И ботаники делают бизнес краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Рассказ начинается с поступления Фёдора в институт в Питере, точнее с непоступления, и возврат в город с двумя "Ы" (Сыктывкар). Хорошо описывается как многие люди боятся перемен - в институте, в бизнесе и родители дома. Затем как он открывает свой первый бизнес - сеть книжных магазинов и терпит фиаско, но сохраняет страстное желание двигаться дальше и построить что-то стоящее. Параллельно ведёт блог на сайте. Какое количество говна ему писали и пишут в комментариях, ух )

Интересная особенность что Фёдор на старте книжного магазина "Сила ума" хорошо понимал в маркетинге, а по образованию историк. Кстати, Тиньков в своей последней книге (разбирал подробно здесь ) приводит типичные ошибки начинающих предпринимателей, по абсолютному большинству из которых Фёдор прошёл как по нотам ).

Краткий конспект:

✅ -Вера для предпринимателя это уже не мало. И даже важнее капитала, связей и знаний. Без веры точно ничего не получится .

✅ -В торговле главное Выручка с квадратного метра и Прибыль

✅ -Постоянно нужно помнить о мечте. Если мечтаешь, то что-то начинает получаться. Но мечту нельзя предавать, иначе всё начнёт рассыпаться. В каком-то смысле Всё что имеешь - это твой предел визуализации.

✅ -"Мир так странно устроен, что несчастным людям никто не даёт миллионов"

- "В тепличных условиях растут только огурцы" (необходима конкуренция)

✅ Анализ ошибок первого книжного бизнеса:

Не торопиться. - Сэм Уолтон (основатель Walmart) работал 7 лет в одном магазине чтобы отладить систему, а уже затем её масштабировать.

Неудачи - необходимый ингредиент любого успеха, главное не унывать и поддерживать жар своей страсти. Можно даже назвать ошибки словом "капитал"

✅ "Для того чтобы получить хорошие условия надо не очень-то и хотеть совершить сделку"

Если в столице из-за притока людей все "по прежнему технично пережёвывали стейки", то в провинции кризис проявился буквально сразу, как будто не какие-то американцы, а жители города с двумя Ы держали свои сбережения в акциях Lehman Brothers. )

-"Найти инвестора легче чем найти хорошего менеджера" (не уверен, выборка на момент выхода книги мала, нужны ваши комментарии )

✅ -Люди часто пытаются найти счастье в потреблении, развлечениях и удовольствии, но учёный Михай Чиксентмихайи (в этой книге) утверждает, что оно связано с состоянием потока - попавший в поток теряет чувство времени и полностью концентрируется/погружается в действие, в процесс борьбы с трудностями. Для попадания в него 1) должна стоять чёткая и понятная цель 2) Навыки и умения должны соответствовать сложности задачи 3) Человек должен получать немедленную обратную связь на сколько успешно он справляется с задачей 4) Иллюзия контроля

kak postroit biznes esli v karmane 54 tysjachi rublej obzor knigi i botaniki delajut biznes

54 тысячи рублей в кармане, ни одного стратегического знакомства и влиятельного родственника, огромные амбиции, пытливость ума, нетривиальные решения и Россия как театр боевых действий. Стоит ли при таких вводных данных стартовать бизнес в России?

Введение

Кто такой Фёдор Овчинников?

Фёдор Овчинников — 25-летний молодой человек из провинциального города Сыктывкар. Он начинает задавать себе не вполне обычные для каждого жителя провинции вопросы о типичности своего существования и о будущем своей семьи.

Если бы его величество случай не вмешался, то Фёдор Овчинников стал бы археологом. Он бы не стал известным на весь мир бизнесменом, потому что Додо Пицца представлена не только в России, но и в Германии, и в США, и даже в Китае. Фёдор интересовался археологией ещё со школы. В его городе даже работал целый Институт археологии Российской академии наук.

Отработав в институте 5 лет, Фёдор опубликовал статью, которая вызвала большой интерес в научном сообществе. Это гарантировало ему насыщенную научную жизнь практически до самой пенсии.

Фёдор же предпочёл не ждать своего счастливого часа, а круто сменил направление и начал действовать. Он ушёл в маркетинг.

Эта история показывает, что если у тебя есть голова на плечах и желание что-то делать, то остальные преграды уж далеко не такими и существенными являются, как нам часто может показаться, когда мы только стоим в начале этого пути.

В книге детали биографии Фёдора Овчинникова не раскапываются, не раскрываются очень глубоко, но несколько любопытных фактов там можно обнаружить.

После непоступления в университет в Питере и возвращения в родной город Сыктывкар Фёдор был основателем и вождём партийной ячейки национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова. Именно в Санкт-Петербурге он вдохновился выступлениями представителей этой партии.

Длилось это недолго. Овчинников быстро повзрослел и стал довольно серьёзно расходиться с партией. Он пошёл своей дорогой.

Кто такой Максим Котин?

Максим Котин — это не самый популярный журналист. Он пишет для портала Сноб. Репутация у него довольно противоречивая. Он не является кандидатом на литературные премии.

Так получилось, что в своё время именно Максим Котин, обладая какой-то интуицией и чутьём, написал сразу 2 книги с биографиями предпринимателей, которые сегодня оказывают очень большое влияние на дух стартаперства в России. Он написал биографии:

  1. Фёдора Овчинникова
  2. Евгения Чичваркина

Почему именно ботаники делают бизнес?

Ботаники — это собирательный образ предпринимателей нового поколения, которые принадлежат к новой волне. Они здесь противопоставлены тем предпринимателям, которые лучше всего умеют пилить, дружить и осваивать. Это то, что произрастает из довольно разрушительных 1990-х гг.

Этих ботаников автор описывает примерно так:

Знакомство Котина с Овчинниковым

Котин познакомился с Овчинниковым за 4 года до публикации книги — в 2007 году. Это произошло через блог молодого предпринимателя, на который наткнулся журналист. Он был настолько впечатлён нетривиальным подходом к началу бизнеса, что просто сел на самолёт и полетел и полетел в город Сыктывкар, чтобы познакомиться с Овчинниковым лично.

Идея книги окончательно сформировалась в конце 2009 года, когда из первых уст он довольно подробно уже знал о пути первого бизнеса Овчинникова. Максим Котин хотел на примере этого пути рассказать судьбу представителя новой волны российских предпринимателей. Ему показалось, что история этого молодого человека из города Сыктывкар наиболее ярко раскрывает все драмы новой волны предпринимателей в России.

Он всё же рассказал, скорее, историю борьбы. У него это получилось.

О чём книга?

Эта книга повествует нам о молодом муже, отце маленькой дочки. У него было желание создать своё дело. У него было 54 тысячи рублей в виде сбережений.

Он был убеждён, что если строить свой бизнес на счастье покупателей, а не на их безысходности, это не может не привести к успеху. Он верил, что Вселенная всегда вознаграждает смелых и решительных людей. Герой книги верил, что такие люди просто не могут потерпеть крах, если они начинают развивать бизнес для людей в городе, где всё давным-давно закостенело и действует по уже устоявшимся общепринятым нормам и правилам.

Это история человека, который начал строить бизнес, когда все вокруг, включая родителей, лучших друзей и большинство читателей его блога, крутили пальцем у виска и предрекали неминуемое поражение, высмеивая все появлявшиеся идеи. Это история:

  • человека абсолютно уникальной для России ментальности и формации
  • поразительного профессионального роста личности и предпринимателя
  • взаимодействия с банками, холдингами, другими частными предпринимателями
  • о рождении удивительно противоречивых и часто гениальных, но не всегда эффективных решений
  • тяжёлого выживания во времена мирового кризиса, поиска себя, борьбы с принципами и идеалами, с которыми герой начинал свой путь
  • компромиссов и попыток быть честным и открытым для всех

Как и все подобные истории, эта история заканчивается предательством.

Путь становления бизнеса Фёдора Овчинникова

Автор постарался на славу. Книга написана прекрасным языком. Она не вызывает желания отложить её в сторону и прокрастинировать. Она захватывает, как хороший детектив, и будет держать вас в напряжении до самого конца.

Мы переносимся в тот период, когда предприниматель Фёдор Овчинников как раз находится на пути создания уникальной на своём рынке компании, которая быстро подарила её создателю известность и богатство.

Эта книга — о Фёдоре Овчинникове, который пока ещё только находится на пути к успеху. Мне кажется, тем это и интереснее. Здесь вы читаете историю исключительно о том периоде жизни Овчинникова, который, как мне кажется, может демотивировать, если бы мы не знали, что в итоге он придёт к успеху.

Для кого написана книга?

Здесь же приходит очень важное понимание, что многие ошибки ты всё равно совершишь. Но благодаря этим ошибкам ты просто вырастешь намного быстрее, чем после сотни тренингов об успешном успехе. Мне кажется, это очень мотивирует и заставляет более трезво смотреть на путь предпринимателя.

Эта книга — мастрид для всех, кто любит покушать в фастфуде.

Выводы

Котин хотел создать портрет представителей нового поколения российских предпринимателей, описать реальную жизнь, реальные проблемы, реальные трудности, с которыми они сталкиваются. Автор хотел создать самую честную книгу о предпринимательстве в современной России.

Сложно было представить лучший способ сделать это, чем рассказать о человеке, который публиковал весь свой жизненный путь, весь цикл своего проекта в блоге. Это достаточно современная формация. Можно с уверенностью сказать, что с поставленной перед собой задачей Котин справился на отлично. Он внёс достойный вклад в фонд российской бизнес-литературы.

У Фёдора Овчинника бытует убеждение:

«Не надо ныть, а надо смотреть, в первую очередь, на себя. Достаточно ли ты эффективен, чтобы платить налоги? Достаточно ли ты умён и силён, чтобы противостоять нечестным милиционерам или рейдерам? Достаточно ли ты прозорлив, чтобы просчитывать последствия своих действий на 1-2 шага вперёд? Правильную ли стратегию для своего бизнеса ты выбрал изначально?

Котин был прав, что это, скорее, история очень красивой, захватывающей и поучительной борьбы.

Купить бумажную версию можно у наших друзей на Буквоеде

Акции, облигации и ETF мы покупаем в Тинькофф. Можете с нами, периодически мы выкатываем акции для наших подписчиков и партнёров. Открыть счет можно по нашей реферальной ссылке, так мы поймём, на кого распространять акции. Ещё смотрите наше последнее видео на YouTube:

Хабр видел много историй успеха, когда из юношеского максимализма и забавы вырастала огромная компания. Для нас они оторваны от жизни — другая страна, другое время, другие возможности.
Но много ли вы знаете историй неудач, которые вдохновили бы вас на действия, заразили бы уверенностью и силой?

Мы тут любим всякие мотивационные штуки и истории людей, которые добились всего своим рвением и упорством. Сейчас вы узнаете об удивительном опыте почти простого российского парня — Фёдора Овчинникова. Он бывший археолог, который выглядит лет на 20 максимум и не создаёт впечатление опытного бизнесмена.


Но почему Фёдор такая интересная личность, тем более для хабравчан? Он ведь всего лишь один из многих талантливых офлайновых бизнесменов.

Я считаю, что книгу “И ботаники делают бизнес”, которую написал Максим Котин об “инновационном бизнесмене” Фёдоре, должен прочитать каждый. Потратить пять вечеров, чтобы пережить взрыв вдохновения. Особенные эмоции она вызывает у людей с большими амбициями, но которые по тем или иным причинам опасаются взяться за дело всерьёз.
Во время чтения постоянно беспокоило название — Фёдор вовсе не похож на классического ботаника, но вот что он сам думает об этом:

Почему это интересно?

В условиях полного отсутствия денег, опыта и знакомств археолог Фёдор смог открыть свой первый магазин интеллектуальных книг в Сыктывкаре.
Его не пугали высокие налоги, взяточники, коррупционеры, авторитеты. Его не убедили и слова близких, что не стоит в это соваться, что ничего не выйдет. Он просто взял и сделал.
Мне кажется, слова “у тебя ничего не получится” должен услышать каждый в своей жизни. Это тоже своего рода стимул, доказать кому-то, что ты способен на большее.


Почему это интересно нам — ИТшникам?

Следующие три года были очень насыщенными. Читая о его приключениях, я сам наливался эмоциями и возбуждением. Несмотря на все сложности, с которыми ему пришлось столкнуться, хочется взять и открыть своё дело.

После прочтения книги остаётся лёгкая горечь. Пройдя огонь, воду и медные трубы, Фёдор уходит из своего книжно-канцелярского бизнеса с девятью магазинами практически ни с чем. А он приложил титанические усилия, спасая магазины несметное количество раз. Только своих личных денег Фёдор вложил несколько миллионов. После многочисленных предательств и подстав партнёры практически вытеснили его из им же самим созданного дела. Последние свои 25% Овчинников продал всего лишь за 600 000. Практически за ту сумму, с которой он начинал.
Но необыкновенная история Фёдора Овчинникова на этом не заканчивается. Сейчас ему 30 лет и он нашёл применение своему грабельному опыту. Учитывая все ошибки и огромный наработанный опыт он взялся за новое дело — более надёжное — пиццерия. Кстати, название (ДоДо-Пицца) было выбрано по соображениям: звучное и свободно доменное имя.
Сейчас он, по-прежнему не отступает от своей идеи. Его блог живой и в нём публикуются почти все детали ведения До-До-бизнеса.
Перед тем, как окунуться с головой в создание пиццерии, Фёдор поехал в Москву и проработал почти во всех ресторанах быстрого питания в качестве обычного рабочего. Он изучал, как работает кухня, рецепты, регламенты, инструкции, как соблюдаются правила заведения, как сотрудники обманывают начальство. Ради этого он терпел изнуряющие часы на жаркой кухне, дым в лицо, однообразную работу, неудобную обувь и разлуку с семьёй.
Но надо признать, всё это было не напрасно. Через всего лишь год работы он продаёт 5% своего дела за 10 000 000 рублей (напоминаю, что 25% прошлого бизнеса он продал за 600 000). Его ресторан ДоДо-Пицца считается одним из лучших в Сыктывкаре и он активно продвигает франчайзинг.
В этот раз вхождение Информационных Технологий в его бизнес гораздо глубже.
В июне 2011 года, в самом начале, они выделили существенные средства на финансирование разработки собственной системы автоматизации бизнес процессов и документооборота Dodo IS, где в качестве клиента выступает веб-приложение, доступное из любого браузера. Они продолжают вкладывать в неё силы и деньги и сейчас. На сегодняшний день эта разработка является одним из основных конкурентных преимуществ компании.

Почему эта история в блоге компании Ivideon?

Такое решение вызвало многочисленные споры со стороны читателей, но мы оставим в стороне этические вопросы и заметим, что следить за отточенными действиями поваров очень увлекательно.

Кстати, именно после этой небольшой просьбы и появилась на свет услуга встраивания видео с помощью Ivideon на другие сайты или в блоги. Нам захотелось знать насколько она будет востребована и реализовали её сначала для Федора, а потом и для всех остальных наших пользователей. И спустя год мы можем сказать, что польза от этой услуги превзошла все наши ожидания.

Откровенно говоря, дочитывая книгу Котина, я испытывал горькое ощущение безысходности от того, что крупный политический игрок почти отобрал его бизнес, мне казалось, что это запросто сломает человека, отправит его в депрессию или запой. Но героя нашей статьи это, скорее, подстегнуло к следующим шагам.
Вот так история неудачи привела к истории удачи, за которой можно немного проследить с помощью Ivideon.

Холодный душ и светоч надежды для будущих бизнесменов.

Хочешь получить дельный совет? Спрашивай у мастера своего дела.

Главный герой книги

Фёдор Овчинников в своём магазине

Начинал Фёдор с магазина книг в Сыктывкаре. Бизнесмен расширялся, но вместе с этим ширились и его трудности. Его бизнес расцвел и затух, сам Фёдор собрал множество шишек, но не потерял дух и не сдался. Каждая ошибка дала новый опыт, который позволил в будущем достигнуть успеха. Ну а читателю остаётся не повторять допущенные героем ошибки и вдохновляться.

История Фёдора позволяет прочувствовать особенности бизнеса в Российских условиях и все его трудности: от проблем кумовства и ненадёжных партнёров, до разгильдяйства и лени сотрудников.

Где купить:

Вердикт

Читайте также: