Грамматическая аптечка ганькина краткое содержание
Обновлено: 08.07.2024
Грамматическая аптечка: неотложная помощь в правописании
С некоторыми главами из книги можно ознакомиться на нашем сайте, перейдя по ссылкам в оглавлении.
Глава седьмая. Контрольная работа Подготовка и способы проведения
Как не стать цербером. Введение в тему
Диктант экстремальный. С углублением, усугублением и зрительно-слуховыми галлюцинациями.
Контрольные собственного изготовления. Когда диктанты придумывают, проводят и проверяют сами ученики
Зачет наизнанку. Парадоксальный способ не столько контролировать усвоение материала, сколько его активизировать и углублять. Педагогические страшилки. Записанные во время очередного "методобъединения" за лепкой пельменей
Грамматическая аптечка. Неотложная помощь в правописании
Книга не только подсказывает, с помощью каких средств можно преобразить освоение родной словесности (едва ли не самого проблемного курса в школьном расписании), но может оказаться хорошим поводом для личного творчества любого учителя в любом предмете. Надеемся, что она поможет вам создавать на ваших уроках творческую атмосферу сотрудничества, поиска, открытий и удивлений.
За простотой и привычностью тематики, за калейдоскопичностью и общедоступностью остроумных решений, за внешней их лёгкостью читатель скорее ощутит, чем осознает единый связующий смысловой контекст.
Но этим контекстом служит едва ли не самая глубокая и серьёзная отечественная педагогическая традиция, крохотные грани которой будут вспыхивать перед читателем на всех страницах этой книги.
Два десятилетия назад Маша Ганькина, математический лингвист с университетским образованием, неожиданно для себя продолжила вековую учительскую летопись своей семьи. И столь же нечаянно втянулась в особую культурную традицию отечественной педагогики.
Эта традиция исходит из признания факта, что русский язык – не один из учебных предметов в школе, не что-то внешнее по отношению к человеку, а часть его самого – то, с помощью чего он дышит, плачет, действует, переживает. И уроки родного языка должны быть посвящены не выучиванию правил и исключений, а работе со смыслами и средствами их выражения.
Этот ключевой замысел своей педагогической традиции Мария Ганькина привыкала разыгрывать сначала в работе с детьми, а потом в своих статьях и книгах, представляя самые привычные учебные вещи в самом неожиданном освещении. Ведь именно оттенок необычности и загадочности уравнивает взрослого и ребёнка, поддерживая в них обоих дух доверительности и инициативного поиска.
Средство первое. Прогулки в орфографическом саду
Вырастает такое дерево из корня, и перечень русских корней с указанием страницы, на которой выросло соответствующее корню дерево, есть на последней страничке нашего гербария-корнярия.
Ганькина М. ГРАММАТИЧЕСКАЯ АПТЕЧКА
"Грамматическая аптечка" прежде всего адресована учителям-словесникам и учителям начальной школы, а также мамам, папам, бабушкам и дедушкам, которые хотят помочь своим детям освоить грамматику родной речи.
Автор книжки - не только учитель-словесник, но и ведущая рубрики "Режиссура урока" в газете "Первое сентября". Поэтому "Аптечка" является не просто оригинальной методикой повышения уровня грамотного письма, но и предлагает в копилку учителю самые разнообразные "режиссерские" решения - способы организации того или иного задания, игровые приемы опроса и контрольных работ, типы домашнего задания, способы развития языковой интуиции.
"Аптечка" не только подсказывает, с помощью каких средств можно преобразить освоение родной словесности (едва ли не самого проблемного курса в школьном расписании), но может оказаться хорошим поводом для личного творчества любого учителя в любом предмете. Надеемся, что она поможет вам создавать на ваших занятиях творческую атмосферу сотрудничества, поиска, открытий и удивлений.
НЕОТЛОЖКА ДЛЯ "ГРАМОТЕЕВ"
Шесть радикальных средств от "врожденной неграмотности"
ПРОГУЛКИ В ОРФОГРАФИЧЕСКОМ САДУ
До сих пор удивляюсь, насколько дремучим оказывается для пишущего это место в русской орфографии - проверяемая безударная гласная в корне. Даже у старшеклассников нет-нет да и встретится какое-нибудь позорное "пожЕлой", "прикОзал" или "очЕрованье". Видимо, в свое время взрослые проигнорировали игровую "прививку", не дав ребенку вдоволь наиграться с корнем.
Г ербарий-корнярий
"Гербарий" (более точное "корнярий" у нас не прижилось) - это маленький блокнотик или полтетрадки (но только не очередная обычная тетрадь!). Гербарий - это коллекция растений, а у нас - целых деревьев. По штуке - на каждой страничке. А вырастает такое дерево из корня, и перечень русских корней с указанием страницы, на которой выросло соответствующее корню дерево, есть на последней странице нашего гербария-корнярия.
Количество ходовых русских корней вполне перечислимо. Со временем у нас составился целый словарик корней. Лексическое значение большинства из них узнаваемо с первого взгляда. Взрослым человеком - да. Но ребенку надо бы потрогать их собственными руками.
Ребенку недостаточно даже такого мощного инструмента, как проверочное слово. Во-первых, надо уметь им пользоваться. А то бывает, что слово ветеран проверяют ветром, замирать - словом мир, здоровается - словом здравствуй, а ломать - словом переламывать.
И потом: ну и что ж, что подобрал проверочное? Ведь в следующей строчке опять сделал ту же ошибку. Надо бы удерживать в сознании все гнездо, или куст, или семейку, или дерево - выбирайте образ по вкусу. У нас - дерево, потому что к гербарию мы подбирались издалека.
Вначале мы рисовали генеалогическое древо семьи.
Затем появилось дерево из картона - почти в натуральную величину. Его вырезали и красили всем миром, и потом оно стояло у нас в классе чуть не полгода. Время от времени булавкой прикалывали к его корневищу новый русский корень, и дерево обрастало очередной листвой. То и дело на нашем "баобабе" появлялся какой-нибудь "огурец" - слово "не отсюда", "иностранец", "прикидывается родственником".
И только после всего этого каждый из ребят обзавелся личной коллекцией корней - "гербарием", который постоянно пополнялся новыми деревьями.
Правила для коллекционера
Коллекционер обязан следовать особым правилам:
1. все известные части речи и способы словообразования должны быть представлены в словах, вырастающих на ветках;
2. предпочтительны такие словоформы, когда гласная в корне -безударная;
3. в каждом слове, выросшем на дереве, обязательно отметить ко корень как таковой, расположенный в районе корневой системы дерева, должен быть написан крупно и ярко.
Остальное - дело фантазии коллекционера.
Наша среднерусская природа не видывала столь экзотических растений, какие стали появляться на страничках ученических гербариев.
С каждым новым деревом список корней на последней страничке гербария пополняется. Только теперь корень снабжен еще и соответствующей иллюстрацией. Каждый из учеников сам себе художник, сам придумывает, как воплотить в рисунке лексическое значение корня. Например, рядом с корнем "да" (дать) пишут "на!". А на корень "дав" (давить) удава рисуют. С корнем "вес" рядом оказываются различные весы (или три толстяка - сами или название книжки!). Ну, а рядом с корнем "вис", увы, часто красуется добротная виселица.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Грамматическая аптечка. Неотложная помощь в правописании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Средство первое. Прогулки в орфографическом саду
Вырастает такое дерево из корня, и перечень русских корней с указанием страницы, на которой выросло соответствующее корню дерево, есть на последней страничке нашего гербария-корнярия.
Количество ходовых русских корней вполне перечислимо. Со временем у нас составляется целый словарик корней. Лексическое значение большинства из них вроде бы распознаётся интуитивно. Взрослым человеком — да. Но ребёнку необходимо, что называется, повертеть русские корни в руках.
Ребёнку недостаточно даже такого мощного инструмента, как проверочное слово. Во-первых, надо уметь им пользоваться. А то ведь бывает, что слово ветеран проверяют ветром, замирать — словом мир, здорово — словом здравствуй, а ломать — словом переламывать.
И потом: ну и что ж, что подобрал проверочное? В следующей-то строчке опять сделал ту же самую ошибку. Надо бы как-то удерживать в голове всё гнездо целиком. Гнездо, куст, семейка, дерево — выбирайте образ по вкусу. У нас — дерево, потому что так сложилось. Потому что самый первый раз к гербарию мы подбирались издалека. Это было начало третьего класса.
Вначале мы пытались рисовать генеалогическое древо семьи.
И только после всего этого каждый из ребят обзавёлся личной коллекцией корней — гербарием, который постоянно пополнялся новыми деревьями.
Правила для коллекционера
Коллекционер обязан следовать особым правилам:
1) все известные части речи и способы словообразования должны быть представлены в словах, вырастающих на ветках;
2) предпочтительны такие словоформы, когда гласная в корне — безударная;
3) в каждом слове, выросшем на дереве, надо обязательно отметить корень;
4) корень как таковой, приколотый в районе корневой системы дерева, должен быть написан крупно и ярко.
Остальное — дело фантазии коллекционера. Наша среднерусская природа не видывала столь экзотических растений, какие то и дело появляются на страничках ученических гербариев.
Но вот на дом задано нарисовать очередную пару деревьев, например с корнями — един- и — каз-/-каж.
Ещё на перемене ребята ставят стулья в круг — они привыкли к пятиминутной словесной разминке. Начало урока. Ребята садятся в круг с гербариями, открытыми на нужном дереве. В определённом ритме, который я отбиваю в ладоши, они передают по часовой стрелке (или против) свои блокноты (в театральной педагогике есть подобное упражнение). Хоп! Направление поменялось. Стоп! — и по кругу каждый читает слово с корнем — един- (или — каз — / — каж-) из того гербария, который в данный момент оказался на коленях.
А я радуюсь тому, что сумела ещё раз обратить внимание своих учеников друг на друга: может быть, кто-то удивился интересному слову и взглянул на его хозяина с любопытством?
Периодически мы устраиваем блиц-диктантики — по слову с каждого дерева. При этом диктую вовсе не обязательно я.
Или такое задание: за одну минуту написать как можно больше слов с данным корнем.
Средство второе. В атмосфере дружбы и взаимо… штопки
Можно ли на уроках русского языка как бы невзначай открывать справедливость опостылевших правил? Готовиться к экзамену по русскому языку — и при этом не переставать удивляться и радоваться тому же самому русскому языку?
Ещё бо́льшая редкость на уроке — это разговор. Не дискуссия, запланированная учителем, а нормальный живой разговор учеников друг с другом. Не по поводу нового мобильника, и уж тем более не на предмет покурить на переменке. А по делу. По материалу урока.
И я всё время была озабочена тем, как же устроить ребятам эти встречи — встречи друг с другом, встречи с предметом (да при этом чтоб ещё и скучно не было). Ведь в этом, может быть, самая наша главная педагогическая задача и есть.
А как научиться свои дырки выдумывать? Идею дырявого текста собственного приготовления нам подарила замечательная московская учительница Лидия Филякина.
Ученик берёт чистый лист и книжку — лучше ту, которую в данный момент читает. Из книжки выбирает на свой вкус кусочек текста — полстранички. И, переписывая эти полстранички на свой тетрадный лист, сооружает дырявый текст.
Во-первых, наш девиз — не меньше одной дырки в слове (односложные слова и очевидные случаи не в счёт).
Во-вторых, текст должен быть написан разборчиво. Аккуратность — это уважение к читателю твоей тетрадки.
В-третьих, дырки должны быть достаточно вместительны — ведь их же штопать кому-то предстоит.
Возможны такие варианты проделывания дырок в тексте:
В-четвёртых, пропуск знаков препинания приветствуется в любом количестве.
Сначала на живульку
Итак, текст учениками продырявлен и лишён знаков препинания. Чаще всего эта работа — кусок домашнего задания. Урок начинается с того, что ученики обмениваются своими дырявыми текстами с соседом по парте (или с соседом сзади, или с соседом спереди — на выбор).
Так, дело пошло. Быстро, за три — пять минут, я должен заштопать соседские дырки — пока что на живульку, то есть начерно, карандашом.
Моя тетрадь вернулась ко мне. Вот теперь я беру ручку и, сверяясь с книжкой, уже по-настоящему крепко штопаю свой текст. Если карандаш не врёт, то есть ошибки нет, обвожу соответствующую букву (знак, соединение) сразу ручкой. Если же сосед ошибся, то, ткнув его в ошибку (а он, соответственно, меня — в мою), стираю её ластиком с лица земли и вписываю — теперь не вырубишь топором! — своей ручкой единственно правильный вариант. Проверяю по книжке знаки препинания. Готово. Прошло ещё три — пять минут.
Текст — как новенький, с иголочки. Мой дорогой сосед между тем проделывает аналогичную работу. А поскольку все являются чьими-нибудь соседями, то все и работают. Поголовная занятость.
Под новым углом зрения
Сколько разных встреч состоялось у нас с текстом?
Когда нашёл подходящий (чтоб слова потруднее) кусочек текста в книжке и проделывал в нём дырки — раз.
Когда штопал начисто ручкой свой текст (не говоря уж о том, что и соседский карандашом подштопывал) — три.
И, сверяясь, посматривал при этом в книжку — четыре.
И, заметьте, всякий раз текст открывался под новым углом зрения. И при каждом обращении к тексту в световое пятно моего внимания попадали разные(!) слова.
В ученической голове подсознательно совершается сложнейшая классификационная работа. Слово (словосочетание, предложение), интуитивно отнесённое к какому-либо классу явлений и подчинённое его законам, уже не одиноко. Оно обзаводится определёнными привычками, манерой поведения. И порой становится просто невозможным написать его неправильно.
А сколько же было деловых встреч с соседом (именно деловых, а не на предмет подпольной деятельности)? Сколько раз мой сосед открылся мне с какой-то неожиданной стороны и я подивился тому, на что прежде не обращал внимания! Сколько раз я узнавал в его дырявом тексте свой собственный! В его удачах и неудачах — свои.
А ведь сосед (партнёр) у меня всякий раз новый. Мы работаем в ситуативных четвёрках (малых группах), так что у меня соседей много: сосед слева, сосед справа и сосед по диагонали.
Отметка. Личная подпись. А учитель выставляет эти отметки в журнал. Чем не оценка работы?
Ну а не хватило на уроке времени на штопку — можно и на дом задать. Тоже хорошо: в начале следующего урока хозяину тетрадки и штопальщику будет что обсудить.
Фрагмент ученической тетради
Средство третье. Проработка ошибок и неточностей
Обычный, принятый в школе, алгоритм работы над ошибками даёт представление о том, как работать с единицей языка, но не вмещает представлений о том, как работать с человеком. Как учителю сотрудничать с учеником? Как ему, ученику, сотрудничать с учителем? Со своими сверстниками?
Цифирь на полях
Такая маленькая рукодельная брошюрка есть у каждого ученика. Зачем она? Ведь, казалось бы, все эти орфо — и пунктограммы есть в учебнике. Но учебник — большой и не мой, а книжечка — маленькая и моя, именная. Даже сброшюрована и проиллюстрирована собственноручно.
Та, чей фрагмент вы видите, — аж пятая! И терзали её в таком виде уже шестиклассники. Значит, укладывалась она в их головах целых шесть лет (за шесть-то лет и наизусть не грех выучить, не правда ли?).
Итак, тетрадь — будь то обычная тетрадка по русскому или тетрадь с конспектами по истории или физике (я, например, время от времени просматривала на предмет ошибок все тетрадки своих учеников) — после проверки обзаводится разными цифрами на полях. Цифра без кружочка соответствует какой-либо орфограмме, цифра в кружочке — пунктограмме.
Фрагмент ученической тетради
Фрагмент ученической тетради
Вариант задания: над каждой дыркой (пропущенной буквой), вариантом слитного, раздельного или через дефис написания или над пропущенным в тексте знаком препинания надо поставить соответствующий номер орфо — и пунктограммы, то есть соотнести проблемный случай с определённым грамматическим правилом. Выписать цифры в ряд — и получится шифровка. Таким способом можно зашифровать какую-нибудь строфу из Пушкина. Или абзац из рассказа Чехова. А то и вовсе абзац из учебника по математике — отгадайте, какой!
Фрагмент ученической тетради
Такая работа оптимальна, конечно, в компании (в малых группах) — это как раз тот случай, когда в споре рождается истина. Ведь свою первостепенную педагогическую задачу я вижу в осторожном и тщательном налаживании рабочей атмосферы, дружеских контактов — с тем чтобы у каждого ребёнка мог сложиться личный образ работающего бок о бок с другими человека.
Итак, командам раздаётся один и тот же отрывок текста. Каждая команда на свой лад делает его дырявым и передаёт в другую команду, допустим по часовой стрелке.
Следующий шаг: над каждой дыркой надо поставить соответствующий номер орфо — и пунктограммы и выписать цифры в ряд. Шифровка готова.
Интересно ли будет сверять её с шифровками других команд? Ещё как! Ведь шифровки не получаются одинаковыми. И чем больше различных вариантов, тем интереснее детям.
По поводу каждой дырки (чем её заштопать) нужно всё же ещё раз окончательно договориться. Пока совещаются, поглядывают на соседей. Те тоже о чём-то шушукаются.
А вот пример работы, срежиссированной похитрее.
К работе принимаются, предположим, пять различных текстов, будь то отрывки из Толстого или из учебника по физике. И лучше, если тексты выберут сами ученики. Допустим, от каждой команды — по абзацу. На доске выписываются названия книг или учебников (в классе их должно быть несколько штук). Плюс координаты абзацев.
Итак, задание командам: втайне от других команд выбрать один из абзацев, отыскать его по адресу в книге и зашифровать. А это значит, как вы уже догадываетесь, сделать из него дырявый текст, над каждой дыркой и пропущенным знаком препинания поставить номер орфограммы и на листочке выписать цифры в ряд.
Соблюдать конспирацию и не выдать, над каким абзацем корпишь, — трудно. Но если информация всё же просочится, работа лишится своей изюминки. А изюминка её в том, что по шифровкам, которыми обменяются команды, им предстоит угадать, что это за текст. Откуда? Из какой книжки?
Может быть, это тот же абзац, что и у нас? Сравним шифровки. Разные… Нет, похожи. Так обнаруживаются варианты. А какой правильный. И опять ребятам есть о чём поговорить. И это здорово, потому что разговоры — по делу.
Глядишь, учитель и услышит наконец от своих учеников долгожданные вопросы.
Ну а если явно не наш кусочек? Для идентификации придётся из всех подряд абзацев делать дырявые тексты и шифровать. Хотя бы по первому предложению из каждого. Учителю надо очень постараться, чтобы в этом месте у ребят не появился настоящий азарт.
…При этом вся грамматика в активе. И сладостен для слуха учителя русского языка добровольный ученический лепет о тонкостях русского языка: чередованиях и обращениях, причастиях и обособлениях, орфограммах и пунктограммах… А ведь ребятам и вправду о многом надо договориться друг с другом — дело не ждёт. И надо — действительно, а не чтобы сыграть с учителем в поддавки.
Невзначай по дороге можно и открытие какое-нибудь сделать. Например, сравнив (а цифры говорят сами за себя) толстовский синтаксис и синтаксис учебника по биологии. Мой друг и коллега говорит, что по-настоящему восхищаться человек может лишь тем, что сам открыл. И по-настоящему сомневаться он может лишь в том, в чём засомневался самостоятельно. Ведь это сомнение он открыл сам.
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов, правописание которых в большинстве своём не поддаётся никакой логике (детской, во всяком случае), — целый толстенный словарь. Их надо учить и учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо ещё, если ребёнок много читает и у него достаточно развита интуиция. А если он корзину с картиной уже третий год запомнить не может?
Как при запоминании избежать постылой зубрёжки? А если разнообразить это монотонное, скучное дело какими-то сюжетными ходами? Придумать интригу? Так организовать эту работу, чтобы дети имели возможность встретиться не только с капризным словом, но и (может быть, это главное) друг с другом, обнаружить друг друга и удивиться.
Глядь — а словарные слова как-то сами собой и улеглись в голове.
Солнышко и стенка
Однажды мы с классом договорились, что если ошибся в словарном слове, то его, во-первых, нужно написать на солнышке не менее пяти раз, а во-вторых, вывесить на стенку.
При этом важно, чтобы словарное слово было написано не только несколько раз, но и не в одну строчку, как это обычно делается, а обязательно на лучах солнышка, то есть под разным углом зрения. И буква, из-за которой слово угодило на солнышко, должна бросаться в глаза своей величиной.
Фрагмент ученической тетради
А затем вывесить листок для всеобщего обозрения на стенку класса при помощи скотча. Стены наших классов постепенно скрываются под этими своеобразными обоями. (Учителю же при покупке скотча придётся позаботиться о том, чтобы он не оставлял после себя на крашеных стенах тёмных следов.)
Откуда бы взяться такому количеству и разнообразию словарных слов? Ведь в конце учебника по русскому языку их не так много, и список для всех один.
Сочинения, изложения, короче, всё, что пишется на уроках русского и литературы, — это один источник. Другой (столь же неистощимый, но черпаешь из него уже в средней школе) — это тетрадки по предметам, требующим конспектирования: истории, географии и так далее. Появившаяся на полях (конечно, наряду с другими) цифра 6 обязывает ученика действовать согласно вышеуказанной инструкции. Вот вам и куча словарных слов, причём каждое — из персонального словаря учащегося N.!
Неделю слова висят, а ребята их обживают: рассматривают, иллюстрируют (это любимое), попутно кое-что запоминают. Да просто узнают новые слова! В общем, взаимообогащаются. Каждый день (с подачи учителя или без) отмечают, что новенького появилось на стенках.
Наконец пачка листов в руках учителя. Следующий ход: он быстро (почти скороговоркой) диктует слова, ребята записывают их в тетради. Затем наступает момент проверки. Ребята меняются тетрадками в парах. Учитель предъявляет им листочки по одному. Это ещё одна встреча со словарным словом. Помните, сколько их? Нашлась ошибка (№ 6 на полях) — солнышко — изготовление правильного листочка — вывешивание — пребывание на стенке — ритуал снятия — диктовка — проверка. Семь! Как тут не запомнить даже самые длинные и экзотические слова, например мистификация, сколько бы их ни было.
Подводим итоги. Ни одной ошибки — пятёрка, одна-две — четвёрка, от трёх до пяти — тройка, больше пяти — двойка, а то и вовсе кол. Личная подпись. Тетрадь возвращается к хозяину.
Вот такой круговорот слов в природе.
Средство пятое. Поднимем орфографические паруса!
Нашли — обвели в кружок. Не нашли — придётся проделать в этом месте дырку. Ручкой. Настоящую. Насквозь. А дома придётся парус штопать (делать работу над ошибками).
Эта работа со временем претерпела ряд модификаций. Появились определённые маршруты. К примеру, по океану Безударная гласная в корне (вот уж действительно, безбрежный океан!), по морю Слабое глагольное окончание или Чередование гласной в корне.
Дырка — это ж не просто дырка. Не в любом месте слово может порваться. А в каком? Эта работа стала преддверием следующей — самому создавать дырявые тексты.
Читайте также: