Голубоглазая каторжанка краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

РОО Калмыцкое землячество "Джунгария" (Калмыкия)

РОО Калмыцкое землячество "Джунгария" (Калмыкия)

РОО Калмыцкое землячество "Джунгария" (Калмыкия) запись закреплена
Сәәхн келн

ЛИТЕРАТУРА О ДЕПОРТАЦИИ КАЛМЫКОВ: ГДЕ ПОЧИТАТЬ

Приводим точные ссылки на прозаические произведения из этих источников.

- новые главы Теегин герл, 1998 №7 (рус), Теегин герл, 1994 №6 (калм).

- полное издание Теегин герл, 1990 №№2-3, 5 (калм)

полное издание Теегин герл, 1991 №8 (калм), Теегин герл, 1992 №3 (калм)

Теегин герл, 1989 №№2-3 (калм), Теегин герл, 1996 №№7-8 (рус), Теегин герл, 1997 №№1 и 3 (рус)

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.



Цели урока: 1.Показать через переживания героев рассказа трагедию целого народа - насильственное выселение калмыков за пределы республики.

2. Прививать интерес к предмету путем разнообразных форм и методов.

Оборудование: Портреты писателей, слайды к уроку, тексты произведения.

2.Слово учителя: 28 декабря 1943 года - печальный и трагический день для всего калмыцкого народа, который был несправедливо обвинен в предательстве и измене Родине и в одночасье выслан в Сибирь.

В то время гнев несправедливый, дикий

И свет для нас потух

Произносить боялись люди вслух…


С тех пор прошло 70 лет. И сегодня, читая произведения наших литераторов о выселении калмыков в Сибирь холодным декабрьским утром 1943 года, депортации всего народа, я задумываюсь: Что же в них общего? Шок …потрясение, трагедия.

б) Какие события происходят во вступлении?

Встреча с Цереном

Война вошла в жизнь русских и калмыцких семей жарким летом 1941 года. Ушел на фронт и Церен.


Вопросы: а) Почему автор так озаглавил вторую часть рассказа?

б) Почему эта часть является кульминацией рассказа?

Эпизод из второй части

Действующие лица: 1.Автор - Аляева Цагана

2. Алла Викторовна - Цыбанева Лена

3.Солдаты - Саклакова Вера

4.Свекр - Каруев Эльвег

5. Офицер - Джангетов Аслан



Вопросы: 1. Почему Алле Викторовне было труднее всех?

2.Какие бытовые вопросы волновали ее?

3. Почему именно Алла Викторовна стала как бы старостой вагона? Как это произошло?

4.Как называется алтайское село, где трудилась Алла Викторовна?


5. Новые испытания легли на хрупкие плечи женщины. Расскажите об этом.

6. Как природа помогает глубже понять драму человеческих сердец?

7. Почему появление Церена Азыдова в алтайском селе вызвало глубокий интерес?


По иронии судьбы, здесь, на площади Свободы, размещалась спецкомендатура, куда Аллу Викторовну привели, чтобы предложить ей второй раз отречься от родства с калмыками.

Эпизод (из третьей части)

Действующие лица: 1.Автор - Аляева Цагана

2. Комендант Глушков - Джангетов Аслан

3. Алла Викторовна - Цыбанева Лена

Поведение и борьба Аллы за справедливость и честность подтверждают ее исключительную принципиальность, умение не подчиняться обстоятельствам, а противостоять им, добиваться желанной цели.

В последнем эпизоде рассказа, где говорится о препонах, которые встретила Алла, собираясь на похороны матери, она предстает перед нами зрелой женщиной, которая ради справедливости готова на все.

Вопрос: Разъясните подробнее смысл данных слов Аллы Викторовны?

4. Итоговые вопросы: а) Какие выразительные средства использует автор, которые превращают текст в настоящее художественное произведение?

б) Какие еще художественные приемы использует автор, чтобы показать правду жизни трудного времени?

в) Некрасов писал:

Есть женщины в русских селеньях…

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет…


г) В 1826 году декабристы были сосланы за участие в восстании 1825 года в Сибирь на каторжные работы. Вскоре за многими из них добровольно последовали их жены. Некрасов написал поэму

Пускай горька моя судьба -

Я буду ей верна.


Вопрос: Какая связь между героинями Н.А.Некрасова и А.Б Бадмаева?

Недаром директор школы Григорий Иванович Скворцов, посетив семью Церена и Аллы Викторовны Азыдовых сказал о ней:

Огромная общественная, философская, научная, культуроведческая проблема – судьба народа, оторванного от национального мира, родной земли, лишенного гражданских прав, возможности творить, обучаться на языке предков – стала предметом исследования в произведениях многих калмыцких писателей. Вырванный из родной почвы, оказавшийся в замкнутом кругу спецпоселения, но столкнувшийся с универсальными проблемами жизни и смерти, желаний и ограничений, испытавший моральное унижение, нищету, политическое не.

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор Кугультинова Е.В.
Дата 20.12.2014
Формат doc
Изображения Нет

For-Teacher.ru - все для учителя

ЛЮБОВЬ, ПРОНЕСЕННАЯ СКВОЗЬ ВОЙНУ И ДЕПОРТАЦИЮ

АВТОР: КУГУЛЬТИНОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА,

УЧИТЕЛЬ КАЛМЫЦКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Нас, безвинно обиженных, много,

Но не видит никто наших слез.

И куда поведет нас дорога

Под железную песню колес?

Промелькнут за окошком перроны.

От конвоя любовь сберегу.

В арестантском промерзшем вагоне

Провезу через морок-тайгу,

Пронесу я ее через годы,

Через зоны больших лагерей.

Не видать мне тебя, как свободы.

Если вспомнишь меня - пожалей.

Огромная общественная, философская, научная, культуроведческая проблема - судьба народа, оторванного от национального мира, родной земли, лишенного гражданских прав, возможности творить, обучаться на языке предков - стала предметом исследования в произведениях многих калмыцких писателей. Вырванный из родной почвы, оказавшийся в замкнутом кругу спецпоселения, но столкнувшийся с универсальными проблемами жизни и смерти, желаний и ограничений, испытавший моральное унижение, нищету, политическое неравенство, осознающий свою трагическую отъединенность от судьбы Родины, ее многонационального народа и выстоявший несмотря ни на что - таким предстает человек в калмыцкой прозе о депортации [1, с. 17] .

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Жди, когда снега метут,

Жди, когда других не ждут,

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Не понять не ждавшим им,

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

И вот долгожданная весна сорок пятого года пришла в алтайское село Комариха. В это весеннее утро Алла Викторовна бежала, как на крыльях из школы домой. Радость, охватившая ее, ни с чем несравнима - вернулся муж. Как она ждала этой встречи!? Трудности, лишения, унижения, вынесенные за эти годы, она будто бы стряхнула и стала легкой и счастливой.

Великая Отечественная война многолика, носящая порой противоречивый характер, мы должны осознать это, анализируя события тех лет и помнить всех, кто сражался на фронте и тех, кто был депортирован не по своей воле.

1. Манджиев Н.Ц. Калмыцкая проза о депортации: концепция человека: автореф. дис. … канд. филол. наук. Элиста, 2005. - 27 с.

Читайте также: