Фрустрация потребности в достижении успеха в школе рекомендации

Обновлено: 09.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Преодоление школьной тревожности. Из опыта работы педагога-психолога .

В настоящее время идет изменение системы образования, как следствие изменений, происходящих в жизни российского общества. Эти изменения характеризуются ускоренным совершенствованием образовательного пространства. Цели образования учитывают не только государственные, но и социальные, и личностные потребности и интересы. Новые образовательные стандарты в связи с этим выделяют следующее приоритетное направление – обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Рекомендации к коррекционно-развивающему взаимодействию родителя в общении с тревожным ребенком.

Ниже даны названия факторов школьной тревожности и их краткая характеристика, а также указаны приемы коррекционно-развивающего воздействия. Используя их, вы можете снизить неприятные чувства тревоги и страха, связанные с теми или иными стрессовыми школьными ситуациями, а также улучшить качество учебно-воспитательного процесса, более тонко осуществлять подход к своему ребенку.

1.Фактор "Общая тревожность в школе" - общее эмоциональное состояние, вызванное эмоциями, связанными с различными формами включения ребенка в жизнь школы. Показывает общий эмоциональный фон пребывания ребенка в школе.

2.Фактор "Переживание социального стресса " - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

Тактика родителя:

Демонстрация самому ребенку его положительных качеств (найти и выделить их прежде всего для себя). Как результат качественное изменение общения и воздействия на ребенка – исчезновение критики, замена ее конструктивными формами общения – сотрудничество, экспертная оценка.

Повышение самооценки ребенка через демонстрацию того, что у него получается хорошо, акцент на достижениях, даже на ваш взгляд незначительных.

Внимательно проанализировать социометрическую матрицу (какие контакты, предпочтения у самого ребенка и по отношению к нему).

Стимулировать положительное отношение ребенка к себе, и положительное отношение самого ребенка к одноклассникам.

3.Фактор "Фрустрация потребности в достижении успеха" - неблагоприятный психологический фон, не позволяющий ребенку реализовать свои потребности в успехе, достижении высокого результата.

Тактика родителя:

Непременно каждый успех ребенка заметить и зафиксировать внимание на нем самого ребенка.

Учить радоваться успеху как своему, так и чужому.

Создавать для ребенка ситуации успеха и фиксировать внимание на успешном результате.

Снижать значимость неудач.

4. Фактор "Страх самовыражения " - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявлением себя другим, демонстрацией своих возможностей.

Тактика родителя:

Создавать ситуации уверенности в себе, где ребенок не боялся бы спорить, попасть в нелепую ситуацию, ошибиться.

Поощрять инициативу ребенка. Даже если в итоге получился результат, который вам кажется незначительным или отрицательным похвалите ребенка за то, что он сам принял решение, сделал самостоятельный выбор, взял на себя ответственность.

Интересоваться мнением ребенка при принятии решений в семье.

Учить взаимному уважению между младшими и старшими в семье на своем примере. Снимать возникающее напряжение доброй шуткой, чаще использовать юмор.

5.Фактор "Страх ситуаций проверки знаний" - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.

Тактика родителя:

Заранее планировать подготовку к проверочным и контрольным работам.

Повысить качество домашней подготовки: помощь в организации домашней работы, систематическое качественное выполнение д/з.

Проверить особенности развития внимания, памяти, мышления у школьного психолога в особенности при стабильно низкой успеваемости.

Анализ вместе с ребенком того, что он чувствовал, когда выполнял задание для того, чтобы ребенок понял причину тревоги, или отметил отсутствие таковой.

Снижать значимость отметки: отметка не оценивает ребенка как личность, а указывает на то, с какой интенсивностью ему надо трудиться, чтобы достигнуть максимально высоких результатов.

6.Фактор "Страх не соответствовать ожиданиям окружающих" - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, мыслей. Тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

Тактика родителя:

Внушать ребенку, что более важно то, как оценивает свою работу он сам, т.к. самому нужно трудиться над улучшением своих результатов, успех прямо пропорционален приложенным усилиям, старанию.

Снижать значимость отрицательного оценивания "другими" ( другие - те, кто не имеет непосредственного влияния и ответственности за ребенка)поступков, мыслей, результатов.

Создавать ситуации, в которых ребенок бы чувствовал, что родители его высоко ценят, верят в его успех, даже если в данный момент ситуация говорит об обратном.

Фиксировать внимание ребенка на тех ситуациях, когда "другие" оценили его высоко.

7.Фактор "Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу " - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к стрессовым ситуациям, повышающие возможность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Тактика родителя:

Пользоваться помощью медика, успокоительными средствами. Например перед контрольной или каким-либо выступлением дать таблетку валерьянки.

8.Фактор "Проблемы и страхи в отношении с учителями" - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения.

Тактика родителя:

Чаще давать возможность ребенку проговаривать то, что происходит в школе, выслушивая и помогая советом, если подросток склонен выслушивать совет. При острой ситуации в спокойной обстановке дома выяснить, какие отношения с учителями у ребенка, что он думает об учителе, постараться помочь ребенку понять скрытые от него мотивы отношения учителя к нему самому и к другим детям в классе.

Высоко цените и поддерживайте откровенное отношение ребенка к вам, дайте понять, что вы – союзник, вы никогда и никому не выдадите то, о чем вам поведал ваш ребенок, если у вас договор сохранения тайн.

Проанализировать, что в учителе, с которым проблемы, у вашего ребенка вызывает раздражение и выписать на бумагу в столбик слева.

Проанализировать, какие хорошие черты есть в учителе и выписать в столбик справа. Сравнить, каких качеств: (+) или (-) получилось больше. Если больше получился список отрицательных качеств, это значит, что причина страхов перед учителем кроется в плохом отношении ребенка к самому себе, что в свою очередь свидетельствует о сниженной самооценке и нуждается в ее повышении.

Станьте для ребенка мудрым союзником, добрым миротворцем, помогающим, поддерживающим, успокаивающим, понимающим и принимающим своего ребенка таким, какой он есть.

Изучить и принять 10 заповедей родителей

10 заповедей родителей.

Не жди, что твой ребенок будет таким как ты. Или как ты хочешь. Помоги емустать не тобой, а собой.

Не думай, что ребенок твой, он Божий.

Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.

Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, а может быть и больше. Потому что у него нет привычки.

Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребенка, мучь – если можешь и не делаешь.

Помни (перефразируя слова одного человека, сказавшего эти слова об отечестве) для ребенка сделано не достаточно, если не сделано все.

Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребенка то, что не хотел бы что бы другие сделали твоему.

Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок, это праздник, который пока с тобой.

Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверен в правильности своего поведения, своих решений.

В данном пособии приводится описание причин, признаков, видов школьной тревожности. Предлагаются правила работы с тревожными детьми для педагогов, а также рекомендации для родителей учащихся разных возрастов: первоклассников, пятиклассников, десятиклассников, выпускников.

ВложениеРазмер
Методические рекомендации для педагогов по работе со школьной тревожностью 72 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Департамент образования и социально-правовой защиты детства администрации г.Нижнего Новгорода

Методические рекомендации для педагогов по работе со школьной тревожностью

ЧТО ТАКОЕ ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ………………. 3

ПАРАМЕТРЫ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ…. 4

В ЧЕМ ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ……………………………….…5

ПРЕОДОЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ: КАК ПОМОЧЬ УЧЕНИКАМ ПОЧУВСТВОВАТЬ СВОЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ…..6

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ…………………………………8

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ……………………………….….9

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ………………………………………………10

ЧТО ТАКОЕ ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверен в правильности своего поведения, своих решений.

Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ. Вот несколько факторов, воздействие которых способствует ее формированию и закреплению:

Школьная тревожность младшего школьника является очевидным признаком затруднений в процессе школьной адаптации. Начиная с подросткового возраста, она может формироваться и закрепляться в рамках личностной тревожности как психического свойства учащегося.

Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными способами, маскируясь под другие проблемы.

Основными диагностическими признаками школьной тревожности являются пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя . На перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, не вступая, однако, в тесные контакты с ними. Кроме того, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок начинает чаще болеть, снижается сопротивляемость соматическим заболеваниям.

Нежелание ходить в школу чаще всего возникает из-за недостаточной школьной мотивации, однако свидетельствует о том, что ребенок чувствует себя в школе дискомфортно. Противоположную форму проявления школьной тревожности представляет собой излишняя старательность при выполнении заданий. Рассеянность, или снижение концентрации внимания на уроках - признак школьной тревожности. Особого внимания заслуживает такая форма проявления школьной тревожности, как потеря контроля над физиологическими функциями в стрессовых ситуациях. Например, ребенок может краснеть (бледнеть), отвечая у доски и даже с места, чувствовать дрожь в коленках, посасывание под ложечкой.

ПАРАМЕТРЫ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Общая тревожность в школе – эмоциональное состояние ребёнка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

Переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребёнка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками),

Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребёнку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.п.

Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряжённых с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребёнка.

В ЧЕМ ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Следующий момент причины школьной тревожности – это самооценочная тревожность.

Учащимся с повышенным и высоким уровнем самооценочной тревожности довольно неприятны такие ситуации: сравнивание себя с другими, когда что-то у них не получается, предстоит важное решающее дело (например, контрольная работа), когда приходится сравнивать себя с другими или когда проверяют их способности, оценивается их работа, когда что-то не получается и т.п.

И последний момент причины школьной тревожности – межличностная тревожность. Т.е. умение простраивать, взаимодействовать, сотрудничать с одноклассниками, сверстниками.

Детям с повышенным и высоким уровнем межличностной тревожности довольно неприятны следующие ситуации: подойти или пойти в дом к малознакомым людям, ситуации критики и упреков, когда наблюдают во время работы, когда ребята не играют, не дружат с ними, сердятся взрослые непонятно почему, другие ребята смеются во время их ответа на уроке.

Школьная тревожность свойственна детям всех возрастов. Она может проявляться в их отношении к оценкам, страхе перед контрольными и экзаменами и т.д.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ: КАК ПОМОЧЬ УЧЕНИКАМ ПОЧУВСТВОВАТЬ СВОЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Избежать школьной тревожности можно лишь одним способом – формируя высокое самоуважение учеников, которое содержит три составляющих. Когда они чувствуют,

1. что могут решать задачи,

2. знают, что могут строить удовлетворяющие обоих отношения с педагогом,

3. вносить свой особый вклад в классный коллектив,

Мы можем направленно повышать уровень "Я могу" с помощью следующих поддерживающих техник:

1. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением

  • Рассказывай об ошибках. Дети часто видят избирательно. Они могут замечать свои собственные ошибки, но не видеть ошибок других. Отсюда у них появляется уверенность, что все вокруг лучше, способнее, привлекательнее, чем они. Учитель может изменить эту установку, если покажет, что каждый делает ошибки, нет людей, которые ошибаются. Задавайте детям вопрос: "Что ты можешь сделать, чтобы больше не повторить ошибку?" Отвечая на него, ученики начинают понимать, что важнее научиться не избегать ошибок, а "не наступать дважды на одни и те же грабли".
  • Показывайте ценность ошибки как попытки. Например: "Ошибка уже сделана. Ну и что? Теперь посмотри, чему можно на ней научиться", "Эта ошибка – не такая уж большая беда. Наконец, если бы ты не делал ошибок, я потеряла бы свою работу!"

2. Формируйте веру в успех.

  • Подчеркивайте любые улучшения. Обычно учитель ждет, когда сложная задача будет решена учеником безошибочно, тогда он похвалит его. Однако, с такой установкой ждать придется долго. А что если вместо этого замечать каждый маленький шаг вперед?
  • Раскрывайте сильные стороны своих учеников. Каждый ученик имеет какие-то силы, неважно насколько скрытые. Едва заметив что-то ценное в ученике, прямо скажите ему об этом или напишите в его тетради. Все ученики хотят и готовы слышать о своих сильных сторонах часто и подробно.
  • Демонстрируйте веру в своих учеников. Если вы можете искренне демонстрировать веру в способности своих учеников, вы предадите им больше силы, чем любые отметки. Комментарии типа: "Ты сможешь это подтянуть", "Ты из тех учеников, которые это могут сделать" или "я знаю, что ты сможешь это сделать" – отражают вашу веру в учеников.
  • Признайте трудность ваших заданий. Многие ученики, особенно избегающие неудач, воспринимают любую новую задачу, как трудную. Признайте, что они правы: "Я знаю, это трудное задание. Имей это в виду. Но я уверен, что ты справишься с ним". Когда же ученик действует успешно, выполняя задание, названное вами "трудным", его самоуважение здорово вырастает.

3. Концентрируйте внимание учеников на прошлых успехах.

Единственный безопасный путь, который мотивирует детей к достижениям, снижает их тревожность – это подчеркивание всего того, что они делают верно. Успех рождает успех, поэтому учитель должен подчеркивать прошлые достижения, чтобы содействовать продолжению успеха.

4. Признание достижений.

  • Аплодисменты. Аплодисменты не означают, что вы должны хлопать в ладоши. Просто смысл их: "Здорово! Ты сделал это!" Он должен быть выражен с очевидным энтузиазмом.
  • Выставки. Достижения учеников – сочинения, рисунки, доклады – можно вывешивать на доску, на стенд.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

  • Избегайте состязаний и каких-либо видов работы, учитывающих скорость.
  • Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
  • Доверяйте ребёнку, будьте с ним честным и принимайте его таким, какой он есть.
  • Чаще используйте упражнения на релаксацию.
  • Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
  • Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
  • Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований. Если ему с трудом даётся какой-то учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
  • Старайтесь делать ребёнку меньше замечаний.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях. Не унижайте ребёнка, наказывая его.
  • Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей.

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ.

Работа с тревожными детьми занимает достаточно длительное время. Рекомендуется проводить работу по 3-м основным направлениям: повышение самооценки, обучение саморегуляции в конкретных наиболее волнующих ситуациях, снятие мышечного напряжения.

Повышение самооценки. Необходимо ежедневно фиксировать информацию о результатах и достижениях ребёнка, которыми можно гордиться. Это могут быть даже самые незначительные изменения в лучшую сторону. В дальнейшем фиксацию можно поручить самому ребёнку, воспитывая у него положительное самопринятие и адекватную самооценку. Полезно систематически сообщать о достижениях ребёнка его родителям.

Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в играх и мероприятиях, которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя глазами других детей.

Обучение саморегуляции. Можно предложить ребёнку в наиболее волнующих его ситуациях использовать следующие несложные способы снятия напряжения: 1)передышка – короткий вдох (считать до 5), длинный выдох (считать до 7); 2)повторение простых утверждений (я спокоен, хладнокровен, собран, я чувствую себя хорошо, у меня всё получится и т.п.); 3)отвлечение внимания (необходимо сконцентрировать внимание на нейтральном предмете, можно перечислить свои положительные качества и привести их примеры).

Мышечное расслабление. Снятие напряжения в 12 точках: движения глазами, широко зевнуть, покрутить шеей, поднять и опустить плечи, расслабить и поводить запястьями, сжать и разжать кулаки, 3 глубоких вдоха, прогнуться в позвоночнике, напрячь и расслабить бёдра, икры ног, покрутить ступнями, сжать и расслабить пальцы ног.

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья .

фрустрация успеха1

Достижение успеха является целью и смыслом жизни большинства живущих людей. Человек прилагает усилия, чтобы достичь более высокого уровня – в карьере, в личной жизни, здоровье, психологическом развитии (у каждого свои устремления). По какой причине может возникать фрустрация потребности достижения успеха?

Тестирование по методике Филлипса показывает, что такой фактор как фрустрация потребности достижения успеха может быть выявлен у учеников начальных классов. Т.е. уже в этом возрасте в ребенке заложено отношение к успеху – либо стремление получить высокий результат, либо его блокирование, фрустрация успеха.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники .

Будучи зрелым, человек может желать успеха, предпринимать попытки для его достижения, но в последний момент, когда остается один шаг до победы, отвергать ее, терять интерес, растрачивать ресурсы, отказываться от принятия важного решения, совершать заведомо ошибочные действия.

В чем причина?

Сверхконтроль родителей, их страхи, убеждения, завышенные требования, критика, осмеивание и обесценивание способностей и достижений ребенка вызывают в нем заниженную самооценку, неуверенность в себе, страх наказания, боязнь рисковать, принимать решения, действовать. И как результат – фрустрация успеха.

Решение

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья .

Александр Горбунов

Я главный редактор сайта турбо-суслик.орг. Спасибо за Ваше время! Надеюсь, публикация была Вам полезна.


Существует много различных методик, обращенных к изучению психологического состояния школьников. Как исследователя, меня заинтересовала проблема школьной тревожности у детей 5–6 классов. Это период, когда ученики переходят на новую ступень школьного образования, адаптируются к новым учителям, к новому режиму учебы и появлению новых предметов. Как это влияет на уровень тревожности у детей? И влияет ли вообще?

Обратимся к научной литературе. Тревога и тревожность тесно связаны с историческим периодом жизни общества, что, в данной ситуации, отражается в значительном росте количества тревожных детей и подростов в нашей стране в последнее десятилетие. Тревога имеет ярко выраженную возрастную специфику. Все участники исследования — это младшие подростки в возрасте от 10 до 13 лет. При переходе от начальной школы к средней подростки оказываются в новой ситуации личностного развития, которая для них является стрессовой.

Второй этап обработки заключался в выявлении характера школьной тревожности. Для его выявления анализировалось общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством. В данном случае анализировались три класса по раздельности и затем вместе. В методике были выделены восемь синдромов или факторов школьной тревожности. В итоге было установлено, что уровни проявления таких факторов как общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности достижении успеха, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость, проблемы и страхи в отношениях с учителями во всех трех классах соответствуют нормальному уровню тревожности.

Было заметно проявление и еще одного фактора страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Он показывает степень ориентации на значимость мнения других при оценке ребенком собственных достижений, поступков и мыслей, уровень тревожности в отношении оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок; ориентацию на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревогу по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок [2].

Результаты опроса учеников младших классов средней школы об уровне и характере тревожности показали, что по общей выборке у 66 респондентов, уровень каждого из восьми факторов соответствует нормальному уровню тревожности. Распределение проявлений тревожности по факторам, в основном, равномерно. Но при этом можно выделить три наиболее четко выраженных фактора школьной тревожности — это фактор фрустрации потребности в достижении успеха, проблем и страхов в отношениях с учителями и страха самовыражения и переживания социального стресса.

Теперь, когда мы знаем, какие страхи и внутренние конфликты переживают дети, мы делаем вывод о характере школьной тревожности. А на этой основе уже можно предполагать и формировать конкретные задачи педагогической поддержки в каждой определенной ситуации.

Следующий часто проявившийся фактор — это фрустрация потребности в достижении успеха. Учителю рекомендуется создавать ситуации достижения успеха, т. е. давать нагрузку, учитывая при этом возможности каждого ребенка, заслуженно хвалить и поощрять детей. В качестве поддержки стоит приободрить ребенка, дать ему понять о своей вере в его силы, быть готовым помочь.

Отчетливо заметно проявление похожих факторов страха самовыражения и страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Переживание своих недостатков в полной мере влияет на развитие данного фактора. При этом педагогу необходимо уважать стремление школьников к самостоятельности, проявлять доброе, внимательное отношение к детям, создать ситуацию успеха, а при его достижении справедливо поощрить и похвалить ребенка. Устраивать коллективную деятельность по интересам, и тем самым актуализировать ощущение ребенка своей значимости в коллективе. Природа этих факторов во многом схожа с природой возникновения фактора страха ситуации проверки знаний.

Самый распространенный фактор — это проблемы и страхи в отношениях с учителями. Оптимальная атмосфера на уроке — это высокий уровень напряженности и высокий уровень комфорта. Учитель должен быть авторитетом для детей, примером для подражания. При этом ребенок не должен бояться попросить педагога о помощи. Но что делать педагогу, если с ним боятся взаимодействовать? Изменить свое отношение к детям — вникать в их интересы, сотрудничать с ними. Проявлять доброту и веру в них. Создавать ситуации достижения успеха для определенных детей, при этом основываясь на их особенностях. Действенна была бы организация коллективной деятельности, что сплотило бы класс с учителем [1].

Таким образом, педагогическая поддержка учащихся младших классов будет заключаться в оказании помощи со стороны учителя в преодолении их школьной тревожности.

3. Педагогическая психология: учебное пособие: под ред. Л. А. Регуш, А. В. Орловой. — СПб.: Питер, 2011.

5. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: ТЦ Сфера, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, школьная тревожность, достижение успеха, класс, педагогическая поддержка, уровень тревожности, начальная школа, социальный стресс, страх, фрустрация потребности.

Читайте также: