Идея межпредметного образовательного события в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Проведенное мероприятие – мастер-класс для учителей-предметников и классных руководителей. В мероприятии приняли участие ученики 3 класса и их родители. до этого разговор о благотворительности не проводился.

Проведенное мероприятие – мастер-класс для учителей-предметников и классных руководителей.

Выбирая именно такую форму – метапредметное образовательное событие с участием родителей, я хотела поразить ряд целей:

  • привлечь внимание детей и взрослых к теме благотворительности,
  • познакомить участников события с благотворительными организациями местного уровня,
  • подсказать направления и способы благотворительной деятельности,
  • показать коллегам варианты возможной работы по данному направлению на разных уроках в условиях малокомплектной школы,
  • повторить алгоритмы решения отдельных учебных задач,
  • дать возможность родителям оценить деятельность собственных детей,
  • способствовать проявлению творческих способностей детей.

Предметные задачи: закрепить умение анализировать лексическое значение и состав слова, развивать умение составлять распространенное предложение, работать с толковым словарем, подбирать однокоренные слова и синонимы.

В модуль включены игровые моменты, цель которых – снять возможное напряжение, вызванное присутствием посторонних, вызвать интерес к работе над заданиями. Промежуточная рефлексия также проведена в форме игры с целью предупреждения утомления. Вопросы подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей.

Заключительное задание модуля – моделирование портрета благотворителя – обеспечивает плавный переход к следующему этапу мероприятия и дает материал для самого сложного задания математического модуля.

Цели: знакомство с вариантами оказания благотворительной помощи, разрушение мифа о том, что благотворительность – занятие обеспеченных людей.

Предметные задачи: закрепить умение решать задачи разных видов, выполнять сложение и вычитание в пределах сотни, развивать умение придумывать задачи с предложенными данными, работать с информацией, представленной в виде таблицы, обрабатывать полученную информацию и представлять ее в виде таблицы и диаграммы.

Задания, подобранные с учетом индивидуальных способностей детей, нацелены на создание ситуации успеха. При этом каждое из них несет в себе информацию о способах оказания благотворительной помощи.

Цели: определение вектора благотворительной помощи, развитие коммуникативных навыков, моделирование ситуации успеха.

Предметные задачи: расширять кругозор, развивать умения: определять тему и главную мысль произведения, анализировать смысл пословиц, составлять рассказ на заданную тему и аннотацию к произведению, выразительно читать стихотворение.

На данном этапе обучающиеся представляли творческие домашние задания, также распределенные с учетом их индивидуальных особенностей. Кто-то выполнял задание самостоятельно, кто-то с помощью взрослых.

Цели: эмоциональное воздействие, обобщение информации о благотворительности и способах ее проявления, выдвижение идей для практической деятельности.

Предметные задачи: способствовать формированию представления о благотворительности как способе взаимодействия людей в обществе, развивать коммуникативные навыки и творческие способности, развивать умения: работать с таблицей, планировать свои действия, оценивать их.

Заключительный этап выполняет роль рефлексии. При этом стоит учесть, что рефлексировать будут все группы участников, поэтому производится перегруппировка сил и объединение в команды: дети, родители, педагоги. Для работы детям предлагается таблица, в которой содержится подсказка: на что следует обратить внимание. Взрослые начинают работу с чистыми листами.

План мероприятия

– Как и кому можно дарить благо? Для кого можно благо сотворить? Попробуем ответить на эти вопросы. (Демонстрируется слайд 1 презентации)

– Откроем замок на сундучке и составим из частей слово (части слова наклеены на крупные детали лего).

– Уточним лексическое значение слова. К какому помощнику нужно обратиться? (Один ученик ищет значение слова в толковом словаре).

– Остальным предлагаю выполнить задание по своему выбору: подобрать однокоренные слова, подобрать синонимы, составить распространенное предложение со словом благотворительность.

(Задания записаны на карточках. Дети возвращаются к родителям и выполняют задание, затем каждый представляет результаты своей работы.)

– Вы хорошо справились с заданиями и поразили родных своими умениями. Что показал каждый из вас? (умение подбирать однокоренные слова, синонимы, составлять распространенное предложение) На каком уроке вы сможете применить эти умения? ( На уроке русского языка).

– Давайте немного поиграем, чтобы отдохнуть. Но игра будет не простая. Встаньте в круг, внимательно слушайте мои вопросы, ловите мяч и отвечайте.

(Бросая мяч, учитель задает вопросы:

Что такое благо?

Назови синоним к этому слову.

Назови однокоренное слово.

Кто такой благотворитель?)

– Задание для взрослых: вспомните имена людей, оказывающих благотворительную помощь на уровне нашего села, Гайского городского округа. (Малюшин Е.Н., Соловьева С.И., Соловьева Р.К., Усерова Р.Ж., Аяпбергенов Н.Х., Сынбулатов Ш.Ф., Кобелев С.Н. и др.)

– Многие люди думают, что благотворительностью могут заниматься только очень богатые люди. Вы согласны с этим? (ответы детей и взрослых)

– Давайте пойдем дальше по нашей дороге и произведем вычисления, которые помогут поддержать или опровергнуть наши предположения. Прошу ребят сесть за парты, начинаем урок математики.

– Сейчас вам предстоит работа с задачами. Кому-то достанется текстовая задача, кому-то – информация в форме таблицы, кому-то придется составлять текст задачи самостоятельно. После самостоятельной работы вам нужно будет представить ее результаты.

(Дети выполняют индивидуальные задания на карточках (Приложение 1) и представляют результаты своей работы.

Перед выступлением ученика, которому досталось задание 3, спросить у мамы, не обременительна ли предложенная сумма для семейного бюджета?

Ученик, выполняющий задание 5, подсчитывает результаты анкетирования и вносит данные в заранее подготовленный слайд 4 с диаграммой. Слайд демонстрируется после выступления остальных участников)

– О каких способах оказания благотворительной помощи и благотворительных организациях вы узнали?

– А кто может нуждаться в помощи? (Демонстрируется слайд 5)

– Давайте пойдем дальше по нашей чудесной дороге и попробуем отыскать ответ на этот вопрос. Прошу ребят поискать спрятанные в кабинете цветные карточки с буквами и составить из них слово, которое подскажет, где мы сможем найти ответ на этот вопрос.

– Итак, где мы будем искать ответ на поставленный вопрос? (В книгах)

– Значит, сейчас мы начинаем урок… (литературного чтения)

– Для того, чтобы настроиться на работу, предлагаю послушать стихотворение А.Дементьева в исполнении Алены. (Ученица читает стихотворение из приложения 2)

– Сейчас Вова представит нам подборку пословиц о доброте. (Ученик представляет творческое домашнее задание. Подборка пословиц – в приложении 3)

– Айдар подобрал книги о добрых поступках и заботе о слабых. Послушаем его. (Ученик представляет творческое домашнее задание. Подборка книг с краткими аннотациями – в приложении 4)

– Нам осталось найти ответ на последний вопрос (Демонстрируется слайд 7). Для этого придется провести перегруппировку сил и небольшую перестановку мебели. Сейчас мы образуем три команды: дети, родители и педагоги. Все команды получат одинаковые вводные данные и задания. А уж как они с ними справятся – посмотрим!

– Итак, команды готовы. Первое задание для вас – внимательно слушать и смотреть. Информация, которую вы сейчас получите, поможет вам выполнить основное задание.

– Я подготовила небольшую подборку материалов о том, как оказывают благотворительную помощь в нашей местности.

– Кому-нибудь доводилось использовать такой способ оказания помощи?

– Вы узнали себя на нижнем фото? Как мы помогали бабушке Зине?

Третий способ оказания помощи – сбор необходимых продуктов или вещей. Такой способ часто используют, когда собирают гуманитарную помощь для пострадавших от стихийных бедствий или военных действий.

Четвертый способ – бесплатное оказание услуг. Вспомните, кто и кому оказывал бесплатные услуги в нашем селе? (Расчистка дорог в зимнее время, предоставление транспорта для вывоза мусора во время субботников, подготовка постамента для установки на территории школы обелиска)

Шестой способ оказания благотворительной помощи – организация благотворительных мероприятий. На представленных фото вы видите А. Волочкову и Д. Мацуева. Эти знаменитые артисты приезжали в город Гай, выступали вместе с ребятами, которые занимаются музыкой и танцами. Верхнее фото в центре сделано после благотворительного концерта артистов Дворца культуры горняков для детей из Гайского детского дома-интерната.

– Вы получили информацию. Какой вывод можно сделать из увиденного? (Ответы команд, после них – демонстрация слайда 13)

– Сейчас я предлагаю командам провести мозговой штурм. Ваша задача – выдвинуть идеи оказания благотворительной помощи в условиях нашей школы или села. Что можете сделать вы как ученики, родители, педагоги. Кому и как конкретно мы могли бы помочь?

(Родители и педагоги оформляют свои идеи в произвольной форме. Детям нужно заполнить таблицу (приложение 6). Команды работают в течение 7-10 минут, затем представляют результаты)

– Друзья, вы помните, какой вопрос стоял перед нами в начале нашего пути? (Слайд 14)

– Результаты вашей работы говорят о том, что мы нашли ответы и на этот вопрос. (Слайд 15) До 28 ноября мы успеем совершить немало добрых дел.

– И, думаю, вы со мной согласитесь… (Слайд 16) Поэтому давайте дарить добро не по акции, а по велению души! Всего вам доброго!

Последействие

Предполагалось, что эмоциональное воздействие и объем полученной информации окажутся достаточными для пробуждения творческой мысли всех участников события.

Предположения оправдались. Все участники события активно включились в работу. Выступления детей на третьем модуле встречали аплодисментами. Особенно поразил всех тихий скромный мальчик Рома, принесший в класс клетку со спасенным жаворонком.

Сразу после завершения события коллега, классный руководитель 7 класса попросила меня помочь в создании информационной листовки. В этот же день семиклассники расклеили листовки по всему селу. Ученики 2 и 3 классов нарисовали яркие трогательные рисунки с призывом помочь Жене и передали их в медпункт. Дети рассказывали дома о больной девочке и приносили деньги, переданные родителями. Приходили в школу и жители села, узнавшие о беде из наших листовок. По инициативе детей 28 ноября была проведена благотворительная ярмарка. Почти в полном объеме заработанные средства ребята передали для помощи Жене Прядеиной.


В статье раскрываются механизмы использования межпредметных связей во внеурочной деятельности младшими школьниками, описываются уровни воспитательных результатов внеурочных мероприятий с использованием межпредметных связей, даётся классификация видов межпредметных связей во внеурочной деятельности. Автор обосновывает необходимость использования межпредметных связей во внеурочной деятельности младших школьников и выделяет несколько способов, которые могут обеспечить их функционирование в этом процессе.

Ключевые слова: межпредметные связи,внеурочная деятельность, младшие школьники, процесс воспитания, обучение, интеграция, воспитательные результаты.

Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников школы.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании младших школьников.

Межпредметные связи предполагают взаимную согласованность содержания материала, его построение и отбор, которые определяются общими целями воспитания с учётом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета. Осуществление межпредметных связей содействует:

- формированию целостного взгляда учащихся на человека, природу и общество;

- повышению эффекта педагогического воздействия на умственную, эмоциональную и физическую сферу личности в их взаимодействии;

- осуществлению всех сторон воспитания в их органическом единстве.

Для учителя начальных классов нет никаких ограничений и препятствий в реализации межпредметных связей как в учебной, так и во внеурочной деятельности. В ходе проведения внеурочных мероприятий с использованием межпредметных связей у школьников должны сформироваться воспитательные результаты первого, второго и третьего уровней.

Первый уровень результатов — это приобретение школьником социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в беседе об эстетическом вкусе ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет вызывать больше доверия, если сам педагог при этом будет являться образцом эстетического вкуса.

Второй уровень результатов — это получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.

Третий уровень результатов — это получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, в обществе других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. [1]

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Можно выделить несколько способов, которые могут обеспечить реализацию межпредметных связей во внеурочной деятельности.

Во-вторых, подчинение внеурочных мероприятий по различным дисциплинам решению общих задач воспитания. В основном это мероприятия, которые направлены на нравственное, экологическое или эстетическое воспитание. Использование межпредметных связей на этих мероприятиях будут усиливать эффект воспитательных результатов первого и второго уровня.

В-третьих, использование знаний, приобретённых на уроках или на внеурочных мероприятиях по одним дисциплинам на мероприятиях или уроках по другим учебным дисциплинам. Другими словами, это практическое использование полученных ранее межпредметных знаний в процессе достижения результатов того или иного уровня.

Возможны несколько видов межпредметных связей во внеурочной деятельности:

- межпредметные связи на основе тематического сходства;

- межпредметные связи по сходству в творческой деятельности учащихся и использование в ней выразительных средств одного вида искусства для передачи образов и чувств в другом виде искусства;

- межпредметные связи, организуемые как результат сопоставления одного предмета с другим для формирования общих понятий;

- межпредметные связи, возникающие при использовании художественных произведений для создания эмоционального настроя и усиления воспитательного воздействия в ходе проведения внеурочного мероприятия;

- межпредметные связи, возникающие при осуществлении единого подхода к восприятию общих закономерностей в анализе различных понятий. [2]

Младший школьный возраст — это время интенсивного интеллектуального развития детей, процесс активного познания, свежесть восприятия и образность мышления, непосредственность эмоциональных реакций, пытливость и способность искренне удивляться. Это те качества, которые определяют творческую устремлённость и талантливость детей.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или ныне существующее сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Возможно, этот ребёнок и не станет профессиональным художником или музыкантом, а станет отличным инженером, врачом, учителем или рабочим, но стремление к творчеству, некоторые творческие умения и навыки, полученные во внеурочной деятельности, желание создавать, творить, преображать окружающую действительность, несомненно, будут способствовать его дальнейшему профессиональному, личностному развитию и совершенствованию.

1. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, связь, уровень результатов, мероприятие, особое значение, самостоятельное общественное действие, внеурочное мероприятие, воспитательный результат первого, социальная реальность, эстетический вкус.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание предметных областей изменить нельзя, поэтому необходимы изменения соотношения урочных и внеурочных форм организации урока: это значит, что 70% учебного времени в каждом предмете – учебная деятельность в урочной форме и не менее 30% учебного материала в каждом предмете - учебные занятия в иных внеурочных формах

Вахнина Татьяна Сергеевна, учитель математики, физики, МКОУ Перевозовская СОШ

Главное предназначение школы – качественное образование Содержание предметных областей изменить нельзя, поэтому необходимы изменения соотношения урочных и внеурочных форм организации урока: это значит, что 70% учебного времени в каждом предмете – учебная деятельность в урочной форме и не менее 30% учебного материала в каждом предмете - учебные занятия в иных внеурочных формах:

Главное предназначение школы – качественное образование

Содержание предметных областей изменить нельзя, поэтому необходимы изменения соотношения урочных и внеурочных форм организации урока: это значит, что 70% учебного времени в каждом предмете – учебная деятельность в урочной форме и не менее 30% учебного материала в каждом предмете - учебные занятия в иных внеурочных формах:

Образовательное событие по Б. Д. Эльконину

В событийном подходе единицей проектирования выступает образовательное событие.

Технология образовательного события - это одна из технологий открытого образования. Событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие — это такой переход от наличного к иному, который есть вместе с тем и взаимопереход идеи и реалии . Одновременность двух указанных переходов составляет ядерную структуру — единицу событийности. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание.

Технология образовательного события - это одна из технологий открытого образования.

Событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие — это такой переход от наличного к иному, который есть вместе с тем и взаимопереход идеи и реалии . Одновременность двух указанных переходов составляет ядерную структуру — единицу событийности.

Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание.

Сущность образовательного события организуются специальные условия для детского действия, в результате которого ребёнком создается определённый продукт; затем – усиление этого действия через рефлексию . Таким образом, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребёнок должен иметь неограниченные возможности

Сущность образовательного события

организуются специальные условия для детского действия, в результате которого ребёнком создается определённый продукт; затем – усиление этого действия через рефлексию . Таким образом, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребёнок должен иметь неограниченные возможности

\ В организации образовательного события есть ряд принципиальных моментов:

  • Поставленная перед ребенком задача должна быть не только практико-ориентированной, но и креативной: сделать то, чего еще никто не делал!
  • Каждый участник не только создает продукт, но и проводит его презентацию.
  • Конкурсный режим (он обязателен) предполагает не только открытые критерии оценивания, но и несколько тактов позиционной экспертизы (с позиций ребенка, родителя, педагога…)
  • Группы участников – смешанные (разные классы, разные возрасты), а рейтинг – не только групповой, но и индивидуальный.
  • По всем способам деятельности проводится тьюторское сопровождение, и с завершением события оно не только не заканчивается, а продолжается - рефлексией, организацией общения участников, встраиванием их в дальнейшие образовательные программы.

Этапы организации образовательных событий:

  • – определение тематики образовательных событий. Мероприятия фиксируются в комплексно- тематическом планировании, годовом плане работы учреждения, планах воспитательной работы,

Этапы организации образовательных событий:

В процессе подготовки к образовательному событию воспитанники получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении образовательного события. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематических материалов.

  • – проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия.
  • Сам сценарий образовательного события разрабатывается педагогом.
  • Яркая наглядность (оформление выставки из детских работ, оформление места проведения события согласно тематике, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность – обязательные критерии подготовки образовательного события.

Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.

Сегодня мы представляем вашему вниманию

Образовательное событие в 1-11 классах

Все мероприятия в этот день объединяются общей темой.

Срок реализации 1 месяц:

с 15 февраля по 13 марта 2015 года

 Подготовительный этап (3 недели) Определение темы, цели, задач образовательного события. Планирование образовательного события. Распределение участников события по группам. Составление планов мини-проектов по группам. Подготовительная работа в группах с участниками события.

Подготовительный этап (3 недели)

В целях активизации познавательной деятельности обучающихся данное событие направлено на развитие предметных, метапредметных и личностных результатов.

Задачи события :

Курсанты (физическая культура)

Военный госпиталь (ОБЖ)

Фронтовая бригада (музыка)

ческое бюро (математика)

Секретная лаборатория (информати

дети- фронту (технология – девочки)

Военный завод (технология – мальчики)

Переводчики (англ. яз)

Военкоры (русский язык, литература)

 Основной этап ( 1 день) Линейка - приветствие. Работа в группах. Фронтовой обед. Отчет каждой группы перед Генеральным штабом. (Рефлексия). Линейка – подведение итогов.

Основной этап ( 1 день)

Цель и задачи, поставленные перед участниками проекта

Цель: Прочувствовать и осознать роль каждого советского человека в приближении победы во время Великой Отечественной войны.


На современном этапе происходит обновление системы образования. Одной из задач начальной школы является творческое, интеллектуальное развитие личности, которая сможет творчески мыслить, выражать свое мнение, самостоятельно принимать решения. Введение интегрированной системы обучения может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать такому развитию детей.

Корни процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической педагогики. Идеи межпредметных связей и их переход в самостоятельную дидактическую проблему связаны с теоретическими и практическими поисками педагогов различных эпох: Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского и др.

Большое внимание установлению межпредметных связей уделялось в

В начале 30-х годов новаторские педагогические поиски были прерваны, и советская школа надолго вернулась к традиционной предметной системе образования. В 30–40-е годы интеграция осуществлялась лишь во внеклассной работе – в кружках, технических станциях и юннатов. Знания из различных учебных дисциплин стихийно интегрировались в процессе детского творчества. В 70-е годы межпредметные связи стали пониматься как принцип дидактики. С конца 80-х – начала 90-х годов XX века процессы реформирования различных сфер общества способствовали тому, что заговорили и об интеграции в образовании.

Межпредметная интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению. С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка, формированию его творческого мышления, интеллекта. Особенность отбора содержания учебного материала при межпредметной интеграции в начальной школе заключается в интеграции материала из традиционных предметов с включением нового содержательного материала. Такой подход способствует: а) введению новых предметов (курсов); б) появлению новых специальных курсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких предметов; в) появлению циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением независимого существования; г) проведению интегрированных уроков разного уровня и характера; д) введению новых форм учебного процесса: учебный день, учебная неделя и др.

- объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;

- в интегрированных учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;

- интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.

В начальной школе основными формами межпредметной интеграции являются интегрированный урок и интегрированный курс, которые предполагают интеграцию материала двух и более школьных предметов. Поэтому их может вести не только один учитель, но и два, и три педагога.

В интегрированном уроке предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Механизмом интеграции в системе начального обучения является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их деятельности. В литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, метафоры, сравнения, ритм); в природе – объект (понятие, форма, причинно-следственные отношения в природе и др.); в изобразительном искусстве – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм); в трудовом обучении – изделие (лепка, объем пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине, аппликация и др.); в музыке – мелодия (ритм, гармония, динамика, интонация и др.).

При интеграции разных видов искусств, предметной деятельности все содержание включается в процесс разработки и создания образа практически на равных основаниях. Включение материала других предметов предполагает его рассмотрение характерными методическими приемами. Например, интегрированный урок, в котором синтезируется материал уроков чтения и изобразительного искусства, требует от учителя использования методики работы с текстом и методики работы над рисованием отдельных объектов (или природы).

Чтобы добиться наиболее эффективного результата при обучении младших школьников, необходимо выяснить, какие уроки более приемлемы для интеграции. В основе таких уроков положена близость содержания ведущих тем разных предметов и их логической взаимосвязи. Методика интегрированного урока обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъектных отношений, в результате которых возникают возможности для совместного творчества и саморазвития участников образовательного процесса [74].

Наиболее продуктивным для межпредметной интеграции является объединение следующих предметов: русский язык – чтение, чтение – ознакомление с окружающим миром; чтение – русский язык – ознакомление с окружающим миром; чтение – изобразительное искусство, чтение – ознакомление с окружающим миром – изобразительное искусство, чтение – культура общения – музыка, русский язык – чтение – изобразительное искусство, природоведение – технология чтения – история, история – изобразительное искусство – музыка, иностранный язык – русский язык – музыка и др.

Особое внимание при обучении учащихся I класса уделяется интеграции уроков обучения грамоте и письма. Они интегрируются с уроками музыки, изобразительного искусства. Уроки математики чаще всего объединяются с уроками труда, окружающим миром и природоведением.

Во II – III классах четырехлетней начальной школы в условиях пятидневной учебной недели сохраняется 45-минутный урок и предусматривается от двух интегрированных уроков в наделю для вторых классов и до четырех – для учащихся 3-4 классов.[17].

На современном этапе структура интегрированных уроков требует

Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, больной эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:

1) Цель урока (это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.).

2) Подбор объектов, т.е. источников информации, которые отвечали бы целям урока.

3) Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (это – идея, явление, понятие или предмет).

4) Создание новой структуры урока, т.е. изменение функционального назначения знаний.

5) Переработка содержания (разрушение старых форм, создание новых

связей между отдельными элементами системы).

В зависимости от целей и задач интегрирования в начальной школе выделяют следующие виды интегрированных уроков:

- концептуальные (в основе заложены общие идеи, принципы, теории разных предметов);

- уроки прикладного характера (содержание интегрирования таких уроков направлено на решение практических задач);

- исследовательские (исходят из единства методов изучения различных научных направлений или научного явления, изучаемого различными методами);

- интегрированный экзамен (контрольная работа) и др.

С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями и учениками интегрированные уроки в начальной школе могут иметь самые различные формы, в том числе и нестандартные, например:

- Урок обмена знаниями. (На таком уроке детей можно разделить по группам и каждая из них сообщит другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов).

- Урок взаимопроверки. (Здесь работу можно организовать в группах и парах. Эта работа требует большой подготовки учащихся, так как при всех видах их деятельности необходим объективный и точный критерий оценки. При проверки знаний своих одноклассников нужно, чтобы каждый школьник имел удобную и понятную шкалу (систему) показателей, по которым он может качественно оценивать ответы).

- Урок творческого поиска. (Он предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы, но методы поиска должны предварительно хорошо быть продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях).

- Урок-беседа; урок-спор; урок-мозговой штурм; урок-издание газеты,

журнала, книжки-малышки и др.

Контрольные работы могут быть в виде интегрированных проверочных работ, которые фиксируют сформированность интеллектуальных умений. Такие работы могут быть не только экзаменационного или олимпиадного типа, но и в форме собеседования по теме, решения задач проблемного характера, творческой работы, конкурса, аукциона знаний и т.п.

Методика проведения интегрированного урока существенно отличается от методики проведения обычного урока в начальной школе. К структуре интегрированного урока предъявляются следующие требования: четкость, компактность, сжатость учебного материала; продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала интегрируемых предметов на каждом уроке; систематичность и доступность изложения материала.

Интегрированные уроки в начальной школе предполагают совместную деятельность учителя и учащихся, но содержание их деятельности на разных этапах урока имеет различия:

2. На мотивационном этапе учитель стимулирует учащихся к приобретению знаний, к обобщению понятий из различных предметов, а учащиеся мобилизуют свои волевые усилия, направляют их на появление познавательного интереса к обобщенным знаниям.

3. На этапе содержательной стороны деятельности учитель вводит новый учебный материал, используя опорные знания из других предметов на уровне интеграционных фактов, явлений, понятий, проблем, а учащиеся усваивают эти общепредметные понятия, явления, решают поставленные проблемы на уровне обобщенных знаний.

4. При выборе средств обучения учитель определяет, какие необходимы учебники, наглядные пособия, таблицы, схемы, ТСО, вопросы, задания, способствующие обобщению знаний. Учащиеся осуществляют перенос знаний, синтез, обобщение при решении интеграционных задач с помощью наглядности.

5. На результативном этапе учитель применяет свои педагогические умения осуществлять интеграцию в образовательных целях, а обучащиеся применяют их на практике.

6. При мониторинге учитель осуществляет взаимооценку, взаимоконтроль подготовленности учащихся по интегрируемым предметам,

оценивает качество усвоения, понимания материала [86, с. 54].

В интегрированном курсе предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах.

1. Проведение анализа учебных программ.

2. Определение тем с целью активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

3. Конкретизация задач обучения по интегрируемым предметам.

4. Определение условий реализации интегрированного курса при проведении учебных занятий разных видов.

6. Осуществление анализа содержания учебного материала каждого

урока с целью выявления возможностей реализации межпредметной интеграции на каждом уроке.

7. Разработка уроков и их отдельных этапов, которые способствуют активизации познавательной деятельности.

8. Определение требований к интегрированным урокам.

Интегрированный блок. В начальной школе часто учитель проводит не один интегрированный урок, а 2–3 урока подряд, объединяя три и более предмета: обучение грамоте – письмо – математика; чтение – музыка – рисование; ознакомление с окружающим миром – музыка – рисование – труд и др. Интегрированный блок образуется в результате объединения тематики занятий внутри каждого учебного предмета при совпадении отдельных тем разных учебных дисциплин в блоки.

Интегрированный учебный день предполагает реализацию интегрированного блока в течение дня. Такая форма предполагает на протяжении целого учебного дня проведение в одном классе серии уроков, раскрывающих общую комплексную идею или проблему. Последний урок такого дня систематизирует и обобщает конкретные данные, которые учащиеся узнают на предшествующих уроках.

Межпредметная интеграция обладает следующими педагогическими возможностями:

- формирование у младших школьников целостного представления об

окружающем мире на основе комплексного, взаимосвязанного изучения различных явлений. Младшие школьники, сравнивая, строя умозаключения, могут видеть изучаемый объект в разных сферах, благодаря разностороннему восприятию данного предмета;

- расширение образовательного кругозора младших школьников за счет включения в интегрированные уроки нового содержательного материала. Младшие школьники получают на стыке имеющихся традиционных предметных знаний новые представления о явлениях окружающего мира;

- создание единой системы урочной и внеурочной деятельности. Изучение учебных предметов не ограничивается рамками уроков, имеет логичное продолжение во внеурочное время. Такая взаимосвязь носит системный характер, способствует целостному восприятию мира, эффективно способствует интеллектуальному развитию школьников;

- увеличение свободного времени младших школьников за счет меньшей затраты времени на выполнение интегрированных заданий и более рациональное его использование. Учащиеся в свободное время могут посещать школы дополнительного образования, спортивные секции, кружки по интересам и др.;

- возможность широкого изучения произведений искусства, природы, человека, общества благодаря взаимодополнению основных и второстепенных предметов (музыка, рисование, художественный труд и др.);

- повышение творческого, интеллектуального потенциала учащихся в результате приобретения умений и навыков интеллектуальной деятельности. В результате у младших школьников более эффективно развивается самостоятельность, креативность мышления, инициатива. Способности находят свое отражение в практической реализации в виде различных творческих работ (стихотворения, рисунки, панно, поделки и др.).

Соблюдение комплекса взаимосвязанных педагогических условий:

- учет психологических особенностей младших школьников;

- включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность;

- интеграция материала традиционных предметов в начальной школе с новым содержательным материалом;

- использование инновационных технологий обучения на основе ИКТ;

- мониторинг интеллектуального развития младших школьников;

готовность учителя начальных классов к организации межпредметной интеграции.


-75%

Читайте также: