Гейдельбергская школа немецкого романтизма представители

Обновлено: 05.07.2024

Гейдельбергская школа романтизма (нем. Heidelberger Romantik ) — второе после йенского поколение немецких романтиков, которое группировалось вокруг Гейдельбергского университета в великом герцогстве Баден. Главные представители — Ахим фон Арним и его зять Клеменс Брентано.

В целом гейдельбергская школа носила националистический характер [1] (одно из первых проявлений романтического национализма). Рост национального самосознания гейдельбержцев связан, прежде всего, с неприятием государственных реформ, насаждаемых Наполеоном на захваченных им территориях.

В рамках гейдельбергского романтизма оформилось первое научное направление в изучении фольклора — мифологическая школа, в основе которой лежали мифологические идеи Шеллинга и братьев Шлегелей. [2]

Ссылки

  • Литература Германии
  • Литературные группы Германии
  • Литература XIX века
  • Романтизм

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Гейдельбергский романтизм" в других словарях:

Германия — (лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна) государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45. I. Исторический очерк … Большая советская энциклопедия

Немецкая музыка — Корни Н. м. уходят в глубокую древность. Данные археологич. исследований свидетельствуют о существовании у др. герм. племён различного рода дух. инструментов (луров), изготовление к рых относится к бронзовому веку. Лит. и историч.… … Музыкальная энциклопедия

Шуман А. — (Schumann) Роберт Александер (8 VI 1810, Цвиккау 29 VII 1856, Эндених, близ Бонна, похоронен в Бонне) нем. композитор и муз. писатель. Род. в семье книгоиздателя. Уже в детстве Ш. проявил разнообразные художеств. дарования, соединённые с… … Музыкальная энциклопедия

Немецкая литература — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/12 декабря 2012. Дата постановки к улучшению 12 декабря 2012. К… … Википедия

Туризм в Германии — Туристы возле Бранденбургских ворот в Берлине … Википедия

С 1809 года кру­жок гей­дель­берг­ских ро­ман­ти­ков (в ко­то­рый вхо­ди­ли так­же Й. фон Эй­хен­дорф, бра­тья Я. и В. Гримм, Й. Гёр­рес) пе­ре­мес­тил­ся в Бер­лин­ский университет, где про­су­ще­ст­во­вал до кон­ца 1810-хгодов.

Гейдельбергский романтизм вто­рой (по­сле йен­ско­го ро­ман­тиз­ма) этап раз­ви­тия ро­ман­тиз­ма в Гер­ма­нии. Вы­ра­жая обо­ст­рив­шее­ся са­мо­со­зна­ние немецкого на­ро­да в эпо­ху ос­во­бо­дительных войн, гейдельбергский романтизмоб­ра­тил­ся к древнегерманской ми­фо­ло­гии, немецким фольк­лор­ным тра­ди­ци­ям.

В от­ли­чие от йен­ско­го ро­ман­тиз­ма с его кос­мо­по­ли­тические ус­та­нов­кой и кон­цеп­ци­ей без­гра­нич­ных ин­ди­ви­ду­аль­ных воз­мож­но­стей ху­дож­ни­ка-твор­ца, гей­дель­берг­ские ро­ман­ти­ки тя­го­те­ли к национальным пат­ри­ар­халь­ным ус­то­ям, а под­лин­ным но­си­те­лем твор­че­ско­го на­ча­ла объ­яв­ля­ли на­род.

Пан­теи­стической все­лен­ской гар­мо­нии йен­цев гейдельбергский романтизм про­ти­во­пос­та­вил религиозный (ка­то­ли­че­ский) мис­ти­цизм. Ин­те­рес к народной немецкой пес­не спо­соб­ст­во­вал об­нов­ле­нию по­этического язы­ка, обо­га­ще­нию все­го рит­ми­ко-син­так­сического строя ли­ри­ки (по­эзия Брен­та­но, Эй­хен­дор­фа).

1. Эстетическая концепция гейдельбергского романтизма. Основные представители.

1. Освободительная война в Германии против Наполеона внесла свои коррективы в сознание немцев, она породила целый комплекс идей, существенно отличавшихся от взглядов йенских романтиков. Теперь на первый план выдвигаются понятия нации, народности, исторического сознания. Центром романтического движения в первое десятилетие XIX века становится университетский Гейдельберг, в котором образовался кружок поэтов и прозаиков, проявлявших повышенный интерес ко всему немецкому: истории, литературе.

Кружок был современником наполеоновских войн, в это время в Гейдельберге проживали Арним, Брентано, филолог и публицист Геррес, братья Якоб и Вильгельм Гримм.

Гейдельбергский романтизм во многом противоположен йенскому: на очарованность первых романтиков Гейдельберг отвечал разочарованностью. Йенские романтики были устремлены в своих мечтах к прекрасному и универсальному, гейдельбергские ощущали неразрешимые противоречия мира. Трагизм их мировосприятия обусловлен войнами и разрушениями, связанными с наполеоновскими походами. Голубой цветок так и остался мечтой, но отношение к самой мечте стало иным. Условно началом деятельности кружка считается 1804 год.

Гейдельбергские романтики активно и жестко проповедовали немецкую национальную исключительность, они искали, где с наибольшей интенсивностью проявляется жизнь народа, и считали, что в фольклоре, в древнем эпосе, национальном языке. Если йенские романтики были философами, то новые были филологами, знатоками национальных древностей, мифов, поверий, правовых обычаев.

Культу гениальной личности, созданному йенцами, гейдельбержцы противопоставили культ гениальной народности, крайностям индивидуалистического обожествления – крайность самоуничижения и растворения в народном духе. Школа второго периода более ограничена.

Романтическая ирония продолжает существовать, но она соединяется с гротеском, становится более жесткой и останавливается в своем бесконечном движении, когда рождает на одной из ступеней гротескный образ, имеющий более определенное толкование, чем вечно изменяющаяся идея ранних романтиков. Более значительную роль играет символика, но символа, объединяющего все тенденции (как голубой цветок), нет. Если романтики I периода верили в исправление мира красотой и искусством, считали своим учителем Рафаэля, то романтики II периода видели в мире торжество безобразного, обращались к изображению уродливого, в области живописи видели мир в старости и распаде, а своим учителем считали Рембрандта. Обилие образов двойников свидетельствует о настроениях страха перед непостижимой реальностью, о торжестве безобразного.

Для произведений гейдельбергских романтиков характерны следующие особенности: сложность фабул, внимание к видимому миру, к реальности, изменение характера иронии и двоемирия; основная форма раскрытия противоречий действительности – гротеск; внимание уделяется воспроизведению психологии конкретной личности, а не типа людей вообще; исследуются взаимоотношения судьбы и случая, изменяется интерпретация любви и роли женщины в жизни общества, актуальной становится тема греха и покаяния, часто религиозного, усложняется символика; внимание уделяется национальному прошлому; повышается интерес к истории народа и общества; предпринимается попытка поиска причинно-следственных связей в современности.

Арним был приверженцем старого и с неодобрением смотрел на умеренно-либеральные реформы. Ему был чужд индивидуализм йенских романтиков, он мечтал о приобщении личности к интересам феодального государства, которое представлял себе как всеобщее, народное. Генрих Гейне подметил пристрастие Арнима к изображению разрушения, многие герои писателя страдают под властью иррациональных страстей.

В произведении автор использовал несколько народных преданий: 1) проклятье над цыганским племенем, которому запрещено вернуться в Египет, так как оно не оказало гостеприимства богоматери с Иисусом; 2) поверье об альрауне, корнечеловечке, добываемом ночью под виселицей, он указывает местонахождение клада и находит золото; 3) еврейское предание о Големе, глиняном человеке, страшном в своей разрушительной силе, если он освободится из-под власти своего создателя; 4) мрачная немецкая сказка о неприкаянном покойнике, полусгнившем богаче Медвежьей Шкуре, который в наказание за жадность и на том свете охраняет свои сокровища.

Главные герои повести – историческое лицо – будущий император Карл V – и вымышленный персонаж – цыганка Белла. Композиция подчинена цели – объяснить сущность характера Карла и причины его неудачного правления. Большая часть повести посвящена истории первой любви героя, финал конспективно изображает конец его жизни, в которой не было высоких целей и свершений, так как он отрекся от них.

Белла предстает как существо одинокое, ведь именно она должна снять древнее проклятие со своего народа. Согласно предсказанию, Белла должна родить ребенка от великого властителя, это дитя освободит ее народ. Все отношения героини с Карлом ограничиваются зачатием и рождением ребенка.

Важна нравственная идея произведения: человек, предавший свою любовь ради власти и денег, не может быть достойным правителем государства. В свете этой идеи раскрываются два типа восприятия жизни: Карла и Беллы.

Повесть отличается сложным сюжетом, облик главных героев лишен конкретных черт, основные этапы сюжета связаны между собой фантастическими событиями или персонажами. Фантастика используется Арнимом для изображения отрицательных сторон современности: через образ-символ альрауна показывается, насколько люди зависимы от власти золота. Вспомните, где вы встречались с подобной идеей? Корень мандрагоры, из которого произошел человечек, – нечто грязное, преступное. Писатель критикует власть денег, воплощенную в безжалостном уродце альрауне. Страшные образы повести – свидетельство пессимизма автора. Альраун нанимает слугой Медвежью Шкуру, что усиливает идею гибельности. Голем – важный образ, символизирующий гибель индивидуальности, так как это двойник Беллы, его создает альраун, чтобы отвлечь Карла от любви. Позднее образы двойников будет активно использовать в своих произведениях Э.-Т.-А. Гофман.

3. Клеменс Мария Венцеслаус Брентано (1778– 1842) – сын франкфуртского купца итальянского происхождения и немецкой аристократки. Вся жизнь Брентано стала метанием между небом и землей. Он был рожден в день Богородицы, поэтому третье имя писателя Мария.

Второй этап немецкою романтизма по времени совпадает с освободительным движением в Германии 1805—1815 гг., способствовавшим пробуждению национального самосознания. В ходе наполеоновских завоевательных войн значительная часть страны была оккупирована. Романтики, сгруппировавшиеся вокруг Гейдельбергского университета, обращались к национальным чувствам своего народа с призывами к освобождению. При этом они не принимали в расчет то обстоятельство, что Наполеон, подчиняя мелкие германские княжества, устранял многие феодальные пережитки. В этих сложных исторических условиях гейдельбергские романтики были склонны проповедовать немецкую национальную исключительность и фальшь.

У гейдельбергских романтиков усиливается ощущение трагизма бытия, которое имело под собой историческое обоснование и воплощалось в фантастике, откровенно враждебной личности.

Во главе кружка гейдельбергских романтиков стояли Клеменс Брентано и Людвиг Ахим фон Арним. К кружку примыкали братья Гримм, на отдельных этапах своего творчества к гейдель-бергским романтикам были близки Адельберт Шамиссо и Эрнст Теодор Амадей Гофман.

9. Судьба творческой личности в литературе немецкого романтизма (на примере нескольких произведений).

Человек-творец один из типов героев в лит-ре романтизма. Это герой, стремящийся к идеалу, к подлинному искусству, окруженный жалкой действительностью. Этот герой окружен филистерами. Филистер - презрительное название чел-ка с узкими взглядами, преданного рутине; самодовольный мещанин, невежественный обыватель, отличающийся лицемерным, ханженским поведением. Филистер - чел-к без духовных потребностей, тот, кто не ценит искусство, не разделяет связанных с ним эстетических или духовных ценностей.

Например, роман Е.Вакенродера (1773-1798) "Достопримечательная жизнь Иосифа Берлингера" является праобразом романов о худ-ке. Он написан в форме 1-го лица (монолог-исповедь). Построен на приниципе ретроспекции: чел-к воспоминаниями возращается к началу жизненного пути.

Роман состоит из 3-х частей:

Знакомство и впечатление от музыки. Она кожется воплощением мудрости, божественности природы, осуществимой мечтой. Идея иск-ва как счастья, упоение искусством. Чел-к увлеченный этой идеей может преодолеть любые препятствия на пути к своей мечте.

Идея разрыва: на пути к мечте герой проходит инициацию, отказываясь от семьи.

Письмо Берлингера, когда он понимает, что жизнь полна разочарований, знания парализуют вдохновение. Понимание неосуществимости мечты. Оказывается, что иск-во - это не только полет вдохновения, но и "таблица умножения". Нельзя просто парить в высотах воображения. Нужно знать основу своего дела.

С течением времени оказ-ся, что некогда важнейшие жизненные обстоят-ва оказ-ся не такими уж важными. Эта идея связана с отношениями Берлингера с его отцом.Все давние споры остаются неразрешенными. Оказ-ся, что нет никаких жизненных побед. Чем дольше чел-к живет, тем больше долгов он накапливает.

В финале мы узнаем о смерти героя с разочарованием в жизни, ощущением невозможности воплатить свою мечту и реализовать себя в жизни.

Фридрих фон Гандерберг(Новалис) "Генрих фон Офтордингер"-этот роман его единственное прозаическое произведение. Роман о становлении худ-ка, который начинает свой путь в полной растерянности. Он может выбрать любую сферу труда. Мир, который рисует Новалис абсолютно гармонический. Его интересует эстетические составляющие каждого вида деятельности. В каждом труде он ищет что-то прекрасное. Основная задача пути героя-организация иерархии. А поэт-ее высшая ступень. Им может стать только тот, кто усвоил красоту всех профессий.

С др. стороны, сюжет организован на сказочном начале. Герой видит сон о голубом цветке, в котором он видит всю свою будущую жизнь. Цветок-это символ самораскрытия в жизни, воплощение основной идеи. Все, что предназначено чел-ку уже написано в великой книге жизни. Герой приходит к осознанию, что он должен сделать последний шаг и стать поэтом.

Финал романа оказался трагичен. В этой жизни счастливого конца быть не может. И герой, даже обретя счастье, остается зависим от мира бюргеров. Также он теряет свою любовь. И в конце видит очередной сон, в котором торжествует мир по ту сторону жизни.

Предромантизм в Англии.

Читайте также: