Генезис и эволюция кочевничества краткое содержание
Обновлено: 08.07.2024
группы населения (Шнирельман, 1988. С. 37, 48—50 и др.).
При этом практически все исследователи единодушнны в том, что процесс
эволюционного развития скотоводческого хозяйства древних насельников
Евразии, начальной точкой отсчета которого является, по-видимому, рубеж
V—IV тысяч, до н. э., привел к возникновению кочевничества на рубеже II—I
тысяч, до н. э. К середине 1 тысяч, до н. э. номадизм вступает на арену мировой
истории как реальное историческое явление (Хазанов, 1975; Марков, 1976 и
др.). Особняком стоит точка зрения В. П. Шилова, утверждающего, что уже
носители древнеямной и последующих культур в Нижнем Поволжье могут
быть идентифицированы в качестве кочевников (Шилов, 1975. С. 81—91).
Попытка В. П. Шилова более чем на тысячу лет удревнить возникновение
номадизма не встретила поддержки в среде кочевниковедов. Таким образом,
становление кочевничества, как полагает наибольшая часть исследоза-телей,
произошло синхронно на всем ареале аридной зоны Евразии в начале 1 тысяч,
до н. э., когда произошла смена климатов —
суббореального в своей ксеротермической фазе, обеспечившей со-
ответствующие условия для возникновения номандизма, на субатлантический,
более влажный и холодный.
Среди основных факторов, которые детерминировали возникновение
номадизма и обусловили историческую закономерность его становления,
следует выделить прежде всего природно-климатические. Наиболее важное
значение имели такие особенности среды обитания, как повышенный баланс
солнечной радиации, обеспечивающий сильный перегрев поверхности земли в
летнее время года, периодическую повторяемость атмосферных засух,
аридность и кон-тинентальность климата, недостаточность водных,
растительных и почвенных ресурсов, зональность и сезонность
функционирования фитоценозов, атмосферных осадков и т. д. Все эти
природно-климатические факторы практически полностью исключали возмож-
ность культивирования нескотоводческих занятий и прежде всего земледелия.
Свидетельством тому является, например, то обстоятельство, что в настоящее
время в Казахстане общая площадь пастбищных и сенокосных угодий
составляет почти 190 млн. га (85,5% всех сельскохозяйственных угодий в
республике), а продуктивность земледелия чрезвычайно низка и в среднем
составляет 6—7 ц/га. Причем аналогичная ситуация имеет место и в других
регионах планеты — кочевое скотоводство до сих пор сохраняет свои ведущие
позиции и остается едва ли не единственным средством утилизации природных
ресурсов в аридных зонах (Лусиги, Гла-зер, 1984. С. 24—35; Андрианов, 1985 и
Недостаточность кормов, изреженность и низкая продуктивность
растительного покрова обусловливали потребность в огромных по площади
выпаса пастбищных угодьях, требовавших периодических миграций в поисках
подножного корма. Минимум пастбищных ресурсов в течение года составлял
для одной овцы 5—7 га в зоне степей и 12—24 га в зоне пустынь и
полупустынь Казахстана (Федорович, 1973 и др.). Еще большие цифры
минимального выпаса мы имеем по сахарской, субсахарской и саванно-
сахельской зснам и примерно аналогичные по центральноазиатскому региону
(подробнее см. далее разделы 3.1, 5.1). Другим фактором, требовавшим
периодической смены пастбищ, являлась недостаточность водных ресурсов.
Отсутствие развитого поверхностного стока в сочетании с высокой нормой
испаряемости, малочисленностью атмосферных осадков и гидрохимическим
составом водных источников также диктовали настоятельную потребность
передвижений в поисках воды. Фактор континентальности природно-
климатических условий обусловливал меридиональную направленность
кочевания на раЕнинах и вертикальную — в горных и предгорных районах. В
свою очередь, плотность и глубина снежного покрова определяли возможность
организации зимнего выпаса скота, поскольку овцы, например, самостоятельно
тебеневались лишь при глубине его в 10—12 см, а лошади —30—40 см. При
этом наличие или отсутствие снежного покрова детерминировали стационарное
дов из-за невозможности передвижений по снегу, либо, наоборот,
необходимость их периодических миграций.
Динамичность экологической ниши, занятой кочевничеством, определялась
прежде сезонно-зональным характером функционирования и локализации
практически всех ресурсных элементов среды обитания. Зональность почв и
растительного покрова, ландшафтная градация в сочетании с сезонным
характером продуктивности биоценозов, выпадения атмосферных осадков и
полноводности водных источников, облачности, термического режима и
циркуляции воздушных масс являлись в совокупности ведущим фактором в
возникновении и становлении номадизма. Особенно важную роль играл фактор
посезонной продуктивности растительного покрова, в наибольшей степени
побуждавший скотоводов к периодическим миграциям (Медведский, 1862. Ч.
80. Август. Отд. 2. С. 296 и др.). Высокая мобильность кочевников, таким
образом, была призвана противостоять пространственно-временной
изменчивости функционирования природных ресурсов среды обитания, прежде
всего колебаниям в обеспечении скота кормами и водопями (Радченко, 1983. С.
136 и др.). Вследствие этого постоянно действующие стабильные
экологические детерминанты номадизма прослеживаются достаточно
определенно (Капо-Рей, 1958; Гумилев, 1966; Акишев, 1972; Хазанов, 1972; Он
же, 1975а; Федорович, 1973; Назаревский, 1973; Клейн, 1974; Пуляркин, 1976;
Артамонов, 1977; Грайворон-ский, 1979; Радченко, 1983; Андрианов, 1985 и
В социокультурном аспекте возникновение кочевничества было
предопределено в значительной степени предшествующим процессом
доместикации животных и эволюции скотоводческого хозяйства, накоплением
знаний о содержании, выпасе и использовании скота, организации системы
общественного производства в данных условиях среды обитания, особенностях
окружающей среды. В процессе познания природных ресурсов экосистемы
происходило формирование структуры стада, развитие организационных
принципов данного способа производства и многоцелевой продуктивности
скотоводческого хозяйства (мясо, молоко, шерсть, транспорт, тягло и т. д.),
становление соответствующего уклада жизни и традиционно-бытовой
и т. д. (Грязное, 1957; Черников, 1960; Сорокин, 1962; Маргулан, Акишев,
Кадырбаев, Оразбаев, 1966; Шилов, 1975; Кузьмина, 1977; Смирнов, Кузьмина,
1977; Грач, 1980; Кадырбаев, 1980; Шнирельман, 1980; Он же, 1988; Косарев,
1981; Он же, 1984; Зданович, 1988 и др.). Комплекс технологических приемов и
навыков, социокультурных механизмов в сочетании с опытом экологического
освоения аридных пространств Евразии составили информационную и
материальную базу для перехода скотоводческо-земледельческого типа
хозяйства в новое качественное состояние и обеспечили возможность
спонтанного и имманентного генезиса кочевничества.
Много споров вызывает вопрос о том, какова бкла стартовая позиция
скотоводов на предшествующем кочевничеству этапе раз-
вития. В связи с широким распространением начиная с XVIII в. теории
трехступенчатого развития в течение долгого времени считалось, что
кочевничество как важная фаза общественного развития возникает из занятия
охотой и предшествует оседло-земледельческому образу жизни и типу
хозяйства (Смит, 1935; Гердер, 1977; Зибер, 1959 и др. Историографию
подробнее см.: Шилов, 1975; Марков, 1976; Шнирельман, 1980; Он же, 1988 и
др.). Однако исследованиями Э. Гана и последующих поколений ученых была
обоснована точка зрения о том, что доместикация животных и развитие
скотоводческого хозяйства базировались прежде всего на системе
земледельческого производства и опыте оседлого образа жизни (Шилов, 1975;
Марков, 1976; Шнирельман, 1980; Он же, 1988 и др.).
Действительно, как показывают исследования эпохи бронзы и особенно
культур финальной бронзы, развитие скотоводства и становление
кочевничества протекали преимущественно в рамках оседлого образа жизни и
комплексно-земледельческого типа хозяйства. Это положение достаточно
иллюстрируется конкретными данными о трансформации андроновских и
кочевников. В бронзовом веке на территории Казахстана и Центральной Азии
уже наметилась тенденция к преобладающей роли скотоводческого хозяйства,
которое в целом функционировало в условиях оседло-стационарной жизни
древних насельников в речных долинах степной зоны Казахстана и отчасти
Западной и Южной Сибири (Киселев, 1951; Грязнов, 1955; Он же, 1957;
Бернштам, 1957; Черников, 1960; Он же, 1965; Маргулан и др., 1966; Массой,
1976; Маргулан, 1979; Акишев, Байпаков, 1979; Кузьмина, 1981; Косарев, 1981;
Он же, 1984; Зданович, 1988 и др.). Как свидетельствуют археологические
данные по Центральному Казахстану, все могильники и поселения эпохи
бронзы локализуются непосредственно по краю надпойменных террас
небольших степных рек. В то время как основным районом расположения
курганов эпохи ранних кочевников является открытая степь (Маргулан и др.,
1966. С. 428). Андроновские поселения Северного Казахстана, как
свидетельствуют археологи, расположены только у рек и очень редко у озер
при наличии ключей. В VIII—VII вв. до н. э. впервые появляются памятники на
водоразделах рек. Поселения V—II вв. до н. э. занимают высокие берега
коренных террас, а погребальные комплексы расположены в равной степени
как по коренным берегам рек, так и по степным просторам междуречий
(Хабдулина, Зданович, 1984. С. 150—151). Вследствие этого исследователи,
считающие, что именно оседло-земледельческий образ жизни послужил
социокультурной базой для перехода скотоводческого хозяйства к номадизму,
поскольку археологические памятники эпохи бронзы четко фиксируют оседлый
образ жизни, располагают серьезными аргументами в пользу такого решения
Однако такой вывод отнюдь не исключает многообразия форм перехода
скотоводов к кочевому типу хозяйства. В этом смысле
несомненный интерес представляет точка зрения В. Шмидта, получившая
развитие в работах С. И. Вайнштейна, о возможности сложения кочевничества
на базе охотничьего хозяйства древних насельников Евразии (Вайнштейн, 1973
и др.). Л. Л. Викторова предложила объединить обе гипотезы. Кочевое
скотоводство на территории Центральной Азии, считает она, формировалось,
во-первых, посредством перехода земледельцев к номадизму в результате ари-
дизации климата в период ксеротерма и, во-вторых, посредством
трансформации полуоседлого комплексного — скотоводческо-охот-ничье-
земледельческого хозяйства в кочевое (Викторова, 1980. С. 104—107 и др.).
При этом исследователи в процессе генезиса номадизма выделяют различные
переходные стадии развития. Так, М. П. Гряз-новым, С. И. Руденко, С. С.
Черниковым, А. Н. Бернштамом, Л. П. Потаповым и другими выделяются такие
переходные фазы, как придомное скотоводство, пастушество, яйлажное
скотоводство И т. д. Исследователи обычно дифференцируют придомное ското-
водство как специализированный выпас животных вблизи поселений,
пастушество — как форму перегона скота от одного пастбищного участка к
другому, яйлажное скотоводство — как отгонный тип хозяйства, когда стада на
все лето отгонялись на сезонные пастбища в низкогорные и предгорные районы
либо на выпас в степь (Грязнов, 1955; Он же, 1957; Черников, 1957; Он же,
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Система взаимодействия природно-географических и социально-экономических факторов, охватывающая все сферы жизнедеятельности кочевого общества, не может быть всесторонне исследована как интегральная целостность во всем своем многообразии без изучения и анализа проблемы генезиса и эволюции номадизма. Исследование закономерностей пространственно-временного возникновения и функционирования кочевничества необходимо как для изучения экологических детерминантов номадизма и процессов хозяйственного освоения человеком аридной зоны Евразии, так и для анализа динамики исторического развития народов данного региона.
При этом практически все исследователи единодушнны в том, что процесс эволюционного развития скотоводческого хозяйства древних насельников Евразии, начальной точкой отсчета которого является, по-видимому, рубеж V-IV тысяч, до н. э., привел к возникновению кочевничества на рубеже II-I тысяч, до н. э. К середине 1 тысяч, до н. э. номадизм вступает на арену мировой истории как реальное историческое явление (Хазанов, 1975; Марков, 1976 и др.). Особняком стоит точка зрения В. П. Шилова, утверждающего, что уже носители древнеямной и последующих культур в Нижнем Поволжье могут быть идентифицированы в качестве кочевников (Шилов, 1975. С. 81-91). Попытка В. П. Шилова более чем на тысячу лет удревнить возникновение номадизма не встретила поддержки в среде кочевниковедов. Таким образом, становление кочевничества, как полагает наибольшая часть исследоза-телей, произошло синхронно на всем ареале аридной зоны Евразии в начале 1 тысяч, до н. э., когда произошла смена климатов - суббореального в своей ксеротермической фазе, обеспечившей соответствующие условия для возникновения номандизма, на субатлантический, более влажный и холодный.
Среди основных факторов, которые детерминировали возникновение номадизма и обусловили историческую закономерность его становления, следует выделить прежде всего природно-климатические. Наиболее важное значение имели такие особенности среды обитания, как повышенный баланс солнечной радиации, обеспечивающий сильный перегрев поверхности земли в летнее время года, периодическую повторяемость атмосферных засух, аридность и кон-тинентальность климата, недостаточность водных, растительных и почвенных ресурсов, зональность и сезонность функционирования фитоценозов, атмосферных осадков и т. д. Все эти природно-климатические факторы практически полностью исключали возможность культивирования нескотоводческих занятий и прежде всего земледелия. Свидетельством тому является, например, то обстоятельство, что в настоящее время в Казахстане общая площадь пастбищных и сенокосных угодий составляет почти 190 млн. га (85,5% всех сельскохозяйственных угодий в республике), а продуктивность земледелия чрезвычайно низка и в среднем составляет 6-7 ц/га. Причем аналогичная ситуация имеет место и в других регионах планеты - кочевое скотоводство до сих пор сохраняет свои ведущие позиции и остается едва ли не единственным средством утилизации природных ресурсов в аридных зонах (Лусиги, Гла-зер, 1984. С. 24-35; Андрианов, 1985 и др.).
Недостаточность кормов, изреженность и низкая продуктивность растительного покрова обусловливали потребность в огромных по площади выпаса пастбищных угодьях, требовавших периодических миграций в поисках подножного корма. Минимум пастбищных ресурсов в течение года составлял для одной овцы 5-7 га в зоне степей и 12-24 га в зоне пустынь и полупустынь Казахстана (Федорович, 1973 и др.). Еще большие цифры минимального выпаса мы имеем по сахарской, субсахарской и саванно-сахельской зснам и примерно аналогичные по центральноазиатскому региону (подробнее см. далее разделы 3.1, 5.1). Другим фактором, требовавшим периодической смены пастбищ, являлась недостаточность водных ресурсов. Отсутствие развитого поверхностного стока в сочетании с высокой нормой испаряемости, малочисленностью атмосферных осадков и гидрохимическим составом водных источников также диктовали настоятельную потребность передвижений в поисках воды. Фактор континентальности природно-климатических условий обусловливал меридиональную направленность кочевания на раЕнинах и вертикальную - в горных и предгорных районах. В свою очередь, плотность и глубина снежного покрова определяли возможность организации зимнего выпаса скота, поскольку овцы, например, самостоятельно тебеневались лишь при глубине его в 10-12 см, а лошади -30-40 см. При этом наличие или отсутствие снежного покрова детерминировали стационарное состояние номадов из-за невозможности передвижений по снегу, либо, наоборот, необходимость их периодических миграций.
Динамичность экологической ниши, занятой кочевничеством, определялась прежде сезонно-зональным характером функционирования и локализации практически всех ресурсных элементов среды обитания. Зональность почв и растительного покрова, ландшафтная градация в сочетании с сезонным характером продуктивности биоценозов, выпадения атмосферных осадков и полноводности водных источников, облачности, термического режима и циркуляции воздушных масс являлись в совокупности ведущим фактором в возникновении и становлении номадизма. Особенно важную роль играл фактор посезонной продуктивности растительного покрова, в наибольшей степени побуждавший скотоводов к периодическим миграциям (Медведский, 1862. Ч. 80. Август. Отд. 2. С. 296 и др.). Высокая мобильность кочевников, таким образом, была призвана противостоять пространственно-временной изменчивости функционирования природных ресурсов среды обитания, прежде всего колебаниям в обеспечении скота кормами и водопями (Радченко, 1983. С. 136 и др.). Вследствие этого постоянно действующие стабильные экологические детерминанты номадизма прослеживаются достаточно определенно (Капо-Рей, 1958; Гумилев, 1966; Акишев, 1972; Хазанов, 1972; Он же, 1975а; Федорович, 1973; Назаревский, 1973; Клейн, 1974; Пуляркин, 1976; Артамонов, 1977; Грайворон-ский, 1979; Радченко, 1983; Андрианов, 1985 и др.).
Много споров вызывает вопрос о том, какова бкла стартовая позиция скотоводов на предшествующем кочевничеству этапе развития. В связи с широким распространением начиная с XVIII в. теории трехступенчатого развития в течение долгого времени считалось, что кочевничество как важная фаза общественного развития возникает из занятия охотой и предшествует оседло-земледельческому образу жизни и типу хозяйства (Смит, 1935; Гердер, 1977; Зибер, 1959 и др. Историографию подробнее см.: Шилов, 1975; Марков, 1976; Шнирельман, 1980; Он же, 1988 и др.). Однако исследованиями Э. Гана и последующих поколений ученых была обоснована точка зрения о том, что доместикация животных и развитие скотоводческого хозяйства базировались прежде всего на системе земледельческого производства и опыте оседлого образа жизни (Шилов, 1975; Марков, 1976; Шнирельман, 1980; Он же, 1988 и др.).
Однако такой вывод отнюдь не исключает многообразия форм перехода скотоводов к кочевому типу хозяйства. В этом смысле несомненный интерес представляет точка зрения В. Шмидта, получившая развитие в работах С. И. Вайнштейна, о возможности сложения кочевничества на базе охотничьего хозяйства древних насельников Евразии (Вайнштейн, 1973 и др.). Л. Л. Викторова предложила объединить обе гипотезы. Кочевое скотоводство на территории Центральной Азии, считает она, формировалось, во-первых, посредством перехода земледельцев к номадизму в результате ари-дизации климата в период ксеротерма и, во-вторых, посредством трансформации полуоседлого комплексного - скотоводческо-охот-ничье-земледельческого хозяйства в кочевое (Викторова, 1980. С. 104-107 и др.).
При этом исследователи в процессе генезиса номадизма выделяют различные переходные стадии развития. Так, М. П. Гряз-новым, С. И. Руденко, С. С. Черниковым, А. Н. Бернштамом, Л. П. Потаповым и другими выделяются такие переходные фазы, как придомное скотоводство, пастушество, яйлажное скотоводство И т. д. Исследователи обычно дифференцируют придомное скотоводство как специализированный выпас животных вблизи поселений, пастушество - как форму перегона скота от одного пастбищного участка к другому, яйлажное скотоводство - как отгонный тип хозяйства, когда стада на все лето отгонялись на сезонные пастбища в низкогорные и предгорные районы либо на выпас в степь (Грязнов, 1955; Он же, 1957; Черников, 1957; Он же, 1960; Потапов, 1955; Бернштам, 1957; Боголюбский, 1959; Руденко, 1961; Акншев, 1972 и др.). Всем этим хозяйственно-организационным изменениям соответствовали трансформации в видовой структуре стада, которые в сущности сводятся к постепенному возрастанию удельного веса мелкого рогатого скота и конского поголовья и снижению доли крупного рогатого скота (Массой, 1976; Кадырбаев, 1980; Хабдулина, Зданович, 1984; Зданович, 1988 и др.). Как показывают современные этнографические исследования, например, по скотоводству народов Кавказа, в зависимости от конкретно-исторических, хозяйственно-культурных и экологических условий в действительности имеет место огромное многообразие форм и типов скотоводческого хозяйства (Шамиладзе, 1979. С. 21-22, 32-36, 43-44; Ямсков, 1987. С. 9-17, 20-23 и др.). Поэтому, на наш взгляд, преждевременно пытаться классифицировать ранние формы переходных типов хозяйства.
Важное значение для исследования проблемы генезиса номадизма имеет анализ технологических аспектов, в частности таких, как всадничество, предварительно датируемое серединой II тысяч, до н. э., появление колодцев - ориентировочно в конце того же тысячелетия, железных орудий, совершенствование конского снаряжения, развитие транспортного и мясо-молочно-шерстного направления в скотоводстве, изменение структуры стада, принципов организации общественного производства, направленности и ареала передвижений и т. д. Иначе говоря, различного рода усовершенствования в технологическом арсенале и инновации в развитии материальной культуры, накопившиеся к эпохе раннего железа и составившие своего рода социокультурные механизмы перестройки системы материального производства, в совокупности с технологическими изобретениями детерминировали качественную трансформацию культур древних насельников эпохи бронзы, генезис и становление кочевничества. Видимо, в этой связи закономерно формирование скифо-сакской культурно-исторической общности на всем ареале Евразийских степей, полупустынь и пустынь уме-реннего пояса, олицетворявшей становление этнокультурной интеграции на базе кочевого хозяйственно-культурного типа (Мар-гулан и др., 1966; Литвинский, 1972; Артамонов, 1973; Акишев, 1973; Хазанов, 1975; Скифо-сибирский зверинный стиль…; Грязнов, 1980; Грач, 1980; Акишев, 1984 и др.).
Особый интерес представляют материалы по эволюции конструкции конской узды и сбруи, средств и способов передвижения древних скотоводов. В памятниках андроновской и срубной культур на территории Казахстана, Западной Сибири и Поволжья найдено множество предметов архаического способа взнуздывания лошади, в частности костяных и роговых псалиев - приспособлений, связывающих удила с ремнями оголовья. В начале 1 тысяч, до н. э. появляется новый тип узды: двусоставные бронзовые удила, который, однако, к середине того же тысячелетия вытесняется удилами с кольчатыми окончаниями, а псалии становятся двудырчатыми. При этом вместо бронзы и рога для изготовления узды начинают употреблять железо. В середине 1 тысяч, до н. э. дышловой способ запряжки животных в транспортные средства (колесницы, повозки и т. п.) вытесняется оглобельным способом (Кадырбаев, 1980. С. 50-51, 54-57; Викторова, 1980. С. 107-111 и др.).
Таким образом, существенную роль в становлении и формировании кочевого скотоводческого хозяйства сыграли разнообразные технологические усовершенствования и технические новшества в эпоху бронзы и на стадии перехода к раннему железному веку. Они, несомненно, явились одним из факторов генезиса номадизма, поскольку способствовали оптимизации системы материального производства, ее большей адаптивности и приспособленности к изменяющимся природно-климатическим условиям.
В условиях кризиса традиционного для эпохи бронзы оседло-земледельческого и в том числе развивающегося в его рамках скотоводческого хозяйства, изменения климата, давления антропогенного фактора (Марков, 1973; Он же, 1976 и др.) и целого ряда других объективных и субъективных причин в полный рост встал вопрос о необходимости освоения новой экологической ниши - степных и пустынных пространств Евразии за пределами речных долин и низкогорных районов. Несмотря на то, что в предшествующий период скотоводами в процессе различного рода перегонов и отгонов был накоплен какой-то опыт о функционировании естественно-природных явлений за пределами традиционных местообитаний, в целом достигнутый уровень знаний был явно недостаточен для экологического освоения пустынно-степных пространств. Как показывает опыт классического номадизма, для самодостаточной организации кочевого скотоводства в оптимальном режиме был необходим более значительный экологический опыт.
Вследствие этого проблема номер один для любого кочевника-скотовода - это приобретение лимита знаний о характере природно-климатических условий, об особенностях функционирования среды обитания. Только лишь с помощью этого информационного минимума могло быть обеспечено хозяйственное освоение пустынно-степной зоны. В любом ином случае человека ждал бы неминуемый летальный исход (см. в этой связи: Волович, 1983. С. 93-119 и др.). Как свидетельствует оседлый образ жизни древних насельников региона, земледельческо-скотоводческий тип хозяйства, локализация всех поселений эпохи бронзы в речных долинах и отсутствие следов пребывания человека в открытой степи и пустыне, такой объем знаний и экологический опыт о специфике функционирования и жизнедеятельности фитоценозов, природных циклов, атмосферных осадков, водных ресурсов и т. п. у них практически отсутствовал либо был весьма незначителен. Поэтому, как нам представляется, было бы наивным предполагать, что при наступлении засушливого периода и упадке земледелия скотоводы забросили свои оседлые поселения в поймах рек и ринулись сходу осваивать открытые пространства степи и пустыни. В этой связи встает вопрос о способе освоения новой экологической ниши .
На наш взгляд, именно охота стала той ступенькой, которая обеспечила переход от пастушеского скотоводства к номадизму и одновременно стала способом освоения новой экологической ниши. На важную роль охоты в генезисе кочевничества косвенно указывает то, что миграции диких парнокопытных животных аридной зоны Евразии (сайгаков, джейранов, куланов, диких лошадей и верблюдов) во многом аналогичны перекочевкам номадов (см., например: Красная книга…, 1978. С. С. 69-74 и др.). Так, в частности, сайгаки в условиях данной экосистемы движутся в меридиональном направлении, а их миграции основываются на использовании факторов зональности и посезонной продуктивности растительного покрова и зависят от наличия водных источников (Афанасьев, I960. С. 96; Жирнов, 1982. С. 15-52, 56-91; Фадеев, Слудский, 1982. С. 27-56 и др.). По-видимому, скотоводческие народы аридной зоны Евразии осваивали и познавали природные ресурсы и климат данной экологической ниши в процессе передвижения на первых порах вслед за дикими животными, совмещая в той или иной форме скотоводство с занятием охотой в виде сезонно-мигри-рующего перегонно-отгонного скотоводческого хозяйства. Тем самым обеспечивался процесс органического включения человека и его деятельности в функционирование географической среды.
В связи с этим следует высказать еще ряд соображений, во-первых, в эпоху увлажнения и сдвига природно-ландшафтных зон поголовье диких копытных животных могло существенно увеличиться и повлечь за собой возрастание значимости и роли охоты, кстати сказать, хорошо фиксируемых для Северного Казахстана (Хабдулина, Зданович, 1984. С. 154). При этом повышение удельного веса охоты может относиться к числу тех элементов материальной культуры, которые археологически слабо уловимы и почти не засвидетельствованы в выявленных памятниках.
Во- вторых, сезонно-мигрирующий охотничье-скотоводческий тип хозяйства, как исторически кратковременная и переходная стадия общественного развития, не приводил к формированию особого образа жизни, специфичного комплекса материальной культуры, не требовал вовлечения всего населения в систему сезонных миграций вслед за дикими животными и вполне мог быть обеспечен в функциональном смысле деятельностью лишь отдельных, весьма немногочисленных, групп населения. В этой связи, на наш взгляд, напрашивается аналогия с системой выпаса кочевниками табуна лошадей (коса) в зимний период года, когда небольшая группа табунщиков (3-4 человека на 1000-1500 голов) отгоняла кос за много километров, иногда до 100-300 км, от зимовки и вплоть до наступления весеннего периода выпасала его на дальних пастбищах. Да и в теплый период года система выпаса табуна лошадей существенно не отличалась от технологии выпаса в зимний период (см. параграфы 4.2 и 4.3). При этом, следует заметить, табунщики пространственно были отделены от своих семей, а их труд сопровождался особым укладом и специфическим режимом жизнедеятельности. Важно подчеркнуть, что в истории подобный сезонно-мигрирующий тип охотничье-скотоводческого хозяйства хорошо известен и многократно зафиксирован в разнообразных письменных и этнографических источниках. Сложение одной из форм номадизма, например, у североамериканских индейцев, уже в новое время происходило на основе весьма своеобразного симбиоза охоты на бизонов и коневодства (Аверкиева, 1970. С. 10-36; Велтфиш, 1978. С. 198; Оплер, 1978. С. 268, 270, 272; Шнирельман, 1980. С. 196-202 и др.).
Другим свидетельством возможности подобной интерпретации проблемы является особое, порою ритуальное, значение облавных охот в жизни всех кочевников Евразии (см.: Меховский, 1936. С. 60; Левшин, 1832. Ч. 3. С. 207; Петров, 1961. С. 81-82; Вайнштейн, 1972. С. 202-205; Ларичев, Тюрюмина, 1975. С. 101; Султанов, 1982. С. 60-61 и др.). Особенно значительной была роль облавных охот у монголов эпохи сложения грандиозной империи Чингиз-хана, ей придавали военно-политическое и порою даже сакральное значение (Владимирцов, 1934. С. 40 и др.). Небезынтересно отметить, что обряд усыновления Тэмучжина Ван-ханом и обряд братания последнего с Есугеем включал в себя помимо всего прочего произнесение следующего ритуализированного выражения:
Существует комплекс причин, способствовавших возникновению кочевого скотоводства в евразийских степях. Полагается, что этот переход является следствием действия различных факторов. Как одна из основных предпосылок возникновения кочевничества отмечается аридность географической среды, где земледелие возможно только при наличии ирригации; состав стада, максимально приспособленного к условиям окружающей среды; наличие верховых животных и транспортных средств, развитая имущественная дифференциация. К числу главных предпосылок можно отнести степень дифференциации труда между скотоводами и земледельцами.
В евразийских степях определяющее влияние на переход к пастушеству, а затем и к кочевому скотоводству сыграло коневодство. Использование лошади продвинуло древнее население степи далеко вперед. Кочевники использовали все универсальные возможности лошади как транспортного, пищевого, военного средства. Лошадь помогала беречь другой скот, отвоевывать его у других и даже облегчала им доступ к траве, разбивая своими копытами снежный покров. Наиболее ранние элементы хозяйственно-культурной системы евразийских степей появились в эпоху неолита-энеолита.
В ходе археологических раскопок на поселении энеолитического времени Ботай были обнаружены останки более 70 тысяч особ лошадей. В удельном весе костные останки лошадей составляет 99,9 % всех костей, найденных здесь.
В 111-11 тыс. до н.э. в Великой степи существовал комплекс типа хозяйствования, где сочетались коневодство, земледелие и металлургия. Но значительная часть населения вела подвижный образ жизни.
В I тыс. до н.э. кочевое скотоводство становится господствующей формой хозяйства. В сакскую и гуннскую эпохи существовало несколько форм скотоводческого хозяйства. Первая связана с полупустынными зонами, где заниматься земледелием попросту было невозможно. Второй вид хозяйства - полукочевое скотоводство, предполагающее наличие постоянных зимних стоянок, и третий вид — оседлое скотоводство, где в хозяйственной жизни преобладало земледелие.
Но, несмотря на существование двух последних форм, в эпоху гуннов кочевое скотоводство было доминирующим видом хозяйственной деятельности в Великой степи.
К числу особенностей, определяющих специфику кочевого общества, относятся:
1. Скотоводство как преобладающий род хозяйственной деятельности;
2. Хозяйства - зависимость от природного фактора.
3. Периодически сезонная подвижность;
4. Участие в перекочевках большой части населения;
5. Преобладание натуральных форм хозяйства.
Следовательно, кочевничество можно определить как особый род производственного хозяйства, где преобладающим занятием является экстенсивное подвижное скотоводство, а большая часть населения вовлечена в периодические перекочевки.
Говоря о том, что кочевничество есть яркий результат и самостоятельная ветвь эволюции человечества, мы должны уяснить для себя, что история кочевничества тесно связана со всемирно-историческим процессом. В древней фазе развития кочевники доминировали в Евразийском мире, и вклад их в становление человечества чрезвычайно огромен. Общность древней истории всего Евразийского континента определялась активными миграциями и завоеваниями кочевых народов Центральной Азии. Великие движения кочевых орд из степи в Европу, в Западную и Южную Азию и даже на территорию Северной Африки подталкивали вперед человечество и его прогресс. В ходе этих движений происходило образование государств, общественных институтов и своеобразных динамичных культур. В средние века кочевничество выступало как активная государствообразующая сила. Но она не порождена номадизмом как таковым. Государствообразующим фактором является прежде всего соединение кочевников и земледельцев. Кочевники воедино связывали многочисленный конгломерат локальных культур, творили единую конструкцию мировой истории. Новое время круто изменило расстановку сил в Евразии, было нарушено шаткое равновесие между оседлостью и кочевничеством. Причиной падения культуры казахов- кочевников является не только военная и экономическая экспансия России и Китая в XVIII-XIX веках. Она кроется гораздо глубже: начало кризиса датируется XV веком, когда Центральная Азия теряет свое былое значение доминанты в евро-азиатских отношениях. Впоследствии в новейшее время были нарушены и уничтожены существовавшие тысячелетиями жизненные коммуникации кочевников, производительные силы, культура.
Таким образом, наша история есть, прежде всего, история Евразийского кочевничества. На протяжении четырех тысячелетий она выступала в четырех ипостасях - первоначально в древнюю эпоху и в средневековье с доминирующе-лидирующей ролью во всеминой истории, а затем как сила - катализатор истори
Кочевы́е наро́ды (коче́вники; номады) — мигрирующие народы, живущие за счёт скотоводства. Некоторые кочевые народы, кроме того, занимаются охотой или, как некоторые морские кочевники в юго-восточной Азии, — рыболовством.
У многих тюркских кочевых народов исторически было распространено набеговое хозяйство. В научном смысле кочевничество (номадизм, (от греч. νομάδες , nomádes – кочевники) — особый вид хозяйственной деятельности и связанных с ним социокультурных характеристик, при которых большинство населения занимается экстенсивным кочевым скотоводством. В некоторых случаях кочевниками называют всех, кто ведет подвижный образ жизни (бродячих охотников-собирателей, ряд подсечных земледельцев и морских народов Юго-Восточной Азии, мигрирующие группы населения, такие как цыгане, и даже современных жителей мегаполисов, имеющих большое расстояние от дома до работы и др.).
Содержание
Определение
Далеко не все скотоводы являются кочевниками. Целесообразно связывать кочевничество с тремя главными признаками:
- экстенсивное скотоводство как главный вид хозяйственной деятельности;
- периодические перекочевки большей части населения и скота;
- особая материальная культура и мировоззрение степных обществ.
Кочевники обитали в засушливых степях и полупустынях или высокогорных районах, где скотоводство является наиболее оптимальным видом хозяйственной деятельности (в Монголии, например, земли пригодные для земледелия составляют 2%, в Туркменистане – 3%, в Казахстане – 13% и т.д.). Главной пищей номадов были различные виды молочных продуктов, реже мясо животных, охотничья добыча, продукты земледельческого хозяйства и собирательства. Засуха, снежный буран (джут), эпидемии (эпизоотии) могли за одну ночь лишить номада всех средств существования. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи — каждый из соплеменников снабжал пострадавшего несколькими головами скота.
Быт и культура кочевников
Поскольку животным постоянно были необходимы новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространенным типом жилищ у кочевников были различные варианты разборных, легкопереносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта, палатка или шатер). Домашняя утварь у номадов была немногочисленна, а посуда чаще всего делалась их небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха. Явление "всадничества" (т.е. наличие большого количества лошадей или верблюдов) давало кочевникам значительные преимущества в военном деле. Кочевники никогда не существовали изолированно от земледельческого мира. Они нуждались в продукции земледелия и ремесла. Для кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость, наличие у древних и средневековых номадов культов войны, воина-всадника, героизированных предков, нашедших, в свою очередь, отражение, как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль), культовое отношение к скоту — главному источнику существования номадов. При этом необходимо иметь ввиду, что так называемых "чистых" кочевников (кочующих постоянно) немного (часть номадов Аравии и Сахары, монголов и некоторых др. народов евразийских степей).
Происхождение кочевничества
Вопрос о происхождении кочевничества до настоящего времени не имеет однозначного истолкования. Ещё в новое время была выдвинута концепция происхождения скотоводства в обществах охотников. Согласно другой, более популярной сейчас точке зрения, кочевничество сформировалось как альтернатива земледелию в неблагоприятных зонах Старого Света, куда была вытеснена часть населения с производящим хозяйством. Последние были вынуждены адаптироваться к новым условиям и специализироваться на скотоводстве. Существуют и другие точки зрения. Не менее дискуссионен вопрос времени сложения кочевничества. Часть исследователей склоны считать, что кочевничество сложилось на Ближнем Востоке на периферии первых цивилизаций ещё в IV III тыс. до н.э. Некоторые даже склонны отмечать следы номадизма в Леванте на рубеже IX VIII тыс. до н.э. Другие полагают, что здесь ещё рано говорить о настоящем кочевничестве. Даже доместикация лошади (Украина, IV тыс. до н.э.) и появление колесниц (II тыс. до н.э.) ещё не говорят о переходе от комплексной земледельческо-скотоводческой экономики к настоящему кочевничеству. По мнению этой группы ученых переход к номадизму произошёл не ранее рубежа II I тыс. до н.э. в евразийских степях.
Классификация кочевничества
Существует большое количество различных классификаций кочевничества. Наиболее распространенные схемы основаны на выявлении степени оседлости и экономической деятельности:
- кочевое,
- полукочевое и полуоседлое (когда земледелие уже преобладает) хозяйство,
- отгонное (когда часть населения живёт, кочуя со скотом),
- яйлажное (от тюркс. "яйлаг" – летнее пастбище в горах).
В некоторых других построениях учитывают также вид кочевания:
- вертикальное (горы равнины) и
- горизонтальное, которое может быть широтным, меридиональным, круговым и т.д.
В географическом контексте можно говорить о шести больших зонах, где распространено кочевничество.
- евразийские степи, где разводят так называемые "пять видом скота" (лошадь, крупный рогатый скот, овца, коза, верблюд), однако наиболее важным животным считается конь (тюрки, монголы, казахи, киргизы и др.). Кочевники этой зоны создали могущественные степные империи (скифы, хунну, тюрки, монголы и др.);
- Ближний Восток, где номады разводят мелкий рогатый скот, а в качестве транспорта используют лошадей, верблюдов и ослов (бахтияры, бассери, пуштуны и др.);
- Аравийская пустыня и Сахара, где преобладают верблюдоводы (бедуины, туареги и др.);
- Восточная Африка, саванны к югу от Сахары, где обитают народы, разводящие крупный рогатый скот (нуэры, динка, масаи и др.);
- высокогорные плато Внутренней Азии (Тибет, Памир) и Южной Америки (Анды), где местное население специализируется на разведении таких животных как як, лама, альпака и др.;
- северные, в основном субарктические зоны, где население занимается оленеводством (саамы, чукчи, эвенки и др.).
Расцвет кочевничества
Расцвет кочевничества связан с периодом возникновения "кочевых империй" или "имперских конфедераций" (середина I тыс. до н.э. – сер. II тыс. н.э.). Эти империи возникали по соседству со сложившимися земледельческими цивилизациями и зависели от поступаемой из оттуда продукции. В одних случаях кочевними вымогали подарки и дань на расстоянии (скифы, хунну, тюрки и др.). В других они подчиняли земледельцев и взимали дань (Золотая Орда). В третьих, они завоевывали земледельцев и переселялись на его территорию, сливаясь с местным населением (авары, болгары и др.). Известны несколько крупных миграций так называемых "пастушеских" народов и позднее кочевников-скотоводов (индоевропейцы, гунны, авары, тюрки, кидани и половцы, монголы, калмыки и др.). В хуннское время были установлены прямые контакты между Китаем и Римом. Особенно важную роль сыграли монгольские завоевания. В результате сформировалась единая цепь международной торговли, технологических и культурных обменов. Именно в результате этих процессов в Западную Европу попали порох, компас и книгопечатание. В некоторых работах этот период называют "средневековой глобализацией".
Модернизация и упадок
С началом модернизации кочевники оказались неспособными конкурировать с индустриальной экономикой. Появление многозарядного огнестрельного оружия и артиллерии постепенно положили конец их военному могуществу. Кочевники стали вовлекаться в модернизационные процессы в качестве подчиненной стороны. В результате стало меняться кочевое хозяйство, деформировалась общественная организация, начались болезненные аккультурационные процессы. В ХХ в. в социалистических странах были сделаны попытки провести насильственную коллективизацию и седентеризацию, которые закончились неудачей. После распада социалистической системы во многих странах произошла номадизация образа жизни скотоводов, возврат к полунатуральным методам ведения хозяйства. В странах с рыночной экономикой процессы адаптации кочевников также происходят очень болезненно, сопровождаются разорением скотоводов, эрозией пастбищ, ростом безработицы и нищеты. В настоящее время примерно 35 40 млн. чел. продолжает заниматься кочевым скотоводством (Северная, Центральная и Внутренняя Азия, Ближний Восток, Африка). В таких странах как Нигер, Сомали, Мавритания и др. кочевники-скотоводы составляют большую часть населения.
В обыденном сознании превалирует точка зрения, что кочевники были только источником агрессии и грабежей. В реальности существовал широкий спектр различных форм контактов между оседлым и степным миром, от военного противостояния и завоеваний до мирных торговых контактов. Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они способствовали освоению мало пригодных для жилья территорий. Благодаря их посреднической деятельности устанавливались торговые связи между цивилизациями, распространялись технологические, культурные и др. инновации. Многие общества номадов внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры, этническую историю мира. Однако, обладая огромным военным потенциалом, номады также оказали существенное деструктивное влияние на исторический процесс, в результате их разрушительных нашествий были уничтожены многие культурные ценности, народы и цивилизации. Корни целого ряда современных культур уходят в кочевнические традиции, но кочевой образ жизни постепенно исчезает — даже в развивающихся странах. Многие из кочевых народов сегодня находятся под угрозой ассимиляции и потери самобытности, так как в правах за использование земель они едва могут противостоять оседлым соседям. Корни целого ряда современных культур уходят в кочевнические традиции, но кочевой образ жизни постепенно исчезает — даже в развивающихся странах. Многие из кочевых народов сегодня находятся под угрозой ассимиляции и потери самобытности, так как в правах за использование земель они едва могут противостоять оседлым соседям.
Читайте также: