Гранин искатели краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

С творчеством Даниила Гранина я познакомился по книге “Эта странная жизнь”. Книга несомненно произвела на меня впечатление и я рекомендую ее всем, кто хоть раз сталкивался с проблемой нехватки времени.

“Искатели” – книга о советских ученых 50-х годов. Об их деятельности для движения советской электроэнергетики вперед.

Но это фон. На самом деле книга очень ярко показывает противостояние старых консервативных порядков всему новому, более совершенному.
Так происходит борьба между Тонковым, и молодым ученым Лобановым, который разрабатывает новый прибор определения повреждений в электросетях – локатор. Рассказ о том, что мало изобрести прибор, нужно еще неимоверное количество усилий , чтобы протолкнуть его в жизнь, через огромную преграду бюрократических проволочек, консервативных начальников, “доброжелателей” и завистников. Книга хорошо читается в довесок к ТРИЗ или ТРТЛ Альтшуллера. (Теория Решения Изобретательских Задач, Теория Развития Творческой Личности )
Книга читается довольно легко и увлекательно, особенно она понравится тем, кто в своей деятельности разрабатывает что-то новое, он несомненно найдет в этой книге все нюансы это процесса.
Несмотря на старость книги (написана книга в 1951-54 годах, опубликована в 70-х) и отношение к советскому периоду, книга остается актуальной для всех, кто работает в научно-техническом прогрессе.

Рекомендую книг всем тем, кто когда-то хоть что-то пытался сделать новое.

Позволю себе процитировать понравившиеся моменты в книге.

Всем разработчикам НОВОГО посвящается

Макет сделан, как со вкусом выражается Новиков, “на соплях”.
Прикручено, наляпано, бросовые детали – все кое-как, лишь бы держалось.
Болтается изоляция, торчат концы проводов, детали соскакивают, – этот
обнаженный дрожащий уродец и есть, оказывается, воплощение твоей мечты.
Такой ли она тебе представлялась?
И в довершение всего макет не работает. Говорят, что не было еще
макета, который бы сразу заработал. У него слишком много для этого
возможностей, и он жадно использует каждую. Кажется, устранены все причины,
но он бездействует
………
Наконец, когда перепробованы все сложные теоретические догадки,
обнаруживается виновник – это всего-навсего волосная проволочка. В укромном
местечке она незаметно касалась корпуса, а ты в это время рылся в физических
справочниках!
Волосок убран – и макет заработал.
……..
Макет живет! Он дышит живым теплом,
светятся лампы, тихонько гудят дросселя, движутся стрелки, на экране
переливаются зеленые импульсы. Какая-то таинственная, самостоятельная жизнь
теплится в глубине связанных мыслью деталей.
Гордый, сияющий, ты приглашаешь начальство.
Существует непонятная, роковая, но совершенно железная закономерность –
с приходом начальства макет немедленно перестает работать. Он ведет себя
так, как будто он вообще никогда не работал. Это явление имеет даже
специальное название – “визит-эффект”. Начальству это хорошо известно, вас
утешают: “Там, где кончается неудачный опыт, часто начинается открытие”.

……

Когда ты остаешься один,
тебя охватывает страстное желание растоптать всю эту мертвую кучу мусора.
Новиков трясет прибор, дует на него, щелкает по лампам. Ничего не помогает.
Проходит час, другой, последние попытки кончились, все сидят, понурив
голову, пришибленные, не в силах уже ничего понять. Саша вспоминает, что,
когда макет работал, было пасмурно, а сегодня солнечный, жаркий день. Это
нелепо, бессмысленно, но все, стыдясь друг друга, все-таки завешивают окно.
Ты тупо смотришь, как Саша приносит ту же табуретку, на которой он сидел
вчера, включая прибор, хотя ни табуретка, ни солнце не могут играть тут
никакой роли и все это смахивает на какое-то шаманство, мистику и никакого
отношения к науке не имеет.

…….

Через два дня выясняется причина – редчайшая, уникальная, как хором
заявляют все специалисты, – провисла нить в лампе. Эта нить нигде и никогда
не провисала, кроме как в твоей лампе. Это даже очень интересно узнать,
почему она провисла, рассуждают специалисты. Но тебе наплевать и на нить и
на ихние интересы. Макет работает.

Всем увлеченным людям посвящается

Раскрыв папку, он стал небрежно перелистывать рукопись, Почерк-то,
почерк! Как будто этого Лобанова лихорадка трясла. Схемы какие-то кривые,
уже по внешнему виду можно представить, что это за работа. А самоуверенности
– “локатор дает принципиально новое решение…”. Бред! Так и знал. Откуда
взялась такая точность? Собачий бред!
…….
Вошла жена, покачала головой:
– Ты еще не переоделся. Сейчас придут гости. Анна Мироновна с Зиночкой.
Дмитрий Алексеевич облегченно захлопнул папку. Потапенко, пожалуй,
прав, Лобанов затащит в такую историю, стыда не оберешься. Симпати-ичный.
Фантазер он!
– Все. Капут! – весело сказал он. Потрогал щеки, не надо ли бриться.
Сойдет! – Я как раз хотел с Анной Мироновной посоветоваться насчет своего
ревматизма. Ты иди, я сейчас.
Он стал расшнуровывать ботинки. Однако странно, откуда взялась эта
формула?
…….
Он подошел к столу, не садясь, перелистал рукопись, нашел непонятную
формулу.
Жена застала Дмитрия Алексеевича у стола. Он стоял без пиджака, в
носках, одной рукой перелистывая рукопись, а другой держа ботинок.
– Митя, – торопливо сказала она, – Анна Мироновна уже пришла.
– Анна Мироновна? – переспросил он. – К черту Анну Мироновну.
………..
Так и не дошнуровав туфли, он подошел к шкафу, достал справочник с
твердым намерением уличить Лобанова в ошибке. За справочником последовал
толстый том “Физических основ”, за ним пыльный комплект прошлогодних
журналов. Черт возьми, выходит, Лобанов прав… Он вернулся к первой
странице рукописи. Спотыкаясь чуть ли не на каждом шагу, он пробирался к
сути дела, и чем дальше он шел, тем больше у него скапливалось вопросов.
Когда к нему снова заглянула жена, в кабинете было накурено, на полу
валялись журналы и книги. Дмитрий Алексеевич читал, сидя верхом на стуле.
…….
За последние годы он привык листать журналы и книги, схватывая лишь
самое общее, чтобы быть “в курсе”. Сейчас он читал работу Лобанова,
сознавая, что от него зависит судьба локатора. С каждой страницей ему
становилось легче. Есть еще порох в пороховницах!
Чтение рукописи раскрывало Дмитрию Алексеевичу ход мыслей и поисков
Лобанова. Печатные строки безлики, в них не остается следов неудач и
отвергнутых сомнений. Рукопись – это увлекательная повесть о самом авторе, о
его характере, о его мышлении.
Вот неуверенно перечеркнутая схема, через несколько страниц Лобанов
возвращается к ней, он пробует подступиться к ней с одного бока, с другого и
наконец, отчаявшись, пишет: “Проверить опытным путем”.
Лишенный эксперимента, он вынужден рассматривать иногда по десять
возможных решений. Ему бы поставить один-два опыта, и сразу стало бы ясно,
но в его распоряжении только бумага. Каторжная обязанность волочить за собою
все десять вариантов привлекла Дмитрия Алексеевича на сторону Лобанова
сильнее, чем все докладные записки Андрея, чем его речь на техническом
совете. Нельзя было дольше оставаться равнодушным. Он не заметил, как из
читателя превратился в соратника.
Он шел вслед за Лобановым, переживая его сомнения. Бросался вместе с
ним за мелькнувшей догадкой, неуверенно вытянув руки, пробирался в темноте,
натыкался на стены, ликовал, нащупав истину.
Иногда на полях попадались посторонние замечания:
“Прочитал триста страниц Тонкова для того, чтобы убедиться, что их
можно было вовсе не читать”.
“Можно создать вещь превосходную, но окончательную – никогда”.
“Когда будет макет, опробовать, годится ли формула для других случаев”.
“Ох и аппетит”, – думал Дмитрий Алексеевич.
Местами, где Лобанов брал препятствия прыжком, Дмитрию Алексеевичу
приходилось приставлять лестницу; местами он подолгу останавливался,
восхищенный мыслью, крепкой, как удар кулака.
Он страдал вместе с Лобановым, не имея возможности поставить самый
простой опыт.
– Испытать, – стонал он. – Идиотство рассчитывать такой контур. Его
подобрать на стенде, испытать – и конец.
Кто виноват в этом? Ему было стыдно. Проглядел. Не заметил.

Кто читал книгу, или прочитал после отзыва, пожалуйста, делитесь впечатлениями.

Даниил Гранин Юрий Белинский/TACC

Первый роман Гранина был написан еще во время учебы в Политехническом институте. В центре повествования — советский ученый Андрей Николаевич Лобанов. Он работает над созданием аппарата, помогающего искать места разрывов телефонной связи.

Эта работа имеет для него и личное значение: друг Лобанова погиб на войне во время поиска обрыва телефонного кабеля. Ученый устраивается на завод, где становится заведующим лабораторией.

"После свадьбы", 1958

Главный герой — молодой житель Ленинграда Игорь Малютин. Он женится на своей девушке Тоне, после чего парня почти сразу отправляют на работу в далекую деревню.

Молодоженам приходится сменить город на провинцию. Поначалу Игорь оказывается этому не слишком рад. Однако со временем он убеждается, что его помощь и профессиональные навыки в деревне очень нужны.

Через год Игорь получает возможность вернуться в Ленинград. Но, проникнувшись местной жизнью, он отказывается и остается жить и работать в деревне. Фильм на роман "После свадьбы" вышел в 1962 году.

Вот вы подумайте, оказывается, что ни одна проблема в этом мире не нова. А ведь так хочется верить в то, что твои беды и переживания уникальны. Что ты первопроходец этого мира по части борьбы с системой. Но, как бы ни так. Все уже пройдено до нас.

Здравствуйте. Рад, очень рад, что заглянули на огонек.

Прошу любить и жаловать! Ибо роман представляет собой настоящий житейский путеводитель по воле и характеру ученых советского государства.

Как обычно, предлагаю сначала немного окунуться в сюжетную линию, а затем я поделюсь эмоциями. Они вышли довольно смешанными.

Позвольте представить Лобанова Андрея Николаевича - кандидата технических наук. Не видевший ничего, кроме университетской лаборатории, и не бывавший на производстве, Лобанов назначается начальником электротехнической лаборатории на одном таком весьма и весьма производственном предприятии. Цель назначения – чтобы ученый смог создать и апробовать новый прибор определения повреждений на линии электропередач. Локатор.

Хотя назначение – один из этапов реализации его (Лобанова) собственного плана по созданию локатора – оно дается ему невероятно тяжело. Упрямый, жесткий (но не жестокий) и довольно грубоватый, он сразу начинает рушить привычный порядок вещей, чем естественно заслуживает звание главного говнюка советского пространства.

Ладно, не переживайте, все не так страшно. Его идея создать новое устройство, его одержимость им, его знания и навыки ученого довольно быстро находят себе сторонников. И вот они все вместе ломают голову над новым технологическим чудом. При этом постоянно сталкиваются с различными препятствиями как технического, так и социального характера.

Вот на преодолении этих самых препятствий и сделан акцент в романе.

Теперь хочется немного поныть. Можно?! Ну, пжлста. Все дело в том, что несмотря на отличную сюжетную составляющую, в очередной раз в научно-популярное произведение запихнули душевные метания протагониста, связанные с… женщинами. Видимо, с целью расширить целевую аудиторию читателей. Хотя, может и чтобы сделать роман более жизненным. Не знаю, но меня они немного напрягали своей неуместностью. Вот представьте себе: главный герой сталкивается с препятствием на пути решения сложной технической задачки, весь поджимается, ты начинаешь за него переживать и тут раз… Автор переключает его (и соответственно Ваше) внимание на отношения с женщиной. И все поплыло. Жизненно?! Да! Уместно в этой книге?! Ну не знаю…

Во всем остальном роман оказался интересным, в хорошем смысле простым и понятным. Человеческие души и сердца в нем горели энтузиазмом и дружелюбием, а споры и разногласия решались быстро и насовсем. Взлеты и падения были представлены с таким эмоциональным накалом, что ты невольно чувствуешь и сопереживаешь наравне с героями произведения. И не можешь закрыть книгу, пока не узнаешь, чем закончится.

Особенно советую прочитать ее тем, кто еще не определился с выбором жизненного профессионального пути. Книга на многое откроет глаза. Ну а так… Я бы ее перечитывал каждый раз, когда сталкивался бы с какой-нибудь непреодолимой проблемой. Роман мотивирует и заряжает. Позволяет взглянуть на привычные вещи под нестандартным углом. Выплыть.

Вот как то так. Мне понравилось, с удовольствием перечитаю ее как-нибудь через пару лет (если не случится проблема, см. пред. абзац). Надеюсь, у Вас останется такое же приятное впечатление.

книга Искатели 04.01.13

Произведение Искатели полностью

Читать онлайн Искатели

Даниил Гранин. Искатели
ГЛАВА ПЕРВАЯ 16.04.13
ГЛАВА ВТОРАЯ 16.04.13
ГЛАВА ТРЕТЬЯ 16.04.13
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ 16.04.13
ГЛАВА ПЯТАЯ 16.04.13
ГЛАВА ШЕСТАЯ 16.04.13
ГЛАВА СЕДЬМАЯ 16.04.13
ГЛАВА ВОСЬМАЯ 16.04.13
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ 16.04.13
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ 16.04.13
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ 16.04.13
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ 16.04.13
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ 16.04.13
ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ 16.04.13
ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ 16.04.13
ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ 16.04.13
ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ 16.04.13
ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ 16.04.13
ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ 16.04.13
ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ 16.04.13
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ 16.04.13
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ 16.04.13
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ 16.04.13
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ 16.04.13
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ 16.04.13
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ 16.04.13
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ 16.04.13
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ 16.04.13
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ 16.04.13
ГЛАВА ТРИДЦАТАЯ 16.04.13
ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ 16.04.13
ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ 16.04.13
ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ 16.04.13
ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ 16.04.13
ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ПЯТАЯ 16.04.13
ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ШЕСТАЯ 16.04.13
ГЛАВА ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ 16.04.13
ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ 16.04.13
ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ 16.04.13
ГЛАВА СОРОКОВАЯ 16.04.13
ГЛАВА СОРОК ПЕРВАЯ 16.04.13

Еще ничего не добавлено. Добавить похожее

Был такой человек: Александр Любищев. Гениальный учёный, биолог, профессор, потрясающий человек, увлекающийся очень многими сторонами жизни. Можно сказать Ломоносов современности. Был другой человек: Даниил Гранин. Писатель, который посвящал свои произведения трудам учёных и сильных личностей. Так вот взял Гранин, не пожалел своего времени и себя и написал биографию Любищева…На самом деле Любищев был очень странным человеком — классическим гениальным учёным — он всё отрицал и ставил под сомнение. Для него не было авторитетов. Это необходимо, чтобы двигаться вперёд, чтобы открывать новые горизонты. И главное не бояться ошибок. Даже Эйнштейн ведь ошибался.Но замечательно в Любищеве не это, и Гранин уводит читателя в другое русло.Герой этой биографии был скрягой относительно времени: каждый день, каждый месяц, каждый год, он подсчитывал сколько было потрачено часов и минут на книги, науку, исследования, отдых, семью. В то время, как мы не можем распланировать завтрашний день, Любищев с точностью до 1% планировал своё время на год вперёд. И этому не могли помешать даже личные трагедии.Ни минуты он не терял просто так и при этом не нужно было прибегать к схемам короткого сна, избавляться от радостей жизни или семейных отношений. Всё это укладывалось в его график. Ему удавалось прочитывать просто колоссальное количество книг и работ, писать очень много статей, рецензий, помогать другим людям. Многое из того, что он писал, никогда не было напечатано, но это было нужно лично ему, чтобы тренировать себя, свою память и критический ум.Но от оценки книги я как-то резко перешёл к оценке героя.Книга напоминает скорее восхищённый отзыв автора и тем не менее остаётся биографией и читать её весьма интересно. © eucariot

Ленинград не сдается врагу! Ни при каких условиях. 900 дней блокады, 900 дней холода и голода, 900 дней упорного молчаливого сопротивления жителей великого города.

Рассказ зрелого человека, прошедшего войну, начавшуюся для него в окопах под Ленинградом, перенесет читателя в те жуткие обстоятельства, в которых наши деды и прадеды выстояли и победили.
©MrsGonzo для LibreBook

В книге использованы рисунки австрийского художника Ганса Лиски. На обложке использована иллюстрация художника Владимира Васильковского.

Роман популярного прозаика позволяет заглянуть в глубь эпохи, называемой ныне Петровской, и написан на интереснейшем историческом материале, вобравшем малоизвестные широкой аудитории факты.
Устремленный к великой цели, свершающий судьбоносные для страны деяния, Петр I представлен глобальной, всеевропейского масштаба фигурой. Однако для автора важнее показать внутренний облик императора: он детально исследует душевные качества Петра I, осмысливает переломные моменты его духовной жизни, раскрывает драматические страницы личной, в том числе семейной и любовной, биографии.
Произведение Д. Гранина необычно по форме и значительно по содержанию, написано ярким, образным языком, с большим уважением к главному герою.

Читайте также: