Гроссман сикстинская мадонна краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Цель: знакомство с эссе как жанром литературного произведения.

Задачи: узнавание эссе, видение его особенностей и отличий от других сопутствующих жанров; анализ образцов.

Урок начинается с объявления темы, трактовки эпиграфа (в это время они высвечиваются на экране). Далее учитель просит сформулировать цели урока, которые каждый из учащихся ставит для себя на урок (кадры Презентации 1, 2).

После этого начинается знакомство с планом урока (кадр 3):

О жизни его известно мало. Сын небольшого, но добросовестного художника, в 11 лет остался сиротой, был опекай женой герцога Урбинского Елизаветой Гонзага, учился у знаменитого художника Пьетро Перуджино, в 21 год приехал во Флоренцию, через 4 года вызван папой в Рим. Охотно и даже жадно помогал всем, кто нуждался в его помощи. Умер в 37 лет, умер неожиданно, после недолгой болезни, в день своего рождения.

  • бессмертие;
  • история личная и история картины;
  • толпа у картины со времени её появления;
  • тайна материнской любви;
  • семь цветов спектра плюс восьмой, неизвестный глазу;
  • Сикстинская капелла и Треблинская газовня;
  • коллективизация;
  • 1937 год;
  • Гитлер;
  • Сталин;
  • Человеческое в человеке. Не дать ему погибнуть!

Примерный план (кадр 12) (учащиеся дома составляли план произведения)

1. Встреча с бессмертием.

а) желание видеть картины великих мастеров;
б) тайна материнской любви; особенности картины Рафаэля.

2. Сикстинская мадонна в годы суровых испытаний:

Потом вместе с учащимися отмечают особенности этого жанра (кадр 13): небольшой объём, конкретная тема и её неожиданное раскрытие, близость к письму, разговорные интонагцш, свободная композиция. Итак, перед вами не что иное, как эссе (кадр 14)

Обращается внимание на подчёркнутые ключевые слова. Где же требуются нам подобные произведения?

– во-первых, на ЕГЭ (русский язык, литература, обществознание, иностранный язык)
– во-вторых, при приёме на работу вместе с резюме требуется написать эссе о себе
– для поездки за границу от какой-либо организации и т.д.

Продолжается работа с текстом. Учитель просит найти образные афористические выражения в тексте Гроссмана и доказать мысль, заявленную в кадре 15:

– Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо.
– Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, установкой на разговорную интонацию.

После этого учащимся предлагается небольшая практическая работа-обобщение (кадры 19-22)

  • Философские
  • Исторические
  • Религиозные
  • Критические
  • Литературоведческие
  • Автобиографические
  • Искусство
  • Спорт и другие
  • Моральная проповедь
  • Статья
  • Дневник
  • Рассказ
  • Исповедь
  • Речь
  • Очерк
  • Письмо
  • Слово

Итак, для автора эссе главное – личное постижение мира и отношение к нему (кадр 23)

Для этого он находит многочисленные примеры, проводит параллели, подбирает аналогии, использует всевозможные ассоциативные уподобления. Художественные средства: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения.

В качестве контроля знаний предлагается тестирование

1. В переводе на русский язык эссе – это:

2. Философия, политика, критика, мораль, эстетика, идеология – это . эссе.

3. Характерными чертами любого эссе являются.

а) исследование истории вопроса
б) актуализация темы или проблемы
в) размышления о будущем
г) наличие экспрессивно-эмоциональных оценок

4. Ведущая роль в произведениях этого жанра принадлежит:

а) личности автора
б) критике известных научных фактов
в) научному факту

5. Структура эссе подразумевает:

а) строгую композицию
б) свободную композицию
в) разрозненные ответы на заданные вопросы.

Ответы выносятся на доску: 1 – 6; 2 – в; 3 – б, г; 4 – а; 5 – 6. Проверка, ответы на возникшие вопросы.

Какие ассоциации вызывает слово страна? (кадр 26) Анализ миниатюр, написанных до урока.

Это что-то величественное, огромное. Это место, где проживают люди определённой национальности.
– Ну, конечно же, Россия! Наша мощная держава. Думаю, каждый гражданин под этим словом подразумевает свою Родину.
– Территория, занимающая много места.
– Когда я слышу это слово, то мне на ум приходит Япония с её многочисленными изобретениями в области вычислительной техники.
– Когда я слышу слово страна, то вспоминаю футбольный матч между Россией и Англией. Наши проигрывали, но смогли вырвать победу, и попали на чемпионат Европы-2008. Я горжусь своей страной.

Обратимся к произведению Людмилы Петрушевской с таким же названием (кадры 27, 28).

– Почему такое название? Похоже ли на эссе? Форма – рассказ (Нет имён, обобщение, странное название, малый объём, позиция рассказчика)

Ваши ассоциации со словом мама (кадры 29,30) Анализ миниатюр, написанных заранее.

  • Любимый человек, который всегда поймёт и поддержит. Учит нас жизни, наставляет на верный путь.
  • Человек, который дарит жизнь новым людям.
  • Это самое главное слово на Земле.
  • Родная, близкая, милая, нежная, единственная, любимая.
  • Наш защитник, который всегда готов подставить своё плечо.
  • Женщина, которая растит, воспитывает своих детей, помогает им устроить своё будущее.

– Сколько поколений здесь показано? Какое дополнительное значение получает это слово в рассказе?

(Мама – это связь времён, связь между поколениями, связь с давно ушедшими предками).

– Можно ли назвать эти произведения эссе? Почему? Сделайте вывод.

Так вот постепенно в течение урока мы с вами проделали путь от Сикстинской мадонны до сегодняшнего дня, проследили развитие такого необычного и интересного, актуального в настоящее время жанра. Работа по написанию эссе у нас впереди. Вы будете это делать не только на уроках, консультациях, но, я уверена, что и в дальнейшей жизни к этому жанру обратитесь не раз.
А напоследок мне хочется, чтоб вы ещё раз вернулись к мудрым словам, которые слышали на одном из уроков литературы. Выберите, пожалуйста, те из них, которые созвучны сегодняшнему разговору (кадр 31).

От великого до смешного –
Один шаг.
От великого до низкого –
Одна ступень.
От счастья до бедствия –
Один скачок.
От человека до скота –
Один грех.
От зла до добра –
Одно желание.
От времени до вечности – одна жизнь.

От времени до вечности – одна жизнь. Помните об этом! Творите добро и будьте счастливы!

Смотрим

Библейский сюжет. Даниэль Дефо. Робинзон Крузо

Библейский сюжет. Михаил Шварцман. Вестник

Библейский сюжет. Сигрид Унсет. Кристин, дочь Лавранса

Библейский сюжет. Сигрид Унсет. Кристин, дочь Лавранса

Библейский сюжет. Гилберт Кит Честертон. Тайна отца Брауна

Библейский сюжет. Гилберт Кит Честертон. Тайна отца Брауна

Библейский сюжет. Михаил Швейцер

Библейский сюжет. Михаил Швейцер "Маленькие трагедии"

Библейский сюжет. Мария Петровых

Библейский сюжет. Мария Петровых "Ни холоден, ни горяч"

Библейский сюжет. Вячеслав Иванов

Библейский сюжет. Комитас

Выпуски передач

Вести-Москва. Эфир от 24.02.2022 (21:05)

60 минут. Путин призвал украинских военных не исполнять преступных приказов. Эфир от 24.02.2022 (17:20)

Путин призвал украинских военных не исполнять преступных приказов. Эфир от 24.02.2022 (17:20)

Библейский сюжет Василий Гроссман Сикстинская мадонна смотрите на ТВ

поднялся на второй этаж и подошел к Сикстинской Мадонне. При первом взгляде на картину сразу становится очевидно: она бессмертна.

Я понял, что до того, как увидел Сикстинскую Мадонну, легкомысленно пользовался ужасным по мощи словом - бессмертие.

Мы надеемся что после просмотра фильма Библейский сюжет Василий Гроссман Сикстинская мадонна у Вас остались положительные впечатления, поэтому оставьте пожалуста свой отзыв другим посетителям, которые это фильм еще не видели.



Пятница



СТС



ТНТ



СТС




Гвидо Рени. Масло, холст. (Италия. Начало 1600-х годов. Дрезденская картинная галерея. Германия)

К этой главе, которую можно считать кульминационной, ведет несколько идейных и сюжетных линий романа, каждая из которых так или иначе разрешается после встречи героя-повествователя с знаменитой картиной Рафаэля в Дрезденской галерее.

Образ жницы (у М. Пришвина — жнеи (устар.)) — знак эпохи, которая ищет свои корни в народной культуре. Модернистские женские образы — роковые, демонические женщины или утонченные неземные красавицы — сменяются крепко стоящими босыми ногами на плодоносящей земле крестьянками, которые собирают урожай и кормят грудью младенцев. Кормящая ребенка жнея (жница) — популярный образ в русской живописи конца ХIХ–ХХ вв. (см. К. Маковский, З. Серебрякова, В. Пакулин, К. Малевич и др.).

Автобиографическая повесть Волынского сильна не художественной стороной (в документальном произведении художественный образ уступает место факту), не уникальностью индивидуального стиля, не искусствоведческим анализом картины Рафаэля, а документальными свидетельствами, фактами истории, которые продолжают творить миф о Сикстинской мадонне, ее судьбе, необъяснимой связи с русской культурой, русскими людьми и их судьбами.





Как и Вересаев свой рассказ, Гроссман делит очерк на две части: 1) в музее перед картиной и 2) размышления на улице.

Очерк Гроссмана написан патетическим тоном — в этой патетике скрыта сильная эмоция, крик или даже плач души. Эмоциональность очерка формируется, прежде всего, в синтаксисе: фраза лаконична, эллиптична; текст порублен на короткие абзацы; использованы единоначатия, как в поэтическом тексте.

После открытия границ в 1990-е годы россияне снова приезжают в Дрезденскую галерею. Знают ли современные поколения туристов о русской судьбе этой рафаэлевой мадонны, о её значении для русской культуры?

Данный материал с добавлениями Минераловой И.Г. и в соавторстве вышел в книге: "Художественная словесность: теория, методология исследования, история. Коллективная монография, посвященная 70-летнему юбилею доктора филологических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ Юрия Ивановича Минералова. М., 2018. С.163–192.

Читайте также: