Хитрая девчонка краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Сергей Николаевич Сергеев-Ценский "Хитрая девчонка" Рассказ Глаза у нее были светлые, смелые, а взгляд быстрый, короткий, сразу дающий оценку, - это отмечал в ней всякий, кто в первый раз ее видел. Ростом она вышла невелика, но любила говорить о себе поговоркой: "Птичка невеличка, да коготок востёр". Небольшое, легкое тело ее было ловкое и без суетливых, лишних движений. Во время сложной домашней работы тонкие детские руки ее мелькали здесь и там, как бы не делая никаких усилий, однако все бывало сделано как надо и в срок или даже гораздо раньше. Быстрый взгляд ее светлых глаз не пропускал при этом ничего, что делалось кругом, а очень чуткий слух ловил все звуки. Так, деятельно помогая матери и семье, где она была старшей из четырех ребятишек, она в то же время знала все и обо всех в целом доме, где было порядочно квартир. Мать ее работала ткачихой, уходила на фабрику утром, приходила к вечеру усталая, а ее двенадцатилетняя старшенькая Зина мало того, что кормила ее приготовленным без нее обедом, н

Глаза у нее были светлые, смелые, а взгляд быстрый, короткий, сразу дающий оценку, - это отмечал в ней всякий, кто в первый раз ее видел.

Ростом она вышла невелика, но любила говорить о себе поговоркой: "Птичка невеличка, да коготок востёр". Небольшое, легкое тело ее было ловкое и без суетливых, лишних движений. Во время сложной домашней работы тонкие детские руки ее мелькали здесь и там, как бы не делая никаких усилий, однако все бывало сделано как надо и в срок или даже гораздо раньше.

Быстрый взгляд ее светлых глаз не пропускал при этом ничего, что делалось кругом, а очень чуткий слух ловил все звуки. Так, деятельно помогая матери и семье, где она была старшей из четырех ребятишек, она в то же время знала все и обо всех в целом доме, где было порядочно квартир.

Мать ее работала ткачихой, уходила на фабрику утром, приходила к вечеру усталая, а ее двенадцатилетняя старшенькая Зина мало того, что кормила ее приготовленным без нее обедом, но еще и успевала при этом передать кучу разных новостей о жильцах дома - соседях.

- Ух, и хитрая же ты у меня девчонка растешь! - сказала как-то мать Зине, гладя ее русые волосы, заплетенные в две косички.

- О-о, а как же! Я очень даже хитрая, мама! - тут же и радостно отозвалась на это Зина.

Так и пошло с тех пор дома и по всему двору: "хитрая девчонка".

Занималась она мало - некогда было, но считала безошибочно, потому что сама покупала на рынке каждый день все, что нужно было для обеда на семью в пять душ (отец ее умер, когда ей было лет восемь).

Тремя младшими - двумя сестренками и братишкой - она командовала изо дня в день, нисколько этим не тяготясь, между делом, и покрикивая иногда для острастки:

- Ой, смотри у меня, а то шлепка дам!

И младшие ее слушались. И так тянулось, пока не подросла ей смена и сама она не поступила на ту же фабрику, где работала мать.

Ей было уже восемнадцать лет, когда началась война и немецкие истребители и бомбовозы загудели над их городом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели урока : выяснить, что такое героизм в понимании С.Н. Сергеева-Ценского; в связи с этим

проанализировать образ главной героини рассказа;

выявить особенности художественного стиля С.Н. Сергеева-Ценского;

воспитание лучших нравственных качеств личности обучающихся.

4) вызвать у обучающихся интерес к личности и творчеству С. Н. Сергеева- Ценского, побудить их к дальнейшему чтению произведений писателя.

Вступительное слово учителя о писателе .

Бури, бури! Молний, грома!

Жизни мощной, жизни дикой

Чтоб бессильная истома

Не сковала мир великий.

Из восьмидесяти трёх лет своей жизни шестьдесят он отдал напряжённому литературному труду. Творческое наследие С.Н. Сергеева-Ценского поистине огромно. Он писал стихи, басни, рассказы, повести, романы, романы-эпопеи, пьесы, очерки, статьи, воспоминания, литературоведческие исследования и многое другое. Обратите внимание на книжную выставку. Здесь вы видите лишь часть того литературного богатства, что нам оставил величайший писатель земли русской.

(Учитель знакомит обучающихся с книжной выставкой).

Примечательно то, что его творческий потенциал не слабел до последних дней жизни. Обратите внимание на портрет писателя.

- Расскажите о ваших впечатлениях.

-А сейчас послушайте воспоминания тех людей, которые лично знали писателя.

(Тексты воспоминаний размножены и лежат на каждом столе.)

- Сравните эти высказывания. Что общего в них? Обратите внимание на глаза. Какие эпитеты используют современники писателя? Какой можно сделать вывод?

-Хочу подчеркнуть, что после восьмидесяти лет он оставался тем же великолепным художником слова, что и в молодости.

Он создал так много, что охватить всё его творчество одному исследователю трудно, ведь оно велико по общему объёму, слишком разнообразно по жанрам и тематике, а также слишком оригинально по приёмам письма и богатству языка.

Сегодня мы обратимся к рассказу периода Великой Отечественной войны, поразмышляем о том, что же такое истинный героизм, постараемся выявить художественные особенности, с помощью которых раскрывается тема героизма в произведении С.Н. Сергеева - Ценского.

Актуализация знаний обучающихся:

А) ответы на вопросы;

Б) Литературная викторина.

- О ком идёт речь? Узнали героиню?

-Вспомните имя героини.

-Вспомните, какую поговорку любила повторять Зина?

-Когда, при каких обстоятельствах героиня повторяет эту поговорку?

-Как это её характеризует?

-Сколько было детей в семье, где старшей была Зина?

-Как прозвали героиню? Почему?

-Сколько было лет героине, когда началась война?

-Почему она пошла в военкомат и стала проситься на фронт?

-Почему ей отказали в её просьбе?

-Как Зина стала санитаркой?

-Вспомните слова, с помощью которых героиня подбадривала себя, спасая раненых на поле боя.

4. Анализ рассказа.

- Расскажите о своих впечатлениях. Что вы чувствовали, читая рассказ Сергеева-Ценского?

(Обучающиеся делятся своими впечатлениями, говорят о том, что они восхищаются главной героиней, которая совершает подвиг под огнём врага, её героизм покоряет всех.)

- Как бы вы сформулировали основную тему рассказа?

(Обучающиеся говорят о подвиге, героизме простой русской девушки)

-Что же такое героизм ? Как вы понимаете значение этого слова? Обратимся к словарю.

Работа со словарём. ( Обучающиеся находят и читают словарную статью о героизме.)

Героизм-отвага, решительность, самопожертвование в критической обстановке.

-Обратимся к главной героине. Какой вы себе её представляете?

(Устное словесное рисование)

- Прочитаем описание внешности героини. Что подчёркивает автор в её портрете и поведении, каково его отношение к героине?

-Расскажите о жизни Зины до войны.

-Да, жизнь была трудной. Семья многодетная, младшим сестрёнкам и братишкам необходима забота, а мама трудилась на фабрике с утра до вечера, чтобы обеспечить семью. Отец умер. Вот и пришлось нашей героине хлопотать по хозяйству, присматривать за младшими. И надо сказать, что она всё успевала: и за сестренками и братишками ухаживать, и купить продукты на рынке, и обед сварить.

-Какие черты характера можно отметить? В связи с этим вспомним название рассказа. Подберите синонимы к слову хитрая.

- В каком значении употребляется это слово в рассказе Сергеева-Ценского?

Учитель: Героиню рассказа ждала обычная судьба – жить и трудиться на родной земле, растить детей. Но началась война.

-Вспомним о жизни героини во время войны.

-Почему она пошла в военкомат, просясь на фронт? Как это характеризует героиню?

-Какой эпизод рассказа можно считать центральным?

-Как описывается бой? Обратите внимание на лексику. Какие слова передают ужас происходящего?

-Какие чувства возникают в душе у каждого из нас?

-Почему она добровольно, рискуя собственной жизнью, поползла к подбитому танку под огнём врага?

-Да, есть некая сила внутри нас – это совесть. Человек в экстремальной ситуации, принимая решение, не может не испытывать сомнения: приходится выбирать между страхом и голосом совести. И героиня по зову сердца ползёт под страшным огнём фашистов к подбитому танку, надеясь хоть кого-то спасти. И спасает раненого человека!

-Что помогло ей в этой ситуации? Как она себя подбадривала, преодолевая страх?

Чтение финального диалога.

-Да, это был настоящий подвиг. Зина проявила подлинный героизм.

- Почему эти слова Сергеева-Ценского можно взять эпиграфом к нашему уроку?

Вспомним героиню рассказа, её простоту, человечность…

Да, Сергеев-Ценский убедительно показал, что для большинства людей нашей страны героический подвиг – обыденное дело, которому сами совершившие его не придают большого значения. В этом проявляется простота, скромность и мужество русских людей.

- Интересно было читать этот рассказ? Почему?

-Какие художественные средства использует автор в своём произведении? Обратим внимание на эпитеты, сравнения, метафоры. Откройте ваши читательские дневники и прочитайте тот материал, который вы выписали дома к этому уроку. Особо отметим диалоги. Какова их роль в раскрытии идейной позиции автора?

Вы уже обратили внимание на то, что рассказ читается легко, на одном дыхании. Внешняя простота рассказа – отличительная особенность почерка Сергеева-Ценского. Но за внешней простотой скрывается отточенное мастерство. Произведения Сергеева-Ценского – это прекрасный образец русского литературного языка, что в сочетании с приёмами народного творчества придаёт им художественную глубину и силу. На примере произведений Сергеева-Ценского можно учиться нашему родному языку.

5.Итоги урока. Рефлексия учащихся.

6.Оценки за урок, их комментарий.

Хитрая девчонка

Ростом она вышла невелика, но любила говорить о себе поговоркой:

— Ух, и хитрая же ты у меня девчонка растёшь! – сказала как-то мать Зине, гладя её русые волосы, заплетённые в две косички.

— О-о, а как же! Я очень даже хитрая, мама! – тут же и радостно отозвалась на это Зина.

С. Н. Сергеев-Ценский.


Стиль Сергеева-Ценского отличает яркая образность; его описания природы, изображения характеров и батальные сцены богаты сравнениями и метафорами. Вольфганг Казак.

За своё творчество был щедро награждён:

Читайте также: