Групповая нейропсихологическая диагностика в инклюзивной общеобразовательной школе

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Возможности нейропсихологической коррекции в работе с детьми с ОВЗ.

Нейропсихология детского возраста — наука о формировании мозговой организации психических процессов человека. Созданная в недрах школы А.Р. Лурия (Лурия, 1973; Лурия, Симерницкая, 1975; Смерницкая, 1978, 1985; Лурия, Цветкова, 1997; Цветкова, 2000; Корсакова, Микадзе, Балашова, 2001; Семенович, 1991, 1993; Семенович, Цыганок, 1995; Семенович, Архипов, 1997, 1998; Семенович, 2000, 2002, 2004, и др.), она возникла и развивается как самостоятельная психологическая дисциплина, ассимилировавшая методологические принципы нейробиологии, теории функциональных систем и эволюционной парадигмы.

Собственно когнитивные методы , чаще всего ориентированные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование тех или иных психических функций. Например, речи, слухоречевой памяти, счетных операций, письма и т.д;

Методы двигательной коррекции (танцы, гимнастика, цигун, у-шу, массаж, ЛФК и т.п.) и телесно-ориентированные психотехники , которые давно зарекомендовали себя как эффективный инструмент преодоления психологических проблем. Цель их внедрения — восстановление или формирование у человека контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения для улучшения психического самочувствия и взаимодействий с другими людьми.

нейропсихологическая диагностика и прогнозирование;

профилактика, коррекция и абилитация процессов развития в норме, субнорме, патологии и т.д.

Суть данного подхода заключается в аксиоме, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций (ВПФ) . Так как он является базальным для дальнейшего развития ВПФ, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне к таким психическим функциям, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.
Последующее включение когнитивной коррекции, также содержащей большое число телесно-ориентированных методов, должно происходить с учетом динамики индивидуальной или групповой работы.

Не всегда есть возможность оказать помощь ребёнку, привлечь к работе, например, дефектолога. Вся нагрузка ложится на обычных педагогов дошкольных учреждений – воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога – психолога.

Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии. Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности, речевом.

Методы 1-го уровня направлены прежде всего на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований головного мозга, что в конечном итоге создает основу для оптимального статуса подкорково-корковых интеграции, меж- и внутриполушарных взаимодействий и их динамических перестроек; 2-го — на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушарий; а 3-го уровня — на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга, что приводит в онтогенезе к закреплению контролирующей роли произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики, что, собственно, и является целью и результатом нормального онтогенеза.

1) нейропсихологический, традиционно связанный с неврологическим; ассимилирующий общепсихологические, дефектологические, логопедические и др. методы;

2) телесно-ориентированный в оправе иных видов и форм групповой и индивидуальной психотерапии; 3) немедикаментозная иммунопрофилактика и коррекция психосоматического дизонтогенеза (натуропатия, массаж, акупунктура, мануальная терапия, пальцевый цигун, детская йога и т.п.). Внедрение данного комплекса в широкую практику показало его эффективность как дифференциально-диагностического, профилактического, коррекционного и абилитационного инструмента.

Собственно нейропсихологическая стратегия и тактика этой программы реализована в методе замещающего онтогенеза (Семенович, Архипов, 1995; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, 2000, 2002, 2004; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова и др., 2001).
Метод замещающего онтогенеза (МЗО) — нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов (диагностака-профилактика-коррекция-абилитация-прогноз) психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического. Основная его цель— развитие мозгового (и шире — нейро-психосоматического) обеспечения психического онтогенеза. Механизмы воздействия МЗО идентичны базовым составляющим нормативного онтогенеза во всем многообразии его системно-динамических психологических возрастных перестроек.

Почему именно нейропсихология? Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.

Коррекция и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из актуальных проблем современной медицины, педагогики дефектологии и психологии. Данной категории детей в силу различных причин свойственны слабость замыкательной функции коры головного мозга и процессов активного внутреннего торможения, нарушение взаимодействий первой и второй сигнальной систем. У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность, и наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению. У большинства детей отмечается несформированность межполушарного взаимодействия от глубинных уровней и до мозолистого тела. Наличие данных характеристик способствует возникновению трудностей в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии.

Технология нейропсихологической коррекции связана с мозговой организацией психических процессов. Нейропсихологическая коррекция включает когнитивные и двигательные методы, которые применяются в комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния, а опирается на современное представление о закономерностях развития и строение мозговой организации ВПФ в онтогенезе. Формирование мозговой организации психических процессов происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу-вверх); от правого полушария к левому (справа - налево); от задних отделов мозга к передним. Все эти процессы возможны при условии потенциальной готовности определенных мозговых образований к его обеспечиванию , а также от востребования извне. Коррекция с применением нейропсихологических методов всегда должна начинаться с двигательных методов, так как закрепление телесных навыков предполагает извне таких психических функций, как эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции.

Эти методы являются базальными для развития ВПФ и создают базовые предпосылки для полноценного участия этих психических процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

В основу нейропсихологических методов легли научные данные А.Р. Лурия, А.В. Семенович, Л. С. Цветковой, Б.А.Архипова и других. Ведущим принципом коррекционно-развивающей работы с детьми является принцип замещающего онтогенеза. Основной принцип этого метода – соотнесение актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов.

Развитие высших психических функций .

Стабилизация межполушарного взаимодействия и повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов .

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

В последнее время среди учеников младших классов возрастает число детей с трудностями в обучении, обусловленными, в первую очередь, недостаточным уровнем их когнитивно-личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и задержкой психического развития (ОВЗ/ЗПР) на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.

Одним из наиболее продуктивных подходов к решению задач преодоления возникающих трудностей в обучении, профилактики отставаний в психическом развитии детей младшего школьного возраста является нейропсихологический подход. Базируется он на теории развития высших психических функций Выготского Л.С., теории системной динамической локализации высших психических функций Лурии А.Р. [6,7] и теории нейропсихологической реабилитации Цветковой Л.С. [9]

Нейропсихологическая коррекция - один из методов эффективной помощи детям для преодоления: снижения работоспособности, быстрой утомляемости, несформированности пространственных представлений, рассеянного внимания, ухудшения памяти, трудностей мышления, проблем самоконтроля в учебе.

Цель работы представить систему работы и создания условий для формирования познавательной и личностной сферы на коррекционно- развивающих занятиях с детьми ОВЗ/ЗПР.

Задачи:

  • провести теоретический анализ литературы по проблеме познавательной и личностной сферы на коррекционно- развивающих занятиях с детьми ОВЗ/ЗПР;
  • показать систему коррекционно-развивающей работы с нейропсихологическим подходом;
  • провести сравнительный анализ коррекционно-развивающей работы за 2020-2021 учебный год.

Основная часть

Деятельность в рамках данной программы психологического развития приводят к улучшению познавательной сферы (восприятия, сформированности мыслительных операций сравнения, установления закономерностей, внутреннего плана действия, вербально- смыслового анализа, рассуждающего мышления) и когнитивно- личностной сферы обучающихся (формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление отстаивать свое мнение, формирование положительной самооценки, повышение школьной мотивации, снижение уровня тревожности при ответах на уроках).

Введение нейропсихологического подхода значительно улучшило результаты коррекционно-развивающей работы, так как по результатам нейропсихологической диагностики нам становятся понятны причины школьных трудностей, скрытых в особенностях работы мозга конкретного ребенка.

Коррекционно-развивающая работа с ребенком включает в себя четыре основных этапа:

  • Диагностический этап
  • Установочный этап
  • Коррекционный этап
  • Этап оценки эффективности коррекционного воздействия.

Диагностический этап. Программа нейропсихологических занятий строится исходя из индивидуальных особенностей каждого ребёнка, опираясь на результаты нейропсихологического тестирования.

Диагностические данные используются не только для выбора коррекционных приемов, но и для оценки эффективности воздействия. В адаптированных программах (1-4 класс) специально выделено время (по два урока) для диагностики в начале обучения и конце.

Установочный этап. На данном этапе с ребенком устанавливается эмоциональный контакт, который помогает в коррекционной работе. Цель установочного этапа - снятие тревожности, повышение уверенности в возможности достижения позитивных изменений, создание у ребенка установки на коррекционную работу.

Коррекционный этап. На данном этапе осуществляется коррекционное воздействие в соответствии с проблемным полем, выявленным по результатам нейропсихологической диагностики и диагностики психических процессов Векслера.

Нейропсихологическая коррекция носит пролонгированный характер, максимальный эффект достигается спустя 6-7 месяцев после окончания психокоррекционного воздействия.

Практическая часть

Занятия с детьми ОВЗ проводятся в соответствии с расписанием. В первых, вторых и третьих классах проводятся индивидуальные занятия. Коррекция четвероклассников проводится малыми подгруппами.

В структуру нейропсихологического занятия входит:

  • Проработка первого блока- блока активации, тонуса и энергетики.
  • Упражнения, направленные на активизацию межполушарных взаимодействий, синхронизацию работы полушарий.
  • Упражнения, направленные на развитие произвольности, самоконтроля, снятие импульсивности, развитие навыка удержания программы.
  • Упражнения, направленные на развитие пространственных функций, формирование пространственных представлений.
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие психических процессов: памяти (образной, слуховой, долговременной), внимания, мышления, речи, воображения. Дополнительно в первых и вторых классах формирую навык чтения.
  • Рефлексия.

Ниже представлена таблица структуры нейропсихологического занятия (табл 1).

Таблица 1. Структура нейропсихологического занятия

Упражнения, направленные на активизацию межполушарных взаимодействий, синхронизацию работы полушарий

Упражнения, направленные на развитие произвольности, самоконтроля, снятие
импульсивности, развитие навыка удержания программы.

Упражнения, направленные на развитие пространственных функций, формирование пространственных представлений

Развитие мелкой моторики

Рисование по образцу и воображению. Мозайка, работа с мелкими деталями.

Развитие психических процессов: памяти (образной, слуховой, долговременной), внимания, мышления, речи

Для проведения нейропсихологических занятий разработан сборник игр и упражнений, направленный на развитие разных параметров. (Приложение 3)

По результатам первичной нейропсихологической диагностики (перед началом занятий в начале учебного года) выявлено 5 компонентов, с самыми высокими показателями не сформированности: 50% детей с несформированной серийной организацией движений, 62% с проблемами слухоречевого фактора, 58% с нарушениями слухового фактора, 58% с неразвитым межполушарным фактором. Самое большое количество детей с нарушениями пространственного фактора- 87%. Таким образом, упражнения для развития данных факторов я использую на каждом занятии.

График трудностей усвоения компонентов входящих в структуру нейропсихологической диагностики представлен ниже. (рис. 1)


Рис. 1. График трудностей усвоения компонентов, входящих в структуру нейропсихологической диагностики.

Вывод по результатам коррекционно-развивающей работы за текущий период (2019-2020 учебный год).

По результатам вторичной нейропсихологической диагностики (после проведения занятий в конце учебного года) можно сделать вывод, что улучшились параметры:

  • На 35% серийной организацией движений;
  • На 19% реципрокной координации движений;
  • На 35% графической пробы;
  • На 20% блока приема, переработки и хранения;
  • На 5% орального праксиса;
  • На 11% зрительного фактора;
  • На 10% слухоречевого;
  • На 13% слухового фактора;
  • На 47% пространственного фактора;
  • На 24% межполушарного фактора;
  • На 16% фактора программирования, регуляции и контроля произвольных действий.

Таким образом, по пяти параметрам произошли значительные улучшения показателей.

Заключение

Изложенные выше результаты были достигнуты благодаря использованию комплексного подхода к построению программы коррекции. Занятия сочетают в себе двигательные (телесно- ориентированные) и когнитивные приемы. Так же на эффективность работы влияет широкое использование игровых нейропсихологических методов, которые обеспечивают не только развивающее воздействие, но и снимают эмоциональное напряжение, снижают уровень неуверенности и негативное отношение к учебной деятельности.

Аннотация. Статья посвящена использованию нейропсихологического подхода при коррекции сложностей в обучении у детей с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий при комплексном взаимодействии специалистов.

В данное время прослеживается повышение количества обучающихся с особыми образовательными потребностями . При этом специфично , то, что данная тенденция прослеживается из числа обучающихся общеобразовательных учреждений . Конкретные медицинские освидетельствования , чаще всего не обнаруживают у этих детей жесткой патологии, а показывают вариант развития в пределах нижней границы нормы. Трудности в обучении носят системный характер и порой скорректировать их бывает очень сложно.

Инновационные способы исправления недостатков в развитии ребенка со сложностями в обучении делятся на два ключевых этапа . Первый - непосредственно когнитивные способы , больше в целом нацеленные на преодолевание проблем освоения школьных знаний ,

также развитие ВПФ. Например, целенаправленная работа в сфере слухо-речевой памяти, формирование счетных операций и т.д. Второй - методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы, которые зарекомендовали себя при работе со взрослой популяцией.

Они ориентированы , на осознание собственного тела, снятие мышечного тонуса , формирование навыков невербальнго общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии со сверстниками.

Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции и абилитации психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния

В данное время обширное распространение получает система инклюзивного образования. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в среду учащихся массовой школы несет гуманистическую направленность. Возможность общаться со здоровыми сверстниками для учащихся с ОВЗ, позволяет в дальнейшем учиться жить и действовать так, как это принято в окружающем мире, легче адаптироваться в жизни. Для здоровых же учащихся общение с такими детьми позволяет быть терпимее и доброжелательнее в отношении к ним. Т.о. включение в процесс интеграции предполагает, прежде всего, определенный коммуникативный уровень, возможность принятия другого, ощущение себя кем-то в группе/обществе, наличие друзей, сотрудничество, наличие прав, возможность рассчитывать на заботу группы/общества.
Инклюзия способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены. Это подход, при котором учитывается разнообразие учеников, при котором учебные планы и цели подстраиваются под их способности и потребности. Инклюзивный подход делает образование более индивидуализированным. Учитывая неоднородность контингента учащихся, в образовательном учреждении необходимо создать условия для обучения и воспитания детей с ОВЗ, создать систему комплексного, личностно-ориентированного психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Такая система предполагает обязательную комплексную помощь детям с трудностями в обучении и сопровождение учебного процесса специалистами различного профиля (психологом, логопедом, социальным педагогом, дефектологом),

В настоящее время широкое распространение получает система инклюзивного образования. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в среду учащихся массовой школы несет гуманистическую направленность. Возможность общаться со здоровыми сверстниками для учащихся с ОВЗ, позволяет в дальнейшем учиться жить и действовать так, как это принято в окружающем мире, легче адаптироваться в жизни. Для здоровых же учащихся общение с такими детьми позволяет быть терпимее и доброжелательнее в отношении к ним. Т.о. включение в процесс интеграции предполагает, прежде всего, определенный коммуникативный уровень, возможность принятия другого, ощущение себя кем-то в группе/обществе, наличие друзей, сотрудничество, наличие прав, возможность рассчитывать на заботу группы/общества.
Трудности психологической реабилитации и адаптации детей с нарушениями в психическом развитии в значительной степени обусловлены сложной структурой и степенью тяжести их дефекта, что проявляется в своеобразных особенностях их умственного и эмоционально-волевого развития. Поэтому своевременная психолого-педагогическая помощь им является одним из важнейших звеньев системы их реабилитации.

При исследовании различных психических функций у детей с отклоняющимся развитием выявлены особенности их психического развития. У детей данной категории отмечается недостаточность различных видов восприятия, выражены двигательные нарушения в сочетании с повышенной возбудимостью, двигательным беспокойством, драчливостью, импульсивностью, не способностью к игровой деятельности. Для них характерна моторная неловкость, слабое развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук, поэтому они с трудом овладевают навыками самообслуживания. Логическое мышление может быть даже более сохранным в сравнении с памятью, вниманием умственной работоспособностью. Внимание характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью. Несформированность некоторых знаний и недостаточность самоорганизации речевой деятельности влияет на процесс и результат мыслительной и игровой деятельности. У детей с отклонениями в развитии слабо формируется мотивация учебной деятельности.

Учитывая специфику группы, специалистами (педагогом-психологом, учителем-дефектологом, инструктором по физической культуре) при подготовке детей к школьному обучению используется нейропсихологический подход, который сегодня приобретает особую значимость и актуальность. Этот подход позволяет построить работу с такими детьми, исходя из их потенциальных возможностей, и наметить индивидуальную программу в развитии высших психических функций, создать базовую предпосылку для подготовки к школе.

Эффективность обучения детей с проблемами психического развития зависит от многих факторов и в том числе от раннего выявления дефектов. Для этого необходимо диагностическое обследование ВПФ у детей, которое позволяет описать причины и механизмы имеющихся нарушений, поставить функциональный или топический диагноз и указать пути восстановления несформированных или нарушенных функций.

Методика состоит из нескольких блоков, каждый из которых предназначен для обследования соответствующей языковой функции фонематического слуха; фонологической способности; словаря; фонематического строя речи (морфологии и синтаксиса). Блок подразделяется на разделы соответственно входящим в функцию звеньям. Звенья представлены базисными и небазисны­ми субфункциями. Базисные, в свою очередь, разделены на отно­ сящиеся к гностико-праксическому и символическому уровням мозга. Конкретные задания представлены в виде проб.

Большая часть проб, используемых в настоящей методике, является традиционной и совпадает с теми, которые применяют­ ся в различных системах нейропсихологической диагностики на­ рушений речевой и других ВПФ (А.Р. Лурия, И.М. Тонконогий, В.М. Шкловский, Т.Г. Визель, Е.П. Кок, В.Я. Репин, Е.Д. Хом ская и др.).

Современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе, данные о пластичности детского мозга и его больших резервных возможностях дают возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы в рамках нейропсихологического учения, опирающегося на системный подход

Работы В.М.Бехтерева, А.Л.Леонтьева, А.Р.Лурия, А.Н.Анохина доказали влияние сформированности тела на уровень развития высших психических функций и речи. Поэтому коррекционно - развивающая и формирующая работа в нашем детском саду направлена "снизу вверх" (от движения к мышлению), а не наоборот.

В связи с этим, на специальных занятиях, предусмотренных программами Семинович А.В., В.И. Лях , А.А. Потапчук специалисты центра комплексного сопровождения используют элементы нейропсихологических упражнений, учитывая индивидуально-типологические особенности детей. В коррекционно-развивающей и формирующей работе основной акцент делается на применение методов нейропсихологической коррекции. К ним относятся: растяжки, массаж, дыхательные, глазодвигательные, перекрёстные (реципрокные) упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, игры для развития координации движений и мелкой моторики рук, коммуникативной и когнитивной сферы, игры на релаксацию и визуализацию.

Использование данных методов при коррекции различных трудностей в обучении детей с отклонениями в развития позволило построить работу с ними, учитывая их индивидуальные особенности: состояние здоровья, физические показатели, особенности нервной системы, развитие и функционирование головного мозга.

С детьми, у которых был выявлен недостаточно сформированный подкорковый уровень, проводились упражнения на взаимодействие левой и правой части тела (кинезиологические и телесные).

Для активизации теменных зон мозга наиболее эффективным было использование массажа и самомассажа (ежедневно); пальчиковой гимнастики; игр с предметами, имеющими различную фактуру; лепка и рисование букв, цифр.

Для теменно-затылочной зоны использовались:

игры и упражнения на развитие зрительной рецепции: разрезные картинки, нелепицы, игры-лабиринты, зашумленные фигуры, перечеркнутые изображения;

игры и упражнения на освоение пространства: упражнения перед зеркалом, движения в различных зонах пространства, ходьба по ориентирам.

Для стимуляции височных зон в группе была создана гармоничная звуковая среда, что способствовало расширению слухового восприятия за счет использование природных, бытовых шумов, аудиокассет с записью голосов животных и птиц.

Большое значение для активизации лобных зон отводилось формированию программы действий (постановка целей и задач). Для этого учили детей выполнять задания по строго заданной инструкции (пошагово), работали над усвоением правил и норм поведения, развивали коммуникативную и эмоционально-волевую сферы, способствовали развитию обобщающей функции слов (закончи предложение, найди сходство и различие, подбери общее слово, задания на классификацию).

Эффективность нейропсихологического подхода при коррекции сложностей в обучении подтверждается результатами выходной диагностики: у детей не только повысился потенциальный энергетический уровень, но и расширился круг представлений о собственном теле, развились память, мышление, воображение, восприятие, произвольность (умение контролировать себя, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия), снизилось психомоторное напряжение.

Список литературы

Безруких М.М. Ступеньки к школе. М.:Дрофа, 2000.

Пуляевская О.В. Дифференцированный подход в подготовке детей к школьному обучению. Иркутск, 2003.

Сиротюк Л.А. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни. М.,1989.

Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2000.

Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. М., 2003.

Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель .- М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384,(16)с.- (Высшая школа)

Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2005. — 319 с.

Читайте также: