Иезуитские школы в беларуси появились в

Обновлено: 05.07.2024

Иезуитское барокко

Соперничество с другими религиями и орденами заставляло орден создавать свои постройки так, чтобы они отличались от остальных, таким образом, стремясь привлечь верующих. Можно считать, что история "иезуитского барокко" начиналась со строительства в Риме Джакомо дела Порта в 1575-84 годах храма, названного Иль Джезу (ит. "II Gesu" - "Во имя Иисуса"). С 1545 г. с целью объединения всех церковных сил в борьбе с Реформацией в г. Тренто, в Северной Италии, проходил собор католической церкви (Concilio di Trento), получивший позднее название Тридентского. Считается, что отсюда происходит другое наименование стиля иезуитов - трентино (trentino), так как здесь были заложены основные постулаты стиля. Постановлением Тридентского собора художникам предписывалось "следовать величайшей строгости" и противостоять "дионисийскому духу", в целом "заразившему" искусство барокко. Поэтому в "стиле контрреформации" (изначальном) нет тех качеств, которые обычно приписывают барокко: пышности, праздничности, показного великолепия. Это мы можем наблюдать на примере фасада Иль Джезу. Правда, многие церкви иезуитов были позднее перестроены и оформлены богаче, поэтому "стиль иезуитов" вычленяется с трудом. Иезуиты строили костелы и коллегиумы по образцу итальянских, иногда по чертежам, присланным из Рима. Использовалась традиционная схема: базилика с западным фасадом, фланкированным двумя симметричными башнями. Но общей стиль был строг и аскетичен: минимум декора - классический ордер, лишь с немногими барочными элементами.

Храмы, построенные орденом в Беларуси, также соответствуют общим канонам "иезуитского барокко". Тем не менее, не стоит недооценивать и обратный обмен - не только "иезуитское барокко" оказывало влияние на зодчество Беларуси, но в постройках этого времени наблюдаются элементы белорусской национальной школы.

Почти все построенные орденом храмы раннего барокко в Беларуси, являясь деревянными, не сохранились до наших дней (уничтожены в 17 веке). После Андросовского перемирия началось строительство новых храмовых комплексов ордена, ввиду чего большинство сохранившихся построек ордена относится к позднему барокко.

Итак, то, что "иезуитское барокко" является отдельным направлением в стиле барокко, неоспоримо. Однако необходимо отметить тот факт, что изначально в стиле не наблюдалось той пышности, что сегодня является неотъемлемой особенностью барокко. Ещё одной особенностью стиля является то, что в разных странах стиль обогащался новыми чертами и элементами декора, однако планировка и часть элементов декора оставались в общем неизменными.

В Беларуси существует достаточное количество храмов, олицетворяющих стиль иезуитов. Объединяющим элементом этих построек является то, что они в большинстве своем представляют собой трехнефную купольную базилику, которая в нижнем сечении имеет прямоугольный план, в верхнем же - латинский крест. Безусловно, у каждого из них есть свои особенности, характерные, в том числе, и для белорусского национального зодчества, однако общая схема планировки у них, как уже говорилось, весьма сходна. Ещё одной отличительной чертой "иезуитского барокко" является относительная простота элементов экстерьера, хотя в храмах, которые позже перестраивались, это не так заметно.

Костёл Божьего Тела в Несвиже является первой барочной постройкой на территории Беларуси, одним из немногих сохранившихся храмов раннего барокко . Ему более четырех столетий, и за все это время он ни разу не закрывался и не перестраивался. Костел построен в 1593 году для католического ордена иезуитов по приказанию и на средства владельца города Миколая Криштофа Радзивилла Сиротки Яном Марией Бернардони. Прототипом его является римский храм Иль Джезу. Фарный костел - трехнефная купольная базилика с одной апсидой. Шесть массивных столбов воспринимают нагрузку стен среднего нефа.

Главный фасад костела имеет двухъярусную композицию, где хорошо выражены вертикальные ж горизонтальные членения. Первые представлены пилястрами, вторые - развитыми поясами карнизов. Обращают на себя внимание характерные для барокко криволинейные формы верхнего яруса, насыщенность фасада ордером, обилие раскреповок, сложные профилировки, ниши со скульптурами. Интерьер храма отличается торжественностью и пышностью. В его украшении больше использована живопись и резьба, чем средства архитектурной пластики. Особенно выделяется роспись подкупольного пространства, реставрированная художником Хески в 1752 - 1754 гг. Тогда же художником была написана и картина "Тайная вечеря" для главного алтаря костела.

Костёл Пресвятой Девы Марии в Минске был построен в 1710 году как церковь при иезуитском монастыре. Закладка фундамента нового храма состоялась в торжественной обстановке в 1700 г. В 1705 г. храм был перекрыт сводами, над ними возведена крыша, а в 1708 г. закончена основная отделка интерьера. Рядом с еще неоконченным главным фасадом была установлена деревянная звонница. 16 марта 1710 г. новый костел был освящен виленским епископом, хотя ещё долго продолжалась его достройка и отделка. Планировка минского костёла слегка отличается от классической иезуитской: костёл представляет собой трёхнефную базилику без трансепта, с прямоугольным планом как в нижнем, так и верхнем сечении.

Полоцкий иезуитский комплекс также достоин упоминания, несмотря на то, что сам костёл был взорван в 1964 г . Построен храм в 1750 году архитектором иезуитом Габриэлем Лянкевичем. Храм представляет собой трехнефную купальную базилику с двухбашенным фасадом. В верхнем сечении лежит ярко выраженный латинский крест, при этом крылья трансепта слегка выступают за границы прямоугольного фасада базилики.

Костёл Иисуса и Св. Креста в Бресте, костёл Св. Франциска Ксаверия в Гродно, костёл иезуитов в Мстиславле, в Могилёве, в Бобруйске, в деревне Лучай, в Орше и в Витебске также построены согласно основным канонам "иезуитского барокко", хотя и обладают чертами, присущими только им.

Среди вышеназванных храмов выделяется костёл Св. Станислава в Пинске (рис. 4). Храм представлял собой трёхнефную базилику с трансептом и полукруглым пресвитерием, равными по высоте и ширине центральному нефу. В нижнем сечении костёла лежит латинский крест. Храм был взорван в 1953 году.

Таким образом, можно отметить, что иезуитское направление в барокко существовало, имело свои отличительные черты и представлено в Беларуси рядом храмовых комплексов.

Заключение

Список литературы

1 Цярохiн С. Ф., Многiя прыйдуць пад iмем маiм, Мн.: Полымя, 1995

2 Блинова Т. Б., Иезуиты в Белоруссии, Мн.: Беларусь, 1990

4 "Архитэктура Беларусı". Нарысы эвалюцыı ва усходнеславянскıм ı еурапейскıм кантэксце у чатырох тамах. Том 2. 16-сярэдзıна 18 стагоддзя", пад рэдакцыяй Лакотка А. I., Бабрусь Т. В., Кулагıна А. М., Пятросава А. Ю., Сардарава А. С., Чантурыя Ю. У., Мıнск, "Беларуская навука", 2006

§ 26-1. Образование на белорусских землях во второй половине XVI — XVIII в.

1. Церковный характер образования

В конце XVI в. в ВКЛ под влиянием Реформации и Контрреформации произошли значительные изменения в системе образования, связанные с появлением новых учебных заведений различного образовательного уровня и различных конфессий (католических, протестантских, православных, униатских). Исключительным явлением стало открытие в 1579 г. в ВКЛ Виленской иезуитской академии (Виленского университета).


При Академии существовали библиотека, типография, астрономическая лаборатория.

Опираясь на мощную поддержку католической церкви, Римского Папы, государственной власти, иезуиты развернули широкое наступление на православие и протестантизм. Первоначально все свои миссионерские усилия они сосредоточили на высшем сословии Великого княжества Литовского с целью отрыва его от некатолических вероисповеданий. В короткое время иезуиты обратили из протестантизма в католичество сыновей Николая Радзивилла Черного, Льва Сапегу, Ивана Ходкевича, Ивана Чарторыйского, Самуила Сунгушко, Януша Заславского. Из православных в католики были обращены Януш Острожский, жена Ивана Ходкевича и другие русские паны.

Значительное содействие иезуитской деятельности в Беларуси оказывал польский король Стефан Баторий, который рассчитывал на дипломатическую помощь иезуитов, в частности, папского посла Антония Поссевина в Ливонской войне с Иоанном Грозным. В 1578 году Виленская иезуитская коллегия была преобразована в Виленскую иезуитскую академию с солидным финансовым обеспечением. Отвоевав Полоцк у Иоанна Грозного, Стефан Баторий в 1581 году возвел также Полоцкую иезуитскую коллегию в степень Иезуитской академии. А в 1582 году польский король передал иезуитам в Полоцкой земле большую часть православных церквей и монастырей. Иезуитские коллегии были основаны в Несвиже, Бресте, Бобруйске, Витебске, Гродно, Минске, Могилеве, Орше и других белорусских городах.

[1] Коялович М. Лекции по истории Западной России. – М., 1864. – С. 222.

[2] Коялович М. Литовская церковная уния. – СПб., 1859. – Т. 1. – С. 98.

[3] Боклъ Г.Т. История цивилизации в Англии. – СПб., 1896. – С. 350.

[4] Коялович М. Лекции по истории Западной России. -М., 1864. – С. 267.

[5] Коялович М. Чтения по истории Западной России. – СПб., 1884. – С. 186-188.

[6] Коялович М. Литовская церковная уния. – СПб., 1859. – Т. 1. – С. 258.

В сентябре дети пошли в школу. Не знаю, когда начинался учебный год несколько столетий назад, но школа в конце XVII-го века в Могилеве уже действовала. Это была школа при иезуитском монастыре, что размещался в центре города, на Шкловской улице.

Иезуиты
Мужской духовный орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Иезуиты принадлежат к числу регулярных клириков. Дата основания: 1540 год. Википедия.

Но, когда в Могилеве появились иезуиты, а это произошло в 1678 году, постановка образования в городе качественно изменилась. Педагогическая деятельность иезуитов основателем ордена Игнатием Лойолой была выдвинута как одна из главных задач ордена. Так, в 1616 году по всему миру насчитывалось 373 иезуитских школ, а к 1710 году число их возросло до 612. В XVIII веке в руках иезуитов находилось подавляющее большинство средних и высших учебных заведений Западной Европы.

Появляясь в городах, иезуиты первым делом открывали школы. В чем же была особенность иезуитских школ? Во-первых, они обучали всех детей по одной программе, во-вторых, в качестве учителей выступали специально подготовленные для этой деятельности монахи. Чтобы стать учителем, надо было сначала окончить иезуитскую школу, а потом и иезуитскую академию в Вильно. Общий срок обучения составлял не менее десяти лет. В-третьих, иезуитские школы размещались в специально построенных зданиях. Такое здание было построено в Могилеве на территории иезуитского монастыря в 1699 году.

В иезуитские школы принимали всех желающих, вне зависимости от вероисповедания, знатности или богатства. Обучение было бесплатным, но конкурса при наборе в первый класс не наблюдалось. Не многие могилевские дети в те времена могли осилить программу обучения в такой школе, некоторые сидели в одном и том же классе по 5-6 лет. Например, в 1802 году в первом классе самому младшему ученику было 6 лет, а самому старшему аж 23 года. Судя по статистике, лишь малая часть первоклассников добиралась до 5-го выпускного класса.

Если в том же 1802 году в первом классе насчитывалось 62 ученика, то в пятом всего 19 учеников в возрасте от 14 до 20 лет. И то не факт, что все пятиклассники получили документ о получении среднего образования, а ведь с таким документом можно было поступать в любой европейский университет.

Кстати об экзаменах. Каждый год все ученики сдавали экзамены, при этом процессе могли присутствовать городские чиновники и все желающие.

Что же изучали в иезуитской школе?

Поощрялась самостоятельная работа, соревновательность, часто среди учеников проводились диспуты на различные темы.

История сохранила имена и первых профессиональных педагогов Могилева – это профессор поэзии и риторики Михаил Пятрович и профессор Себастиан Яхович, преподававший все остальные предметы.

IHS - популярный вариант записи имени Иисуса Христа, основанный на первых трёх греческих буквах имени Иисус: Ίησους или ΙΗΣΟΥΣ; ΙΗϹΟΥϹ с использованием sigma lunata, транслитерированное в IHSOVS. Другой вариант расшифровки, используемый Римско-католической церковью: лат. Iesus Hominum Salvator (Иисус, спаситель человечества).

Занимались по четыре часа в день, два часа до обеда и два часа после. Учиться в школе хотели не только жители города, но и других мест. Поэтому при монастыре существовал конвикт или, по-нашему, интернат, где в 1802 году на полном содержании находилось 28 человек. Правда, это удовольствие обходилось родителям в 80 рублей серебром в год. А самых бедных учеников из шляхетских семей , таких насчитывалось в 1802 году 16 человек, монахи обеспечивали бесплатно питанием и одеждой. Ученики могли пользоваться хорошей библиотекой при монастыре.

При иезуитском монастыре существовала и музыкальная школа, так называемая бурса, в 1817 году в ней занималось 23 ученика и имелось 19 музыкальных инструментов. Днем ученики ходили в обычную школу, а после обеда получали уроки пения и игры на музыкальных инструментах. Ученики музицировали и пели как в монастыре, например, в театральных в постановках, так и на городских мероприятиях. Известно, что преподавали музыку Винцент Чеховский и Винцент Ходкевич. В отличие от остальных учителей, они монахами не были, поэтому иезуиты платили им за работу хорошие деньги, а также предоставляли жилье и питание.

А хотите узнать как учились ученики Могилева в 60-х годах XX века?
Почитайте воспоминания об обучении в школе №14 г.Могилева.

Историк архитектуры Елена Квитницкая, изучавшая в архивах деятельность Могилевского коллегиума иезуитов, установила, что в 1798 году иезуиты обучали 90 человек, в 1803 году - 154 человека, в 1817 году - 176 человек.

Можно напомнить, что первое государственное образовательное учреждение, четырехклассное главное народное училище, открылось в Могилеве в 1789 году, а в 1804 году было преобразовано в мужскую губернскую гимназию. Так у иезуитов появились конкуренты. Но это длилось недолго. В 1820 году иезуитов из России изгнали. Постройки Могилевской коллегии иезуитов передали военному ведомству. Здание школы впоследствии перестроили в двухэтажное и оно простояло благополучно до самой войны на Первомайской улице пока не было разрушено до основания воздушной бомбардировкой.

Понятно, что иезуиты не занимались благотворительностью, когда создавали свои школы в Могилеве, Орше, Мстиславле, Бобруйске. У них была четкая цель – усиление влияния католической церкви сначала в Великом Княжестве Литовском, а после присоединения части территории последнего к России, борьба за души православного населения уже в составе Империи. И это им неплохо удавалось. Но жители Могилева и губернии в проигрыше тоже не остались. Получив приличные знания, они смогли потом получить высшее образование и стать отличными специалистами.

Читайте также: