Игры для уголка природы в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : различать и называть листья знакомых деревьев , вспоминать названия деревьев , развивать речь детей ; воспитывать у них внимание и эстетические чувства .

Материал : у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков ( клена , дуба , ясеня , березы ), один букет у воспитателя .

Отгадайте что в руке .

Цель : учить детей различать и называть овощи , фрукты по цвету , форме ; воспитывать интерес к природе .

Материал : овощи и фрукты .

Дети образуют круг , закладывая руки за спину . Воспитатель кладет в их руки овощи и фрукты , затем показывает что - то из овощей или фруктов , а дети должны определить на ощупь , какой овощ или фрукт лежит в руке . Те , кто имеют такой же предмет , подбегают к воспитателю .

Деревья и их плоды .

Цель : учить детей подбирать плоды деревьев , развивать зрительную память , внимание .

Материал : иллюстрации деревьев ( ель , рябина , каштан , липа , клен ) картинки ( шишка , рябина , каштан , липовое семян , кленовая крылатка ).

Воспитатель предлагает назвать выставленные дерева , а затем найти их плоды .

Цель : учить детей узнавать и называть птиц ; развивать зрительную память , мышление ; воспитывать любовь к природе .

Материал : картинки птиц ( воробей , голубь , ворона , ласточка , скворец , синица ).

Перед детьми выставлены птицы , а воспитатель предлагает им назвать их . Ребенок называет птицу , показывает ее , остальные дети знаками показывают согласны они или нет .

Какого цветка не стало .

Дети открывают глаза , они должны отгадать : какой цветка не стало , назвать его .

Ухаживать за цветами .

Материал : лейка ; тряпка ; палка для рыхления ; пульверизатор и ненужные для ухода вещи ( игрушка , камень , книга и т . д .).

На столе лежат вещи , воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи , которые нужны для ухода растений . Дети выбирают вещи и называют , что ими делают .

Кто в лесу живет .

Цель : закреплять знания детей о диких животных ; развивать память , речь ; воспитывать любовь к животным .

Воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех , которые живут в лесу .

Воспитатель предлагает детям найти цветок , который он называет . Дети находят его , повторяют его название .

Цель : закреплять умение детей называть овощи и их цвет ; развивать зрительную память , внимание .

Цель : закреплять умение детей узнавать домашних животных по их звукам ; развивать фонематический слух , внимание .

Воспитатель издает звуки животных , а дети их отгадывают .

Воспитатель вызывает к себе ребенка , на ушко называет ему животное . Ребенок издает звуки животного , а дети отгадывают .

Цель : закреплять умение детей находить названные овощи или фрукты развивать внимание , память .

Материал : муляжи овощей и фруктов .

На столе перед детьми на тарелочках лежат овощи и фрукты , воспитатель поочередно вызывает детей и просит найти тот или иной овощ или фрукт . Ребенок находит его . Дети знаками показывают , согласны ли они с выбором или нет .

Цель : учить детей узнавать и называть деревья на уличной площадке ; развивать зрительную память , воспитывать любовь к природе .

Материал : деревья на уличной площадке .

Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева .

Воспитатель . Кто быстрее найдет березу ? Один , два , три - к березе беги ! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе .

Игра продолжается , пока дети не устанут .

С какого дерева листочек .

Цель : учить детей узнавать и называть листья с деревьев , развивать зрительную память , внимание .

Материал : засушенные листочки с деревьев , колокольчик .

На коврике по кругу разложены листочки с деревьев . Дети бегают вокруг листьев , пока звенит звонок . Как только звонок замолкает - дети останавливаются и по очереди называют , с какого дерева листочек , у которого они остановились .

Узнаете по описанию .

Цель : учить детей узнавать деревья и кусты по описанию ; развивать внимательность , память .

Воспитатель описывает деревья , кусты , а дети должны угадать дерево или куст . Например : высокое , стройное ; все его веточки направлены со стволом вверх ; летом с него летит пух и т . д ..

Цель : учить детей выбирать из ряда животных лишнее , объяснять , почему оно лишнее ; развивать логическое мышление , внимательность .

Материал : картинки с дикими животными и одним домашним животным , птичка , цветок , насекомое , наборное полотно .

Цель : закреплять умение детей издавать звуки птиц ; развивать внимательность воспитывать любовь к природе .

Материал : картинки с изображением вороны , синицы , воробья , дятла , совы .

Воспитатель показывает детям поочередно карточки с птицами , дети их озвучивают , а потом называют .

Какой птицы не стало .

Цель : продолжать учить детей узнать и называть птиц ; развивать зрительную память , внимательность воспитывать исполнительность .

Материал : карточки с изображением птиц , наборное полотно .

Воспитатель предлагает детям посмотреть на наборное полотно , назвать всех птиц , закрыть глаза . Он прячет одну птичку , а дети должны угадать : кого спрятал воспитатель .

Цель : продолжать учить детей узнавать и называть перелетных птиц ; развивать память , внимание ; воспитывать любовь к птицам .

Материал : карточки с изображением птиц ( ласточка , скворец , журавль ).

Перед детьми на наборном полотне - птицы . Воспитатель предлагает детям назвать птиц . Кто правильно называет птицу , тот получает фишку .


Конкурсные работы

В данной группе работаю полгода, решила начать оформление с Уголка природы, так как именно здесь дети учатся наблюдать, любить, заботиться, экспериментировать. Чтобы привлечь внимание детей я решила сделать его ярким и красивым, насколько это удалось, предлагают Вам посмотреть и оценить. Итак, ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ в наш Уголок природы.

osobennosti-organizacii-ugolka-prirody-v-detskom-sadu-didakticheskie-igry-dlya-detej-5-7-let2

Золотистые спицы

Некогда солнышку в небе лениться:
Есть у него золотистые спицы.
Пряжа цветная на дне сундука:
Ровно четыре волшебных клубка.
Трудится солнышко без остановки,
Каждому времени вяжет обновки.
Белым клубком начинается год,
Следом зеленая пряжа идет.
Красная пряжа – для красного лета,
Пряжа для осени – желтого цвета.
Годы проходят, а солнышко вяжет.
Вяжет и слова плохого не скажет.
Что тут поделаешь, коль у природы
Без остановки меняются моды!

У каждой сестрицы свой домик, в гости к ним мы можем попасть только когда наступит их пора. Сейчас мы в гостях у красавицы Зимы. Что она для нас приготовила?

Бела дороженька, бела.
Пришла зима. Зима пришла.
Я шапку белую ношу,
Я белым воздухом дышу,
Белы мои ресницы,
Пальто и рукавицы –
Не различить меня в мороз
Среди белеющих берез.

osobennosti-organizacii-ugolka-prirody-v-detskom-sadu-didakticheskie-igry-dlya-detej-5-7-let3

Зовем мы зимнею порой
Декабрь, Январь, Февраль,
Когда снежинок белый рой
Летит куда-то вдаль.

osobennosti-organizacii-ugolka-prirody-v-detskom-sadu-didakticheskie-igry-dlya-detej-5-7-let4

Календарь помогает нам запомнить и посчитать какой месяц сейчас, сколько дней осталось до конца месяца, сколько дней месяца прошло. У каждой сестрицы свой календарь. Понаблюдав за погодой и изучив условные обозначения, мы выкладываем на календаре природы то, что видим, сравниваем, делаем выводы.

Запомнить какие изменения происходят с деревьями нам помогают наши елочки (мебель) и березка, которая преображается в соответствии с временем года. На ветке ее появилась кормушка, к ней прилетели зимующие птицы, а значит нам нужно запомнить кто что любит, чтоб угостить их. На нашем окошке любимые детские забавы, характерные для данного времени года.

osobennosti-organizacii-ugolka-prirody-v-detskom-sadu-didakticheskie-igry-dlya-detej-5-7-let7

Но самым любимым местом у всех является озеро, в котором мы с удовольствием рыбачим и экспериментируем с водой. Недавно поселился в нашем озере Лягушонок, который вскоре должен порадовать нас свежей травкой.

Дидактические игры для детей 5-7 лет

Программное содержание: упражнять в узнавании птиц по описанию;
развивать внимание, логическое мышление.
Оборудование: кормушка, картинки зимующих птиц, загадки по данной теме.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадки о зимующих птицах. Дети отгадывают. Если ответ правильный, картинку птицы размещают на кормушке.

1. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(синичка)

2. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(снегирь)

3. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(сорока)

4. В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает.
(воробей)

6. Эта птица – почтальон,
Не собьётся с курса он.
Он живёт на площадях,
На деревьях, и ветвях.
Он воркует, не поёт,
Бодро семечки клюёт.
Реагирует на свист,
Он боится хищных птиц.
Символом свободы стал.
Птицу эту кто узнал?
(голубь)

Программное содержание: упражнять в узнавании птиц по описанию;
развивать слуховое внимание, логическое мышление.
Ход игры: воспитатель предлагает детям внимательно послушать стишки о зимующих птицах и закончить их правильным подбором названия птицы. Если ответ правильный, размещают картинку отгаданной птицы на кормушку.

1. Непоседа птица эта —
Одного с берёзой цвета.
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Верещунья белобока,
А зовут её. (сорока)

2. Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка. (воробей)

3. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири)

4. В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … (синички)

5. Окраска сероватая,
Крикунья хрипловатая.
Известная персона.
Кто это? (ворона)

6. Символ мира – это он.
И отличный почтальон.
А ещё и в дождь и в холод
Путь домой отыщет … (голубь)

Программное содержание: закрепление знаний признаков времен года, развитие логического мышления, внимания, совершенствование мелкой моторики.
Оборудование: четыре игровых поля (зима, весна, лето, осень) и фишки (крышки) с изображением примет разных времен года.
Ход игры: в игре участвует до 4 человек.
Воспитатель достает из мешочка фишку, ребенок определяет признак какого времени года изображен на рисунке и прикручивает фишку (крышку)

Программное содержание: закрепить и систематизировать знания детей о правилах поведения в природе, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: магнитный щит, магниты с изображением правил поведения в природе, карточки с текстом (правила).
Ход игры: воспитатель читает правило поведения в природе, дети находят картинку к данному правилу и проговаривают чего делать нельзя и почему.

Автор: Дегтярева Светлана Юрьевна,
воспитатель,
МОУ д/с №373, Краснооктябрьский район, г. Волгоград, Россия

Природа

Дидактические игры по экологии – занятия для дошкольников, направленные на развитие интереса к природным объектам и явлениям, на формирование бережливости и ответственности по отношению к природе. Дети, участвуя в играх, учатся правильно себя вести на природе, получают базовые экологические знания и стремление применять их на практике.

Дети

Земля, воздух, вода

Игра закрепляет знания о трех природных средах, развивает слуховое восприятие и скорость мышления.


Животные, рыбы, птицы

Дидактическая игра по экологии закрепляет понимание, на какие классы разделяются живые существа.


Сбережем природу

Цель дидактической игры по экологии – сформировать у дошкольников понимание, почему важно любить и оберегать природу. Для урока необходимо подготовить карточки с изображением объектов неживой и живой природы.



В завершение игры воспитатель должен объяснить детям, что объекты природы взаимосвязаны, не могут существовать друг без друга. Поэтому их всех нужно беречь.

Составь цепочку

Экологическая игра уточняет и закрепляет знания о природных объектах. Для ее проведения требуются карточки, изображающие объекты неживой и живой природы.


Подбери правильное

Игра по экологии проходит в виде опроса. Воспитатель называет слово, а воспитанники перечисляют, кого или что это слово может характеризовать. К примеру:

  • зеленый – лист, кузнечик, лес, огурец, трава;
  • холодный – снег, лед, иней, ручей;
  • влажный – туман, река, озеро, роса, туча.


Для каждой ветки свои детки

Цель дидактической игры – закрепить знания о плодовых деревьях и ягодных кустарниках, научить детей определять вид растения по плодам и листьям. Для игры требуются картинки с садовыми деревьями и кустарниками, а также отдельно картинки с плодами и ягодами.

Дети отгадывают деревья и кустарники. К каждому растению подбирают соответствующий фрукт или ягоду.


Узнай птицу

С помощью дидактической игры дошкольники уточняют знания о перелетных и остающихся на зимовку птицах. Требуются карточки с изображенными узнаваемыми силуэтами птиц. Воспитанники отгадывают птиц, рассказывают, остаются те зимовать, или оправляются в южные края.

Занятие развивает зрительную способность различать живых существ по силуэту.


Человек и природа

Экологическая игра формирует и закрепляет понимание, что в окружающем мире создано человеческими руками, а что дает природа.


Найди лишнее

Дидактическая игра по экологии закрепляет знания о насекомых, формирует понимание об их отличии от других живых существ.

Воспитатель перечисляет четырех существ, дети говорят, какое слово лишнее:

  • кролик, енот, волк, [пчела];
  • воробей, [муравей], грач, перепелка;
  • мотылек, стрекоза, [куница], шмель;
  • стрекоза, саранча, [пчела], божья коровка;
  • комар, майский жук, [ящерица], бабочка;
  • кузнечик, мотылек, [синица], мошкара;
  • клоп, таракан, [пчела], тля;
  • ящерица, [стрекоза], черепаха, жаба.




Назови насекомое

  • летящая стрекоза;
  • муха;
  • гусеница на цветке;
  • бабочка с раскрытыми крыльями;
  • божья коровка;
  • собирающая нектар пчела;
  • жук на ветке;
  • кузнечик в траве.

Дети должны правильно сложить пазлы.


Вершки и корешки

Цель экологической игры – закрепление знаний о том, какие части растений пригодны в пищу. Понадобятся два хулахупа (красный и зеленый) и карточки с изображением огородных растений.

Хулахупы нужно положить так, чтобы они пересеклись. Зеленый – для вершков (зелени), красный – для корешков (корнеплодов), центральная часть (где хулахупы пересекаются) – для растений, у которых съедобны и зелень, и подземная часть. Дети по очереди берут карточки, кладут в соответствующие зоны.



Съедобное-несъедобное

Цель дидактической игры – научить дошкольников различать съедобные и несъедобные грибы. Для занятия требуются картинки грибов и корзина.

Воспитатель задает загадку о грибе. Дети отгадывают, находят изображение среди картинок. Если гриб съедобный, кладут картинку в корзину.


Обучение экологии в игровой форме вызывает интерес у детей, развивает любознательность, мыслительную способность и стремление к познанию окружающего мира, расширяет кругозор. Дошкольники закрепляют знания об окружающем мире, получают понимание о взаимосвязях между природными объектами и явлениями.

Цель: раскрыть воспитательно-образовательное значение уголков природы в дошкольных учреждениях, подбор и размещение объектов уголка природы.

Уголки природы в дошкольном образовательном учреждении — это неотъемлемая часть образовательной среды каждой группы. Считаем важным, в рамках ознакомления детей с окружающим миром, с помощью уголков природы привлечь детей к постоянному непосредственному общению с ней.

живой уголок в ДОУ

Цель работы — средствами уголка природы в ДОУ осуществлять экологическое воспитание, обучение, развитие и социализацию воспитанников.

В работе с детьми ставим перед собой следующие задачи:

  • средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства,
  • развивать умение видеть связи между явлениями,
  • формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными,
  • воспитывать заботливое отношение ко всему живому.

Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы в ДОУ украшает групповую комнату, доставляет удовольствие детям, дает возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за растениями в течение года.
В уголке природы дети сосредотачивают свое внимание на большом количестве объектов, что обеспечивает их глубокое познание. На основе знаний и навыков, которые приобретают дошкольники, формируется интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности. Уголок природы должен быть эстетичен, не перенасыщен атрибутами, находится в чистоте, а так же соответствовать возрасту детей.

Труд и наблюдения детей за растениями и животными, в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной). Поскольку в условиях средней полосы труд и наблюдения детей на участке в эти периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой.

Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, по возможности, можно организовать экологическую комнату для всего детского учреждения. Ее можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.

Уголок природы в ДОУ может быть оформлен природными материалами: ракушками, камешками, шишками, веточками, поделками детей.

При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые образовательной программой ДОУ. Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.

живой уголок в ДОУ

Оборудование уголка природы в группах содержит:

  • календарь природы,
  • комнатные растения (в соответствии с требованиями возрастной группы и безопасности, таблички и паспорт на каждое растение),
  • инвентарь для ухода за ними ( ящики для рассады, лейки, совочки, палочки для рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки.),
  • оборудование для экспериментирования (мини-лаборатория для продуктивной и исследовательской деятельности, рисунки детей по результатам наблюдений и экспериментов),
  • природные зоны (макеты),
  • дидактические игры по экологии, презентации о природе,
  • уголок дежурств (начиная со средней группы),
  • наглядный материал (альбомы и их сериация по темам: изображения природы в разные времена года , животных, насекомых, растений и т. д.)
  • природный материал для поделок,
  • образцы семян растений, гербарии,
  • аудиозаписи звуков природы,
  • природоведческая литература (методическая и детская),
  • материал для работы с родителями по вопросам экологического воспитания (памятки, консультации, конспекты мероприятий и т. д.).

Иллюстративно-наглядный материал, используемый в уголках природы, помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине).

Перечисленное содержание уголка природы, может быть использовано как критерии оценки уголков природы в ДОУ.
В каждой группе находятся комнатные растения для наблюдения и ухода за ними. Существуют примерные требования к содержанию растений в ДОУ.

живой уголок в ДОУ

При отборе растений в уголок природы в ДОУ мы педагоги должны учитывать ряд требований, что помогает избежать ошибок и обеспечивает эффективность воспитательно-образовательного воздействия наблюдений детей:

  • растения должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы, что дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений,
  • растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста,
  • необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений, это дает детям возможность увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов,
  • растения должны быть абсолютно безопасными для здоровья дошкольников.

Уголок природы в ДОУ — место посильного труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству и затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются неприхотливые растения, не требующие для своего содержания сложного оборудования.
Необходимо, так же учитывать возможности нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума.

живой уголок

Задача взрослых помочь увидеть своеобразие и тайны жизни растений, их красоту, ради которой они содержаться дома и в детском саду.

В группах должно быть наличие достаточного количества растений в соответствии с возрастом детей. Внешний вид растений обязательно должен быть ухоженный. По необходимости на каждое растение прикрепляют таблички с названием и способами ухода за ними. Табличка может быть следующего содержания: название растения, его происхождение, схематичное изображение способов ухода (светолюбивость, полив и т. д.).

В рамках педсовета по экологическому воспитанию дошкольников воспитателями нашего ДОУ были представлены авторские игры по экологическому воспитанию, которые используются в группах. Родители воспитанников оказывали помощь в изготовлении календарей природы и других дидактических материалов.

живой уголок в доу

В течение года уголки природы пополняются пособиями, наглядным и демонстрационным материалом, приобретенным, а так же изготовленным руками воспитателей и родителей воспитанников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. Это возможно путем создания разнообразных уголков природы в группах .

При оформлении необходимо знать:

Требования к отбору растений для уголка природы: 1. Растения должны быть подписанными, здоровыми, аккуратными. 2. Уход за растениями по качеству , характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя) . 3. Растения должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей. 4. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского учреждения.

Требования к отбору растений для уголка природы:

1. Растения должны быть подписанными, здоровыми, аккуратными.

2. Уход за растениями по качеству , характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя) .

3. Растения должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

4. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского учреждения.

Значение уголков природы в ДОУ Познавательное развитие : расширяются знания детей о природе , возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность. Эколого – эстетическое значение : формируется видение красоты природы , развивается творческое воображение. Воспитательное значение : формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе ). Практическое значение : приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств , как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность. Оздоровительное значение : растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

Значение уголков природы в ДОУ Познавательное развитие : расширяются знания детей о природе , возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность. Эколого – эстетическое значение : формируется видение красоты природы , развивается творческое воображение. Воспитательное значение : формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе ). Практическое значение : приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств , как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность. Оздоровительное значение : растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

Временные и постоянные растения в уголке природы.

Временные и постоянные растения в уголке природы.

-стихи и загадки о животных, о временах года;

- потешки, песенки, заклички;

Коллекция природных материалов:

-деревянные палочки, камни, песок, глина, шишки;

-ракушки, фасоль, жёлуди, скорлупа грецких орехов;

Работа с родителями:

поделки из бумаги (для оформления уголка природы),

-кормушки для птиц (развешаны на территории ДОУ),

-кормушка с птичками для оформления уголка природы,

Календарь природы: Состоит из 2-4 страниц: картина с изображением времени года; лист наблюдений за погодой – используют сюжетные картинки или фотографии с изображением деятельности детей в разное время года; лист наблюдения за птицами – карточки с птицами, которых видели, ставят в кормушку. Перед выходом на прогулку одевают дидактическую куклу по сезону и ставят ее в календарь природы. Дополнительно: тематические альбомы по сезону и теме недели, алгоритмы для центра воды и песка, игровые макеты фермы, леса и др.

Состоит из 2-4 страниц: картина с изображением времени года; лист наблюдений за погодой – используют сюжетные картинки или фотографии с изображением деятельности детей в разное время года; лист наблюдения за птицами – карточки с птицами, которых видели, ставят в кормушку. Перед выходом на прогулку одевают дидактическую куклу по сезону и ставят ее в календарь природы.

Дополнительно: тематические альбомы по сезону и теме недели, алгоритмы для центра воды и песка, игровые макеты фермы, леса и др.

Уголок природы в средней группе

5-6 видов по 2-3 экземпляра одного растения, - с разной формой и величиной листьев; - с мясистыми листьями, имеющими зазубрины по краям; - с узорчатыми опущенными листьями; - разные виды растений одного семейства; - требующие большого количества воды и поливающиеся редко.(бальзамин, фикус, колеус, хлорофитум, примула, агава; бегония-Рекс, аспарагус; душистая и зональная герань, виды бегоний; сансвьера)

посадки, срезанные ветки деревьев и кустарников в воде, букеты. лук (январь-февраль); фасоль, овес (март); яблони, черемухи, сирени, вербы (декабрь-февраль); осенние листья.

Календарь погоды и природы:

календарь наблюдения за сезонными явлениями, дневник наблюдения за ростом и развитием живых существ. Картинки с изображением типичных для сезона состояний погоды; рисунки детей, отражающие увиденное.

Наглядно- иллюстративный материал:

Материал для развития трудовых навыков: - инвентарь; - природный и бросовый материал для конструирования из природного материала. (лейки, тазики, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, пульверизатор, щетки; ящики и стаканчики для посадок; шишки, желуди, веточки, камушки, ракушки; крышки, пластиковые бутылочки, коробочки). Дидактический компонент: Песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.). - семена бобов, фасоли, гороха Простейшие приборы и приспособления: - Лупы, сосуды для воды,

Материал для развития трудовых навыков:

- природный и бросовый материал для конструирования из природного материала. (лейки, тазики, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, пульверизатор, щетки; ящики и стаканчики для посадок; шишки, желуди, веточки, камушки, ракушки; крышки, пластиковые бутылочки, коробочки).

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной,

красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

- семена бобов, фасоли, гороха

Простейшие приборы и приспособления:

- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

Уголок природы в старшей группе

6-7 видов по 2-3 экземпляра одного растения. С разной формой и величиной листьев; - с разнообразным строением стебля (прямостоящий, стелющийся, вьющийся); - с разными способами размножения (клубни, луковицы, усы, стебли, листы, черенки); - с разнообразными потребностями в степени освещенности и поливе; - обладающие лекарственными свойствами. (традесканция, плющ, колеус, цикламен, фикус, примула, фуксия, сансевьера, кливия, бегония, драцена, бальзамин, лимон, герань).

Посадки, пересадка комнатных растений, срезанные ветки деревьев и кустарников в воде, букеты (овса, гороха, лука, петрушки, фасоли, рассада овощей; клена, березы, тополя, сирени, калины, боярышника, рябины).

Календарь погоды и природы:

Календарь погоды (наблюдений за сезонными явлениями природы), дневник наблюдения за ростом и развитием живых существ. Обозначение погодных явлений с помощью условных изображений (6-7); определение времени (день, неделя, месяц, время года); рисунки детей, модели; за посадками, за срезанными ветками в воде.

Дидактические игры экологического содержания, муляжи овощей и фруктов.

Материал для развития трудовых навыков:

инвентарь, природный и бросовый материал для конструирования из природного материала. лейки, тазики, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, пульвелизатор, щетки; ящики и стаканчики для посадок; кисточки, тряпочки, фартуки; шишки, желуди, веточки, камушки, ракушки, семена растений; крышки, пластиковые бутылочки, коробочки.

Наглядно- иллюстративный материал:

набор картинок с изображением диких и домашних животных, животных жарких стран, птиц; - книги с иллюстрациями животных, птиц; - картинки о труде взрослых в природе; - альбомы; - условные обозначения комфортного произрастания растений; - схемы-модели строения растений и животных.

Уголок природы в подготовительной группе

7-8 видов растений , у которых отчетливо видны части (лист, стебель, цветок)

Аукуба, Бегония, Бальзамин, Герань, Китайский розан, Аралия, Хлорофитум,

Фикус, Драцена, Плющ, Традесканция, Алоэ. Камнеломка.

Посадки, пересадка комнатных растений, срезанные ветки деревьев и кустарников в воде; - букеты.

Календарь погоды и природы.

Картины и пейзажи по временам года.

Альбомы диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев, цветов, растений леса, луга, поля.

Пластмассовые или резиновые игрушки.

Муляжи овощей, фруктов.

Природный материал (камешки, ракушки, шишки, веточки и т.д.).

Поделки детей из природного и бросового материала.

Материал для развития трудовых навыков:

Фартуки, нарукавники, клеенки. Лейки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, емкости разной вместимости, лопатки, тряпочки. Трубочки для коктейля, воронки, сито, различные формочки, емкости для воды. Песок, глина. Контейнеры с крышками для природного материала. Формочки для песка, льда, снега. Стаканчики и ящики для рассады. Бросовый материал. Лупа.

Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы .

Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы .

Читайте также: