Габриэль марсель человек праведный краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ

Кафедры археологии и специальных исторических дисциплин

Историко-филологического факультета Крупского Игоря Сергеевича

1. Жизненный путь Габриэля Марселя. Основные темы его философии…..5

2. Понимание личности в философии Габриэля Марселя…………………. 7

Актуальность темы исследования состоит в том, что творчество Габриэля Марселя до конца не исследовано. Габриэль Марсель, в отличии от своих соотечественников Альбера Камю и Жана Поля Сартра, к сожалению, не столь известен широкому читателю, и его труды гораздо реже становились предметом теоретического исследования ученых, особенно в советский период. Это объяснялось принадлежностью философа к религиозному крылу экзистенциализма, в его верности христианским взглядам. В постсоветскую эпоху наблюдается рост интереса к наследию Габриэля Марселя, однако далеко не все аспекты его творчества включены в сферу внимания исследования. Между тем, мысли Габриэля Марселя звучат сегодня очень актуально. В век сциентизма, неопозитивизма и технократического тренда в обществе, проблемы, поднимаемые в философии Марселя, обращают человека к проблемам собственного существования, открывают внутренний мир, возвращают человека к самому себе. Вера, надежда, любовь – эти вечные темы получают особое звучание в сочинениях философа, становятся результатом пережитого им опыта. Озабоченность судьбой человека в современном мире делает философскую мысль Габриэля Марселя сегодня особенно актуальной. Философия Габриэля Марселя учит нас сохранению и возрождению толерантности и духовности в сложной ситуации современности. По этим причинам исследование марселевской концепции представляется актуальным.

Цель работы: выделить особенности постановки и осмысления проблемы человека в философии Габриэля Марселя.

В соответствии с указанной целью в данной работе ставятся следующие задачи:

· рассмотреть жизненный путь Габриэля Марселя в контексте философии ХХ века;

Объект исследования: философское творчество Габриэля Марселя.

Предмет исследования: проблема человека в сочинениях Габриэля Марселя.

Рассматривая уровень исследованности творчества Габриэля Марселя в белорусской философской мысли и исследовательской литературе, необходимо отметить, что работ, посвященных творчеству этого философа, среди белорусских авторов отыскать не удалось.

1. Жизненный путь Габриэля Марселя. Основные темы его философии

Габриэль Марсель родился 7 декабря 1889 г. в Париже, в семье видного французского дипломата, детство провел в Швеции, закончил Сорбонну, где в 1907 году получил диплом по философии. В юности большое влияние на него оказали философы: А. Бергсон, Л. Брюнсвик, Дж. Ройс. Одно из важнейших событий жизни Марселя, явилось принятие католичества в 1929 году. По этому поводу, Марсель писал: "Я больше не сомневаюсь. В это утро изумительная удача. В первый раз я отчетливо пережил опыт благодати. Слова отвратительные, но это так. Я был, наконец, погружен в христианство. И я утонул в нем". Именно религия с этого момента стала играть важную роль в его философии.

В послевоенное время Марсель ездил со своими лекциями по разным странам. Касательно работ Марселя, то они не были такими фундаментальными, в сравнении с такими философами – экзистенциалистами как Сартром или Хайдеггером. Выступая против систематики, он избрал альтернативный путь в изложении своего опыта, который написан в его работах: началось философское творчество Марселя в форме дневниковых записей. В его трудах имеются и многие жизненные примеры.

До конца жизни Марсель выступал против структурного оформления своей философской концепции, предпочитая видеть перед собой необъятную бездну живого человеческого опыта. Марсель скончался в 1973.

Из мыслителей ХХ века, к которым по духу был близок Марсель в начальный период следует назвать Ясперса, на позднем этапе его творчества в большей степени Хайдеггер.

Марсель был в курсе интеллектуальной жизни Франции середины ХХ века. Он беседовал с такими популярными философами, как Ж – П. Сартр, Ж. Маритэн, и др. У Габриэля Марселя были друзья среди мыслителей и поэтов русского серебряного века. Это, прежде всего, Николай Бердяев и Вячеслав Иванов. Он писал об этих мыслителях, с ними его связывали общие умонастроения и практические культурные проекты.

Марсель популярен не только как философ – экзистенциалист, но также как литературный критик, драматург, музыковед и композитор. Автор многочисленных пьес, в которых нашли свое отражение его философские идеи.

2. Понимание личности в философии Габриэля Марселя

Понятие персоны, как оно используется Марселем в тексте, отсылает нас к его христианским истокам и заставляет вспомнить, что философская концепция Марселя является христианской.

Существование первично, обладает приоритетом по отношению ко всем объектным определениям, таким определением не являясь. Вот основной тезис экзистенциальной мысли, который надо прежде всего иметь в виду, ставя вопрос о персонологии Марселя.

Итак, человеческое существование, напряженно вопрошающее о своем смысле и подлинности – вот что такое экзистенция. Поэтому экзистенциальное философствование по сути своей представляет собой антропологически и персонологически ориентированную мысль. Познающий человека дух должен расположиться в таком универсуме, который не является миром интеллектуальных теней, чистых идей. Он не может не участвовать в реальном мире, не может отделять себя от него и противопоставлять чувству и ощущению, не может абстрагироваться от феномена воплощения. Таков первичный горизонт мысли Марселя о личности [6, с. 130].

Личность конституирует себя противостоянием стихии безличности, которую он, аналогичным Хайдеггеру способом, обозначает как мир, то есть мир анонимности, фиксируемой предложениями с этим безличным местоимением в качестве их формального подлежащего. Это мир пересудов, молвы, слухов, отсутствия личного творчества и решения, а потому мир безответственности, расплывчатой анонимности, который не только воздействует на человеческие души извне (реклама, пресса и т. п.), но и проникает во внутренний мир человека, опустошая его, лишая оригинальности и подлинности. Но человек является личностью постольку, поскольку бросает вызов этой анонимной стихии с ее вездесущей силой обезличивания [5, с. 129].

Таким образом, в понимании личности Габриэлем Марселем пересекаются основные положения экзистенциальной и персоналистической философии, при этом именно в этом аспекте его философии наиболее ярко выражен её христианский характер. Главное в понятии личности для Габриэля Марселя – это её способность бросить вызов безличной стихии, действуя ответственно, подвергаясь при этом реальным рискам. От индивида личность со всей определенностью отличается как раз своим противостоянием обезличенной стихии. Личность всегда стремится к творчеству, и прежде всего, к творчеству своего бытия, своей жизни. Её отличают ответственные поступки, которые всегда оцениваются именно в контексте бытия с другими людьми. Наконец, личность – это не нечто ставшее, а находящееся в становлении постоянно, постоянно направленное ввысь, прорывающееся за грани здешнего, физического бытия, открывающая в себе метафизическую перспективу.

Таким образом, можно сказать, что Габриэль Марсель был ярким представителем экзистенциальной философии ХХ века. Объектом исследования для Марселя выступала экзистенция, которая признавалась им существенно свободной. Экзистенция – обозначающая прежде всего уникальное и непосредственно переживаемое человеческое существование.

В результате проведенного исследования можно выделить несколько особенностей подхода Габриэля Марселя к проблеме человека

1. человек является понятием онтологическим, интерсубъективным и телеологическим;

2. бытие человека раскрывается в опыте интерсубъективности;

4. тело человека является экзистенциальной опорой индивида в мире, безусловным показателем его причастности миру;

5. человек служит отправным пунктом для понимания бытия как есть личного бытия;

6. человек двойственен: он колеблется между двумя мирами: миром обладания и миром бытия. Мир обладания периодически перекрывает и затмевает собой мир бытия, но никогда не полностью.

Габриэль Марсель очень понятно обрисовал картину неаутентичного отношения человека к самому себе, что особенно актуально в наше время.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вальденфельс, Б. Феномен чужого и его следы в классической греческой философии / Б. Вальденфельс // Топос. – 2002. – № 2. – С. 4–21.

2. Визгин, В. И. Философия Габриэля Марселя / В. И. Визгин. – СПб. : Мир, 2008. – 712 с.

3. Грехнев, В.С. Экзистенциализм / В.С. Грехнев // Философия XX века. – 1997. – № 3. – С. 143–153.

4. Данильченко, Р. Н. Мистификация личности в христианском экзистенциализме Габриэля Марселя: дисс. су.с.к.ф.н.: 09.00.13/ Р. Н. Данильченко. – Москва, 1972. – 115 л.

5. Данюшевский, Б. Фальшивые пророки / Б. Данюшевский. – М. : Молодая гвардия, 1973. – 175 с.

6. Коплстон, Ф. История философии. XX век / Ф. Коплстон. – М. : ЗАО Центрполиграф, 2002. – 269 с.

7. Кривицкий Л.В. Марсель // История философии: Энциклопедия. – Минск, 2002. – С. 602–604.

8. Марсель, Г. Быть и иметь / Пер. с фр. И. Н. Полонской; общ. ред., прим. О. А. Сердюкова. – Новочеркасск: САГУНА, 1994. – 160 с.

9. Марсель, Г. Опыт конкретной философии / Пер. с фр. В. П. Большакова и В. П. Визгина; общ. ред., послесл. и примеч. В. П. Визгина.– М.: Республика, 2004. – 224 с.

10. Марсель, Г. О смелости в метафизике: Сборник статей / Сост., пер. с фр., всуп. статья, прим. В.П. Визгина. – СПб.: Наука, 2013. – 411 с.

11. Точилин А. Проблема человека в философии Габриэля Марселя / А. Точилин // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2008. – № 4 – С. 102–106.

Габриэль Марсель - Человек праведный

fb2
epub
txt
doc
pdf

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги "Человек праведный"

Описание и краткое содержание "Человек праведный" читать бесплатно онлайн.

Габриэль Марсель широко известен в России как философ-экзистенциалист, предтеча Ж. П. Сартра, современник М. Хайдеггера. Между тем Марсель — выдающийся драматург. Его пьесы переведены на многие языки, ставились, помимо Франции, в ФРГ, Италии, Канаде и других странах.

Для широкого круга читателей, интересующихся историей мировой культуры.

(Un homme de Dieu)

Явись людям и себе тем, кто ты есть.

Пьеса в четырех действиях. Написана в 1922 году

Клод Лемуан, пастор

Осмонда, их дочь

Д-р Франсис Лемуан, брат Клода

Г-жа Лемуан, мать Клода и Франсиса

Мегаль, сосед Лемуанов

Мишель Сандье, человек из прошлого

Фред Жюно, юноша из провинции

Фелиси, служанка в доме Лемуанов

М-ль Обонно, прихожанка

Маленький Рене, ее племянник

Время действия декабрь 1920 г.

Мегаль. Извините меня, мадемуазель. Я вижу, вы только что из-за стола. Я ведь велел служанке не беспокоить вас.

Осмонда. Никакого беспокойства. Садитесь, прошу вас. По воскресеньям мы завтракаем поздно; кто-то всегда хочет поговорить с отцом по выходе из церкви. К тому же, мы уже позавтракали.

Мегаль. Если я правильно понял, вы были так любезны, что предложили пройтись с детьми после обеда. Я хотел удостовериться, что это вам действительно не в тягость…

Осмонда. Ни в коем случае. У меня сегодня как раз выдался свободный вечер.

Мегаль. Не знаю, как благодарить вас… Тем более, что не представлял себе, как быть с ребятишками. Бонна отпущена на весь день, а мне надо ехать в Эпине.

Осмонда. Госпожа Мегаль…

Мегаль. Никаких изменений. К тому же подобная болезнь… если это можно назвать болезнью…

Осмонда. Она страдает?

Мегаль. Этого никто не может сказать. Она постоянно жалуется, но… врачи меня уверяют, что в этом есть огромная доля самовнушения.

Осмонда. Да?

Мегаль. Более того, это — единственная черта, напоминающая мне жену, какой я знал ее прежде. Потому что во всем остальном это совершенно другой человек. (Молчание.)

Осмонда. Не знаю, рассказала ли вам Сюзанна, что на сегодняшнем утреннем уроке в воскресной школе она мне очень хорошо отвечала. Впрочем, я и Ивонной очень довольна.

Мегаль. Я рад. Они хорошие девчушки… Так куда вы собираетесь пойти с ними сегодня?

Осмонда. Еще не решила.

Мегаль. Если я случайно вернусь из Эпине не слишком поздно, мы могли бы пойти, как две недели назад…

Осмонда (уклончиво). Там видно будет.

Мегаль (внимательно смотрит на нее). Какой на вас красивый шарф, он очень вам идет. (Молчание.)

В гостиную входят Эдме, Клод и г-жа Лемуан.

Эдме (Мегалю, поднявшемуся им навстречу). Сударь, сидите, прошу вас. (Г-же Лемуан.) Мама, представляю вам господина Мегаля, он живет над нами. Господин Мегаль — отец тех самых малышек, которых вы вчера встретили на лестнице.

Г-жа Лемуан. Сударь, я очень рада…

Клод. Выпьете с нами чашку кофе?

Мегаль. Благодарю вас, мне надо ехать на вокзал. Я говорил мадемуазель Осмонде, как признателен ей за все, что она делает для моих дочурок. Вчера она опять пришла, чтобы повторить с ними уроки, а сейчас собирается взять их на прогулку…

Эдме (сухо). Но, сударь, если у нее есть свободное время — это совершенно естественно.

Мегаль. По-моему, это большая любезность со стороны мадемуазель Осмонды. Не беспокойтесь, прошу вас. (Идет к двери.) До свидания, сударь… Сударыни… Мадемуазель… (Отвешивает поклон г-же Лемуан и уходит.)

Г-жа Лемуан. Этот господин производит самое приятное впечатление.

Эдме. Мы его совсем не знаем.

Г-жа Лемуан. Взгляд открытый… Хорошая улыбка.

Осмонда. Чашечку кофе, бабушка?

Г-жа Лемуан. Совсем чуть-чуть, милая… Твой дядя Франсис стал бы меня ругать. Ну вот, достаточно, достаточно.

Клод. Так что же, почему Франсис не приехал к завтраку вместе с тобой?

Г-жа Лемуан. Ему надо было посетить больного в пригороде. Но он заедет за мной. (Понизив голос.) По-моему, он хотел с тобой поговорить.

Эдме (не расслышав). Что?

Г-жа Лемуан. Я говорю, что он должен за мной заехать.

Эдме. Хорошо, а то мы его редко видим. (Клоду.) После отпуска твой брат был у нас всего два или три раза.

Эдме. У нас у всех прекрасное самочувствие.

Г-жа Лемуан. Эта парижская жизнь сама по себе так утомительна, когда сравниваешь с Лозанной. Ваш кофе очень вкусен, я хотела бы проинструктировать на этот счет Франсиса.

Эдме. Сожалею, что не могу в этом быть вам полезной; по-видимому, он от бакалейщика напротив. Мама, извините, я должна подыскать литературу для моего Союза молодых девушек. (Опускается на колени перед низким книжным шкафчиком, достает пачку книг, перебирает их.)

Г-жа Лемуан. Кстати, еще об этом господине: Осмонда, так ты регулярно занимаешься этими прелестными девчушками? Как это мило с твоей стороны!

Осмонда. Иногда уделяю им минуту-другую.

Г-жа Лемуан. А их мама.

Эдме (листая одну из книг). Их мать помещена пожизненно в больницу.

Г-жа Лемуан. Какая трагедия!

Эдме. Меня несколько удивляет, что сегодня ты нашла свободное время. Рождество в среду, а у тебя, по-моему, накопилось очень много дел.

Осмонда. Напротив, к нынешнему Рождеству я многое уже успела.

Эдме. За работу для крестной ты даже не бралась.

Г-жа Лемуан. Мне грустно думать, что я не увижу вашей елки. Но Анри и Лулетт рассчитывают на меня. Они будут страшно огорчены, если я не попаду к ним на праздники. Не знаешь, как сделать, чтобы все были довольны… обычная беда слишком спаянных семей!

Осмонда. Покажи.

Эдме продолжает листать книгу.

Г-жа Лемуан. Я помню; очень трогательная история. Да вообще все эти адаптированные английские книжки восхитительны.

Эдме (поставив книгу на место). Она мне кажется страшно сентиментальной, а эти девицы и так склонны проливать слезы над всякой ерундой.

Клод. Важно их заинтересовать.

Эдме. Да, но не любой ценой.

Г-жа Лемуан. Немного романтики не помешает… Совсем немножко. (Осмонде.) Что ты на это скажешь, милая?

Осмонда (вставая). Не берусь судить.

Эдме. Не забудь, что мадемуазель Жантиль ждет тебя к пяти: нужно ей почитать.

Осмонда (раздраженно). Не беспокойся.

Эдме. Очень мило — придумывать себе новые обязательства…

Осмонда. До свидания, бабушка. Папа, что ты делаешь сегодня после обеда?

Клод. Мне надо написать пару писем. И подготовить завтрашнее обращение.

Эдме. О маленьком Симононе.

Г-жа Лемуан. Я уверена, Эдме, что вы никогда ничего не забываете. Я просто в восхищении!

Осмонда (с досадой). Да, мама никогда ничего не забывает; и это ужасно. (Уходит.)

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Человек праведный"

Книги похожие на "Человек праведный" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Габриэль Марсель Человек праведный

Человек праведный: краткое содержание, описание и аннотация

Габриэль Марсель: другие книги автора

Кто написал Человек праведный? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Содержание

Биография

Философские взгляды



Мир обладания вторичен по сравнению со сферой бытия. Но современная экономика и техника подталкивают человечество к тому, чтобы оно погрузилось в мир обладания, предав забвению мир бытия. И потому Марсель призывал к преодолению этой роковой тенденции.

Читайте также: