Игра рипли краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В 50-ые годы ХХ столетия американская писательница детективов Патриция Хайсмит написала цикл психологических криминальных романов о Томе Рипли, человеке, который сам себя характеризует человеком без совести. Сюжеты оказались крайне кинематографичны и по двум из романов было сделано четыре экранизации: "На ярком солнце" и "Талантливый мистер Рипли" - в первом фильме Тома играл Ален Делон, во втором - Мэтт Дэймон; а также картины о постаревшем на двадцать лет герое "Американский друг" и "Игра Рипли" - Деннис Хоппер и Джон Малкович в роли Тома. Последние две вещи получились совершенно разные, о них и пойдёт речь.

Общая канва сюжета обоих фильмов такова: постаревший Том Рипли зарабатывает на жизнь торговлей на аукционах картин якобы скончавшегося, а на деле здравствующего известного художника ("Американский друг") или продажей поддельного Рембрандта ("Игра Рипли"), он отличный комбинатор и сумел не только построить себе превосходное состояние, но и обеспечить душевный комфорт - он, как и в молодости, способен, не моргнув глазом, убить человека, но ушёл от подобных дел, нынешний Рипли - убийца на покое.

Однажды Том сталкивается с владельцем багетной мастерской Джонатаном, человеком, который стоит ниже его на социальной лестнице, но не кривит душой: Джонатан видит в Томе не тонкого ценителя искусств, а торгаша, и, не скрывая этого, нелицеприятно оскорбляет его. Рипли узнаёт, что Джонатан тяжело болен. В это же время один из старых знакомых Тома, Ривз, мошенник и негодяй, напоминает ему, что не всё уплачено по старым счетам и просит совершить убийство. Рипли решает втянуть в это дело совершенно невинного Джонатана, таким образом он и отомстит ему за унижение - заставит опуститься до уровня убийцы, и поможет деньгами - умирающий изготовитель рам еле сводит концы с концами. Дальше сюжет значительно расходится и пересказывать я его не буду, чтобы не испортить впечатление от фильма.

Скажу честно: несмотря на высокую оценку "Американского друга" - он претендовал на Золотую Пальмовую ветвь в Каннах и на Премию Цезаря во Франции, получил Золотую Премию Германского кинофестиваля в 1978 г., - но этот фильм значительно слабее "Игры Рипли". Прежде всего это связано со сценарием и режиссурой. В "Американском друге" слишком много невнятных моментов, нелогичностей. "Где ты был на самом деле? - спрашивает жена Джонатана после его возвращения.- Я тебе не верю". Ни сюжетом, ни поведением персонажей это объяснить нельзя, недоверие исключительно по прихоти автора. Подобных проколов в фильме не меньше десятка. В отсутствие художественной правды вносит свою лепту и слабая прорисованность персонажей . Сцена убийства в машине вообще непонятна: кто кого и зачем? На этом фоне "Игра Рипли" выигрышно выделяется - у каждого поступка есть своя предыстория, действия героев оправданны и понятны, характеры убедительны. Кстати, оба сценария написаны самими режиссёрами картин.

Том Рипли в "Американском друге" - трусоватый и нервный ковбой, в "Игре Рипли" - флегматичный и уверенный в себе богемный коллекционер. Джонатан - бесхребетный и беспринципный в одном фильме, мечущийся, рефлексирующий, страдающий - в другом. Первая картина завершается фарсом и крахом героев, ибо они слабы, как и их поступки; вторая - благодаря сильной игре прирожденного злодея и комбинатора Джона Малковича, убедительности положительного Дагрэя Скотта и противоречивому мерзкому и коварному обаянию Рэя Уинстона, поднимается до вершин трагедии.

"Американский друг" - 6 баллов из 11.
"Игра Рипли" - 11 баллов из 11.

Если в дверях вагонного сортира, как здесь, вас встречает Джон Малкович с таким выражением лица, то лучше ничего не спрашивать и пройти мимо, в тамбур.

Если в дверях вагонного сортира, как здесь, вас встречает Джон Малкович с таким выражением лица, то лучше ничего не спрашивать и пройти мимо, в тамбур.

Джон Малкович играет наёмного убийцу.
Сегодня после таких слов волей-неволей улыбнёшься, ибо свежо ещё предание о чокнутом киллере Марвине из "РЭДа" , ставшим, наверное, лучшим амплуа Малковича в 2010-х.
И тем не менее есть на совести у Джона роли не только маньячных извергов и душегубов, как в той же "Воздушной тюрьме" , но и душегубов скромных, вежливых и культурных. Примерно таких, как незабвенный Ганнибалушко наш Лектер . С той лишь разницей, что герой "Игры Рипли" Том Рипли не употребляет на ужин своих обидчиков прожаренными, с гарниром из стручковой фасоли и под бутылочку коллекционного "Кьянти".
Нет, он глумится над ними куда более изощрёнными способами.

Да-да, вы не ослышались: перед нами действительно тот самый одиозный дядя Том, что прославился в конце девяностых многажды оскароносным фильмом "Талантливый мистер Рипли" с Мэттом Дэймоном. А "Игра Рипли" - полноправный его сиквел. Разве что снятый не Энтони Мингеллой, а Лилианой Кавани, и вместо Мэтта, которого здесь пришлось бы "состарить" на пару десятков лет, взяли не поддельного "старца" Малковича. Чьи безграничные талант и опыт позволяют сыграть кого угодно, да хоть самого Дэймона, черт побери.

В итоге получилось то, что в киномире случается нечасто: сиквел, почти ничем не уступающий оригинальной картине.
Вдобавок с годами Рипли наконец-то избавился от своих "голубоватых" заскоков молодости, нашёл себе молоденькую жену, итальянскую музыкантшу, и сам поселился в Италии в солидном особнячке с видом на что-то там. Также повзрослевший Том, в отличие от себя-юноши, обрёл завидное хладнокровие. Настолько непоколебимое, что иногда кажется, будто перед нами вовсе не человек, а маскирующаяся под него, большая бесхвостая рептилия.

Впрочем, оно и понятно: свыкнувшись со своей "психопатинкой" и с тем, что без жесткого самоконтроля она доведет его до беды, Рипли научился её тщательно маскировать. И выпускать на свободу лишь тогда, когда это было жизненно необходимо.

Более того, промышлявший до сей поры аферами в сфере искусства и сколотивший на них состояние, Том решает наконец-то завязать с криминалом. Однако не тут-то было! Не успел он толком расслабиться, как вдруг к нему на его понтовую виллу заявился бывший кореш и деловой партнер Ривз (Рэй Уинстон). У которого возникли в Берлине крутые проблемы, а поскольку Том был в прошлом спец также по части мокрухи, Ривзу позарез были необходимы его услуги. Отнюдь не за бесплатно, разумеется, а за хорошую горку чеканных монет.

- Слышь, а не пошёл бы ты. к моему соседу! - ответил на это по-прежнему талантливый мистер Рипли.
И в буквальном смысле слова отправил Ривза к своему соседу Джонатану (Дюгрей Скотт), который намедни спьяну болтнул лишка в адрес Тома, чем сильно его оскорбил. А поскольку до словесных разборок Тому опускаться претило, он решил наказать Джонатана иначе, со всей присущей ему экстравагантностью.
Зная, что сосед страдает от лейкемии, и что он отчаянно нуждается в деньгах, змей-Рипли поставил его перед искушением заработать эти деньги, испачкав руки в крови. Ну а тот факт, что киллер из Джонатана, который всю свою жизнь строгал рамки для картин, был ещё хуже, чем из фекалий пуля, лишь придавал злой шутке Тома остроты и интриги.

Рэй с Джоном, небось, и не подозревают, что перед ними не просто "дипломат", а заветная мечта едва ли не каждого школьника средних и старших классов СССР 80-х.

Рэй с Джоном, небось, и не подозревают, что перед ними не просто "дипломат", а заветная мечта едва ли не каждого школьника средних и старших классов СССР 80-х.

В общем, тот случай, когда Джон Малкович в роли киллера не говорит "Я пошёл за свинкой!", но это не значит, что у него нет для вас других интригующих сюрпризов.
Единственные же, кого разочарует эта изящно-кровавая история, будут поклонники боевиков. Ибо, несмотря на свой подчёркнуто "убийственный" нрав, "Игра Рипли" не порадует их драйвом, пальбой и горами трупов.

Хотя, конечно, и трупы, и жестокость в ней есть, но они, скажем так, не выходят за рамки киллерского бытового реализма. Где, однако, нашлось место не только мокрухе, но и - удивительное дело! - тонкому психологизму и даже морали. А вишенкой на торте всех этих страстей-мордастей стала музыка легендарного Эннио Морриконе, что тоже выдаёт породистость сей картины - одного из лучших и уникальных сиквелов в истории мирового кино.

Об авторе

Патриция Хайсмит (1921-1995 гг.) – американская писательница, лауреат премии Эдгара Аллана По, премии О.Генри, офицер Ордена искусств и литературы.
Книги Хайсмит были многократно экранизированы такими мэтрами как Альфред Хичкок. Наиболее известна у нашего читателя как автор серии романов о Томе Рипли. Её перу принадлежат такие книги как:

Сюжет

Тремя годами позже, будучи уже состоятельным и женатым человеком, Рипли попадает на вечеринку к Джонатану Треванни, который отпускает в его адрес неуместную колкость. Рипли со скандалом покидает дом и, казалось бы, инцидент исчерпан. Но судьба снова сводит его с Ривзом, который просит найти человека для устранения неугодного ему человека.

Рипли приходит в голову порекомендовать ему Треванни, так как он умирает от лейкемии и боится оставить семью без средств к существованию. Треванни предсказуемо соглашается. Для выполнения задания его отправляют в Берлин. Операция идёт успешно, но Ривз желает убить двух зайцев одновременно и шантажирует Джонатана, заставляя совершить больше убийств…

Подчинившись Ривзу Треванни возвращается, домой к жене Саре и сыну Мэттью, и огорошивает их историей о чудесном приобретении денег – якобы он участвовал в медицинских экспериментах. Но люди убитых мафиози уже вышли на след и летят в Италию, где под ударом окажутся не только семья Треванни, но и семья Рипли…

Патриция Хайсмит - Игра мистера Рипли

Патриция Хайсмит - Игра мистера Рипли краткое содержание

В третьем романе американской писательницы Патриции Хайсмит (1921 – 1995) о талантливом мистере Рипли герой из чистого альтруизма и отчасти ради собственной выгоды затевает тонкую игру, результатом которой становится гибель не одного человека.

Игра мистера Рипли - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

После вчерашнего ужина осталось вкусное рагу, приготовленное мадам Аннет. Окно над раковиной осталось незанавешенным, Том посадил Джонатана за кухонный стол так, чтобы того не было видно в окно, и поставил перед ним виски и воду.

– Жаль, в саду нельзя поработать, – заметил Том. Он мыл над раковиной листья салата.

Каждый раз, когда проезжал автомобиль, у него возникало желание выглянуть в окно. За последние десять минут мимо дома проехали только две машины.

Джонатан обратил внимание на то, что обе гаражные двери широко раскрыты. Машина Тома стояла на дорожке перед домом. Тихо так, что на гравии будет слышен каждый шаг, подумал Джонатан.

– Музыку не могу включить – не слышно будет других звуков. А жаль, – посетовал Том.

Они долго просидели за столом в столовой, хотя и тот, и другой ели мало. Том сварил кофе. Поскольку ничего существенного для ужина в холодильнике не оказалось, Том позвонил мяснику в Вильперс и заказал хороший стейк на двоих.

– Мадам Аннет взяла короткий отпуск, – ответил Том на вопрос мясника.

Рипли были такими хорошими покупателями, что Том не задумываясь попросил мясника прихватить из соседней зеленной лавки салат и какие-нибудь овощи.

Полчаса спустя отчетливо зашуршали шины на посыпанной гравием дорожке, а это означало, что подъехал фургон мясника. Том вскочил на ноги. Он расплатился с добродушным помощником мясника в забрызганном кровью фартуке и дал ему на чай. Джонатан просматривал книги о мебели, и вид у него был очень заинтересованный, поэтому Том поднялся наверх, чтобы скоротать время, прибираясь в мастерской, куда мадам Аннет никогда не заглядывала.

Около пяти раздался телефонный звонок, прозвучавший как крик в тишине. Тому звонок показался приглушенным, потому что он отважился выйти в сад, поработать секатором. Том побежал в дом, хотя и знал, что Джонатан к телефону не притронется. Джонатан сидел развалясь на диване в окружении книг.

Звонила Элоиза. Она была вне себя от счастья, потому что ей позвонила Ноэль и сказала, что ее знакомый, Жюль Грифо, художник-оформитель, купил домик в Швейцарии и приглашает Ноэль, а заодно и ее, съездить с ним туда на недельку и составить ему компанию, пока он будет наводить в доме порядок.

– Там такая красота вокруг, – говорила Элоиза. – Да мы и поможем ему…

Тому все это показалось ужасным, но уж если Элоизе что-то нравится, для нее только это и имеет значение. Он понял, что в круиз по Адриатике она не поедет.

– У тебя все в порядке, дорогой. Чем ты занимаешься?

– Да так… работаю в саду… Да, все совершенно спокойно…

– Что случилось? – спросил Джонатан.

Он пил кофе. Чаю ему не хотелось. Беспокойство Тома передалось и ему, но, насколько он представлял ситуацию, у Тома не было причин так волноваться.

– А сейчас вы номер не разглядели? Джонатану было темно, и он включил лампу рядом с собой.

– Нет… сейчас принесу ружье.

Том взлетел наверх словно на крыльях и тотчас вернулся с ружьем. Свет он наверху выключил.

– Я вовсе не собираюсь пользоваться ружьем, только в случае крайней необходимости, – сказал он Джонатану. – Сейчас не охотничий сезон, и на ружейный выстрел могут сбежаться соседи… кому-то наверняка захочется узнать, что тут происходит. Джонатан…

Джонатан стоял, готовый к действию.

– Этим ружьем можно пользоваться как дубинкой.

Том продемонстрировал, как это делается: самую тяжелую часть, приклад, можно использовать с большим эффектом.

– Если придется стрелять из него, то нужно делать вот что. Ружье сейчас на предохранителе. – Том показал ему, как обращаться с ружьем.

Но ведь их здесь нет, думал Джонатан. И вместе с тем он чувствовал себя как-то странно, будто все это происходит не с ним. То же самое он ощущал в Гамбурге и в Мюнхене, когда знал, что цель вполне может принять реальный облик.

– Если кто-то подойдет к двери, – сказал Том, – то меня, скорее всего, пристрелят, как только я открою дверь. Что может быть проще? Потом тот, кто выстрелил, прыгает в поджидающую его машину, и их и след простыл.

Том немного взвинчен, подумал Джонатан, но слушал внимательно.

Том подошел к камину, который собирался зажечь, но забыл, и взял из корзины полено. Это полено он положил справа от двери. Оно не такое тяжелое, как аметистовая ваза, стоявшая на деревянном комоде возле дверей, но обращаться с ним гораздо сподручнее.

– А что, если дверь открою я? – спросил Джонатан. – Если им, как вы утверждаете, известно, как вы выглядите, они убедятся, что я – не вы и…

– Нет-нет, – Том был удивлен смелым предложением Джонатана. – Во-первых, они могут и не ждать, пока кто-то откроет дверь, а просто выстрелят. Если же они увидят вас и вы скажете, что я здесь не живу или меня нет дома, вас просто отшвырнут в сторону и войдут в дом или же…

Том рассмеялся и умолк, представив, как Джонатан влетает в дом от удара мафиозо.

Читайте также: