Ибсен враг народа краткое содержание

Обновлено: 27.02.2024

Резюме

резюме

Общее резюме

Доктор Стокманн обнаруживает, что воды курорта в его деревне загрязнены. Поэтому он намеревается предупредить общественность. Но чтобы избавиться от зла, потребуется дорогостоящая работа. Также муниципалитет, мэром которого является не кто иной, как родной брат доктора, пытается заставить Стокманна замолчать.

Подробное резюме

Акт I

Действие происходит в доме доктора Томаса Стокманна, врача курорта, на котором основана экономика города. В ночь начала спектакля у доктора и его жены гости. Приезжает брат доктора Питер Стокманн, занимающий важные должности в городе: судья, начальник полиции и президент курорта. Последний предлагает написать статью, в которой хвалят станцию. Томас отказывается и приводит уклончивые доводы. Разозленный, Питер уходит. Затем приходит Петра, дочь врача, с письмом от почтальона. Тогда мы понимаем отказ врача: станция загрязнена. Действительно, он отправил образцы воды в лабораторию, чтобы проверить их качество, и оказалось, что они заражены бактериями с кожевенного завода, расположенного выше по течению. Врач доволен той пользой, которую принесет городу, не понимая, что для решения проблемы придется закрыть станцию. Он решает написать публичный отчет и позволяет своим друзьям Ховштадту и Аслаксену, редактору и типографу, написать статью на эту тему.

Акт II

Акт III

Акт IV

Акт V

На следующее утро доктор Стокманн и его жена находятся в офисе, собирая камни, брошенные в их окна. Приходит Петра, которая говорит, что ее уволили с работы, потому что директор школы не смеет удерживать ее. Семья наконец выселена из дома; Томас уволен своим братом, как и капитан Хорстер. Приходит Ховштадт и говорит ему, что ни один владелец не сможет нанять его, и что никто не посмеет приветствовать их или помочь им из-за общественного мнения. Врач решает поехать в Америку с семьей и Хорстером, потому что больше не хочет жить в этом городе. Однако Питер обещает восстановить его, если он уйдет. Приходит тесть Мортен Киил и говорит, что он купил долю в банях на деньги, которые он изначально хотел оставить вместе с доктором и его семьей. Так что, если Томаш и дальше захочет ремонтировать ванны, деньги будут потеряны, потому что ванны обанкротятся. Киил надеется вернуть своего пасынка к разуму, но доктор отказывается, и его отчим уезжает. В конце концов, Томас решает остаться в городе, чтобы дать образование своим детям и детям из малообеспеченных семей, чтобы они стали свободными людьми. Врач не хочет подчиняться обществу, он продолжит борьбу в одиночку при поддержке своей семьи.

Символы

  • Доктор Томас Штокманн: врач курорта
  • Миссис Стокманн: его жена
  • Петра: их дочь, школьная учительница
  • Эйлиф: их сын, 13 лет
  • Мортен: их сын, 10 лет
  • Петер Соткманн: старший брат врача, судья первой инстанции, начальник полиции, президент курортного общества и т. Д.
  • Мортен Киил: кожевник, приемный отец миссис Стокманн
  • Ховдтадт: редактор " Народного вестника "
  • Биллинг: сотрудник People's Messenger
  • Хорстер: капитан ВМФ
  • Аслаксен: принтер
  • Буржуа всех условий, несколько женщин и кучка школьников с митинга

Контекст создания

Драма или комедия?

Версии

В 1978 году пьесу поставил на экран американский режиссер Джордж Шефер . В главной роли играет Стив МакКуин .

Доктор Томас Стокман обнаруживает опасное загрязнение местных лечебных вод. Томас требует закрыть курорт на реконструкцию. Власти и жители города категорически против такого решения.

За минуту

В приморском норвежском городке открыт источник лечебных вод. Это событие сулит благоприятные перспективы – обустройство курорта, поток туристов и процветание для всех горожан.

Целебные свойства воды обнаружил доктор Томас Стокман – уважаемый и компетентный специалист. Петер Стокман, глава города и брат доктора, возглавляет правление курорта и руководит строительством водолечебницы. В проект вложены большие средства.

Вскоре Томас выясняет, что местная канализация загрязняет минеральные воды. Туристы получают серьезные заражения. Томас подает брату-градоначальнику рапорт и проект реконструкции. Это повлечет за собой закрытие курорта и новые капиталовложения.

Город к такому шагу не готов. Отстаивая свою правоту, доктор попадает в опалу и теряет практику. Члены семьи Томаса становятся изгоями. Но доктор намерен продолжать борьбу в одиночку.

Доктор Томас Стокман — уважаемый житель приморского городка на юге Норвегии, в котором только что открылись лечебные воды, в исследовании которых Стокман сыграл важную роль. Его брат Петер — глава города (фогт), полицмейстер и председатель правления курорта. Курорт крайне важен для жителей, поскольку приток туристов обещает стать источником процветания всего города. В обустройство водолечебницы были вложены большие деньги. Однако через некоторое время после начала её работы Стокман обнаруживает, что в лечебные воды попадают отходы из канализации, в результате чего туристы, приехавшие на лечение, заболевают тяжёлыми болезнями. Он считает это открытие своим главным достижением, разрабатывает проект дорогостоящей реконструкции канализации и направляет доклад брату.

Тем самым Миллер полностью изменяет финал ибсеновской драмы. У Ибсена само одиночество придает человеку силу, одиночка уже силен благодаря своему одиночеству. Доктор Стокман в оригинале не подвергается нападению агрессивно настроенной толпы — она отступает. Среди своих ближних — немногих избранных, поддерживающих его, — доктор чувствует себя в относительной безопасности.

И в описании этой сходки, и в трактовке финала пьесы Миллер сильно расходится с Ибсеном, которому присущ некий духовно-аристократический радикализм. Однако в обеих версиях драмы выражается убежденность в том, что сознание большинства людей формируется обществом, и это роковым образом меняет жизнь каждого индивида. Большинство этого не замечает, но Стокман видит, что данное общество посягает на естественные права человека и лишает его свободы. Это открытие побуждает героя протестовать. В том и состоит универсальность содержания ибсеновской драмы, давшая Миллеру возможность переработать ее в соответствии с реалиями США.

Еще раньше некоторые режиссеры и писатели подметили, что драма Ибсена, с некоторыми оговорками, может быть весьма актуальна в эпоху общественных потрясений. В России накануне революции 1905 года известный русский театральный деятель К. С. Станиславский сыграл роль доктора Стокмана. Эта роль была для него одной из самых любимых. Станиславский так взволновал публику словами о правде и свободе, что представление пришлось прервать. В автобиографии он писал, что из-за этого в театре разыгралась настоящая сцена народных волнений.

Врач и патриот своего города

Томас Стокман — врач в небольшом приморском городке. Кроме того, он работает на новом здешнем курорте, которым гордятся местные жители и который призван стать для городка основной статьей дохода. Главным представителем власти в этом маленьком обществе является родной брат доктора Петер, исполняющий обязанности фогта, полицмейстера и председателя правления курорта. Занимая такое положение, он стоит намного выше Томаса и ревниво делит с ним славу строителя курорта: идея строительства принадлежала доктору, а Петер воплотил ее в жизнь. Родство с Томасом всегда доставляло ему как представителю власти различные неприятности — и теперь он ожидает еще одной.

Случаи странных заболеваний во время предыдущего курортного сезона наводят доктора на мысль, что целебный источник может быть инфицирован, и в начале драмы он получает этому подтверждение. Такое открытие, разумеется, накладывает на него определенные моральные обязательства и как на врача, и как на человека, радеющего о благе общества, и как на патриота своего городка. Для него дело представляется предельно простым и ясным: каждый, поставленный перед таким научным фактом, должен радоваться, что может вовремя принять меры предосторожности и избежать неприятной ситуации. Доктор не в силах представить, что кто-то откажется принять необходимые меры в связи с результатами химического анализа курортной воды. По идее все обязаны его поддержать, дабы спасти наивных обывателей, желающих оздоровиться на курорте и вместо этого заболевающих.

Письмо из университета, подтверждающее подозрения доктора, знаменует собой конкретную и очевидную завязку действия. Драма Ибсена, как полагают, стала первой в истории литературы пьесой, посвященной проблемам охраны окружающей среды. Экологическая проблематика, без сомнения, способствует тому, что драма не теряет своей актуальности, что было широко использовано как в театральной практике, так и в системе школьного преподавания. В каком-то смысле это вполне объяснимо, потому что Ибсен выявляет тесную связь между экологическими и экономическими проблемами. Он показывает, как разумный и благородный образ мыслей деградирует под влиянием материальных соображений, которые часто выдаются за политические.

Городской фогт — типичный, если не сказать выдающийся, представитель бюрократии и силовой политики. Дабы нейтрализовать последствия открытия, сделанного братом, он желает пересмотреть дело, не вынося его на суд общественности. А когда он узнает, что дело уже получило огласку, то делает всё, чтобы его замять. Он прямо препятствует тому, чтобы разоблачительная статья доктора была опубликована в газете. Ведь в этой статье содержатся резкие нападки на ответственных лиц, в первую очередь — на самого фогта как председателя правления и главного инициатора размещения приемника воды в неподходящем месте.

Прежде чем закончить разговор об экологической проблематике драмы, мы должны констатировать, что позиция доктора в деле защиты окружающей среды постепенно становится довольно сомнительной. Он хочет перенести водозаборное устройство, чтобы питьевая вода стала безопасной для здоровья, но при этом его совершенно не волнует сам источник загрязнения. Ядовитые выбросы кожевенных заводов в Мельничной долине, особенно с предприятия, принадлежащего тестю доктора, по-прежнему будут отравлять воду в тех местах, где расположены курортные ванны. Возникает впечатление, что в пылу борьбы Стокман забывает, что он сам проводил анализ воды на курорте и сделал заключение, что ее опасно не только пить, но и употреблять для купания.

Хотя в последнем действии доктор вновь касается этих вопросов, проблема защиты окружающей среды не слишком его занимает. Дело в том, что он начинает видеть загрязнение совсем другого рода, которое ему — как и самому Ибсену — представляется гораздо опаснее. Именно здесь мы подходим к основному вопросу драмы.

Доктор Стокман по натуре — добрый человек, любящий сограждан, неутомимый в стремлении принести пользу своему городу и открытый для новых, позитивных веяний, олицетворяющих будущее. В городе его любят, он человек приятный и гостеприимный, нескучный за столом и за рюмкой — но в то же время он наивен, упрям, импульсивен, его легко можно обвести вокруг пальца.

Стокман — ученый, он верит в существование реалий, которые невозможно увидеть невооруженным глазом. Однако он долгое время не замечает реальности, которая его окружает и которую он постепенно учится воспринимать. Жена доктора Катрине говорит, что, хотя он и самый образованный человек в городе, его очень легко одурачить. К тому же он невероятно вспыльчив и раздражителен, рассеян и не чужд мужского шовинизма, но все это вряд ли умаляет то хорошее впечатление, которое он производит.

Доктор — один из немногих персонажей в творчестве Ибсена, которые просто переполнены жизненной энергией. Пожалуй, лишь Пер Гюнт может сравниться с ним в смешливой интеллектуальной беспечности. Параллель между этими двумя героями можно продолжить: отправной точкой для Ибсена при создании обоих образов послужили разочарование и обида. Однако в процессе работы произошли изменения, приведшие к тому, что пьеса стала излишне эксцентричной.

Образ доктора родственен образу дурака, и в обществе он нередко играет роль большого и шумного шута. Поэтому его образ весьма подходит для театральных актеров — если они не стремятся показать доктора как такового, но стараются сохранять верный баланс между серьезным и комическим, между честной деятельностью во благо людей и рискованными выпадами, которые предпринимает герой, спровоцированный откровенной глупостью. Для актера сохранять такой баланс будет нелегко — ибо зритель должен одновременно сопереживать доктору и дистанцироваться от него.

Среда и происхождение

Аслаксен так же боится перемен, как и ультраконсервативный фогт Стокман; фогт понимает это и делает Аслаксена своим главным союзником в том, чтобы принудить своего брата — доктора — к молчанию. По словам владельца типографии, его сердце целиком принадлежит народу, а вот разум склоняется на сторону власть имущих — к ним герой охотно примкнул бы. Он отстаивает интересы домовладельцев.

Ибсен изображает политическую борьбу как арену, на которой раскрываются характеры героев, — ибо драматурга интересуют прежде всего проблемы личности и морали. И с помощью доктора Стокмана он привлекает наше внимание к этим проблемам.

Множество открытий доктора Стокмана

В дело о качестве курортной воды вторгается политика — и само дело уходит на второй план. Ибо фогт начинает свою стратегическую игру и наносит удар на самом уязвимом участке фронта противников — экономическом. Он администратор и умеет манипулировать цифрами, у него есть бюрократический опыт и чутье, как нужно вести подобные дела. Наскоро составленную смету, подготовленную инженером, он представляет брату как дело стоимостью многих тысяч крон — хорошо зная, что доктор не слишком разбирается в экономических вопросах. В то же время Аслаксену и сотрудникам газеты была названа более конкретная цифра — двести тысяч крон, а на собрании минимальные расходы были сокращены до ста тысяч крон (3: 596). Но для обывателя Аслаксена и большинства людей это все равно огромные деньги. А когда фогт говорит, что эти расходы придется взять на себя всем гражданам, трое сотрудников газеты вздрагивают от испуга.

Теперь вопрос уже стоит не о власти или влиянии в обществе, а об экономических издержках и конкретных расходах из своего кармана. Никто не сомневается в правоте фогта, когда тот утверждает, что курорт не может взять на себя расходы по выполнению необходимых работ. Никто не спрашивает, имеет ли фогт полномочия единолично возлагать такое бремя на жителей города. А тот, в сущности, и не рассчитывает, что работы по перемещению приемника воды действительно начнутся.

Другой удар фогта, целью которого является отвлечь внимание от сути дела, направлен лично против доктора. Фогт собирается развенчать его положительный образ и посеять сомнения в том, что он служит людям. Сперва фогт ведет свою игру с глазу на глаз с самим доктором, потом беседует с газетчиками — и вскоре его поддерживает все городское собрание. Так само дело полностью уходит на второй план, в то время как личные качества доктора становятся темой официальных и полуофициальных дебатов. Множатся разнообразные слухи.

В третьем действии фогту удается с помощью экономической стратегии нейтрализовать потенциальную оппозицию со стороны левых — их корыстные интересы берут верх над прежними претензиями к фогту. Очевидно, что вопрос о здоровье пациентов курорта и его водоснабжении на самом деле никогда их не волновал. Кажется, серьезность ситуации изначально не заботит никого из тех, кто принимает участие в политической игре. (Именно в это время Ибсен пишет Брандесу, что политика и принадлежность к какой-либо партии оказывают деморализующее воздействие на человека.)

Когда так называемые либералы нападают на доктора с тыла, он оказывается в тяжелом положении — у него нет союзников в общественной борьбе, он вынужден отстаивать свое дело в одиночку. Таким образом, он испытывает то же, что и Георг Брандес в 70-е годы: даже либеральная пресса изгоняет его имя со своих страниц.

И доктор становится таковым — ибо он действительно враг того общества, чье благоденствие основано на лжи и обмане. А он, как и прежде, действует во благо горожан. Но он не имеет морального права отступить под угрозами власть имущих, ибо в противном случае он не мог бы смотреть в глаза своим сыновьям, когда те станут взрослыми.

Но чувство радости вскоре проходит. Фогт берется за газетчиков, ловко манипулирует всей троицей, вынуждая их предать доктора. И вот они уже переметнулись на сторону власть имущих, которые демонстрируют вопиющую беспринципность и нагло попирают свободу слова.

Все делается для того, чтобы доктор не смог обнародовать роковую правду о состоянии курорта. Только верный капитан Хорстер доказывает свое бесстрашие и помогает доктору это сделать.

Большая сходка горожан происходит в четвертом действии. Зал набит битком, и доктор является со своей рукописью. Неясно, насколько эта рукопись идентична докладу о состоянии водоснабжения курорта. Во время своей речи Стокман явно начинает импровизировать и уже не придерживается никаких заранее подготовленных фраз.

Выводы доктора в этой части несколько сомнительны: фогт неустанно плетет интриги, и в действительности именно он главный враг народа. Но ведь доктор мыслит исключительно категориями исторического прогресса, поэтому он убежден, что у консервативных властителей нет будущего.

Утопия и сила Стокмана

Доктор апеллирует к наследию эпохи Просвещения — комбинируя его с верой в облагораживающее воздействие среды на индивида. В какой-то степени эти взгляды доктора напоминают вульгарный дарвинизм. Обыватели, говорит он в недовольно бурлящий зал, не что иное, как сырая масса, из которой еще предстоит сделать настоящих людей. С этой идеей доктор не расстается и после сходки — через нее он обретает новую веру и смысл жизни.

Проект новой школы, который предлагает Стокман в конце драмы, вполне соответствует духу идей просветителя Хольберга. Доктор хочет создать школу для детей из самых низших слоев общества, для тех, кто выброшен на обочину городской жизни. Вначале он хочет набрать двенадцать учеников. Такое скромное начало, по мнению доктора, позволит в дальнейшем добиться больших результатов и породить целое культурное движение. Здесь мы видим явную новозаветную аллюзию. Эта школа — утопия доктора, однако его трудно заподозрить в претензиях на мессианство.

Томас Стокман, столкнувшись с враждебностью общества, отбросил свою прежнюю наивность и слепую веру, у него на многое открылись глаза. Его брат Петер показал себя врагом правды и ярым поборником существующей власти. В глазах доктора он — человек прошлого, который вот-вот окажется на обочине исторического развития.

В финале доктор ясно понимает, насколько его противники, по существу, бессильны и несвободны. Все (возможно, за исключением Мортена Хиля) в глубине души осознают его правоту в деле о загрязнении курортных вод. Но они не смеют и не желают в этом признаться. Из личной выгоды эти люди становятся рабами неправды и общественного мнения. Тем самым они отказывают себе в свободе действий, и та сила, которую они используют в борьбе против доктора, не их собственная — это сила коллектива.

На основе таких идей доктор хочет создать альтернативную школу — частное заведение в большом доме Хорстера. Он ищет учеников, чьи родители не состоят в так называемом приличном обществе, — он полагает, что эти дети в чем-то сохранили свою естественность. Они свободны от стереотипов и не испорчены обществом.

Характерно, что он озвучивает этот замысел, находясь в своем прежнем, ныне разрушенном кабинете, ощущая дыхание весны и глядя на солнце через разбитые окна. Человек по натуре добр, но общество портит его — эта мысль вновь и вновь появляется в драмах Ибсена. Доктор чувствует в себе силы и полон надежд, ибо у него появилась цель — воспитание свободных молодых людей.

Что выражает такая мечта — консерватизм, обращенный в прошлое, или радикализм, устремленный в будущее? Пожалуй, это центральная проблема в творчестве Ибсена. Возможно, драматург искал некий третий путь. Он обращался к свойствам человеческой натуры, не тронутым цивилизацией, к естественным задаткам личности. В то же время он желал бы освободить их и подвергнуть облагораживающему влиянию культуры.

Враг народа и малолетний Владимир

Враг народа и малолетний Владимир Только прожив много лет, начинаешь всерьез понимать, что жизнь действительно коротка. Жаловаться мне вроде бы не пристало. От своей длиннокороткой жизни я получил гораздо больше того, чего ожидал вначале. Но, может быть, меньше того, на

Мой друг, враг народа

Мой друг, враг народа Несколько раз в коридорах нашего института я встречал этого странного человека. Пожилой, высокий, в темно-синем суконном пальто с серым каракулевым воротником и в такой же серой папахе, в роговых очках с очень толстыми стеклами, азиатской внешности,

Мой друг, враг народа

Мой друг, враг народа Несколько раз в коридорах нашего института я встречал этого странного человека. Пожилой, высокий, в темно-синем суконном пальто с серым каракулевым воротником и в такой же серой папахе, в роговых очках с очень толстыми стеклами, азиатской внешности,

Враг народа

Враг народа Первая империалистическая, 1914 год. Кавалькада автомобилей, конных повозок и всадников приближалась к мосту через Днестр. Царь Николай II cо своей свитой направлялся в ставку Южного фронта, расквартированную в городе Кишиневе. На всем протяжении движения

Электронный враг народа

Электронный враг народа Пару лет назад в городе Чикаго зашел я в гости к своему другу, американскому писателю. Он как раз закончил работу над очередной книгой и вносил в нее последние поправки. Причем делал это не гусиным пером, не карандашом, не авторучкой и даже не на

Враг народа Рахимбаев

Враг народа Рахимбаев Мне мои самые ранние воспоминания после аварии легко приблизительно датировать, деля их на две половины. Первая половина, до лета 1936 года, была прожита в Душанбе, как раз перед моим рождением переименованном в Сталинабад, а вторая, до мая 1941 года,

Враг народа и малолетний Владимир

Враг народа и малолетний Владимир Только прожив много лет, начинаешь всерьез понимать, что жизнь действительно коротка. Жаловаться мне вроде бы не пристало. От своей длинно-короткой жизни я получил гораздо больше того, чего ожидал вначале. Но, может быть, меньше того, на

Немощи бессильных

Враг народа (Необходимое предисловие)

Враг народа (Необходимое предисловие) Начало эпохи повальной секретности в России следует отнести к середине двадцатых годов прошлого века, после Октябрьского переворота, когда возникла цензура и, как считали власти, образовалось невиданное прежде вражеское окружение,

Власть народа

Власть народа Как часто вам приходилось слышать президента, провозглашающего людей наиболее важной ценностью компании? Множество раз. Сколько из них подтвердили это на деле? Многие ли реализовали эту избитую корпорационную истину на практике? Вовсе нет. «Когда человек

Враг народа

Враг народа Ягода злой гений, ему и карты в руки. По поводу убийства Кирова Ягода на суде показал: «Это было 10 марта 1938 г., где он засвидетельствовал: «В 1934 г. летом А. Енукидзе мне сообщил: «Решение правотроцкистского блока принято об убийстве Кирова. Зиновьевские

Нераскрытый враг народа

Нераскрытый враг народа Где на самом деле потерял Шварц два своих передних зуба, так и останется загадкой. Потому что ни в каком продотряде в 1918 году он не служил. Служил он в этом году в Белой армии. И участвовал в Ледяном походе Корнилова из Ростова-на-Дону на

ВРАГ НАРОДА

ВРАГ НАРОДА Он все кричал, что новый мир построит, Он был ничем, но так хотел быть всем. Мечта сбылась: он мир себе устроил, А что до всех — он сделал всех ничем. Он сделал все, чтоб жизнью наслаждаться И наслажденье это охранять. А кто на это вздумал покушаться, Того

Литературное направление и жанр

Тема и проблематика

Тема пьесы чрезвычайно актуальна во все времена: борьба честного, искреннего человека за правду и справедливость.

В драме поднимаются социальные, психологические и философские проблемы. Основная проблема – продажность отцов города, готовых замалчивать проблему ради собственной выгоды. С ней связаны проблема выбора между долгом гражданина и семьянина, с которой сталкивается главный герой. Одна из проблем – проблема народа, демократии. Герой открывает для себя, что большинство не обязательно право, потому что глупых людей больше, чем умных.

Сюжет и композиция

Доктор Томас Стокман (в русских традиционных переводах Штокман) принимает у себя гостей, радуясь тому, что его заработка хватает на жизнь. После ужина герой получает письмо, подтверждающее его догадку. Он сообщает всем новость для города: водолечебница, жизненный нерв и главная артерия города, - заразна яма, которая несёт не здоровье, а болезни и смерть. К такому выводу герой пришёл, проанализировав неожиданные болезни пациентов и получив анализ воды.

Городской голова Петер сообщает, что ремонт водопровода, прокладкой которого занимался он сам и ошибся, обошёлся бы в несколько сот тысяч крон и занял бы не меньше двух лет. Он просит доктора не разглашать своё открытие, затем опровергнуть слухи, угрожая доктору, что лишит его места и объявит его врагом общества.

В третьем действии оказывается, что печать не такая уж свободомыслящая и независимая. Редактор отказывается печатать статью доктора, когда узнаёт, что переделка водопровода будет не за счёт владельцев водолечебницы, а за счёт городских налогоплательщиков.

Пятое действие начинается с того, что вся семья героя пострадала от его правоты: они лишились жилья, дочь-учительницу уволила начальница, детей попросили оставить школу. Герой тоже потерял работу. Семья собиралась уезжать из города.

Брат Петер предположил, что Томас задумал сложный манёвр в благодарность своему зятю, владельцу кожевенного завода, за наследство: зять приветствовал нападки на руководство курорта. Но на самом деле хитрый ход делает зять Мортен Хиль. Он скупает упавшие в цене акции водолечебницы на все деньги, которые составляли наследство дочери и внуков. Мортен Хиль по прозвищу Барсук, хочет, чтобы доктор обелил его честное имя, опровергнув, что загрязнение исходит от кожевенного завода.

Герои драмы

Томас стоял у истоков создания водолечебницы, хотя продвигал и воплощал идею его брат, фогт и полицмейстер, то есть реальная власть города. Доктор много лет прожил на севере и рад был вернуться в родной город, который называет мировым городом. Братья - выходцы из простой семьи. Их отец – малограмотный лавочник, торговавший продуктами.

Узнав о сточных водах в водопроводе, доктор доводит это до ведома общественности и считает, хоть и не без некоторого самолюбования, что просто выполнил свой долг. Доктор готов разорить свой город, но не дать ему процветать во лжи, стереть с лица земли, опустошить всю страну. Это, с точки зрения общества, позиция врага народа.

Главный герой делает несколько печальных открытий :На стороне большинства сила, а не правда, свобода и нравственность – практически одно и то же.

В финале герой иронично говорит, что становится сильнейшим человеком в городе и одним из сильнейших людей в мире, потому что самый сильный на свете тот, кто наиболее одинок.

Дочь Томаса Петра – верная последовательница его идей. Она работает учительницей, завалена работой, как и отец, и очень довольна этим. Петра тяготится тем, что в школе надо прямо лгать детям.

Фру Стокман – мать троих детей, заботящаяся о благополучии семьи и разрывающаяся между выгодой для детей и желанием поддержать мужа.

Старик Мортен Хиль по прозвищу Барсук – зять Томаса, владелец кожевенного завода. Как и все отцы города, он ищет выгоду в сложившейся ситуации.

Художественное своеобразие

В полемике героев, столкновении противоположных взглядов рождается истина и проявляется ошибочность взглядов каждого героя:

«Доктор Стокман. Да разве не долг гражданина, если у него явится новая мысль, поделиться ею с публикой?

Хотя драма изобилует словами публицистического и официально-делового стиля и вся состоит из бесед на интеллектуальные темы, она идеальна для постановок и смотрится на одном дыхании. В этом мастерство Ибсена.

Читайте также: