Галимов сэлэм бала краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Сирень – вдоль садовой дорожки,

Вдоль улицы – строй тополей.

В лесу примеряет серёжки

Берёзонька, снега белей.

Окончив педагогический институт им. К. А. Тимирязева в Уфе, Салям Галимов стал научным сотрудником Башкирского научно-исследовательского института языка и литературы. В 1938 году он поступил в аспирантуру Ленинградского филиала Академии наук СССР, где тяжело заболел менингитом и скончался в возрасте 28 лет.

Если б жизнь становилась длинней

С каждой новой из созданных строк!

Не прими за упрек:

Чем их больше в тетрадке моей,

Сокращается жизни срок.

Только, сердце мое, не старей,

Не ищи под глазами теней

Я пройду еще с Музой своей

За десять лет литературной деятельности Галимов Салям Галимович успел создать четыре поэмы, около шестидесяти стихов, напечатать десятки очерков и фельетонов, перевести на башкирский язык поэмы Александра Пушкина и Михаила Светлова.

Медленный туман в седых озерах

Мочит лебединое крыло.

Озаряя сказочные горы,

Солнце над Башкирией взошло.

В Сосновском районе чтят память талантливого земляка. На доме, где родился и жил поэт, установлена мемориальная доска. В 2011 году была впервые вручена литературная премия имени Галимова Саляма. За прошедшие годы ею лауреатами стали мастера пера и слова из Аргаяшского, Кунашакского, Сосновского районов, городов Челябинска и Магнитогорска, Республики Башкортостан. Среди них – Аслям Арасланов, Альфия Кутлухужина, Камса Муртазин, Нурия Иксанова и многие другие.

Какой народ, подобно моему,

С величьем памятника вровень!

Сыны какие, освещая тьму,

Выходят из-под наших кровель!


Писатель Урал Кулушев рассказал о роли творчества Галимова Саляма в своей судьбе. Поделился воспоминаниями о детских годах, наполненных стихотворениями башкирского поэта, которые знала наизусть его мама, Уммей Зияевна. Желание прочитать произведения Галимова Саляма в оригинале подтолкнули Урала Фаляховича уже в зрелом возрасте изучить родной язык. Будучи человеком творческим, Урал Кулушев давно и много пишет. Из-под его пера вышли стихи на башкирском и русском языках. Опубликованы занимательные притчи и детские сказки, изданы несколько книг. Урал Кулушев прочитал зрителям стихотворения о маме, репрессированном деде, малой Родине.

Горы и горы стеной вокруг,

Держащие небо главами.

А выше? А выше, мой друг,

Высокий и гордый витает здесь дух.

Который потомкам оставили, нам.

В веках свой народ прославляя,

Рами, Салям, Бабич, Акмулла.

Поэт и герой Салават Юлаев!

Башкирская народная музыка в исполнении Урала Фаляховича вызвала у участников и гостей праздника неподдельный интерес, кто-то даже подпевал и пустился в пляс. Дружеская атмосфера и национальный колорит и сделали этот вечер теплым и незабываемым.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дәрес темаһы: Ғәлимов Сәләм “ Бала” поэмаһы ( дәрес - хөкөм)

Маҡсаты : а) Белем биреү, Ғ Сәләмдең ижад юлы менән танышыуҙы дауам итеү;

б)Тасуири һөйләү телмәрен үҫтереү, уҡыусыларҙың үҙ фекерҙәрен әйтергә өйрәтеү;

в)Поэманың йөкмәткеһен анализлау, төп темаһын асыу;

г) Бала поэмаһы аша уҡыусыларға әхлаҡи тәрбиә биреү;

Йыһазландырыу : дәреслек , дәфтәр, компьютор,проектор,интер- в таҡта, хөкөм итеүсе трибунаһы

Өйгә эште тикшереү( поэма буйынса цитаталы план төҙөргә тейештәр) план ошондайыраҡ була:

1) “…Ҡайһыһында юҡ һуң мөхәббәт?”

2) “…Бальзак кеүек яңғыҙ ҡартайыуы, минеңсә, иң- яҡшыһы”

3) “…Иң яратҡан исем ҡушырбыҙ”

4) “…Ҡалаға ҡайт ,Зәйнәп ,тиҙерәк “

5) “…Кем булғандыр ергә тыуыр бала?”

6) “…Кире аҡһаларсы йылғалар..”

7)”…Бала- бәғер ите”

2) Яңы дәрестең темаһы , маҡсаты менән таныштырыу, темаға , дәрескә инеш әңгәмә

)Таҡтаға число, дәрестең темаһы, эпиграфы яҙылып ҡуйыл а.Мәҫәлән,

Егерменсе ғинуар. Ғ Сәләм “ Бала “поэмаһы

Бала бит ул- эшкә көс бирә

Тормош йәме күберәк күренә ( Ғ. Сәләм)

Сәңгелдәк “тапшырыуының көйө балаларҙы яңы дәрестең темаһына алып кереп китә.( 2-3 минут тыңлайбыҙ) Шунан ҡыҫҡаса һорауҙарға яуаптар бирәләр

Был ниндәй көй? (“ Сәңгелдәк “тапшырыуындағы бишек йыры)

Нимә һуң ул бишек йыры? Уны кем йырлай?(баланы йоҡлатҡанда әсәйҙәребеҙ йырлай)

Ә хәҙер әйтегеҙ , беҙ ни өсөн был йырҙы тыңланыҡ?( сөнки беҙ бөгөн Ғ. Сәләмдең “Бала “ поэмаһын үтәсәкбеҙ)

Уҡыусылар хәҙер беҙ һеҙҙең менән хөкөм залына күсәбеҙ.Класта ултырған уҡыусылар араһынан Хөкөм итеүсе , Хөкөм ителеүселәр , Ғәйепләүсе , Яҡлаусы , Шаһиттар һайлап алына, йәки был ролдәр алдан бүлеп бирелгән була.Быны компьютор, проектор ярҙамында таҡтала ошондайыраҡ схема ярҙамында күрһәтеп була :

Һүҙ Ғәйепләүсегә бирелә;

Ғәйепләүсе; Буласаҡ төҙөүсе Сәйҙел һәм киләсәктә врач булырға хыялланған Зәйнәп исемле ҡыҙ, яҙҙың матур көндәрендә , йәшәү юлын бергә ҡушырға һүҙ ҡуйыштылар.Һуңғы курста Зәйнәпте практикаға ебәрҙеләр.Сәйҙел Зәйнәпте вокзалдан оҙатып ҡайтып барғанда, элекке танышы Әршит исемле егетте осратты.Әршит менән Сәйҙел Өфө урамдары буйлап оҙаҡ ҡына һөйләшеп йөрөнөләр, ресторанда ла ултырып сыҡтылар.Бәхәсләшеп тә алдылар. Әршит Бальзак кеүек ҡартайыуҙы хуп күрә икән. Ул шулай уҡ ғаиләләрҙә бала булырға тейеш түгел ,тип бара.Сәйҙелгә Әршиттең һүҙҙәре бик ныҡ тәьҫир итә . Зәйнәп ауырға ҡалғас, Сәйҙел ҡаршы сыға һәм баланы юҡ иттерә.

Хөкөм итеүсе : Һүҙ яҡлаусыға( адвокатка)бирә.

Яҡлаусы; Эйе, Сәйҙел менән Зәйнәп үҙҙәренең хаталарын аңлағандар һәм яуап тоторға әҙерҙәр.Һүҙ Сәйҙелгә бирелә;

Сәйҙел; Ул ваҡытта мин бик йәш инем , кеше фекеренең йоғонтоһона тиҙ бирелә инем.Әршит бик фырт кейенгән алдынғы фекерле кеше булып күренде.

Яҡлаусы; Ул ғаилә,бала тураһында һеҙгә нимәләр һөйләне?

Сәйҙел; “Семья ҡосағында ятып илгә файҙа килтереп булмай , идеалдар юғала “,-тине . Вәлишинде миҫалға килтерҙе.

Яҡлаусы: Һеҙ бының менән килештегеҙме?

Сәйҙел : Ул ваҡытта , эйе. Ә хәҙер….

Хөкөм итеүсе: Ярай ултырып тороғоҙ.Хөкөм залына Әршит Йәмилев саҡырыла.

Ғәйепләүсе :Һеҙ Әршит Йәмилевмы?

Ғәйепләүсе :Зәйнәп, Сәйҙел тигән таныштарығыҙ бармы?

Әршит: Сәйҙел менән техникумда бергә уҡығайныҡ

Ғәйепләүсе :Һеҙҙең ғаиләгеҙ, балаларығыҙ бармы?

Хөкөм итеүсе : Залға шаһит булып килгән Нәзирә саҡырыла

Ғәйепләүсе : Әршит һеҙгә танышмы?

Нәзирә :Белмәһәм яҡшыраҡ булыр ине . Ул минең өс йәшлек улымдың атаһы.Мин ауырға ҡалғас ташлап китте . Минән алда ике ҡатынын ташлап киткән .Уларҙа ла шулай бала ҡалған.

Хөкөм итеүсе : Ултырып тороғоҙ Нәзирә. Һүҙ Ғәйепләүсегә бирелә.

Ғәйепләүсе: Зәйнәп, һеҙ ни эшләп Нәзирә кеүек балағыҙҙы һаҡлап ҡала алманығыҙ? Һеҙҙең дә бит ике йәшлек улығыҙ йә ҡыҙығыҙ булыр ине.

Зәйнәп: Мин ғәйеплемен үҙемде аҡламайым.Киләсәктә башҡалар минең кеүек хата аҙым эшләмәһен.Йәшлек хатаһын төҙәтеүе бик ауыр.Йәшлегемде , иркемде . матурлығымды һаҡлағым килде. Иремдең һүҙен тыңланым.

Хөкөм итеүсе : Һүҙҙе врач- гинекологка бирәйек

Врач: Әлбиттә йәш ваҡытта аборт эшләтеү эҙһеҙ үтмәй . Ҡатын – ҡыҙҙың һаулығы ҡаҡшай, бүтән бала тапмауы ла мөмкин. Күп осраҡта оҙайлы дауаланыу ҙа көткән һөҙөмтә бирмәй.

Хөкөм итеүсе: Ярай , рәхмәт килеүегеҙгә, ултырып тороғоҙ. Залға шаһит итеп Ҡәҙерйәновтар ғаиләһе саҡырыла.

Яҡлаусы: Һеҙ Зәйнәп тураһында нимә әйтә алаһығыҙ?

Ҡәҙерйәнов: Зәйнәп беҙҙең улыбыҙ Альбертты үҙ балаһылай күреп ярата. Ул бик яҡшы әсә булыр кеше.

Зәйнәп: “ Бала – бәғер ите”,- тип юҡҡа ғына әйтмәгәндәрҙер.Мин хәҙер ҡыу ағас кеүекмен , бөтә ғаилә шатлығы балаларҙа икәнен бик һуң аңланым.Их, тормош йылғаһын кирегә ағыҙып булһа…?Әршит кеүек кәкүк атайҙар йоғонтоһона бирелгән Сәйҙелдәр булмаҫ ине.

Хөкөм итеүсе :Зәйнәп һеҙ дөрөҫ әйтәһегеҙ.Һеҙ балаға уҙғанда хатта тәбиғәт тә шат ине.Күпереп муйыл, сирень ағастары сәскә ата ине , күктә һөйгәндәрҙең юлдашы – тулы ай йөҙә ине.Ә баланы юҡ иткәндә шыҡһыҙ, һалҡын , ямғырлы көн , хатта, ағастар ҙа япрағын ҡойғандар ине. Һеҙҙең хатағыҙҙы йәштәр ҡабатламаһын, улар илгә яңы Мичуриндар , Репиндар үҫтерһендәр, балаларҙы ата-әсә һөйөүенән мәхрүм итмәһендәр,сөнки балаларҙа беҙҙең киләсәк.Мин һеҙҙе иркегеҙҙән мәхрүм итеп тормайым …,тормош һеҙҙе былай ҙа язалаған, бик күп һынауҙар аша үткәргән.

Уҡытыусы дәресте дөйөмләштереп ошондай һорауҙар бирә;

Поэманың һеҙҙе тетрәндергән урындары бармы?

Әршит кеүек балаларына һалҡын процент ҡына түләгән атайҙар беҙҙең тормошта йыш осраймы?

Балаһыҙ ғаилә ниндәй ғаилә?

Поэманың бөгөнгө көндәге роле?

Афарин! Яуаптарығыҙ дөрөҫ. Бөгөнгө көндә әсәлек хоҡуғы хөкүмәт тарафынан яҡланған .Президентыбыҙ күп балалы әсәләргә “Әсәлек даны” миҙалын бирә. Уларға шулай уҡ төрлө пособиелар түләү ҡаралған.Сөнки быға тиклем үлем тыуымға ҡарағанда күберәк ине.

Илебеҙ , ғаиләләребеҙ балаларҙың шат ауаздарына күмелһен,яңы ғалимдар , уҡытыусылар , хеҙмәт кешеләре тыуһын! Әсә ҡарынындағы балаларҙың ғүмерен ҡыймайыҡ.Балаларҙа – киләсәк!

Ә хәҙер ,уҡыусылар, дәресте йомғаҡлап , “Бәхетле бала саҡ” тигән слайд-шоу ҡарайыҡ. (1-2минут)

Өйгә эш ;” Бала” поэмаһынан өҙөк ятларға( өҙөктө уҡыусылар үҙҙәре һайлап ала)

Ҡулланылған әҙәбиәт;

Башҡорт теле һәм әҙәбиәте ; рус мәктәптәренең 10-сы класында уҡыусы башҡорт балалары өсөн дәреслек-Өфө; Китап, 2007.

Творчество Галима Саляма составляет одну из ярких страниц башкирской литературы ХХ века.

Он вошел в историю литературной жизни башкирского народа как поэт-новатор, напряженно искавший новые поэтические формы, как поэт-лирик, чьи пронзительные строки волнуют сердце спустя десятилетия. Его лирику можно считать образцом новаторства в башкирской поэзии.

Салям Галимович Галимов родился 18 января 1911 года в старинной башкирской деревне Тягеш (Таскино) Сосновского района Челябинской области в семье указного муллы. В возрасте 10 лет лишился отца, после чего занимался батрачеством у богатых башкирских баев.

Саляма воспитывали его мама и бабушка. Особенно большое влияние на молодого поэта оказала его бабушка. Она помнила и рассказывала внуку множество башкирских сказок, пословиц и поговорок, народных четверостиший — баитов и колыбельных. К 13 годам Салям уже закончил школу первой ступени в башкирской деревне Сары. Затем на четыре года родители послали подростка учиться в Аргаяш, где в 1928 году он с хорошими оценками по всем предметам закончил среднюю школу. В 14 лет, во время учебы в Аргаяшской школе 2-й ступени, вступил в комсомол.

Пожалуй, именно здесь впервые проявилась любовь Саляма к родному слову. Он принимает активное участие в редактировании школьной газеты, где появляются его стихи и заметки. В старших классах Салям редактирует школьный литературный журнал.

В 1928 году окончил школу, работал учителем, возглавлял комсомольские ячейки в деревнях Ибрагимово и Галикеево, активно участвует в организации первых колхозов.

Его идейные и художественные интересы были широки и разносторонни. Нет такой области современной ему действительности, которую не затронул бы он в своих произведениях. Его увлекают вопросы социалистической индустриализации и технического прогресса, коллективизации сельского хозяйства, дружбы народов, участия женщин в жизни общества.

В 1937 году он работал научным сотрудником в Башкирском научно-исследовательском институте языка и литературы. В 1938 году Г.Салям направляется в аспирантуру Ленинградского филиала Академии наук СССР. Здесь он тяжело заболел менингитом и скончался 19 июня 1939 года.

До сих пор не совсем ясно, как и почему столь ярко начавшаяся биография, так нелепо оборвалась на самом взлете. Что стало причиной тяжелой болезни, подкосившей его в разгар белых ленинградских ночей? Возможно ли было излечение? Кто был с молодым поэтом в последние дни его короткой жизни? Об этом мы уже никогда не узнаем. Салям похоронен на Волковском кладбище Ленинграда рядом с могилами Ивана Тургенева, Михаила Салтыкова-Щедрина и Александра Куприна. За десять лет литературной деятельности одаренный юноша из небольшой уральской деревни успел создать четыре поэмы, около шестидесяти стихов и напечатать десятки очерков и фельетонов.

Занимался он и переводами, перевел на башкирский язык поэмы "Цыгане" А.С.Пушкина, "Гренаду" М.А.Светлова. Особенную любовь питал он к жанру поэмы, что для того времени было довольно внове.

Именем Саляма называлась премия Башкирского комсомола, которая в перестроечное время была заменена премией имени Шайхзады Бабича. В Уфе какое-то время Г.Салям жил в знаменитом доме №2 по улице Ленина, который тогда назывался Домом специалиста. Сегодня на доме установлена мемориальная доска.

Галим Салям принадлежит к тем могучим художникам слова, кто продолжил, развил и обогатил лучшие традиции многовековой башкирской поэзии Его поэзия отличается высоким художественным мастерством, глубокой эмоциональностью и задушевностью, современностью тематики и общечеловеческим содержанием. В 50-70-е годы он был кумиром творческой молодежи, его драматургия для многих начинающих поэтов была предметом для подражания, школой поэтического мастерства. Лучшие представители творческой интеллигенции тех лет пытались подражать его манере, поэтическому стилю, романтическому духу его произведений.

Поэзия Галима Саляма — это, прежде всего, пламенное, проникновенное слово, всегда глубоко волнующее. И благодарный народ свято хранит в своем сердце память о талантливом сыне башкирского народа. Свидетельство тому — улицы, скверы, названные его именем, портреты, написанные на холсте, издание его произведений.

Салям Галимович Галимов (псевд. Салям Г., башк. Сәләм Ғалим улы Ғәлимов , 1911-1939) - башкирский поэт и публицист.

  • Биография
  • Творчество
  • Библиография
    • Переводы на башкирский язык

    Галимов Салям родился 18 января 1911 года в деревне Тягишево Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне Сосновского района Челябинской области).

    В 1937 году окончил Башкирский государственный педагогический институт имени К. А. Тимирязева.

    В 1938 году был направлен в аспирантуру Ленинградского филиала АН СССР, где он тяжело заболел. Скончался 19 июня 1939 г. в г. Ленинграде.

    • Тревога. Поэма и стихи. Уфа, Башгиз. 1932. 90 с.
    • После тревоги. Уфа, Башгосиздат, 1934. 64 с.
    • Шункар. Поэма. Уфа, Башгиз, 1936. 35 с.
    • Любовь. Уфа, Башгосиздат, 1937. 125с.
    • Красный букет. Детям. Уфа, Башгосиздат, 1939. 16 с.
    • Дитя. Поэма. Уфа, Башгосиздат, 1940. 72 с.
    • Как кошка попала в большую беду. Для детей. Уфа, Башгосиздат, 1941. 42 с.
    • Памятник. Стихи. Казань, Татгосиздат, 1941. 110 с. (на татарск. яз)
    • Избранные произведения. Стихи и поэмы. Уфа, Башкнигоиздат, 1945. 191 с.
    • Избранные произведения. Предисловие З. Шарки. Уфа, Башкнигоиздат, 1953. 190 с.
    • Красный букет. Поэма для детей. Уфа, Башкнигоиздат, 1958. 16 с.
    • Избранные произведения. Предисловие К. Ахмедьянова. Уфа, Башкнигоиздат, 1962. 637 с.
    • Избранная лирика. Предисловие М. Луконина. Уфа, Башкнигоиздат, 1968. 47 с. (на русск. яз)
    • Почему кошка попала в беду? Стихи. Уфа, Башкнигоиздат, 1969. 14 с. (на русск. яз); Уфа, Башкнигоиздат, 1971, 14 с.
    • Ильин М. Который час? Рассказы о времени. Уфа, Башгиз, 1935. 146 с.
    • Пушкин А.С. Сказка о золотом петушке. Уфа, Башгосиздат, 1939. 12 с. ; 1955. 16 с.

    В Башкирской АССР существовала премия за лучшие произведения литературы и искусства имени Г. Саляма.

    Хәзер зыян күрүчеләр район үзәк хастаханәсендә, аларның торышы уртача авырлыктагы кебек бәяләнә.

    Татарстанда ике бала кар һәм боз кисәге астында калган

    Бүген иртән Бөгелмәдә Циолковский урамы буенча 10 нчы номерлы йорт ишегалдында ике яшьлек кыз һәм аның җиде яшьлек абыйсы өстенә боз кисәге төшкән. Бу факт буенча прокуратура тикшерү оештырган.

    Ике яшьлек кызның ябык баш мие травмасы, корсагы һәм умыртка баганасы җәрәхәтләнгән, җиде яшьлек абыйсының шулай ук җитди җәрәхәтләр алган.

    Хәзер зыян күрүчеләр район үзәк хастаханәсендә, аларның торышы уртача авырлыктагы кебек бәяләнә. Элегрәк прокуратура идарәче компания җитәкчесенә күрсәтелгән йортның түбәсен кардан һәм боздан чистарту таләбе белән күрсәтмә биргән иде инде.

    Читайте также: