Игра в классики краткое содержание
Обновлено: 07.07.2024
Об авторе
Родившийся в Европе Кортасар всё детство провёл в Аргентине, в Бэунос-Айресе. Не окончив литературно-философский факультет, он пошёл работать обычным учителем. Всё это время Кортасар писал стихи, не публикуя их в печати. Успев поработать в университете и оставив работу по политическим причинам, он уезжает в Париж по литературной стипендии, где и проживёт до самой смерти.
Некоторые известные произведения автора:
Книга переносит читателя в 50-е годы XX века. Главный герой Орасио Оливейра, как и автор, аргентинец, который живёт в Париже. Подобно Оруэллу и Генри Миллеру он скитается по великому городу и влачит бедняцкое существование на подачки родственников из Буэнос-Айреса.
Гуляя, прогуливаясь, слоняясь, шатаясь по парижским улочкам он размышляет о себе. Он рефлексирует, думает о своём месте в мире, о том, что делает его особенным и уникальным, ни на кого не похожим. Действительность кажется ему вещью неподходящей. А сам он в ней – лишним.
Не может он решить с кем из своих женщин он хочет расстаться – с француженкой по имени Пола или с уругвайкой по имени Мага. Однако проблема разрешается сама собой – у Полы обнаруживают рак груди и Орасио выбирает… Магу.
Мага куда более приземлённая личность, несмотря на то, что хочет стать певицей. У неё есть ребёнок, которого она отдала на воспитание в деревню. Вместе они решают жить не ради своей любви, но ради того чтобы вести более экономное хозяйство.
Также неотъемлемой частью жизни Орасио является Клуб Змеи в который входят его друзья музыканты, писатели и интеллектуалы, где ведутся высокие беседы, льётся вино и воскуриваются сигары, как церковные благовония. Но даже эти высокопарные снобы не греют сердце Орасио.
Внезапно заболевает сын Маги Рокамадур и она забирает его в город. Это лишь раздражает Орасио и он не проявляет должного сочувствия. Когда ребёнок умирает, он не прилагает усилий чтобы сохранить отношения с убитой горем Магой, даже напротив, как-будто желает этого втайне.
Только потеряв Магу, он понимает, что она и была его настоящей любовью. Друзья единогласно осуждают его. Он теряет последний ориентир в пространстве и бежит из Парижа в Буэнос-Айрес…
«Эта книга в некотором роде – много книг, но прежде всего это две книги. Читателю представляется право выбирать одну из возможностей:
Первая книга читается обычным образом и заканчивается 56 главой[…]
Еще одно правило от автора – не пассивное чтение, а соучастие читателя. Что же означает читатель-соучастник? Кортасар выделял 2 типа читателей - читатель-сообщник и читатель-самка. Для читателя-самки характерна желание получить удовольствие от прочтения, не прилагая при этом усилий. Но Кортасар ставит планку – установка на максимальную вовлеченность в сотворчество, на достраивание, домысливание, на поиск недостающей информации. Так, читателю предстоит самому определиться со многими двойственными событиями сюжета – любил Орасио Магу или не любил, утонула она или не утонула, прыгнул он из окна или не прыгнул и т.д.
На уровне языка выход за границы индивидуальности достигается и с помощью кортасаровского виртуозного владения словом. В некоторых главах возникает ощущение, что ты считываешь мысли героя при их зарождении. Нить повествования берут в руки то автор, то Орасио Оливейра, то другие персонажи. А вот автор бросает откровенный вызов терпению и трудолюбию читатателя - глава, в которой Орасио читает книгу Маги и ведет с ней мысленный разговор. Читателю приходится балансировать на двух линиях, которые пытаются перебить друг друга – на линии сюжета второсортного романа и линии разговора с Магой:
«В сентябре 80-го года, через несколько месяцев после
Видишь такой скверно написанный роман, да, в до-
Смерти моего отца, я решил отойти от дел, передать
Вершение ко всему, еще и дурно изданный, - и спра-
Их другой фирме, также занимающейся производством
Пожалуй, это малая толика инсайтов, которые можно вынести для себя при прочтении книги. Каждый сможет унести по своим способностям, и скорее всего придется прийти снова.
Читайте также: