Гражданин кейн краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

"Гражданин Кейн" - особенное кино. Зрителю оно может не понравиться, а может привести в восторг, но в любом случае оно повлияло на развитие кинематографа в целом. Сам принцип флешбеков - перемещения по ходу сюжета во времени - появился в большом кино именно с "Кейна", до 1941-го года сюжетная линия развивалась линейно. Также исключительным ходом было начать и закончить фильм одним и тем же кадром - детскими санками, на которых главный герой катался в детстве и которые пролежали в чулане до самой его смерти. На Родине "Кейна" безмерно уважают за привычные сейчас, но совершенно новаторские 72 года назад вещи.

Одним из проявлений уважения является признание лучшим фильмом XX века - можете сами представить, сколько американских блокбастеров "Кейн" оставил позади. А на стыке веков в Голливуде был снят художественный фильм про создание "Кейна". Не убогий "фильм про фильм", которые штампуют направо и налево, а полнометражное кино с бюджетом в 12 миллионов долларов и Джоном Малковичем, Мелани Гриффит в ролях.


Особенность "Кейна" еще и в том, что он дал старт огромному количеству успешных карьер. Режиссёру Орсону Уэллсу на момент выхода картины было 25 - для такой профессии это просто детский возраст. Актёры - Агнес Мурхед, Джозеф Коттен, тот же Орсон Уэллс - также дебютировали на своём поприще с этой картины. А оператор (много вы знаете операторов со страницей в российской Википедии?) Грегг Толанд творил и раньше - но после этого фильма стал полноценной суперзвездой своей профессии.

"Только один человек в мире решает, что мне делать. Это я сам"

Если сам фильм "Гражданин Кейн" повлиял на развитие кино, то описываемые в нём события формировали журналистику. Перед последним словом хотел написать "современную", "привычную" - но, пожалуй, это лишнее. До господ Уильяма Херста (прототип Кейна), Джозефа Пулитцера и лютой, изматывающей конкуренции между ними журналистики в привычном нам понимании просто не существовало. Была грязная работа в стиле "съезди - выслушай - запиши - перепечатай". Газеты читала только элита, в них механически копировались слова очевидцев и участников событий, и журналисты формировали общественное мнение примерно так же, как его сейчас формируют диктофоны.


Так было, пока не появился человек, который изменил все. Это даже не маниболл с Питтом - Кейн-Хёрст реально разрушил все старые устои и заменил их на новые. Чрезвычайно богатый и влиятельный человек, он решил тратить все свои силы и ресурсы на заштатную газетёнку, отобранную за долги. Получилось не сразу - миллион долларов убытка за первый год - но единственная реакция на это была: "если терять по миллиону в год, я буду вынужден закрыться только через 60 лет".

" - Желание и необходимость - разные вещи.


Неизвестно, родился Кейн таким или стал после всех успехов, но в фильме он показан невероятно властным и зацикленным на определённых вещах. Произвдения искусства - картины, скульптуры за многие сотни тысяч долларов - он скупает, словно поленья на зиму. Примерно так же - как к красивой игрушке - он относится и к своей супруге, заставляя её петь в операх, несмотря на отсутствие таланта. А после провалов и свиста со стороны публики он не утешает жену, а говорит, что она его опозорила.

Медиаимперия, созданная Кейном, дарует ему огромную власть. Он баллотируется в мэры Нью-Йорка (сорвалось в последний момент) и до последних дней жизни показывает читателям ту правду, которую сам хочет видеть. Про жену Кейна его газеты, понятное дело, не пишут ни одного плохого слова. Интересно, что фильму пришлось в этом плане пересечься с реальностью: во время съёмок фильма Уильям Хёрст (которому было уже за 75) приложил все усилия, чтобы не допустить "Кейна" к показу. Не получилось - потерял, видимо, магнат былую хватку - но ни одна газета, принадлежащая Хёрсту, так и не написала про этот фильм ни слова.

" - Ты не можешь так поступить со мной.

- Понимаю. Это ты так можешь поступать со мной, но никак не я!"


Среди минусов фильма можно назвать старомодность. Эта классическая неспешность, присущая фильмам 40-50-70-летней давности, в наши дни немного напрягает. "Проект 281" никто и никогда не внесёт в число лучших фильмов в истории (хотя свой Золотой Глобус он всё-таки получил), но он приковывает к экрану на все 80 минут просмотра. И, конечно, в фильме слишком много лирики. Кейн - прототип успешного магната, а не какого-нибудь Казановы. А значит, интереснее было бы увидеть его методы руководства газетой, а никак не отношения с жёнами.

И для полноты картины советую посмотреть "Проект 281". Фильм, хоть и появился на экрнанах через 58 лет после "Кейна", был снят явно как дополнение к классике. Из него можно понять, что "розовый бутон" - якобы последние слова Кейна - не были названием детских санок, а прямо и довольно гнусно оскорбляли его супругу. Что власть Хёрста даже в глубокой старости была настолько грандиозна, что он мог шантажировать фактически весь Голливуд - и Орсон Уэллс выиграл эту борьбу во многом случайно. И что сам Орсон Уэллс при съёмках сделал несколько ходов, ставших новаторскими. Фильм динамичный, интересный и достаточно познавательный.

citizen kane гражданин кейн кино великая депрессия классика отвратительные мужики

Что связывает Уэллса с магией вуду

citizen kane гражданин кейн кино великая депрессия классика отвратительные мужики

В 1915-ом году в небольшом портовом городке Кеноша, затаившемся близ Чикаго, на свет появился Джордж Орсон Уэллс. Его отец был далеко не самым удачливым изобретателем, а мать – пианисткой. Но ввиду того, что в 1919-ом они разошлись, раннее детство Орсон провел в компании матери. Именно с ее легкой руки, будучи еще совсем маленьким, он пристрастился к творчеству Шекспира. К 5 годам у него уже было личное собрание сочинений великого англичанина. Также он увлекался живописью, играл на рояле, скрипке и даже давал небольшие концерты. Но в 1923-ем мать Уэллса скончалась, забрав вместе с собой его увлечение музыкой, но не любовь к Шекспиру, которая расцвела много лет спустя.

Отец Орсона, забросивший изобретательскую деятельность и пристрастившийся к алкоголю, проследовал за женой в 1930-ом. Так в возрасте 15-ти лет будущий актер и режиссер оказался на попечении у Морриса Берстайна, близкого друга его родителей. В действительности же он остался совсем один, лишенный крепкого родительского плеча и вынужденный полагаться исключительно на собственные силы.

citizen kane гражданин кейн кино великая депрессия классика отвратительные мужики

Нельзя сказать, что вся последующая жизнь Уэллса была невыносимой, но на нее выдалось множество неприятностей: изгнание из Голливуда по причине развода с Ритой Хейворт, вынужденная миграция в Европу и безуспешные поиски финансирования. Но Уэллс был настоящим стоиком и бойцом, не опустившим руки даже после всего вылитого на него дерьма. Он прекрасно осознавал свое превосходство над окружающими и нисколько не боялся выставлять его на показ.

citizen kane гражданин кейн кино великая депрессия классика отвратительные мужики

Первая четверть прошлого столетия выдалась для Соединенных Штатов крайне удачной. За эти годы ее промышленность и экономика совершили внушительный рывок вперед. В первую очередь благодаря повсеместному внедрению новых технологий и удаленности от событий Первой мировой. Так, в период с 1917-го по 1927-ой год национальный доход США вырос почти в 3 раза. Благосостояние простых людей росло, а вместе с ним и вера в светлое будущее.

citizen kane гражданин кейн кино великая депрессия классика отвратительные мужики

К началу тридцатых число безработных превышало 15 миллионов человек (и это не считая жен, детей и недееспособных стариков, повисших на их шеях) при общем населении в 120 миллионов. Кто-то из числа этих несчастных изо дня в день околачивал пороги близлежащих предприятий, кто-то беспробудно пил, а кто-то путешествовал по стране, за копейки помогая чужим хозяйствам. Но в лучшем случае это позволяло им и их семьям не умереть с голоду.

citizen kane гражданин кейн кино великая депрессия классика отвратительные мужики

Некоторые умудрялись отчаяться до такой степени, что отправлялись в Советский Союз, который всегда страдал от нехватки рабочих рук, но никак не от нехватки заоблачных амбиций. Более того, тридцатые являются единственным периодом в истории, когда отток населения из Соединенных Штатов, заслуженно именуемых страной иммигрантов, превысил его приток.

Богатые тоже плачут

citizen kane гражданин кейн кино великая депрессия классика отвратительные мужики

История Чарльза Кейна начинается с того, что в совсем юном возрасте его отдают на попечение банку, в прямом смысле этого слова. Дело в том, что в один прекрасный день его мать становится сказочно богатой. И дабы на это богатство не наложил руки ее бестолковый муж, она расстается с сыном, попутно переписывая на него весь свой капитал. Банк, в свою очередь, заинтересован в благополучии Чарльза исключительно потому, что именно в его закромах таятся деньги юного миллионера. В определенном смысле Кейн, как и Уэллс когда-то, остается один на один с жизнью.

А ведь в этом сумасбродном, на первый взгляд, интересе к прессе кроется вся суть личности Кейна. Это — строптивый, самоуверенный и отчаянно пытающийся ухватиться за предназначенное ему счастье человек. Ради собственной выгоды он готов пойти на что угодно, даже развязывание двух мировых войн не кажется ему перебором. Что уж говорить о более мелких прихотях, на которых и акцентирует внимание Уэллс.

Честно говоря, при всей пристойности сценария, написанного Уэллсом в соавторстве со страдавшим от алкоголической зависимости Манкевичем, история кажется чрезвычайно знакомой. По сути, это очередная интерпретация поисков счастья человеком, обремененным умом и богатством. С предсказуемыми взлетами и падениями, равно как и вытекающим из них финалом. Так или иначе, все это мы уже видели и далеко не раз.

citizen kane гражданин кейн кино великая депрессия классика отвратительные мужики

Благодаря снижению темпа, игра актеров перестает походить на шумный балаган, а Кейн (в исполнении Уэллса) начинает обретать в меру яркие черты, оставляя в итоге глубокое впечатление. Хотя проникнуться его бедами в полном объеме довольно сложно, и виновата в этом их упомянутая вторичность. Зато постановка некоторых сцен и изобретательность операторской работы приятно удивляют даже сегодня, особенно если не выпускать из памяти нависшие над ними годы.

Нужно ли смотреть это сейчас

Orson 1

Орсон Уэллс

William Randolph Hearst cph 3a49373.jpg

Уильям Рэндольф Херст

Херст поднял статус профессии журналиста с безвестного сборщика информации до авторитетной фигуры и влиятельного лица. Он первым начал давать журналистам карт-бланш в выборе тем и ввёл тематические рубрики. Таким образом, нынешние газетные обозреватели, ведущие свою колонку, были его изобретением.

В 1903 Уильям Херст женился на Миллисент Веронике Уилсон(1882—1974). У них было пять сыновей: Джордж Рэндольф Херст (1904—1972), Уильям Рэндольф Херст-младший (1908—1993), Джон Рэндольф Херст (1910—1958), близнецы Рэндольф Апперсон Херст (1915—2000) и Дэвид Уитмор Херст (1915—1986).


Миллисент Уилсон

С 1917 по 1951 год у Херста была любовная связь с актрисой Мэрион Дэвис. У них была общая дочь Патрисия Лейк, которую всегда представляли как племянницу Мэрион Дэвис

Citizen Kane (1941) – AUTICULTURE

Gather Ye Rosebuds:

Особое значение в фильме имеет сам замок Кейна Ксанаду, прототипом которого послужила пышная резиденция Хёрста в Калифорнии.

Считается, что Херст, будучи 10-тилетним мальчиком пyтешествовал с матерью по Европе, что сформировало его вкус. Херст-касл квинтэссенция роскоши всех европейских музеев.

Hearst Castle - A Museum Like No Other - California Beaches

You Can Finally Swim in the Hearst Castle Pools | Architectural Digest

Hearst Castle | San Simeon | United States | California | AFAR

An Inside Look at Hearst Castle | Departures

Hearst Castle in San Simeon, California - Unusual Places

Hearst Castle Interior | Hearst Castle Doge

В фильме журналист Томпсон получает задание выяснить, почему Кейн произнёс перед смертью это загадочное слово: розовый бутон. Так начинается странствие корреспондента и встречи с людьми, которые когда-либо встречались с Кейном.

21_27



По ходу развития сюжета зрителям показывают, как постепенно Кейн богатеет, преуспевает, но и черствеет, теряет друзей и теряет себя.

1_47_12

Любовь к Сьюзен быстро перерастает в гордыню, эгоизм и самообман: магнат сначала дарит ей мир театра и пения, но не хочет принять отсутствие у неё таланта. Когда даже сама простушка Сьюзен понимает позор и отказывается от попыток оперного пения, Кейн в тупом упорстве и амбициях теряет и любовь, и жену, как когда-то потерял друга и любимую профессию. Сьюзен самоотверженно старается помочь мужу вновь обрести себя, выбраться из пут властолюбия, эгоизма, жадности, но терпит поражение и покидает мрачный пустынный замок.

Welles Week: Five Shots from CITIZEN KANE (1941) – Madison Film Forum

1_32_53

Citizen Kane (1941) | Citizen kane, Italian neorealism, Citizen

При этом фильм не принёс большого зрительского успеха во многом из-за антирекламной кампании Хёрста. Так как крупные кинотеатры и сети его не демонстрировали, то первоначально фильм потерпел финансовый крах и стал прибыльным лишь после серии повторных прокатов.

«Срывайте розы поскорей,

Подвластно всё старенью,

Цветы, что ныне всех милей,

Содержание

Сюжет



Журналист Томпсон (Уильям Олланд) получает задание выяснить, почему Кейн произнёс перед смертью это загадочное слово — так начинается странствие корреспондента по местам и встречи с людьми, которые когда-либо знали Кейна.

Первый человек — Сьюзен Александер (Дороти Комингор), вторая жена Кейна, поначалу отказывается говорить с Томпсоном. Затем журналист знакомится с дневником банкира Уолтера Паркса Тэтчера (Джордж Кулурис) в мемориальной библиотеке последнего. В первом за фильм флешбеке зритель узнаёт о случае из детства Кейна, когда он был отдан на воспитание Тэтчеру, после того, как неожиданно стал богат.

В ролях





    Чарльз Фостер КейнДж. Е. Д. Лиландмистер Бернстин
  • Дороти Комингор — Сьюзан Александер Кейн
  • Джордж Кулурис — Уолтер Паркс ТэтчерЭмили Монро Нортон Кейн
  • Уильям Алланд — Джерри ТомпсонДжеймс ГеттисМэри Кейн
  • Эрскин Сэнфорд — Герберт КартерРэймонд

Значение

История создания

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 3 августа 2012.



Особое значение в фильме имеет сам замок Кейна Ксанаду, прототипом которого послужила пышная резиденция Хёрста в Калифорнии.

Награды и номинации

Примечания

Ссылки

Сердца эпохи (1934) • Слишком много Джонсонов (1938) • Гражданин Кейн (1941) • Великолепные Эмберсоны (1942) • Чужестранец (1946) • Леди из Шанхая (1947) • Макбет (1948) • Отелло (1952) • Мистер Аркадин (1955) • Печать зла (1958) • Процесс (1963) • Фальстаф (1965) • Бессмертная история (1968) • Ф как Фальшивка (1975)

Читайте также: