Игровые пособия для детей с овз в доу

Обновлено: 07.07.2024

К детям с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) относят очень разных детей: с аутизмом, нарушениями слуха и зрения, двигательными нарушениями, алалией, генетическими синдромами. Но какой бы ни был диагноз у ребенка, он в первую очередь остается ребенком, а значит ему нужны игрушки.

Игрушки для детей с особенностями развития не обязательно продаются в каких-то специальных магазинах. Но если к выбору игрушек для особого ребенка нужно подойти очень тщательно.

Пять принципов выбора игрушек для детей с ОВЗ

1. Игрушки должны быть безопасными

Многие дети с ОВЗ берут игрушки в рот, облизывают, грызут. Поэтому важно покупать игрушки проверенных производителей, которые позаботились о том, чтобы при производстве использовались безопасные материалы и красители.

Игрушки таких брендов как Melissa and Doug и Learning Resources не самые дешевые, но зато они действительно прошли все необходимые проверки и их безопасность подтверждена международными сертификатами.

Галька в этой игре, конечно, не настоящая, она сделана из приятного наощупь прорезиненного материала, безопасного для здоровья ребенка.



2. Игрушки должны быть прочными

Диспраксия, неуклюжесть, моторная неловкость – особый ребенок часто роняет игрушки, наступает на них. А еще бывают дети, которые пока не научились контролировать свою импульсивность: им нравятся разрушительные игры. Хорошие игрушки должны выдерживать все.

Конструктор Ёжик подойдет практически любому ребенку. Эти детали невозможно сломать, проглотить, засунуть в нос или в ухо. Детали легко соединяются между собой, можно сделать много интересного.

Если пока ребенку больше нравится разрушать, чем строить, можно организовать простую игру с соблюдением очередности: бросать детали конструктора в коробку. Постепенно от этой игры вы перейдете к совместному конструированию.

3. Игрушки должны удовлетворять сенсорные потребности ребенка

Мозг многих детей с ОВЗ некорректно обрабатывает информацию, поступающую от органов чувств. Это приводит к нарушениям процессов сенсомоторной интеграции. Ребенок может настойчиво стремиться к получению каких-то определенных ощущений, например, ему приятно вращаться или он любит, когда его тело сдавливают, он сам любит сдавливать предметы.

Это не прихоть, а сенсорная информация, которая важна для саморегуляции. Если ребенок не получает необходимой стимуляцией, все ресурсы его мозга посвящены ее поиску, на обучение новому остается мало сил. Наблюдения родителей помогают специалистам определить, какие именно ощущения важны для ребенка. Конструктор Ёжик – источник тактильной стимуляции.

Многие развивающие игрушки могут выполнять сразу несколько функций. Например, это набор пипеток можно использовать для развития мелкой моторики и для изучения названий цветов. Но здесь ребенок получит и сенсорную стимуляцию: игра с водой, сдавливание пипеток.

4. Игрушки должны развивать

В понимании многих взрослых развивающая игрушка – это пирамидка или что-что, где нужно собирать целое из частей. Развивающий потенциал игрушек не ограничивается этим. Многие игрушки могут стать пособиями для занятий с особым ребенком, но важно сначала определиться, что именно вы собираетесь развивать? Крупную или мелкую моторику? Речь? Память?

5. Игрушки должны соответствовать интересам ребенка

Жизнь многих детей с особенностями в развитии строго регламентирована: логопед, дефектолог, реабилитация, лечение. Многие родители стремятся к тому, чтобы каждая игрушка для ребенка с ОВЗ была развивающим пособием.

Но ведь можно совместить интересы ребенка с целями занятий. И проще отталкиваться именно от интересов ребенка, тогда не нужно будет заставлять заниматься. Вы хотите, чтобы ребенок научился считать, а его интересуют только насекомые? Тогда нужно считать насекомых.

Комната заваленная игрушками – это не то, что нужно для развития ребенка. Лучше меньше игрушек, но пусть они будут качественными: безопасными и прочными.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 8 города Ейска

муниципального образования Ейский район

авторских настольно - печатных игр,

направленных на развитие познавательных процессов

у дошкольников с ОВЗ

Автор – составитель:

Волкова Анна Владимировна,

Пояснительная записка

Список используемой литературы

В данном пособии представлены разнообразные самостоятельно разработанные дидактические/настольно -печатные игры, направленные на развитие познавательной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Целью использования дидактических игр является обучение игровой деятельности для усвоения программного материала, развитие психических процессов.

В пособии раскрываются несколько лексических тем. В рамках каждой темы представлены ряд дидактических/ настольно – печатных игр, способствующих познавательному, развитию, а также развитию логического мышления, памяти, воображения, совершенствованию мелкой моторики. В пособии дана не только система необходимых ребенку знаний, представленных в виде настольно-печатных игр, но и даны инструкции, как нужно играть, чтобы понять и усвоить определенную лексическою тему ребенку – дошкольнику с отставанием в развитии.

Дидактические игры, предложенные в методической разработке, можно использовать на различных типах занятий (при повторении, закрепления изучаемого материала) по соответствующей теме и/или разделу программы.

«В игре раскрывается мир, раскрываются творческие способности личности.
Без игры нет и не может быть

В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст — это возраст, который характеризуется, прежде всего, развитием игры. Дело не в том, что ребенок большую часть времени занят игрой, а в том, что именно в игре происходят наиболее существенные изменения в его психике. Эти изменения имеют непреходящее значение и подготавливают ребенка к новой, более высокой ступени развития.

Использование игровых приёмов, разнообразные формы работы с наглядным материалом и многоцелевое его использование увеличивает эффективность коррекционной работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии. Игровые формы коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает познавательная активность и интерес.

Особым видом игровой деятельности является настольная дидактическая игра. Представленные ряд игр в данном методическом пособии были специально созданы нами в обучающих целях для того, чтобы обучение и в целом коррекционная работа протекали на основе игровой и коррекционно - дидактической задачи.

Настольные игры имеют ряд положительных воздействий:

- у ребенка развивается творческий потенциал и воображение; развивается речь, он учится красиво и правильно говорить;

- происходит развитие социальной адаптивности ребенка, которому приходится ради достижения цели взаимодействовать с различными игроками;

- развивается скорость реакции, моторика, ребенок становится более аккуратным;

- развивается смекалка и память;

- ребенок учится переключаться между различными видами деятельности, учится в процессе игры преодолевать сложности и легче переживать неудачи, начинает понимать, что можно начать все сначала в случае неудачи.

Одни игры в красочной интересной форме обучают детей распознавать и запоминать различные предметы и явления, способствуют развитию внимания и расширению словарному запаса. Другие – служат своеобразной подготовкой ребенка к жизни, предлагая ему в процессе игры различные проблемы, при решении которых он учится примерять на себя новые роли и тем самым развивает свои навыки и приобретает жизненный опыт. Третьи – развивают физические способности, улучшая скорость реакции, ловкость, глазомер и координацию движений.

Кроме развлекательной функции практически все настольные игры приносят пользу, способствуя развитию личностных качеств и способностей ребенка. Сочетая в себе игру и обучение, настольные игры могут стать прекрасным образовательным средством для детей дошкольного возраста.

Даже самые простые настольные игры оказывают полезное влияние на ребенка, развивая зрительную память, внимание, сообразительность, логику, воображение и образное мышление.

Как правило, настольные игры подразумевают участие нескольких игроков. Взаимодействуя между собой в процессе игры и подчиняясь ее правилам, дети учатся правильно общаться друг с другом, терпеливо ожидать своей очереди, чтобы сделать ход, сопереживать соперникам и достойно переживать как победу, так и поражение.

Настольные игры способствуют правильному формированию личностных качеств детей. Значение настольной игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности.

В процессе развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего, в трудовую.

Особое значение в коррекционно-воспитательной работе с детьми данной категории имеют настольные развивающие игры, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения).

Основными характеристиками настольных игр выступают следующие качества: многовариантность, условность (символичность), творческая свобода и самостоятельность самого играющего субъекта.

Вариативные по содержанию игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, пространственное представление, воображение, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умению создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.

Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, а значит, развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, преимущественно формирующего у ребенка исполнительские черты.

К настольным развивающим играм с ребенком с ОВЗ не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению каких-либо недостатков. Игра – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка.

Использование настольной дидактической игры педагогом в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии дает возможность не только получить новые знания дошкольникам, но также способствует созданию предпосылок заключающихся в умении обобщать и закреплять полученные уже имеющиеся знания.

Настольная игра сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние ребёнка, вызывает у него встречную активность, затрагивая интересы, фантазию, воображение ребенка. Все это повышает эффективность коррекционной работы.

Анализ результатов диагностики детей с ОВЗ, посещающих наше коррекционное дошкольное учреждение, и наш практический опыт, показывает, что движения таких детей неловки, плохо скоординированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Поэтому развитие познавательной деятельности у детей с отклонениями в развитии является актуальным и значимым направлением в современной дефектологии.

Актуальность дидактических/настольно-печатных игр для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память.

Ø Не сформированные игровые навыки.

Ø Отсутствие интереса к игровой деятельности.

Ø Ведущая роль всегда принадлежит взрослому.

Ø Непонимание инструкций, заданий, правил игры.

Ø Неумение действовать по определенному требованию (правилу).

Ø Возможно неадекватное поведение во время игры (крики, слезы, смех, отказ от игры).

Ø Неадекватное отношение к атрибутам игр (ребенок может рвать карточки, раскидывать дидактический материал, использовать пособия не по назначению).

Дидактическая/настольно – печатная игра для ребенка с ограниченными возможностями здоровья - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, а также коррекция недостатков в развитии. В то же время игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Целью использования дидактических игр является обучение игровой деятельности для усвоения программного материала, развитие психических процессов. Она в свою очередь подразделяется на: обучающую (которую преследует взрослый), коррекционную (способствует развитию ребенка), игровую (ради которой действует ребёнок).

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья важно, чтобы эти цели дополняли друг друга. В дидактических играх создаются условия, когда каждый ребёнок может действовать совместно со взрослым, приобретая собственный опыт. Это важно для детей с отклонениями в развитии, у которых опыт действий с предметами обеднён, не зафиксирован и не обобщён. Представленные дидактические игры в пособии направлены на решение следующих задач:

Ø Обучение умению действовать в дидактической игре по заданному правилу, т.е. учить понимать и выполнять задание.

Ø Закрепление (обобщение) усвоенного материала.

Ø Развитие психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие, речь).

Ø Развитие моторики.

Новизна методического пособия заключается в подборе, создании, систематизации в использовании в педагогическом процессе дидактических/настольно- печатных игр, подобранных в соответствии с лексическими темами делает процесс обучения интересным и занимательным, активизирует деятельность детей.

Использование данных игр в сочетании с наглядным нетрадиционным методом их изготовления позволяет:

Ø закрепить пройденный материал;

Ø проверить усвоение материала;

Ø активизировать познавательную деятельность детей, внимание;

Ø развить мелкую моторику.

Практическая значимость. Дидактические игры с наглядным моделированием имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.

У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья формируется наглядно-действенная форма мышления. Высшие мыслительные операции для них недоступны. Поэтому игры на развитие мыслительной деятельности должны быть направлены на развитие наглядно-действенного мышления.

Виды дидактических игр, направленных на развитие психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья:

Ø Игры, направленные на формирование сотрудничества ребёнка со взрослым (формирование эмоционального общения со взрослыми, выполнение инструкций; развитие подражания, усвоение действий по образцу).

Ø Игры на развитие ручной моторики тесно связаны с физиологическим и психическим развитием ребёнка .

Ø Игры по сенсорному воспитанию на развитие зрительного восприятия, восприятия формы, величины, цвета, пространства и ориентировки в пространстве, слухового восприятия, явлениях окружающего мира.

Ø Игры на развитие мышления .

Для решения данных проблем нами были изготовлены дидактические игры для познавательного развития детей с ОВЗ. Часть игр представляют собой серию заламинированных листов формата А4 с яркими изображениями; на гладкую ламинированную поверхность приклеены липучки и маленькие цветные заламинированные изображения с липучками.

Представленные в практическом пособии авторские игры позволяют проводить коррекционную работу с опорой не только на слуховой и на зрительный анализатор, но и тактильный. Одновременно решаются задачи не только по развитию познавательных психических процессов, но и по развитию мелкой моторики ребенка.

Учебно-методические пособия и дидактические материалы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В Образовательном учреждении имеются необходимые специальные учебные пособия и дидактические материалы для проведения коррекционно-образовательной деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, тяжелым нарушением речи, фонетико-фонематическим нарушением речи, со сложными дефектами).

Учитель-дефектолог

"Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей" Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова

Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубевал.

В. Лопатина, Н. А. Ноткина, Т. С. Овчинникова, Н. Н.Яковлева.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., СПб, 2014

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова,

А.В. Лагутина М.: Просвещение, 2013.

Диагностические карты (по количеству детей).

Список детей для занятий с учителем-дефектологом.

Циклограмма профессиональной деятельности.

График работы дефектологического кабинета.

Журнал учёта посещаемости детьми коррекционных занятий.

Годовые задачи организации коррекционно – педагогической работы на учебный год.

Понедельное комплексно-тематическое планирование.

Тетради индивидуальной работы с воспитанниками.

Тетради рекомендаций учителя-дефектолога родителям воспитанников.

Журнал взаимосвязи учителя – дефектолога

с воспитателями групп и специалистами.

Календарный план работы на учебный год.

Консультативный материал для родителей (законных представителей),

Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный
и младший школьный возраст.

Л.С. Цветкова. Методика нейропсихологической диагностики детей.

А.В. Семенович. Нейропсихологическая диагностика
и коррекция в детском возрасте

Е.А. Стребелева Формирование мышления у детей
с отклонениями в развитии (наглядный материал).

Пирамидки, матрешки, вкладыши деревянные, пазлы тематические, кубики, разрезные картинки, счетные палочки.

Сборные картинки – пазлы.

Сборные картинки – кубики.

Разборные игрушки: пирамидки, вкладыши.

Звучащие игрушки: колокольчик, дудочка, свисток

Коробочки с сыпучими наполнителями, издающие разные звуки.

Зашумлённые картинки и др.

Игры с прищепками.

Трафареты для обводки и штриховки.

Игры, упражнения для развития тонких движений пальцев рук и кистей.

Массажеры для рук.

Конструкторы, счетные палочки и др.

Цветные круги (красные, синие, зелёные).

Доска настенная (большая)- магнитно – маркерная.

Фонетические рассказы и сказки. Часть 1,2,3 ( для детей 5-7 лет) Созонова Н., Куцина Е., Хрушкова Н.

200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет Костылева Н.Ю.

Дидактический материал для развития лексико- грамматических категорий по лексическим темам — раздаточный материал, плакаты.

Иллюстративный материал, подобранный с учётом лексических тем – в книгах. Игры в картинках с предлогами.

Наборы сюжетных картинок для составления простых предложений.

Карточки на классификацию предметов.

Рассказы о временах года. Осень. Зима. Весна..

100 и 1 игра для развития ребенка. Г.Сташевская

Н.В. Нищева Тетрадь №1; №2 для средней логопедической группы детского сада

Н.В. Нищева Тетрадь №1; №2; №3 для обучения грамоте детей дошкольного возраста

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : СПб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. стороны речи у ст. дошкольников. СПб.: Детство-Пресс, 2004.

2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.

СПб.: Детство-Пресс, 2003.

4. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000

5. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

6. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М., 1998

7. Крупенчук О. И, Воробьева Т. А. Мяч и речь. СПб, 2001

8. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! СПб, 2001

9. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: СОЮЗ, 1999.

10.Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб.: Детство-Пресс, 2004.

11. Баряева Л.Б. Интегративная модель СПб 2005

12. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. Изд: М.:Айрис-пресс 2005г.

13. Л.С. Цветкова. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Педагогическое общество России, 2000г


Использование игровых технологий во взаимодействии педагога и ребенка создает много развивающих возможностей для формирования личности обучающихся. Осуществляется это средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

Развитие познавательных навыков у детей с ОВЗ — основная цель работы педагогов и специалистов в непосредственно образовательной деятельности. Вопросы формирования познавательной активности детей относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Интерес—это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

Пирамидка — одна из самых первых и любимых игрушек всех детей, которая дает ребенку представление о размерах и цветах предметов, учит сравнивать предметы между собой, развивает мелкую моторику.

https://sun9-35.userapi.com/c855324/v855324557/23c39d/dGXxuqL7yjs.jpg


https://sun9-22.userapi.com/myQvj4IqDK82113X-LD__SAdq6OxHUqFZUHRcw/FmCclJ9G2bE.jpg

Разрезные картинки (по разным лексическим темам)

Игра помогает закрепить понятия, учит детей составлять картинку из 3 и 4 частей, развивает внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику рук.


Помогает закрепить знания детей о диких и домашних животных в игровой форме. Учит различать и находить нужного животного. Развивает наблюдательность, внимание и аналитические способности.

https://sun9-24.userapi.com/c840237/v840237134/8c78a/z2EL845l-w0.jpg

https://sun9-5.userapi.com/W2UCmGSv1gAd1ttOGUfRXb3PSL0Il_MYJ4p_cw/Th-P7RvnDGk.jpg

Игра способствует закреплению у детей знаний основных цветов и их оттенков; развивает предметные действия, навыки ориентировки в пространстве; начальные навыки счета, мелкую моторику; внимание, наблюдательность.


В процессе игры у детей развивается мышление, воображение, память, зрительное восприятие, умение анализировать и сравнивать. Дидактическое пособие развивает мелкую моторику, цветовое восприятие, обогащает словарный запас.


https://sun9-3.userapi.com/c851320/v851320016/19efb7/sKu67e5FmAg.jpg

https://sun9-9.userapi.com/c850232/v850232016/1d1758/keD_AGSd1rc.jpg

Игра закрепляет у детей знание цифр от 0 до 10 (20), порядковый и обратный счёт. В игре происходит знакомство со знаками (больше, меньше, равно). У ребенка расширяется объем словаря, развивается зрительное восприятие, формируется представление о знаках (больше, меньше, равно)

Читайте также: