Гофман мастер мартин бочар и его подмастерье краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Средневековый город в новелле Э.Т.А. Гофмана.docx

Районная конференция -фестиваль творчества обучающихся

Секция: Зарубежная литература

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД В НОВЕЛЛЕ Э.Т.А. ГОФМАНА

Сведения об авторе (авторах):

Научные руководитель:

Васильева Ирина Борисовна, учитель русского

Выбранная нами тема подразумевает под собой исследование на стыке двух дисциплин: литературы и истории.

В своей работе мы решили проанализировать, является ли изображение средневекового времени в новелле Э.Т.А. Гофмана достоверным или же автор всё это выдумал сам и представил на суд читателям. Данная тема учёными-литературоведами не изучена.

События абсолютного большинства новелл Гофмана разворачиваются в городе. Не случайно он становится основной средой обитания человека в его творчестве, так как 20 лет своей жизни Гофман прожил в европейском городе, в Кёнигсберге.

Действие новеллы начинается 1 мая 1580 года. Как известно нижней границей средних веков считается V в. (падение Западной Римской империи), а верхней – XVII в. (буржуазная революция в Англии). Само средневековье делится на этапы:

V – X – раннее Средневековье;

XI – XV – классическое Средневековье;

XV – XVII – позднее Средневековье.

Действие новеллы происходит в позднем Средневековье, когда происходил конец эпохи Возрождения в Германии. По мнению Н.Н. Мисюрова, Гофман точно представлял границы самого средневековья и образа Средневековья [4.55]

Выбрав временем действия 1580, автор очень ярко изобразил колорит немецкого Средневековья.

Нужно отметить, что превыше всего ставил мастер Мартин бочарное искусство и был готов выдать свою дочь только за того, кто сделает работу на звание мастера лучше него самого.

Далее в новелле появляются три новых героя: Фридрих, Рейнхольд и Конрад. Эти молодые люди пришли к мастеру Мартину и стали его подмастерьями, т.е. помощниками. У каждого из них была своя причина, по которой они пришли к Мартину, но все они хотели добиться любви Розы, дочери мастера Мартина.

Фридрих – искусный литейщик. Когда-то в детстве он был знаком с Розой, был влюблён в неё. Но узнав, что Мартин выдаст свою дочь только за бочара, он выучился этому ремеслу, чтобы сделать работу на звание мастера и жениться на Розе.

Рейнхольд – художник, учился в Италии. Он был наслышан о неземной красоте Розы и теперь шёл в Нюрнберг, чтобы наняться на работу к мастеру Мартину и написать её портрет.

Конрад – знатный рыцарь, который был влюблён в Розу и хотел её похитить.

Мастерская мастера Мартина показана в новелле очень реалистично и правдиво, потому что у каждого мастера были такие подмастерья, которых владелец мастерской обучал всем тонкостям своего искусства, как будто готовил себе смену.

Уже в самом начале произведения Гофман даёт понять, что Нюрнберг ему хорошо знаком. Он перечисляет свои любимые места в этом городе: рыночная площадь, гробница святого Себальда, церковь святого Лаврентия, ратуша.

Кому нужда на порог ступить,

Тот должен в чистой обуви быть…[1.419].

С помощью описания одежды героев Гофман даёт представление о том, как одевались люди разных сословий в средневековое время.

Таким образом, песня в средневековье была не просто развлечением, а частью жизни горожан.

Из выше сказанного следует, что ремесло сопровождало горожан на протяжении всей жизни и ценилось очень высоко.

В своём произведении автор попытался оживить идеал давно ушедшей эпохи средневековья. Именно для этого Гофман достаточно конкретно показывает средневековый быт.

На основании проделанной работы можно сделать вывод, что Нюрнберг не случайно был выбран автором местом действия новеллы, т.к. средневековая жизнь здесь была очень яркой. Нюрнберг – город цветущего ремесла, а ремесло является одной из важнейших составляющих средневековой жизни. В роли самого яркого представителя ремесленничества в новелле выступает Мастер Мартин.

Наряду с ремеслом в средневековье очень ценилось искусство, представленное в новелле главным образом Фридрихом и Рейнхольдом.

Гофман не ставит перед собой задачу реалистически показать прошлое, он делает попытку оживить романтический идеал давно ушедшей эпохи. Город рассматривается писателем как пространство, в котором могут реализоваться духовные потребности человека и развиться творческие способности. В изображении города Гофманом просматривается свойственный Средневековью интерес как к материальной, так и к духовной стороне жизни.

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

Гусарова Т.П. Город и ландшафт// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.1. Феномен средневекового урбанизма. М., 1999.

Мисюров Н.Н. Нюрнберг в изображении немецких романтиков// Филологические науки. 1993. №4.

Три юноши нанимаются в подмастерья к Томасу Мартину, чтобы заполучить руку его дочери Розы. Мастер, ссылаясь на пророчество говорит, что только бондарь заслуживает такой чести.

За минуту

Сильвестр Серапион рассказывает старую нюрнбергскую историю.

К Мартину в подмастерья нанялись три юноши: Райнхолльд – художник, Фридрих – ювелир и Кондар – сильный и ловкий молодой человек. Все они добивались руки Розы и поэтому поменяли свою работу на ремесло бондаря. Но никто из них долго не задерживается у мастера, он выгоняет их из своей мастерской.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Эрнст Гофман Мастер Мартин-бочар и его подмастерья

Мастер Мартин-бочар и его подмастерья: краткое содержание, описание и аннотация

Эрнст Гофман: другие книги автора

Кто написал Мастер Мартин-бочар и его подмастерья? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Эрнст Теодор Амадей Гофман: Крошка Цахес, по прозванию Циннобер

Крошка Цахес, по прозванию Циннобер

Эрнст Гофман: Выбор невесты

Выбор невесты

Эрнст Гофман: Новеллы

Новеллы

Эрнст Гофман: Повелитель блох

Повелитель блох

Эрнст Гофман: Щелкунчик

Щелкунчик

Эрнст Гофман: Рождественские сказки Гофмана. Щелкунчик и другие волшебные истории

Рождественские сказки Гофмана. Щелкунчик и другие волшебные истории

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Эрнст Гофман: Отшельник Серапион

Отшельник Серапион

Эрнст Гофман: Фермата

Фермата

Эрнст Гофман: Эпизод из жизни трех друзей

Эпизод из жизни трех друзей

Эрнст Гофман: Мейстер Мартин-бочар и его подмастерья

Мейстер Мартин-бочар и его подмастерья

Эрнст Гофман: Барон фон Б.

Барон фон Б.

Мастер Мартин-бочар и его подмастерья — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

– Не смейтесь, – отвечал Конрад, не поднимая глаз, – не смейтесь, дорогой хозяин, всякому свое место. Пока вы будете утешаться пением, я позабавлюсь на городском лугу.

Случилось так, как и предполагал мастер Мартин. Рейнхольд взошел на кафедру и спел песни на разные лады, порадовавшие всех мастеров пения, хотя они и нашли, что певца есть в чем упрекнуть, и если не в ошибке, то в какой-то иноземной манере, про которую они и сами не могли бы сказать, в чем она, собственно, состоит. Вскоре затем на кафедру поднялся Фридрих, снял шапочку и через несколько секунд, посмотрев вперед, а потом бросив на собравшихся взгляд, который, как жгучая стрела, пронзил грудь прелестной Розы, так что она глубоко вздохнула, запел песню в нежном тоне Генриха Фрауэнлоба, столь чудесную, что все мейстерзингеры единодушно сознались в своем бессилии превзойти молодого подмастерья.

Когда наступил вечер и состязание певцов кончилось, мастер Мартин, чтобы вполне насладиться погодою, беспечно и весело отправился с Розою на Аллервизе. Обоим подмастерьям – и Рейнхольду и Фридриху – позволено было сопутствовать им. Роза шла посреди них. Фридрих, сиявший от похвалы мастеров, в блаженном опьянении решился сказать несколько смелых слов, которые Роза, стыдливо опустив глаза, казалось, не хотела слушать. Она охотнее обращалась к Рейнхольду, который, по своему обыкновению, болтал о всяких веселых вещах и не постеснялся взять Розу под руку. Еще издали услышали они шум и ликование, доносившиеся с городского луга. Подойдя к тому месту, где юноши забавлялись разными играми, в том числе и военными, они услышали, как народ то и дело восклицал: "Победил, победил. Опять он, силач! Да, с ним никто не справится. " Мастер Мартин протеснился сквозь толпу вперед и увидел, что все похвалы, все возгласы удивления относились не к кому иному, как к его же подмастерью Конраду. В беге, в кулачном бою, в метанье копья он превзошел всех других. Как раз когда подошел мастер Мартин, Конрад во всеуслышанье спрашивал, не хочет ли кто помериться с ним силами в веселой игре тупыми мечами. Несколько отважных юношей-дворян, привычных к этой рыцарской игре, приняли вызов. Но прошло немного времени, как Конрад и тут без особого труда и напряжения победил всех своих противников, так что похвалам его ловкости и силе не было конца.

Солнце зашло, закат погас, и быстро наступили сумерки. Мастер Мартин, Роза и оба подмастерья расположились у журчащего родника. Рейнхольд рассказывал много чудесного о далекой Италии, а Фридрих безмолвно и блаженно смотрел в глаза прелестной Розы. Тут робкими, неуверенными шагами подошел Конрад, как будто сам не зная, присоединиться ли ему к ним. Мастер Мартин стал звать его:

– Что ж, Конрад, подходи! Ты храбро отличился на лугу, это я люблю в моих подмастерьях, так им и подобает. Не бойся, садись к нам, я это позволю!

Конрад бросил пронзительный взгляд на хозяина, милостиво кивавшего головой, и глухо сказал:

– Вас-то я нисколько не боюсь, вас я и не спрашивал, можно ли мне здесь сесть, да и пришел я вовсе не к вам. Всех моих противников я победил в веселой рыцарской игре, и вот хочется мне спросить вашу прекрасную дочь, не подарит ли она мне в награду этот чудесный букет, что у нее на груди. – С этими словами Конрад опустился перед Розой на одно колено, своими карими глазами, ясными и честными, посмотрел ей в лицо и стал просить: – Дайте мне, милая Роза, этот чудесный букет в награду за мою победу, ведь вы же мне в этом не откажете.

Роза тотчас отколола букет и, подавая его Конраду, сказала с улыбкой:

– Я ведь знаю, что храброму рыцарю, как вы, подобает такая награда из рук дамы, поэтому возьмите мои уже увядшие цветы.

Конрад поцеловал протянутый ему букет и приколол его к своей шапочке, а мастер Мартин встал и воскликнул:

– Что за глупые проказы. Но пора уже и домой, скоро ночь.

Сам он пошел вперед, а Конрад вежливо и почтительно взял Розу под руку, Рейнхольд же и Фридрих, недовольные, шли сзади. Люди, попадавшиеся по дороге, останавливались, глядели им вслед и говорили: "Посмотрите-ка, посмотрите, вот идет богач бочар Тобиас Мартин со своей милой дочкой и своими славными подмастерьями! Хорошие парни – ничего не скажешь!"

8. О том, как фрау Марта говорила с Розой о трех подмастерьях. Ссора Конрада с мастером Мартином

Часто молодые девушки на другое утро после праздника мысленно вновь переживают все его радости, и это повторение торжества кажется им едва ли не прекраснее, чем самое торжество. Так и прелестная Роза сидела на другое утро одна в своей комнате и, сложив руки на коленях, задумчиво опустив голову, не прикасалась к прялке и шитью. Вполне возможно, что она то слышала песни Рейнхольда и Фридриха, то видела, как ловкий Конрад побеждает своих противников и получает от нее награду за свою победу. Вот она спела несколько стихов какой-то песни, вот прошептала: "Вы хотите мой букет?" На щеках ее вспыхнул румянец, из-под опущенных ресниц засверкали молнии, из глубины груди вырвался тихий вздох. Тут в комнату вошла Марта, и Роза обрадовалась, что теперь она сможет подробно рассказать, как все было в церкви святой Екатерины и на городском лугу. Когда Роза кончила рассказывать, Марта с улыбкой промолвила:

Третий этап развития немецкого романтизма. Эрнст Теодор Амадей Гофман


1814 г. — год начала третьего этапа развития немецкого романтизма. Творчество всех писателей и поэтов этого периода отражает все противоречия этой эпохи. Писатели более глубоко останавливаются на реальном мире и критикуют имеющиеся в нем социальные противоречия. Авторы стараются ставить вопрос о губительной силе денег и о ничтожном значений человеческой личности в условиях современного общества. Все это создает почву для грядущего реализма. Наиболее яркими представителями этого периода являются Э. Т. А. Гофман, А. Шамиссо и Г. Гейне.

Эрнст Теодор Амадей Гофман. Биография и обзор творчества

Музыке он учился сначала у своего родного дяди, позже — у органиста Я. Подбельского и И. Ф. Рейхарда.

Э. Т. А. Гофман вступил в литературные ряды писателей-романтиков намного позже других литературных деятелей и как бы подытожил все нововведения своих предшественников. В его творениях отражается характерное для авторов его времени ощущение прекрасного в обыденном, чувство красоты мира и природы, а также мысль о высоком назначении творчества и писателя, восторженное отношение к музыке и уважение к музыкантам и композиторам. Гофман настолько глубоко и правильно анализировал и критиковал низкие меркантильные интересы своих современников, что обогнал не только своих предшественников, но и своих современников, яростнее остальных заявляя об убивающем начале скудного обывательского существования. Его легкая романтическая ирония над несовершенным устройством современной действительности постепенно переросла в жесткую сатиру на уродливую реальность.

«. Умник с табакеркой (громко стуча по ее крышке). Какая досада! Не скоро доведется нам теперь услышать порядочную оперу! Вот что значит потерять всякую меру!

Смуглолицый. Верно, верно! Я без конца твердил ей то же самое! Роль донны Анны всегда ее порядком утомляла. А вчера она и вовсе была как одержимая. Весь антракт, говорят, пролежала без чувств, а сцену второго действия будто бы провела в нервическом припадке.

Незначительный. Скажите на милость!

Смуглолицый. Да, да, в нервическом припадке! И ее никак нельзя было увести из театра.

Я. Бога ради, припадок был не опасный? И мы скоро вновь услышим синьору?

Этому обывательскому миру Гофман противопоставляет мир сказочных фантазий и поэзии. Так рождается главная отличительная черта творчества Гофмана — двоемирие. Гофман рисует нам сказочные миры, в которых обитают необыкновенные существа: князь Саламандра и его дочери — золотистые и зеленые змейки, которые при желании могут принимать человеческий облик. Вся жизнь этих волшебных персонажей наполнена поэзией, любовью и красотой. Гофман подчеркивает изящество и гармонию этого мира запахов, цветов, звуков и красок, делая акцент на его нереальной красоте.

Гофман и впрямь воспринимал действительность как мир тьмы и эгоизма, и это часто придавало его произведениям некую нарочитую мрачность. Во многих его рассказах появляются картины раздвоения личности, безумия, а реальность предстает как нечто иррациональное и непонятное.

Гофман очень подробно рисует нам картину средневековой жизни в городе Нюрнберге, внутреннее убранство дома богатого мастера Мартина, пение и боевые игрища подмастерья, выборы старшины цеха и прочие житейские повседневные картины. Именно в этом рассказе автору удалось передать читателям убедительные и жизненные, полноценные характеры. Центральная фигура — старый мастер Мартин, который очень высоко ценит свое ремесло бочара, считая его высоким искусством. Его дочь — милое создание, которое он видит замужем лишь за представителем бочарной профессии, считая ее крайне достойной. И всем ухажерам юной девушки приходится уступать ее отцу и считаться с его желанием, поэтому они усердно изучают бочарное дело под его чутким руководством.

Все произведение проникнуто ощущением легкости и непринужденности, даже вспыхивающие конфликты разрешаются сами собой. Несмотря на столь подробно прорисованные персонажи, картина, переданная в рассказе, далека от реального положения дел в эпоху Средневековья. Э. Гофман не то чтобы идеализирует прошлое, как поступали все его предшественники-романтики, а скорее создает идеалистическую утопию радостной жизни на основе исторического материала.

В его рассказе нет противостояния сословий, классовой неприязни. Все собираются за одним дружным столом: и рыцари, и ремесленники, и дворяне.

Хотя, конечно, в условиях развивающегося капитализма все авторы-романтики XIX в. искали спасения в идеализации прошлых времен.

Последние восемь лет жизни Э. Гофман провел в Берлине, находясь на государственной службе в суде. Он отчетливо видел все несовершенство судопроизводства в стране, что в конечном итоге приводит его к внутреннему конфликту со всей прусской государственной системой и, естественно, выражается в его творчестве. Всей мощью своей острой сатиры он обрушивался на общественные порядки, царившие в Германии. Его произведения становились более политически окрашенными и острыми.

В этом гротескном персонаже Гофман постарался выразить весь страх перед событиями и явлениями, с которыми пришлось столкнуться ему и его современникам, он отразил мир, в котором почести и блага отдаются не по уму и заслугам, а по стечению обстоятельств. В. Г. Белинский так писал о творчестве Э. Гофмана: «в самых нелепых дурачествах своей фантазии умел быть верным идее*.

Романтизм Э. Гофмана тесно связан с реальными событиями и историческими конфликтами. Именно поэтому его творчество расценивают как пограничное между уходящим романтизмом и приходящим ему на смену реализмом. И. В. Миримский — исследователь творчества Э. Гофмана писал: «. Социальную широту сказке придает то, что позади этого нелепого маскарада, праздника дураков, разыгрываемого князьями, министрами, камергерами, профессорами и лакеями, стоит народ, на труде которого и держится эта комическая армия господ и их прислужников. Сказка начинается рассказом о горестной судьбе бедной крестьянской семьи, в которой родился Цахес, и закачивается возмущением толпы для расправы с развенчанным Циннобером. *

Как и во всех произведениях Э. Гофмана, у этого мелкого уродца в сказке есть антагонист — поэт Бальтазар, у которого Цахес увел прекрасную невесту и присвоил себе его славу. В конце сказки поэт побеждает Цахеса при помощи доброго волшебника, открывшего юноше тайну трех волосков на голове уродца. После победы поэт женится на прекрасной девушке и получает в дар восхитительный дом, еда в котором никогда не кончается, а урожай поспевает быстрее чем у всех.

' Композиционно роман построен как две совершенно независимые и не связанные между собой истории — дневник кота Мурра и биография капельмейстера Крейслера. Это поистине гениальная находка Гофмана. Такое построение сюжета автор разъясняет в самом начале книги.

В Кота (внешнее описание которого он взял со своего собственного кота — очень умного и благородного животного) он вложил те черты, которые были наиболее характерны для людей первой половины XIX в. Он постарался передать романтические настроения и суждения о духовных ценностях. Он наделил Кота (т. е. человека в его образе) чувством собственного превосходства перед остальными представителями общества, которые, по его мнению, катастрофически отстали в своих суждениях и взглядах. А его друзья и соратники, относящиеся к кошачье-собачьему обществу, на дух не переносят любые предрассудки и всячески проповедуют нормы свободного от любой морали поведения.

А на страницах биографии композитора тем временем, как бы в противопоставление себялюбивой кошачьей натуре, всеми красками играют романтические идеалы и поиски истины.

Читайте также: