Игры на зимнюю тематику в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Зима

Представляем простые и увлекательные игры для дошкольников 3–4-летнего возраста.

Новогодние игрушки

Зима у дошкольников ассоциируется, прежде всего, с Новым годом. Подготовьте для игры изображения елочных игрушек разной формы, вырежьте их. Распечатайте аналогичные силуэтные изображения, но не вырезайте. Предложите воспитанникам правильно разложить изображения новогодних игрушек по силуэтам, чтобы контуры совпали.



Дерево в снегу


Снежная эстафета

Подвижную игру следует проводить зимой во время прогулки. Предварительно для эстафеты нужно налепить снежков. Задача игроков — пронести снежки из одной точки в другую наперегонки, минуя препятствия: лавочки, бордюры, качели и прочие. Добежав до цели, ребенок должен бросить снежок в цель, например, в подвешенный хулахуп или в стену какой-либо постройки.

Что находится за сугробом

Игра развивает внимательность и зрительное восприятие. Вырежьте картонный сугроб. Подготовьте изображения объектов, ассоциирующихся с зимой: снежинку, коньки, варежку, санки, снеговика, шубу и прочее. Подкладывайте эти картинки под сугроб, оставляя видимым часть объекта. По этому кусочку воспитанники должны догадаться, что находится за сугробом.


Зимние объекты

Зимние обводки

Картинки-обводки — замечательный способ развития мелкой моторики. Так называются изображения из штриховых контуров, которые ребенок должен обвести для получения четко видимого образа. Выберите для игры ассоциирующиеся с зимой изображения, например, снеговика или новогоднюю елку. Хорошо, если изображение составлено из геометрических фигур, тогда можно заняться с ребенком их изучением.



Какое настроение у снеговиков

Игра знакомит дошкольников с мимическим выражением разных эмоций. Распечатайте или нарисуйте изображения снеговиков, каждый из которых выражает определенную эмоцию. Проанализируйте с ребенком каждую картинку, пусть он попытается изобразить на своем лице представленные эмоции.

Игру можно использовать и для изучения колеров. Для этого каждому снеговику нужно подрисовать шарфик определенного цвета. Отдельно необходимо нарисовать и вырезать шапочки соответствующих колеров. Пусть ребенок подберет шапочки к шарфикам по цвету.


Восстанови картинку

Для игры необходимо подготовить картинки, связанные с зимой. Это, например, могут быть изображения зимующих птиц, знакомых младшим дошкольникам: снегиря, синицы, вороны, дрозда, воробья, сороки. Из этих изображений вырежьте небольшие кусочки определенной геометрической формы. Задача детей — правильно распределить вырезанные кусочки, вернуть их на место, чтобы получились цельные картинки.



Представляем увлекательные игры для разностороннего развития 4–5-летних дошкольников.

Составь снеговика


Скажи правильно

Игра развивает умение воспринимать информацию на слух, логически мыслить. Ведущий говорит логически неверную фразу, связанную с зимой, а дети исправляют ее, произносят правильный вариант. Например:

Куда летит снежинка

Игра входит в логопедический комплекс, помогает развивать у дошкольников умение сильно направленно выдыхать. Раздайте детям вырезанные из бумаги снежинки, положите перед каждым воспитанникам пейзажную зимнюю картинку. Пусть воспитанники подуют на снежинку так, чтобы она слетела с ладошки, опустилась на картинку. Каждый ребенок должен развернуто сказать, куда упала снежинка, на каком изображенном объекте она лежит.


Зимние слова

Соревновательная игра развивает индивидуальный словарь. Ведущий предлагает игрокам поочередно называть связанные с зимой понятия. Например: снег, сугроб, метель, варежка, иней, мороз и прочие. Тот, кто называет правильное слово, получает фишку. Затрудняющийся с ответом игрок пропускает ход. Победителем становится игрок, собравший наибольшее количество фишек.

Слепи снеговика

Для игры вырежьте комплекс из картинок, представляющих собой процесс создания снеговика. На первой картинке изображен один снежный шар, на другой — два шара, на третьей — три, на четвертой — еще и шапка, на пятой — дополнительно нос и глазки, и так далее. Последняя картинка — полноценное изображение снеговика. Задача дошкольника — составить картинки в ряд так, чтобы получился последовательный процесс лепки снеговика.


Скажи ласково

Ведущий называет слово, а дети — его уменьшительно-ласкательную форму. Например:

  • мороз — морозик;
  • снег — снежок;
  • сугроб — сугробик;
  • снеговик — снеговичок;
  • елка — елочка;
  • лед — ледок.

Представляем набор развивающих и образовательных игр для дошкольников 5–6-летнего возраста.

Охарактеризуй

Игра расширяет индивидуальный словарь и представления об особенностях природных объектов. Ведущий называет связанное с зимой слово, а воспитанники подбирают по 5 прилагательных к нему. Например:

  • снег — холодный, белый, чистый, пушистый, сыпучий;
  • лед — твердый, искристый, холодный, скользкий, прозрачный;
  • туча — хмурая, снежная, большая, серая, косматая.


Смысловые пары

Игра развивает логическое мышление. Для ее проведения подготовьте несколько парных по смыслу картинок. Например: снеговик и морковка, рука и варежка, воробей и кормушка, снегирь и рябина, санки и горка. Разложите картинки на столе в произвольном порядке. Задача игроков — составить смысловые пары, объяснить свое решение.






Назови лишнее

Найди лишнее

Подходящее слово

Ведущий называет глагол, а дети — подходящее по смыслу существительное:

  • ударил… мороз;
  • треснул… лед;
  • разыгралась… метель;
  • падают… снежинки;
  • воет… вьюга;
  • замерзла… река;
  • плывет… льдина;
  • скрипит… снег;
  • тают… сосульки.

Назови больше слов

Предлагаем набор дидактических игр для дошкольников 6–7 лет.

Однокоренные слова

Правильно или неправильно


Скажи, что делает

Ведущий называет понятие, а дети подбирают подходящие по смыслу глаголы. Например: льдина — тает, плывет, крошится, трескается. Или: метель — воет, кружится, метет, вьется.

Назови объекты по признаку

Игра учит согласованию существительных с прилагательными. Педагог называет признак, а воспитанники стараются подобрать к нему как можно больше объектов. Например: заснеженное — озеро, поле, дерево. Или: снежная — буря, вьюга, баба, шапка. Или: ледяной — дом, налет, каток, ветер.

Придумай рассказ








Два Мороза. Обозначьте два дома на разных сторонах площадки. Дети находятся в одном домике, пока Морозы стоят в центре и обращаются к ребятам:

Гонки комков. Нужно слепить ком диаметром в 60 см. Игроки становятся на старте и катят по сигналу комки до конца игрового поля (10 м).

Снеговик с метлой. Дети ходят вокруг ребенка-снеговика с метлой (длинная палка), повторяя слова:



Снеговик должен коснуться метлой ног ребят, они подпрыгивают.


старшая группа

Метель. Дети – снежинки. Они берутся за руки и следят за сигналами воспитателя. Сначала идут медленно, потом быстрее, потом бегут. Потом воспитатель меняет их направление движения в другую сторону и теперь нужно постепенно замедлить темп. В конце снежинки расцепляют руки и приседают, имитируя выпавший снег.

Ловишки в парах. Дети стоят попарно, друг за другом на расстоянии трех шагов. По сигналу воспитателя первые бегут к финишу, вторая пара пытается догнать и осалить первую, третья – вторую и т.д.

Чьи санки быстрее? Соревнования в парах. Один участник садится в санки, второй везет его к финишу. Потом наоборот.

Веселые ребята



средняя группа

Остановись у снежка. Разложите по площадке снежки, чтоб их по количеству было меньше на один, чем детей. Ребята бегают по площадке, по сигналу останавливаются возле снежка. У одного снежка должен стоять один малыш. Кому не хватило снежка, выбывает.

Залепи круг. На площадке положите пару обручей (можно прочертит два круга). Дети лепят снежки, делятся на две группы. Каждая стоит перед своим кругом на расстоянии больше метра. Дети должны по сигналу бросать снежки, пытаясь залепить круг.

Сбей конус. На расстоянии метра от ребенка устанавливают конусы. Цель ребят – сбить их снежками.


младшая группа

На елку. Детям рассказывает воспитатель о том, что скоро на новогодний праздник к елочке придут звери. Предлагает послушать стих и повторить действия за персонажами.


Вороны и собачка. Произносит воспитатель:


Снег кружится. Дети повторяют действия, которые проговаривает в стихе воспитатель:


Птички в гнездах. На снегу нарисовать круги-гнезда. Взрослый произносит:


Зайка беленький. Дети действия повторяют за воспитателем:


Зимние игры для детей 1-3 года на улице

Если ваш малыш еще мал, чтобы играть в космонавтов или снежный футбол, то предлагаем вам несколько очень простых игр:

  • Лепить куличики можно и из снега, не убирайте далеко набор для песочницы и лопатки.
  • Научите малыша играть в снежинки: покажите, как медленно кружатся, а потом плавно падают снежинки, пусть кроха повторит эти движения.
  • Зима и лето: ведущий сообщает, что на улице лето – детки бегают и веселятся, а когда наступает зима – все замирают на месте. Кто перепутает – тот выбывает из игры.

Итак, теперь вы знаете чем занять маленьких непосед на улице во время зимы, но кроме подвижных игр есть масса творческих занятий для этого времени года.

Поделимся с вами и идеями необычных творческих зимних забав, порой таких простых, но в то же время необычных.

Игры со снегом

Запретный круг. Круг рисуют на снегу. Дети становятся вокруг, держась за руки. По сигналу воспитателя дети идут в определенную сторону. После второго сигнала они должны попытаться втянуть кого-либо в круг, не разъединяя своих рук. Кто переступил за черту круга – выбывает.

След шпиона. Взрослый впереди идет и оставляет следы, пока дети отворачиваются и до десяти считают. Потом нужно пойти по следу и найти воспитателя.

Дартс снежный. Нарисуйте мелом цель, пусть ребята попадут в нее снежками.

Найди палку. Игроки смотрят на водящего. Тот размахивается и бросает палку через игроков, которые видят только направление летящей палки. Теперь она в снегу, а ребята должны быстро ее отыскать.


Творческие зимние забавы для всей семьи

Снежный ангел

В то время, когда компьютерных игр еще не было, дети целые дни проводили на улице, развлекая себя самостоятельно. Пришло время вспомнить старые забавы, например, создать снежного ангела! Покажите малышу, как его сделать, и он придет в полный восторг! Забыли сами? Тогда просто упадите в сугроб на спину, размахивайте руками и ногами, осторожно поднимайтесь, не испортив свое творение. Красивый снежный ангел готов.

Рисунки на снегу

Нет ничего проще, чем рисовать на песке, но можно делать это и на снегу. Найдите для малыша тонкую веточку и покажите, какие причудливые узоры можно создавать, водя ей по снегу.

Исследуем снежинки

Вы никогда не видели, как красива маленькая снежинка, даже удивляешься как природа могла создать такую красоту в миниатюре. Вручите малышу лупу с высокой степенью увеличения, пусть и он полюбуется снежинками.

Маленькая хитрость: если у вас есть зеркальный фотоаппарат, не поленитесь сфотографировать снежинки на темном фоне, выбрав режим макросъемки, чудесные снимки удивят даже вас, а малыша тем более.

Куда сходить с ребенком на новогодние праздники

Следы неведомых зверей

На снегу отлично видны следы, а что, если по тропинке пробежался зайчик? Чтобы создать необычные следы проявите фантазию. Например, следы согнутых коленей похожи на лошадиные следы, а следы кулачка на маленькие лапки лисички. Также можно создать картонные шаблоны медвежьих лапок, или ноги слоника, привязать их к ботинкам и хорошенько наследить в лесу, всем на удивление.

Чудеса из снега

Снежную бабу лепил каждый ребенок, может стоит попробовать что-то новое, что развлечёт всю семью и порадует прохожих?

  1. Целая семья снеговиков в ярких шарфиках, стоящая, например, на крыльце дома.
  2. Снеговик вверх ногами или сидящий на скамейке в парке.
  3. Торт из снега, украшенный веточками и камушками.
  4. Из снега можно слепить черепашку, собачку и даже настоящую лошадь, на которой будет фотографироваться весь двор.

Рисуем снежками

Кладоискатель

Ваши дети уже искали воображаемый клад на пиратском корабле? Тогда пора изменить условия игры. Теперь группа поисковиков во главе с самым младшим членом семьи находится на необитаемом северном острове, или на вершине снежной горы. Здесь уже много лет спрятан клад, который никто не может найти, но ваш малыш обязательно справится! Только не забудьте приготовить ему подсказки и положить подарок в непромокаемый пакет.

Красим снег и лед

Краски и кисти, формочки для льда и снега, немного фантазии и уже рождаются ледяные скульптуры, а может даже бижутерия!

  1. Перед новым годом можно создать елочные игрушки изо льда и украсить ими елочку во дворе. Залейте в обычные формочки для песочницы воду разных цветов, не забудьте ленту, сложенную пополам, вложите ее прямо в воду у основания фигуры. Когда лед застынет, за эту ленту повесите игрушку.
  2. Рисуйте цветной водой или акварелью на снегу.
  3. Заморозьте любые крупные фигуры, а потом украсьте ими двор. Например, налейте в тарелку цветной воды, получиться красивый камушек для тропинки.
  4. Создайте разноцветные сосульки, налив немного цветной воды на крышу.
  5. Еще одна необычная идея понравится маленьким модницам – кулончики изо льда, носить их, конечно, можно только на улице. Создаются по тому же принципу, что и елочные игрушки.

Свечки из снега и льда

Очень красивые и необычные свечки можно создать из снега и льда.

  1. Налепите большую горку снежков одного размера, постройте из нее узкую крепость, внутрь которой поместите свечу или фонарик. Издалека такое простое сооружение выглядит очень красиво
  2. Заморозьте стеклянную баночку в емкости с водой, добавив в воду веточки ели, ягодки клюквы. Обколите лишний лед, а внутрь банки поместите обычную свечу. Отличный вариант для зимнего пикника.

Ледяные крепости

И, конечно, стройте из снега целые царства для вашего крохи, который будет чувствовать себя в таких покоях настоящим королем. Для строительства можно использовать:

  1. Обычное ведро: просто наполняйте его снегом, создавая фигуру за фигурой по кругу.
  2. Ледяные глыбки, которые обычно остаются после чистки дороги ото льда.
  3. Можно прорыть тоннель в снегу, а также построить лабиринт, в котором обитают неведомые чудища.

Кажется, идей так много, что вам уже не терпится выйти на улицу, чтобы попробовать все это на деле. Еще один беспроигрышный вариант – семейный пикник в лесу, где как раз пригодится умение строить хижины из снега или различать следы зверей.

А какие зимние подвижные игры любят ваши дети? Поделитесь своими идеями для зимнего творчества.

Игры без снега

Рисунок. Пусть дети нарисуют огромную картинку на асфальте крупой. А птички потом пообедают.

Бросаем шишки. В баскетбольное кольцо дети бросают шишки.


Как слепить снеговика из снега

  1. Определитесь с местом, чтобы будущий снеговик никому не мешал.
  2. Слепите большой шар – это будет низ туловища. Для этого начните с маленького комочка, постепенно катите его по снегу, пока он не станет большим.
  3. Слепите ком, чтобы по размеру он был немного меньше первого. Поставьте на большой ком.
  4. Теперь осталось сделать небольшой комок и поставить его на средний кругляш.
  5. Туловище готово, теперь добавьте руки из веток, лицо из подручных материалов (камушки, палочки, морковка). Оденьте снеговику шапку и шарф.



Дети и взрослые должны помнить:

Усвоили меры предосторожности — теперь можно идти играть.

Картотека игр зимой







Существует много интересных игр со снегом, а если его нет – не беда. Можно адаптировать существующие игры к бесснежной погоде или поиграть в другие предложенные. Не забудьте инвентарь и хорошее настроение.

Зимние подвижные игры

И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.

Зимние месяцы – замечательное время для прогулок на свежем воздухе, для катания на санках и лыжах с горок, бросания снежков и строительства крепостей. Почему же так важны подвижные игры для дошкольников? Потому что в дошкольном возрасте у ребенка происходит усложнение моторики и координации движений. Этот процесс происходит в результате повседневного выполнения таких движений, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание. Однако повторение тех же движений в ходе подвижной игры позволяет значительно ускорить формирование двигательных навыков, способствуя раннему развитию ребенка, как в физическом, так и в психическом плане. Во время подвижных игр дошкольник учится слушать, выполнять четкие правила, быть внимательным, согласовывать свои движения с движениями других играющих, и, конечно же, дружить и находить взаимопонимание со сверстниками. Особенно полезны подвижные игры для дошкольников застенчивым деткам! Активные подвижные игры помогают им преодолеть робость. В запале игры малыш забывает о своем стеснении и просто наслаждается действием и успехом, когда все у него получается.

Цель: учить подражать и согласовывать движения с движениями других детей, развивать вестибулярный аппарат, умение расслабляться, воспитывать эмоциональную отзывчивость, вырабатывать уверенность в себе.

Ход игры:

Дети движутся гурьбой вокруг снеговика, повертываясь одновременно и вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону.

Цель: формировать оптимальную двигательную активность детей на прогулке, доставить детям радость от игры, приобщать детей к здоровому и активному образу жизни, воспитывать интерес к новой игре.

Ход игры:

Взрослый читает текст, дети повторяют за словами.

Мы погреемся немножко,

И захлопаем в ладошки!

Ноги тоже мы погреем,

Мы затопаем скорее!

Рукавицы мы наденем,

Не боимся мы метелей!

Мы с морозом подружились,

Как снежинки закружились!

Цель: учить легкости движений, действовать после сигнала.

Цель: учить детей действовать по сигналу, учить упражнять в беге, ориентироваться в пространстве, воспитывать интерес к играм.

Ход игры:

Цель: учить детей бегать, уметь от одного движения перейти к другому, развивать ловкость, ориентировку в пространстве, воспитывать интерес к здоровому образу жизни.

Ход игры:

Снежинки по ветру летят, (Движения по тексту).

Снежинки на землю хотят.

Ветер дует всё сильней,

Снежинки кружатся быстрей.

Перестал дуть ветерок,

Ход игры:

Мама с ребенком становятся на площадке друг против друга на расстоянии 50—70 см. Мама читает стихотворение и показывает движения, которые ребенок повторяет вслед за ней.

Ждали зиму мы давно

Наконец она пришла.

Здравствуй, зимушка-зима! (хлопают в ладоши).

Всюду снег на ветках пышный,

Ветерка почти не слышно. (плавно поднимают в сторону правую, затем левую руку; медленно опускают руки вниз).

Словно легкие пушинки

В танце кружатся снежинки. (кружатся на месте, руки в стороны—вниз).

Речка быстрая молчит,

Птичья песня не звучит. (приседают, обхватывают плечи руками).

Эй, ребята, выходите,

Поскорей гулять идите. (шагают на месте).

Мы на саночки садились

И под горочку катились. (легко бегут по дорожке друг за другом).

Дружно мы на лыжи встали,

Друг за другом зашагали. (идут широким шагом, взмахивая руками вперед-вверх, затем отводя назад-вниз, движения рук попеременные).

Цель: упражнять умения быстро действовать по сигналу, развивать координацию движений, воспитывать интерес к играм.

Ход игры:

Цель: совершенствование умения действовать по текст, учить прыгать отталкиваясь двумя ногами.

Ход игры:

На одной стороне площадки отмечается дом зайцев. По сигналу дети выходят на середину площадки и становятся в круг. В середину круга становится названный взрослым ребенок, он зайка. Дети вместе с взрослым произносят текст и выполняют соответствующие движения:

Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит. - Дети, присев, поднимают руки

Вот так, вот так к голове и шевелят кистями

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп, хлоп, хлоп - Дети хлопают в ладоши.

Надо лапочки погреть,

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок – скок, скок – скок, - Дети подпрыгивают на двух ногах

Надо зайке поскакать

Кто – то зайку испугал,

Зайка прыг и убежал.

Взрослый хлопает в ладоши. Дети вместе с зайкой убегают в свой дом.

Правила: выполнять движения согласно тексту, прыгать, отталкиваясь двумя ногами.

Читайте также: