Игровой самомассаж кистей рук в детском саду

Обновлено: 28.06.2024

Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.

Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе: оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

Применение самомассажа способствует нормализации мышечного тонуса пальчиковой мускулатуры; уменьшению проявлений парезов и параличей мышц рук; формированию произвольных координированных движений рук; развитию межполушарных связей, мелкой моторики; релаксации; нормализации мышечного тонуса и эмоциональной сферы детей и др.

Приемы самомассажа: поглаживание – прием, с которого начинается самомассаж; растирание проводится на малых ограниченных участках в области отдельных мышечных групп; разминание также выполняется в области отдельных мышечных групп и максимально активизирует работу мышц; пощипывание улучшает крово- и лимфообращение, обменные процессы; вибрация усиливает, а иногда и восстанавливает угасшие глубокие рефлексы, улучшает сократительную функцию мышц.

Пальчиковый самомассаж – это важное средство, способствующее созданию нейронных сетей, что в свою очередь стимулирует процесс обучения. Различные упражнения пальчикового самомассажа возбуждают локальные участки мозга, а игровая форма упражнений предохраняет от переутомления.

Самомассаж проводится в игровой форме и чаще всего сопровождается чтением стихотворений, что помогает запомнить последовательность движений и управлять темпом и ритмом самомассажа, успокоить возбужденного ребенка и активизировать расслабленного. Коллективные выполнения самомассажа и чтение стихотворения хором помогает сплотить детей, организовать их для последующей деятельности и создает соревновательный момент, что способствует возникновению чувства общности.

Таким образом, целенаправленное систематическое и поэтапное развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста уже на начальном этапе работы повышает работоспособность за счет тонизирующего воздействия на кору больших полушарий, что способствует развитию речи и психических процессов.

2. Дудьев В.П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с ОНР / Дефектология. – 1995. – № 4. – С. 43-50.

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга.

Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Он является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память, зрительно – моторная комбинация, а также развитие речевой и творческой сфер.

Веселые стихи, яркие образы обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

Игровой самомассаж кистей рук является эффективным и универсальным средством реабилитации тонких движений у детей – инвалидов, средством коррекции нарушений письменной речи у детей с локальными проблемами и развивающе – оздоровительным средство для нормально развивающихся детей.

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи. Уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выведение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.

Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти.

Помимо этого игровой самомассаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребенка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука еще и создает их.

кончиками сложенных в щепоть пальцев

Уложили дятла спать

В деревянную кровать.

Он в кровати всем назло

Продолбил себе дупло.

Легкое плоскостное поглаживание

Тыльной поверхности кисти.

Во дворе у Толика

Целых восемь штук.

По утрам мы с Толиком

Кормим наших кроликов,

И едят морковку

ладонями друг друга

Чьи руки зимою всех рук горячей?

Они не у тех, кто сидел у печей,

А только у тех, а только у тех,

Кто крепко сжимал обжигающий снег,

И крепости строил на снежной горе,

И снежную бабу лепил во дворе.

Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей.

Первый палец – боковой,

Не зря называют его Указательный.

Третий твой пальчик

Как раз посредине,

Поэтому Средний дано ему имя.

Палец четвертый зовут Безымянный,

Неповоротливый он и упрямый.

Совсем как в семье,

Братец младший – любимчик.

По счету он пятый,

Дунул ветер на березку, разлохматил ей прическу.

Ветер очень торопился, улетел, не извинился.

(М. Пляцковский)

Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки

подушечками пальцев другой руки.

Диво дивное - паук.

Восемь ног и восемь рук.

Если надо наутек,

Выручают восемь ног.

Сеть плести за кругом круг

Выручают восемь рук.

Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром

ладони противоположной руки.

Пилит, пилит пила,

И жужжит, как пчела,

И визжит, и поет,

Соням спать не дает.

Не секрет для нас с тобой,

Каждый знает это –

Руки мой перед едой

И после туалета.

Круговое разминание ладони подушечкой большого

Пальца противоположной руки

Ползи по дорожке,

Ползи по ладошке,

Пунктирование пальцами (игра на пианино)

Кто там топает по крыше?

Чьи шаги всю ночь я слышу?

Я усну теперь едва ли.

Может кошек подковали?

(Ж. Давитьянц)

Игровой самомассаж сосновыми шишками Применение сосновых шишек К настоящему времени на теле человека известно около 700 биологически активных точек, однако активно используется.

Консультация для родителей. Подготовка пальцев и кистей рук к письму Прежде чем показывать малышу, как писать буквы, нужно сначала научить его правильно держать в руке то, чем он будет это делать, – карандаш,.

«Развитие мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кистей и пальцев рук

Самомассаж — один из ви дов пассивной гимнастики, оказывающей тонизирующее действие на ЦНС, улучшаю щей функции рецепторов, проводящих путей. Он необходим для улучшения координации произвольных движений, вос становления ослабленных мышц, снятия излишнего напряжения.

Игровой самомассаж кисти и пальцев рук рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Он является средством повышения иммунитета, т.к. на ладонях расположены нервные окончания. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг ребенка поступает мощный поток импульсов от мышц и суставов, поступает информация в речеслуховые, эмоциональные и творческие зоны. Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можете сказать детям, что "мы погреем ручки". Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Кроме того, массаж способствует приливу крови к нервным окончаниям, что оказывает положительное воздействие на головной мозг.

Самомассаж кистей и пальцев рук включает в себя следующие упражнения:

  1. При поглаживании кисть производит движения в различных направлениях. Поглаживания проводят медленно и плавно.
  2. При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу.

Но растирание не должно приносить ребенку дискомфорт, в нашем случае оно должно быть легким.

  1. При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко).
  2. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основании большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.
  3. Сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

Пальцы в кулачек

Вырос у нас чесночок,

Разогнуть указательный палец правой руки и растирать круговыми движениями.

Перец, томат, кабачок,

Разогнуть средний палец правой руки и растирать круговыми движениями.

Тыква, капуста, картошка,

Разогнуть безымянный палец правой руки и растирать круговыми движениями.

Лук и немножко горошка,

Разогнуть мизинец правой руки и растирать круговыми движениями.

Овощи мы собирали,

Разогнуть мизинец левой руки и растирать круговыми движениями.

Ими друзей угощали,

Разогнуть безымянный палец левой руки и растирать круговыми движениями.

Квасили, ели, солили,

Разогнуть средний палец левой руки и растирать круговыми движениями.

С дачи домой увозили.

Разогнуть указательный палец левой руки и растирать круговыми движениями.

Прощай же на год,

Разогнуть большой палец правой руки.

Наш друг – огород!

Разогнуть большой палец левой руки.

  1. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
  2. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
  3. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
  4. Разминание кисти правой руки пальцами левой, и наоборот, затем поочередно их растирать.
  5. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

  1. Надавливание не заточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
  2. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (камешка, шарика), – совсем не трудно, для начала предложите покатать между ладошек шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.

  1. Специальным мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным).

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

14. Массаж подушечек пальцев рук.

Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая ее.

На каждую строчку стиха – разминание подушечки одного пальца.

Дети любят всех зверей:

Птиц, и ящериц, и змей,

Голубей и глухарей,

И клестов и снегирей.

Любят горного козла,

Обезьянку и осла,

Дикобраза и ежа,

15.Массаж пальцев и кистей рук колечками. С помощью колец удобно массировать пальцы – это оказывает благоприятное влияние на весь организм.

16.Массаж пальцев и кистей рук игрушками с наполнителем (гречка).

17.Массаж щеткой "ежик”. Рабочую поверхность "ежика" можно изготовить из массажной щетки для волос. Площадь ее поверхности, по возможности, должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребенка. Широкая резинка способствует плотному прилеганию щетки к ладони поверхности руки (большой палец руки отведен). Использование щетки возможно в двух положениях:

а) зубцами к ладонной поверхности руки;

б) зубцами к наружной поверхности руки.

С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные и точечные двигательные кинестезии. Это позволяет успешно использовать новый тренажер на занятиях логопедической лечебной физкультурой.

19.Массаж фаланг пальцев.

Направление массажных движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев. На каждый слог - разминание одной фаланги.

Шел медведь к своей берлоге

Да споткнулся на пороге.

«Видно, очень мало сил

Так подумал и пошел

Он на поиск диких пчел.

Все медведи – сладкоежки,

Любят есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге.

На каждую строчку – нажим на один палец.

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

Прыгаем всеми пальцами по коврику.

И катались по траве,

От хвоста и к голове.

Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев.

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались, устали.

Мимо змеи проползали,

Ладони по очереди ползут как змеи.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.

Ладони по очереди гладят коврик.

22. Упражнение с прищепками. Берем бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог. ( Предварительно проверьте силу кусания на себе!)

Вот проснулся, встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок.

- Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне!

23.Самомассаж пульками. Катание пульки между большим и другими пальцами. На каждую строчку – один пальчик, а смена рук – после четверостишия.

Круглую рожицу, а не косую

Каждому пальчику я нарисую.

Пальчики, как озорные мальчишки,-

Целых четыре веселых братишки.

Пятый братишка – на голову ниже,

Только умишком ион не обижен.

Даже такое порою бывает:

Маленьким всем четверым помогает!

Самомассаж и массаж проводится 2 раза в день: в ут ренние часы перед занятия ми и по 3—5 мин во второй половине дня, во время коррекционного часа. При этом используем от 3 до 5 упражнений (на начальном этапе), затем 5—7, между которыми проводим упражнения на расслабление мышц рук. При данном виде работы очень важно соблюдать требования к проведению массажа, иначе можно нанести вред здоровью ребенка.

Самомассаж делается на обе их руках попеременно. Выпол нение упражнений можно сопровождать стихами или сче том.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Аммосова Н.С. Самомас саж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе // Логопед. 2004. № 6. С. 78—83.

2. Дудъев В.П. Особенности произвольной двигательной де ятельности детей с общим не доразвитием речи // Дефекто логия. 1995. № 4. С. 43—50.

3. Дудъев В.П. Средства раз вития тонкой моторики у детей с нарушениями речи // Дефек тология. 1999. № 4. С. 50—54.

4. Кольцова М.М. Двигатель ная активность и развитие фун кций мозга ребенка. М., 1973.

5. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику. М., 2006.

6. Логопедия / Под ред.Л.С. Волковой. М., 2006.

7. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошколь­ ный возраст. М., 1997.

8. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. СПб., 2002.

9. Светлова И.Е. Готовим руку к письму. М., 2005.

10. Филичева ТЯ., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М., 1991.

11.Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. Учеб. пособие для студ. вузов. М., 2006.

12.Архипова Е.Ф. Логопедическая работа при стертой форме дизартрии. М.; Владимир, 2008.

13.Кольцова М.М. Ребенок учит ся говорить. М., 1979.

14.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. М , Ярославль, 1997.

15. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М., 2000.

16. Савина Л.П. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М., 2000.

17. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! С.-П., 2009.

18. Крупенчук О.И. Готовим руку к письму. С.-П., 2009.

19. МоскаленкоВ.В. Формирование графических навыков и временных представлений. Волгоград, 2009.

20. Ельцова О.М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Волгоград, 2009

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Игровой самомассаж кистей рук.

Учитель – логопед: Эйтенеер Инга Григорьевна

Важный аспект работы с детьми - подготовка руки дошкольника к обучению письму и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников. С этой целью рекомендуется использовать игровой самомассаж кистей рук, как эффективное и универсальное средство реабилитации движений у детей с нарушением в развитии, средство коррекции нарушений письменной речи у детей с локальными проблемами и развивающе-оздоровительное средство для нормально развивающихся детей.

Важный аспект работы с детьми – подготовка руки дошкольника к обучению письму и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников.

Существует немало конкретных рекомендаций по применению пальчиковой гимнастики, ручного труда, изодеятельности, лепки и т.д. для развития мелкой моторики, совершенствования координационных способностей рук детей.

С этой целью я рекомендую использовать игровой самомассаж кистей рук, являющийся эффективным и универсальным средством реабилитации тонких движений у детей нарушением в развитии, средством коррекции нарушений письменной речи у детей с локальными проблемами и развивающе-оздоровительным средством для нормально развивающихся детей.

Конкретные рекомендации по применению массажных приемов в форме игровых процедур, сопровождаемых художественным словом в исполнении самого ребенка, приводятся ниже. Веселый спектакль, который юный актер разыгрывает с помощью рук на импровизированной сцене (на пальцах, ладонях, тыльных и локтевых поверхностях кистей рук), длится порой всего несколько секунд, а текст пьесы укладываются в маленькое четверостишие. Но для того чтобы его “сыграть”, необходимо в своем воображении создать яркий образ: содержание массажного приема, т.е. механического воздействия на мышцы, должно четко соответствовать смыслу стихотворения и динамике развития сюжета.

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выведение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.

Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти.

Помимо этого игровой самомассаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребенка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука еще и создает их.

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Развиваются межполушарное взаимодействие, межполушарные интеграторы – комиссуры, работа полушарий. Синхронизируется деятельность ассоциативных волокон, связывающих между собой отдельные участки одного и того же полушария. Мобилизуются проекционные волокна, входящие в состав нисходящих и восходящих путей, по которым осуществляется двусторонняя связь коры головного мозга с нижележащими отделами ЦНС. Это является важным аспектом реабилитационной работы с детьми, имеющими органическое поражение коры головного мозга.

Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

Положительная эмоциональная мотивация занятия “повышает общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информации из внешнего мира” (А.Г. Хрипкова и др.).

Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная), зрительно-моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер.

По данным современных исследований, игровой самомассаж кистей рук способствует прочищению энергетических каналов, освобождению их от застоявшейся негативной энергии и насыщению позитивной, а по нашим наблюдениям, он содействует также снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, коррекции гиперактивности.

Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

Рекомендуется проводить игровой самомассаж в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятиях в детском саду и на уроках в начальной школе.

Предлагаю примеры игровых массажных приемов.

Поглаживание

Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками выпрямленных двух-пяти пальцев – это “лучи солнца”.

Гладит нас, ласкает.

Солнце, как и мама,

Лишь одно бывает.

Примечание. Предварительно попросите ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки. Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.

Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трех пальцев.

Где была? Далеко.

Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).

Совсем не до сна.

Мы утром в окошко

Взглянули на сад –

Как подушки, лежат.

Зигзагообразное поглаживание (обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье – это ствол, а кисть с растопыренными пальцами – крона).

Дунул ветер на березку,

Разлохматил ей прическу.

Ветер очень торопился,

Улетел, не извинился.

М. Пляцковский

Растирание

Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга.

Первый вариант

Чьи руки зимою всех рук горячей?

Они не у тех, кто сидел у печей,

А только у тех, а только у тех,

Кто крепко сжимал обжигающий снег,

И крепости строил на снежной горе,

И снежную бабу лепил во дворе.

На первые две строчки стихотворения дети потирают руки; проговаривая третью и последующие строчки, сжимают и разжимают кулаки.

Второй вариант

Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей.

Первый палец – боковой,

Не зря называют его

Третий твой пальчик

Как раз посредине,

Палец четвертый зовут

Неповоротливый он и упрямый.

Совсем как в семье,

Братец младший – любимчик.

По счету он пятый,

Примечание. Первые две строки сопровождают растирание ладоней, следующие строки – растирание пальцев подушечкой большого пальца противоположной руки.

Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины (средними и концевыми фалангами).

Мурка лапкой носик мыла,

Сидя утром у окошка.

Мурка моется без мыла,

Потому что Мурка – кошка.

Примечание. Предварительно вместе с ребенком желательно вспомнить, как умывается кошечка.

Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев противоположной руки (пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки у паука).

Диво дивное – паук,

Восемь ног и восемь рук.

Если надо наутек,

Выручают восемь ног.

Сеть плести за кругом круг

Выручают восемь рук.

Пиление ладони пальцами противоположной руки.

Принялась она за дело.

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб.

Примечание. Обратите внимание ребенка на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы.

Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки.

Пилит, пилит пила,

И жужжит, как пчела,

И визжит, и поет,

Соням спать не дает.

Циркулярное растирание кистей рук (“намыливание” рук мылом).

Не секрет для нас с тобой,

Каждый знает это –

Руки мой перед едой

И после туалета.

Разминание

Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.

Ползи по дорожке,

Ползи но ладошке,

Немецкая народная песенка (перев. Л. Яхнина)

Желательно вместе с ребенком вспомнить, как медленно ползет улитка.

Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.

Так летите же домой.

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Русский фольклор

Примечание. Предварительно попросите ребенка руками изобразить гуся.

Вибрация

Пунктирование двумя-пятью пальцами (игра на пианино).

Кто там топает по крыше?

Чьи шаги всю ночь я слышу?

Я усну теперь едва ли.

Может, кошек подковали?

Ж. Давитъянц

Поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки.

Кто на розовой заре.

На росистом серебре

По сосновой по коре?

Дятел петь захотел,

Дятел носом песню спел.

Э. Мошковская

Примечание. Сила удара зависит от угла наклона пальца по отношению к массируемой поверхности: чем больше угол, тем воздействие более сильное и глубокое.

Поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев.

Уложили дятла спать

В деревянную кровать.

Он в кровати всем назло

Продолбил себе дупло.

Примечание. Обратите внимание ребенка на то, что кисть, сложенная в щепоть, напоминает голову птицы.

Поколачивание ладони кулаком противоположной руки.

Тук-тук-тук,
Молоток – мой лучший друг.

Примечание. Мягкость и эластичность поколачивания достигаются хорошим расслаблением мышц предплечья и кисти массирующей руки.

Читайте также: