Играем в театр в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем

разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные

ступени, являющиеся основными для развития ребенка. Игра - выполняет роль доброй, умной наставницы-труженицы. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребенком через игрушку – игру. Игра – путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов.

Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры – театрализованная игра.

Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевой-игры, это игры, близкие к театру; развиваются по заранее подготовленному сценарию (сказке, стихотворению…).

Театрализованные игры разделяются на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм в детском саду относится: настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа — объемного или плоскостного.

Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомиму.

Настольные театрализованные игры.

Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки — фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала.

Настольный театр картинок. Все картинки — персонажи и декорации сделаны двухсторонними.

Стендовые театрализованные игры.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций.

Фланелеграф. Картинки показывают на экране.

Теневой театр. Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи.

Игры - драматизации

Атрибут— признак персонажа, который символизирует его типичные свойства.

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа.

Игры-драматизации с куклами бибабо В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.

Импровизация — разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки — самая сложная, но и наиболее интересная игра.

Цели и задачи проведения театрализованных игр в детском саду.

Проведение театрализованных игр предполагает решение ряда целей и задач, которые являются общими для воспитанников всех возрастных групп ДОУ:

Способствовать развитию таких качеств, как воображение, фантазия, мышление, память и наблюдательность;

развивать стремление к саморазвитию и любознательности;

формировать волевые черты характера;

развивать и тренировать выразительность речи;

способствовать раскрытию творческого потенциала.

Помимо этого, выделяют цели и задачи, которые являются специфичными для определённой возрастной группы:

Первая младшая группа:

способствовать развитию внимания и тренировке памяти;

формировать умение слушать и понимать речь;

способствовать формированию выразительности речи;

развивать речевую и умственную активность.

Вторая младшая группа:

воспитывать умение правильно оценивать действия собственные и персонажей;

формировать свободное проявление эмоций через мимику и жесты;

способствовать обогащению и выразительности речи;

развивать память, мышление, воображение, внимание;

учить правильно оценивать себя и действия окружающих.

Воспитанникам младших групп педагог демонстрирует все игровые действия на собственном примере.

Средняя группа:

формировать умение выделять признаки предметов;

развивать словарный запас детей;

закреплять знания об окружающем мире;

развивать диалогическую речь;

воспитывать нравственные идеалы.

Старшая группа:

расширять представления об окружающем мире;

пополнять и активизировать словарь детей;

формировать интонационную выразительность речи;

продолжать развивать диалогическую речь;

углублять представления о предметах;

развивать творческую самостоятельность;

продолжать формирование нравственных качеств и самооценки.

Подготовительная группа:

совершенствовать развитие творческих способностей;

развивать творческую самостоятельность;

продолжать расширять знания детей об окружающей действительности;

совершенствовать умения дошкольников ориентироваться в помещениях детского сада;

продолжать активизировать и уточнять словарь детей, расширять словарный запас;

совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

воспитывать культуру речевого общения;

закреплять импровизационные навыки;

совершенствовать память, внимание, мышление и др.

Театрализованные игры для детей 2 младшей группы.

Игра с воображаемым объектом

Цели: формировать навыки работы с воображаемыми предметами;

У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает ее по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

Мимика: жевательные движения, улыбка.

Театрализованные игры для детей средней группы

Цель: развивать пантомимические навыки.

Воспитатель читает, дети имитируют движения.

Был у зайки огород,

Ровненьких две грядки.

Там играл зимой в снежки,

Ну а летом – в прятки.

А весною в огород

Зайка с радостью идет.

Но сначала всё вскопает,

А потом всё разровняет,

Семена посеет ловко

И пойдет сажать морковку.

Ямка – семя, ямка – семя,

И глядишь, на грядке вновь

Вырастут горох, морковь.

А как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

Театрализованные игры для детей старшей группы

Игры на мышечное напряжение и расслабление

Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

Воспитатель созывает детей:

Сяду рядышком на лавку,

С вами вместе посижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей – погляжу.

Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала.

Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает – первая.

Театрализованные игры для детей подготовительной группы

Игры на развитие выразительной мимики

Цель:Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.

– Как живешь? – Вот так! (С настроением показать большой палец.)

– А плывешь? – Вот так! (Любым стилем.)

– Как бежишь? – Вот так! (Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами.)

Читайте также: