Икт компетенции ученика средней школы по фгос

Обновлено: 05.07.2024

В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Многие считают, что главные приоритеты новых стандартов образования должны базироваться на развитии ИКТ грамотности учащихся и формировании ИКТ-компетентности на всех ступенях обучения. Под ИКТ грамотностью понимают использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления информацией, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

ИКТ-компетентность это уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

Информационно-коммуникационная компетентность школьников определяется как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее опознавания-определения, организации, обработки, оценки, а также ее создания-продуцирования и передачи-распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

ИКТ-компетентность можно рассматривать, как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ. Принципиальным является то, что ИКТ-компетентность носит надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер.

Таким образом, ИКТ-компетентность можно определить, как способность решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Формирование информационно-коммуникационной компетентности это не только (и не столько) формирование технологических навыков. Это появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и для иных потребностей.

Этапы работы с информацией .

1)Определение информации.
2) Управление информацией.
3) Доступ информации.
4) Интеграция информации.
5) Оценка информации.
6) Создание информации.
7) Передача информации.

Формирование ИКК компетенции в школе.

Основы информационно-коммуникативной компетентности закладываются в начальной школе и развиваются в основной и старшей. Наиболее эффективно такое развитие может идти в сочетании с такой учебной деятельности, где продолжается систематическое освоение новых элементов компетентности, где она используется, оценивается и совершенствуется.

Современная школа не только источник получения информации, а место, где учат учиться, где учитель не просто проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, как альтернатива понятию обучение.

Информационная компетенция относится к группе ключевых компетенций школьников, и включает в себя навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; владение современными средствами информации и информационными технологиями; а также поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачу.

Показатели ИКТ компетентности современного хорошо успевающего ученика средней школы:

понимание системного образования как один из процессов происходящих в глобальной информационной паутине, т.е. невозможность выключения системы школьного образования из современного мира;

ученик свободно входит в систему получения информации и получает базовые навыки обработки полученной информации;

воспитание и формирование индивидуальных способностей к анализу, т.е. творческому подходу восприятия информации;

воспитание и обучение навыкам получения, хранения и последующего использования информации.

Весьма актуален процесс передачи ИКК от учителя к ученику, он формирует ИКК ученика, предполагает и основывается на главных способах формирования ИКК ученика:

изучение компьютерных технологий вкупе со способами обработки информации и их применении на практике, подкрепленное изучением теории;

активизация самостоятельной деятельности для получения новых знаний;

реализация творческого подхода в поиске решения проблемной ситуации;

участие в дистанционном образовательном процессе;

повышение заинтересованности педагогов и школьников в развитии информационной базы знаний.

Какие же подходы и задания лежат в основе развития ИКК?

Создание презентаций учащимися как вид домашнего задания.

Учащиеся очень охотно откликаются на предложение выполнить самостоятельную творческую работу по предмету и иллюстрировать её авторской презентацией. Хотя многие ребята хорошо работают в программе Power Point, но этого недостаточно для создания предметной презентации.

Технология создания учащимися предметных презентаций - процесс изучения информационного блока с выявлением ключевых понятий в их взаимосвязи. Совместно с учителем составление сценария предполагаемой презентации, обсуждение содержания и дизайна каждого слайда. В процессе обсуждения учащийся еще раз повторяет изучаемый учебный материал, анализирует и систематизирует его, представляет в краткой графической форме. - Самостоятельная работа учащихся по созданию слайдов, поиск иллюстраций, схем, интересных фактов, фотографий. Данный этап может быть использован и как вариант домашнего задания.

Включение в презентацию слайдов обратной связи контролирующего характера (проверь себя, ответь на вопросы, выбери правильный ответ), при этом вопросы и ответы на них составляет сам учащийся. Оформление презентации с использованием эффектов анимации, что позволяет последовательно предъявлять изучаемый материал по ходу урока. Заключительный этап – обсуждение и/или конкурсный отбор представленных ученических работ, создание групповых презентаций по данной теме. Предостережение учащихся от типичных ошибок при создании мультимедийной презентации позволяет и качественно подготовить урок и повысить мотивацию учащихся к изучению предмета.

Основные принципы разработки учебных презентаций:

Оптимальный объем – наблюдения показывают, что наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 20 слайдов. Зрительный ряд из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемой темы.

Доступность – обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся.

Разнообразие форм – разные люди в силу своих индивидуальных особенностей воспринимают наиболее хорошо информацию, представленную разными способами. Кто-то лучше воспринимает фотографии, кто-то схемы или таблицы и.т.д.

Учет особенности восприятия информации с экрана - занимательность, красота и эстетичность, динамичность презентации.

Презентация дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность задания. Составление электронных презентаций учащимися - один из видов домашнего задания. Эти требования не должны быть жесткими и звучать только в виде рекомендаций, чтобы не ограничивать фантазию ученика. Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, причем одну из самых сейчас распространенных программ PowerPoint, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Еще одна явная польза от такого рода домашних заданий. Учитель совместно с учащимися создает банк методических материалов. Учащиеся здесь - первые помощники.

Возможны различные варианты.

Вы хотите, чтобы Вашу работу оценили?

Почему у Вас получилась именно такая презентация?

Что общего в представленных Вами презентациях?

Чем Ваши презентации различаются?

Какие рекомендации Вы учитывали, создавая презентацию?

Прием составления кластеров в электронном виде.

Кластер – графический способ, позволяющий представить большой объём информации в структурированном и систематизированном виде, выявить ключевые слова темы. Это графическая схема из овалов, квадратов и других фигур. В центре кластера, в главной фигуре, – основная проблема, тема, идея. В фигурах следующего уровня – классифицирующие признаки или основания для систематизации, в фигурах третьего уровня – дальнейшая детализация и т.д. Кластер содержит ключевые слова, ключевые идеи с указанием логических связей между текстовыми субъектами, которые придают картине целостность и наглядность.

Кластер (как и все графические схемы) является моделью изучаемой темы, позволяет увидеть её целиком. Повышается мотивация, т.к. легче воспринимаются идеи. Человеку всегда нужны графические образы. Мозг запоминает модели. Представление информации учащимися в виде кластера способствует её творческой переработке, поэтому обеспечивает усвоение информации на уровне понимания. Важно и то, что построение кластеров позволяет выявить систему ключевых слов, которые могут быть использованы для поиска информации в Интернете, а также для определения основных направлений исследований учащихся, выбора тем учебных проектов.

Построение кластеров воспринимается учащимися как творческая работа, где возможна реализация собственного видения проблемы, собственного подхода, вариативности, как средство самореализации, самоутверждения. Включение каждого ученика в три вида деятельности (думаю, пишу, проговариваю) обеспечивает внутреннюю обработку информации. Эти факторы способствуют усвоению нового материала на уровне понимания и осмысления, развитию учебно-познавательной мотивации и активности (особенно у тех, кто плохо вписывается в систему традиционного, иллюстративно-объяснительного обучения). И самое главное – учащиеся практически осваивают способ самостоятельного приобретения нового знания, самостоятельного обучения на основе текстов, который могут применять в дальнейшем, и с удовольствием учиться в течение всей жизни. У них формируется функциональная грамотность, информационно-коммуникативная компетенция.

В работе с презентациями, кластерами осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление.

При организации проектной деятельности используются элементы технологии сотрудничества, которые позволяют всем участникам проекта полноценно осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, научиться работать совместно и самостоятельно. Метод проектов применяю в виде самостоятельной групповой работы учащихся в течение определенного времени с использованием современных средств информационных технологий.

Проблемное обучение. Проблемное обучение реализуется мною с помощью систем проблемных заданий, предполагающих активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Указанные технологии органично взаимосвязаны и интегрированы между собой. Они легко вписываются в учебный процесс, традиционно организованный в виде классно-урочной системы, и способствуют успешному усвоению учебного материала, интеллектуальному и нравственному развитию детей, обеспечивают их самостоятельную активную познавательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей и возможностей, формируют коммуникативные качества, создают атмосферу заботы, сотрудничества и сотворчества.

1. Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетенции, предъявляемые Государственными стандартами образования:

умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;

умение работать в группе;

умение находить информацию в различных источниках;

осознание полезности получаемых знаний и умений.

2. Формирование информационной компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда ученик становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем.

3. Выработка подлинной информационной компетентности, прежде всего, предполагает формирование универсальных навыков мышления и решения задач. К ним относятся умения наблюдать и делать логические выводы, использовать различные знаковые системы и абстрактные модели, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл высказываний, неуклонно самостоятельно работать над повышением своей компетентности в этой сфере.

4. ИКТ–компетентность — это общешкольное умение. Наша общая задача — сделать акцент на формирование этих умений в соответствии с требованиями информационного общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде: для этого учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности (грубо говоря, помнить о ней всегда); потребуется изменение дидактических целей типовых заданий, которые вы обычно даете своим учащимся (целей будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ - компетентности); формированию ИКТ - компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.). Учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.

2. Семёнов, А.Л. Качество информатизации школьного образования. Структура, уровни, способы оценки ИКТ - компетентности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования для формирования универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 Г.Химки Формирование ИКТ – компетенции обучающихся на ступени основной школы в рамках ФГОС. ПОДГОТОВИЛИ: БИЧЕЙКИНА М.Н., МАНУКЯН С.А., ЦЫГАНОК Ю.А.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3

Формирование ИКТ – компетенции обучающихся на ступени основной школы в рамках ФГОС.

ПОДГОТОВИЛИ: БИЧЕЙКИНА М.Н., МАНУКЯН С.А.,

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования для формирования универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования для формирования универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды.

Без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Понятие ИКТ-компетентностью определяется, какими же навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле. В порядке повышения сложности познавательных действий, необходимых для их выполнения это:

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом особо выделяется сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом особо выделяется сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

ВИДЫ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ Информационная Потребительская Знания, умения, мотивация и ответственность, связанные цифровой информации и ее критическим осмыслением. Техническая Навыки, позволяющие решать с помощью цифровых устройств и интернета различные повседневные задачи, для удовлетворения различных потребностей эффективное и безопасное Использование технических и програм­мных средств Коммуникативная знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для различных форм коммуникации.

Знания, умения, мотивация

и ответственность, связанные цифровой информации и ее

критическим осмыслением.

Навыки, позволяющие решать с помощью цифровых устройств

и интернета различные повседневные

задачи, для удовлетворения различных

потребностей

эффективное и безопасное

Использование технических и програм­мных средств

знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для различных форм коммуникации.

Цифровая компетентность состоит в том, чтобы дать цифровому гражданину возможность грамотно и безопасно использовать возможности ИКТ-ресурсов, а так же отстаивать свою индивидуальность в интернете, не быть слепой жертвой социального влияния интернет­ знакомых и маркетинговых компаний в социальных сетях, осознанно формировать свою идентичность, свои ценности и убеждения, конструируя в диалоге с другими людьми новую культуру цифрового мира.

Цифровая компетентность состоит в том, чтобы дать цифровому гражданину возможность грамотно и безопасно использовать возможности ИКТ-ресурсов, а так же отстаивать свою индивидуальность в интернете, не быть слепой жертвой социального влияния интернет­ знакомых и маркетинговых компаний в социальных сетях, осознанно формировать свою идентичность, свои ценности и убеждения, конструируя в диалоге с другими людьми новую культуру цифрового мира.

Для выявления уровня ИКТ-компетенции учащихся МБОУ СОШ № 3 и, возможно, её дальнейшей коррекции, нами было проведено исследование.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • анализ источников, средств и способов повышения цифровой компетентности подростков;
  • исследование образа интернета у российских подростков;
  • исследование знаний, умений, мотивации, ответственности и безопасности при использовании интернета подростками.

из возрастной категории 13 – 16 лет, методом личного, анонимного интервью по анкетам.

Анализ источников, средств и способов повышения цифровой компетентности подростков. Большинство и подростков обучались пользованию интернетом самостоятельно. Помощь школьных учителей подростки оценивают невысоко: лишь 40 % школьников полностью или частично удовлетворены знаниями об использовании интернета, которые они получили в школе. Подростки и взрослые по-разному видят источники повышения своей цифровой компетентности. Подростки рассчитывают в основном на себя самих и своих друзей, обучаясь самостоятельно или через специальные программы в интернете.

Анализ источников, средств и способов повышения цифровой компетентности подростков.

Большинство и подростков обучались пользованию интернетом самостоятельно. Помощь школьных учителей подростки оценивают невысоко: лишь 40 % школьников полностью или частично удовлетворены знаниями об использовании интернета, которые они получили в школе. Подростки и взрослые по-разному видят источники повышения своей цифровой компетентности. Подростки рассчитывают в основном на себя самих и своих друзей, обучаясь самостоятельно или через специальные программы в интернете.

Исследование образа интернета у российских подростков.

Для ответа на этот вопрос, учащимся было предложено ответить на вопросы.

Ответы учащихся даны по рейтингу.

Также встречались варианты: оружие, одежда, корабль, девушка.

Какие эмоции Вы испытываете при работе с Интернетом?

Что Вы делаете в сети?

  • Социальные сети
  • Просморт фильмов, прослушивание музыки, чтение книг
  • Учеба

Сколько времени вы проводите в сети Интернет? В будни: В выходные: Среднее значение – 5 часов Среднее значение – 6-7 часов Какие устройства используются для выхода в Интернет? Смартфон/планшет Свой ноутбук или ПК ТВ Подростки считают основными преимуществами интернета обилие интересной и развивающей информации, наличие возможностей для знакомства и общения с друзьями, быстрый и бесплатный доступ к разнообразным ресурсам, доступ к раз- влечениям, играм, фильмам и книгам, возможность готовиться к занятиям в школе.

Сколько времени вы проводите в сети Интернет?

В будни: В выходные:

Среднее значение – 5 часов Среднее значение – 6-7 часов

Какие устройства используются для выхода в Интернет?

Подростки считают основными преимуществами интернета обилие интересной и развивающей информации, наличие возможностей для знакомства и общения

с друзьями, быстрый и бесплатный доступ к разнообразным ресурсам, доступ к раз-

влечениям, играм, фильмам и книгам, возможность готовиться к занятиям в школе.

Исследование знаний, умений, мотивации, ответственности и безопасности при использовании интернета подростками

Исследование знаний, умений, мотивации, ответственности и безопасности при использовании интернета подростками

Индекс Цифровой = Компетенции Знания + Умения + Мотивация + Ответственность 4 Индекс Цифровой = Компетенции 48% МБОУ СОШ № 3

Индекс Цифровой = Компетенции

Знания + Умения + Мотивация + Ответственность

Индекс Цифровой = Компетенции

Высокая скорость технологических изменений является важным показателем информационного общества. Поэтому существенной составляющей цифровой компетентности современного человека должна стать также его готовность не только самостоятельно осваивать новые информационные технологии, оценивать их возможности и риски, но и быть готовым к восприятию все возрастающего темпа изменений и постоянному обновлению знаний и приобретению новых компетенций.

Для формирования качественной ИКТ-компетенции учащихся необходимо поднять на высокий уровень ИКТ-компетенцию преподавателя. Для этого необходимо решать следующие задачи: непрерывное повышение квалификации учителей в области использования ИКТ в обучении; программно-аппаратное обновление и сопровождение функционирования оборудования и информационных ресурсов образовательного учреждения, техническое сопровождение ИКТ и предоставление доступа к Интернету; информационно–методическое сопровождение педагогической деятельности учителей с использованием ИКТ.

Для формирования качественной ИКТ-компетенции учащихся необходимо поднять на высокий уровень ИКТ-компетенцию преподавателя.

Для этого необходимо решать следующие задачи:

  • непрерывное повышение квалификации учителей в области использования ИКТ в обучении;
  • программно-аппаратное обновление и сопровождение функционирования оборудования и информационных ресурсов образовательного учреждения, техническое сопровождение ИКТ и предоставление доступа к Интернету;
  • информационно–методическое сопровождение педагогической деятельности учителей с использованием ИКТ.

Формой оценки сформированности ИКТ-компетентности обучающихся является многокритериальная экспертная оценка текущих работ и цифрового портфолио по всем предметам.

На сегодняшний день ясно одно – школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, уже знакомы на практике с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества. ФГОС является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества. Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД). Без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Поэтому целью программы “Формирование ИКТ-компетентности учащихся” считаем: развитие у обучающихся навыков сотрудничества и коммуникации, самостоятельного приобретения, пополнения и интеграции знаний; способностей к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

  1. формирование единого информационного пространства школы МКОУ “СОШ №4 р.п. Линево”;
  2. повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов МКОУ “СОШ №4 р.п. Линево”;
  3. формирование информационной культуры учащихся, повышение их уровня общеобразовательной подготовки в области современных информационных технологий.

Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения школьников.

1. Принципы формирования единого информационного пространства

В центре внутреннего единого информационного пространства школы должен находиться ученик. Единое информационное пространство школы создается ради того, чтобы учащийся за годы обучения в школе мог получать самые передовые знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру и при этом успевал посещать кружки, секции, читать книги и т.д. Единое информационное пространство школы должно быть открыто и подчинено образовательному и воспитательному процессу, обеспечивать и обслуживать, в первую очередь, учебную деятельность школы и как ее необходимое условие - управленческую. Таким образом, наряду с учеником в центре должны находиться и остальные участники педагогического процесса: учителя, родители и администрация.

)

Открытость информационного пространства школы предполагает обеспечение обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса как на внутреннем школьном уровне (администрация, учителя, учащиеся, родители), так и на внешнем (педагогические сообщества, управляющие структуры, СМИ). Открытое информационное пространство обеспечивает прозрачность школы для родителей и общественности, поднимая тем самым уровень доверия к системе образования (схема 1).

Построение открытого информационного пространства в нашей школе будет осуществляется путём по совершенствованию каждого компонента ЕИП:

  • 100% обеспечение рабочих мест учителей компьютерами и проекционным оборудованием;
  • создание локальной сети с выделенными серверами, включающей проводные и беспроводные сегменты, обеспечивающей беспроводное подключение в любой точке школы;
  • обеспечение мобильности учителей и учащихся за счет увеличения доли портативных компьютеров, замены морально устаревших стационарных компьютеров портативными;
  • увеличение доли кабинетов, оснащенных интерактивной доской (интерактивной насадкой).
  • приобретение серверного и другого ПО, позволяющего повысить эффективность школьных информационных процессов;
  • формирование и развитие локального хранилища ЦОР с доступом через школьный web-сервер на основе предоставляемых в свободном доступе ЦОР федерального центра информационно-образовательных ресурсов и других источников по всем школьным предметам с возможностью его использования за пределами образовательного учреждения;
  • формирование банка контрольно-измерительных материалов (включая КИМы по ЕГЭ и ГИА) по всем школьным предметам с возможностью его использования за пределами образовательного учреждения;
  • перевод в единый цифровой формат школьного и образовательного видео, размещение этого банка на одном сервере;
  • совершенствование сетевых технологий доступа через web-интерфейс ко всему многообразию имеющихся ЦОР (спутниковое телевидение, видео, образы CD-дисков, хранилищу ЦОР иных типов) по принципу “единого окна”;
  • совершенствование и расширение личного информационного пространства учителя и образовательного учреждения на основе создания сайтов в локальной сети и в сети Интернет.
  • система методической поддержки учителей в области использования информационных технологий;
  • интеграция педагогических и информационно-коммуникационных технологий;
  • проектная деятельность учащихся на основе использования средств ИКТ (пресс-центр, газета “Радуга”, видео-студия, классные и предметные проекты);
  • информирование родителей посредством ИК-технологий о деятельности школы, расширение спектра данного вида услуг (школьный сайт, наличие интерактивной обратной связи с администрацией школы, ИС “Дневник.ру”).
  • локальные акты школы (О системе постоянной методической поддержки учителей в области ИКТ, Об электронном журнале, О медиатеке, О Совете по контентной фильтрации, О сайте школы и др.);
  • должностные обязанности работников ответственных за информатизацию;
  • приказы директора;
  • договоры о сотрудничестве с ВУЗами, со школами.

2. Принципы формирования ИКТ-компетентности педагогов

  • непрерывное повышение квалификации учителей в области использования ИКТ в обучении (причем без отрыва от работы).
  • Программно-аппаратное обновление и сопровождение функционирования оборудования и информационных ресурсов образовательного учреждения, техническое сопровождение ИКТ и предоставление доступа к Интернету;
  • информационно–методическое сопровождение педагогической деятельности учителей с использованием ИКТ.

В нашей школе в этом направлении работает МЦ “Внедрение ИКТ в образовательный процесс”. Основываясь на опыт работы центра и изучив теоретический материал, была разработана модель “Учителя с высоким уровнем ИКТ-компетентности” (схема 2).


Только после этого мы можем говорить о том, что педагог владеет профессиональной ИКТ–компетентностью и может переходить от единичных случаев проведения уроков в компьютерном кабинете к использованию ИТ в образовательном процессе в системе. В соответствии с ФГОС (требования к условиям) весь образовательный процесс отображается в информационной среде, в нашем случае это Дневник.ру. Это значит, что в Дневник.ру размещается поурочное календарно-тематическое планирование по каждому курсу, материалы, предлагаемые учителем учащимся в дополнение к учебнику, в частности гипемедийные иллюстрации и справочный материал. В Дневник.ру размещаются домашние задания, которые, помимо текстовой формулировки могут включать видео-фильм для анализа, географическую карту и т.д. Они могут предполагать использование заданных учителем ссылок в интернете, или свободный (ограниченный образовательными рамками) поиск в сети. Там же учащийся размещает результаты выполнения аттестационных работ, “письменных” домашних заданий, чтения текста на иностранном языке, отснятый им видеофильм, таблицу экспериментальных данных и т.д., учитель их анализирует и сообщает учащемуся свои комментарии, размещая свои рецензии в ИОС, текущие и итоговые оценки учащихся.

1. Продолжение полученного путем самообразования формирования компьютерной грамотности, обеспечивающей знания, умения и навыки в сфере ИКТ.

2. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.

3. Интерактивные технологии обучения.

4. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

3. Принципы формирования ИКТ-компетентности учащихся

Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

Более эффективным способом формирования ИКТ-компетентности учащихся, считаю в интегративных межпредметных проектах, во внеурочной деятельности. В то же время, освоение ИКТ-компентентности в рамках отдельного предмета содействует формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в формировании УДД. Например, формирование общих, метапредметных навыков поиска информации происходит в ходе деятельности по поиску информации в конкретных предметных контекстах и средах: в русском и иностранных языках, истории, географии, естественных науках происходит поиск информации с использованием специфических инструментов, наряду с общепользовательскими инструментами. Во всех этих случаях формируется общее умения поиска информации.

Общий принцип формирования ИКТ-компетентности состоит в том, что и конкретные технологические умения и навыки и универсальные учебные действия, по возможности, формируются в ходе их применения, осмысленного с точки зрения учебных задач, стоящих перед учащимся в различных предметах.

Начальные технические умения формируются в начальной школе в курсе Технологии и Информатики. Начальные умения, относящиеся к видео- и аудио- записи и фотографии формируются в области Искусства. В этой области учащиеся получают представление о передаче содержания, эмоций, об эстетике образа. Важную роль играют синтетические жанры, например, рисованная и натурная мультипликация, анимация. Существенным фактором оказывается возможность улучшения, совершенствования своего произведения. В области Естествознания (окружающего мира) наибольшую важность имеет качество воспроизведения существенных с точки зрения анализа явления деталей, сочетание изобразительной информации с измерениями.

Перечисленные положения применимы при формирования ИКТ-компетентности и в начальной и в основной школе.

При этом освоение ИКТ в рамках образовательных областей Искусства и Технологии, при всей возможной вариативности программ этих предметов не должно подменять работу с материальными технологиями и в нецифровой среде. Доля учебного времени, где работа идет только в цифровой среде не должна превышать 35% в Технологии и 25% в Искусстве.

Курс Информатики и ИКТ в 7-9-х классов основной школы подводит итоги формирования ИКТ-компетентности учащихся, систематизирует и дополняет имеющиеся у учащихся знания, дает их теоретическое обобщение, вписывает конкретную технологическую деятельность в информационную картину мира. Элементы образовательной ИКТ - компетентности учащихся приведены в Приложении 1.

Эффективная модель формирования ИКТ-компетентностности, когда ученики учат других – и в режиме лекции и в режиме работы в малой группе и в режиме индивидуального консультирования. В ходе этого достигаются метапредметные и личностные результаты для всех участников. Учащиеся могут реализовывать различные сервисные функции, в том числе – обслуживать технику и консультировать пользователей.

    рост материально-технического и ресурсного обеспечения образовательной системы школы;
  • удельный вес численности педагогов, использующих информационные технологии в учебном процессе для индивидуального подхода и в классном коллективе;
  • увеличение количества педагогов, использующих дистанционное обучение;
  • количество победителей в виртуальных конкурсах, дистанционных и эвристических олимпиадах;
  • количество участников и победителей в научно-практической конференции разных уровней;
  • количество участников образовательного процесса, вовлеченных в интегративные творческие проекты;
  • количество сетевых образовательных объединений педагогов.

Оценка ИКТ-компетентности педагогов.

  • учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности;
  • потребуется изменение дидактических целей типовых заданий, которые вы обычно даете своим учащимся (целей будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ-компетентности);
  • на уроках следует выделять время для самостоятельной работы с текстом с дальнейшим групповым обсуждением;
  • формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.).

Оценка ИКТ-компетентности обучающихся.

Основной формой оценки сформированности ИКТ-компетентности обучающихся является многокритериальная экспертная оценка текущих работ и цифрового портфолио по всем предметам. Наряду с этим учащиеся могут проходить текущую аттестацию на освоение технических навыков, выполняя специально сформированные учебные задания, в том числе – в имитационных средах. Важно, чтобы эти задания не становились основной целью формирования ИКТ-компетентности. Оценка качества выполнения задания в имитационной среде может быть автоматизирована.

  • любое тестовое задание дается в виде описания жизненной ситуации (сценарий задания). Это делается специально, для того чтобы сымитировать реальную среду, в которой учащемуся приходится решать аналогичные задачи;
  • особое внимание необходимо сделать на объем текста, который учащийся должен прочесть и переработать при выполнении задания. По данным Министерства образования и науки РФ, средний девятиклассник функционально читает текст со скоростью 200 слов в минуту.
  • выполнение задания не требует знаний по конкретной школьной дисциплине: содержание заданий построены на общекультурных вопросах, “житейских” ситуациях и т.д.

При определении компетентности школьников в области использования ИКТ акцент должен делаться, прежде всего, на оценке сформированности соответствующих обобщенных познавательных навыков (умственных навыков высокого уровня). Для оценки сформированности таких навыков необходим специализированный инструмент, который позволяет оценить демонстрируемые школьниками способности работать с информацией в ходе решения специально подобранных задач (в контролируемых условиях), автоматизировать процедуру оценки уровня ИКТ-компетентности учащихся и учителей. Процедура проведения измерений ИКТ-компетентности называется тестированием. В ходе этой процедуры учащиеся выполняют последовательность контрольных заданий, которые в совокупности образуют тест. Тексты (или описания) заданий естественно называть контрольно-измерительными материалами (КИМ). Тест состоит, как правило, из нескольких типов заданий. Будучи встроены в программную оболочку инструмента, задания превращаются в автоматизированный тест.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Достижение цели считаю возможным через решение
следующих задач:

•формирование единого информационного пространства школы;

•повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов ОО;

•формирование информационной культуры учащихся, повышение их уровня общеобразовательной подготовки в области современных информационных технологий.

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СОГЛАСНО ФГОС Косова Марина Александровна, учитель информатики и ИКТ, МОУ СОШ №4 г.о. Орехово-Зуево Московской области

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СОГЛАСНО ФГОС

Косова Марина Александровна, учитель информатики и ИКТ, МОУ СОШ №4 г.о. Орехово-Зуево Московской области

Достижение цели считаю возможным через решение следующих задач :

  • формирование единого информационного пространства школы;
  • повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов ОО;
  • формирование информационной культуры учащихся, повышение их уровня общеобразовательной подготовки в области современных информационных технологий.

1. Принципы формирования единого информационного пространства

СМИ Связь с другими ОО Дистанционное образование Обучение учителей Вне учебные помещения Учебные кабинеты Мобильные классы Внутренне информационное Школьная библиотека Админист-рация Родители Школьная газета Кабинет ИКТ Учащиеся Педагоги База данных ОО Интернет- доступ Медиатека пространство Локальная сеть Сайт школы Электронный журнал Дистанционные олимпиады Сетевые программы Сетевые конкурсы

Связь с другими ОО

Дистанционное образование

Обучение учителей

Вне учебные помещения

Учебные кабинеты

Мобильные классы

Внутренне информационное

Школьная библиотека

Админист-рация

Школьная газета

Кабинет ИКТ

База данных ОО

Интернет- доступ

пространство

Локальная сеть

Электронный журнал

Дистанционные олимпиады

Сетевые программы

Сетевые конкурсы

Построение открытого информационного пространства в нашей школе будет осуществляется путём по совершенствованию каждого компонента ЕИП (единого информационного пространства) :

Построение открытого информационного пространства в нашей школе будет осуществляется путём по совершенствованию каждого компонента ЕИП (единого информационного пространства) :

  • Аппаратный:укрепление материально-технической базы.
  • Информационный: освоение и внедрение сетевых технологий и сервисов, позволяющих эффективно использовать компьютерное оборудование и цифровые образовательные ресурсы.
  • Кадровый: подготовка участников образовательного процесса к деятельности в условиях ЕИП, информационного общества.
  • Регламентный: набор правил взаимодействия между различными компонентами единого информационного пространства.

1. Принципы формирования ИКТ-компетентности педагогов

Для решения этих задач необходимо:

1. Принципы формирования ИКТ-компетентности учащихся

Курс Информатики и ИКТ в 7-9-х классов основной школы подводит итоги формирования ИКТ-компетентности учащихся, систематизирует и дополняет имеющиеся у учащихся знания, дает их теоретическое обобщение, вписывает конкретную технологическую деятельность в информационную картину мира.

Оценка сформированности единого информационного пространства школы Оценка ИКТ-компетентности педагогов Оценка ИКТ-компетентности обучающихся

Оценка сформированности единого информационного пространства школы

Оценка ИКТ-компетентности педагогов

Оценка ИКТ-компетентности обучающихся

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СОГЛАСНО ФГОС Косова Марина Александровна, учитель информатики и ИКТ, МОУ СОШ №4 г.о. Орехово-Зуево Московской области

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СОГЛАСНО ФГОС

Косова Марина Александровна, учитель информатики и ИКТ, МОУ СОШ №4 г.о. Орехово-Зуево Московской области

Читайте также: