Глобальные компетенции в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться.

-готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром…;

-возможностью решать различные ( в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи..;

-способностью строить социальные отношения..;

( слайд 2) Почему понятие глобальные компетенции стало актуальным для современной школы? Могут ли школы способствовать развитию глобальных компетенций?

Школа играет решающую роль в развитии глобальных компетенций молодых людей, может предоставить учащимся возможности изучить современные мировые события, которые оказывают влияние как на мировое сообщество так и на них самих. Педагоги могут научить детей как критически, эффективнее и ответственней использовать цифровые источники информации и СМИ.

Зачем нам глобальные компетенции?

Чтобы жить в гармонии в многонациональных(мультикультурных) сообществах. Обучение глобальным компетенциям может повысить возможности трудоустройства. Эффективное общение и правильное поведение в разнообразных коллективах являются ключами к успеху на многих рабочих местах, и будут оставаться таковыми еще больше, поскольку технологии продолжают облегчать людям возможности связи по всему миру.

(слайд 4)Целенаправленное формирование глобальной компетентности связано с реализацией требований ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным образовательным результатам и в отечественном образовательном учреждении должно отвечать следующим условиям:

1. быть целостным и непрерывным с 5-го по 9-й классы основной школы;

2. определять общие цели и дифференцировать задачи по их достижению на каждом этапе формирования (то есть в каждом классе основной школы);

3. сочетать образовательные и воспитательные задачи;

4. учитывать требования преемственности содержания и их последовательное усложнение;

6. развивать метапредметные умения и способствовать достижению метапредметных образовательных результатов;

7. развивать интегративные подходы и организовывать междисциплинарную интеграцию учителей.

(слайд 5) На уроках иностранного языка мы, конечно, тоже формируем глобальные компетенции: Аналитическое и критическое мышление, осознание и понимание глобальных проблем, осознание межкультурных различий, взаимопонимание и т.д. Естественно, все эти вопросы поднимаются на наших уроках, а также мы извлекаем информацию, связанную с ними из наших текстов, с которыми мы работаем в наших учебниках или других ресурсах.

Как именно мы можем формировать глобальные компетенции? В первую очередь наша задача- это коммуникация.

Чтобы сплотить коллектив, настроить их на совместную работу , перед началом урока, предлагаю задавать детям такие вопросы , чтобы заинтересовать детей, вопросы, которые выходят за рамки предмета:

- Можешь ли ты назвать двух взрослых из твоего окружения, которые всегда в тебя верят? ( очень хорошо, если они назовут учителя, который всегда рядом, поможет в трудную минуту. Это очень важно)

- Чему ты учишься и почему это важно? Формулировка таких вопросов выходит за рамки предметов. Т.е неконкретно для чего тебе математика или немецкий язык, а детям дается обширный вопрос.

- Как у тебя дела с учебой? Это уже самооценка учащегося. Кто-то критически отнесется, кто-то реально будет завышать свои способности.

-Каковы твои ближайшие цели и шаги?

Сегодня ученик и учитель выступают в роли двух партнеров. Поэтому учитель перестает быть оратором и источником информации, как это было раньше. Он затевает обсуждение, проясняет отдельные вопросы, помогает собрать информацию и разработать критерии для оценки. А ученик, в свою очередь становится соратником, коллегой. Он ищет информацию, оценивает результат.

Роль педагога в формировании у учеников глобальной компетентности на уроках иностранного языка ( слайд 6)

- для овладения знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества ;

- для освоения опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия ;

- для формирования аналитического и критического мышления школьника;

- для того, чтобы школьники осознали собственную культурную идентичность и понимали культурное многообразие мира ;

Всё, что связано с эффективной коммуникацией отрабатывается на уроке иностранного языка. Кроме того, мы говорим о культурах стран изучаемого языка. Очень хорошо и удобно формировать соответствующие компетенции при выполнении кейсовых заданий, так как они требуют сбора и анализа информации, критического мышления, а также эффективного взаимодействия, чтобы решить поставленную задачу. Есть такие темы, которые позволяют поговорить о каких-то проблемных вопросах. Например : Экология, Межкультурное взаимодействие, Будущая профессия, Средства массовой информации, Проблемы молодежи. Везде в этих ситуациях можно поставить какую-то проблему , распределить роли и отработать кейсовые задания, можно организовать проектную деятельность, так как основе проекта лежит какая-либо проблема. Что бы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом знаний разнообразных и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К интеллектуальным можно отнести умение работать с информацией, с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи, ( что очень важно для формирования глобальной компетенции), умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия. К коммуникативным умениям относятся, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль.:

Использование ролевых игр тоже формирует развитие глобальных компетенций. Суть ролевой игры заключается в перевоплощении обучающегося в того или иного персонажа и действия в соответствии с поставленной игровой задачей. Ключевым образовательным моментом в таких играх является именно процесс перевоплощения, то есть развитие умения смотреть на окружающий мир глазами другого человека. Педагогическая и дидактическая ценность деловой игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную жизненную позицию, определиться с выбором будущей профессии. Для совершенствования межкультурной компетенции наиболее эффективны уроки, моделирующие ситуации, которые могут случиться с гостем другой страны во время путешествия, экскурсии, обмен учащимися. На помощь приходит опять ролевая игра, конкурсы, викторины.

В чем выражается сформированность глобальных компетенций у учащихся? ( слайд 7)

критическое и логическое мышление ;

изобретательский и креативный подход в решении задач;

умение выстраивать коммуникацию, сотрудничать;

работать в команде

Во многом формирование глобальных компетенций обусловлено укладом и традициями школы, уходом от формализма при проведении мероприятий. Педагоги должны обладать умением "раскручивать" программный материал в проектную деятельность и организовывать в нетрадиционной форме диспуты, споры (в спорах рождается истина и умение выслушать оппонента, воспринимать с уважением иную точку зрения).

Вывод: Формирование ГК направлено на достижение метопредметных образовательных результатов через междисциплинарную интеграцию учителей. Формирование ГК не заканчивается на уровне ООО, это такое состояние человека, которая подвергает его к обучению в течении всей жизни и формирование глобальной компетенции, как и социализация, никогда не заканчивается.

Читайте также: