Глоссарий готовность к школе

Обновлено: 08.07.2024

Недостаточная прогностическая валидность измерений специальной готовности заставила обратить внимание на общую личностную готовность, понимаемую как необходимый уровень общего психического развития, обусловленный полноценным развитием в дошкольном возрасте. К показателям общей готовности относятся характеристики произвольности деятельности, сформированности общения со взрослым и сверстником, развитие правилосообразного поведения, готовность к деловому сотрудничеству с учителем, положительное отношение к школе, учению и т. д. Принцип оценки готовности остается тем же — сравнение индивидуальных показателей с возрастной нормой.

В последние годы возникло и развивается представление о гибкой системе школьного обучения, обеспечивающей профилактику возможных и коррекцию уже возникших трудностей и позволяющей снизить требования к готовности ребенка и создать условия для успешного обучения всех поступающих в школу детей. По такому принципу строятся наиболее прогрессивные программы классов (групп) 6-летних детей. (К. Н. Поливанова.)

Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.

Основные виды готовности к школьному обучению.

ВложениеРазмер
publikatsiya.docx 17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.

Основные виды готовности к школьному обучению:

- физическая готовность – состояние здоровья, определенный уровень зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.

- специальная готовность - приобретение ребенком знаний и умений, обеспечивающих успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам;

Психологическая готовность к школе, школьная зрелость, готовность к школьному обучению – эти выражения включают в себя функциональное созревание психики ребенка [11, с.237].

Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя несколько составляющих, и у каждого ребенка она индивидуальна и связана с его психическим развитием. В современном обществе образовательные учреждения предъявляют к будущим первоклассникам требования на основе новых программ, учебников, методик, принятых в данном учебном учреждении. И если ребенок соответствует всем предъявляемым требованиям, то он считается психологически готовым к школе. Исходя из вышесказанного следует, что психологическая готовность дошкольников – это требуемый психический уровень развития детей, который способствует эффективному прохождению периода адаптации к школьным условиям и требованиям. От сформированности психологической готовности ребенка зависит успешность его последующей учебной деятельности:

- индивидуальное отношение каждого дошкольника к процессу обучения;

- полноценное развитие во всех сферах деятельности;

- отношение к ребенку учителей и одноклассников;

- оценка его способностей родителями.

Если психологическая готовность у дошкольника не сформировалась, то высока вероятность его последующей неуспешной школьной деятельности:

- снижение уверенности или полной потери в свои способности и возможности;

- потеря контакта с родителями и педагогами;

- появление отрицательного отношения к учебной деятельности или полный отказ посещать школу [17, с.132].

По предложению исследователя Божович Л.И., психологическая зрелость характеризуется двумя аспектами: личностной и интеллектуальной готовностью к школьному обучению.

Рогов Е.И. указывает на такие критерии интеллектуальной и психологической готовности к обучению в школе как:

- дифференцированное восприятие окружающих предметов и явлений природы;

- аналитическое мышление (способность понять основные признаки и связи между предметами и явлениями, способность воспроизвести образец);

- рациональный подход к различным видам деятельности (роль фантазии ослабевает, формируются практические навыки, соответствующие реальности);

- логическое запоминание и воспроизведение по памяти фольклорного материала, отдельных слов или предложений;

- интерес к знаниям, процессу их получения за счет волевых усилий;

- овладение на слух диалогической речью и способность к пониманию и применению символов;

Развитие тонкой моторики рук и зрительно – двигательной координации.

На психологическую подготовку детей 6-7 летнего возраста к школьному обучению оказывают большое влияние дошкольные образовательные учреждения. Одним из основных принципов образования является преемственность всех этапов учебной деятельности. Самым первым этапом является детский сад, где закладываются основные навыки, умения детей. Тесная взаимосвязь детского сада с начальной школой и родителями может привести к дальнейшей успешной деятельности в школе будущих первоклассников. Педагоги в дошкольных учреждениях формируют готовность детей к школьному обучению, развивают индивидуальность, неповторимость ребенка. Подготовка детей 6-7 лет к школе включает два компонента:

  1. Всестороннее развитие детей – физический уровень, эстетический, нравственно-этический, умственный, психологический
  2. Специальная практическая подготовка по тем предметам, которые будут в основе начального образования.

Социально-психологические критерии открывают возможности личностного роста ребенка. Социальная активность детей в группах детского позволяет им решать задачи показывая при этом такой уровень психической активности, который бы давал желаемый результат, значимый для самого ребенка и окружающих людей (ровесников и взрослых). Благодаря этому формируются необходимые качества личности детей: инициативность, творческий подход, исполнительность и правильность понимания задач [30, с.104].

В процессе совместной деятельности к моменту школьного периода дети должны научится не только самостоятельно организовывать свои действия в игре, но и выбирать, организовывать, планировать и точно выполнять трудовые операции, уметь распределять роли, и доводить любое дело до конца.

Одним из важных навыков, приобретенных в детском саду является навык совместной работы в группах. Первоклассники, пришедшие в школы из детских садов, быстрее адаптируются к различным ситуациям, легче переносят шум, лучше слышат учителя и выполняют команды. Дети, которые воспитывались только в домашних условиях, вначале испытывают психологический дискомфорт, так как им не хватает самостоятельности и активности в действиях. [49, с.116].

Исходя из вышесказанного, психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование. Нарушения в области психического развития дошкольников приводит к отставанию или искажению восприятия окружающего мира.

Для успешной готовности дошкольников к школьному обучению, необходимо сочетать игровую, продуктивную и учебную деятельности. Формировать навыки позитивного эмоционального отношения к учебной деятельности. Развивать коммуникативные навыки, направленные на позитивное и адекватное общение со сверстниками и педагогами Коммуникативный компонент у детей старшего дошкольного возраста, предполагает достижения соответствующего уровня развития общения со сверстниками и взрослыми, а именно, формирование внеситуативно - личностного общения (по Лисиной) и переход от эгоцентризма к децентрации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат.


Статья "Психологическая готовность к школьному обучению"


Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Конспект и презентация для родительского собрания в подготовительной группе.

Консультация для родителей "Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения."

материал для родителей о том, как подготовить ребенка к обучению в школе.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Презентация "Определение психологической готовности к школьному обучению" (по Гуткиной). Презентация содердит материалы программы.

Виды психологической готовности к школьному обучению и их показатели.

В таблице кратко представлены виды психологической готовности к школьному обучению и их показатели.


Виды психологической готовности к школьному обучению, их показатели и методики исследования

Методики диагностики интеллектуальной готовности делятся по познавательным процессам на методики исследования внимания, памяти, мышления и воображения. Под ин.

единство психологических характеристик субъекта, обеспечивающее успешное начало обучения в школе. Два вида П.г. ш. - специальная готовность (сенсомоторная, интеллектуальная) и общая личностная готовность (произвольность, положительное отношение к школе, сформированность общения со взрослым и сверстником).

комплекс психологических качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе. В него включаются такие компоненты, как интеллектуальная готовность (определенный уровень развития познавательных процессов - мышления, восприятия, памяти, воображения); личностная (определенный уровень развития самосознания, воли и мотивов поведения); коммуникативная (определенный уровень развития умений и навыков общения, установления контактов со сверстниками и взрослыми).

Совокупность психологических характеристик субъекта, обеспечивающая успешное начало обучения в школе. Различают 2 вида П. г. к ш. о. – специальную и общую. В первом случае определяются индивидуальные показатели преимущественно интеллектуального и психомоторного развития, которые сопоставляются с возрастными стандартами – индивидуальные показатели не ниже нижней границы, ребенок признается готовым к школьному обучению. Сюда же относят характеристики произвольности деятельности, сформированности общения со взрослыми и сверстниками, развитие правилосообразного поведения, положительное отношение к школьному обучению и др. Показателем специальной готовности является степень освоения ребенком программ дошкольного обучения (чтение, письмо, счет и др.).

Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + logos - учение.
Категория. Сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе.
Виды. Выделяют:
- общую психологическую готовность, о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и сенсомоторного развития,
- специальную, о которой свидетельствуют достижения по программам дошкольного обучения (счет в пределах десяти, скорость чтения),
- общую личностную готовность как интегративный показатель уже достигнутого психического развития (произвольность деятельности, адекватность общения со взрослым и сверстником, положительное отношение к школе и обучению).
Диагностика. Индивидуальные показатели этих форм готовности оцениваются при их сравнении с показателями возрастной нормы.


Все без исключения родители заинтересованы в успешности обучения ребёнка. Поэтому начинают заранее готовить его к школе: записывают на подготовительные курсы будущих первоклассников, обучают чтению, письму и быстрому счёту.

Безусловно, эти навыки пригодятся ребёнку в процессе учёбы, но мамы и папы забывают про психологическую готовность детей к школе. Именно она свидетельствует о достаточной зрелости детской психики для перехода на новый этап развития – учебную деятельность.

Подробнее о том, что такое психологическая готовность к школьному обучению и почему она так важна, вы узнаете из данной статьи.


Содержание:

Что такое психологическая готовность к школе?

психологическая готовность к школе

Многие родители считают, что, если ребёнок к семилетнему возрасту научился читать, писать и решать примеры, то он полностью готов к школьному обучению.

Эта позиция ошибочна. Поскольку дошкольнику недостаточно владеть определённым уровнем знаний, умений и навыков, чтобы освоить школьную программу.

У ребёнка к семи годам должна быть сформирована психологическая готовность к обучению в школе. Это тот необходимый уровень развития, который позволит ему быть успешным не только в процессе учёбы, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в осознании внутренней позиции школьника.

Готовность ребёнка к обучению подразумевает, что все сферы психического развития готовы к усвоению норм и правил школьной жизни.

Почему дошкольник должен быть готов к школе именно психологически? Об этом – случай из практики.

Паша в 6 с половиной лет умел читать, писать печатными буквами и знал названия почти всех динозавров. Но у мальчика были трудности с поведением: капризничал по любому поводу, отказывался выполнять требования взрослых и постоянно нарушал дисциплину. С другими ребятами в группе Паша практически не общался, ему было трудно первым заговорить или пригласить поиграть. Психолог, исследуя готовность детей к школе, сообщила Пашиной маме, что ребёнок психологически не готов к обучению и рекомендовала оставить мальчика ещё на один год в детском саду. Мама была возмущена: почему у её сына низкий уровень готовности, ведь он столько всего знает и умеет! Не послушав совета специалиста, мама отдала Пашу в первый класс. Почти сразу у мальчика начались серьёзные проблемы. Уроки были ему неинтересны, учителя он не слушал, смотрел в окно или рисовал на парте. Домашние задания Паша делал только с маминой помощью и под её строгим контролем. Через месяц маму пригласил директор и рекомендовал перевести Пашу в коррекционную школу, поскольку тот не справляется с учебной программой.

Этот случай иллюстрирует, насколько важной для дальнейшей жизни является грамотная психолого-педагогическая подготовка к школе, в которой уделяется внимание всем сторонам психического развития ребёнка. Из-за неправильных действий мамы ребёнок попал в коррекционную школу, обучение в которой не соответствовало его реальным возможностям.

Подведем итог. Ребёнок, психологически готовый к школе, быстрее адаптируется к процессу обучения и школьной жизни. Ему легче наладить взаимоотношения с учителями и одноклассниками, завести друзей и проявить свои лучшие качества.

Компоненты готовности

Теперь давайте посмотрим, что же всё-таки нужно ребёнку для успешного обучения в школе:

Мотивационная готовность


Только то дело будет успешным, которое выполняешь с желанием и интересом. Поэтому к концу дошкольного возраста у ребёнка должно быть:

  • желание учиться, стремление получать новые знания;
  • интерес к познанию мира;
  • положительное отношение к школе, учителю, одноклассникам.

Психологи утверждают, что при поступлении в школу у детей преобладают социальные мотивы и мотивы достижения. Им нравится красивая форма, школьные принадлежности, новые друзья, нравится получать хорошие оценки и когда хвалит учитель.

Учебная мотивация появляется гораздо позднее, ко второму, а то и третьему классу. Сначала ребёнок должен привыкнуть к роли ученика, а затем прийти к пониманию, что эта роль может ему дать.

Интеллектуальная готовность

Чем больше знает и умеет ребёнок, тем проще ему будет проявить себя в начале школьного обучения. Важными показателями готовности будут:

  • умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями;
  • способность анализировать, обобщать, делать выводы;
  • определённый запас знаний об окружающем мире в пределах возраста.

Социально-личностная готовность

психологическая готовность ребенка к школе

Школьное обучение предполагает общение с большим количеством людей: учителями, одноклассниками, ребятами из других классов. Поэтому у ребёнка должны быть хорошо развиты следующие качества:

  • умение общаться со взрослыми и сверстниками, как знакомыми, так и незнакомыми;
  • способность выполнять требования взрослого;
  • отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать;
  • развитые моральные принципы;
  • адекватная самооценка.

Эмоционально-волевая готовность

Требования школьной жизни нелегки для вчерашнего дошкольника. Необходимо рано вставать, приходить в школу до звонка, сидеть на уроках долгое время. Дома тоже не получится расслабиться, поскольку нужно делать домашние задания. Поэтому ребёнку необходимо быть собранным, ответственным и организованным. От него потребуются:

  • способность сосредотачиваться на задаче, концентрировать внимание;
  • умение доводить начатое до конца;
  • произвольность поведения – умение управлять своими поступками и эмоциями, сдерживать негативные проявления;
  • умение преодолевать трудности при достижении цели;
  • умение действовать по правилам.

У Паши из нашей истории не была сформирована эмоционально-волевая и социально-личностная готовность. Он не мог контролировать своё поведение, подчиняться требованиям взрослым и взаимодействовать со сверстниками. Если бы мама уделяла должное внимание не только развитию познавательных навыков, возможно, всё сложилось бы совсем по-другому.

Методы диагностики

Но и сами родители могут определить, насколько их ребёнок готов к школьному обучению.

Во-вторых, существуют достаточно простые методики, с помощью которых мамы и папы могут узнать уровень развития памяти, внимания и мышления у своего ребёнка.


Родителям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у родителей или решает проблему сам.

Признаки неготовности ребёнка к школьному обучению

психологическая готовность к школьному обучению

Эти проявления можно заметить как до поступления ребёнка в первый класс, так и во время учёбы в школе. Ребёнок не готов к школьному обучению, если он:

Родителям важно помнить, что, отдавая психологически неготового ребёнка в школу, они наносят непоправимый вред детской психике.

Как правильно подготовить ребёнка к школе?

Чтобы ребёнок был успешен в учёбе, при подготовке к школе мы должны уделить внимание развитию всех компонентов психологической готовности:

Формируем учебную мотивацию и положительное отношение к школе

  1. Расскажите ребёнку о своих школьных годах – любимых учителях, интересных предметах, забавных случаях с одноклассниками.
  2. Смотрите вместе фильмы о школе, читайте книги, а потом обсуждайте.
  3. Чаще играйте в школу. Пусть ребёнок пробует себя в разных ролях: как учителя, так и ученика.
  4. Вместе с ребёнком оборудуйте в комнате учебное место, выберете необходимую мебель, одежду, канцелярские принадлежности.

О том, как правильно организовать рабочее место, чтобы повысить мотивацию и не навредить здоровью, читайте в материале Рабочее место школьника: выбираем стул и стол.

Активизируем познавательные способности

Обучаем взаимодействию

психологическая готовность детей к обучению в школе

  1. Чаще ходите с сыном или дочерью в гости, совершайте поездки в новые места, знакомьтесь с новыми людьми. Предоставьте ребёнку возможность самому проявить инициативу в общении.
  2. Спрашивайте ребёнка о других детях в классе или группе, интересуйтесь, кто ему нравится, а кто вызывает антипатию и почему.
  3. Научите ребёнка справляться с неудачами, объясните, что плохие моменты в жизни бывают у всех людей. Их нужно пережить и двигаться дальше.

Развиваем волю и контролируем поведение

Вот и всё, что нужно знать мамам и папам про психологическую готовность к школьному обучению и её составляющие. Не забывайте: от того, как подготовлен ребёнок к школе, зависит не только успешность его обучения, но и психологическое благополучие как самого ребёнка, так и его родителей.

Читайте также: