Гете торквато тассо краткое содержание
Обновлено: 06.07.2024
Маргарита Пармская - дочь Карла Пятого, правительница Нидерландов.
Граф Эгмонт - принц Гаврский.
Вильгельм Оранский .
Герцог Альба .
Фердинанд - его побочный сын.
Макьявель - на службе у правительницы.
Рихард - секретарь Эгмонта.
Клерхен - возлюбленная Эгмонта.
Ее мать .
Бракенбург - молодой бюргер.
Зуст - разносчик
Буик - солдат под командой Эгмонта.
Рунсум - инвалид, глухой.
Фанзен - писец.
Народ - придворные, караульные и пр.
Из-за недоверчивости и подозрительности талантливый поэт Торквато Тассо лишается своих покровителей в Ферраре и вынужден уехать.
За минуту
Придворный поэт Торквато Тассо находится под покровительством герцога Альфонса второго. Его поэзия восхищает герцога, принцессу и ее подругу. Они награждают Тассо лавровым венком, признавая великий поэтический талант.
Однако поэту везде чудятся заговоры, зависть и интриги. По этой причине он ссорится с государственным секретарем Антонио. Торквато Тассо пытается вызвать секретаря на дуэль. Поэта отправляют под домашний арест.
Подруга принцессы пытается убедить поэта, что Антонио искренне и с уважением относится к поэту. Она убеждает Торквато Тассо помириться с секретарем.
Но поэту везде чудятся происки врагов. Он хочет уехать. Перед отъездом Тассо хочет попрощаться с принцессой. Он признается ей в любви и пытается обнять. Девушка отталкивает Тассо и уходит. Альфонс второй обвиняет поэта в безумии.
Иоганн Гете - ТОРКВАТО ТАССО краткое содержание
ТОРКВАТО ТАССО - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)
Иоганн Вольфганг Гете
ТОРКВАТО ТАССО
Иоганн Вольфганг Гете
ТОРКВАТО ТАССО
Драма
Перевод С. Соловьева.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Альфонс Второй - герцог Феррарский.
Леонора д'Эсте - сестра герцога.
Леонора Санвитале - графиня Скандиано.
Антонио Монтекатино - государственный секретарь.
Место действия - в увеселительном замке Бельригуардо.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
11 марта 1544 года родился Торквато Тассо – один из самых знаменитых поэтов эпохи Возрождения. Его творчество и судьба овеяны множеством легенд.
Итальянский поэт Торквато Тассо (1544−1595) — мегапопулярная и притом, возможно, самая трагичная и противоречивая фигура Ренессанса. Его творчеством вдохновлялись Байрон и Гёте, Пушкин и Баратынский. Ему посвятил красивейший симфонический этюд Лист. Его живописали лучшие европейские художники.
Золотая клетка Феррары
Обширные познания, благородные манеры и блистательный талант Тассо особо ценили придворные дамы и сёстры герцога, принцессы Лукреция и Леонора д’Эсте. Последняя была ярчайшим типом ренессансной женщины: хорошо образованная, увлечённая философией, смелая в суждениях. Они часами вели интеллектуальные беседы. Однако Леонора демонстрировала лишь светское снисхождение, сохраняя сердечную холодность. К тому же, согласно преданию, поэт никогда не улыбался, что немало обескураживало женщин.
Сложные отношения красавицы и поэта вдохновляли многих художников. Немецкий жанровый живописец Август Фердинанд Хопфгартен запечатлел поэта, кажется, слегка смущённым прелестью облика и непринуждённостью манер Леоноры. Итальянский мастер Феличе Скьявони, напротив, изобразил Леонору растроганной лирическими строфами Тассо. Другой итальянец, Доменико Морелли, застал Леонору в компании светских дам, явно скучающих от высокой поэзии. Австрийский художник Ганс Макарт представил декламацию как идиллическую вневременную сцену.
К тому же и закулисье двора обнаруживает свою истинную сущность. Знать заглазно иронизирует над оторванным от жизни стихотворцем, придворные плетут злобные интриги. И всех жгуче интересуют любовные отношения неулыбчивого поэта. Согласно ещё одной легенде, Тассо был безответно влюблён в Леонору д’Эсте, но не мог открыто демонстрировать свои чувства ей как принцессе и создавал видимость симпатии к Леоноре Санвитале или другой придворной даме с таким же именем.
Добиваясь безоговорочного признания, Тассо рассылает свою поэму всем, кого считает подлинно просвещёнными людьми. Но — увы! — сталкивается с жестокой реальностью. Фанатичный католик Антониано настаивает на исключении из текста любовных сцен и прочих эпизодов, способных смутить верующих. Литературный критик Сперони усматривает в поэме нарушение правил поэтики Аристотеля.
Мудрый безумец
В печально памятном 1576 году Торквато ввязывается в публичную потасовку с неким Эрколе Фуччи и получает крепкий удар палкой по голове, возможно, усугубившим его психическое расстройство. Погожим июньским днём 1577-го Тассо бросается с кинжалом на слугу при присутствии Лукреции. Заключённый под стражу, он переодевается в чужое платье, совершает дерзкий ночной побег и через всю Италию направляется к своей сестре Корнелии. Не доверяя, однако, и родственнице, какое-то время выдаёт себя за другого человека, а о себе сообщает как об умершем.
Вернувшись в Феррару в феврале 1579 года накануне свадьбы герцога, он вновь оказывается во власти паранойи аккурат в день своего 35-летия — 11 марта. Тассо обвиняет придворных в ереси и разврате, накидывается на них со страшными угрозами — и вновь попадает в заключение, только теперь уже в сумасшедший дом, где его сажают на цепь как буйнопомешанного. По легенде, Тассо был насильно отправлен в больницу ещё и за недозволенный чувственный порыв к сестре герцога: однажды во время беседы в саду он вдруг обнял её и поцеловал.
К началу 19-го века мода на Тассо стала заметной составляющей дворянской культуры. Его строки не только цитировали, но и высекали в мраморе — например, на памятнике Екатерине II в усадьбе Архангельское. И даже в наши дни гондольеры распевают бессметные строфы прославленного итальянца.
Читайте также: