Идея грефа о цифровой школе уже приносит

Обновлено: 07.07.2024

"Образование-2030", Московская электронная школа, "Кванториум", цифровизация, "смерть форматов" и "гибель текста", Google "ломает шпиль МГУ", смерть книг, гибель школ и профессии учителя, дети "на заказ" для транснациональных корпораций, "траектории" вместо предметов, "компетенции" вместо знаний. Это вполне вероятное будущее системы образования в России. Системы, где образования как такового больше не будет. Так хотят трансформаторы, имеющие в своих руках колоссальные деньги и колоссальное влияние. Они уже среди нас, они работают, они добиваются своего и теперь сливаются в едином центре – в Сбербанке.
Именно Сбербанк стал домом для многих, кто и ранее толкал "прорывные" программы дополнительного и дистанционного образования, но споткнулся о "консервативную" систему. Сейчас эти люди очень сильны и очень успешны. Мы и не заметили, как они по указке западных аналитиков и корпораций уже выбрали новое будущее для России, основанное на сегрегации детей и подмене знаний. Кто эти люди, как они шли и идут к намеченной цели? Какова их цель, какова философия? И почему вообще мы должны говорить именно о судьбе России, а не только о будущем образования?
Как в двух словах описать, что такое школа? Это ведь не только место, где ребёнок получает знания. Это место, где он впервые, ещё в миниатюре видит модель социальных взаимоотношений. Видит, что такое учиться прилежно и что бывает за прогулы и невыученные уроки. Он видит хулиганов в классе, начинает общаться с детьми противоположного пола. Он взрослеет, становится ответственнее. Следит за всем учитель, которого в самую пору назвать воспитателем.
Конечно, идеальных школ не бывает. А о проблемах российской системы образования разговоры идут уже далеко не первый год. Горе-реформаторы всех мастей пытались перестроить её то так, то эдак. Но вот наступила цифровая эпоха, и на коне оказались люди нового сорта. Они точно знают, как и что они хотят менять, они уже занимаются этим, убивая школы и вузы.
Часть первая. Идейный вдохновитель
Первое, на что стоит обратиться внимание, - это на содержание концепций и идейное вдохновение новой системы. Когда нам говорят о школе или вообще образовании будущего, то имеют в виду вовсе не планшеты вместо учебников и не только гигантские панели вместо досок в классах. Речь идёт о перестроении всей системы, а также, внимание, управлении ею.
Мы часто затрагиваем визионерские замашки главы Сбербанка Германа Грефа в образовании и других сферах. Для непосвящённых его действия выглядят нелогично. Вроде бы образование и его реформа - это не дело банка и не прерогатива банкиров. Но если копнуть глубже, то всё становится на свои места. Давайте не забывать, что Сбербанк - это большая прозападная IT-корпорация, которая изнутри устроена по корпоративному образцу американского финансового сектора.

Сам Герман Греф уже не один год грезит трансформацией российского образования на платформах Сбербанка. Надо сказать, что это большие и серьёзные платформы. Для затравки давайте вспомним его высказывания о том, почему образование в нынешнем виде несостоятельно.
Чего не хватает нашей системе образования? Первое - система не даёт навыков. Знания выветриваются из голов - любых, и у взрослых, и у детей, если не связаны с конкретными навыками. Второе - мы не учим детей soft skills, взаимодействию с другими людьми, навыкам принятия решений, креативности, управления собой,
- говорил банкир.
Применительно к образованию Греф уверен, что "искусственный интеллект является, на наш взгляд, ключевой, долгосрочной технологией и драйвером всех остальных технологий, без исключения". Совершенно понятно, что все эти "soft skills" и прочее не имеют никакого отношения к образованию. Но надо, чтобы было так, как говорит Греф, систему нужно менять полностью, выжечь существующую дотла. И эта работа уже в самом разгаре.
Идеи Грефа удивительным образом созвучны концепции "Образование-2030", о которой вот уже несколько раз говорил в своём "Бесогоне" Никита Михалков. Сама по себе концепция - тема для отдельной большой и развёрнутой статьи. Но давайте посмотрим на некоторые примечательные параметры.

Часть вторая. План убийства образования

Итак, концепция или, как ещё её называют сами авторы, форсайт (новая технология, посредством которой ведётся обсуждение предполагаемых изменений) "Образование-2030" родилась в 2018 году в Агентстве стратегических инициатив (АСИ) в рамках направления "Молодые профессионалы". Кстати, Герман Оскарович входит в наблюдательный совет АСИ.
АСИ можно смело считать структурой либерального и глобалистского толка. Иначе как объяснить то, что различные программы агентства жёстко ориентированы на Запад, на оценки Всемирного банка, МВФ и транснациональные корпорации. От представителей АСИ мы нередко слышим, что "Россия отстаёт" и якобы должна трансформироваться. Наверное, для того, чтобы проще встроить её в глобальную либеральную систему. Для этого необходимо "играть вдолгую". Нужны не просто некие законы и сиюминутные шаги в экономике, необходимо изменить систему образования, чтобы она соответствовала западным стандартам и была подчинена рекомендациям того же Всемирного банка. Чтобы будущее поколение русских людей было уже лояльным западным ценностям, потому что впитало их с детства.
Куратором форсайта "Образование-2030" стал Дмитрий Песков - не тот, что пресс-секретарь президента, а известный в либеральных кругах IT-эксперт и руководитель. Многое становится понятно, если посмотреть на дорожную карту проекта по этой ссылке. Песков является автором высказывания о том, что Google, по сути, должен сломать шпиль МГУ. Под таким звучным заголовком его слова были интерпретированы в интервью изданию Executive.

На Западе подобный подход завоёвывает всё больше поклонников, а в США при поддержке Google и других корпораций запущен один из первых университетов, целиком построенный по лекалам образования будущего. Дмитрий Песков и его партнёры по проекту "Метавер" решились двигать российское образование в ту же сторону. Крупный бизнес их уже заметил. В послужном списке "Метавера" - совместные проекты с Nokia, Intel, CISCO, на подходе фонд Потанина и энергетические компании,

Часть третья. Первые шаги

Глобалисты от образования в 2018 году пришли на Дальний Восток. АСИ стало воплощать концепцию нового образования под названием "Университет Национальной технологической инициативы" (НТИ) и продвинуло её через кампус Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). На острове Русский прошёл образовательный интенсив "Остров 10-22", который должен был вовлечь студентов вузов со всей страны в новые образовательные процессы.
Обучение на интенсиве было поделено на траектории для каждого отдельного студента на основе направления его обучения. Студенты объединялись в команды, имеющие определённый рейтинг в общей системе оценок. Так, для участия было необходимо не только зарегистрироваться, но и пройти "входную игру", которая оценит способности каждого студента, и по итогам определит в ту или иную команду.
Вроде бы звучит неплохо. Эдакий индивидуальный подход к образованию. Но можно ли перевести на такую систему всю страну? Конечно, нет. Поэтому в АСИ и НТИ предполагают, что эта система будет только для избранных. Момент сегрегации обучающихся хорошо виден из "правил островитянина".
На острове действовала жёсткая система. Обучающийся, например, не мог посещать занятия не по своей "траектории" - за это ему выписывалась красная карточка. Это понижало всю его команду в рейтинге, а сам он лишался возможности записываться на лекции. Примечательно, что правила менялись. В первой их версии, как пишут СМИ, предполагалось и вовсе удаление обучающегося с острова за его собственный счёт. Концептуально это означает переход из элитного образования в общее (трансформаторы изгоняют неугодного из стаи избранных). А красную карточку он мог получить, если обучался так, как хотел, а не так, как ему предписывал искусственный интеллект. В правилах такое поведение было названо неуважением к другим островитянам, создающим загруженность аудиторий.

Фактически концепция предусматривает систему "социального кредита". Предполагается, что заказ на будущего специалиста размещает та или иная корпорация, которая вкладывает деньги в свой будущий "человеческий капитал". К этому притягивается понятие о лояльности, которая подкрепляется практически пожизненной зависимостью от компании.
Корпорации нуждаются в механизме долгосрочной лояльности студента. Допустим, образование стоит 60 тыс. евро. Первые 10 тыс. за студента оплачивает государство, остальные 50 тыс. вносит компания и говорит сотруднику: "Ты должен мне вернуть 50 тыс. за тридцать лет, это 1,6 тыс. в год. Если ты работаешь у меня, платишь 500 евро в год, если уходишь, изволь выплатить кредит полностью",- говорил об этом трансформатор Песков.
Из этого следует, что цель - передать систему образования и управление ею из рук государства в частные руки. Речь об образовании для избранных, которым с детства будут внушать, что они "молодые управленцы". Но если есть каста таких управленцев (пусть и рабски зависимых от менторов-корпораций), то должны быть и те, кем они управляют. Рядовые сотрудники, рядовые граждане. И тут мы подходим к обратной стороне вопроса, так как концепция предусматривает образование и для таких "отбросов" без "компетенций". Образование дистанционное, не живое, без контакта с педагогами.

Часть четвёртая. Главные игроки и "Кванториумы"

Воплощение элитарности и её противоположности образования мы находим в концепции образовательных центров "Кванториум". Они - детище 37-летней уроженки Алтайского края Марины Раковой. Она закончила МГТУ им. Баумана, а затем - Алтайскую академию экономики и права. Первой ступенькой в карьерной лестнице для Раковой стало АСИ, которое в 2014 году поддержало её проект "Новая модель дополнительного образования детей". Проект был посвящён строительству детских технопарков по всей стране.

Предприимчивый Герман Греф множество раз убеждался, что Ракова - единомышленница. Фото: Андрей Никеричев/АГН "Москва"
"Кванториум" - это как раз альтернатива школе, построенная на траекториях" или "треках" вместо предметов и "компетенциях" вместо знаний. В этих технопарках дети объединяются в команды и работают над созданием неких новых IT-решений, мастерят коптеры, соревнуются друг с другом и готовятся стать будущими лидерами и управленцами. И опять же в самой концепции "Кванториумов" прослеживается модель образования для избранных. Вот что говорила Ракова:
Образовательные программы технопарков создаются в тесной связи с запросами конкретных госкорпораций, крупных промышленных предприятий. Фактически мы будем получать запрос от таких предприятий на подготовку будущего специалиста с соответствующими компетенциями.
Знакомая концепция, правда? Итак, Ракова с 2014 года создала по всей стране более 110 "Кванториумов", а также 50 "Точек роста" в разных регионах России и несколько десятков "IT-кубов", где обучают исключительно айтишников.

Молодым людям вдалбливают, что они должны отказаться от шаблонов и академических стандартов, авторитетов, традиционного образования. Фото: Андрей Никеричев/АГН "Москва"
Чтобы понять, что выстраивается система для избранных, давайте вспомним остальных, кто развивает цифровое образование. Кроме Грефа и примкнувшей к нему Раковой это ещё Дмитрий Песков (не пресс-секретарь президента), а также руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исаак Фрумин, пытавшийся реформировать русское образование ещё в советское время. Фрумин - большой друг ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, мужа главы ЦБ России Эльвиры Набиуллиной. Фрумин также дружит с Алексеем Кудриным.

Сейчас ситуация в экономике такова, что навыки, полученные в рамках системы образования, устаревают . В специфический человеческий капитал работодатели вкладываются и должны вкладываться. Во вложениях в развитие общего человеческого капитала они не заинтересованы,
- писал он в колонке для РБК.
Даже в этих словах прослеживается общая концепция. Корпорации - глобальные менторы будущего, они будут развивать только тех, кто им нужен и только в необходимом количестве. "Общий человеческий капитал", как назвал его Фрумин, им не нужен.
Обратите внимание, как вся эта элитная каста трансформаторов рассказывает совсем ещё молодым людям о целях своих нововведений. Им вдалбливают, что они должны отказаться от шаблонов и академических стандартов, авторитетов, традиционного образования. В пример они приводят статистику Всемирного банка, МВФ, западных вузов и корпораций вроде Intel или Cisco.
Фрумин делал так в 2018 году на лекции "Человеческий капитал 2.0" на острове Русский в ходе интенсива, о котором сказано выше. Фрумин говорил о необходимости "человеческого капитала нового типа, чтобы развивать страну, в которой плохие институты". Фрумин говорил это в 2018 году, а Ракова - ещё в 2014 году. Герман
Греф же говорит это вообще постоянно, потеряв всяческие берега в принципе.
Парадоксально, но тот самый Запад, на который ориентируются эти люди, неоднороден. Старая европейская академическая школа - против цифровой трансформации образования и против дистанционки. Давайте посмотрим, что писал об этом один из виднейших учёных Италии - профессор Нуччо Ордине.
Студентов уже не просят учиться, чтобы стать лучше, чтобы превратить знания в инструмент свободы, критики и гражданской ответственности. Нет, от молодёжи требуют получить специальность и зарабатывать деньги. Потеряна идея школы и университета как сообщества, формирующего будущих граждан, которые смогут работать в своей профессии с твёрдыми этическими принципами и глубоким чувством человеческой солидарности и общего блага . Как предсказал Антуан де Сент-Экзюпери: "Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения".
Наверное, не стоит искать ответ на вопрос, как с этим бороться. Многое очевидно. Вероятно, никто из читателей и зрителей Царьграда не выступает радикально против улучшения образования посредством технологий. В конце концов, все мы пользуемся смартфонами. Но безбрежные мечты Грефа и его новой команды - это не просто технические новшества, упрощающие рутину в процессе обучения. Нет. Речь идёт о формировании нового общества, которое должно будет своими же руками не только разрушить старейшую и авторитетнейшую систему образования, но и окончательно закрепить статус России как колониальной державы, руководимой институтами глобального капитала.


28 сен 2020
А как наш Президент относится к образованию по "Грефу" и западным лекалам?


Искусственный интеллект– это не страшно Дмитрий Песков о технологическом прорыве России

09 Декабря 2020

Говоря о плотном взаимодействии учащегося с цифровой сетью, учёный отметил резкое ухудшение физического здоровья детей.

Если ребёнок смотрит на близкорасположенные предметы, то фокусное расстояние до предмета постоянно находится далеко за своими пределами и у растущего молодого организма развивается близорукость.

Прибор, который мы теперь постоянно держим перед собой, занимает у нас почти 5 часов времени. Именно поэтому, как у нас, так и во всём мире распространяется эпидемия близорукости. Можно посмотреть относительно молодёжи, сколько у нас близоруких людей. В Европе 30%, в Китае – 80%, в Южной Корее среди молодёжи более 90%. Если глаза, таким образом, с юности начинает деформироваться, то к возрасту 50-60 лет у человека может наступить слепота.

Когда в Китае обнаружили, что через введение эпидемии коронавируса всё больше стала развиваться близорукость у детей, там вообще наложили запрет на использование в школах смартфонов. Кроме того установлено, что концентрация внимания на цифровом устройстве влияет на психическое состояние и ведёт к всевозможным расстройствам.

Использование цифровых устройств, и здесь я уже говорю как специалист в этой области, приводит к агрессии, страхам, дипрессии, понижению эмпатии, понижению уровня удовлетворённости жизнью и возникновению разных зависимостей.

Здесь нужно немного сказать и о мозге. Нами была показана клиническая картина состояния полушарий мозга в зависимости от того, насколько часто человек пользуется смартфоном. Так вот эта картина почти полностью совпадает со структурой мозга потребителя наркотиков.

Существует еще и американское исследование статистики по суицидам, которое проводилось в течение 7 лет. В исследовании участвовало 500 тыс. человек среди молодежи от 13 до 18 лет, где показана зависимость уровня повышения суицидов от времени нахождения человека в сети. Она увеличивается на 30% у мужчин, и на 100% у женщин. Это относится как к молодой, так и ко взрослой части населения.

И самое важное, это образование. Статистические данные и тестирование показывают большую разницу в интеллекте детей, которые проводят перед телевизором менее часа в день, и тех, кто там задерживается от 3-х часов и более. Если говорить о смартфонах, то здесь ситуация ещё хуже. Даже если смартфон просто лежит на столе около ребенка, это уже подрывает его внимание и оказывает отрицательное воздействие на его мышление.

Эти результаты подтверждают и то, как это стало очевидно за период ограничений во время пандемии, что детям нужен учитель, а не компьютер. В действующей системе цифрового образования учитель, по сути, становится приложением к компьютеру, в этом кроется перспектива уничтожения учительского класса как такового. Допустить этого ни в коем случае нельзя.

Нужно заметить, что на этом совещании не было тех, кто мог бы высказаться в защиту цифровой школы, поскольку, слушая выступающих, можно заключить, что такая позиция была бы просто несостоятельна. Такой вывод подтвердила своим выступлением и Ольга Николаевна Четверикова.

Дети перестают понимать даже то, что только что прочитали. Сейчас этот процесс активизировался многократно. Если до введения дистанта из-за коронавируса партия цифровиков продвигала цифровизацию как пилотный проект в отдельных регионах, то сегодня, после обкатки цифровых платформ во время дистанта, этот проект тотально проводится во всех школах. И что самое парадоксальное, это цифровое безобразие начинают внедрять ещё активнее уже после того, как дистанционное образование показало свои катастрофические последствия, как для психологического, так и для физического здоровья детей.

Поэтому нам самим придется противостоять этому уничтожающему человека (не только детей) цифровому безумию, которое подаётся нам под видом технического прогресса, и рассматривать нашу сегодняшнюю встречу как первое заседание научного международного круглого стола. Мы будем стараться перевести его в формат постоянно действующего совещания.

P . S . Со своей стороны, хочу поддержать данную инициативу и постараюсь максимально полно освещать все решения, принимаемые в рамках проводимых совещаний. Очень важно, что люди начинают понимать всю пагубность цифровой модернизации школы, за которой стоит не человек – творение Божье, а цифровой аналог падшего человеческого разума.

Что сулят образованию реформы от крупного банкира и почему учителя против.

Глава Сбербанка, а совсем недавно министр экономического развития России Герман Греф давно известен как сторонник деления общества на элитариев и остальных, иными словами - быдло. Многие помнят его скандальное высказывание о том, что простолюдинам образование не нужно. По мнению банкира, с образованием ими невозможно будет манипулировать.

Разговоры и попытки реформировании отечественного образования ведутся уже много лет. Система обучения, доставшаяся в наследство от Советского Союза, почему-то совсем не устраивает российских чиновников. Основную идею озвучил глава Сбербанка Герман Греф, что на смену старому традиционному обучению должен прийти искусственный интеллект и нейронет (англ. NeuroNet, NeuroWeb, Brainet) или Web 4.0 - один из предполагаемых этапов развития Всемирной паутины, в котором взаимодействие участников (людей, животных, интеллектуальных агентов).

О России

Я оптимист, и думаю, у нас в России хорошее будущее

Способна ли Россия развиваться 100 лет, как развивается Европа, устойчиво и по плану? Ответ неочевиден. Но Россия способна на гигантские модернизационные скачки и демонстрировала это в своей истории не раз

Мы уникальная нация с точки зрения приспособленности к тяжелейшим условиям выживания

Ни одна нация за последние сто лет не пережила такое количество несчастий и бед, которое довелось пережить нам


Фото: Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images

Об особом пути России

Мы в России без конца пытаемся изобрести третий путь, поскольку не пробовали пойти по тем, которые проторены до нас. Если бы мы изучили как следует хотя бы один из них, никогда не стали бы изобретать колесо

О потенциале России

У России колоссальный потенциал для развития, повышения производительности. Любое несовершенство — это хорошая новость, потенциал для приложения сил

У России есть шанс сохранить технологическую независимость в цифровом мире, потому что мы одна из трех стран, у которой есть свои поисковики, социальные сети и картографические бизнесы. Практически полный набор технологий, который есть у России, позволяет нам развивать свои экосистемы и успешно конкурировать с глобальными экосистемами


О знаниях

Знания устаревают с такой же скоростью, с какой развивается мир. Поэтому нам всем нужно обучаться

Об экспорте мозгов

Самый страшный и самый большой наш экспорт, который надо остановить, — это экспорт мозгов. Мы не считаем, сколько экспортируем в год, но это, я боюсь, по объему потерь самое большое количество того, что мы экспортируем. К сожалению, безвозвратно

О проблемах

Наша главная проблема в том, что мы делаем реформы впопыхах, когда нас уже приперло. Но мы знаем цену реформам 1990-х годов. Принятие стратегических решений в условиях отсутствия информации, отсутствия времени — это самая страшная вещь. Ошибки гарантированы

Одна из самых больших дискриминаций, которые есть в нашей стране, — это дискриминация по возрастному принципу. Не по половому, не по расовому, а именно по возрастному

Одна из колоссальных проблем [России] — это недооценка профессии управленца. Боюсь, что управлению нужно учить гораздо дольше, чем профессии врача или юриста

О страхах

Вся наша жизнь — это серфинг между различными страхами, которые нарисованы нашим мозгом на поверхности воды. И мы все время пытаемся объехать свои собственные страхи

Главный враг человека — это его эго, неумение или страх преодолеть себя, понять верные ориентиры

О движении вперед

Нашему движению вперед мешает страх…. Нужно убрать страх. [Важна] вера в себя и действие. И понимание того, что из любой сложной ситуации можешь себя вывести только ты сам


О победителях

В любой ситуации победителями выходят не те люди, которые не спотыкаются и не теряют надежду, а те люди, которые даже в самой тяжелой ситуации, даже иногда потеряв надежду, встают и двигаются вперед

О бизнесе

Я не верю в науку, которая не связана с практикой, я не верю в образование, которое не связано с практикой и наукой, я не верю в бизнес, который не связан с образованием и наукой

Я не верю в банки. Если вы мне скажете, что нужно строить банк, тогда это не ко мне и не к нашей команде. Я думаю, что не за горами времена, когда такие гиганты, как Amazon или Google, зарегистрируют компании под названиями Amazon Finance или Google Finance. Вот тогда мы, банки, или те, кто себя считает банками, почувствуем всю прелесть прихода настоящих конкурентов, потому что все, что было до этого, — разминка

О людях

Люди становятся главным капиталом на мировом пространстве. Конкуренция за людей и для людей, за их комфорт и счастье будет основным трендом в постпандемийном мире

О себе

Мне важно поделиться мыслями, сказать о том, что думаю. Со мной никто не обязан соглашаться, и я не стремлюсь понравиться широким народным массам, завоевать их симпатии. Это — к политикам

Я ярко выраженный экстраверт. У меня стремительная реакция, я быстро соображаю и столь же скоро принимаю решения. Но рядом нужны и те, кто никуда не торопится, долго обдумывает и взвешивает каждый шаг или слово. Так достигается гармония


Мне должно быть интересно. Ничем не могу заниматься механически. Обязательно нужен какой-то вызов, цель, к которой буду стремиться

Как показала практика, я точно не чиновник, тем более не политик, а вот в бизнесе чувствую себя в своей тарелке. Мне это нравится значительно больше всего остального

Говорят, что люди претворяют свои мечты или свое виденье будущего. Я очень много читал фантастики в детстве, много романов оказало воздействие на меня с точки зрения того, как я стал думать

Либо не обещай, либо расшибись в лепешку, но выполни, сдержи слово

О семье

Самый большой вызов для меня сейчас — повысить эффективность на работе, чтобы появилось свободное время на родных

О детях

Младший сын требует все больше внимания. Дочери тоже ждут участия с моей стороны. Интересы у каждого ребенка разные. Старшая больше похожа на меня, у нее математическое мышление, а увлекается конным спортом. Было время, катались вместе, но сейчас мне за Машей не поспеть. Участвует в соревнованиях, в том числе международных, занимает высокие места. Ева — другая, натура творческая… Мы стараемся каждое утро завтракать вместе

О гаджетах дома

Младшего сына до определенного времени мы совсем не подпускали к планшетам и смартфонам. Сейчас уже невозможно его удержать, он сам хватает айпэд, роботы — любимая история. Стараемся, чтобы играл не более получаса в день. Но у нас идет война: сын любит смотреть мультики на своем айпэде, а мы его сажаем перед большим экраном и на правильном расстоянии

О своем прошлом

Я помню, когда был студентом, работал дворником. Я предложил систему, как реформировать всю службу уборки. Ко мне по утрам стал приходить специальный проверяющий, который стал проверять качество того, как я мету. Единственный, кого проверяли, это был я


Фото: Андрей Любимов / ТАСС

О разрушении миропорядка

Человечество накопило слишком много негатива и начинает последовательно разрушать то, куда шло последние полвека. Нас ждет разрушение существующего миропорядка. Будет весьма болезненно

О счастье и смысле жизни

Причина большинства несчастий состоит в том, что мы рисуем себе образ, который в реальности не существует. Оцениваем жизнь по идеальной картинке, в результате получаем глубокое разочарование. Совершенства добиться нельзя, надо с этим смириться и работать над собой. Сам факт существования конкретного человека в конкретный момент времени — уже счастье. Необходимо ловить миг. Я пытаюсь во всем искать поводы для радости, а не для страданий


Об управлении

Никто не в состоянии быть лучшим во всем. В чем-то можешь превосходить остальных, но в другом почти наверняка будет нехватка компетенций. Для этого и создается команда из очень разных людей, чтобы минимизировать ошибки принятия решений

О технологиях

Я не очень представляю себе процессы биологического вживления каких-то чипов. Я, например, не готов к этому. Но мне кажется, что будущее, наверное, за бесконтактным взаимодействием через считывание сигналов головного мозга


Фото: Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images

О том, как меняются люди

Эмоциональная составляющая людей меняется. Люди совершенно по-иному начинают контактировать или не контактировать друг с другом, и это все происходит с большой скоростью. На человеческую психику оказывается масса различных давлений

О главной технологии ХХI века

Если взглянуть на знаменитую шкалу Гартнера, по которой оценивается, какие технологии в ближайший период будут определять все мировое развитие, то можно увидеть, что 60 процентов всех технологий на этой кривой так или иначе связаны с искусственным интеллектом. Искусственный интеллект называют главной технологией ХХI века. Еще его называют электричеством

О предсказателях

К сожалению, сбываются даже самые абсурдные предсказания. В этом смысле фантастика — обязательный атрибут для молодых людей, чтобы развивать свое понимание будущего, чтобы копировать то, что описано кем-то из фантастов


Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ

О новой революции

Мы пережили первую промышленную революцию, вторую, и так далее, в общем, переживем и это… Но прежде мы никогда не сталкивались с такого рода технологией, которая претендует на замену роли человека. В этом, на мой взгляд, радикальное отличие того явления, которое мы видим сегодня, от тех революций, которые мы пережили ранее

Искусственный интеллект — это та технология, которая будет развиваться вне зависимости от того, что мы о ней думаем

Остановить этот процесс невозможно, а значит, его надо возглавлять и нужно развивать. Важно внимательно провести оценку влияния ИИ на все сферы человеческой жизни и деятельности. С этим нужно быть очень аккуратным, здесь спешить нельзя

Об обратной стороне технологий

Человечество изобрело спички — и не сгорело в огне, человечество изобрело ядерную бомбу — и в конце концов сегодня греется на ядерной энергетике. Но есть в этом одно но. Все-таки такая технология, как искусственный интеллект, появилась впервые — когда с помощью машин можно изучить каждого человека лучше, чем он сам себя знает. И это очень существенно

Мир быстро меняется. Цифровые технологии стали радикальным образом менять все то, что мы делаем. Главный фактор, который создает нам дискомфорт в этом стремительно меняющемся мире, — это скорость. Скорость изменения с помощью искусственного интеллекта становится недоступной для людей. Главное — мы не успеваем осознать скорость этих изменений, и у людей возникает внутреннее напряжение, состояние неопределенности


Об ответственности ИИ

Искусственный интеллект не может нести ответственности. Отвечает тот, кто заложил в него правила. То есть человек. Ответственность может нести только человек

О гаджетах

Современные гаджеты — это уже прошлое, они очень неудобны. Может быть, одно из самых узких мест сегодня во взаимоотношениях человека и ИИ — это интерфейс. Мне как человеку с не очень хорошим зрением очень неудобны сложившиеся способы. Они отстают от методов, собственно говоря, искусственного интеллекта

О новых поколениях


В офлайне мы достучаться до этих детей, вероятнее всего, не сможем. Эти дети совершенно по-другому воспринимают мир

О роботах

Я не уверен, что мы способны создать робота, которого будет невозможно отличить от человека. Но очень похожего на человека в ближайшие десятилетия мы увидим

О цифровых аватарах

Всех будет интересовать ваша цифровая копия, которая хранится на облаках, а не вы. При этом важно понимать, что все мы будем абсолютно прозрачны для цифрового мира. Практически ничего не удастся скрыть. Далеко не все готовы смириться с таким положением дел, но это ключевой тренд на ближайшие годы

Читайте также: