Художественное экспериментирование в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

В современной педагогической науке проблема становления творческой личности
является на протяжении длительного времени одной из самых важных. Понятие,
структуру и особенности проявления творческой деятельности рассматривают в
своих работах философы, педагоги и психологи (О.В. Дыбина, Т.С. Комарова, Л.А.
Парамонов, Н. Н. Поддьяков, Е.А. Флерина).
Исследователи подчеркивают, что творчество - процесс взаимодействия человека с
окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не
является врожденным
качеством личности и формируется постепенно
воздействием воспитания и обучения.
под

3. Творчество -…

Творчество – высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное.
Черты творческой деятельности:
самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
видение новой функции предмета;
видение проблемы в стандартной ситуации;
видение структуры объекта;
способность к альтернативным решениям;
комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми предпосылками к творчеству могут
быть умение человека нестандартно мыслить, находить оригинальные решения, способность к
воображению;
умение видеть внутренние связи между различными явлениями, событиями; способность не только
решать конкретные задачи, но и умение прогнозировать перспективу развития идей для будущего.

4. Детское творчество

5. Детское художественное экспериментирование

В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природе.

Появление самостоятельной художественно-эстетической деятельности – надежный показатель состоявшегося художественного развития детей.

ВложениеРазмер
1.doc 134 КБ

Предварительный просмотр:

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида

В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природе.

Появление самостоятельной художественно-эстетической деятельности – надежный показатель состоявшегося художественного развития детей.

Изобразительная деятельность может быть подлинно творческой деятельностью, развивающей личность ребенка-дошкольника и развивающейся по своим внутренним законам. Детское изобразительное творчество развивается на основе продуктивного мышления и воображения в процессе становления самостоятельного экспериментирования с различными материалами, овладения обобщенными способами создания образов, развертывания самостоятельной художественно-поисковой деятельности при решении творческих задач:

  • продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут учитывать несколько различных признаков;
  • развивается образное мышление;
  • продолжают развиваться навыки общения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации;
  • продолжает развиваться воображение.

Работа по развитию продуктивной деятельности направлена на:

  • совершенствование умений изображать предметы по памяти и с натуры;
  • на развитие наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка;
  • на совершенствование техники изображения;
  • на расширение набора материалов, которые дети могут использовать в рисовании;
  • на соединение в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа;
  • на развитие представлений о разнообразии цветов и оттенков;
  • на развитие цветового восприятия в целях обогащения колористической гаммы рисунка;
  • на закрепление умения детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке.

Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса.

Проблема обучения изобразительной деятельности актуальна на сегодняшний день. Применение нетрадиционных техник рисования становится все частым и востребованным методом работы в системе работы ДОУ по осуществлению формирования и развития изобразительной деятельности детей.

В последние годы особый интерес представляет использование так называемых нетрадиционных техник создания изображения, как части творческого экспериментирования. Это связано с тем, что они не требуют хороших технических умений, провоцируют на процесс работы, вызывают интерес к экспериментированию с материалами.

Одним из важных, но недостаточно раскрытых вопросов в области развития детского творчества является поиск новых продуктивных средств, позволяющих сделать этот процесс более эффективным и целенаправленным.

Следовательно, в художественную технику в детском творчестве следует включить:

  • технику исполнения,
  • манеру ведения работы,
  • способы использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, акварели, гуаши, темперы, масляных красок и пр.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями.

Экспериментирование - это способ материального или мысленного воздействия человека на реальный или материальный объект с целью его обследования, познания свойств, связей.

В основе творческого экспериментирования дошкольников лежит понятие творчества как пространства свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса.

Нетрадиционные приемы рисования - вот приемы, которые не требуют от детей профессионального изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Предметы получаются более приближенными к реальным, рисунки получаются объемными и живыми (напримере метода тычка), у детей появляется возможность создавать различные цветосочетания (так как гуашь высыхает быстро), появляется возможность почувствовать многоцветие изображаемого предмета.

На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается:

  • ориентировочно – исследовательская деятельность,
  • фантазия,
  • память,
  • эстетический вкус,
  • познавательные способности,
  • самостоятельность.

Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

-личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

-коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

-игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

-педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

Все это доказывает актуальность выбранной мною темой.

Развитие экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста осуществляется успешно в специально организованном учебно-воспитательном процессе, построенной с учетом комплекса следующих педагогических условий :

- содержательная связь с практической деятельностью , которая находится в прямой зависимости от знания и учета тех или иных особенностей предметов и материалов, выбираемых ребенком для практического преобразования;

4. активизация позиции ребенка как субъекта экспериментальной деятельности: усиление субъективной позиции ребенка познавательной деятельности это достигается тем, что ребенок ставится в позицию учителя, учащегося и другого (игрового персонажа)

Педагогическая технология развития интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста О.В. Афанасьевой включает несколько этапов:

  1. установление эмоционально – положительного контакта между членами группы и пробуждение интереса дошкольников к самостоятельному и совместному с партнерами экспериментированию;
  2. обогащение опыта использования детьми различных разновидностей экспериментирования: с водой, цветом, светом, воздухом, статическим электричеством, техническими приспособлениями и т.д.;

3. приведение содержания экспериментирования в соответствие с развивающимися интересами детей (взрослый, как полноправный член нескольких групп, поддерживает интерес детей к экспериментированию при помощи вопросов проблемно-поискового характера, ответственен за пополнение центра экспериментирования новыми материалами, соответствующими изменяющимся интересам дошкольника).

Опыт моей работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия:

  • пространственной ориентировки на листе бумаги;
  • глазомера и зрительного восприятия;
  • внимания и усидчивости;
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности;
  • эстетического восприятия;
  • эмоциональной отзывчивости;
  • формируются навыки контроля и самоконтроля.

На занятиях по изобразительной деятельности по экспериментированию с нетрадиционными материалами и использованием нетрадиционных техник дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие. В процессе экспериментирования с различными материалами дошкольники познают свойства различных материалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания рисунков у детей:

  • закрепляются знания эталонов формы и цвета;
  • формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

Для лучшего результата я использую дополнительные стимулы:

Нетрадиционные техники, используемые в моей работе :

  • доступны детям с точки зрения понимания и их особенностей и овладения ими;
  • содержат изобразительно –выразительные средства создания художественного образа;
  • знакомят с новыми приемами работы (боковой поверхностью мелка, валиком, губкой по трафарету и т. д);
  • развивают ручную умелость;
  • соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.

Использование разнообразных нетрадиционных техник рисования способствуют повышению уровня сформированности изобразительных умений и навыков у дошкольников.

Реализуя поставленные цель и задачи, пришли к выводу, что рисование нетрадиционными техниками эффективно влияет на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. Дети с интересом знакомятся и осваивают новые способы изображения.

Были изучены различные нетрадиционные техники рисования, разработаны рекомендации по организации работ, перспективное планирование, конспекты образовательной деятельности, консультации для родителей.

Рисование нетрадиционными техниками способствует развитию творческих способностей детей, позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, повышает интерес к художественной деятельности, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

О результативности проделанной работы свидетельствуют собственные наблюдения за всей группой. Прослеживается положительная динамика в развитии у детей творческих способностей. Повысился интерес к данному виду деятельности.

Автор: Светлана Александровна Белякова

Населенный пункт: Воронежская область, г. Лиски

Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей дошкольного возраста, которые без подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни. К сожалению, сейчас у детей часто наблюдается слабая эмоциональная устойчивость, агрессивность, трудности в общении со сверстниками, суетливость, частая смена настроений, неуверенность, чувство страха. Поэтому наша задача подготовить и социализировать детей уже в дошкольном возрасте, на первоначальной ступени к школе. Дошкольный возраст, наверное, самый позитивный, самый активный и самый эмоциональный. На стадии развития ребенка дошкольный возраст является фундаментом становления личности каждого ребенка. Поэтому развитие и воспитание детей требует использовать специальные методы и приемы и средства для достижения образовательных задач. В связи с этим в нашем детском саду ведущей идеей является: развитие творческого потенциала, познавательной активности, индивидуально выраженных способностей детей через освоение различных художественно – экспериментальных методов и приемов.

Эксперимент – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях:

- особенностью данного метода является взаимодействие с изучаемым объектом;

- метод дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений;

- связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двухсторонняя: чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем глубже он изучает окружающую действительность. В то же время, чем глубже ребенок познает объект действительности, тем точнее он передает его детали в изображении.

В нашем детском саду организована академия творчества, где подготовлена соответствующая РППС: инновационное пособие – стеклянные мольберты, столы для эбру, песочные световые столы, разнообразный природный и бросовый материал (трубочки, баночки, камешки, ракушки, пуговицы, лупы и т.д.), художественный материал. Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Что-то необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться, посмотреть на мир по – новому. Многогранная экспериментальная деятельность создает положительные эмоции, развивается познавательный и творческий интерес у детей, внимание, логическое мышление. Маленький ребенок - это не только вечный двигатель и прыгатель, но еще гениальный выдумщик и бесконечная почемучка. Детское любопытство хоть и доставляет взрослым много забот, но само по себе очень полезно - ведь это залог развития малыша. Как доказывает опыт педагогической работы, узнавать что-то новое полезно в форме игры или опытов - экспериментов. Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

-внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

-познавательный мотив (почему так?);

Развитие воображения и творчества — важный компонент общего развития детей дошкольного возраста, которому порой уделяется недостаточно внимания. Эта работа эффективна, если в неё включены родители. Для совместных экспериментов создается необходимая творческая предметно - развивающая среда. Родители сначала без энтузиазма приходят на такие встречи в творческую гостиную. После первой же встречи и родители, и дети проявляют желание еще поэкспериментировать вместе. Такие встречи сближают всех участников творческого процесса, возникает взаимопонимание, общие интересы. Родители учатся слушать детей, вместе принимать какие – то решения, вместе фантазировать, прислушиваться к друг другу. Совместные мероприятия по художественному экспериментированию родители могут повторить и дома всей семьей. Это будет весело и забавно.

Каждый эксперимент выполнялся по определенному алгоритму: сначала постановка проблемы, затем поиск путей решения проблемы, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, обсуждение увиденных результатов, фиксирование в схеме и в конце формулировка выводов. В таких экспериментах дети не только узнают что-то новое, но и учатся создавать разные поделки и рисунки, с которыми далее могут играть или презентовать для родителей. После завершения экспериментов дошкольники могут:

- проявлять интерес к окружающему миру, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми);

-осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми);

- собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми);

- проявлять элементарные навыки (умения смешивать цвета, вещества для получения новых красок и их оттенков, новых продуктов деятельности).

Таким образом, мы пришли к выводу, что передача готовых знаний о мире далеко не главная задача в развитии ребенка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни, дать возможность ребенку самому открыть что-то новое. И тогда творческая активность детей возрастает, у ребенка появляется огромное желание самостоятельно изучать и дальше окружающий мир. Исчезает чувство страха перед белым листом, дети становятся более уверенными, учатся общаться со сверстниками и взрослыми. Самое главное, и спользуя художественное экспериментирование, и тем самым формируя творческую активность дошкольников, обеспечивается благополучная социализация личности в общество.

Список использованных источников и литературы

1. Мурудова Е. И. Ознакомление дошкольников с окружающим миром/ Детство-пресс, - 2010.
2.Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

3.Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Л.Н. Прохорова. -М.; 2010 г.

4.Рыжова, Н.А. Что у нас под ногами. / Н.А. Рыжова. - М.; 2010 г.

5.Бондаренко,Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. /Т.М. Бондаренко. - Воронеж; 2011 г.

8. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.

9. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.

10. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

11.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.

Проблема творческого развития детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем педагогики, которую невозможно рассматривать вне вопросов художественно-эстетического развития. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной и др.) [1]. Творчество детей дошкольного возраста рассматривается как процесс создания художественных образов, самостоятельный поиск путей и методов решения изобразительных задач на основе ранее усвоенных способов той или иной деятельности [2]. Сакулина Н. П. среди показателей развития художественно-творческих способностей дошкольников выделяет следующие: самостоятельность, активность, инициативность в деятельности, выразительность рисунка [3].

Развитие детского творчества невозможно при использовании только привычного набора художественно-изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Поэтому задачей педагога является формирование у детей умения работать с разными по качеству и свойству материалами, использовать различные способы изображения. Именно художественное экспериментирование направлено на познание возможностей изобразительных материалов, техник и преобразование выразительных средств для создания образов. Исследуя вопросы экспериментирования в дошкольном возрасте, И. А. Савенков и О. В. Дыбина выделяют следующие принципы: принцип ориентации на познавательные интересы ребенка; принцип открытости; принцип деятельностного подхода; принцип свободы выбора; принцип природосообразности; принцип партнерского взаимоотношения [4].

Учитывая перечисленные принципы и подходы, педагогу необходимо подобрать эксперименты с материалами, которые можно использовать в изобразительной деятельности, пользуясь нетрадиционными техниками рисования с описанием их проведения; пополнять уголок экспериментирования приборами-помощниками и материалами для исследования, создавать дидактические материалы и т. д. [5].

В старшем дошкольном возрасте актуально использование следующих нетрадиционных техник изображения: набрызг (разбрызгивание капель с помощью зубной щетки и стеки), граттаж (процарапывание очертаний рисунка на поверхности, загрунтованной восковыми мелками или свечкой и темной гуашью), расчесывание краски, фроттаж (штрихованные движения карандашом), диатипия (нанесение тампоном или валиком краски с наложением сверху листа бумаги), рисование на неньютоновской жидкости, ниткография, рисование на фольге, латонагем (создание оттисков
с помощью палочки или стержня с двух сторон фольги). В качестве дополнительных используются методы развития детского коллективного творчества: рисование вдвоем, по кругу, комментированное рисование [6].

Таким образом, художественное экспериментирование является эффективным средством развития творчества детей старшего дошкольного возраста. Использование нетрадиционных изобразительных техник, материалов и оборудования позволяет стимулировать у детей положительную мотивацию к творческому поиску, создает радостное настроение, развивает воображение.

Литература

2. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации.
/ Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2009 – 192 с.

3. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1982. – 208 с.

5. Огородник, С. И. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование с различными материалами / С. И. Огородник, О. Н. Тюрина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 3. – С. 60–62.

6. Микляева, Н. Формирование контрольного этапа деятельности на основе техник рисования
/ Н. Микляева // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 12 – С. 45–53.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Читайте также: