Гедда габлер краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024


Константин Демидов не стал переносить действие пьесы в современность или нагромождать новые смыслы, вместо этого он предпочёл погрузиться в многослойный текст Ибсена и донести его до зрителя именно таким, каким его создал автор.

Конец XIX века. Молодая чета Тесман – Йорган и Гедда – возвращается из полугодового путешествия. К ним в дом в отчаянии врывается давняя знакомая Tea Эльвстед и умолят поддержать Эйлерта Левборга, друга Йоргана, чтобы он не вернулся к разгульному образу жизни. С этой эмоциональной просьбы начинается движение героев к трагедии, необратимость которой зритель, даже незнакомый с текстом пьесы, осознаёт ещё до начала основного действия. Благодаря прологу к спектаклю.

Как только зрители рассаживаются по местам и гаснет свет, тишину зала разрывают звуки музыки – ритмичные ускоряющиеся кельтские мотивы, луч софита разрезает темноту и освещает тонкую женскую фигуру в военной форме. Она в стремительном марше-танце движется по помосту, разделяющему зрительный зал на две половины, к портрету генерала, на ходу срывая с мебели белые покрывала. Под портретом разгорается камин, гостиная заливается красным светом, и Гедда, а это именно она, как кукловод с нитями в руках, втягивает на сцену "марионеток": Теа, которой будет пытаться вырвать душу, Йоргана, презираемого, но не такого уж и слабого, как ей казалось, Левборга, влекущего своей независимостью, но недостаточно героического, и асессора Бракка, мечтающего перехватить у неё инициативу и стать кукловодом.

Прологом режиссёр сходу вскрывает демоническую сущность Гедды и обозначает её причину и центр – это генерал Габлер, представленный в постановке большим портретом на стене гостиной. На протяжении спектакля взгляд Гедды постоянно обращается к нему. А в момент победы над Теа в борьбе за душу Левборга (который поддаётся на провокацию Гедды и предаётся кутежу), когда с громким хлопком падают створки подъёмных окон, словно рубящие головы жертв ножи гильотины, лик генерала проявляется и в зеркале, висящем на противоположной от портрета стене (сценография Надежды Осиповой).

Но так ли демонична Гедда в исполнении Людмилы Дорошевой, какой выглядит в прологе? Скорее, нет. Изысканная, горделивая, высокомерная, мающаяся от скуки, но всё же она не лишена ноток мягкости и сострадания. Гедда пусть на мгновение, но жалеет Теа и колеблется перед тем, как вручить пистолет Левборгу.

Да и как не пожалеть Теа Анны Нежуты, когда в ней столько боли. Милая, нежная, готовая на любые жертвы ради Эйлерта Левборга Теа – полная противоположность Гедды. Кажется, что сломить её элементарно, вот Гедда и даёт слабину.

В результате Теа, не играя, в финале обыгрывает Гедду и становится музой Йоргана – Алексея Алексеева – преображая немного смешного близорукого "книжного червя" в одухотворённого учёного.

А Левборг, который мечтается Гедде разгульным, независящим ни от чьего мнения Бахусом, "увенчанным листвою винограда", в исполнении Виктора Плужникова больше напоминает уязвлённого циника, чем неистового разрушителя устоев. Его надлом вызывает у Гедды сочувствие, но жажда "держать в руках судьбу человека" оказывается сильнее.

Истинно демоничен в спектакле Иван Чиров в роли асессора Бракка. Пружинистая походка, вкрадчивый голос и насмешливая речь – настоящий змей-искуситель. Набалдашник трости в виде головы кобры лишь довершает образ. Бракк, так же как и Гедда, ставит себя выше всех, но если Гедда одержима желанием выйти раз рамки обыденности, то Бракк потакает своим низменным страстям.

Пара дней, о которых повествует пьеса, насыщены событиями, но почти все они вынесены за пределы гостиной Тесманов. Зритель узнаёт о них из длинных диалогов героев. Поэтому начавшийся стремительным прологом первый акт смотрится будто с эффектом замедления. Разбавляют неспешность действия яркие вставные сцены, выполненные в форме пластических этюдов, характеризующих героев (хореограф Анжела Сердюкова).

На фоне первого второй акт, несмотря на почти одинаковую продолжительность, кажется молниеносным. Напряжённость буквально сгущает воздух. Не спасает, а, наоборот, пугает раздувающий белые занавески ветер. В камине разгорается пламя. Генерал Габлер жёстко смотрит с портрета в ожидании жертвы. Зрительный зал замирает в ожидании катастрофы.

Избалованная в прошлом мужским вниманием красотка Гедда Габлер скучает в замужестве. Встреча с давним поклонником разрушает постылую обыденность, но завершается трагедией.

За минуту

Дочь генерала, своенравная Гедда Габлер, замужем за невзрачным аспирантом Йоргеном Тесманом. Супруг старается ни в чем не отказывать обожаемой Гедде. Он пишет научный труд в надежде получить профессорское звание и жалование.

Эйлерт Левборг – давний поклонник Гедды и нынешний научный конкурент Йоргена. Левборг пытается заговорить с Геддой о прежних чувствах, но не получает взаимности.

Раздосадованный поклонник напивается и теряет рукопись. Йорген находит бумаги и собирается вернуть владельцу. Гедда тайком от мужа сжигает труд Левборга, а при встрече вручает ему один из своих пистолетов. Она ждет от поклонника сильного поступка.

Левборг погибает, но это было не то эффектное самоубийство, которого ждала Гедда. Она разочарована и боится возможного судебного следствия. У Гедды есть еще один пистолет, она использует его, чтобы покончить собой.

— Значит, ее рок ведет?

— Давайте говорить повнятней. Гедда родилась женщиной. Это ее предназначение. Это значит, она должна полюбить мужчину. Должна быть беременной, должна очень любить эту свою беременность и заботиться о ней. Должна родить потомство. Все мы становимся, вынуждены встать в общий ряд, предназначенный нам. Преступники и святые, гении и бездари, красавцы и уроды — рождаемся, выполняем свое предназначение, часто нам самим непонятное, и умираем. Мы не свободны ни в рождении, ни в том, что делаем в течение жизни, ни в своей смерти.

— Значит, это протест против ее несвободы?

— Протест — такое противное слово. До такой степени, что Гедда Габлер сплюнула бы от него. Она не протестует. Она просто не встанет в общий ряд. Раньше это называлось рок, судьба — попроще. Гедда же сама вершит свою судьбу. Она сама вышла замуж, сама указала, где жить. Она расставляет пешки и смотрит, как эти пешки будут действовать согласно тем ловушкам, которые она подстроила. Но выясняется — никакими пешками она не управляет. Пешки управляют ей. Точнее, жизнь управляет ею. Обыкновенная, повседневная, нормальная. Пошлая жизнь. Только умоляю вас, не понимайте пошлость в том смысле, как понимается всегда. Пошлость — это обыденность.

— В чеховском понимании.

— Расскажите об актрисе, которая сыграет Гедду.

— Среди нескольких актрис, что я выбирал (хороших и красивых), я выбрал самую неопытную и самую молодую. При этом очень талантливую, очень умненькую, несмотря на свою юность и красоту. Одновременно чрезвычайно сексуальную. Причем не кокетливую, а сексуальную по природе своей. С замечательным чувством юмора, с мощной эмоциональностью. Она мне подошла, именно потому что юная и потому что хулиганка. Просто оторва. При всем том, что она играет первую большую роль, не сходит со сцены в течение трех часов, справляясь со сложнейшими и парадоксальными перипетиями пьесы, с противостоянием зрительному залу и антагонистам — потому что еще раз повторяю: Гедда Габлер не хочет нравиться ни партнерам, ни мужикам, которые за ней ухлестывают и хотят ее, ни зрителю. Она не собирается быть им симпатичной. Наоборот, она их шокирует, она их провоцирует. И вот такая девочка обнаружилась в этой замечательной, сильной труппе. Маша Луговая.

— А что нового происходит сейчас вашем доме, в МТЮЗе?

НочьTheatreHD
"Гедда Габлер" новое и совершенно незнакомое мне произведение. Однако описание грядущего спектакля настолько меня заинтересовало, что я решила - постановку стоит увидеть!

Постановка Королевского Национального театра
Пьеса Генрика Ибсена
Режиссёр Иво ван Хове

Действующие лица и исполнители:
Гедда Тесман (в девичестве Габлер) – Рут Уилсон
Йорган Тесман – Кайл Соллер
Фрекен Юлиане – Кейт Дюшен
Судья Бракк – Рэйф Сполл
Эйлерт Левборг – Чаквуди Ивуджи
Фру Tea Эльвстед – Шинейд Мэттьюс
Служанка Берта — Эва Магьяр

heatre Г. Ибсен,

Пьеса была прочитана на одном дыхании, но чем больше я раздумывала над предстоящим спектаклем, чем больше читала анонсы и статьи, тем более у меня в голове укреплялся диссонанс: все видят в Гедде Габлер сложный, страдающий организм, эмансипированную, несчастную женщину, запертую в женском мире, которая хочет чего-то большего. Но я увидела её совершенно иной: холодной, избалованной жизнью, привыкшей к роскоши, к самому лучшему, но толком не знающей ни жизни, ни человеческих взаимоотношений.

Для меня история Гедды Габлер - это история о женщине, которая не умеет любить и не умеет жить.

Гедда Габлер. Красавица, окружённая толпой поклонников. ". Дочь генерала Габлера. Ведь к какой жизни привыкла она при отце! " - она жила в совершенно ином мире, отличном от того, в котором она оказалась.

heatre Г. Ибсен,

Гедда вышла замуж, но что же связывает её с Йорганом? Любовь? Увы, нет: "Фу! Не употребляйте этого избитого слова!", говорит Гедда Бракку.

Она выбрала Йоргана потому, что "успела наплясаться досыта" и её "красные деньки уже прошли". Выбрала, надеясь что дальнейший карьерный рост мужа сможет обеспечивать ей ту жизнь к которой она привыкла. Но только сердце её молчит, ей скучно. Ей не нравится, что время медового месяца Йорган проводил в библиотеках за работой, в то время как она была предоставлена самой себе и желала развлекаться. Не нравится, что приходится часами слушать о истории культуры, к которой она равнодушна. Не нравится, что сейчас нужно терпеть заботливую тётушку Йоргана и быть с ней милой.

heatre Г. Ибсен,

И тут появляется новое лицо - Теа Эльвстед, старинная знакомая обоих Тесманов. Оказывается, Гедда когда-то ненавидела Теа. Но за что? За то, что Теа чувствительней, чем холодная Гедда? Или всего лишь за те золотые волосы, которые привлекали к себе так много мужского внимания, которое должно было принадлежать Гедде? ". А волосы твои я все-таки, пожалуй, спалю! .." Гедда умеет ненавидеть. Какая же тогда буря скрывается за этим безразличием и равнодушием?

heatre Г. Ибсен,

А кого Гедда любила в своей жизни? Любила ли она когда-нибудь?
Быть может единственный, кого Гедда пыталась любить был Эйлерт Левборг. Но не имея опыта гармоничного, не потребительского, взаимоотношения с людьми, их отношениям не суждено было сложиться. Да и Эйлерт, по видимому, оказался не менее сложным человеком, для которого сложность и нрав Гедды оказались чрезмерны.

heatre Г. Ибсен,

heatre Г. Ибсен,

И есть у Гедды ещё одна черта, которая обратила на себя моё внимание - её эмоциональная холодность и нечуткость. Да, она не любит мужа, с ним она пренебрежительна и лишь изображает чувства. Но ведь точно также она обращается и с другими людьми, так, словно они не представляют из себя никакой ценности.

Вот как в истории со шляпой тёти Юлле (фрекен Тесман).

Гедда (перебивая). Вряд ли, однако, мы уживемся с этой прислугой, Тесман.
Фрекен Тесман. Не уживетесь. с Бертой?
Тесман. Милая. что это тебе вздумалось? А?
Гедда (указывая рукой). Посмотри, оставила тут на стуле свою старую шляпку.
Тесман (испуганно роняя туфли). Гедда!
Гедда. Подумай. вдруг бы кто-нибудь вошел и увидел?
Тесман. Но, Гедда же! Ведь это тетина шляпка!
Гедда. Да?
Фрекен Тесман (берет шляпу). Моя. И, собственно говоря, вовсе не старая, милая фру Гедда.
Гедда. Признаюсь, я не разглядела ее хорошенько, фрекен Тесман.
И уже после, в беседе с Бракком, Гедда добавляет:
Бракк. О какой это шляпке вы говорили?
Гедда. Видите ли, фрекен Тесман была здесь утром и положила свою шляпку тут на стул. (Улыбаясь.) А я сделала вид, будто приняла ее за шляпку прислуги.
Бракк (качая головой). Однако, милейшая фру Гедда. как же это вы? С такой почтенной старушкой.
Гедда (нервно, расхаживая по комнате). Да. знаете, на меня иногда вдруг находит. И тогда уж ничего не поделаешь. (Бросается в кресло у печки.) Сама не знаю, право, чем это объяснить.

Гедда знала, понимала, что своими словами обидит тётушку Йоргена и. не сдержалась. Зачем сдерживаться, если в этом мире может быть только один важный человек, и имя ему "Гедда", а чувства всех остальных не в счёт.

В итоге, я, пожалуй, соглашусь с тем, что Гедда страдает. Да, безусловно страдает, но мой взгляд лишь от того, что столкнулась, наконец, с реальностью, и эта реальность оказалась совсем не той, которой она ожидала. Реальная жизнь не готова расстелиться у её ног пышным ковром, усыпать дорогу подарками и разбаловать, как отец. Её проект "счастливая жизнь замужем" не оправдался - она не получила прежний уровень жизни здесь и сейчас - ни лошади, ни дворецкого. Теперь всего нужно ждать, смирять потребности, терпеть, отказывать себе в дорогих привычках. А заодно терпеть в отсутствии приёмов и то простое, скучное общество, которое ей так не интересно.

Как вы понимаете, на спектакль я шла с весьма предвзятым отношением. ))

Я смогла вдохнуть только в тот момент, когда на сцене зажёгся свет, зал взорвался аплодисментами и все актёры вышли к зрителям.

Это был невероятный, потрясающий спектакль!

Пьеса оставила у меня впечатление важного, но не насыщенного эмоциями произведения. Да, часто рядом с ролью указывались комментарии, описывающие состояние героя в данный момент, но даже при этом эмоционального накала я не почувствовала. В пьесе Гедда была для меня особенно холодна и безразлична ко всему.

Рут Уилсон, исполнившая роль Гедды Габлер, в интервью сказала, что Гедда отталкивает от себя всех, кто может ей помочь. И это в действительности так и есть. Тётушка Юлле очень расположена к Гедде, и готова закрыть глаза на все её поступки, отогреть, только. Для Гедды этого не нужно. Она хочет блистать как раньше, принимать гостей, как раньше, вести светскую жизнь как раньше, жить одним днём.

heatre Г. Ибсен,

А тут ещё и наступившая беременность, которую она не хочет и боится. И вот, жизнь уже неотвратимо движется в том направлении, к которому она не готова и рушится ей под ноги.

heatre Г. Ибсен,

Я часто встречала фразы, что Гедда протестует против собственной женственности, Гедда манипулятор, Гедда стремится получить то, что доступно мужчинам, но. Не могу согласиться с этим. Она не пытается ничего достичь, она не пытается как-то проявить себя в жизни, она просто плывёт по течению! Гедда просто хочет жить прежней удобной жизнью, быть центром вселенной, как прежде. Но вместо этого она понимает, что совершила неправильный выбор, оказалась в мире, в котором жить не умеет и на самом деле не хочет.

Ведь даже её брак, в сущности случаен! Она вела яркую светскую жизнь и, скорее всего, ни о чём не думала. Просто в один из дней довольно легкомысленно сказала провожавшему её Тесману, что ". вот в этом особнячке я с удовольствием бы поселилась. ", и всё. Всё! Она и не предполагала, что это может повлечь за собой и помолвку, и брак. И всю вот эту новую жизнь, к которой она не готова.

heatre Г. Ибсен,

Я несколько дней после премьеры размышляла над образом Гедды Габлер. Не буду скрывать - изначально она мне совершенно не нравилась. Избалованная девочка, не знающая жизни - что в ней может быть интересного? Но чем дольше я думала о ней, чем больше пыталась её понять, тем любопытней становились выводы, к которым приходила

Например, нам ничего не известно о прошлой жизни Гедды. Каким ребёнком она была, как жила, кто о ней заботился? Глядя на неё сегодняшнюю мне кажется, что Гедда выросла в семье без матери, без материнской заботы, ласки и любви. Если это так, то её воспитанием руководил лишь отец и гувернантки, однако подлинной любви и заботы в её жизни не было. Некому было научить её любви.
Возможно отец считал, что подарки и дорогие игрушки это именно то, что называется "любовь к ребёнку", но все важные чувства, заботу и внимание - он не мог дать дочери. Вот и выросла нынешняя Гедда в благополучном, обеспеченном, но совершенно бездушном мире. И теперь, став взрослой, ей чрезвычайно тяжело в той области, которая касается чувств. Она не умеет их понимать, не умеет принимать и проявлять тоже не умеет, поэтому и ведёт себя с людьми, с мужчинами так, как ведёт. Да и семейная жизнь её тяготит возможно потому, что образа семьи в её опыте нет, а есть лишь опыт яркой жизни в обществе, когда она блистала и получала много внимания.

Ещё, очень любопытна её страсть к пистолетам, откуда она? Вполне возможно, что генерал Габлер мечтал о сыне, который пойдёт по его стопам, но, к сожалению, родилась дочь. Стремясь заработать внимание отца, она вполне могла увлечься опасными игрушками, и, наверное, он даже поддерживал это её увлечение, и может быть даже думал: какая храбрая моя Гедда! И наверняка в обществе людей восхищало это её экстравагантное увлечение, придавало образу Гедды значимости в глазах окружающих, делало её особенной. Кто же мог знать, к чему это приведёт?

Ну и вот та эмоциональная холодность и нечуткость - если бы можно было показать Гедду специалистам. Возможно она давно переживала подавленное состояние, давно страдала, и это могло бы оказаться как депрессивным состоянием, так и сигнализировать о каком-то более серьёзном заболевании. Если бы её своевременно осмотрели, возможно трагедии удалось бы избежать.

Интересный акцент в спектакле - у служанки Берты в пьесе практически нет слов, но она всё время присутствовала на сцене. И как мне показалось, она была единственной, кто понимал Гедду, кто ей сочувствовал и кто сожалел о её смерти.

heatre Г. Ибсен,

heatre Г. Ибсен,

heatre Г. Ибсен,

Гедда. . Больше шуметь не буду.

Спасибо всем, кто посмотрел и прочитал.
С уважением, МамиНа мастерская

Читайте также: