Город древней греции где появились 1 школы античности

Обновлено: 05.07.2024

В Древней Греции во II в. до н. э. сложилась особая трехступенчатая система образования.

В Древней Греции и в эллинистических государствах во II в. до н. э. сложилась особая трехступенчатая система образования — эта структура просуществовала вплоть до самого конца античности. Первая образовательная ступень — обучение письму, чтению, счету; вторая ступень — грамматическая школа. Обязательным элементов обучения было тут чтение классических писателей (поэтов, ораторов, историков) с объяснениями из всех областей знаний. К 16-ти годам обучение в школе заканчивалось, и начиналось образование третьей ступени — риторская школа. Основной целью этого этапа обучения было практическое овладение искусством письменного и устного слова, то есть ораторским искусством. Также изучались элементы права (в качестве приготовления к карьере судебного оратора) и философия (логика и этика). С высшим гуманитарным образованием риторской школы сосуществовало и конкурировало специальное высшее образование в философской школе, которое претендовало на статус альтернативного источника получения знаний.

Обучение музыки в древнегреческой школе.

Иллюстрация 2.jpg

В истории Древней Греции особую роль сыграли два государства-полиса — Афины и Спарта. В каждом из них сформировались собственные уникальные системы воспитания, обучения и образования. Именно с возникновением полисной системы государственного управления вопросы образования стали властной прерогативой, а государство взяло на себя расходы по обучению граждан. Так, идеалом афинского воспитания стала модель, сводящаяся к достаточно абстрактному понятию — совокупность добродетелей.

Тут подразумевалось всестороннее развитие гармоничной личности, одновременно обладающей развитым интеллектом и близким к идеальному телом. Считалось, что достичь подобной эталонной модели саморазвития и самосовершенствования был вправе только свободный и имущий гражданин Афин. Соревновательный принцип (агонистика) стал основой для образовательных и воспитательных практик древних афинян. Дети и юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных дискуссиях, тем самым оттачивая свои лучшие качества, обретая уверенность в себе и соответствующую репутацию в афинском обществе.

Иллюстрация 4.jpg

Юные спартанцы. Э.Дега.

Помимо тренировок телесных, спартанцы высоко ценили и интеллектуальное образование. По их мнению, важно было не только уменье понимать и ловко вести житейские дела, что приобреталось с опытом и во время разговоров с мудрыми людьми, но и уменье выражать свои мысли коротко и ясно. Спартанцы были изворотливы, хитры, славились искусством давать четкие ответы, говорить по делу и лаконично. Важнейшим умственным достоинством спартанца, военного человека, было искусство быстро сообразить суть дела и без колебаний, не теряя времени, действовать, как велят государственные предписания.

Что касается воспитания девочек, то в целом, оно велось в таком же духе, как и воспитание мальчиков. Однако отношение спартанцев к женщине носило поистине рыцарский характер. Брак заключался с момента похищения невесты: был обычай, что в первое время супружества муж должен видеться с женой лишь украдкой, что придавало отношениям молодых супругов романтическую таинственность. В целом, положение женщины в Спарте было свободнее и почётнее, чем в остальной Греции. Привыкнув с детства чувствовать себя частью социума и принимать живое участие в общественных делах, они разделяли политические интересы мужчин, симпатизировали их воинственности, их образу жизни, и потому пользовались уважением. Другие греки говорили даже, что в Спарте именно женщины правят бал.


Древняя Греция и, в частности, Афины – это не только колыбель архитектуры, но и фундамент европейской цивилизации. Греческие мыслители сконцентрировали на территории своей страны знания, привезенные из разных государств. Это и Малая Азия, Египет, Византия. А в последующем греческие науки, развитые и преумноженные, стали базой знаний все для тех же соседних стран, со своеобразной культурой и традициями.

Греческие мыслители по-особенному собирали и систематизировали знания, проводили разнообразные исследования.

Греческое образование


Уже во времена Античности древние греки задумывались об образовании подрастающего поколения. Да и во все времена греки стремились дать детям не только знания, но и воспитать порядочных, интеллектуальных, здоровых, развитых физически и нравственно представителей общества. Ценились не только красота тела, но больше ум, честь и совесть.

Неграмотных людей в Греции практически не было. Об этом свидетельствуют исторические источники, датированные еще 5 веком до н.э. Впрочем, изначально обучение шло на дому, но позже были созданы школы, гимназии.

В самой же школе у каждого из детей было как минимум 3 педагога:

  • Грамматист.
  • Учитель-знаток церковных порядков.
  • Музыкант.

Главным являлся грамматист. В его ведении было обучение детей не только письму и грамоте, но и счету. Грамматист вместе со своими учениками изучал и скандировал разнообразные поэмы. Особенным почетом пользовались басни Эзопа, произведения Гомера.

Привычными в нашем понимании тетрадями были пара дощечек, скрепленных между собой. Диптихи раскрывали как книгу. Внутри дощечки натирали воском. Писали палочкой, вылитой из металла (стилусом). После написания текст можно было стереть прикрепленной к обратной стороне такой своеобразной тетради лопаткой. В некоторых случаях диптихи использовали в качестве конвертов, скреплялись печатями и отправлялись различным адресатам.

Счету детей учили на камешках. Если расчеты были сложными, применяли абак. Кстати, этот способ используют и поныне, причем в разных странах.


Религиоведение в нашем понимании, а в Греции обучение церковным ремеслам и песнопениям велось не менее интенсивно, чем грамматике. В Греции было много религиозных праздников, на которые всегда собиралось много народу. Повсеместно исполнялись на таких празднествах церковные песни.

В греческих полисах было очень престижно расти ловким, сильным, гибким, выносливым, физически крепким, умным, начитанным, просвещенным. Мальчиков готовили и к военной службе. Педотрибу по силам было научить подрастающее поколение метанию копья, диска, бегу, плаванию, борьбе, прыжкам в длину и высоту, езде верхом. Дети выступали на различных гимнастических соревнованиях.

По достижении 16, в некоторых полисах 18 лет, мальчики продолжали свое образование в гимназиях. Это был более высокий уровень, нежели школа. Не менее популярны для детей этого возраста были школы риторов или философов.

Обучение представительниц прекрасной половины


Что же касается девочек, то и их обучали грамоте. Только делалось это под присмотром мам. Юная женская половина не только постигала азы разнообразных наук, но и приобщалась к домашнему труду. С малых лет девочек учили рукоделию, ткацкому делу, они пряли. Обязательными в программе обучения были танцы и пение. Это становилось необходимым при участии в обрядах и ритуальных праздниках.

Не обходили стороной и литературу. По свидетельству разных источников, уже в 7 в. до н.э. практически во всех областях Греции повсеместно строились школы для девочек. Там они занимались поэзией, танцами, пением, обучались игре на разных инструментах. Наиболее известным таким учебным заведением была школа Сапфо. Известная поэтесса руководила ей довольно долгое время. Кстати, в источниках можно найти стихи Сапфо, посвященные ее воспитанницам. По этим строкам легко понять, что образование юные дамы получали в атмосфере непревзойденной красоты и изящества.

Спарта

Обучение детей Спарты проходило совсем по-другому, нежели в других греческих полисах. Тут воспитание сводилось исключительно к целям физического развития и создания воинствующего гражданина. Что касается женщин, в них воспитывали дух матери воина.

Девочки Спарты не меньшее внимание уделяли занятиям спортом. Доводилось им даже состязаться с мальчишками на различных соревнованиях. А вот музыкой и различными другими искусствами, спартанцы, даже девочки, занимались в разы меньше.

Афины


В древней Греции, в отличие от спартанцев, широко была известна и афинская школа. Она ведет свое летоисчисление с 5 в. до н.э. Позже практически все города-полисы придерживались принципов афинского воспитания или приближенных к ним основ.

Огромное внимание уделялось умственному развитию, но и о физических данных юных греков не забывали. Кстати, гражданин этого государства должен был вырасти нравственно и разносторонне развитым.

Афиняне шли в школы в возрасте 7 лет. Обучение могло проходить и индивидуально, если достаток семьи позволял. Но чаще дети занимались в группах. Как только были преодолены первые пороги обучения азбуке, счету, письму, детям давали более сложные задания. Первые из них и, пожалуй, единственные – учение стихов наизусть. Все, больше, школярам ничего не задавали. Дальше – высшая школа.

Давать образование в гимназиях, лицеях и тем более в университетах, по силу было не каждой греческой семье. Слишком дорого стоило обучение. А уж после реформ Солона, и в школы детей отдавали не все родители. Стало принято образовывать чад неформально, а именно, давать им простейшие навыки письма и счета, а также чтения. Грамоте, как могли, обучали родители. Некоторые нанимали учителей, но большинство использовало труд рабов.

Впрочем, гимназии после 5 в. до н.э. модифицировались. В Афинах они стали центрами педагогики и науки. На этих площадках процветали свободные искусства

Смотрите также

Чудотворные иконы афонских монастырей

На Святой горе Афон есть чудесный монастырь Пантократор. Именно там сейчас находится этот чудотворный образ в серебряной ризе. Божья Мать изображена в молитве. Она простирает руки к небу. Много историй есть, связанных с чудодейственной силой Образа Пресвятой Богородицы Геронтисса.

Какие острова посетить в Греции в первую очередь.

Лето в Греции – это в первую очередь, море и экскурсии по знаменательным местам. Также, Греция знаменита своими островами, с которыми связано множество мифов и слышал их, наверно, каждый. Так, какие же острова Греции посетить в первую очередь? Каждый из островов этой страны по-своему уникален — не только рельефом, но и растительным миром, климатом, и, конечно же, своей историей. На каждом из них хорошо развита инфраструктура, обслуживание в отелях соответствует мировым стандартам. Все сделано для того, чтобы туристы могли просто наслаждаться отдыхом. Сюда ежегодно съезжаются тысячи туристов, и этому есть целый ряд причин.

История древнегреческих танцев.

Еще до зарождения древнейших цивилизаций человечества, танец вошел в обиход архаичных людей, как средство для выражения своих эмоций, как часть увеселительных и других мероприятий. Даже похороны человека сопровождались специальными ритуальными танцами. История древнегреческих танцев берет свое начало в мифологии, согласно которой искусству танца людей научила богиня Терпсихора.

В каком государстве древней Греции женщину почитали за ее неумение готовить?

Панэлинское святилище в Немее

Систематические раскопки, проводимые Американской Школой Классической Филологии, открыли святилище Зевса, которое было основано в Немее, на перекрёстке дорог на северо-восточном Пелопоннесе, и стало местом проведения Всегреческих Игр — Немейских, или Немийских.

Античность — термин, означающий греко-римскую древность — цивилизацию Древней Греции и Древнего Рима во всем многообразии ее исторических форм.

Античный образ человека подразумевал сочетание физической и духовной красоты. Для воспитания гармоничной личности была создана уникальная система образования. В Древней Греции сложно было найти неграмотного человека среди свободного населения. В ходе обучения дети не просто получали знания. Целью древнегреческих школ было воспитать здоровых, физически развитых людей. Такой подход имел огромное значения для безопасности страны.

Современная система образования обязана Древней Греции, начиная от названий образовательных учреждений: школа, гимназия, академия, лицей, до обучения всем основам научных знаний, развившимся в Европе в последующий период.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Характеристика системы образования

В эллинистическом мире во II в. до н. э. сформировалась особая трехступенчатая система образования. Такой тип обучения просуществовал вплоть до самого конца античности.

Обучаться греки начинали с 7-летнего возраста. До этого времени ребенок находился на попечении матери и кормилицы. С момента поступления в школу за воспитание принимался отец и раб-учитель, который сопровождал ученика и следил за его поведением.

В школе было минимум три преподавателя:

  • грамматист, обучавший детей письму, счету, чтению;
  • знаток церемоний;
  • музыкант.

Вместо тетрадей использовались две дощечки, скрепленные между собой. Диптихи раскрывались как книга. Внутри их натирали воском. Дети писали при помощи палочки, вылитой из металла (стилус). Когда текст был уже не нужен, его можно было стереть специальной лопаткой.

Счету детей обучали при помощи камешков. Девочки тоже познавали грамоту под присмотром своих матерей. С малых лет девочки обучались рукоделию, танцам и пению.

Школа в Спарте отличалась от образования в других греческих полисах. Обучение ограничивалось физическим развитием и формированием воина. Что касается женского пола, в девочках культивировался дух матери воина.

Мальчик начинал в дополнение к школе посещать палестру, когда ему исполнялось 12 лет. До 16 лет в подростках развивали физические способности. Дети занимались бегом, прыжками, плаванием, метанием диска и копья, обучались управлению колесницей. Палестра была оснащена гимнастическими залами, бассейнами, беговыми дорожками. Большую часть занятий проводили на свежем воздухе. Между воспитанниками устраивались борцовские состязания.

В шестнадцать лет юноши продолжали обучение в гимнасиях. Они находились за городом, где было много зелени. Учреждения были оборудованы всем необходимым для обучения, занятий спортом, отдыха. Часто гимнасии посещали знаменитые философы и ученые. Они читали лекции для воспитанников. Здесь обучали красноречию, которое помогало отстаивать свою точку зрения. Также изучали музыкальную теорию, арифметику, грамматику, астрологию, диалектику, философию, геометрию.

По завершению обучения юные греки два года проводили на военной службе, а затем происходила торжественная церемония, на которой молодые люди получали статус полноправных граждан греческого общества.

Какая древнегреческая школа придерживалась принципа аномалии

Философские школы Древней Греции стали основой для современной цивилизации. Всего их насчитывали около трехсот видов.

  • милетская;
  • пифагорийская;
  • эпикурейская;
  • александрийская и т. д.

Список можно продолжать достаточно долго. Все философы уделяли большое значение проблемам языкознания. Основным направлением грамматической теории стало описание системы языка, наиболее соответствующее разным текстам. В решении этого вопроса выделяют две сосуществующие тенденции. Представители одной из них предлагали составлять языковые формы так, чтобы грамматика включала специфические для разных диалектов и сфер применения языка слова.

Приверженцы другого направления настаивали на нормативности грамматического описания языка. Грамматика должна отражать принципы структурирования правильной речи и указывать на неверное использование слов и форм, исходя из некоторых принципов. Первый подход назвали принципом аномалии, второй — принципом аналогии.

Принципа аномалии придерживались стоики. Они считали, что слова изначально истинны и отражают суть вещей. Но бывают случаи, когда это правило нарушается. Существуют слова, предметное значение которых не соответствует значению, на которое указывает грамматическая форма. Например, Афины — множественное число, а народ — единственное. Такой вид словоформ философы назвали аномалией. Основоположником этой теории был Хрисипп. Стоики образовали учение о частях речи, их грамматических категориях: падежах, временах.

Древнегреческая школа для взрослых

Театр в Древней Греции называли школой для взрослых, потому что на самом деле он выполнял функции просветительного учреждения. На представлениях публика узнавала много нового для себя. Людей учили патриотизму на трагедиях Софокла, Еврипида, Эсхила. Под мифологическими сюжетами проступали проблемы тех дней, поднимались вопросы морали. Греки обожали комедии, в которых высмеивались негативные стороны общественной и политической жизни.

Посещение театра было гражданским долгом каждого грека. Многие принимали участие в спектакле в составе хора или как члены жюри.

Древнегреческий театр обычно располагали на свежем воздухе на склоне холма. Актерами были исключительно мужчины. Многим приходилось играть женские роли. Эмоции передавались при помощи специальных масок. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала своя маска.

Ранний образец театра, зародившийся в Древней Греции, стал образцом для развития европейской драматургии в последующие эпохи. Благодаря этому уникальному явлению появилась опера, и все ее последующие вариации, вплоть до мюзикла.

Исторические источники свидетельствуют, что в Древней Греции было трудно найти неграмотного человека среди свободного населения. В процессе обучения детям не только давали знания, но и стремились воспитать здоровых, физически развитых людей, способных защищать отечество.

Первый этап школьного обучения

Папирус стоил дорого, поэтому на начальном этапе использовали дощечки, натертые воском. Дети выдавливали буквы концом стиля, заостренной палочки, изготовленной из металла или кости. Другой конец стиля был плоским. Им можно было стирать неверно написанное.

Учили детей декламировать стихи. Учитель вслух читал произведения Гомера, других авторов. Разучивали обрядовые песни, гимны. Педагога, обучающего музыке, называли кифаристом. Он помогал осваивать музыкальные инструменты: флейту, кифару, лиру. Греки считали, что человек не может вести полноценную жизнь, если ему не привить любовь к музыке.

Занятия в Палестре

Когда мальчику исполнялось двенадцать лет, он начинал дополнительно к основной школе посещать палестру. Обучение в ней продолжалось до шестнадцати лет. С помощью спортивных занятий развивали физические способности. Дети бегали, прыгали, плавали, метали диск и копье, учились управлять колесницей.

Кратер с изображением спортсмена при подготовке к соревнованиям в палестре. Приписывается вазописцу Ефронию. Около 510 — 500 до н. э. Античное собрание, Берлин

Кратер с изображением спортсмена при подготовке к соревнованиям в палестре. Приписывается вазописцу Ефронию. Около 510 — 500 до н. э. Античное собрание, Берлин

В палестре были гимнастические залы, бассейны, беговые дорожки. Большая часть занятий проходила под открытым небом или в тени портиков. Устраивали борцовские состязания среди воспитанников. Учитель, держа в руке палку, следил за соблюдением правил. Нарушителя ожидал удар.

Чему учили в гимнасиях

С шестнадцати лет юные греки продолжали обучение в гимнасиях. Они располагались за городом, где было много зелени. В них имелись помещения для обучения, отдыха, спортивные площадки и бассейны. Частыми гостями в гимнасиях были знаменитые философы, риторы, ученые. Они выступали перед воспитанниками.

Здесь обучали искусству красноречия, которое помогало отстаивать свою точку зрения. В будущем это могло пригодиться при выступлении в суде или Народном собрании. В гимнасиях углубленно изучалась музыкальная теория, арифметика, грамматика. Кроме этого уделяли внимание астрологии, диалектике, геометрии.

Современная школа — продукт тысячелетий экспериментов. Нынешняя система образования обязана Древней Греции хотя бы названиями образовательных учреждений: школа, гимназия, академия, лицей — все они вышли оттуда. О том, как и чему обучали детей в Афинах и в Спарте, рассказывает Артём Асташенков.

Древняя Греция — своеобразный фундамент европейской цивилизации. Это двоякое положение: с одной стороны, Эллада впитала достижения соседствующих с ней по времени культур Африки и Малой Азии. С другой, ее ученые заложили основы для всего научного знания, развивавшегося в Европе в последующие века — даже не столько благодаря отдельным открытиям, сколько в силу способности к систематизации и документации существующего знания. Геродот создал первое цельное историческое исследование; ученые эллинистического периода отобрали и сохранили важнейшие достижения их цивилизации. Так что разговор об истории образования вполне уместно начать с Древней Греции, хоть с точки зрения хронологии и кажется, будто это уже середина пути.

О преемственности культуры и передаче знания мы еще поговорим — в том числе, когда доберемся до конфликта Афин и Спарты — но сначала необходимо разобраться с несколькими базовыми моментами.

Язык знания

О Древней Греции стоит поговорить еще и потому, что греческий — язык европейского образования. Нет, конечно, на самом деле язык европейского образования — это латынь. Или французский, или немецкий, или английский — в зависимости от того, где и когда в Европе вы ставите этот вопрос. Но спустя две с половиной тысячи лет мы продолжаем говорить об образовании в терминах, которые дала нам древнегреческая цивилизация. Правда, есть одна тонкость.


Понятийный аппарат педагогики полон слов греческого происхождения, но время изменило их содержание до неузнаваемости. Достаточно взглянуть только на несколько слов, лежащих на поверхности.

Спартанская школа

Когда историки говорят о школах, да и вообще о культуре Древней Греции, они обязательно разделяют два центра влияния — Афины и Спарту. Проблема в том, что вопреки военным победам последней, знаем мы больше как раз об Афинах. Тут сказалось отношение обоих полисов к культуре и знанию. Спартанцы практически не оставили документальных свидетельств о своей жизни в доэллинистический период.


С этим еще можно было бы мириться, если бы до нас дошли какие-то цельные описания современников из других полисов, но реально большая часть наших знаний о Спарте основана на текстах Плутарха, жившего уже в нашей эре. Он описывал события, от которых его отделяло от нескольких веков до тысячелетия; его источники в основном утрачены, и многие историки полагают, что значительная часть традиций, описанных Плутархом — не более, чем пересказы ностальгических баек.


Задачей системы образования (насколько ее в принципе можно называть системой) в любом полисе в классический период было воспитание достойного гражданина, способного адекватно включиться в повседневную жизнь города. Справедливо это и для Спарты, но если в афинской сфере влияния повседневностью было, в первую очередь, коллективное принятие решений, то в Спарте — война.

Возможно, Плутарх и слукавил насчет младенцев и пропасти, но первый этап спартанского воспитания переживали не все. Те, кто дожил до двенадцатилетия следующие шесть лет проводили в еще более изнурительных тренировках: занимались спортом, дрались между собой, маршировали в фалангах и, как ни странно, учились танцевать: это помогало двигаться в строю. После еще двух лет тренировок с настоящим оружием спартанцы, наконец, принимались в армию.


Агогэ было обязанностью для граждан Спарты и редкой привилегией для остальных. Система предусматривала образование и для девочек, правда и тут оно было ориентировано на войну: физическое воспитание, борьба, обращение с метательным оружием и культурный минимум, который можно было получить от странствующих музыкантов или старших женщин. Спартанская женщина, в первую очередь, должна была быть матерью в условиях войны.

Афинская школа

Греческое образование за пределами Спарты можно разделить на два периода. Условной границей выступит расцвет софистики в середине V века до н. э. Старую школу — то есть, относящуюся к архаическому и началу классического периода проще всего показать на примере Афин.

Образование в Афинах было привилегией свободных мужчин. Маленькие афиняне начинали учиться с семи лет. В зависимости от благосостояния семей, обучение проходило индивидуально на дому или в группах. В программу обычно входили счет, чтение и письмо при помощи покрытых воском дощечек и стилосов. Как только дети начинали справляться с полноценными текстами, учителя давали им заучивать стихи.

Для большинства на этом школа и заканчивалась — если, конечно, вообще когда-то начиналась.

Базовое образование, не говоря уже о более высоких ступенях, мог позволить своим детям не каждый

Artes liberales



Остается один вопрос: причем тут Древняя Греция? Круг семи свободных искусств окончательно оформился только в V веке н. э., но его разработка заняла почти 900 лет — с конца классического периода, через весь эллинистический и до последних дней Римской империи, и процесс этот напрямую связан с новым греческим и последующим римским образованием.

Новая школа. Классический период

На раннем этапе становления свободных искусств, который, в целом, тождественен новому древнегреческому образованию, возникли грамматика и логика, но главная полемика велась вокруг риторики — ее смысла и задачи. Умение изящно доносить мысль и убеждать было чрезвычайно важно для культуры эллинов практически с самого ее зарождения — достаточно вспомнить о Гомере и Гесиоде, творивших еще в VIII–VII веках до н. э. Старое образование знало риторику стихийно, естественно — оно опиралось на века достойных примеров. Новая школа пыталась риторику препарировать, вывести закономерности и правила.

Новое греческое образование связано, прежде всего, с софистами. Середина V века до н. э., только что закончилась война с персами; Афины переживают короткий период спокойствия и благополучия; возникает прослойка состоятельных граждан с избытком свободного времени и тягой к образованию. Они учатся чему придется, бессистемно. Образовавшуюся преподавательскую нишу заполняет класс педагогов, уверенных в относительности истины.


Теперь не знание служит обществу. Знание становится конечной целью, которой подчиняется общественная жизнь

Софисты стоят у самых истоков свободных искусств: они создали первые учебники риторики; в их попытках отстаивать обе точки зрения по любому вопросу можно усмотреть зарождение диалектики. При них в Древней Греции возрастает престиж образования, а в гимнасиях науки начинают вытеснять спорт.

Софистов принято демонизировать, но именно в реакции на их субъективизм окончательно оформилась диалектика — как самостоятельная аналитическая дисциплина, метод познания, а не синоним спора в рамках риторики. К этому приложили руку и Сократ, и Платон, и Аристотель. Платон, к тому же, вернул в риторику вопрос морали.


Эволюция системы образования

При этом в его Академии ключевыми дисциплинами были науки квадривия: арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Диалектика в платоновском понимании позднее вернулась в софистику: еще один известный греческий педагог, Исократ, учил, что риторика в долгосрочной перспективе не только решает проблемы конкретного индивида, но служит таким же орудием самоанализа для общества в целом, как диалектика — для отдельного разума.

Аристотель практически единолично создал логику — его система начала терять влияние только в эпоху возрождения и окончательно была вытеснена из научного поля в область исторических артефактов лишь в XIX веке. В той же работе он заложил основы грамматики. В своей школе он преподавал и риторику, и диалектику, впервые успешно их разделяя.

Новая школа. Эллинистический период

Классический период был эпохой открытий и хаоса в педагогике. Каждый учитель учил тому, что считал нужным. Эллинистический период стал эпохой популяризации и стандартизации. Главными его новшествами в плане разработки дисциплин стала, во-первых, альтернативная логика от стоиков — на первых порах более популярная, чем вариант Аристотеля. К тому же, стоики видели риторику, грамматику и диалектику составными частями логики, таким образом впервые сводя воедино тривий свободных искусств.


Второе важное достижение периода — разработка грамматики в александрийской школе, продиктованная необходимостью сохранить понимание текстов на устаревающей версии греческого языка. Влияние александрийской грамматики прослеживалось в языкознании и в Средние века.

В эллинистический период возникла концепция круга знаний — стандарта энциклопедического образования

Популяризация образования на закате Древней Греции шла как внутри, так и вовне. Все больше педагогов занимались только обучением уже сформированным дисциплинам. Распространение греческого знания стало побочным эффектом завоеваний Александра Македонского. Завоевание Греции Римом, как ни странно, тоже дало учителям-эллинам новую аудиторию. Римляне отправляли своих детей учиться в греческие провинции. Популярностью пользовался Родос, где находилась школа энциклопедиста-стоика Посидония — его влияние на составителей римских учебных пособий было особенно велико.

Педагоги Древней Греции предопределили развитие образования в Западной Европе более чем на тысячелетие вперед. Концепция семи вольных искусств, формально созданная на закате Римской империи, в общих чертах сформировалась еще в эллинистическом периоде. Ну а то, что не дошло до нас напрямую, через римлян, позднее нашли арабские исследователи.

Читайте также: