Гост р исо мэк 12207 99 краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Данный стандарт предназначен для того, чтобы привести в некоторую структуру информацию по разработке и планированию создания информационных систем. Для эффективной разработки программных продуктов необходимо общее понимание того, как планируется и реализуется данный вид продукции. Этот стандарт создан для того, чтобы поэтапно описать приблизительные шаги, которые следует предпринять при создании информационной системы, от замысла, до сдачи в реализацию. В стандарте вводиться понятие процессов жизненного цикла программных средств, которые охватывают все время жизни программного продукта.

Стандарт описывает процессы, работы и задачи, которые используются при приобретении системы, содержащей программные средства, а также на всех этапах разработки и сопровождения.

Опишем основные разделы данного стандарта.

Первый раздел описывает область применения данного стандарта, рассказывает о том, какие процессы регламентируются в данном документе и на какие отношения между заказчиком и исполнителем он влияет.

Второй раздел стандарта описывает стандарты, на которые есть ссылки в данном стандарте. Это такие документы как стандарт системы качества, стандарт информационной технологии, первая и двадцатая части словаря информационных технологий, и словарь стандарта управления и обеспечения качеством.

Третий раздел расшифровывает основные определения, которые используются в тесте стандарта и определяют процессы создания информационной системы, отношения заказчиков и исполнителей, качество и составляющие части информационного продукта.

Четвертый раздел описывает прикладную область применения данного стандарта. Этот раздел описывает структуру стандарта для удобства его использования.

Пятый раздел описывает основные процессы жизненного цикла:

Организация, выполняющая заказ, несет ответственность за выполнение и качество выполнения каждого процесса.

Каждый процесс состоит из определенных работ, а каждая работа в свою очередь состоит из определенных задач.

Процесс заказа начинается с определения потребностей заказчика в данном программном продукте. Состоит процесс заказа из следующих работ:

- подготовка заказа на подряд,

- подготовка и корректировка договора,

- надзор над поставщиком,

- приемка и закрытие договора.

Процесс поставки начинается с подписания договора и состоит из следующих работ:

- выполнение и контроль,

- проверка и оценка,

- поставка и закрытие договора

Процесс разработки состоит из следующих работ:

- анализ требований к системе,

- проектирование системной архитектуры

- анализ требований к программным средствам,

- проектирование программной архитектуры,

- техническое проектирование программных средств

- программирование и тестирование программных средств,

- сборка программных средств,

- квалификационные испытания программных средств,

- квалификационные испытания системы,

- ввод в действие программных средств,

- обеспечение приемки программных средств.

Процесс эксплуатации состоит из работ и задач оператора. На этом этапе систему вводят в эксплуатацию :

Процесс сопровождения состоит из работ и задач выполняемых персоналом сопровождения:

- анализ проблем и изменений,

- проверка и приемка при сопровождении,

- снятие с эксплуатации.

Шестой раздел описывает вспомогательные процессы жизненного цикла. Процесс документирования –разработка, проектирование и выпуск документов, которые необходимы людям, которые проектируют, разрабатывают и используют данную систему.

Процесс управления конфигурацией – процесс применения административных и технических процедур на всем протяжении ЖЦ для определения и управления программными объектами в системе.

Процесс обеспечения качества –обеспечение соответствующих гарантий качества.

Процесс верификации – определяет все ли функционирует правильно в системе.

Процесс аттестации – определение полноты соответствия выдвинутым требованиям.

Процесс совместного анализа – оценка состояний и результатов работы.

Процесс аудита – определение соответствия требованиям. Проводиться обеими сторонами.

Процесс решения проблем - процесс обнаружения и решения проблем

Седьмой раздел описывает операционные процессы жизненного цикла:

1. Процесс управления

2. Процесс сознания инфраструктуры.

3. Процесс усовершенствования

4. Процесс обучения.

3.7.2. Основные процессы жизненного цикла программных средств

В настоящем разделе определены следующие основные процессы жизненного цикла:

1) процесс заказа;

2) процесс поставки;

3) процесс разработки;

4) процесс эксплуатации;

5) процесс сопровождения.

Заказчик управляет процессами на проектном уровне; определяет инфраструктуру процессов; адаптирует процессы к условиям проекта и управляет процессами на организационном уровне.

Процесс заказа.

Процесс заказа состоит из работ и задач, выполняемых заказчиком. Процесс начинается с определения потребностей заказчика в системе, программном продукте или программной услуге. Данный процесс состоит из следующих работ:

2) подготовка заявки на подряд;

3) подготовка и корректировка договора;

4) надзор за поставщиком;

5) приемка и закрытие договора.

Процесс поставки.

Процесс поставки состоит из работ и задач, выполняемых поставщиком. Процесс может быть начат с решения о подготовке предложения в ответ на заявку на подряд, присланную заказчиком, или с подписания договора и вступления с заказчиком в договорные отношения по поставке системы, программного продукта или программной услуги. Процесс продолжается определением процедур и ресурсов, необходимых для управления и обеспечения проекта, включая разработку проектных планов и их выполнение посредством поставки системы, программного продукта или программной услуги заказчику.

Данный процесс состоит из следующих работ:

2) подготовка ответа;

3) подготовка договора;

5) выполнение и контроль;

6) проверка и оценка;

7) поставка и закрытие договора.

Процесс разработки.

Процесс разработки состоит из работ и задач, выполняемых разработчиком. Процесс включает работы по анализу требований, проектированию, программированию, сборке, тестированию, вводу в действие и приемке программных продуктов. В данный процесс могут быть включены работы, связанные с разработкой системы, если это оговорено в договоре. Разработчик выполняет или обеспечивает выполнение работ по данному процессу в соотв.с условиями договора.

Данный процесс состоит из следующих работ:

1) подготовка процесса;

2) анализ требований к системе;

3) проектирование системной архитектуры;

4) анализ требований к программным средствам;

5) проектирование программной архитектуры;

6) техническое проектирование программных средств;

7) программирование и тестирование программных средств;

8) сборка программных средств;

9) квалификационные испытания программных средств;

10) сборка системы;

11) квалификационные испытания системы;

12) ввод в действие программных средств;

13) обеспечение приемки программных средств.

Процесс эксплуатации.

Процесс эксплуатации состоит из работ и задач оператора. Процесс охватывает эксплуатацию программного продукта и поддержку пользователей в процессе эксплуатации. Так как эксплуатация программного продукта входит в эксплуатацию системы, работы и задачи данного процесса связаны с системой.

Данный процесс состоит из следующих работ:

5. Процесс сопровождения.

Процесс сопровождения состоит из работ и задач, выполняемых персоналом сопровождения. Данный процесс реализуется при изменениях программного продукта и соответствующей документации, вызванных возникшими проблемами или потребностями в модернизации или настройке. Целью процесса является изменение существующего программного продукта при сохранении его целостности. Данный процесс охватывает вопросы переносимости и снятия программного продукта с эксплуатации. Процесс заканчивается снятием программного продукта с эксплуатации.

Работы, выполняемые в данном процессе, характерны для процесса сопровождения, однако в данном процессе могут использоваться другие процессы, определенные в настоящем стандарте. Если в данном процессе используется процесс разработки, то персонал сопровож­дения выступает в роли разработчика. Если персонал сопровождения является поставщиком услуги по сопровождению, он реализует процесс поставки.

Данный процесс состоит из следующих работ:

1) подготовка процесса;

2) анализ проблем и изменений;

3) внесение изменений;

4) проверка и приемка при сопровождении;

6) снятие с эксплуатации.

3.7.3.Вспомогательные процессы ЖЦ ПС.

Существуют следующие вспомогательные процессы ЖЦ:

Процесс документирования.

Процесс документирования является процессом формализованного описания информации, созданной в процессе или работе ЖЦ. Данный процесс состоит из набора работ, при помощи которых планируют, проектируют, разрабатывают, выпускают, редактируют, распространяют и сопровождают те документы, в которых нуждаются все заинтересованные лица, такие как администраторы, инженеры и пользователи системы или программного продукта.

Данный процесс состоит из следующих работ:

1) подготовка процесса;2) проектирование и разработка;3) выпуск;4) сопровождение.

Данная структура охватывает жизненный цикл программных средств от концепции замыслов через определение и объединение процессов для заказа и поставки программных продуктов и услуг. Кроме того, данная структура предназначена для контроля и модернизации данных процессов.

Процессы, определенные в настоящем стандарте, образуют множество общего назначения. Конкретная организация, в зависимости от своих целей, может выбрать соответствующее подмножество процессов для выполнения своих конкретных задач. Поэтому настоящий стандарт следует адаптировать для конкретной организации, проекта или приложения. Настоящий стандарт предназначен для использования как в случае отдельно поставляемых программных средств, так и для программных средств, встраиваемых или интегрируемых в общую систему.

1 Область применения

1.1. Назначение

Настоящий стандарт устанавливает, используя четко определенную терминологию, общую структуру процессов жизненного цикла программных средств, на которую можно ориентироваться в программной индустрии. Настоящий стандарт определяет процессы, работы и задачи, которые используются: при приобретении системы, содержащей программные средства, или отдельно поставляемого программного продукта; при оказании программной услуги, а также при поставке, разработке, эксплуатации и сопровождении программных продуктов. Понятие программных средств также охватывает программный компонент программно-аппаратных средств.

Настоящий стандарт также определяет процесс, который может быть использован при определении, контроле и модернизации процессов жизненного цикла программных средств.

1.2 Область распространения

Настоящий стандарт применяется при приобретении систем, программных продуктов и оказании соответствующих услуг; а также при поставке, разработке, эксплуатации и сопровождении программных продуктов и программных компонентов программно-аппаратных средств как в самой организации, так и вне ее. Стандарт содержит также те аспекты описания системы, которые необходимы для обеспечения понимания сути программных продуктов и услуг.

Примечание - Процессы, реализуемые в жизненном цикле программных средств, должны быть совместимы с процессами, реализуемыми в жизненном цикле системы.

Стандарт также применяется при двусторонних отношениях сторон и может в равной степени применяться, если обе стороны принадлежат к одной и той же организации. Диапазон применения может простираться от неформального соглашения о сотрудничестве до официально заключаемого контракта (договора). Стандарт может использоваться одной из сторон для самоконтроля.

Стандарт не распространяется на готовые программные продукты, если они не входят в поставляемый продукт.

Стандарт предназначен для: заказчиков систем, программных продуктов и услуг; поставщиков; разработчиков; операторов; персонала сопровождения; администраторов проектов; администраторов, отвечающих за качество, и пользователей программных продуктов.

1.3 Адаптация настоящего стандарта

Настоящий стандарт определяет набор процессов, работ и задач, предназначенных для адаптации к условиям конкретных программных проектов. Процесс адаптации заключается в исключении неприменяемых в условиях конкретного проекта процессов, работ и задач.

Примечание - В договоре могут быть дополнительно предусмотрены уникальные или специальные процессы, работы и задачи.

1.4 Соответствие

Соответствие настоящему стандарту определяется как выполнение всех процессов, работ и задач, выбранных из настоящего стандарта в процессе адаптации (приложение А), для конкретного программного проекта. Выполнение процесса или работы считается завершенным, когда выполнены все требуемые для них задачи в соответствии с предварительно установленными в договоре критериями и требованиями.

Любая организация (например, национальная, промышленная ассоциация, компания), применяющая настоящий стандарт в качестве условия обеспечения торговых сделок, обязана определить и опубликовать минимальный набор требуемых процессов, работ и задач, который обеспечивает проверку соответствия поставщика настоящему стандарту.

1.5 Ограничения

Настоящий стандарт описывает архитектуру процессов жизненного цикла программных средств, но не определяет детали реализации или выполнения работ и задач, входящих в данные процессы.

Стандарт не предназначен для определения наименований, форматов или подробного содержания выпускаемой документации. Стандарт может требовать разработки документов одного класса или типа, например различных планов, но не предусматривает, чтобы такие документы разрабатывались или комплектовались раздельно или совместно. Решение этих вопросов оставлено на усмотрение пользователей настоящего стандарта.

Стандарт не предопределяет конкретной модели жизненного цикла или метода разработки программного средства. Пользователи, применяющие настоящий стандарт, должны сами выбирать модель жизненного цикла применительно к своему программному проекту и распределять процессы, работы и задачи, выбранные из настоящего стандарта, на данной модели; выбирать и применять методы разработки программных средств и выполнять работы и задачи, соответствующие конкретному программному проекту.

Стандарт не имеет противоречий с существующими в организациях стратегиями, стандартами или процедурами. Однако любые возникающие конфликтные ситуации должны быть разрешены, а любые противоречащие условия и ситуации должны быть упомянуты в примечаниях как исключения при применении настоящего стандарта.

В тексте настоящего стандарта приведен ряд перечней задач, однако ни один из перечней нельзя считать исчерпывающим, и они приведены в качестве примеров.

2 Нормативные ссылки

ГОСТ Р ИСО 9001-96* Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании

ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению

3 Определения

В настоящем стандарте применяются термины с соответствующими определениями по ИСО/МЭК 2382-1, ИСО/МЭК 2382-20 и ИСО 8402, а также приведенные ниже:

Статус документа: заменен Назначение ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99: Настоящий стандарт применяется при приобретении систем, программных продуктов и оказании соответствующих услуг; а также при поставке, разработке, эксплуатации и сопровождении программных продуктов и программных компонентов программно-аппаратных средств, как в самой организации, так и вне ее. Стандарт содержит также те аспекты описания системы, которые необходимы для обеспечения понимания сути программных продуктов и услуг Поправки и изменения к ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 стандарт не имеет поправок

Доступные для скачивания версии ГОСТ :

В данный момент версии документа не доступны для скачивания. Приносим извинения за предоставленные неудобства.

Чтобы получить представление о возможной структуре жизненного цикла ПО , обратимся сначала к соответствующим стандартам, описывающим технологические процессы. Международными организациями, такими как:

  • IEEE — читается "ай-трипл-и", Institute of Electrical and Electronic Engineers , Институт инженеров по электротехнике и электронике;
  • ISO — International Standards Organization, Международная организация по стандартизации;
  • EIA — Electronic Industry Association, Ассоциация электронной промышленности;
  • IEC — International Electrotechnical Commission , Международная комиссия по электротехнике;

а также некоторыми национальными и региональными институтами и организациями (в основном, американскими и европейскими, поскольку именно они оказывают наибольшее влияние на развитие технологий разработки ПО во всем мире):

  • ANSI — American National Standards Institute, Американский национальный институт стандартов;
  • SEI — Software Engineering Institute, Институт программной инженерии;
  • ECMA — European Computer Manufactures Association, Европейская ассоциация производителей компьютерного оборудования;

разработан набор стандартов, регламентирующих различные аспекты жизненного цикла и вовлеченных в него процессов. Список и общее содержание этих стандартов представлены ниже.

Группа стандартов ISO

  • ISO/IEC 12207 Standard for Information Technology — Software Life Cycle Processes[1] ( процессы жизненного цикла ПО , есть его российский аналог ГОСТ Р-1999[3]).

Определяет общую структуру жизненного цикла ПО в виде 3 ступенчатой модели, состоящей из процессов, видов деятельности и задач. Стандарт описывает вводимые элементы в терминах их целей и результатов, тем самым задавая неявно возможные взаимосвязи между ними, но не определяя четко структуру этих связей, возможную организацию элементов в рамках проекта и метрики, по которым можно было бы отслеживать ход работ и их результативность.

Самыми крупными элементами являются процессы жизненного цикла ПО (lifecycle processes) . Всего выделено 18 процессов, которые объединены в 4 группы.

Передача ПО (в использование);

Поддержка ПО Документирование;

Адаптация описываемых стандартом процессов под нужды конкретного проекта

Процессы строятся из отдельных видов деятельности (activities) .

Стандартом определены 74 вида деятельности , связанной с разработкой и поддержкой ПО. Ниже мы упомянем только некоторые из них.

  • Приобретение ПО включает такие деятельности, как инициация приобретения, подготовка запроса предложений, подготовка контракта, анализ поставщиков, получение ПО и завершение приобретения.
  • Разработка ПО включает развертывание процесса разработки , анализ системных требований, проектирование программно-аппаратной системы в целом, анализ требований к ПО, проектирование архитектуры ПО, детальное проектирование, кодирование и отладочное тестирование, интеграцию ПО, квалификационное тестирование ПО, системную интеграцию, квалификационное тестирование системы, развертывание (установку или инсталляцию) ПО, поддержку процесса получения ПО.
  • Поддержка ПО включает развертывание процесса поддержки, анализ возникающих проблем и необходимых изменений, внесение изменений, экспертизу и передачу измененного ПО, перенос ПО с одной платформы на другую, изъятие ПО из эксплуатации.
  • Управление проектом включает запуск проекта и определение его рамок, планирование, выполнение проекта и надзор за его выполнением, экспертизу и оценку проекта, свертывание проекта.

Каждый вид деятельности нацелен на решение одной или нескольких задач (tasks). Всего определено 224 различные задачи. Например:

  • Развертывание процесса разработки состоит из определения модели жизненного цикла , документирования и контроля результатов отдельных работ, выбора используемых стандартов, языков, инструментов и пр.
  • Перенос ПО между платформами состоит из разработки плана переноса, оповещения пользователей, выполнения анализа произведенных действий и пр.

Отличается от предыдущего нацеленностью на рассмотрение программно-аппаратных систем в целом.

В данный момент продолжается работа по приведению этого стандарта в соответствие с предыдущим.

ISO/IEC 15288 предлагает похожую схему рассмотрения жизненного цикла системы в виде набора процессов. Каждый процесс описывается набором его результатов (outcomes), которые достигаются при помощи различных видов деятельности .

Всего выделено 26 процессов, объединяемых в 5 групп.

Передача в использование;

Изъятие из эксплуатации

Адаптация описываемых стандартом процессов под нужды конкретного проекта

Помимо процессов, определено 123 различных результата и 208 видов деятельности , нацеленных на их достижение. Например, определение требований имеет следующие результаты:

  • Должны быть поставлены технические задачи, которые предстоит решить.
  • Должны быть сформулированы системные требования.

Деятельности в рамках этого процесса следующие.

  • Определение границ функциональности системы.
  • Определение функций, которые необходимо поддерживать.
  • Определение критериев оценки качества при использовании системы.
  • Анализ и выделение требований по безопасности.
  • Анализ требований защищенности.
  • Выделение критических для данной системы аспектов качества и требований к ним.
  • Анализ целостности системных требований.
  • Демонстрация прослеживаемости требований.
  • Фиксация и поддержка набора системных требований.

Определяет правила оценки процессов жизненного цикла ПО и их возможностей, опирается на модель CMMI (см. ниже) и больше ориентирован на оценку процессов и возможностей их улучшения.

В качестве основы для оценки процессов определяет некоторую базовую модель, аналогичную двум описанным выше. В ней выделены категории процессов, процессы и виды деятельности .

Определяются 5 категорий, включающих 35 процессов и 201 вид деятельности :

Определение нужд заказчика;

Проведение совместных экспертиз и аудитов;

Подготовка к передаче;

Поставка и развертывание;

Оценка удовлетворенности заказчиков

Обеспечение среды для работы

Планирование жизненного цикла;

Управление ресурсами и графиком работ;

Выделение системных требований и проектирование системы в целом;

Выделение требований к ПО;

Реализация, интеграция и тестирование ПО;

Интеграция и тестирование системы;

Сопровождение системы и ПО

Например, приобретение ПО включает такие виды деятельности , как определение потребности в ПО, определение требований, подготовку стратегии покупки, подготовку запроса предложений, выбор поставщика.

Группа стандартов IEEE

  • IEEE 1074-1997 — IEEE Standard for Developing Software Life Cycle Processes[8] (стандарт на создание процессов жизненного цикла ПО).

Нацелен на описание того, как создать специализированный процесс разработки в рамках конкретного проекта. Описывает ограничения, которым должен удовлетворять любой такой процесс, и, в частности, общую структуру процесса разработки . В рамках этой структуры определяет основные виды деятельностей , выполняемых в этих процессах, и документы, требующиеся на входе и возникающие на выходе этих деятельностей. Всего рассматриваются 5 подпроцессов, 17 групп деятельностей и 65 видов деятельности .

Например, подпроцесс разработки состоит из групп деятельностей по выделению требований, по проектированию и по реализации. Группа деятельностей по проектированию включает архитектурное проектирование, проектирование баз данных, проектирование интерфейсов, детальное проектирование компонентов.

Аналог ISO/IEC 12207, сменил ранее использовавшиеся стандарты J-Std-016-1995 EIA /IEEE Interim Standard for Information Technology — Software Life Cycle Processes — Software Development Acquirer - Supplier Agreement (промежуточный стандарт на процессы жизненного цикла ПО и соглашения между поставщиком и заказчиком ПО) и стандарт министерства обороны США MIL-STD -498.

Читайте также: