Гинзбург крутой маршрут краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Мне было три года, когда я вдруг ощу­тила доселе незна­ко­мое: откуда-то из воз­духа мага­дан­ского дет­дома воз­никло и сгу­сти­лось – то ли запа­хом, то ли на ощупь, а, может быть, я сразу уви­дела – и мгно­венно поняла: мама! Надо мной накло­ни­лась мама! Я это знала всеми сво­ими чув­ствами и запом­нила на всю жизнь. И где бы я с тех пор ни нахо­ди­лась, ино­гда и теперь рядом со мною что-то такое сгу­ща­ется, и все мои чув­ства соби­ра­ются в комок и явственно гово­рят мне о ее при­сут­ствии в моей жизни.

Не дело детей гово­рить о кни­гах своих роди­те­лей, я и не ставлю перед собой такую задачу. Есть масса отзы­вов – как сола­гер­ни­ков, так и собра­тьев по реме­слу, лите­ра­ту­ро­ве­дов, дру­зей, про­тив­ни­ков, недоб­ро­же­ла­те­лей, про­сто чита­те­лей. Ни спо­рить с кем-либо, ни отста­и­вать какую-либо пози­цию я не соби­ра­юсь, да и права не имею. Но мне и о ней самой, о Евге­нии Семе­новне Гин­збург, очень трудно гово­рить. Могут поду­мать, что мне мешает бла­го­дар­ность при­ем­ной дочери. Нисколько! Я жила в семье и не знала, что эта семья мне пода­рена, и была уве­рена, что в этой семье роди­лась. Как в любой семье, здесь бывало вся­кое. Боюсь, я доста­вила маме больше огор­че­ний, чем радо­стей. Но вот какая стран­ность: об Антоне Валь­тере, моем при­ем­ном отце, я, кажется, могла бы напи­сать подробно, вни­кая во все детали. О Евге­нии Гин­збург – нет! Почему? Не знаю, не спрашивайте.

Я могу ска­зать только то, что и так вычи­ты­ва­ется из ее книги, что запе­чат­лено неко­то­рыми мему­а­ри­стами. Она была очень ярким чело­ве­ком. Кра­са­вица, умница, с обострен­ным чув­ством юмора. Колос­саль­ная эру­ди­ция и огром­ная тру­до­спо­соб­ность. Бле­стя­щая речь и жен­ский маг­не­тизм (не утра­чен­ный до самых послед­них дней ее жизни). Стихи она могла читать наизусть часами. Кстати, она и чело­века могла оце­ни­вать по тому при­знаку, как он отно­сится к опре­де­лен­ным сти­хо­тво­ре­ниям. Помню, как одна­жды была шоки­ро­вана одна либе­раль­ная ком­па­ния, когда она стала защи­щать лите­ра­тора, слу­жив­шего пред­ме­том посто­ян­ных напа­док прогрессистов.

– Что вы, – горячо всту­пи­лась она, – мы с ним долго гово­рили о Вла­ди­мире Соло­вьеве. Он пом­нит наизусть мое любимое:

Милый друг, иль ты не видишь,
Что все види­мое нами —
Только отблеск, только тени
От незри­мого очами?

И она увле­ка­лась и дочи­ты­вала стихи до конца:

Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житей­ский шум трескучий
Только отклик искаженный
Тор­же­ству­ю­щих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете —
Только то, что сердце к сердцу
Гово­рит в немом привете?

Я заме­тила, что эти стихи были вообще тестом, кото­рый она время от вре­мени устра­и­вала раз­лич­ным людям, осо­бенно полу­зна­ко­мым (вокруг нее все­гда было мно­же­ство народу, в том числе и нена­деж­ного). С ее точки зре­ния, это был труд­ный экза­мен. Вообще же, несмотря на весь ее суро­вый опыт, она была чрез­вы­чайно открыта, довер­чива и, я бы ска­зала, наивна.

Странно было бы, если б на этих стра­ни­цах, ломясь в откры­тую дверь, я стала бы рас­ска­зы­вать о неимо­верно боль­шой роли, кото­рую сыг­рала книга Евге­нии Гин­збург или ее лич­ность в моей соб­ствен­ной жизни. Но мне все же было чрез­вы­чайно инте­ресно узнать о том вли­я­нии, кото­рое было ока­зано кни­гой и ее авто­ром на людей моего поко­ле­ния, то есть на шести­де­сят­ни­ков – людей, застав­ших кра­е­шек ста­лин­ской эры и пере­шед­ших в пост­бреж­нев­скую, а теперь уже и в постель­цин­скую эпоху.

Я спро­сила об этом одного из тех, кого мама в 60‑е годы назы­вала сво­ими моло­дыми дру­зьями (вокруг нее все­гда было много моло­дежи). Вот, что он мне напи­сал в письме, раз­ре­шив цити­ро­вать его без ука­за­ния имени: «Впер­вые я уви­дел Евге­нию Семе­новну в доме моих роди­те­лей, когда мне испол­ни­лось лет 17–18. К этому вре­мени у нее уже были закон­чены какие-то главы ее книги, и в тот же вечер отец раз­ре­шил мне почи­тать руко­пись, назван­ную „Седь­мой вагон“.

Я читал и вспо­ми­нал лицо и инто­на­ции жен­щины, кото­рую я только что видел, и соот­но­сил ее образ с напи­сан­ным. Я не мог даже дога­ды­ваться о суще­ство­ва­нии ада, опи­сан­ного в руко­писи, – я читал такое впер­вые, но вот эта жен­щина с искря­щи­мися юмо­ром гла­зами этот ад пере­жила. И я отчет­ливо помню, что эмо­ци­о­наль­ная буря, вызван­ная во мне руко­пи­сью, была спро­во­ци­ро­вана не в послед­нюю оче­редь эсте­ти­че­скими досто­ин­ствами повест­во­ва­ния, а не только ее гума­ни­тар­ной направленностью.

Евге­ния Семе­новна рас­ска­зы­вала (об этом есть и в книге, но я ясно помню ее уст­ные выра­зи­тель­ные сред­ства), что она может по гла­зам опре­де­лить быв­шего лагер­ника и часто ого­ро­ши­вает незна­ко­мого чело­века вопро­сом о том, где тот отбы­вал срок, – и ни разу не ошиб­лась! Я пытался понять, что выдает узника лаге­рей, и подолгу вгля­ды­вался в ее глаза – они были уди­ви­тель­ные! Во-пер­вых, они все­гда све­ти­лись. Во-вто­рых, в них все­гда была готов­ность к острóте – своей или чужой. В‑третьих, в них все­гда была печаль – неиз­быв­ная и… таин­ствен­ная, потому что поверх этой тоски все­гда пры­гали искорки, если не ска­зать: чертики.

Ты зна­ешь, Тоня, я все­гда пом­нил о Евге­нии Семе­новне, то есть не про­сто хра­нил память о ней, а как бы все сопо­став­лял с нею, она дала мне в жизни мас­штаб, по срав­не­нию с кото­рым то, что могло счи­таться круп­ными непри­ят­но­стями – доносы, подо­зри­тель­ность спец­служб и т. п. – ста­но­ви­лось мел­кими неурядицами.

Вот такое письмо от чело­века, с кото­рым я почти чудом встре­ти­лась, не видев его более сорока лет.

Кто она такая

За что ее арестовали

Военная коллегия Верховного Суда приговорила Гинзбург к 10 годам исправительно-трудовых лагерей и 5 годам с поражением в правах с конфискацией всего личного имущества.

Что случилось, пока она сидела

Что было потом

Как она пыталась восстановить свою репутацию

Гинзбург написала письмо Председателю Президиума Верховного Совета СССР Климу Ворошилову, в котором описала свою судьбу и в очередной раз настояла на своей невиновности, приводя факты из биографии и прося пересмотреть вопросы о несправедливом осуждении в 1937 и в 1949 годах:

Гинзбург реабилитировали в 1955 году.

Какой она была после лагеря

Что про нее писали современники

В чем ценность ее мемуаров

Или, наоборот, пишет об интеллигентных женщинах, которые решались пойти на связь с мужчиной ради буханки хлеба.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Евгения Гинзбург Крутой маршрут

Крутой маршрут: краткое содержание, описание и аннотация

Книга Евгении Гинзбург — драматическое повествование о восемнадцати годах тюрем, лагерей и ссылок, потрясающее своей беспощадной правдивостью и вызывающее глубочайшее уважение к силе человеческого духа, который не сломили страшные испытания. "Крутой маршрут" — захватывающее повествование о безжалостной эпохе, которой не должно быть места в истории человечества.

Евгения Гинзбург: другие книги автора

Кто написал Крутой маршрут? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Евгения Гинзбург: Крутой маршрут

Крутой маршрут

Евгения Гинзбург: Крутой маршрут. Хроника времен культа личности

Крутой маршрут. Хроника времен культа личности

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Лидия ГИНЗБУРГ: Лидия ГИНЗБУРГ. Записки блокадного человека. Воспоминания НИКОЛАЙ ОЛЕЙНИКОВ

Лидия ГИНЗБУРГ. Записки блокадного человека. Воспоминания НИКОЛАЙ ОЛЕЙНИКОВ

Лидия Гинзбург: Человек за письменным столом

Человек за письменным столом

Крутой маршрут — читать онлайн ознакомительный отрывок

На лестнице встретилась Майка. Она шла с катка. Эта всегда все понимала интуитивно. Она не спросила ни слова, не поинтересовалась, куда мы идем в такое неурочное время. Прижалась плотно к стене и широко раскрыла глаза. Они были огромные, голубые. И такое недетское понимание горя и ужаса было на этом двенадцатилетнем лице, что оно снилось мне потом годами.

Внизу у входа встретилась еще наша старая няня Фима. Она сбежала вниз, чтобы что-то сказать мне. Но посмотрела в мое лицо и ничего не сказала, только мелко перекрестила вслед.

— Да, пройдемся напоследок.

— Не говори глупостей. Так не арестовывают. Просто им нужны сведения.

— У меня нет никаких сведений.

Долго идем молча. Погода прекрасная. Яркий февральский день. Снег выпал только утром. Он еще очень чист.

— Последний раз идем вместе, Паша. Я уже государственная преступница.

— Не говори таких глупостей, Женюша. Я уже говорил тебе. Если арестовывать таких, как ты, то надо арестовывать всю партию.

— Иногда у меня и мелькает такая безумная мысль. Уж не всю ли и собираются арестовывать?

Я уже жду привычной реакции мужа. Он должен сейчас прикрикнуть на меня за такие кощунственные слова. Но вдруг. Вдруг он разражается "еретической" речью. Выражает уверенность в честности многих арестованных "врагов народа", произносит гневные слова по адресу. По очень высоким адресам. И я рада, что мы опять мыслим одинаково. Я воображала тогда, что поняла уже почти все. А на деле меня ждало еще много горестных открытий.

Но вот и знаменитый дом — Черное озеро.

— Ну, Женюша, мы ждем тебя к обеду.

Какое жалкое лицо у него сразу, как дрожат губы! Вспоминается его старый уверенный хозяйский тон старого коммуниста, партийного работника.

— Прощай, Паша. Мы жили с тобой хорошо.

Я даже не говорю "береги детей". Я знаю, что он не сможет их сберечь.

Он снова успокаивает меня какими-то общими словами, которых я уже не различаю. Я устремляюсь к бюро пропусков, но вдруг слышу срывающийся голос.

— До свидания, Женюшенька!

И взгляд. Пронзительный взгляд затравленного зверя, измученного человека. Тот самый взгляд, который потом так часто встречался мне ТАМ.

11. КАПИТАН ВЕВЕРС

Я открыла двери очень смело. Это была настоящая храбрость отчаяния. Прыгать в пропасть лучше с разбега, не останавливаясь на ее краю и не оглядываясь на прекрасный мир, оставляемый навсегда.

Но будничная казенная неторопливость, с какой мне оформляли пропуск, обозначенное на нем время моего прихода и рядом пустое место, на котором должно было быть отмечено время моего ухода отсюда, — все это на какой-то момент вселило в меня мимолетную надежду: может, и впрямь ему надо только расспросить меня про Эльвова?

Поднимаюсь на второй, потом на третий этаж. По коридорам деловито проходят люди, из-за застекленной двери раздается треск пишущих машинок. Вот какой-то молодой человек, где-то виденный, даже рассеянно кивнул и обронил "здрассьте". Самое обыкновенное учреждение!

И я уже теперь совсем спокойно поднимаюсь на четвертый этаж и на секунду останавливаюсь у двери комнаты № 47. Стучу и, не расслышав ответа, переступаю порог. И сразу сталкиваюсь со взглядом Веверса. Глаза в глаза.

Их бы надо в кино крупным планом показывать, такие глаза. Совсем голые. Без малейших попыток маскировать цинизм, жестокость, сладострастное предвкушение пыток, которым сейчас будет подвергнута жертва. К этому взгляду не требовалось никаких словесных комментариев.

Но я еще сопротивляюсь. Я продолжаю делать вид, что считаю себя по-прежнему человеком, коммунистом, женщиной. Я вежливо здороваюсь с ним и, не дождавшись предложения сесть, с удивлением спрашиваю:

— Садитесь, если устали, — пренебрежительно роняет он. На лице его та самая гримаса — смесь ненависти, презрения, насмешки, которую я потом сотни раз видела у других работников этого аппарата, а также у начальников тюрем и лагерей. Эта гримаса, как потом выяснилось, входила в программу их профессиональной подготовки, и они ее репетировали перед зеркалом. Но тогда, столкнувшись с ней впервые, я была уверена, что она выражает персональное отношение Веверса ко мне.

Несколько минут проходят в полном молчании. Потом он берет чистый лист бумаги и пишет на нем крупно, медленно, чтобы мне было видно: "Протокол допроса". Потом вписывает мою фамилию по мужу. Я поправляю его, называя мою отцовскую фамилию.

Публикацию предваряли предисловия писателей Анатолия Рыбакова, Василя Быкова и вступление Антонины Аксеновой "О матери".

"Публикация дается без сокращений и исправлений по рукописи автора" - заявляла редакция журнала.












Из комментариев в Фейсбуке:

"Крутой поворот" читала, ужасалась. Но вот почему-то Олег Волков тоже прошедший лагеря в своей книге "Погружение в бездну" критикует Е.Гинзбург. Якобы она была партийка , которая стала неугодной и подверглась репрессиям.

А разве она это отрицает? Она даже по выходе из лагеря "не разуверилась". И таких было довольно много. Это никак не влияет на ее талант и возможность найти в себе силы описать весь творившийся там ужас с определенной степенью достоверности. Хуже всего пришлось тем, кто там погиб. В советской "официальной" литературе эти темы вообще не отражались. А тех, кто смог выжить, что-то сохранить и позже издать, часто обвиняли и в недостоверности, и в том, что их участь там была чуть лучше, чем у остальных. Но иначе мы никогда бы не узнали ни их, ни их судьбу, ни множество так тщательно скрываемых официальной историографией фактов истории страны.

Книга, которая произвела на меня колоссальное впечатление.

В своё время (в конце 80-х) эта книга меня потрясла. Проверила этот эффект на современной молодежи. Их потрясает тоже.

Книга очень интересная. Интересно и то, что Евгения не потеряла веру в партию, это меня сильно удивило. Может быть именно на этой почве и были ссоры и разногласия с сыном-Василием Аксеновым. Книгу надо прочесть тем, кто так хочет Сталина, может быть что-то изменится в мозгах.

Помню, моя мама очень ее уважала. Самиздатские ее тексты она получала от хорошей знакомой моих бабушки и дедушки, с которой они познакомились в ссылке, не то в лагере; но после 67г., когда "Крутой маршрут" опубликовали на западе, Евгения Соломоновна перестала давать свои тексты (вероятно, давала уже только самым близким друзьям), и до моей мамы они перестали доходить. Она читала ее в "Юности", и помню, как-то сказала, что рассказ "Васька - стихийный марксист", подписанный псевдонимом Е.Евгеньева, наверняка принадлежит Е.С.Гинсбург. А критиковать взгляды Гинсбург я бы не стал; О.Волков имел на это полное моральное право, а мы, по прошествии десятилетий, должны быть более беспристрастными.

Редактором "Даугавы" тогда был Владлен Дозорцев и журнал печатал замечательную прозу и публицистику,поэзию и критику.
Многие имена и произведения стали открытиями для читателей.
Литературный журнал СП Латвии выходил тиражом 110 тысяч экземпляров-для Латвии:газетный тираж!
Каждый номер ждали с нетерпением!

Читал с ужасом.Книга произвела большее впечатление, чем Архипелаг ГУЛАГ.

Прочла это произведение в 1980 году. Конечно, впечатление было очень сильное, в первую очередь в силу литературного таланта автора, тк о лагерях по всей стране и условиях там в основном было известно. Книга была напечатана в Париже, на русском языке, это были 4 томика небольшого формата. Мне их давали почитать в два этапа, по 2 томика. Естественно, переправлены они были нелегально в СССР, и подарены Е. Гинзбург своей подруге Зоре Борисовна Гандлевской, с которой вместе были в лагере и потом дружили всю жизнь. Итак, Зора Борисовна дважды мне давала по 2 тома, я везла их домой, прочитала, возвращала. Зачем я об этом пишу? Потому что до сих пор помню страх, преследовавший меня на всем пути следования до дома, а потом обратно. Жуткий страх. Я везу запрещенную литературу, нелегально провезенную в страну. И могу подвести многих людей. Это был 1980 год, давно не было уже массовых репрессий, а страх был, реальный, жуткий. Может, это была уже генетическая память от моих репрессированных предков, не знаю. Но это было.

И с моей бабушкой они были близкими подругами по Колыме (знакомый многим совхоз Эльген). Бабушке, Вильгельмине Руберт, посвящена пара страниц в "Крутом маршруте". Дружба продолжалась до конца жизни Е.С., бабушка пережила ее на 2 года. "Крутой маршрут" мы читали еще в рукописи с первым названием "Под крылом Люцифера". Е.С. была потрясающей рассказчицей. От нее среди прочего я услышала раннего Окуджавы - не пение, конечно, а стихи - "Девочка плачет. ". "Ванька Морозов", до сих пор помню интонации. И хорошо помню ее мужа, замечательного Антона Яковлевича Вальтера.

Она была подругой моей бабушки которая тоже прошла через все круги ада когдa дедушку расстреляли в 1938. Гинзбург была матерью хорошего писателя Василия Аксенова которого я встретил в Вашингтоне и мы много говорили про Казань.

Помню впечатление от прочитанного. Из-за светлой личности Е.Гинзбург не было ощущения ужаса и безнадежности,которое возникает после Шаламова.Она была удивительным человеком.

Евгения Гинзбург: "Не думала воочию этот ад увидеть".


Режиссер спектакля Галина Волчек о постановке "Крутого маршрута"

Как только стали публиковаться первые главы из книги Евгении Гинзбург "Крутой маршрут", я поняла: "Современник" должен перенести на сцену этот потрясающий документ эпохи.

Меня всегда интересовал человек, его судьба, проявление тех или иных черт его характера в экстремальных обстоятельствах. Особенно, женщина, ведь она не призвана быть героем, солдатом, не призвана совершать подвиги. Женщина гибче, выносливее, подчас компромисснее. Ей легче выжить физически. А за счет чего выживает Евгения Гинзбург, не предавая, не подписав ни одного лживого слова?

Было очень важно найти ответ на этот вопрос. Гинзбург попадает в тюрьму правоверной коммунисткой. Проходя через кошмар допросов и пыток, она как бы сбрасывает надетую на нее кожу сталинских догматов. Остается то, что на самом деле составляло ее существо: признание общемировых человеческих ценностей, христианской морали.

Она не была религиозной, но воспитывалась на русской культуре Х1Х века. И когда перевернутая мораль сталинизма столкнулась в Евгении Гинзбург с незыблемыми нравственными принципами великой русской культуры, она обрела ту точку опоры, которая дала ей силы не только физически выжить, а аду ГУЛАГа, но и, что гораздо сложнее, сохранить достоинство личности.


Отзывы прессы о спектакле "Крутой маршрут":

"Сценическая постановка мемуаров Евгении Гинзбург включает сцены странного, причудливого мира, напоминающего круги Дантова "Ада" или картин Гойи.

Сюрреалистический ужас сталинской тюремной системы впервые восстановлен на советской сцене в спектакле театра "Современник" и бесспорно стал одним из самых больших "хитов" московской театральной жизни. Эта попытка воссоздать ужас и безумие сталинских лагерей явно потрясла битком заполнившую зал театра московскую театральную публику, устроившую в конце спектакля режиссеру Галине Волчек и исполнителям несмолкаемую овацию, длившуюся пятнадцать минут."

"Вашингтон пост", 17 февраля 1989 года

"Марина Неёлова растворяет свою собственную личность в судьбе героини. В первые минуты актриса просто неузнаваема. Достоинство цельности, литая завершенность работы открыли в Неёловой дар трагедийной актрисы."

"Советская культура", 7 марта 1989 года

"В преисподней, населенной сталинскими жертвами, царит жестокость, разбавленная вспышками человечности и даже черного юмора. Постановка театра "Современник", верная духу мемуаров Гинзбург, показывает, что многие жертвы сохранили свою политическую веру, несмотря на нечеловеческие страдания, спустя полвека московские зрители реагируют на эту непосредственную чистую веру со смешанным чувством изумления и шока."

"Интернэйшнл геральд трибьюн", 22 февраля 1989 года

"Спектакль подчеркивает, что нравственные корни характера и поведения Гинзбург в моральной структуре и традиции Х1Х века. Миры разделяют эту хрупкую интеллигентную женщину и ее палачей. Замученная и униженная бесконечными допросами, истерзанная бессонницей, голодом и жаждой, едва способная шевелить губами, она все же остается твердой, так как она - и в этом ее сходство с поэтессой Анной Ахматовой - из мира, который дает ей нравственную опору."

"Нойе цюрихер цайтунг", 19-20 марта 1989 года

"Всей сутью своей ее (Марины Неёловой) героиня противостоит машине подавления, расшатывания. Маленькая хрупкая женщина несет в себе честь и достоинство, тихие, но уничтожению недоступные. С мощной притягательностью истинного искусства спектакль возвращает нас у духовным приоритетам, заставляет задуматься: где же та единственная основа, откуда только и может начаться самовосстановление, возрождение?"

" Сцена ликует. Кажется, никогда с такой иступленной радостью не звучало "Утро красит нежным светом стены древнего Кремля. " Поют так, что кажется секунда другая и такое воодушевление охватит, не может не охватить , зал. Но чем восторженнее звучит песня, с тем большим оцепенением внимает ей публика. Мертвая тишина устанавливается в театре - те, что на подмостках тоже разом вдруг смолкают, тьма на мгновение поглощает их фигуры, и, когда свет зажигается снова, перед рампой плечом к плечу плотной серой шеренгой - нет, не актрисы театра "Современник", а - наши сестры в арестантской одежде.

Может быть, именно ради этой минуты - минуты полной сопричастности судеб одних судьбам других - поставила спектакль "Крутой маршрут" режиссер Галина Волчек."

"Правда", 15 октября 1989 года

Очень точными выглядят в спектакле актрисы, исполняющие не очень большие роли, например, Лия Ахеджакова являет собой наглядное пособие по разработке деталей. Начинает она как надменная гранд-дама из новой коммунистической аристократии. Издевательства, мучения и голод превращают ее в полубезумное существо."

"Сиэтл пост интеллиденсер", 27 июля 1990 года

"Спектакль очень эмоционально насыщен. Работа театра "Современник" под руководством Галины Волчек абсолютно правдива. Совершенно очевидно, что в "Крутом маршруте" видны не только замечательные художественные и актерские возможности труппы, но и сердце и душа каждого актера."

"Сиэтл таймс", 17 июля 1990 года

"В течение целого вечера вы чувствуете ужасную душевную боль на спектакле Московского театра "Современник", который раскрывает Вам страшную главу из русской истории. Спектакль выдержан в суровом документальном тоне, и зритель напрямую сталкивается с ужасом. Так было, и так вы это видите. "Крутой маршрут" - в центре внимания театральной общественности на фестивале в Сиэтле."

"Сан-франциско кроникл", 1 августа 1990 года

"Спектакль "Современника" восстановил на сцене не столько ход событий, сколько психологическую атмосферу насилия. Совокупность замечательных актерских работ и профессиональной режиссуры Галины Волчек, подчеркнутые звуковыми образами - лязгом металлических решеток, криками истязаемых, заставляет нас столкнуться с ужасами террора. Это не просто пьеса, которую Вы смотрите, вы ее проживаете.

Марина Неёлова играет роль Гинзбург как дорогу к гибели. Эта женщина, которая не может просто идти по ровной дороге, не потому, что обладает повышенным чувством самосохранения - она протестует, она не способна на ложь. И все сильнее затягивает ее крутой маршрут собственной личности.

Заслуга Волчек в том, что она сумела показать психологическую сторону характеров. Эмоционально сильно она выявила как общество растворилось в оргии насилия и преступности.

Этот театр не развлекательный. Он окунает зрителя в свои спектакли, и неважно, хорошо там зрителю или нет, и чем больше театр будут так поступать тем лучше."

"Лос-анджелес таймс", 27 июля 1990



По правую руку от Аксенова - Павочка, Паулина Степановна Мясникова, она была с Гизбург в одном столыпинском вагоне. "Современник" ее потом включил в спектакль, она выходила в конце на сцену в такой же робе, как и актеры, а они ей все цветы дарили - объехала с ними весь мир. Очень милый была человек.




Журнал "Огонек" №22 за 1989 год.

Она родилась в семье Ревекки Марковны и Соломона Абрамовича Гинзбургов. Родители до революции держали в Москве аптеку, а после 1917 года перебрались в Казань.Надеялись, видимо, что революционная волна, смывавшая привычную жизнь, до Казани не докатится. Докатилась.

Пылкая еврейская девочка Женя увлеченно читает Маркса и Энгельса, восхищается героями революции и мечтает приносить пользу своей новой, свободной от царского ига стране. После школы поступает в Казанский университет на факультет общественных наук, потом переводится в Восточно-педагогический институт, изучает историю и филологию, много читает, активно участвует в студенческих мероприятиях.

Последние годы срока она работала медсестрой в лагерной больнице и воспитательницей в детском саду, что для бывшей политзаключенной было чудом.

Здесь же она познакомилась с врачом Антоном Вальтером, немцем по происхождению,с которым прожила оставшиеся годы ссылки. Гинзбург добилась, чтобы сыну Василию разрешили приехать к ней. Жизнь, пусть и ссыльная, стала напоминать нормальную.Однако по стране прокатилась новая волна репрессий, которая смыла и это зыбкое счастье.

Евгению Соломоновну снова арестовали, на этот раз всего на месяц. После второго ареста с работой не везло, от голодной смерти спасали частные уроки и пациенты мужа, которые были наслышаны о бывшем заключенном Вальтере, умевшем лечить лучше, чем в советских клиниках.

Страна затихла после бури, с трудом приходя в себя. В 1954 году Евгении Соломоновне удалось реабилитироваться и даже восстановиться в компартии по собственному желанию. Она и теперь верила в случайность своей трагедии, в то,что дело партии и сталинский культ личности не имеют между собой ничего общего.Реабилитировали и Антона Вальтера.

Читайте также: