Ибсен женщина с моря краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Непреодолимое томление по морю и недовольство своей теперешней жизнью имеет у Эллиды и более глубокое обоснование. Намеки на это слышатся уже в первых сценах пьесы, но полностью раскрывается тайна Эллиды во втором действии, в беседе с Вангелем, в которой обнаруживается вся его заботливость и мягкость, вся его подлинная человечность. Тронутая этим, Эллида рассказывает Вангелю странную историю из ее юности.

Однажды осенью в гавань, где жила Эллида, зашел большой американский корабль. Вскоре капитана нашли в его каюте убитым. Убийца, младший штурман, родом из Финляндии, в самого севера, скрылся. Но еще до этого он встречался с Эллидой, говорил с ней о море, о его штормах и штилях, о морских животных и птицах, которые были словно сродни ему и стали сродни Эллиде. В его присутствии она лишалась своей воли. И когда он сказал ей, что она должна стать его невестой, она, словно околдованная, согласилась. Затем он бежал, и Эллиде показалось непонятным то, что она сделала. Получив от него письмо, она написала, что между ними все кончено. Но он просто не обратил внимания на ее слова, также как на ее последующие решительные письма, и продолжал писать ей как своей невесте, за которой он приедет, когда сможет взять ее к себе.

Этим предопределяется исход пьесы. Оказавшись полностью свободной, Эллида отрекается от неизведанного, прежде манившего ее, и всей душой возвращается к Вангелю. Ее воля больше не находится под властью доли незнакомца. И тот удаляемся, поняв это.

Правда, Ибсен, со свойственным ему стремлением к разноплановому, многоаспектному изображению своих персонажей, дает и простейшее физиологическое объяснение загадочности Гедды. Она — беременна. И странности ее поведения можно воспринять как причуды беременной женщины. Но причуд этих не только слишком много. Они, кроме того, образуют определенную систему, своеобразно взаимосвязаны. Так что за ними все же стоит некий особый женский характер. Притом непосредственно связанный с жизненной историей Гедды — как с ее происхождением и привычками девических лет, так и с тем положением, в которое она попала, выйдя замуж за добродушного и трудолюбивого, но не даровитого ученого Йоргена Тесмана, происходящего из средних, мещанских слоев обществу.

Генерал Габлер умирает. И Гедда, первая молодость которой уже прошла, остается без средств. Ее единственный выход — выйти замуж. Но претендентов не так уже много. И ей приходится выбрать Тесмана, совсем далекого ей по укладу жизни, но имеющего шансы на профессорскую должность и, тем самым, на хорошее жалование.

А в качестве одного из своих немногих развлечений Гедда любит стрелять в воздух из пистолетов своего отца.

Подлинное сюжетное действие Пьесы приводится в движение известием о возвращении в столицу Эйлерта Левборга. Он прожил несколько лет в глуши, стал там учителем детей фогта Эльвстеда, детей от его первого брака, и произвел огромное впечатление на его вторую жену, молодую Tea. Под ее влиянием Левборг преобразился, перестал пить, снова обрел свою прежнюю интеллектуальную форму и написал книгу об истории культуры. Tea помогала ему в его работе. Когда книга вышла в свет, на ее долю выпал огромный успех. Левборг приезжает в Кристианию, и возникает возможность, что ему, а не Тесману будет предоставлена освободившаяся профессура по истории. А он привозит с собой рукопись еще одной книги, которую считает своим самым главным произведением: книгу о будущем культуры. При создании этой книги Tea также помогала ему.

Tea оставляет мужа и следует за Левборгом в Кристианию. Но она боится, что в большом городе снова проснутся его дурные склонности и что возобновится его связь с какой-то роковой женщиной, о которой Tea узнала из отрывочных воспоминаний Левборга и которую она считает рыжей певицей Дианой, теперь также находящейся в городе. (Зритель не может не понять, что на самом деле этой роковой женщиной была Гедда.) Чтобы уберечь Левборга от подстерегающих его соблазнов, Tea в своей наивности обращается к самому близкому прежнему другу Левборга — Тесману. И сталкивается сразу же с Геддой, с которой она когда-то училась в одном институте и которую смертельно боялась, потому что Гедда однажды сказала, что спалит ее необыкновенно красивые, густые и волнистые волосы.

И когда Левборг после безобразного кутежа, закончившегося посещением салона рыжей певицы, узнает о пропаже рукописи и начинает обвинять в этом певицу, учинив пьяный скандал, то Гедда сама толкает его на самоубийство. Она показывает ему свой пистолет и происходит такой обмен репликами:

Гедда: . Вы узнаете его? Когда-то он был направлен на вас.

Левборг: Напрасно вы тогда не пустили его в дело!

Гедда: Ну вот. теперь можете сами.

Гедда: И помните. красиво, Эйлерт Левборг.

Примечания

1. Andersen Butenson H. Har Ibsen i Hedda Gabler skildret virkelige kvinder? Kristiania, 1891; Schott M. Er Ibsens kvindetyper norske? // Fredrikstad Tilskuer. 1893. 7 nov.

2. Помимо развернутых характеристик Гедды Габлер в общих работах по Ибсену, ее образ рассматривается также, обычно в сопоставлении с другими женскими образами Ибсена, во многих специальных статьях. Напр.: Northam J. The Substance of Ibsen's Idealism // Contemporary. V. 1. P. 9—12; Host E. Hedda Gabler: En monografi. Oslo, 1958.

3. О трактовке свободы у Ибсена при изображении его женских персонажей см.: Durbach Е. Ibsen's Liberated Heroines and the Fear of Freedom // Contemporary. V. 5. P. 16—17.

4. См.: Kennedy A. The Confessional Dialogue in Ibsen // Contemporary. V. 4.

6. Воуg. Hedda Gabier — Ibsens svar pa Ulrike Meinhof // Dagbladet. 1978. 3 jul.

События из давнего прошлого нарушили размеренную семейную жизнь Эллиды Вангель. Сначала это был рассказ, всколыхнувший воспоминания. Затем – непростой выбор между давней любовью и супругом.

За минуту

Размеренную жизнь семейства Вангель из приморского норвежского городка нарушили невероятные события. Все началось с рассказа гостя, начинающего скульптора и пациента доктора Вангеля. Юноша поделился замыслом отобразить в своей скульптуре рассказ боцмана-американца о предательстве невесты.

История невероятно смутила Эллиду, молодую супругу Вангеля. В тот же вечер Эллида поведала мужу о своем прошлом. Десять лет назад у нее были отношения с иностранным моряком. Молодые люди обручились, но моряк вынужден был покинуть невесту. Вскоре Эллида поняла, что не хочет ждать, и вышла замуж за доктора.

Вскоре в порт зашло английское судно. В доме Вангелей появился незнакомец и заявил Эллиде, что пришел за ней. Женщина попросила супруга не удерживать ее, дать свободу выбора. Доктор согласился. Эллида выбрала мужа и семью.

Тот идеализм, приверженцами которого считают себя Грегерс Верле и Йуханнес Росмер, имеет очевидные утопические и деструктивные черты. Попытки подчинить реальную жизнь идеальным требованиям приводят к утрате иллюзий, а затем и к человеческим жертвам. Эти два героя мечтают о более свободной, здоровой и счастливой жизни для всего человечества, а не только для себя. Но действительность властно опровергает мечтания идеалистов.

В отличие от Ребекки Эллида Вангель сумела достичь мягкого, гармонического разрешения своей ситуации. Однако многие исследователи Ибсена весьма недоверчиво отнеслись к такой однозначно счастливой развязке. Они склонялись к тому, чтобы толковать эту развязку как ироническую или, по крайней мере, двусмысленную.

В данной главе мы обсудим возможность совершенно иного толкования. Мы попытаемся доказать, что Ибсен изобразил в своей пьесе путь, единственно приемлемый для человека, стремящегося обрести почву под ногами. Он показывает альтернативность человеческой судьбы в свете этических и культурных требований.

Такое однобокое фрейдистское толкование является полной профанацией весьма сложной, суггестивной и мрачной драмы Ибсена. Притом если бы драма, как полагали некоторые, несла в себе элемент психотерапии, тогда после чтения или просмотра то и дело происходили бы чудесные исцеления!

Супруга доктора из Шоллвикена

Жизнь у моря наложила на Эллиду сильный отпечаток. У нее сложились особые отношения с этой изменчивой стихией. Она знает все про корабли и кораблекрушения. Ей близка и понятна свободная, естественная жизнь, которой живут на море. Ее манит мятежная судьба кораблей и моряков.

Пять-шесть лет назад, будучи совсем еще юной, она приняла предложение доктора Вангеля и вышла за него замуж. Он вдовец, который должен заботиться о двух своих дочерях, Болетте и Хильде. Первая ненамного моложе Эллиды, вторая тоже еще не считается достаточно взрослой для замужества. Вот с ними тремя и пришлось Эллиде создавать семью в маленьком городке, в той мелкобуржуазной среде, которая просто-таки ей претит. Ей так и не удалось установить по-настоящему семейные отношения со своими новыми родственниками — а сам Вангель ей в этом нисколько не помог, да и не слишком настаивал, чтобы она это делала.

Она болезненно переживает разрыв с прежней вольной жизнью на лоне природы. Замужество ввергло ее в строго регламентированную и замкнутую жизнь маленького прибрежного городка. Эта среда буквально душит Эллиду. В ее каждодневных побегах к фьордам выражается ее тяга к морю. Фьорды дают ей возможность вырваться из душной повседневности, обрести хоть ненадолго свободу. А купания в какой-то мере восполняют ей недостаток близости с морем, которая ей так нужна.

На том символическом фоне, на котором разворачивается действие драмы, — а фон здесь едва ли не чересчур символичен — присутствует еще один элемент: покрытый ряской и тиной пруд с карасями, находящийся в самой сумрачной части сада Вангелей. Помянутые караси обитают в замкнутом пространстве. Жизнь их, судя по всему, довольно однообразна. Зато спокойна и беззаботна. И, оказывается, кое-кто, а именно Хильда и Люнгстранн, находят жизнь обитателей пруда прекрасной и по-своему интересной. Таким образом, и сам этот пруд, и то, что он олицетворяет, может кому-то нравиться. Весь третий акт движется вокруг этого пруда, а также весь пятый и заключительный акт.

Эти слова как бы предвосхищают события последнего акта, где Арнхольм, который играет роль то ли освободителя, то ли соблазнителя, призывает покинуть пруд с карасями ради иной, вольной жизни.

Но еще ранее — в третьем акте — Эллида встречается с любовью своей юности. Когда она стоит и пристально смотрит в глубь пруда, перед нею — после десяти лет отсутствия — внезапно появляется Неизвестный. Он предлагает Эллиде альтернативу ее теперешнему существованию, в котором она ощущает себя несвободной. Ибо ей самой никак не удается разглядеть что-либо привлекательное или полезное в том образе жизни, который олицетворяет пруд с карасями.

Беседка: природа против цивилизации

В саду есть еще одно примечательное местечко, и это местечко Эллида делает своим владением. Пытаясь быть поближе к природе и чистому воздуху, она заставляет мужа построить в саду беседку. Эта беседка оказывается настоящим антиподом веранде докторского дома. В данном случае — и по ходу всей драмы — мы видим, как противопоставляются друг другу природа (море) и цивилизация (городок), жизнь русалки и жизнь обычной женщины.

Эллида любит проводить время в беседке, а две ее падчерицы предпочитают веранду. Сам доктор не принимает ни ту, ни другую сторону — он постоянно пытается наладить в семье взаимопонимание и устроить так, чтобы все мирно уживались друг с другом. Тот факт, что семья не слишком благополучна, уже не вызывает сомнения. Ни одна из трех женщин не кажется довольной и счастливой, да и у самого доктора налицо все признаки серьезного беспокойства — хотя он не хочет или не смеет это признать. Напротив, он продолжает настаивать, что они с Эллидой вполне счастливы.

И вот тут к ним приезжает погостить старый друг Эллиды, учитель Арнхольм. Доктор откровенно беседует с Арнхольмом, и благодаря этому мы узнаём, какие проблемы омрачают жизнь семьи. Вангель просит бывшего семейного учителя помочь ему разобраться в запутанных отношениях с Эллидой.

В последнее время она стала еще более нервозной, беспокойной и капризной. Совместная жизнь, длившаяся три года, явно не удалась. Проблемы особенно обострились, когда два с половиной года назад Эллида стала матерью, а потом потеряла ребенка, которому было несколько месяцев. Эллида совсем отдалилась от мужа, ничего ему не объясняя. А он, будучи человеком неуклюжим и беспомощным, не попытался как следует осмыслить происходящее, докопаться до причин.

Он всегда пасовал перед трудностями, по своей то ли робости, то ли пассивности, то ли излишней осмотрительности. Как выясняется, утешение он подчас ищет в вине — это следует из нескольких фраз, которые обронила встревоженная Болетта. Исходя из этого, некоторые исследователи творчества Ибсена представляли доктора алкоголиком — но авторский текст не дает серьезных оснований для подобного вывода.

Точно так же пытались интерпретировать слова Болетты относительно странного поведения мачехи — в этих словах находили доказательство того, что доктор Вангель прописывал Эллиде наркотики. Эллида и впрямь ведет себя порой странно и оказывается подверженной резким переменам настроения, но причины для этого совсем иные.

Реализм или не реализм?

Темная сторона произведения связана в первую очередь с личностью Неизвестного, с символикой моря и психикой Эллиды, с амбивалентностью ее жизни. Трудно сказать однозначно, является эта драма реалистической или же символистской. Мрачности прибавляет то обстоятельство, что временами символически-психологический план и план достоверно сымитированной реальности как будто смешиваются в душевной драме Эллиды. Появление иностранного моряка на сцене, этого призрака из прошлого Эллиды, из ее юности, создает определенную трудность для натуралистической театральной традиции, для актеров и режиссера.

Но с другой стороны, не стоит преувеличивать психологически-символический аспект этой драмы. Совершенно ясно, что Неизвестный должен быть физически реальной фигурой для окружающих — точно так же, как и для Эллиды. Сам Вангель дважды сталкивается с Неизвестным — он не только видит его, но и говорит с ним и даже угрожает ему. Видят его и обитатели городка, а Люнгстранн признает в нем американца боцмана, который, как он думал, утонул в Ла-Манше во время кораблекрушения три года назад.

Вступление к драме представляет нам еще одно произведение искусства, которое пока что существует лишь в замысле. Это мечта больного туберкулезом художника Люнгстранна о некоей скульптурной композиции — мечта, которой вряд ли суждено воплотиться в жизнь. (Люнгстранн и его судьба становятся иллюстрацией к основной перспективе драмы — конфликту между иллюзорным миром мечты и жестокой реальностью.)

Художник задумал изобразить молодую безутешную вдову моряка, которая спит и видит ужасный сон. Она тоскует по ночам о своем утонувшем муже. И вот ей приснилось, будто он стоит у ее постели — весь мокрый, только что вышедший из моря. Он вернулся, чтобы отомстить ей, и теперь стоит и смотрит на нее.

И когда Люнгстранн задумал создать такую скульптуру, на Эллиду его идея оказывает весьма странное действие. Ведь это ее собственная история. Это знак того, что ее душевные проблемы начались в тот самый момент, когда Неизвестный прочел о ее намечавшемся бракосочетании:


Генрик Ибсен..


Элида живёт на морском берегу вместе с мужем, который намного старше её, падчерицей и своей тайной, в которую окутана, словно в морскую волну. Это странное имя ей дал отец, смотритель маяка. Элида — не человеческое имя, это название корабля..

В пьесе два любовных треугольника, на первый взгляд, не имеющих между собой ничего общего, но на поверку оказывающихся абсолютно идентичными. Треугольник первый: Вангель-Элида-Неизвестный. Треугольник второй: Арнхольм-Болетта-Люнгстран. В обоих случаях женщина должна сделать выбор. В обоих случаях в основе сделанных выборов (причём сделанных не по законам романтического жанра, что немедленно превращает пьесу из красивой печальной легенды во вполне реалистическую историю) будет лежать одна и та же причина — стремление к личностной свободе.. Причём если Ибсен в пьесе говорил именно о личностной свободе женщины, ибо являлся сторонником уравнивания прав между мужчиной и женщиной, которая была тогда в весьма зависимом от мужчины положении, то сейчас, когда упомянутая проблема неактуальна, смысл пьесы расширился до общечеловеческого: в спектакле Юрия Ерёмина речь идёт о личностной свободе человека как такового — без различия пола, возраста, социального положения etc..

Похожим образом сложится ситуация и во втором треугольнике. Молодой, обаятельный, застенчивый парнишка — скульптор Люнгстран, с которым Болетту роднит помимо молодости горячая любовь к искусству, рассуждая о роли мужчины и женщины в браке, заявит, что несомненно, жена должна раствориться в муже и фактически сжечь свою жизнь на алтаре его таланта.. В то время как стареющий ловелас учитель Арнхольм, на самом деле трепетно влюблённый в свою бывшую ученицу, даже получив от Болетты категорический от ворот поворот – поддержит её стремление к самостоятельности и предложит девушке совершенно бескорыстную помощь в получении ею образования..

Несколько слов о некоторых актёрских работах.. Вернее, только несколько штрихов к ним.

Безупречен, на мой взгляд, Борис Плотников. Его персонаж, пожалуй, самый интересный, потому что самый объёмный и многогранный. Он раскрывается перед зрителем постепенно, и рисунок каждой грани — насыщен цветом и уникален.

Читайте также: