Химич буйда краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

2 Тип урока: Получение новых знаний. Метод обучения: Проблемно - поисковый. Технология обучения: технология развития критического мышления через чтение и письмо Форма обучения: сочетание индивидуальной, групповой, коллективной работы.

3 Цели урока : Дополнить знания о писателе. Донести до учащихся смысл названия рассказа. Совершенствовать умение делать сопоставительный анализ двух художественных текстов. Развитие умения выражать и отстаивать свою точку зрения, а также развитие устной и письменной речи.

7 Знал Хочу знать Узнал

8 Юрий Васильевич Буйда Юрий Васильевич Буйда русский писатель. Родился в 1954 году в поселке Знаменск Калининградской области в семье служащих. Окончил Калининградский университет в 1982 году. Работал журналистом. C 1991 года проживает в Москве, и с этого же года публикуется как прозаик.. Дебют состоялся в 1991 году.

9 Буйда – это не псевдоним, это фамилия. Проза Буйды свободна. Он создаёт мир, где герои бедны, убоги, но у них есть сила духа. Буйда – представитель постмодернизма (Я читаю и вижу, что я вижу).

19 Ничего в жизни не происходит без причины. Азалия Харитоновна выбрала в супруги Сергея Сергеевича - значит, есть нечто, что их объединяет. Это и возраст, и уровень образования, и общие интересы: любовь к природе, художественная литература. Обоим присущи такие качества характера, как наблюдательность, мечтательность, склонность к уединению.

32 Юрий Николаевич Панцырев родился 31 августа 1950 года в городе Камешково Владимирской области.По окончании школы в 1967 году поступил в Ивановское художественное училище. С отличием закончил его в 1973 году и поступил в МГХИ им. Сурикова в Москве на факультет живописи.Учился в мастерской профессора Салахова Т.Т. На каникулы ежегодно ездил в Сибирь или Вологодские и Архангельские деревни. В 1976 году принимал участие в подготовке выставки А.Пластова и сблизился с его семьёй. По рекомендации Н.А.Пластова после окончания института был приглашён в Ульяновск. Участник более 70 крупных (зарубежных, всесоюзных, республиканских, зональных) и 20 персональных выставок. За участие в них неоднократно награждался дипломами и почётными грамотами Союза художников России и Министерства культуры. В 1996 году был награждён дипломом Академии художеств.

Урок по рассказу Юрия Васильевича Буйды предпочтительнее всего провести в 10-м классе после изучения творчества Антона Павловича Чехова. Во-первых, в памяти учащихся ещё свежи будут образы чеховских героев, во-вторых, учащиеся убедятся в актуальности проблем, поднятых Чеховым,

в-третьих, станет очевидной преемственность в современной литературе, а также её новаторский характер. Личностно ориентированная основа урока состояла в том, что был активизирован субъективный опыт учащихся, каждый ученик был поставлен в ситуацию выбора. Урок был выстроен исходя из проблем во взаимоотношениях детей, присущих данному классу.

Тема урока: Тема ответственности человека за свою судьбу

2) развить умение анализировать эпическое произведение (рассказ);

3) воспитывать навыки осмысления жизненных явлений, анализа

собственных поступков, стремление к познанию себя самого и смысла собственной жизни.

1. Вступительное слово учителя о Юрии Васильевиче Буйде.

Род. в пос. Знаменск Калининградской обл. в семье служащих. Окончил Калининградский ун-т (1982). Был членом КПСС (1977-90), избирался членом Калининградского обкома КПСС, кандидатом в члены бюро Калининградского обкома КПСС. Работал в калининградских газетах, пройдя путь от фотокорреспондента районнной до первого зам. главного редактора обл. парт. газеты (1975-91), обозревателем "Российской газеты" (с 1991), "НГ", ответств. секретарем журналов "Новое время", "Знамя" (1995-97), обозревателем газеты "Известия" (1997-98), сотрудником изд. дома "Коммерсантъ" (с 2000).

2. Беседа по содержанию рассказа

- Представьте, что вам сообщили: у вас будет новый учитель. Кого бы вы выбрали: Азалию Харитоновну или Сергея Сергеевича?

- Директор школы и ученики сделали выбор в пользу Азалии Харитоновны.

Чем привлекает окружающих Ази? (Индивидуальное задание: выяснить, каковы слабые стороны характера молодой учительницы)

(Азалию Харитоновну отличают открытость характера, способность сочувствовать, готовность признаться себе в ошибке, способность на глубокое чувство, внешняя привлекательность, решительность, энергия.

- Почему для всех их брак - сенсация?

3. Ничего в жизни не происходит без причины. Азалия Харитоновна выбрала в супруги Сергея Сергеевича, значит, их что-то объединяет.

3. Групповая работа

Задание: 1группа: выяснить, чем различаются персонажи;

2 группа: выяснить черты их сходства.

(Азалия Харитоновна и Сергей Сергеевич различаются внешне, типом темперамента, типом личности (он интраверт, она экстраверт), т.е. данными от природы особенностями. Объединяют же их возраст, уровень образования, общие интересы: любовь к природе, интерес к художественной литературе, такие качества характера, как наблюдательность, мечтательность, склонность к уединению).

4. Продолжение беседы по содержанию рассказа.

- Присуща ли героям рассказа такая черта, как решительность?

(Как правило, не сомневаясь в решительности Ази, школьники отказывают в этом качестве Химичу).

- Послушайте фрагмент рассказа - встреча героев на берегу озера (читают по ролям юноша и девушка) и прокомментируйте поведение Химича в данном эпизоде.

- Что рассказывает Ази матери, вернувшись домой поле встречи с Химичем?

- Почему о Химиче сложилось общее представление, как о человеке нерешительном?

Что произошло с Дмитрием Ионычем Старцевым в конце рассказа?

(Он деградировал, поддавшись влиянию среды).

- Можно ли утверждать, что Сергей Сергеевич повторил его судьбу?

(Это приём самозащиты, способ самосохранения, стена, которой он сознательно отгораживается от окружающих).

- Скажите, если бы перед вами снова встал вопрос о выборе учителя, сейчас, после анализа рассказа, изменился бы ваш ответ?

- Кто ещё, кроме Ази, узнал настоящего Сергея Сергеевича?

(И окружающих, и его самого).

- Удалось ли Сергею Сергеевичу в полной мере реализовать свои интеллектуальные, творческие и т.д. способности?

- В чём же состоит эта опасность?

(Их вторжение может разрушить созданный его воображением мир).

- Закончить урок хотелось бы ещё одной цитатой:

III. Технологические аспекты личностно ориентированной основы урока

(по И.С. Якиманской)

Приемы и формы организации учебной деятельности, применяемые на уроке

1. Актуализация субъектного опыта учащихся

- проблемные вопросы о принципах выстраивания отношений человека с окружающими его людьми

2. Создание на уроке ситуации выбора

- начальный этап урока, когда детям предложено было сделать выбор между двумя персонажами произведения

Юрий Буйда - Рассказы

Юрий Буйда - Рассказы краткое содержание

Рассказы - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Громадный угрюмый кирпичный дом-утюг высоко возносил свои черепичные скаты над пестрядиной толевых и шиферных крыш сарайчиков, в которых вздыхали коровы, похрюкивали свиньи и бесшумно росли овцы. Поздним летним вечером Митя Северин выбирался во двор, садился на принесенный с собою стул, упирался босыми пятками в землю и подносил к губам трубу. Он играл "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан", постепенно переплавляя мелодию во "Вниз по реке" или в битловское "Вчера". Время от времени он прикладывался к стоявшей под стулом бутылке и, выкурив маленькую папироску и смачно отхаркавшись, вновь брался за трубу. Играл он чудо как хорошо, поэтому ни доминошники в другом углу двора, ни жильцы дома, отходившие ко сну, на Митю не ругались. Из окна за ним наблюдала жена – цыганка Оля, сурового вида женщина с резкими чертами лица и копной крашеных волос на лошадиной голове. Когда в доме оставалось лишь одно освещенное окно, Оля спускалась во двор, брала стул в руку, мужа под руку – и уводила спать. Утром старуха дворничиха Кильманда убирала окурки и плевки, а бутылку сдавала в магазин Шурке.

Митя служил в пожарной команде, которая с утра до вечера спала или резалась в домино, а на пожары всегда опаздывала. В пожарные шли люди, обремененные семьями и державшие большое хозяйство, требовавшее времени. Митя же прирабатывал игрой в оркестре на похоронах да иногда на свадьбах. Сосед старик Яшин морщился: "Не люблю эти похоронные развлечения. Может, просто смерти боюсь?"

Митя ухмылялся: "Да не смерти ты боишься, а жизни. Живешь как жук, жуком и помрешь. А смерти нету – есть только похороны".

Яшин сердился: "Жук! А ты не жук? Или у тебя цель какая-нибудь такая есть?" – "Я в детстве бабке на иконе поклялся, – отвечал Северин, – ни за что никогда никакой цели не иметь. Чтоб жизнь меня не поймала".

Таких людей в городке называли "беспричинными" и не ставили ни во что. Зимой и летом они толкались у винного магазина, и в этих компаниях всегда торчал Митя.

В начале лета Тата Северина утонула в реке Лаве. Ее выловили у железнодорожного моста. Похоронив дочку, цыганка Оля надела поверх ситцевого халата норковую шубу, когда-то подаренную мужем, и ушла куда глаза глядят, оставив Митю в полупустой запущенной квартирке. Тем вечером он, как всегда, спустился со стулом, бутылкой и трубой во двор. Почему-то не игралось, и Митя, поразмыслив, отправился на реку. И только забравшись по грудь в воду, он ощутил подъем и разыгрался.

– Дочь погибла, жена ушла, а ты стоишь в реке, рыбами обосранный, и дудишь! – поругал его старик Яшин. – Что ты за человек!

– А я не человек, – хмуро возразил Митя. – Я, брат, игра.

– Одумайся да женись, Северин! И только не ищи какую-нибудь там раскрасавицу: тебе жена нужна, а не женщина.

Все лето он играл на реке неподалеку от старого шлюза. Городок сонно млел под луной, утонув по крыши в разливе лип и боярышника, под печальный напев Митиной трубы. На берегу собирались парни и девушки – они молча слушали Северина и угощали его вином, когда он выбирался из воды погреться у костра. Если его спрашивали, почему он тут играет, Митя отбуркивался: "Нипочему". Романтичные девушки намекали на смерть его дочери в реке: не отпевает ли он Тату? Северин смотрел на них с удивлением и лишь пожимал плечами.

В конце августа он исчез. Мужики с баграми обшарили дно у старого шлюза, где в последний раз видели Митю, но тела не нашли. Предположение о самоубийстве было отвергнуто с порога: с какой такой жизнью сводить счеты беспричинному человеку? Напился и утонул. Пожалел о нем разве что старик Яшин, который сказал:

"Жизнь состоит из нас, а любят – его, как мать – больного ребенка. И это важнее для матери, чем для ребенка". Но чего не услышишь от старых болтунов, которые в томительном ожидании смерти давно забыли, что такое любовь и жизнь…

ЖИВЕМ ВСЕГО ДВА РАЗА

– Простите, вы немец?

Андрей Фотограф обернулся.

Девушка спрыгнула с подножки вагона и поправила темно-каштановые волосы, с улыбкой глядя на рослого костлявого мужчину в черной широкополой шляпе, длинном черном плаще, с узким шарфом, щегольски обмахнутым вокруг шеи. Она была в ситцевом платье с кружевами, слегка пожелтевшими от долгой сундучной выдержки, в туфельках на высоких каблуках. На плечи наброшен легкий светлый плащ. В руках она держала новенькую дешевую сумочку.

– Последнего немца выслали из Восточной Пруссии два года назад, – растерянно сказал он. – Хотите, я вас сфотографирую… я фотограф…

– Стоянка поезда три минуты. – Она с улыбкой покачала головой. - Вы сумасшедший. И фотоаппарата у вас нету. Да и на немца вы не похожи, скорее – на цыгана.

– Это рядом. – Андрей попытался придать своему лицу умоляющее выражение, но сил не было даже на это.

Девушка по-прежнему улыбалась, но взгляд ее был серьезен.

– Это безумие, понимаете?

– Безумие, – согласился он. – Поезд стоит три минуты.

Он шагнул в сторону и наткнулся на этажерку, которую двое молодых людей в одинаковых крапчатых кепках с пуговкой собирались погрузить в вагон. Этажерка покачнулась – он неловко придержал ее рукой.

– Давайте я попробую угадать ваше имя, – предложил он. - Лотерея. Если угадаю, вы…

Она погрозила ему шелковым пальцем.

– Женя, – обреченно сказал он. – Евгения.

Она – уже без улыбки – смотрела на него.

Вот-вот должны были объявить отправление.

– Хорошо, – наконец сказала она. – Куда идти?

Он, разумеется, солгал: от вокзала до ателье было минут двадцать ходу. Они шли не торопясь, взявшись за руки, не обращая внимания на прохожих, удивленных такой фривольностью.

– Да вы не слушаете меня! – воскликнула вдруг она.

– Слушаю. Ваша мама юрист, отец погиб на фронте, вы насмерть поссорились с женихом и уехали из Саратова сюда, в Кёнигсберге у вас тетушка, вы везете ей в подарок шесть серебряных ложек и надеетесь с ее помощью устроиться на работу… Вас действительно зовут Женей?

– А как же еще! – У нее были мелкие голубоватые зубы. – Шесть ложек – подумать только!

В палисаднике перед фотоателье – это был серый двухэтажный домик под черепичной крышей – цвели алые и белые розы, за которыми ухаживала пожилая уборщица Кувалда, женщина одинокая, грубая, усатая, с огромными костлявыми кулаками. Она важно говорила, что однажды была влюблена, но история кончилась ничем. Пока Андрей обслуживал клиентов, она читала книги из его скромной библиотеки.

Боровская сельская взрослая библиотека

Боровская сельская взрослая библиотека

Боровская сельская взрослая библиотека запись закреплена

По рассказу Юрия Буйды "Химич". Давайте обратимся к эпиграфу: Мне ничего не надо, Я падаю в себя…

Читайте также: