Герой и бунтарь краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Курсивом – комментарии авторов.

1. Простодушный. Он же – Невинный.
(THE INNOCENT)

Во все времена человечество придумывало мифы о золотом веке или земле обетованной, где жизнь была или будет совершенной. Главное желание Невинного – чтобы жизнь не была тяжелой. Невинный есть в каждом из нас – это спонтанный и доверчивый ребенок, который, хотя и зависим от других, оптимистично пускается в путь.

Невинный боится быть покинутым и ищет безопасности. Его сильные черты, доверие и оптимизм, располагают к себе других, и так он получает помощь и поддержку в своем квесте. Основная опасность для Невинного – быть слепым и не видеть очевидных недостатков или даже отрицать их. Он может стать слишком зависимым от других в выполнении своих архетипических задач.

Теневая сторона Простодушного: Проявляется в отрицании чего-либо, и тогда мы не позволяем себе осознать, что же происходит в действительности. Например, мы можем делать больно себе или другим, но не признавать этого. Нам так же могут причинять боль, но мы будем стараться не замечать и даже запрещать себе думать об этом. Или мы будем верить тому, что говорят другие, даже если их точка зрения прямо противоположна нашему глубинному пониманию.

Итак, Простодушный больше всего на свете не хочет ни за что отвечать. Поэтому он более склонен до последнего оттягивать принятие решений, констатацию фактов и декларацию намерений. Ему бы хотелось, чтобы все устроилось как-нибудь само. При этом сытый и здоровый Простодушный – существо веселое, довольное жизнью, заряжающее всех позитивом.

2. Славный Малый. Он же – Свой парень. Он же – Сирота.
(THE ORPHAN)

Сирота понимает, что каждый важен, каждый в мире имеет значение, как и он сам. Этот архетип выглядит домашним и непритязательным. Но в его простоте заключена глубина человека, которого уже задела жизнь. Он похож на раненого или осиротевшего ребенка, который мало чего хорошего ожидает от жизни. В то же время, он полон эмпатии, реализма и прекрасно знает законы улицы.

Свой Парень опасается, что его, беззащитного Сироту, будут использовать в своих целях другие люди. И он ищет, как вернуться в покой утробы и снова пережить безопасность новорожденного в руках любящих родителей. Для того чтобы пройти свой квест, Сирота должен пробраться насквозь через те стадии развития, что он пропустил. Его сильные черты – умение поддержать и быть полезным, а также прагматичный реализм, которому ему пришлось научиться с ранних лет. Главная опасность архетипа – в том, что он глубоко впадет в состояние жертвы и так никогда внутренне не дозреет до героя.

3. Воин. Он же – Герой.
(THE WARRIOR )

Когда все кажется потерянным, Воин является во всеоружии и спасает положение. Жесткий и храбрый, этот архетип помогает нам устанавливать цели и добиваться их, преодолевать препятствия и упорно продолжать в трудные времена, хотя он также склонен принимать других за врагов и делить весь мир на черное и белое. Воин относительно прост в своих мыслительных паттернах: он ищет возможности просто победить все, с чем сталкивается, включая драконов, живущих в его собственной голове. Он сражается и со своим страхом слабости. Квест для Воина – в том, чтобы увидеть смысл в своих действиях и мудро выбрать сражение, используя всю свою смелость и воинскую дисциплину.

Теневая сторона Героя: Преступник, использующий мастерство Воина для личной выгоды. Его не беспокоят мораль, этика или интересы других людей. Теневой Воин проявляется в нашей жизни и тогда, когда мы чувствуем, что нас заставляют поступиться нашими принципами: воин явится тот же час, чтобы настоять на своем и победить всех. Еще, как пример, теневой Воин буйно цветет в сегодняшнем деловом мире. Он воспринимает практически все, что происходит вокруг, как пренебрежение, угрозу или призыв к противостоянию. Поэтому у теневого Воина есть тенденция быть постоянно в боевой готовности.

4. Хранитель, он же Опекун, он же Наставник.
(THE CAREGIVER )

Хранитель – это альтруист, движимый состраданием, щедростью и самопожертвованием для того, чтобы помочь другим. Несмотря на склонность к мученичеству, внутренний Опекун помогает нам растить наших детей, помогать нуждающимся и выстраивать структуры для укрепления жизни и здоровья. Хранитель в первую очередь найдет, как помочь другим, и сделает это с состраданием и щедростью. В этой погоне за помощью другим он рискует сделать больно себе самому. Опекун питает отвращение к эгоизму, особенно в себе, и опасается, что эгоизм может им завладеть.

Пожалуй, Наставник – недостаточно точное русское название для этого архетипа. Скорее, его можно назвать Спасатель или Брат Милосердия. По сути же своей он – Хранитель.
Всякий опекун полагает, что должен прежде помочь людям, а потом уже думать о себе самом. Иногда это приводит к тому, что помогать нечем, все роздано. А порой Опекун оказывается в позиции агрессора, подвергая добру и нанося ласку: когда заботится о ком-либо, не учитывая реальные потребности и исходя лишь из своих взглядов на пользу.

5. Искатель, он же Землепроходец, он же Странник.
(THE SEEKER )

Русский перевод названия архетипа отражает важную грань – стремление к пути, к поиску. Но нам кажется, что важно добавить еще один оттенок смысла – Естествоиспытатель, поскольку любой поиск в этом архетипе производится деятельно. Всякий ученый, одержимый возможностью открыть нечто новое или решить давнюю загадку – тоже Искатель, хотя может проводить дни свои в кабинете, а не в походе. Однако, он постоянно встречается с чем-то новым, и не просто созерцает новое, но и взаимодействует с ним, пробует на зуб и пытается угадать свойства. Искатель не очень заинтересован в поиске связей и сути вещей, это удел Мудреца. Скорее, Искателю нравится находить и разглядывать.

6. Разрушитель, он же Изгой, он же Бунтарь.
(THE DESTROYER )

Разрушитель воплощает подавленную ярость в отношении структур, которые больше не служат жизни, даже если такие структуры поддерживаются социумом или нашим сознательным выбором. Несмотря на то, что этот архетип может быть безжалостным, он пропалывает сад от сорняков, чтобы освободить место для новых ростков. Разрушитель - парадоксальный персонаж, чья деструктивность отражает одновременно движение к смерти и внутренний страх быть уничтоженным. Бунтарь – боец, он не заботится о своей безопасности и может подвергнуть опасности других. Его квест – измениться, отпустить гнев или другую силу, что движет им, и вернуться в равновесие, найдя жизненное направление, что укрепит его. Живя на острие жизни и смерти, он часто на удивление скромен.

Теневая сторона Бунтаря: Включает все саморазрушающие паттерны поведения: привязанности, принуждения или действия, подрывающие близость, карьерный успех, самоутверждения. И все паттерны поведения, которые оказывают разрушающий эффект на других: неправильное эмоциональное или физическое обращение, убийства, изнасилования.

Бунтарю перестали подходить все законы, которыми он пользовался раньше. Это не значит, что законы плохие, это значит, что он сам – изменился. Но пока он это не осознал, он будет полон протеста, который поможет избавиться от всего чужого, наносного и неважного.

7. Любящий. Он же Любовник. Он же Романтик. Он же Эстет.
(THE LOVER )

Архетип Любящего определяет все виды любви: родительскую, дружескую, духовную, но легче всего узнать его в романтической любви. Хотя он может принести всю гамму сердечных мук и драм, он помогает нам испытать опыт удовольствия, постичь близость. Этот архетип готов принимать на себя обязательства и следовать за предметом своей страсти. Любящий ищет блаженство истинной любви и дуализм божественной пары. И он уже достаточно созрел, чтобы не просто поглощать любовь, но и любить самому. Вкладываться в любовь действиями и брать на себя обязательства, чтобы испытать взаимную любовь другого. Он страшится одиночества и потери своей любви, и потому стремится постоянно укреплять свои любовные отношения и связи с объектом душевной страсти.

В широком понимании, Любящий – это существо, очарованное кем-то или чем-то. Не важно чем: картиной, девушкой, поэмой или решением задачи. В своих младших ипостасях это пылкий созерцатель, тот, кто часами любуется и упивается объектом страсти. Он склонен украшать и проявлять себя как еще одно творение искусства, он подчеркивает гендер и умело расставляет соблазняющие акценты. Это человек, жаждущий ответа от мира, ожидающий любви и восхищения от других существ, так же, как восхищен ими сам. В своих зрелых проявлениях Любящий не просит, но дает любовь сам. Ему уже не нужно взаимности или страсти, потому что он достаточно вырос для того, чтобы быть в отношениях партнерства со всем миром. События эмоциональные и духовные здорово отвлекают Любовника от насущных дел, но он обычно хорошо адаптируется. И если Бунтарь отказывался от обыденности и повседневности, то Любящий снова согласен приступить к своим делам, с любовью.

8. Творец
(THE CREATOR )

Архетип Творца поощряет любые порывы воображения: от высокого искусства до мельчайших инноваций в жизни или работе. Он плохо относится к бездействию, и может привести нас к тому, что наша жизнь будет перегружена новыми проектами. Но если верно направлять энергию Творца, это поможет нам выразить себя множеством прекрасных способов. Творец страшится, что всякая реальность может оказаться иллюзией, и ему очень важно убедиться, что есть живой существующий мир вне его разума. Критическая часть его квеста – найти и принять себя, открыть свою истинную индивидуальность, связанную с внешним миром.

Творец – тот, кто постоянно создает свои реальности, но при этом очень нуждается в базовом реальном мире снаружи, иначе он чувствует себя незащищенным и одиноким.
Мир снаружи нужен, чтобы видеть создания Творца, находить им применение, реагировать на них. Таким образом Творец понимает, что он существует. То есть, жизнь Творца – в его творениях, как бы пафосно это ни звучало. И если Творец утрачивает смысл, он сбегает от собственной жизни тоже в творения и проекты, которые могут отвлечь его от главного.

9. Правитель.
(THE RULER )

Архетип Правителя вдохновляет нас на то, чтобы взять ответственность за жизнь всего нашего царства и за общество в целом. Преодолев искушение доминировать над другими, продвинутый Правитель создает среду, благоприятную для даров и мнений всех причастных. Квест Правителя – создать порядок и структуру и, следовательно, эффективное общество, в котором субъекты правления могут жить продуктивно и относительно счастливо. Это не всегда легкая задача, поскольку порядок недалеко отстоит от хаоса, и Правителю нужно посвятить себя полностью своей работе. Правитель часто имеет дело с протестами и взбрыкиваниями, поэтому ему приходится брать на себя полную ответственность. А для этого ему требуются единоличные властные полномочия.

Отчасти Правитель напоминает Опекуна, поскольку тоже лучше вас знает, что для вас лучше. Но задачи Правителя куда шире, и ответственности на нем больше. Он дает закон и порядок миру, который был им создан.

10. Маг, он же Волшебник, он же Иной
(THE MAGICIAN )

Теневая сторона Мага: Темный маг, сводящий лучшее к худшему по ходу трансформаций. Мы вовлекаем себя в такую теневую магию, когда умаляем других или себя, выбираем варианты и вероятности, приводящие к тому, что мы уважаем себя все меньше. Теневой Маг – это еще и часть нас, способная негативными мыслями и действиями сделать себя или других больными.

Таким образом, Магу предоставляется выбор – либо он имеет дело с наличествующей реальностью, осваивая все новые способы работы с ней, либо он погружается в иллюзорные реальности с помощью наркотиков или просто придумывая их, чтобы не получать угроз и задач от существующего мира. В тени Маг самоуничтожается, в своем прямом воплощении продолжает творить мир, на этот раз сверхъестественными способами (для тех, кто смотрит со стороны). Задача архетипа – познать свою силу и научиться с ней обращаться.

11. Мудрец, он же Философ.
(THE SAGE)

Архетип Мудреца ищет истину, которая освободит всех. И если искушение догмой преодолено, Мудрец в нас поможет увидеть мир и самих себя объективно и изменить свою жизнь, основываясь на максимально объективном анализе результатов наших действий и наших выборов. Мудрец – искатель истины и просветления, который отправляется в далекие путешествия за еще одним золотым слитком знания. Опасность Мудреца и его глубинный страх, что его, добытая ценой больших усилий, мудрость построена на песке фальши или вымысла. Его самая светлая надежда в том, что он действует честно и объективно. Мудрец учится видеть с ясностью, которая различает правду от кривды.

Теневая сторона Мудреца: Бесчувственный судья, холодный, рациональный, бессердечный, догматичный, часто помпезный, оценивающий нас и других и говорящий, что мы (или они) недостаточно хороши или делаем это неправильно.

Мудрец недаром имеет у Пирсон уточнение значения: Sage, прорицатель или провидец. Его компетенция достигла такого уровня, что начала переходить в интуицию. И то, что было когда-то стройной логической концепцией, становится откровением, чудом.

12. Шут.
(THE FOOL OR JESTER )

Теневая сторона Шута: Обжора, мошенник или развратник, полностью обусловленный сильными желаниями или нуждами тела, без чувства собственного достоинства или самоконтроля.

Шут – архетип, исповедующий наслаждение, а еще он рассказывает истории, переваривая события, миры и персонажей. Это его главная задача. Он готов не только веселиться, и согласен не только развлекаться, но радость должна присутствовать в любом событии жизни. Бывает, что тяга к наслаждению подменяет собой все другие – и тогда мы встречаемся с Тенью Шута.

Книга объёмная, поэтому я решила написать о ней в двух частях. Это — первая часть: сегодня речь пойдет о том, как устроена психика человека и какую роль в ней играют архетипы. Во второй части расскажу, как применить эти знания при создании бренда и рекламы.

Как устроена психика человека

В основе книги — теория Карла Густава Юнга об архетипах. Психика человека, по мнению Карла Густава Юнга, состоит из трёх компонентов.

  1. Эго — это центр сознания, контролирует взаимодействие с окружающим миром, позиционирует человека как личность. Эго выступает в защиту интересов человека, его безопасности, побуждает к осознанным действиям.
  2. Личное бессознательное — скопление подавленных или неосознаваемых личных эмоций (обычно лежат в основе комплексов). Ярко проявляются в поведении — жажда власти, влияние матери или отца, секс и т. д.
  3. Коллективное бессознательное — это архетипы. Они заложены в человеке с рождения. Благодаря архетипам мы одинаково воспринимаем и реагируем на какие-то образы и ситуации.

На экране ТВ появляется улыбающийся младенец. Большинство женщин умиляются, радуются, хотят потрепать за щечки и взять ребёнка на руки.

На экране ТВ появляется грязный младенец, плачущий среди руин дома. У нас возникают эмоции отчаяния, негодования, внутренний порыв защитить любым способом. Так мы выходим на демонстрацию против войны в Сирии и переводим деньги на борьбу с экстремистами.

Как связаны архетип и брендинг

В каждом из нас заложены 12 базовых архетипов, но преобладают один или два.


Ведущий архетип влияет на развитие качеств личности. Где и как человек живет, чем занимается — неважно. В любом случае, он в большей степени коллективист или индивидуалист, пассивный или энергичный, интроверт или экстраверт, склонный к труду физическому или умственному.

Изменяющиеся условия жизни проявляют в нас то одни, то другие архетипы. Поэтому мы ведём себя по-разному в различных обстоятельствах и меняемся с возрастом.

Какое отношение их семейные дела имеют к рекламе и брендам?

В чём польза для маркетолога


Отвечаем: авторы изучили 12 архетипов с учётом возрастных изменений, гендерных различий, этнической принадлежности и других параметров. Каждый архетип они разложили по схеме:

  • Главное желание
  • Цель
  • Страх
  • Стратегия
  • Награда

Схема и типология архетипов помогает маркетологу не тратить деньги на дорогостоящие исследования и не полагаться только на интуицию.


Многие маркетологи пользуются интуицией при создании бренда и додумывают выводы к исследованиям. Я тоже так делала, но мне всегда было не по себе: от моей интуиции и профессиональной чуйки зависела вся рекламная кампания.

В следующей статье читайте, как это работает на практике. Я приведу примеры из нашей реальной жизни. А пока жду ваших комментариев по теме.


Одно из практических применений теория архетипов нашла в брендинге — процессе, нацеленном на создании и позиционировании уникального образа личности или компании, её продуктов и услуг.

Понимание архетипов полезно не только профессионалам в области брендиинга, но и каждому, кто занимается саморазвитием, стремится к глубокому пониманию себя и хочет выразить свои таланты вовне, заявить о себе.

  • понять логику системы поступков, определяющих ваш личный путь и прогнозировать стратегию собственного развития;
  • увидеть и осознать личностные мотиваторы и барьеры;
  • создать собственный уникальный бренд, отражающий личные ценности;
  • научиться легко и эффективно ладить с людьми разных типов;
  • стать более продуктивным во всех сферах жизни.
  • составить портрет клиента, понять его мотивы и барьеры на каждом этапе покупки независимо от психографических характеристик;
  • сформировать стиль коммуникации, привлекательный для целевой аудитории, и конвертировать контакты в продажи;
  • пересмотреть и оптимизировать критерии подбора сотрудников;
  • создать здоровую и сбалансированную корпоративную культуру.


Стихия Воздух. Стратегия ИНДИВИДУАЛИЗМА.
Архетипы: Невинный, Искатель, Мудрец

Стратегии индивидуализма — это стратегия постоянного самопознания и совершенствования себя на пути к Богу и вечному знанию. Бесконечные сомнения, духовный поиск, размышления о мире и своем месте в нем, желание быть яркой индивидуальностью и идти собственной дорогой может приводить к чувству одиночества и решениям, принять которые не готовы даже самые близкие.

Это стратегия великих учителей и мыслителей — Будды и Иисуса Христа, а также всех путешественников и пиратов, великих мореплавателей и открывателей, интеллектуалов и преподавателей, которые искренне желают делиться своими знаниями. Представителями стратегии индивидуализма являются Владимир Познер и Форрест Гамп, а также бренды Coca Cola, McDonald's, Starbucks, Louis Vuitton.

Стихия Огонь. Стратегия ИЗМЕНЕНИЯ.

Архетипы: Герой, Бунтарь, Волшебник

Стратегия изменения характеризуется готовностью к рискам, необходимостью проявлять мастерство, потребностью в признании и достижении результатов.

Честолюбивые замыслы и жажда оказывать влияние иногда приводит к революционному развитию ситуации. Если этот путь заканчивается победой, победителей не судят.

Стихия Вода. Стратегия ПРИНАДЛЕЖНОСТИ.
Архетипы: Славный малый, Любовник, Шут

Это стратегия ориентации на социум и отношения с людьми, на жизнь в обществе, удовольствие от общения, построение долгих и прочных связей, на управление энергией людей и ощущение единства с близкими. Иногда желание принадлежать к группе заставляет искать способы понравиться другим, приспосабливаться к их мнениям и взглядам, идти на компромиссы в опасности потерять себя. Такие люди максимально эффективны в группе, коллективе и организации — они верные командные игроки, на которых можно положиться.

Стихия Земля. Стратегия СТАБИЛЬНОСТИ.
Архетипы: Родитель, Творец, Правитель

Стратегию стабильности избирают те, кто испытывает потребность в безопасности и устойчивости, сохранении и преумножении мирным путем. Эта стратегия подразумевает материальный обмен, ориентацию на власть и контроль. Она реализуется через понимание того, как устроена и функционирует система, чтобы однажды суметь возглавить её, а при необходимости — поменять правила под себя. Часто без надежных, преданных людей и рутинной кропотливой работы добиться такой цели невозможно, но те, кто с ней справляются, получают заветный комфорт, авторитет и признание общества.


М2 7 Геро й и бунтарь . Создани е бренд а с помощь ю архетипо в / Пер . с англ . по д ред .

В . Домнина , А . Сухенко . — СПб. : Питер , 2005 . — 33 6 е. : ил . — (Сери я «Марке -

Материа л это й книг и основа н н а исследования х классик а психоанализ а Карл а Густа -

в а Юнга , которы й в сво е врем я описа л основны е психологически е архетипы . Автор ы

спроецировал и эт и исследовани я н а наук у маркетинга . Применени е архетипо в позволяе т

использоват ь дл я создани я индивидуальног о бренд а н е опы т отдельног о человека , н о ха -

рактерны е типичны е свойств а большо й групп ы людей .

Ка к в сознани и потенциальны х потребителе й добитьс я интеграци и разрозненны х ма -

рочны х коммуникаций ? Ка к пр и ограниченны х ресурса х произвест и сильно е впечатлени е

н а целеву ю аудиторию ? Каки м именн о должн о быт ь дл я клиенто в значени е бренда , что -

б ы он о обеспечивал о глубоку ю потребительску ю преданност ь н а долги е годы ? Авто -

р ы — опытны е специалисты-консультант ы — утверждают , чт о им и найде н то т самый ,

отсутствующий , элемен т (архетипы) , которы й позволи т маркетолога м связат ь знани я о

клиент е с маркетинговым и коммуникациями . Выводы , изложенны е в это й работе , под -

тверждаютс я успехам и и х клиентов . Поэтом у книг а буде т интересн а и полезн а маркетоло -

гам , менеджера м п о рекламе , бренд-менеджерам , креэйторам , а такж е специалиста м кон -

Прав а н а издани е получен ы п о соглашени ю с McGraw-Hill .

Ве с прав а защищены . Никака я част ь данно й книг и н е може т быт ь воспроизведен а в како й б ы т о н и был о форм е бе з пись -

Марк М

Материал этой книги основан на исследованиях классика психоанализа Карла Густава Юнга, который в свое время описал основные психологические архетипы. Авторы спроецировали эти исследования на науку маркетинга. Применение архетипов позволяет использовать для создания индивидуального бренда не опыт отдельного человека, но характерные типичные свойства большой группы людей.

Отзывы читателей

О книге

Информация, представленная в книге, изложена в доступной и интересной форме, что несомненно делает повествование весьма увлекательным даже для тех, кто только начинает изучать данную тему. Прочитавшие книгу положительно о ней отзываются. На сайте можно читать книгу онлайн или скачать в формате pdf.

Читайте также: