Глазами клоуна краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Роман “Глазами клоуна” тоже построен по принципу сжатого времени, его действие тоже длится только один день, и это тоже день, когда в сознании героя скрестились мысли о прошлом, настоящем и будущем. Клоун Ганс Шнир, герой романа, изображен в критический момент своей жизни – в пору служебных неудач и острого одиночества. Его оставила любимая женщина, с ним расторгли контракт устроители представлений, его родственники (отец, мать, брат) давно уже стали ему чужими.

Больной, он возвращается после внезапно прерванных гастролей в опустевшую

квартиру в Бонне, кому-то звонит, с кем-то спорит, но больше вспоминает о прошлом и воображает будущее, и все время неотступно думает о своей любимой, о Мари, которую он считал надежной подругой, но которая вдруг оставила его вместе с его неустроенной жизнью артиста и вышла замуж за добропорядочного католика, обеспечив себе благопристойную буржуазную жизнь. Шесть лет назад Мари Деркум, совсем еще юная девушка, полюбила Ганса, легко переносила вместе с ним трудности его кочевой и необеспеченной жизни, нисколько не смущалась под косыми взглядами мещан, радовалась своей свободе от предрассудков гордилась тем,

Гана убежден, что она, в сущности, в плену, и он постоянно думает! о том, как бы освободить ее.

Мир, пленивший Мари, в представлении Ганса, как и в изображении Белля, – мертвый мир, в котором буржуазная респектабельность служит прикрытием бездуховности. Его хозяева,! послевоенные заправилы католического Бонна,- это вчерашние” нацисты: прелат Зоммервильд, прирожденный шпион и убийца Герберт Калик, его жена, похожая на заводную куклу, знающую всего две фразы: “Ах, какая прелесть” и “Ах, какая гадость”, – мать Генриха, госпожа Шнир, при Гитлере призывавшая к изгнанию “жидовствующих янки”, а ныне возглавляющая “Объединенный комитет по примирению расовых противоречий”, отставной военный Блоттер, который “по вопросу о смертной казни был за, без всяких ограничений”.

Чтобы освободить Мари, нужно разрушить их власть над ее душой. Ганс понимает это, но ощущает свое бессилие, изменить мир. Он выходит на привокзальную площадь, где должна появиться Мари, возвращающаяся с мужем из свадебного путешествия, чтобы с шапкой в руке исполнять сатирические куплеты. Справедливый протест героя против мира лжи и несвободы оборачивается всего лишь трагической клоунадой.

Роман этот, как и другие произведения Белля, исполнен антибуржуазного пафоса. Писатель отчетливо видит, что буржуазное общество не способно разрешить присущие ему противоречия, что оно маскирует их ложью. Но сам он противопоставляет противоречиям и лжи только духовную оппозицию или же акцию бессильного протеста одинокого человека (либо немногих близких ему людей), отнюдь не преувеличивая, впрочем, реальных возможностей такой оппозиции.

Честный и смелый критик буржуазных порядков, Белль в то же время не доверяет революционному действию, так же как и планам социального преобразования общества.

Ганс – это человек, который еще достаточно молодой, так как ему всего лишь двадцать семь лет. Но он уже устал от жизни этой, такой тяжелой. Потому что он работает на сцене, клоуном. Это занятие дает кой-какой заработок, но не дает никакую радость, потому что приходиться играть веселые роди, улыбаться как когда – хотя в те моменты ему совсем не хочется улыбаться.

К тому же совсем недавно с ним произошло событие, происшествие, которое подвергло его ужасной депрессии, и это было то, чего боится каждый. От не го ушла его любовь, самая первая, и, казалось бы – последняя, если бы не сама девушка.

От Ганса ушла девушка, которая была самой для него любимой и радостной, приносящей счастье и радость. Она и не только ушла, она еще и вышла замуж, и к тому же – за Цюпфнера, который был католиком. Именно поэтому все эти события, быстро промелькнувшие перед его глазами, но так надолго оставившие на нем страшные шрамы, особенно на душе и сердце – просто подорвали его морально и не только. Заработок естественно отразился также на его переменах. Ведь он стал хуже работать на сцене, уже не так играя, как раньше. Именно потому он начал еще и пить, и работа – стала для него небрежным занятием.

Также произошло то, что еще больше доставило ему боли – он поскользнулся на сцене, когда играл роль Чарли Чаплина. Денег ему еле-еле хватило на то, чтобы как-то добраться до дома.

Ганс живет в квартире. И к его приезду помещение подготовила одна его знакомая, которую звали Моника Сильве. Ее он предупредил телеграммой. Эта квартира была когда-то подарком его дедушки, и теперь он там живет. Когда он пришел, все было на своих местах, в холодильнике – была еда, вокруг – чистота и порядок, а на столике возле окна – были сигареты, цветы и даже молотый кофе, приятный своим ароматом, и еще была – бутылка коньяка.

Тогда Ганс начал думать, что ему делать, так как в его бумажнике осталась только одна марка, которая не могла бы ем помочь прожить, хотя б еще несколько недель. Он также решил звонить своим знакомым, которые смогли бы ему помочь, одолжить денег.

Он позвонил даже своей матери, которая была богатой дамой, которая была к тому же очень большой ханжей, высокомерной и за то, чтобы национальность людей – всегда была засчитана. Она послала свою дочь служить в противовоздушные войска, где та, молоденькая, погибла. С матерью ничего не получается, так как она еще и злорадствует о том, что Гансу не удалось сыграть нормальную роль.

И вот, в следующем телефонном разговоре, он сообщает кому-то, что является клоуном, и собирает мгновения. Ведь именно они скрашивают жизнь его, такую печальную.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Бёлль - Глазами клоуна. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Анатолий Приставкин рано лишился родителей и вкусил всю прелесть жизни беспризорников. С группой таких же подростков он исколесил всю Россию. Его тяжелое детство прошло полосой по всему творчеству писателя.

События произведения разворачиваются во время Великой Отечественной войны на белорусской земле.

Родные места нашего героя находились на холме. Здесь обитало лисье семейство. Солнце опустилось, кругом распространилась прохлада. Кругом было тихо и спокойно.

Сергей Духанин - главный герой рассказа Сапожки. Работая водителем, он едет из деревни в город для того, чтобы купить запчасти. Он запланировал так же заехать и купить своей жене очень дорогой подарок

К приезду Ганса квартира полностью готова, о ней позаботилась Моника Сильве. Ганс с трудом добирается до дома. Квартира ему досталась в подарок от деда, она находилась на пятом этаже, там все в ржаво-красном оттенке: обои, двери, настенные шкафы. Моника прибралась в квартире, заполнила продуктами холодильник, в столовой поставила цветы и зажгла свечи. В кухне на столе стояла бутылка коньяка, молотый кофе и сигареты. Ганс залпом выпивает коньяку, а остатки выливает на припухшее колено. Гансу нужно было где-то достать деньги, в кармане у него оставалась лишь одна марка. Он, устроившись по удобнее, начинает выписывать из записной книги номера своих знакомых и родных, собираясь позвонить им. Все имена он делит на два столбика, в одном те, у кого можно попросить в займы, а в другом те, к кому он обратиться при крайней нужде. Между столбиками написано имя Моники Сильве - девушки, которая вполне могла бы, как иногда думает Ганс, заменить ему Мари. Но пока он страдает о Мари, думать о другой девушке он просто не способен. Ганс звонит домой и просит пригласить к телефону госпожу Шнир.

Ганс надевает на себя голубую рубашку и ярко-зеленые брюки, оценивает себя в зеркале - блестяще! Белила, нанесенные на лицо толстым слоем, потрескались, а темные волосы выглядят как парик. Ганс уже представляет, как знакомые и родные бросают в шляпу монеты. На пути Ганс осознает, что сейчас карнавал и это дает хороший шанс профессионально замаскироваться среди любителей. Он кладет на ступени подушку, садится, рядом бросает шляпу, в которой находится сигарета и начинает петь. Вскоре в шляпе появляется первая монета.

6 сентября 1958 г. В этот день одному из главных героев романа, архитектору Генриху Фемелю, исполняется восемьдесят лет. Юбилей — хороший повод для того, чтобы оценить прожитую жизнь. Более пятидесяти лет назад он появился в этом городе, едва ли не в последний момент подал на конкурс свой проект возведения аббатства Святого Антония и — безвестный чужак — победил остальных претендентов. С первых же шагов в незнакомом городе Генрих Фемель хорошо представляет себе будущую жизнь: женитьба на девушке из какого-нибудь знатного семейства, много детей — пять, шесть, семь, — множество внуков, "пятью семь, шестью семь, семью семь"; он видит себя во главе рода, видит дни рождения, свадьбы, серебряные свадьбы, крестины, младенцев-правнуков. Жизнь обманывает ожидания Генриха Фемеля. Тех, кто собирается на его восьмидесятилетие, можно пересчитать буквально по пальцам одной руки. Это сам старик, его сын Роберт Фемель, внуки — Иозеф и Рут, и приглашенная Генрихом секретарша Роберта Леонора, Второй сын, Отто, ещё в юности сделался чужд своей семье, примкнув к тем, кто принял "причастие буйвола" (так в романе обозначена принадлежность к кругам немецкого общества, зараженным идеями агрессии, насилия, шовинизма, готовым утопить мир в крови), ушел воевать и погиб.

Жена Генриха Фемеля содержится в "санатории", привилегированной лечебнице для душевнобольных. Не принимая существующей действительности, Иоганна позволяет себе весьма смелые высказывания по адресу сильных мира сего, и, чтобы уберечь, её приходится держать взаперти. (Хотя Генрих Фемель, перестав лукавить перед собой, сознается, что согласен и всегда был согласен с мыслями и высказываниями жены, но не имел мужества открыто заявить об этом.)

Роберт Фемель ещё гимназистом дает клятву не принимать "причастие буйвола" и не изменяет ей. В юности он вместе с группой сверстников вступает в борьбу с фашизмом (олицетворением фашизма для них служит учитель физкультуры Бен Уэкс, за покушение на которого один из подростков, Ферди Прогульски, расплачивается жизнью) и вынужден, жестоко избитый бичами из колючей проволоки, бежать из страны. Через несколько лет амнистированный Роберт возвращается в Германию к родителям, жене Эдит и родившемуся без него Иозефу. Он служит в армии, но его служба оборачивается местью за погибших друзей. Роберт подрывник, он "обеспечивает сектор обстрела" и без сожаления уничтожает архитектурные памятники, в числе которых построенное отцом аббатство Святого Антония, взорванное им без особой надобности за три дня до конца войны. ("Я отдал бы двести аббатств за то, чтобы вернуть Эдит, Отто или незнакомого мальчика. " — вторит ему и Генрих Фемель.) Жена Роберта, Эдит, погибает при бомбежке. После войны Роберт возглавляет "контору по статическим расчетам", на него работают всего три архитектора, которым Леонора рассылает немногочисленные заказы. Он обрекает себя на добровольное затворничество: на красной карточке, которую Роберт когда-то давно дал Леоноре, значится: "Я всегда рад видеть мать, отца, дочь, сына и господина Шреллу, но больше я никого не принимаю". По утрам, с половины десятого до одиннадцати, Роберт играет в бильярд в отеле "Принц Генрих" в обществе отельного боя, Гуго. Гуго чист душою и бескорыстен, не подвластен соблазнам. Он принадлежит к "агнцам", как погибшая Эдит, как её брат Шрелла.

Шрелла — друг юности Роберта Фемеля. Как и Роберт, он был вынужден под страхом смертной казни покинуть Германию и возвращается только теперь, чтобы повидаться с Робертом и своими племянниками.

Шестое сентября 1958 г. становится поворотным днем и для Генриха Фемеля, и для его сына, В этот день, осознав ложность следования логике собственного надуманного образа, он порывает с давно тяготившей его привычкой ежедневно посещать кафе "Кронер", отказывается принять подарок от фашиствующего Греца, владельца мясной лавки, и символически заносит нож над присланным из кафе юбилейным тортом в виде аббатства Святого Антония.

Роберт Фемель в этот день демонстрирует своему бывшему однокашнику, Нетглингеру, приверженцу "буйволов", что прошлое не забыто и не прощено. В этот же день он усыновляет "агнца" Гуго, берет на себя ответственность за него.

И для Иозефа Фемеля, внука Генриха и сына Роберта, молодого архитектора, этот день становится решающим. Увидев пометки отца на обломках стен аббатства Святого Антония, четкий почерк, знакомый ему с детства, неумолимо свидетельствующий о том, что аббатство взорвал отец, Иозеф переживает кризис и в конце концов отказывается от почетного и выгодного заказа, от руководства восстановительными работами в аббатстве.

Иоганна Фемель, которую по случаю семейного празднества отпускают из лечебницы, тоже совершает решительный шаг — она стреляет из давно заготовленного пистолета в министра, господина М. (у которого "морда, как у буйвола"), стреляет как в будущего убийцу своего внука.

Подведены итоги прошедшей жизни. И для собравшихся в мастерской старого архитектора (здесь, кроме хозяина, Роберт с новообретенным сыном Гуго, Шрелла, Иозеф с невестой, Рут и Леонора) начинается новый день, 7 сентября.

Читайте также: