Горячее сердце островский краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Действующие лица

Главный герой пьесы — купец Павлин Курослепов. Он является собирательным образом зажиточного человека. Павлин был женат и от первого брака у него осталась дочка Параша. Второй супругой купца стала Харитонова Матрена. У Курослепова было два приказчика. Гаврило отвечал за лавку, Наркис — за дом.

Еще один центральный персонаж комедии — Тарас Тарасович Хлынов. Он очень богат и поэтому уверен, что имеет власть над всеми людьми. Его основные личностные качества:

  • распущенность;
  • недалекость;
  • зависимость от алкоголя;
  • никчемность.

Хлынов и Курослепов обладают деньгами, но все равно живут низменными интересами. Действия происходят в уездном городе Калинове.

В комедии Островского встречаются второстепенные персонажи:

  • Силан — дворник, дальний родственник Курослепова.
  • Градобоев — городничий.
  • Сидоренко — полицейский.
  • Вася Шустрый — недавно разорившийся купец.

Островский мастерски высмеивает его и обличает. Если проводить анализ пьесы, то станет понятна одна вещь — Хлынов нестрашный человек, скорее, противный. Поэтому нет смысла его бояться.

Утро в городе Калинов

Гавриил с Силаном решали повседневные проблемы и обсуждали предстоящий день. Но стоит им завидеть Курослепова, как сразу прячутся. Павлин перестал различать сон и явь, он плохо себя чувствует и пытается понять, что происходит. Выходит Силан и купец начинает подробно расспрашивать его. Курослепов узнал, надежно ли заперты ворота и установлено ли наблюдение за домом. Силан поспешил убедить господина в том, что все в порядке и по двору ходит собака. Поэтому купец может не бояться краж.

Курослепов еще немного постоял на крыльце и ушел. Тогда пришел Гаврила и начал играть на гитаре. Он пел незамысловатые песни, а чуть позже приходит Наркис. Затем выходит Павлин и начинает ругаться. Гаврила убегает и сталкивается с Матреной, Парашей. Женщины ругают его.

Позже мачеха сильно ругается с падчерицей. Она настаивает на том, чтобы девочка вышла замуж по расчету. Но у Параши уже есть возлюбленный — Вася Шустрый. Он хороший парень, но беден и это не устраивает Матрену.

Вечером Параша отправляется на свидание к Васе. Юноша страстно обещает ей, что ещё немного и он попросит ее руки у Павлина. Девушка вздыхает и понимает, что нескоро ее возлюбленный решится на это. Влюбленные ссорятся, после чего Вася идет к Гавриле. Приказчик поучает друга и рассказывает ему тонкости любовных отношений.

В это время Курослепов принимает у себя городничего Градобоева. Он рассказывает купцу о нападении разбойников. В грабежах обвиняют Васю. Его арестовывают, Шустрый успевает попросить Гаврилу рассказать все Параше.

Судьба Васи

Для девушки новость об аресте любимого стала ударом. Она уходит к крестной и отказывается с кем-то разговаривать. Поговорить к ней приходит мещанин Аристарх. Он рассказывает ей об арестантах и предлагает увидеть Васю. Позже Аристарх беседует с Курослеповым и Градобоевым. Потом приходит еще Хлынов и другой барин.

Мещанин уговаривает Тараса Тарасовича выкупить Ваську. По его словам, юноша работящий и полезный. Хлынов соглашается, молодой человек его благодарит. Параша не знала о судьбе возлюбленного.

Как-то раз девушка шла по лесу с Гаврилой и богомолками. Неожиданно они встречают людей Хлынова. Тарас Тарасович начал упрашивать девушку выйти за него замуж, но она непреклонна. Тогда приводят Васю и рассказывают, что он стал обычным слугой.

В итоге Параша выходит замуж за Гаврилу. Она предпочла свободу и поэтому согласилась на брак с обычным человеком.

Краткое содержание комедии Островского позволяет увидеть только основные события сюжета. Но для лучшего понимания и погружения в атмосферу лучше прочитать произведение целиком.

Барин Павлин Павлинович Курослепов выйдя на крыльцо своего дома, начал подробно расспрашивать Силана проверял ли тот ворота, и внимательно ли он наблюдает за домом. На что Силан ответил, что, как и положено, он обходит дом по нескольку раз, проверяя всё ли в порядке, висит ли замок. Ещё он добавил, что у них во дворе ещё и собака ходит, поэтому кражи им не страшны.

Курослепов ушёл, успокоясь, а на крыльце показался весёлый парень Гаврило с гитарой. Перебирая струны, он громко и по-простому пел незамысловатые куплеты. Он вдруг заметил барина, который выбежал на его голос, и пустился со всех ног, пряча свою драгоценную гитару.

Убегая от Павлина Павлиныча, он попался под ноги Параше, дочери барина, которая разговаривает с мачехой. Матрёна, что-то доказывает падчерице, но Параша упрямо стоит на своём. Гаврило на пару минут прервал этот разговор, вызвав негодование у женщин, и весело побежал дальше.

Вырвавшись от мачехи, Параша спешит на свидание с бедным парнем Васей, который ждёт её недалеко от дома. Василий объясняет Прасковье, что когда-нибудь он попросит её руки у Павлина Павлиныча. Девушка вздыхает, понимая, что она скорее состарится, чем отец одобрит пылкий порыв Василия.

Для того, чтобы избежать солдатской участи, Василию подворачивается случай пойти служить скоморохом. Его поступок полностью разочаровал Парашу.

Тем временем Павлин Павлиныч спрашивает свою дочь, за кого бы она хотела пойти замуж. Он уверяет, что отдаст её за того, кто её сердцу мил. Параша просит обвенчать её с Гаврилой. А Вася ушёл прочь.

Читать краткое содержание Горячее сердце. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Островский. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Горячее сердце

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Осиротевший в младенчестве Тристан, достигнув совершеннолетия, отправляется в Тинтагель ко двору короля Марка, своего родственника. Там он совершает первый подвиг, убивает страшного великана Моргольта, но оказывается ранен

Тимофей Васильевич искал своего племянника Сергея Власова, которого не видел уже семь лет, и совершенно случайно встретил его в трамвае. Он собирался было оплатить проезд, но заметил, что лицо кондуктора ему знакомо. Им и оказался разыскиваемый племянник.

Действие романа начинается в 1930-м году. В то время, когда процветала коллективизация. Когда у зажиточных крестьян, так называемых кулаков, отбирали всё, что они нажили своим непосильным трудом.

Я с трудом узнал Егора. Раньше это был весёлый бодрый парень, а сейчас весь осунулся. Он рассказал, что давно не занимается охотой из-за Утопыша, своего пса.

Действующие лица

Главный герой пьесы — купец Павлин Курослепов. Он является собирательным образом зажиточного человека. Павлин был женат и от первого брака у него осталась дочка Параша. Второй супругой купца стала Харитонова Матрена. У Курослепова было два приказчика. Гаврило отвечал за лавку, Наркис — за дом.

Еще один центральный персонаж комедии — Тарас Тарасович Хлынов. Он очень богат и поэтому уверен, что имеет власть над всеми людьми. Его основные личностные качества:

Действующие лица пьесы

  • распущенность;
  • недалекость;
  • зависимость от алкоголя;
  • никчемность.

Хлынов и Курослепов обладают деньгами, но все равно живут низменными интересами. Действия происходят в уездном городе Калинове.

В комедии Островского встречаются второстепенные персонажи:

  • Силан — дворник, дальний родственник Курослепова.
  • Градобоев — городничий.
  • Сидоренко — полицейский.
  • Вася Шустрый — недавно разорившийся купец.

Островский мастерски высмеивает его и обличает. Если проводить анализ пьесы, то станет понятна одна вещь — Хлынов нестрашный человек, скорее, противный. Поэтому нет смысла его бояться.

Утро в городе Калинов

Гавриил с Силаном решали повседневные проблемы и обсуждали предстоящий день. Но стоит им завидеть Курослепова, как сразу прячутся. Павлин перестал различать сон и явь, он плохо себя чувствует и пытается понять, что происходит. Выходит Силан и купец начинает подробно расспрашивать его. Курослепов узнал, надежно ли заперты ворота и установлено ли наблюдение за домом. Силан поспешил убедить господина в том, что все в порядке и по двору ходит собака. Поэтому купец может не бояться краж.

Утро в городе Калинов

Курослепов еще немного постоял на крыльце и ушел. Тогда пришел Гаврила и начал играть на гитаре. Он пел незамысловатые песни, а чуть позже приходит Наркис. Затем выходит Павлин и начинает ругаться. Гаврила убегает и сталкивается с Матреной, Парашей. Женщины ругают его.

Позже мачеха сильно ругается с падчерицей. Она настаивает на том, чтобы девочка вышла замуж по расчету. Но у Параши уже есть возлюбленный — Вася Шустрый. Он хороший парень, но беден и это не устраивает Матрену.

Вечером Параша отправляется на свидание к Васе. Юноша страстно обещает ей, что ещё немного и он попросит ее руки у Павлина. Девушка вздыхает и понимает, что нескоро ее возлюбленный решится на это. Влюбленные ссорятся, после чего Вася идет к Гавриле. Приказчик поучает друга и рассказывает ему тонкости любовных отношений.

В это время Курослепов принимает у себя городничего Градобоева. Он рассказывает купцу о нападении разбойников. В грабежах обвиняют Васю. Его арестовывают, Шустрый успевает попросить Гаврилу рассказать все Параше.

Судьба Васи

Для девушки новость об аресте любимого стала ударом. Она уходит к крестной и отказывается с кем-то разговаривать. Поговорить к ней приходит мещанин Аристарх. Он рассказывает ей об арестантах и предлагает увидеть Васю. Позже Аристарх беседует с Курослеповым и Градобоевым. Потом приходит еще Хлынов и другой барин.

Мещанин уговаривает Тараса Тарасовича выкупить Ваську. По его словам, юноша работящий и полезный. Хлынов соглашается, молодой человек его благодарит. Параша не знала о судьбе возлюбленного.

Вася и Параша

Как-то раз девушка шла по лесу с Гаврилой и богомолками. Неожиданно они встречают людей Хлынова. Тарас Тарасович начал упрашивать девушку выйти за него замуж, но она непреклонна. Тогда приводят Васю и рассказывают, что он стал обычным слугой.

В итоге Параша выходит замуж за Гаврилу. Она предпочла свободу и поэтому согласилась на брак с обычным человеком.

Краткое содержание комедии Островского позволяет увидеть только основные события сюжета. Но для лучшего понимания и погружения в атмосферу лучше прочитать произведение целиком.

Главный герой пьесы — купец Павлин Курослепов. Он является собирательным образом зажиточного человека. Павлин был женат и от первого брака у него осталась дочка Параша. Второй супругой купца стала Харитонова Матрена. У Курослепова было два приказчика. Гаврило отвечал за лавку, Наркис — за дом.

Еще один центральный персонаж комедии — Тарас Тарасович Хлынов. Он очень богат и поэтому уверен, что имеет власть над всеми людьми. Его основные личностные качества:

  • распущенность;
  • недалекость;
  • зависимость от алкоголя;
  • никчемность.

Хлынов и Курослепов обладают деньгами, но все равно живут низменными интересами. Действия происходят в уездном городе Калинове.

В комедии Островского встречаются второстепенные персонажи:

  • Силан — дворник, дальний родственник Курослепова.
  • Градобоев — городничий.
  • Сидоренко — полицейский.
  • Вася Шустрый — недавно разорившийся купец.

Островский мастерски высмеивает его и обличает. Если проводить анализ пьесы, то станет понятна одна вещь — Хлынов нестрашный человек, скорее, противный. Поэтому нет смысла его бояться.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Павлин Павлиныч Курослепов
,
именитый купец
.

Матрена Харитоновна

,
дочь его от первой жены
.

,
приказчик Курослепова (по дому)
.

,
приказчик (по лавке)
.

Вася Шустрый

,
сын недавно разорившегося купца
.

,
дальний родственник Курослепова, живет в дворниках
.

Двор: направо от зрителей крыльцо хозяйского дома, рядом дверь в комнату, где живут приказчики; налево флигелек, перед ним звено забора, перед флигелем кусты, большое дерево, стол и скамья, на заднем плане ворота.

Летний вечер, восьмой час.

Действие происходит лет 30 назад в уездном городе Калинове.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Гаврило
(сидит на скамье с гитарой)
, Силан
(с метлой стоит подле)
.

Слышал ты, пропажа-то у нас?

Вот она где у меня сидит, пропажа эта. По этому случаю, теперь, братцы мои – господа приказчики, У меня чтоб аккуратно: в девятом часу чтоб дома, и ворота на запор. А уж это, чтоб по ночам через забор лазить, – уж это заведение надо вам бросить; а то сейчас за ворот, да к хозяину.

Чудак ты человек, да коли нужно.

Мое дело: было б сказано, а там, как знаете! Я теперь необнаковенно зол, вот как зол, беда!

Гаврило бренчит на гитаре. Силан молча смотрит ему на руки. Доходишь?

Дохожу помаленьку.
(Поет и аккомпанирует себе)
:

Ни папаши, ни мамаши, Дома нету никого, Дома нету никого, Полезай, милый, в окно.

Песня расчудесная, в какой хочешь компании пой; только вот перебор… смотри хорошенько! Видишь? не выходит, да и на поди!

Я так полагаю, друг любезный, тебе это самое занятие лучше бросить.

Зачем же мне его бросать, дядюшка Силантий? Что я труда положил, ты то подумай!

Много тебе муки мученицкой за него.

Мука-то ничего, а убытку много, это верно; потому гитара струмент ломкий.

Ежели ее с маху да об печку, тут ей и конец.

Конец, братец ты мой, конец, плакали денежки.

Об печку? А? Придумал же хозяин экую штуку; как увидит эту самую гитару и сейчас ее об печку! Чудно!

Гаврило
(со вздохом)
. Не все об печку, дядюшка Силантий, две об голову мою расшиб.

И довольно это, должно быть, смешно; потому гул по всему дому.

Кому смешно, а мне…

Больно? Само собой, если краем…

Ну, хоть и не краем… Да уж я за этим не гонюсь, голова-то у меня своя, не купленая; а за гитары-то я деньги плачу.

И то правда. Голова-то поболит, поболит, да и заживет; а гитару-то уж не вылечишь.

А что, не убираться ли мне! Как бы хозяин не увидал.

Нет! Где! Он спит по обнаковению. Ночь спит, день спит; заспался совсем, уж никакого понятия нету, ни к чему; под носом у себя не видит. Спросонков-то, что наяву с ним было, что во сне видит, все это вместе путает; и разговор станет у него не явственный, только мычит; ну, а потом обойдется, ничего.

Гаврило
(громко поет)
:

Ни папаши, ни мамаши, Дома нету никого. Курослепов выходит на крыльцо.

Постой-ка! Никак вышел! И то! Уходи от греха! Или стой! Притулись тут; он дальше крыльца не пойдет, потому ленив.

Гаврило прячется.

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Курослепов и Силан.

Курослепов
(садится на крыльцо и несколько времени зевает)
. И с чего это небо валилось? Так вот и валится, так вот и валится. Или это мне во сне, что ль? Вот угадай поди, что такое теперь на свете, утро или вечер? И никого, прах их… Матрена! Ни дома, ни на дворе, чтоб им!… Матрена! Вот как оно страшно, когда не знаешь, что на свете… Жутко как-то. И сон это я видел али что? Дров будто много наготовлено и мурины. Для чего, говорю, дрова? Говорят: грешников поджаривать. Неужто ж это я в аде? Да куда ж это все провалились? И какой это на меня страх сегодня! А ведь небо-то никак опять валится? И то валится… Батюшки! А теперь вот искры. И что, ежели вдруг теперь светопреставление! Ничего мудреного нет! Оченно это все может случиться, потому… вот смолой откуда-то запахло и пел кто-то диким голосом и звук струнный или трубный, что ли… Не поймешь.

Бьют часы городские.

Раз, два, три, четыре, пять (считает, не слушая)

, шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать.

Часы, пробив восемь, перестают.

Только? Пятнадцать!… Боже мой, боже мой! Дожили! Пятнадцать! До чего дожили! Пятнадцать. Да еще мало по грехам нашим! Еще то ли будет! Ежели пойти выпить для всякого случаю? Да, говорят, в таком разе хуже, а надо чтобы человек с чистой совестью… (Кричит).

Где ты пропадаешь? Этакое дело начинается…

Нигде не пропадаю, тут стою, тут, тебя берегу.

То-то, мол! Живы еще все покудова?

Домочадцы и все православные христиане?

Ты очувствуйся! Умойся поди!

Источники водные еще не иссяклись?

А где же теперь жена?

Вот этакий теперь случай; она должна при муже.

Ну, уж это ее дело.

Какие гости! Нашла время! Страх этакий.

Всем в услышание пятнадцать-то часов било.

Ну, пятнадцать, не пятнадцать, а девятый час это точно… ужинать теперь бы самое время, да опять спать.

Ты говоришь, ужинать?

Да, уж это беспременно. Уж ежели что положение, без того нельзя.

Так это, значит, мы вечером?

И все, как бывает завсегда? Ничего такого?

А я было как испугался! Мало ли я тут, сидя, чего передумал. Представилось мне, что последний конец начинается. Да ведь и то сказать, долго ли.

В соборе отошли?

Курослепов
(запевает)
. Но, яко… Ты ворота запер?

Пойти посмотреть за тобой.

Пройдись малость, лучше тебе…

А ты спи больше, так и всего обворуют.

Вам разве хозяйского жаль! Еще я с тобой… погоди.

Ну да, как же! Испугался! С меня взять нечего. Я свое дело делаю, я всю ночь хожу, опять же собаки… Я хоть к присяге. Не токма что вор, муха-то не пролетит, кажется. У тебя где были деньги-то?

Не успел я в сундук-то убрать, под подушкой были, в чулки спрятаны.

Ну, кому же возможно, сам посуди! В чулки прячешь, – так вот ты чулки-то и допроси хорошенько!

Рассказывай. А вот взять тебя за волосы, да, как бабы белье полощут…

Опять же вина не наготовишься, целыми бутылями пропадает.

С того ищи, кто пьет, а меня бог миловал.

Кто бы это украл?

Уж, кажется, кабы…

Ну, да уж и я бы…

Курослепов
(нараспев)
. Но, яко… Так ужинать ты говоришь?

После. Ты у меня…
(Грозит).
Слушай! Я, брат, ведь нужды нет, что ты дядя. А у меня, чтоб всё, двери, замки, чтоб все цело! Пуще глазу, как зеницу ока, береги. Мне из-за вас не разориться.

Ну, да уж и довольно! Сказано, и будет.

Ежели которого нет, не отпирай, пусть за воротами ночует; только хозяйку пусти. А ежели посторонних кого к ним, хоть знакомый-раззнакомый, ни под каким видом. У меня тоже дочь невеста.
(Уходит в дом).

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Силан, Гаврило и потом Вася Шустрый.

Силан
(подходит к Гавриле)
. Вылезай, ничего!

Ушел. Вот теперь поужинает, да опять спать. А отчего это он спит так? Оттого, что капитал! А ты вот тут майся всю ночь. Награбил денег, а я ему их стереги! Две тысячи рублей! Легко сказать! От твоего, говорит, несмотрения! Каково мне на старости лет попреки слушать! Уж, кажется, кабы мне этого вора! Уж я б ему!… То есть, кажется, зубами бы загрыз! Ну, вот покажись теперь, вот так метлой прямо ему…
(Увидав Васю, который показывается на заборе).
Постой, постой! Вот он! Погоди, дай ему с забору-то слезть.
(Бросается на него с метлой).
Караул!

Что ты, что ты! Не кричи, я свой!

Силан
(ухватив его за ворот)
. И то, никак, свой! О, чтоб тебя! Перепугал. Ты зачем же через забор-то? Кара…

Не кричи, сделай милость. Я к вам посидеть, больно скучно дома-то.

Коли ты к вам честью, на то есть ворота.

Ворота заперты, а стучать – пожалуй, хозяин услышит.

Силан
(держит его за ворот)
. А где ж это показано, чтоб через забор? Ка… ка…

Сделай такую милость! Ведь ты меня знаешь; разве я в первый раз?

Знаю я, что ты и прежде через забор лазил, да раз на раз не приходит; прежде взыску не было, а теперь вон две тысячи рублей пропало. Вот оно что значит вас баловать!

Ведь не я украл, ты сам знаешь, какое ж мне до этого дело!

Силан
(трясет его за ворот)
. Тебе нет дела! – Тебе нет дела! Стало быть, я один за всех отвечай! Вам никому нет дела. Все я! Вот ты у меня теперь запоешь! Караул!

Да полно ты его мытарить-то.

Силан
(Васе)
. Кланяйся в ноги!

Вася кланяется.

Вот так! (Берет его за ворот).

Зачем же ты меня опять за ворот-то взял?

Для всякой осторожности. Что, отец здоров?

Знаю ведь я, зачем ты пришел; да нет ее дома, в гости ушла.

Силан
(держа его за ворот)
. В гости ушла, друг любезный. Вот погоди, придет. Вот придет, так повидайся, что ж!

Да полно тебе мудрить-то надо мной. Что ты меня за ворот-то держишь?

А вот что: не свести ли мне тебя к хозяину покудова?

Силантий Иваныч, есть ли на тебе крест?

Силан
(отпускает)
. Ну, бог с тобой. Сиди здесь! Только чтоб честно и благородно; а ежели что, сейчас руки назад и к хозяину. Понял?

Что же мне понимать-то?

Ну, то-то же. Мне было б сказано.
(Отходит и стучит в доску).
Гаврило.

Что тебя не видать давно?

Недосужно было. Ну, Гаврик, какие я чудеса видел, так, кажется, всю жизнь не увидишь!

Да. Он уж теперь подряды бросил.

Разве у тебя уж делов теперь нет никаких?

Какие дела! Все врозь ползет, руки отваливаются. В люди итти не хочется от этакого-то капиталу; я тоже человек балованый…

А ведь поневоле пойдешь, как есть-то нечего будет.

Ну, там что бог даст, а покуда погуляю.

Что же ты, какие диковины видел у Хлынова?

Чудеса! Он теперь на даче живет, в роще своей. И чего-чего только у него нет! Б саду беседок, фонтанов наделал; песельники свои; каждый праздник полковая музыка играет; лодки разные завел и гребцов в бархатные кафтаны нарядил. Сидит все на балконе без сертука, а медали все навешаны, и с утра пьет шампанское. Круг дому народ толпится, вес на него удивляются. А когда народ в сад велит пустить, поглядеть все диковины, и тогда уж в саду дорожки шампанским поливают. Рай, а не житье!

А ведь из крестьян недавно.

Ум такой имеет в себе. Уж каких-каких только прихотей своих он не исполняет! Пушку купил. Уж чего еще! Ты только скажи! А? Пушку! Чего еще желать на свете? Чего теперь у него нет? Все.

Да на что же пушку?

Как на что, чудак! По его капиталу необходимая это вещь. Как пьет стакан, сейчас стреляют, пьет другой – стреляют, чтобы все знали, какая честь ему передо всеми. Другой умрет, этакой чести не дождется. Хоть бы денек так пожил.

Где уж нам! Ты моли бога, чтобы век работа была, чтобы сытым быть.

Еще барин с ним. Он его из Москвы привез, за сурьезность к себе взял и везде возит с собой для важности. Барин этот ничего не делает и все больше молчит, только пьет шампанское. И большое ему жалованье положено за вид только за один, что уж очень необыкновенные усы. Вот тоже этому барину житье, умирать не надо.

Эх, брат Вася! Кому ты позавидовал! Нынче он этого барина шампанским поит, а завтра, может быть, надругается да прогонит. Хорошо, как деньжонки есть, а то и ступай пешком в Москву. А ты, хоть с грошом в кармане, да сам себе господин.

А то у него еще другой атютант есть, здешний мещанин, Алистарх.

Что ж ты у него делал?

Меня Алистарх позвал. Они теперь эту самую игру-лодку всю по-своему переделали. Лодка настоящая и ездят по пруду кругом острова, а на острову закуска и вина приготовлены, а Алистарх хозяином, одет туркой. Три дня кряду эту игру играли, надоела.

Подходит Наркис.

Утро в городе Калинов

Гавриил с Силаном решали повседневные проблемы и обсуждали предстоящий день. Но стоит им завидеть Курослепова, как сразу прячутся. Павлин перестал различать сон и явь, он плохо себя чувствует и пытается понять, что происходит. Выходит Силан и купец начинает подробно расспрашивать его. Курослепов узнал, надежно ли заперты ворота и установлено ли наблюдение за домом. Силан поспешил убедить господина в том, что все в порядке и по двору ходит собака. Поэтому купец может не бояться краж.

Курослепов еще немного постоял на крыльце и ушел. Тогда пришел Гаврила и начал играть на гитаре. Он пел незамысловатые песни, а чуть позже приходит Наркис. Затем выходит Павлин и начинает ругаться. Гаврила убегает и сталкивается с Матреной, Парашей. Женщины ругают его.

Позже мачеха сильно ругается с падчерицей. Она настаивает на том, чтобы девочка вышла замуж по расчету. Но у Параши уже есть возлюбленный — Вася Шустрый. Он хороший парень, но беден и это не устраивает Матрену.

Вечером Параша отправляется на свидание к Васе. Юноша страстно обещает ей, что ещё немного и он попросит ее руки у Павлина. Девушка вздыхает и понимает, что нескоро ее возлюбленный решится на это. Влюбленные ссорятся, после чего Вася идет к Гавриле. Приказчик поучает друга и рассказывает ему тонкости любовных отношений.

В это время Курослепов принимает у себя городничего Градобоева. Он рассказывает купцу о нападении разбойников. В грабежах обвиняют Васю. Его арестовывают, Шустрый успевает попросить Гаврилу рассказать все Параше.

Вы не знаете: раскололось ли небо?

Вот какой вопрос интересует театр, когда он интерпретирует Островского. Уже за одно это уважаю спектакль и его создателей во главе с режиссером и автором сценической композиции Егором Перегудовым.

В театре ведь все просто (теоретически): если зритель чувствует в герое на сцене человеческую боль — такой человек ему интересен. Не чувствует — то и интереса нет. В некоторых моментах спектакля эта боль прорывается сквозь осовременивание героев.

Думаю, что в этой постановке одну из лучших своих театральный ролей сыграл Василий Мищенко. Крутится-вертится странная, бессмысленная и суетливая жизнь и, как волна об утес, разбивается о Павлина Павлиновича Курослепова. А того интересует, в сущности, один вопрос: дало небо трещину или нет? И когда в конце спектакля небо падает, нестерпимо жалко становится всех героев спектакля, а Павлина Павлиновича в особенности.

А, во-вторых, несмотря на суетливость происходящего на сцене, Перегудов дает каждому актеру возможность проявить боль своего персонажа. Блистательно играют небольшие, в общем, роли приказчиков Дмитрий Смолев и Сергей Гирин. Трогательна и печальна Параша Светланы Ивановой. Может быть, чересчур узнаваем, чересчур современен и как-то уж совсем гламурен богатый купец Хлынов Артура Смольянинова, но его героя долго не забудешь. Иван Стебунов играет драму попранного человеческого достоинства — очень трудная задача, но уже известный молодой актер справляется.

Трудно замечательному актеру Владиславу Ветрову играть городничего, не скатываясь на пародию на современных начальников. В лучших моментах роли ему это удается.

… Выйдя из театра, я посмотрел на небо: как оно там, держится ли, родное?

Читайте также: