Игры проблемы в школе

Обновлено: 06.07.2024

Для учеников начальных классов игра продолжает оставаться одним из ведущих видов деятельности, поэтому именно через игру мы обучаем детей навыкам общения, понимания другого человека.

Классическая игра на знакомство. Участники садятся (становятся) в круг.

Первый человек называет свое имя. Второй человек называет имя первого, затем свое. Третий – имя первого, второго, свое. И так до последнего человека (он должен обладать хорошей памятью!). Игру можно сделать интересней, если к каждому имени добавлять прилагательное на первую букву имени. Например: артистичная Аня, таинственная Таня.

Со временем задание можно изменить: называть свое любимое животное, цвет, еду, фильм. Так дети смогут постепенно узнавать друг о друге что-то новое.

Упражнение проводится по кругу. В конце игры дети обобщают, какое же сегодня у всего класса настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д.

  • походить по помещению,
  • присесть,
  • лечь, встать,
  • что-нибудь нарисовать.

Для того чтобы игра смогла решить задачу сплочения, в завершение учителю следует обсудить с детьми игровой процесс и сфокусировать внимание участников на достигнутых результатах и способах их достижения.

Вопросы могут быть такими:

  • Что в игре понравилось? Что помогло достичь результата?
  • Что не понравилось? Почему? Что помешало? Как это изменить?
  • С кем тебе было легко выполнять задание? С кем сложно? Почему? Какие рекомендации вы дадите друг другу?
  • Какой момент ты унесешь с собой? Чем он тебе запомнился?
  • Чему ты научился? Чему хочешь научиться в следующий раз?

Игры можно проводить во время урока, тем самым решая не только задачи сплочения, но и мотивационные, а также разумно пользоваться ресурсом классных часов.

6. Игра по станциям, или квест.

Участникам выдается маршрутный лист, по которому они приходят на станцию с заданием. Ведущий станции знакомит с заданием, дает время на выполнение, принимает и оценивает задание. В результате участники получают Ключ или какую-то подсказку и переходят на следующую станцию. Предметным итогом игры может являться обретение Сокровищ.

Играть можно как одной командой, так и несколькими, если задачей было создать условия для взаимодействия в условиях соревновательности. Несомненным плюсом такой игры является появление межпредметного пространства, в котором каждый участник игры может проявить свои способности. Каждый элемент организации такой игры решает свою задачу.

Так, например, формирование команд может происходить случайным образом (тянем жребий/ведущий раздает жетоны/решаем пример и согласно табличке включаемся в команду), что воспитывает навык общения и выполнения творческих задач в случайно созданной группе, либо отбор в группу основывается на определенных условиях (играем с параллельными классами/мальчики против девочек).

Для реализации цели сплочения коллектива важно задания станций продумывать так, чтобы результат деятельности достигался при коллективном взаимодействии игроков. При этом некоторые задания участники могут выполнять индивидуально, но затем ребятам необходимо обсудить результаты и выбрать то воплощение, которое наиболее точно (ярко, эмоционально, художественно, верно) соответствует игровому заданию.

Роли Ведущих (Хранителей) станции очень важны во время игры с младшими школьниками, поскольку нужно тактично отслеживать, что происходит внутри команды, помогать участникам взаимодействовать в обсуждении, фокусировать внимание на позитивных моментах.

Материалы: Кусок не слишком толстого пледа размером 90 на 150 сантиметров или мягкий коврик такого же размера. Кроме того, нужны фломастеры, клей и материалы для оформления декораций, например, алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и тому подобное.

Инструкция: Сядьте в круг все вместе. Можете ли вы сказать, о чем вы иногда спорите друг с другом? Что вы делите со своими братьями или сестрами? О чем вы спорите здесь, в классе? Как вы чувствуете себя после такого спора? Что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения?

Цели: В этой игре дети могут научиться решать небольшие проблемы путем переговоров. Самое важное в ней то, что дети могут в спокойной обстановке концентрироваться на принятии совместного решения и учиться отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу. В то же время эта игра — хороший повод поговорить о справедливости.

Инструкция: Сядьте в один общий круг. Я принесла вам несколько печений. Но чтобы получить печенье, вам нужно сначала выбрать себе партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг напротив друга и посмотрите друг на друга. Между обоими партнерами я тут же положу салфетку с печеньем. Пожалуйста, пока его не трогайте…

А теперь перейдем к нашей проблеме. Вы можете получить печенье только в том случае, если ваш партнер по доброй воле отдаст его вам. Пожалуйста, помните об этом правиле. Сейчас вы можете начать говорить, но помните, что вы не имеете права просто так взять печенье без согласия своего партнера…

Подождите, пока все дети примут какое-нибудь решение. При этом они могут действовать разными способами. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера. Другие берут печенье, разламывают его пополам и одну половинку отдают своему партнеру. Некоторым потребуется сравнительно много времени, чтобы завершить свои переговоры.

А теперь давайте обсудим, что у нас получилось. Это хороший вариант сотрудничества. Расскажите, что вы сделали с первым печеньем, что стало со вторым…

Инструкция: Вы слышали, что сегодня Алеша пережил сильный стресс. Мы все можем помочь ему прийти в себя и стать снова веселым и бодрым. Алеша, встань, пожалуйста, в центр, а мы все встанем вокруг тебя. Опусти спокойно руки и закрой глаза. А вы все посмотрите на Алешу и представьте, как на него падает дождь из сотен и даже тысяч невидимых цветов. Пусть эти цветы падают подобно большим снежинкам или крупным-крупным каплям дождя. Вы можете выбрать любые цветы: розы, маргаритки, незабудки, фиалки, тюльпаны, львиный зев, подсолнухи, колокольчики или другие. Представьте себе всю красоту и сочность их красок, почувствуйте, как пахнут эти цветы. Быть может, Алеша тоже сможет почувствовать все это: увидеть красоту цветов, ощутить и источаемый ими аромат. (30-60 секунд.)

Мне кажется, вы все очень здорово делаете, и Алеша может полностью насладиться вашими цветами. Алеша, ты не хочешь еще цветов?

А теперь вы можете остановить цветочный дождь, а Алеша может выкарабкаться из этого цветочного сугроба. Вы все можете сесть на свои места. Спасибо.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш в ботинок попадает камушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой.

5 игр для классного часа. Как создать здоровую психологическую атмосферу в классе?

В младшем и среднем школьном возрасте важно научить детей ладить с окружающими и строить комфортные взаимоотношения. Без этого у ребенка могут возникнуть психологические проблемы вплоть до неприятия школы. В этом материале мы собрали 5 простых игр для классного часа, которые помогут учителю выстроить здоровую атмосферу в классе.

Школа является принципиально новой эмоциональной средой для ребенка, в которой ему может быть сложно выстроить комфортные отношения с окружающими. Учитель начальных классов или классный руководитель прикладывают множество усилий, чтобы атмосфера в классе была дружелюбной и комфортной, ведь от психологического состояния детей зависит во многом и их успеваемость.

Игры не займут много времени, не потребуют сложного дополнительного реквизита и помогут ребятам от 7 лет и старше:

Детский театр.jpg

Игра 1. Театр

Главная цель: способствовать эмоциональной децентрации у детей, развить эмоциональный интеллект и эмпатию.

Далее классный руководитель спрашивает у детей, не хотят ли они поучиться актерскому мастерству, и с какой роли, по их мнению, стоит начать. Каждый ребенок может выбрать не только роль, но и настроение и состояние. Например: добрая мама, расстроенный учитель, злой ученик, вежливый продавец и т.д.

Ученик выходит вперед и разыгрывает выбранную роль, обязательно следя за тоном голоса, мимикой, жестами и другими внешними выражениями роли и состояния. Детям младшего школьного возраста может быть сложно импровизировать, так что педагогу лучше заранее подготовить набор фраз-реплик, которые будут произноситься детьми в разных ролях.

Игра 2. Сердце нашего класса

Главная цель: сформировать позитивное восприятие одноклассников, научиться видеть хорошее.

Педагог заранее вырезает из бумаги или картона сердце и прикрепляет его к доске (можно нарисовать на доске контуры сердца, но тогда результат не получится сохранить). Дети должны вспомнить все хорошие качества, которые есть у учеников класса, и записать их фломастерами (или мелом) внутри сердца.
По окончании игры сердце переносится на классный стенд. При возникновении конфликта классный руководитель может попросить обратить не него внимание и вспомнить, как много хорошего есть внутри каждого человека.


В какой атмосфере занятий хочет оказаться будущий студент? Что отслеживаете кроме рейтингов при выборе места учебы?

Какое место должны занимать в школе новейшие технологии? Планшеты, экраны и компьютеры в больших городах уже уверенно пришли в школы. Наш блогер Юрий Никольский рассуждает о том, чего не хватает школе, чтобы со всем этим оборудованием она стала более эффективной

Групповые занятия с играми для реализации индивидуального подхода — наиболее эффективная форма обучения

В этом легко убедиться, если понаблюдать за малышом на детской площадке. Сначала он присматривается к группе малышей, которые уже её освоили. Потом сам выбирает для себя, решает с чего начать процесс освоения, пытается повторить то, что видел.

Фактически ребенок уже в этом возрасте способен самостоятельно организовать процесс обучения новым навыкам. Его возможности для обучения ограничены лишь тем, что ему предложено на детской площадке.


Дети получили все необходимые навыки, хотя взрослые не заставляли их обучаться в определенной последовательности. Им даже оценки не выставляли. Так почему же в школе оценка и жесткий порядок освоения навыков считается основной формой мотивации ребенка к получению знаний?

Ребёнок должен иметь право на выбор своих действий. Я даже уверен, что имеет право на ошибку. Именно так и поступают родители, когда он дома. В школе ребёнка лишают возможности выбора. Оценка снижается даже за нарушение правил оформления работ.

Ребёнок до школы многое осваивал в игровой форме. В школе его лишили еще и элементов игры. А именно ощущение игры, где решения принимаются самостоятельно, порождает желания продолжать процесс обучения.

Школа лишает ребенка, как возможности обучаться в игровой ситуации, так и принимать самостоятельные решения

Поэтому не надо удивляться, что ребёнок ждет с нетерпением, когда пойдёт в первый класс, а в процессе учебы в школе испытывает чувство неприязни к процессу обучения.

Учебный процесс препятствует развитию навыка самостоятельного принятия решений, который дала ему природа. После окончания школы он из-за этого испытывает стресс. Ведь жизнь взрослого снова требует постоянно оценивать ситуацию и принимать решения. Игра дает право на ошибку, которую нельзя совершить в жизни.

При работе в классе ответ ученика слышат все. Учащийся боится реакции, которая по каким-либо причинам ему не желательна. А ещё он боится низкой оценки. Это сковывает его инициативу при ответе. Тренинг, который совершается в ходе игры, раскрепощает обучающегося, поэтому он быстрее овладевает знаниями и навыками.

При работе за компьютером отрицательное влияние окружающего мира отсутствует. Он смело выбирает ответы. Переход на следующий уровень его вдохновляет на продолжение процесса. Успех переходит в азарт. Появляется увлечение с желанием продолжать процесс обучения.



Есть профессии, которые связаны с жизнями людей. Технологии с использованием игровых форм могут помочь людям избежать ошибок в реальной ситуации. А военные в мирное время могут обучаться только в игровой ситуации. Хотя никак не хочется, чтобы это потом им пригодилось на практике.

Между прочим, игровые ситуации создаются даже при подготовке стратегических решений компании, работающей на рынке. Они получили название проблемно-деловых игр.

Игровые методы позволяют отказаться от оценок в ходе обучения. Игра, построенная по различным уровням, позволяет лучше оценить не только знания, а еще и умения обучающегося. Определить те способности ребёнка, которые желательно развивать в дальнейшем.


Преподаватель дал задание. Задание выполняется в игровой форме. Каждое действие в игре сопровождается дополнительным материалом или переходом на более высокий уровень. В ходе игры нужно найти необходимую информацию, а в ходе игровой ситуации могут даваться подсказки. Каждый учащийся вышел на свой индивидуальный уровень, что эквивалентно оценке. Теперь преподаватель может скорректировать процесс обучения в зависимости от тех уровней, на которые вышли учащиеся. Не тема статьи рассказывать всю методику. Я лишь демонстрирую сам подход использования игровых форм в ходе обучения.

Система оценок, к которой привыкли все в школьном образовании, позволяет сравнивать собственные успехи с успехами одноклассников. Система онлайн-образования построена на том, что обучающийся переходит с одного уровня на другой. Нужно ли напрягаться отличнику, когда он уже себя ощущает лидером? А если устраивает нахождение в серединке класса? А вот в онлайн формируется желание перейти на следующий уровень


Кто-то знаком с подобным фото? Поле и кольца. Редко можно встретить того, у кого это вызовет ассоциацию с математикой. Ну, если только вспомнят геометрию с тригонометрией. А у тех, кто стоял у истоков создания первых вычислительных машин, возникнет своя ассоциация. Ведь туда отбирали тех, кто знал теорию полей и теорию колец (есть разделы математики с такими названиями). В школе это не изучают. В игровой форме может проявиться интерес к тем разделам, которые не входят в обязательную школьную программу. И еще хорошо бы разрешить им сократить тригонометрию с геометрией, так как их тянет на иную математику.

Токарь или фрезеровщик, работающий в большом цеху, поставлен в условия, когда его квалификацию сравнивают с другими рабочими того же цеха. Но большие цеха уходят в прошлое. Все чаще нужно доказывать лишь собственный рост. Все большее распространение получают фрилансеры.

Оценка собственного роста важнее сравнения с другими учениками. В XX веке отказались от телесных наказаний. В XXI веке откажутся от баллов

В школе для усвоения материала учащийся получает задание, которое должен выполнить. При работе в онлайн он может сам выбрать то направление обучения, которое считает более перспективным для будущей профессии.


Мероприятие может быть групповым, а может быть и индивидуальным. Выбор зависит от целей, возможностей, индивидуальных предпочтений. В групповом мероприятии необходимо подчиняться руководителю. А индивидуальное мероприятие позволяет принимать самостоятельные решения. Онлайн позволяет групповые занятия в классе совмещать с индивидуальным подходом в обучении.

Современный менеджер обычно не дает конкретные задания. Он ставит цели, а потом исполнитель должен дать видение своей работы для достижения поставленной цели. Выполнение плана работ происходит после утверждения его менеджером.

Меня в молодые годы учили, что я не должен заставлять думать начальника. Я должен сам предложить, как я буду работать, а он должен лишь согласиться или уточнить план. В современном мире, где есть заказчик и исполнитель, это тем более важно. Исполнитель должен понять, что заказчику нужно, а потом предоставить ему план выполнения его заказа в письменном виде. На юридическом языке это означает, что заказчик формулирует техническое задание, а исполнитель на его базе формулирует техническое предложение. Слово техническое не должно смущать, так как термин формировался в период, когда давали задания для выполнения промышленных работ. При переходе к интеллектуальным и иным видам деятельности термины сохранились.

Учитель литературы иногда предлагает ученикам самим выбрать то стихотворение, которое надо выучить наизусть. Есть другие формы педагогической практики, когда ученикам предоставляется возможность выбора. Но это быстрее исключение, чем правило.

В игровой системе онлайн предложения для выбора являются достаточно распространенной формой. Ведь именно неопределенность, оставляющая выбор для игрока, создает ту атмосферу, которая порождает азарт. А раз возникает азарт, то игра будет воспринята, а потом захотят к ней вернуться через какое-то время.

Учебники утверждают в министерствах. Обучающие игры находят сами. Они эффективнее учебников, но еще не стали частью обучающих процессов в школе. Количество обучающих игр растет гораздо быстрее, чем число новых учебников.


Обучение с помощью игровых технологий происходит до школы и после школы. Почему нельзя в школе? Можно. Но для этого надо менять традиции в образовании.


Письмо на глиняной табличке, письмо на папирусе, письмо на бересте, письмо на бумаге гусиным пером, потом стальным пером, а потом и шариковой ручкой. Настала пора переходить к письму на графическом планшете. Ведь во взрослом состоянии мы уже тыкаем в кнопочки, а пишем редко.

А как будет у детей с мелкой моторикой после отказа от письма ручкой? Так замените письмо рисованием простеньких мультиков, а письмо для редких случаев жизни они освоят самостоятельно. Это им будет интереснее и полезнее. Им будет проще войти в симбиоз с искусственным интеллектом. Они скорее поймут, чем мир иллюзий отличается от мира реального.

Читайте также: