучающих компьютерных программ можно и на уроках, и в самостоятельной работе дома . электронные библиотеки, электронные книги,

5) Система интерактивного мониторинга и оценки знаний открывает большие возможности перед преподавателями школ в быстром и нетрудоемком проведении сбора и обработки данных, полученных в результате опроса школьников по любой теме предмета или простого анкетирования, а также предоставлении детальных отчетов о проведенной работе. Уже на протяжении 3 лет я использую в своей работе такую интерактивную систему мониторинга Votum.

6) Использование интернет ресурсов в подготовке к урокам, а именно в поиске учебной и методической литературы, возможность самостоятельного исследовательского поиска материалов, материалов для подготовки докладов и рефератов, для создания проектов.

7) В настоящее время дистанционное образование набирает свои обороты. Полезность проведения он-лайн уроков, консультаций, конференций, семинаров, конкурсов, вебинаров, заочных олимпиад неоспоримы.

На сегодняшний день использование ИКТ на уроках представляется актуальным и необходимым. Их применение не заменяет учителя, оно наполняет его деятельность новым содержанием, позволяя сосредоточиться на обучающих, воспитательных и развивающих функциях.. В учебном информационном пространстве владение средствами ИКТ, как учителем, так и учащимися, позволяет расширить кругозор детей, дать возможность раскрыться индивидуальным особенностям учащихся, разнообразить урок и подать материал разносторонне.

учитель физики и

Процесс информатизации, охвативший сегодня все стороны жизни современного общества, имеет несколько приоритетных направлений, к которым, безусловно, следует отнести информатизацию образования. Она является первоосновой глобальной рационализации интеллектуальной деятельности человека за счет использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ).

Конечные цели информатизации образования - обеспечение качественно новой модели подготовки будущих членов информационного общества, для которых активное овладение знаниями, гибкое изменение своих функций в труде, способность к человеческой коммуникации, творческое мышление и планетарное сознание станут жизненной необходимостью. Такое глубинное влияние на цели обучения опирается на потенциальные возможности компьютера как средства познавательно-исследовательской деятельности, средства, обеспечивающего личностно-ориентированный подход к обучению, способствующего развитию индивидуальных способностей обучаемых как в гуманитарных, так и в точных науках.

Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения.

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Формирование новых информационных технологий в рамках предметных уроков стимулируют потребность в создании новых программно-методических комплексов направленных на качественное повышение эффективности урока. Поэтому, для успешного и целенаправленного использования в учебном процессе средств информационных технологий, преподаватели должны знать общее описание принципов функционирования и дидактические возможности программно прикладных средств, а затем, исходя из своего опыта и рекомендаций, "встраивать" их в учебный процесс.

Новые требования предполагают, что каждый преподаватель должен в полной мере владеть компьютерными технологиями. В обязательном порядке пройти курсы повышения квалификации. Уметь пользоваться готовыми ЭОР и оставлять свои. Каждый педагог должен иметь свой собственный сайт.

Изучая литературу по данной теме, нашла ряд высказываний ученых разных времен

Цель знания – не запоминание огромного фактического материала в мельчайших подробностях, а способность легко и быстро ориентироваться в этой области. (А.Н. Теренин)

Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат… Функции школы не в том, чтобы дать специальный опыт, а в том, чтобы выработать последовательное методическое мышление. (М. Планк)

Если учащийся не переживает радости поиска и находок, не ощущает живого процесса становления идей, то ему редко удается достичь ясного понимания всех обстоятельств, которые позволили избрать именно этот, а не какой-нибудь другой путь. (А. Эйнштейн)

Собрав воедино основные положения, отмеченные в этих удивительно глубоких и современных по смыслу высказываниях можно выделить самое главное:

  1. Роль математики как учебного предмета чрезвычайно велика в плане формирования мировоззрения и творческого мышления учащихся не только в области естествознания, но и в самом общем смысле;
  2. Знания, твердые основы которых формируются при изучении математики в школе, должны быть максимально приближены к реальной жизни и повседневной практике:
  3. Изучение математики должно осуществляться так, чтобы учащиеся видели науку в постоянном историческом развитии и, желая изучать ее, испытывали удовлетворение и радость от процесса познания.

Изменения, которые происходят сегодня в современном обществе во многом определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования. Решить эту проблему старыми методами невозможно.

Эти доводы побудили меня к работе, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством новых информационных технологий.

Использование ИКТ в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е. решение одной из насущных проблем для современного общества.

Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:

  1. сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
  1. эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;
  2. индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
  3. раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
  4. осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

  1. гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,
  2. самостоятельно критически мыслить;
  3. грамотно работать с информацией;
  4. быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе.

С целью интенсификации обучения, наряду с ранее использовавшимися в обучении математике классическими формами обучения в школе и в самостоятельной работе учеников всё чаще используются программное обеспечение учебных дисциплин: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий, тематические компьютерные игры.

Возможности компьютера, при использовании адаптированных к нему дополнительных технологий: программных продуктов, Интернета, сетевого и демонстрационного оборудования, составляют материальную базу информационно-коммуникативных технологий.

Использование ИКТ на этапах процесса обучения

Информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах урока математики:

— самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;

— частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);

— использование тренинговых (тренировочных) программ;

— использование диагностических и контролирующих материалов;

— выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

— использование компьютера для вычислений, построения графиков;

— использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;

— использование игровых и занимательных программ;

— использование информационно-справочных программ.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:

— графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;

— возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

Кроме перечисленного, имеет большое значение тот факт, что в процессе работы ученика и учителя с использованием компьютерных технологий, ученик, во-первых, постепенно входит в реальный мир взрослых, производственную деятельность современного человека.

Во-вторых, повсеместное внедрение в жизнь современного человека ИКТ ставит учителя перед дилеммой: либо ты идёшь в ногу со временем, учишь детей по-современному, с использованием современных обучающих технологий, либо отстаёшь и уходишь из профессии .

При выборе условий для использования ИКТ мною учитываются:

— наличие соответствующих изучаемой теме программ;

— готовность учеников к работе с использованием компьютера;

Виды реализации ИКТ

Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:

  1. создание уроков с использованием ИКТ;
  2. творческая проектная работа учащихся;
  3. дистанционное обучение, конкурсы;
  4. библиотека, ресурсы Интернет;
  5. обязательные занятия по выботу;
  6. социально – психологический мониторинг становления личности учащегося;
  7. творческое взаимодействие с педагогами.

Формы использования ИКТ

В процессе преподавания математики, информационные технологии могут использоваться в различных формах. Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков:

  1. мультимедийные сценарии уроков;
  2. проверка знаний на уроке;
  3. подготовка к ИГА

Мультимедийные сценарии уроков Одно из преимуществ использования ИКТ является резкое увеличение времени самостоятельной работы. Такой процесс обучения позволяет развивать мышление, активизировать мыслительные процессы. Работа будет творческой, если в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи вновь добываемых знаний.

Практикую проведение таких уроков как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного.

Среди самых основных плюсов формирования материала на электронном носителе, по-моему, мнению, можно отметить разнородность учебного материала (текст, иллюстрации, анимация), интерактивность, мгновенный поиск. Все это информационное богатство, открывающее большие перспективы для учителя, конечно, невозможны на бумаге. Электронный учебник обладает рядом, несомненно, положительных свойств, выгодно отличающих его от традиционных учебников — текст учебника сопровождается большим количеством слайдов и видеофрагментов, усиливающих эмоционально-личностное восприятие учащимися изучаемого материала; использование такого учебника позволяет сделать на уроке намного больше, чем с помощью традиционных средств, повысить интерес к предмету математики. На своих уроках использую диски учебно-методической поддержки по математике.

Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, тесты в режиме on-line.

Интернет — прежде всего важный источник информации. В связи с ростом объёмов информации необходимо формировать информационную культуру. Под ней понимается знание источников информации, приёмов и способов рациональной работы с ними, применение их в практической деятельности. Поэтому вместе с учителем математики учащиеся используют ресурсы сети Интернет.

Контроль знаний на уроке

В данном блоке реализуется принцип доступности, компьютер выступает в роли рабочего инструмента как средство подготовки и хранения заданий и тестов и оценивании знаний учащихся.

Учитель заранее вводит в компьютеры тест и предлагает учащимся выполнить. Ученик работает самостоятельно в течение 5—10 минут. Объём и характер заданий позволяют выявить знания за 5—10 минут. Подобную работу на доске или в тетради учащийся способен выполнить в течение 15—20 минут.

Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов мною используются специально составленные мультимедийные презентации, тесты.

Качественные показатели эффективности работы

Продуманный выбор приоритетных направлений деятельности, квалифицированное планирование учебного процесса, ориентированное на цели и задачи обучения, применение ИКТ, повышение квалификации путем прохождения проблемных и постоянно действующих курсов, участие в работе семинаров, а также самообразование позволят мне добиваться стабильных результатов в обучении учащихся математике.

Школьный урок — это социальный заказ общества в системе образования, который обусловлен социально-психологическими потребностями общества, уровнем его развития, нравственными и моральными ценностями этого общества. К сожалению, процесс модернизации в системе образования проходит трудно. Связано это с тем, что педагоги нацеливают учащихся только на получение твердых теоретических знаний, часть которых, на мой взгляд, не получит практического применения в будущей жизни.

Не секрет, что сложившуюся практику преподавания математики характеризуют традиционное изучение математических формул, абстрактность математических понятий, которые обычно запоминаются механически.

На мой взгляд, на уроках математики заявленная проблема в какой-то степени может быть решена путём использования компьютерных технологий, которые, во-первых, имеют в своей основе строгий алгоритм действий ученика. Ведь не каждый ученик, выучив правила, может ими пользоваться. Использование алгоритмов, схем-карт, таблиц, то есть ориентирующих схем, упорядочивает процесс обучения.

Во-вторых, в связи с острой проблемой экономии времени в ходе учебного процесса перед современной школой также ставится задача — найти средства и приёмы обучения, позволяющие максимально экономить время на уроке. На мой взгляд, использование компьютера на уроках и является одним из таких средств.

В-третьих, я считаю, что обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий, — это и уровневая дифференциация, потому что в условиях этой технологии ученик имеет право на выбор содержания своего образования, уровня усвоения. При этом деятельность учителя должна обеспечить возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или более высоком уровне (по выбору ученика).

В соответствии с поставленными целями, ИКТ должны помочь ученику получить более качественные знания, которые необходимы для успешной сдачи ИГА.

Полученный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по информатики, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.

Из выше сказанного следует, что знания усваиваются учеником благодаря его собственной деятельности, организуемой и управляемой так, чтобы ученик имел перед собою реальные ориентиры, позволяющие ему совершать все действия правильно и одновременно контролировать себя.

Последнее десятилетие уходящего века поставило школу в ситуацию необходимости введения существенных изменений в систему обучения и воспитания учащихся. Эти изменения должна обеспечить реформа школы, которая продиктована модернизацией образования, компьютеризацией школ.

Я думаю, что применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в какой-то степени способствуют решению этой проблемы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МКОУ «Лодейнопольская средняя общеобразовательная школа № 2

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании математики

Выполнила: ЦАРЕВА Н.Г.

Должность/место работы:

г. Лодейное Поле

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании математики

Информационно-коммуникационные технологии – это технологии, предназначенные для совместной реализации информационных и коммуникационных процессов.

Информационные технологии – это совокупность процессов и методов поиска, сбора, хранения, обработки, представления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Коммуникационные технологии – это процессы и методы передачи информации и способы их осуществления.

Занятие с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и обучающего, позволяет обучающему работать в своем темпе, позволяет педагогу работать с обучающимися дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

Возможность дать ребёнку так много учебного материала, сколько он может усвоить.

Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

Средства ИКТ

Компьютер – универсальное устройство обработки информации.

Принтер – устройство, позволяющее фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную обучающимися или педагогом для обучающихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.

Мультимедийный проектор – это устройство, проецирующее изображение на экран посредством сигнала, полученного от компьютера, видеомагнитофона, CD или DVD-плеера, видеокамеры или телевизионного тюнера. Проектор радикально повышает уровень наглядности в работе педагога, даёт возможность обучающимся представлять результаты своей работы всему классу.

Экран – устройство для проецирования изображения с компьютера.

Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио– и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера ) – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Использование средств ИКТ – необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия.

Формы применения компьютера на занятиях:

использование медиа-ресурсов как источника информации (диски);

компьютерная поддержка деятельности педагога на разных этапах занятия;

использование компьютера для выполнения технологических карт;

В озможности информационно-коммуникационных технологий

Мультимедийное сопровождение уроков повышает эффективность получения знаний учащимися.

повышает эффективность получения знаний учащимися.

Разновидности мультимедийных продуктов:

1. Компьютерная презентация , которая создаётся с помощью программы Power Point, – представляет собой последовательность слайдов. С помощью данной программы можно создать:

– Презентация для изучения нового материала

Преимущество представления информации в виде презентации над информацией в виде речи:

1. Высвобождается большое количество времени, но презентация должна соответствовать темпу усвоения, записи учащихся.

2. Компьютер позволяет показать сложный опыт безопасно, объяснить его сущность, но это должно дополнять, а не заменять.

3. Презентация значительно облегчает управление уроком, организацию работы учащихся, но требует от учителя уверенного владения техникой, знания программ, готовности к работе в обычном режиме.

– Презентации для организации как фронтальной, так и групповой работы. С помощью презентаций также можно создавать маршруты для учащихся, т.е. виден конечный результат их деятельности. Например, составление карты путешествий, или игры по станциям.

– Презентации для самостоятельной проверки ЗУН учащихся. На любом этапе, используя презентацию, можно провести самостоятельную работу, и тут же ученики могут её проверить. После выполнения работы, ученики могут поменяться тетрадями и осуществить взаимопроверку работы. Применение презентаций на этом этапе тем хорошо, что затрачивается меньше времени на уроке, ученики видят результат сразу.

2. Электронные средства обучения:

Цифровые образовательные ресурсы.

Технические средства обучения.

Преимущества:

1. Возможность неоднократно повторять, останавливать, что позволяет учителю акцентировать внимание учеников.

2. Обращаться к теоретическому материалу, делать исторические ссылки, работать с определениями и законами.

3. Наглядность процессов, четкие изображения установок и моделей, незагромаждённость.

4. Моделирование процессов и явлений.

5. Получение и анализ графической зависимости.

1. Материал готовый, может быть устаревший.

2. Плотный поток информации, закодированный в различных формах, который учащиеся не всегда успевают обрабатывать, усваивать, запоминать.

4. Вытесняется живое общение с учителем.

5. Ученики выполняют роль сторонних наблюдателей.

3. Компьютерные тренажеры:

На уроках математики можно использовать тренажеры, как в классной, так и в домашней работе. Они представляют собой систему заданий по темам и идут, как электронное к УМК.

Особенности и недостатки тренажёров:

Программы, снабженные справочными материалами и большим количеством задач, упражнений, вопросов.

Моделирование реальных процессов, лабораторных опытов.

Освобождение учителя от рутинной работы.

Обратная связь, обнаружение ошибок, подсказки, примеры решения задач.

Ученики имеют возможность работать дома.

Возможность объективно оценивать успехи ученика.

Возможность фиксировать и анализировать ответы ученика и группы учащихся, но не формируются навыки устной и письменной речи.

ИКТ во внеурочное время

– Творческие домашние задания: составить кроссворд, анаграммы, ребусы, вопросы. У кого есть компьютер, те выполняют их в электронном виде, у кого нет, сдают в рукописном варианте. За это оценки не снижаются. Дети с удовольствием выполняют эти задания.

– Работа с тестами.

Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на занятиях, активизирует познавательный интерес обучающихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность.

Исходя из вышеуказанного, можно сказать, что информационно-коммуникационные технологии – одно из лучших средств, которое помогает человеку качественно приобретать знания и их использовать. А так же позволяет создавать условия для повышения процесса обучения. А если учащийся сам участвовал в процессе создания презентации, проектов, то это только удваивает эффект приобретения новых знаний. Поэтому необходимо более масштабное внедрение информационных технологий в образовательный процесс как средство повышения качества образования.

Использование ИКТ способствуют росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения умениями самостоятельного поиска, обработки и представления знаний, развитию личности учащихся и подготовке к комфортной жизни в условиях информационного общества.

Поэтому я для себя выделила основные направления повышения качества образования:

1. Повышение профессиональной компетенции учителя.

2. Использовать в образовательном процессе интеграцию содержания и познавательной деятельности учащихся, т.е. деятельный подход:

а) формировать умения;

б) использовать информационно-коммуникационные технологии, современные педагогические технологии, проблемный метод обучения, исследовательские и проектные технологии.

3. Контроль осуществлять дифференцированно на базовом уровне (репродуктивном), повышенном и высоким (продуктивном и творческом). Для контроля использовать ИКТ. Задания продумывать в соответствии с ТУПВ (требования к уровню подготовки выпускников).

4. Повысить мотивацию учеников на получение хорошего образования при помощи ИКТ.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики становится обычным явлением и позволяет расширить информационное поле урока, стимулирует интерес и пытливость ребенка. Поэтому я применяю компьютер в преподавании математики. Часто использую презентации, созданные самостоятельно средствами Microsoft Power Point или удачные, найденные в сети Интернет, но дополнительно переработанные под контингент учащихся своей школы, что позволяет:

продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений;

продемонстрировать абсолютно абстрактные понятия и объекты;

достичь оптимального темпа работы ученика;

повысить уровень наглядности в ходе обучения;

изучить большее количество материала;

показать ученикам красоту геометрических чертежей;

повысить познавательный интерес;

внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;

ввести уровневую дифференциацию обучения;

подтолкнуть учеников использовать домашний ПК для изучения математики;

достичь эффекта быстрой обратной связи.

К сожалению, при использовании ИКТ на своих занятиях, сталкиваюсь с рядом проблем:

– малое количество компьютеров;

– различный уровень подготовленности и развития обучающихся.

Эффективное использование средств ИКТ на занятиях позволяет сделать занятие более интересным, наглядным; вовлечь обучающихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность; стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности.

Таким образом, использование средств ИКТ позволяет:

активизировать познавательную деятельность обучающихся;

проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

повысить объем выполняемой работы на занятии в 1,5-2 раза;

усовершенствовать контроль знаний;

рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятия;

1. Компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы педагога и обучающихся.

2. Выводит на качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.

3. Использование ИКТ на занятиях позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

5. Использование мультимедийного проектора позволяет более эффективно работать над текстом (наглядно, эстетично, экономит время).

7. ИКТ развивает самостоятельность обучающихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к занятию, используя возможности сети Интернет.

8. Использование тестов не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность самим оценить свои знания, свои возможности.

9. Обучающиеся имеют возможность совершенствовать умения работать с компьютером.

10. Активное использование ИКТ на занятиях приводит к повышению интереса к изобразительному искусству и качества образования.

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.


На настоящем этапе развития, общество предъявляет к учащимся современной школы новые требования. Современный учащийся - это самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей человек. Усвоение знаний определяется многообразием и характером учебных действий. ИКТ выступает в этом процессе как одна из базовых педагогических технологий.

Главная задача каждого преподавателя — не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, творчеству, воспитывая, таким образом, активно мыслящую личность.

Ведущую роль в современном образовательном процессе занимает информатизация, дающая огромные возможности, поскольку эффективно применяется не только в передаче знаний, но и способствует саморазвитию ученика.

При использовании ИКТ появляются новые методы и организационные формы обучения.

Так, компьютерные технологии на уроке математики: экономят время, повышают мотивацию, позволяют провести многостороннюю проверку знаний, наглядно и красочно представляют материал.

Использование ИКТ позволяет:

- решать общеобразовательные, воспитательные и развивающие задачи;

- поставить каждому обучающемуся конкретные задачи, в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;

- применить различные типы электронных средств учебного назначения, активизирующие учебную деятельность;

- частично освободить преподавателя от контролирующих функций;

- сформировать у школьников навыки самостоятельного овладения знаниями;

- развить навыки поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;

- возможность интегрирования всех форм наглядности;

- возможность немедленной обратной связи.

Применение ИКТ является одним из способов оптимизации учебного процесса за счет активной учебной деятельности.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебный и воспитательный процесс, используются информационные технологии. Это стимулирует заинтересованность учащихся в изучении предмета, следовательно, повышается и качество знаний по предмету, а также обеспечивает:

- экономию времени при объяснении нового материала;

- представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;

- воздействие на разные системы восприятия учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала;

- постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися.

1) Отсутствие в школе и в личном пользовании учеников и учителей необходимого количества компьютерной техники.

Учителя математики практически не имеют возможности проводить занятия по своему предмету в компьютерных классах.

2) Отсутствие учителей математики, подготовленных на достаточно высоком уровне в области владения компьютерной техникой.

Информационные технологии позволят осуществить в обучении учащихся индивидуальный подход, несмотря на большую наполняемость классов, охватить больший объём материала без потери качества усвоения знаний, создать условия для самообучения.

Информационная технология обучения - процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники, позволяют воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Внедрение компьютерных технологий не только обогатило учебно-воспитательный процесс, оно сыграло и неоценимую роль в том, что ученики стали смотреть на компьютер не как на дорогую игрушку, они увидели в ней друга, который помогает им учиться познавать мир, мыслить и творить. Изучение компьютерных технологий позволяет развивать у учащихся алгоритмическое и логическое мышление, воображение, желание самоутвердиться, получить конечный результат. Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач, всё это предъявляет качественно новые требования к общему образованию, цель которого -заложить потенциал развития личности.

Использование информационных технологий в учебном процессе способствует росту профессионального мастерства учителя, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к жизни в условиях информационного общества.

Использование видеопроектора и экрана по сравнению с ТСО позволяет всё делать в доступном редакторе, намного красочнее, крупнее, нагляднее, ведь нет ограничения в использовании цветов, и ничего не надо экономить, тратиться на бумагу и краски. Для создания урока использовалась наиболее доступная и простая среда Microsoft Office PowerPoint. Слайды, созданные в этой среде, отображают основные этапы урока, тексты практической работы, домашние работы, основные формулы, графики, таблицы и прочее. Чертежи на экране - это крупно, ровно, красочно, ярко.

Современные информационные технологии становятся важнейшим инструментом модернизации школы в целом – от управления до воспитания и образования. Учитель решает, исходя из индивидуальных особенностей ученика, как его учить. Учителю важно получать достаточно полную и объективную информацию о процессах личностного становления ученика, всячески содействуя этому процессу.

Таким образом, задача учителя использующего ИКТ:

- обеспечить фундаментальную математическую подготовку детей;

- сформировать информационную и методическую культуру, творческий стиль деятельности учащихся;

- подготовить учащихся к использованию ИКТ.

Использование компьютерных презентаций на уроках математики – это современные технологии представления информации. Использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал. При решении устных упражнений, презентация даёт возможность учащимся оперативно выполнять задания.

Учебная презентация может представлять собой конспект урока. В этом случае, она состоит из основных составляющих традиционного урока.

- основные этапы урока;

Мультимедийные презентации — это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

1. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалько.- М.: Изд-во Моск. психол. — социал. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2002–352 с.

2. Машбиц, Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: педагогическая наука - реформе школы / Е. И. Машбиц. –М.: Просвещение, 2003.-192 с.

3. Андресен, Бент Б. Мультемедиа в образовании: специализированный учёный курс / Бент Б. Андресен, Катя Ван Ден Бринк; пер.с.англ.-2-е изд., испр. и доп. — М.: Дрофа, 2007.-224 с.

4. Захорова И. Г. Информационные технологии в образовании. Москва, Академия. 2003–192 с.

5. Драхлер. А. Б. Сеть творческих учителей. Бином. Лаборатория знаний. 2008–171 с.

Основные термины (генерируются автоматически): урок математики, учебный процесс, ИКТ, информационное общество, компьютерная техника, основной этап урока, учащийся.

Читайте также: