Игры для уголка природы в детском саду
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель : различать и называть листья знакомых деревьев , вспоминать названия деревьев , развивать речь детей ; воспитывать у них внимание и эстетические чувства .
Материал : у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков ( клена , дуба , ясеня , березы ), один букет у воспитателя .
Отгадайте что в руке .
Цель : учить детей различать и называть овощи , фрукты по цвету , форме ; воспитывать интерес к природе .
Материал : овощи и фрукты .
Дети образуют круг , закладывая руки за спину . Воспитатель кладет в их руки овощи и фрукты , затем показывает что - то из овощей или фруктов , а дети должны определить на ощупь , какой овощ или фрукт лежит в руке . Те , кто имеют такой же предмет , подбегают к воспитателю .
Деревья и их плоды .
Цель : учить детей подбирать плоды деревьев , развивать зрительную память , внимание .
Материал : иллюстрации деревьев ( ель , рябина , каштан , липа , клен ) картинки ( шишка , рябина , каштан , липовое семян , кленовая крылатка ).
Воспитатель предлагает назвать выставленные дерева , а затем найти их плоды .
Цель : учить детей узнавать и называть птиц ; развивать зрительную память , мышление ; воспитывать любовь к природе .
Материал : картинки птиц ( воробей , голубь , ворона , ласточка , скворец , синица ).
Перед детьми выставлены птицы , а воспитатель предлагает им назвать их . Ребенок называет птицу , показывает ее , остальные дети знаками показывают согласны они или нет .
Какого цветка не стало .
Дети открывают глаза , они должны отгадать : какой цветка не стало , назвать его .
Ухаживать за цветами .
Материал : лейка ; тряпка ; палка для рыхления ; пульверизатор и ненужные для ухода вещи ( игрушка , камень , книга и т . д .).
На столе лежат вещи , воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи , которые нужны для ухода растений . Дети выбирают вещи и называют , что ими делают .
Кто в лесу живет .
Цель : закреплять знания детей о диких животных ; развивать память , речь ; воспитывать любовь к животным .
Воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех , которые живут в лесу .
Воспитатель предлагает детям найти цветок , который он называет . Дети находят его , повторяют его название .
Цель : закреплять умение детей называть овощи и их цвет ; развивать зрительную память , внимание .
Цель : закреплять умение детей узнавать домашних животных по их звукам ; развивать фонематический слух , внимание .
Воспитатель издает звуки животных , а дети их отгадывают .
Воспитатель вызывает к себе ребенка , на ушко называет ему животное . Ребенок издает звуки животного , а дети отгадывают .
Цель : закреплять умение детей находить названные овощи или фрукты развивать внимание , память .
Материал : муляжи овощей и фруктов .
На столе перед детьми на тарелочках лежат овощи и фрукты , воспитатель поочередно вызывает детей и просит найти тот или иной овощ или фрукт . Ребенок находит его . Дети знаками показывают , согласны ли они с выбором или нет .
Цель : учить детей узнавать и называть деревья на уличной площадке ; развивать зрительную память , воспитывать любовь к природе .
Материал : деревья на уличной площадке .
Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева .
Воспитатель . Кто быстрее найдет березу ? Один , два , три - к березе беги ! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе .
Игра продолжается , пока дети не устанут .
С какого дерева листочек .
Цель : учить детей узнавать и называть листья с деревьев , развивать зрительную память , внимание .
Материал : засушенные листочки с деревьев , колокольчик .
На коврике по кругу разложены листочки с деревьев . Дети бегают вокруг листьев , пока звенит звонок . Как только звонок замолкает - дети останавливаются и по очереди называют , с какого дерева листочек , у которого они остановились .
Узнаете по описанию .
Цель : учить детей узнавать деревья и кусты по описанию ; развивать внимательность , память .
Воспитатель описывает деревья , кусты , а дети должны угадать дерево или куст . Например : высокое , стройное ; все его веточки направлены со стволом вверх ; летом с него летит пух и т . д ..
Цель : учить детей выбирать из ряда животных лишнее , объяснять , почему оно лишнее ; развивать логическое мышление , внимательность .
Материал : картинки с дикими животными и одним домашним животным , птичка , цветок , насекомое , наборное полотно .
Цель : закреплять умение детей издавать звуки птиц ; развивать внимательность воспитывать любовь к природе .
Материал : картинки с изображением вороны , синицы , воробья , дятла , совы .
Воспитатель показывает детям поочередно карточки с птицами , дети их озвучивают , а потом называют .
Какой птицы не стало .
Цель : продолжать учить детей узнать и называть птиц ; развивать зрительную память , внимательность воспитывать исполнительность .
Материал : карточки с изображением птиц , наборное полотно .
Воспитатель предлагает детям посмотреть на наборное полотно , назвать всех птиц , закрыть глаза . Он прячет одну птичку , а дети должны угадать : кого спрятал воспитатель .
Цель : продолжать учить детей узнавать и называть перелетных птиц ; развивать память , внимание ; воспитывать любовь к птицам .
Материал : карточки с изображением птиц ( ласточка , скворец , журавль ).
Перед детьми на наборном полотне - птицы . Воспитатель предлагает детям назвать птиц . Кто правильно называет птицу , тот получает фишку .
Конкурсные работы
В данной группе работаю полгода, решила начать оформление с Уголка природы, так как именно здесь дети учатся наблюдать, любить, заботиться, экспериментировать. Чтобы привлечь внимание детей я решила сделать его ярким и красивым, насколько это удалось, предлагают Вам посмотреть и оценить. Итак, ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ в наш Уголок природы.
Золотистые спицы
Некогда солнышку в небе лениться:
Есть у него золотистые спицы.
Пряжа цветная на дне сундука:
Ровно четыре волшебных клубка.
Трудится солнышко без остановки,
Каждому времени вяжет обновки.
Белым клубком начинается год,
Следом зеленая пряжа идет.
Красная пряжа – для красного лета,
Пряжа для осени – желтого цвета.
Годы проходят, а солнышко вяжет.
Вяжет и слова плохого не скажет.
Что тут поделаешь, коль у природы
Без остановки меняются моды!
У каждой сестрицы свой домик, в гости к ним мы можем попасть только когда наступит их пора. Сейчас мы в гостях у красавицы Зимы. Что она для нас приготовила?
Бела дороженька, бела.
Пришла зима. Зима пришла.
Я шапку белую ношу,
Я белым воздухом дышу,
Белы мои ресницы,
Пальто и рукавицы –
Не различить меня в мороз
Среди белеющих берез.
Зовем мы зимнею порой
Декабрь, Январь, Февраль,
Когда снежинок белый рой
Летит куда-то вдаль.
Календарь помогает нам запомнить и посчитать какой месяц сейчас, сколько дней осталось до конца месяца, сколько дней месяца прошло. У каждой сестрицы свой календарь. Понаблюдав за погодой и изучив условные обозначения, мы выкладываем на календаре природы то, что видим, сравниваем, делаем выводы.
Запомнить какие изменения происходят с деревьями нам помогают наши елочки (мебель) и березка, которая преображается в соответствии с временем года. На ветке ее появилась кормушка, к ней прилетели зимующие птицы, а значит нам нужно запомнить кто что любит, чтоб угостить их. На нашем окошке любимые детские забавы, характерные для данного времени года.
Но самым любимым местом у всех является озеро, в котором мы с удовольствием рыбачим и экспериментируем с водой. Недавно поселился в нашем озере Лягушонок, который вскоре должен порадовать нас свежей травкой.
Дидактические игры для детей 5-7 лет
Программное содержание: упражнять в узнавании птиц по описанию;
развивать внимание, логическое мышление.
Оборудование: кормушка, картинки зимующих птиц, загадки по данной теме.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадки о зимующих птицах. Дети отгадывают. Если ответ правильный, картинку птицы размещают на кормушке.
1. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(синичка)
2. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(снегирь)
3. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(сорока)
4. В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает.
(воробей)
6. Эта птица – почтальон,
Не собьётся с курса он.
Он живёт на площадях,
На деревьях, и ветвях.
Он воркует, не поёт,
Бодро семечки клюёт.
Реагирует на свист,
Он боится хищных птиц.
Символом свободы стал.
Птицу эту кто узнал?
(голубь)
Программное содержание: упражнять в узнавании птиц по описанию;
развивать слуховое внимание, логическое мышление.
Ход игры: воспитатель предлагает детям внимательно послушать стишки о зимующих птицах и закончить их правильным подбором названия птицы. Если ответ правильный, размещают картинку отгаданной птицы на кормушку.
1. Непоседа птица эта —
Одного с берёзой цвета.
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Верещунья белобока,
А зовут её. (сорока)
2. Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка. (воробей)
3. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири)
4. В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … (синички)
5. Окраска сероватая,
Крикунья хрипловатая.
Известная персона.
Кто это? (ворона)
6. Символ мира – это он.
И отличный почтальон.
А ещё и в дождь и в холод
Путь домой отыщет … (голубь)
Программное содержание: закрепление знаний признаков времен года, развитие логического мышления, внимания, совершенствование мелкой моторики.
Оборудование: четыре игровых поля (зима, весна, лето, осень) и фишки (крышки) с изображением примет разных времен года.
Ход игры: в игре участвует до 4 человек.
Воспитатель достает из мешочка фишку, ребенок определяет признак какого времени года изображен на рисунке и прикручивает фишку (крышку)
Программное содержание: закрепить и систематизировать знания детей о правилах поведения в природе, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: магнитный щит, магниты с изображением правил поведения в природе, карточки с текстом (правила).
Ход игры: воспитатель читает правило поведения в природе, дети находят картинку к данному правилу и проговаривают чего делать нельзя и почему.
Автор: Дегтярева Светлана Юрьевна,
воспитатель,
МОУ д/с №373, Краснооктябрьский район, г. Волгоград, Россия
Дидактические игры по экологии – занятия для дошкольников, направленные на развитие интереса к природным объектам и явлениям, на формирование бережливости и ответственности по отношению к природе. Дети, участвуя в играх, учатся правильно себя вести на природе, получают базовые экологические знания и стремление применять их на практике.
Земля, воздух, вода
Игра закрепляет знания о трех природных средах, развивает слуховое восприятие и скорость мышления.
Животные, рыбы, птицы
Дидактическая игра по экологии закрепляет понимание, на какие классы разделяются живые существа.
Сбережем природу
Цель дидактической игры по экологии – сформировать у дошкольников понимание, почему важно любить и оберегать природу. Для урока необходимо подготовить карточки с изображением объектов неживой и живой природы.
В завершение игры воспитатель должен объяснить детям, что объекты природы взаимосвязаны, не могут существовать друг без друга. Поэтому их всех нужно беречь.
Составь цепочку
Экологическая игра уточняет и закрепляет знания о природных объектах. Для ее проведения требуются карточки, изображающие объекты неживой и живой природы.
Подбери правильное
Игра по экологии проходит в виде опроса. Воспитатель называет слово, а воспитанники перечисляют, кого или что это слово может характеризовать. К примеру:
- зеленый – лист, кузнечик, лес, огурец, трава;
- холодный – снег, лед, иней, ручей;
- влажный – туман, река, озеро, роса, туча.
Для каждой ветки свои детки
Цель дидактической игры – закрепить знания о плодовых деревьях и ягодных кустарниках, научить детей определять вид растения по плодам и листьям. Для игры требуются картинки с садовыми деревьями и кустарниками, а также отдельно картинки с плодами и ягодами.
Дети отгадывают деревья и кустарники. К каждому растению подбирают соответствующий фрукт или ягоду.
Узнай птицу
С помощью дидактической игры дошкольники уточняют знания о перелетных и остающихся на зимовку птицах. Требуются карточки с изображенными узнаваемыми силуэтами птиц. Воспитанники отгадывают птиц, рассказывают, остаются те зимовать, или оправляются в южные края.
Занятие развивает зрительную способность различать живых существ по силуэту.
Человек и природа
Экологическая игра формирует и закрепляет понимание, что в окружающем мире создано человеческими руками, а что дает природа.
Найди лишнее
Дидактическая игра по экологии закрепляет знания о насекомых, формирует понимание об их отличии от других живых существ.
Воспитатель перечисляет четырех существ, дети говорят, какое слово лишнее:
- кролик, енот, волк, [пчела];
- воробей, [муравей], грач, перепелка;
- мотылек, стрекоза, [куница], шмель;
- стрекоза, саранча, [пчела], божья коровка;
- комар, майский жук, [ящерица], бабочка;
- кузнечик, мотылек, [синица], мошкара;
- клоп, таракан, [пчела], тля;
- ящерица, [стрекоза], черепаха, жаба.
Назови насекомое
- летящая стрекоза;
- муха;
- гусеница на цветке;
- бабочка с раскрытыми крыльями;
- божья коровка;
- собирающая нектар пчела;
- жук на ветке;
- кузнечик в траве.
Дети должны правильно сложить пазлы.
Вершки и корешки
Цель экологической игры – закрепление знаний о том, какие части растений пригодны в пищу. Понадобятся два хулахупа (красный и зеленый) и карточки с изображением огородных растений.
Хулахупы нужно положить так, чтобы они пересеклись. Зеленый – для вершков (зелени), красный – для корешков (корнеплодов), центральная часть (где хулахупы пересекаются) – для растений, у которых съедобны и зелень, и подземная часть. Дети по очереди берут карточки, кладут в соответствующие зоны.
Съедобное-несъедобное
Цель дидактической игры – научить дошкольников различать съедобные и несъедобные грибы. Для занятия требуются картинки грибов и корзина.
Воспитатель задает загадку о грибе. Дети отгадывают, находят изображение среди картинок. Если гриб съедобный, кладут картинку в корзину.
Обучение экологии в игровой форме вызывает интерес у детей, развивает любознательность, мыслительную способность и стремление к познанию окружающего мира, расширяет кругозор. Дошкольники закрепляют знания об окружающем мире, получают понимание о взаимосвязях между природными объектами и явлениями.
Цель: раскрыть воспитательно-образовательное значение уголков природы в дошкольных учреждениях, подбор и размещение объектов уголка природы.
Уголки природы в дошкольном образовательном учреждении — это неотъемлемая часть образовательной среды каждой группы. Считаем важным, в рамках ознакомления детей с окружающим миром, с помощью уголков природы привлечь детей к постоянному непосредственному общению с ней.
Цель работы — средствами уголка природы в ДОУ осуществлять экологическое воспитание, обучение, развитие и социализацию воспитанников.
В работе с детьми ставим перед собой следующие задачи:
- средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства,
- развивать умение видеть связи между явлениями,
- формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными,
- воспитывать заботливое отношение ко всему живому.
Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы в ДОУ украшает групповую комнату, доставляет удовольствие детям, дает возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за растениями в течение года.
В уголке природы дети сосредотачивают свое внимание на большом количестве объектов, что обеспечивает их глубокое познание. На основе знаний и навыков, которые приобретают дошкольники, формируется интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности. Уголок природы должен быть эстетичен, не перенасыщен атрибутами, находится в чистоте, а так же соответствовать возрасту детей.
Труд и наблюдения детей за растениями и животными, в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной). Поскольку в условиях средней полосы труд и наблюдения детей на участке в эти периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой.
Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, по возможности, можно организовать экологическую комнату для всего детского учреждения. Ее можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.
Уголок природы в ДОУ может быть оформлен природными материалами: ракушками, камешками, шишками, веточками, поделками детей.
При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые образовательной программой ДОУ. Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.
Оборудование уголка природы в группах содержит:
- календарь природы,
- комнатные растения (в соответствии с требованиями возрастной группы и безопасности, таблички и паспорт на каждое растение),
- инвентарь для ухода за ними ( ящики для рассады, лейки, совочки, палочки для рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки.),
- оборудование для экспериментирования (мини-лаборатория для продуктивной и исследовательской деятельности, рисунки детей по результатам наблюдений и экспериментов),
- природные зоны (макеты),
- дидактические игры по экологии, презентации о природе,
- уголок дежурств (начиная со средней группы),
- наглядный материал (альбомы и их сериация по темам: изображения природы в разные времена года , животных, насекомых, растений и т. д.)
- природный материал для поделок,
- образцы семян растений, гербарии,
- аудиозаписи звуков природы,
- природоведческая литература (методическая и детская),
- материал для работы с родителями по вопросам экологического воспитания (памятки, консультации, конспекты мероприятий и т. д.).
Иллюстративно-наглядный материал, используемый в уголках природы, помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине).
Перечисленное содержание уголка природы, может быть использовано как критерии оценки уголков природы в ДОУ.
В каждой группе находятся комнатные растения для наблюдения и ухода за ними. Существуют примерные требования к содержанию растений в ДОУ.
При отборе растений в уголок природы в ДОУ мы педагоги должны учитывать ряд требований, что помогает избежать ошибок и обеспечивает эффективность воспитательно-образовательного воздействия наблюдений детей:
- растения должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы, что дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений,
- растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста,
- необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений, это дает детям возможность увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов,
- растения должны быть абсолютно безопасными для здоровья дошкольников.
Уголок природы в ДОУ — место посильного труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству и затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются неприхотливые растения, не требующие для своего содержания сложного оборудования.
Необходимо, так же учитывать возможности нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума.
Задача взрослых помочь увидеть своеобразие и тайны жизни растений, их красоту, ради которой они содержаться дома и в детском саду.
В группах должно быть наличие достаточного количества растений в соответствии с возрастом детей. Внешний вид растений обязательно должен быть ухоженный. По необходимости на каждое растение прикрепляют таблички с названием и способами ухода за ними. Табличка может быть следующего содержания: название растения, его происхождение, схематичное изображение способов ухода (светолюбивость, полив и т. д.).
В рамках педсовета по экологическому воспитанию дошкольников воспитателями нашего ДОУ были представлены авторские игры по экологическому воспитанию, которые используются в группах. Родители воспитанников оказывали помощь в изготовлении календарей природы и других дидактических материалов.
В течение года уголки природы пополняются пособиями, наглядным и демонстрационным материалом, приобретенным, а так же изготовленным руками воспитателей и родителей воспитанников.
Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. Это возможно путем создания разнообразных уголков природы в группах .
При оформлении необходимо знать:
Требования к отбору растений для уголка природы:
1. Растения должны быть подписанными, здоровыми, аккуратными.
2. Уход за растениями по качеству , характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя) .
3. Растения должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
4. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского учреждения.
Значение уголков природы в ДОУ Познавательное развитие : расширяются знания детей о природе , возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность. Эколого – эстетическое значение : формируется видение красоты природы , развивается творческое воображение. Воспитательное значение : формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе ). Практическое значение : приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств , как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность. Оздоровительное значение : растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.
Временные и постоянные растения в уголке природы.
-стихи и загадки о животных, о временах года;
- потешки, песенки, заклички;
Коллекция природных материалов:
-деревянные палочки, камни, песок, глина, шишки;
-ракушки, фасоль, жёлуди, скорлупа грецких орехов;
Работа с родителями:
поделки из бумаги (для оформления уголка природы),
-кормушки для птиц (развешаны на территории ДОУ),
-кормушка с птичками для оформления уголка природы,
Состоит из 2-4 страниц: картина с изображением времени года; лист наблюдений за погодой – используют сюжетные картинки или фотографии с изображением деятельности детей в разное время года; лист наблюдения за птицами – карточки с птицами, которых видели, ставят в кормушку. Перед выходом на прогулку одевают дидактическую куклу по сезону и ставят ее в календарь природы.
Дополнительно: тематические альбомы по сезону и теме недели, алгоритмы для центра воды и песка, игровые макеты фермы, леса и др.
Уголок природы в средней группе
5-6 видов по 2-3 экземпляра одного растения, - с разной формой и величиной листьев; - с мясистыми листьями, имеющими зазубрины по краям; - с узорчатыми опущенными листьями; - разные виды растений одного семейства; - требующие большого количества воды и поливающиеся редко.(бальзамин, фикус, колеус, хлорофитум, примула, агава; бегония-Рекс, аспарагус; душистая и зональная герань, виды бегоний; сансвьера)
посадки, срезанные ветки деревьев и кустарников в воде, букеты. лук (январь-февраль); фасоль, овес (март); яблони, черемухи, сирени, вербы (декабрь-февраль); осенние листья.
Календарь погоды и природы:
календарь наблюдения за сезонными явлениями, дневник наблюдения за ростом и развитием живых существ. Картинки с изображением типичных для сезона состояний погоды; рисунки детей, отражающие увиденное.
Наглядно- иллюстративный материал:
Материал для развития трудовых навыков:
- природный и бросовый материал для конструирования из природного материала. (лейки, тазики, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, пульверизатор, щетки; ящики и стаканчики для посадок; шишки, желуди, веточки, камушки, ракушки; крышки, пластиковые бутылочки, коробочки).
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- семена бобов, фасоли, гороха
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
Уголок природы в старшей группе
6-7 видов по 2-3 экземпляра одного растения. С разной формой и величиной листьев; - с разнообразным строением стебля (прямостоящий, стелющийся, вьющийся); - с разными способами размножения (клубни, луковицы, усы, стебли, листы, черенки); - с разнообразными потребностями в степени освещенности и поливе; - обладающие лекарственными свойствами. (традесканция, плющ, колеус, цикламен, фикус, примула, фуксия, сансевьера, кливия, бегония, драцена, бальзамин, лимон, герань).
Посадки, пересадка комнатных растений, срезанные ветки деревьев и кустарников в воде, букеты (овса, гороха, лука, петрушки, фасоли, рассада овощей; клена, березы, тополя, сирени, калины, боярышника, рябины).
Календарь погоды и природы:
Календарь погоды (наблюдений за сезонными явлениями природы), дневник наблюдения за ростом и развитием живых существ. Обозначение погодных явлений с помощью условных изображений (6-7); определение времени (день, неделя, месяц, время года); рисунки детей, модели; за посадками, за срезанными ветками в воде.
Дидактические игры экологического содержания, муляжи овощей и фруктов.
Материал для развития трудовых навыков:
инвентарь, природный и бросовый материал для конструирования из природного материала. лейки, тазики, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, пульвелизатор, щетки; ящики и стаканчики для посадок; кисточки, тряпочки, фартуки; шишки, желуди, веточки, камушки, ракушки, семена растений; крышки, пластиковые бутылочки, коробочки.
Наглядно- иллюстративный материал:
набор картинок с изображением диких и домашних животных, животных жарких стран, птиц; - книги с иллюстрациями животных, птиц; - картинки о труде взрослых в природе; - альбомы; - условные обозначения комфортного произрастания растений; - схемы-модели строения растений и животных.
Уголок природы в подготовительной группе
7-8 видов растений , у которых отчетливо видны части (лист, стебель, цветок)
Аукуба, Бегония, Бальзамин, Герань, Китайский розан, Аралия, Хлорофитум,
Фикус, Драцена, Плющ, Традесканция, Алоэ. Камнеломка.
Посадки, пересадка комнатных растений, срезанные ветки деревьев и кустарников в воде; - букеты.
Календарь погоды и природы.
Картины и пейзажи по временам года.
Альбомы диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев, цветов, растений леса, луга, поля.
Пластмассовые или резиновые игрушки.
Муляжи овощей, фруктов.
Природный материал (камешки, ракушки, шишки, веточки и т.д.).
Поделки детей из природного и бросового материала.
Материал для развития трудовых навыков:
Фартуки, нарукавники, клеенки. Лейки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, емкости разной вместимости, лопатки, тряпочки. Трубочки для коктейля, воронки, сито, различные формочки, емкости для воды. Песок, глина. Контейнеры с крышками для природного материала. Формочки для песка, льда, снега. Стаканчики и ящики для рассады. Бросовый материал. Лупа.
Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы .
Читайте также: