Фрагмент музыкального занятия в детском саду по разделу слушание

Обновлено: 05.07.2024

1. В какой возрастной группе изучается произведение.
2. В каком полугодии
3. Цель произведения в данном занятии
4. Воспитательная задача этого произведения
5. Сведения о произведении, о композиторе
6. Вступительное слово
7. Формирование вопроса перед прослушиванием
8. Слушание произведения
9. Формулировка вопросов после слушания
10. Анализ произведения
11. Подведение итога над произведением

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (10).docx

Студентки: Серегиной Ольги Михайловны

Специальность: Дошкольное образование

Форма обучения: Заочная

  1. В какой возрастной группе изучается произведение.
  2. В каком полугодии
  3. Цель произведения в данном занятии
  4. Воспитательная задача этого произведения
  5. Сведения о произведении, о композиторе
  6. Вступительное слово
  7. Формирование вопроса перед прослушиванием
  8. Слушание произведения
  9. Формулировка вопросов после слушания
  10. Анализ произведения
  11. Подведение итога над произведением

1. Данное музыкальное произведение используется для прослушивания в подготовительной к школе группе.

2. Второе учебное полугодие, 3 квартал.

3. Целью данного произведения является:

  • продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать классическую музыку;
  • обогащать музыкальные впечатления детей;
  • развивать музыкальную память;
  • воспитывать интерес к родной природе;
  • воспитывать интерес к творчеству композиторов-классиков.

5. Пьесу можно дать для прослушивания детям как во время музыкального занятия (музыкальный руководитель), так и в самостоятельной музыкальной деятельности воспитателя с детьми.

6. Сейчас вы прослушаете пьесу, а затем ответите мне на вопросы:

  1. как называется музыкальное произведение?
  2. кто является автором этого произведения?
  3. какая здесь музыка по характеру: быстрая, медленная, плавная, отрывистая…?
  4. что можно представит, слушая это произведение?

7. Слушаем музыкальное произведение с детьми.

8. По окончании звучания:

- Дети, мы прослушали музыкальную пьесу. Как она называется? (ответы детей)

- назовите композитора. (ответы детей)

- давайте подумаем: какая здесь музыка по характеру? (ответы детей: звонкая, быстрая, отрывистая, легкая, веселая…)

- скажите, а что вы представляли, слушая эту мелодию? (ответы детей: жаворонок летает высоко в поднебесье, то, будто бы опускается к земле, то опять взлетает ввысь, то опять летает высоко, а по окончании музыка говорит нам своим музыкальным языком, что жаворонок опустился на землю.

- а почему, дети, вы решили, что он опустился? Как вы это смогли понять? (ответы детей: потому что звуки стали звучать ниже и ниже.)

- правильно, дети. Заканчивается пьеса движением мелодии вниз. А теперь давайте еще раз прослушаем это произведение.

9. Перед тем как предложить детям прослушать любое музыкальное произведение, воспитателю необходимо познакомиться с ним самому. Я прослушала данную пьесу и сделала следующий анализ:

- мелодия пьесы носит своеобразный характер: начало звучания характеризует раннее утро, когда солнце еще не видно из-за горизонта, а в вышине уже слышна песня этих маленьких птиц; затем - создается впечатление, что они порхают, кружатся, устремляются к земле, взмывают ввысь; окончание музыки – птицы опускаются вниз – мелодия движется вниз.

- используются различные динамические оттенки: музыка звучит в отдельных частях по-разному: звонко, тише, громко, не очень громко, и заканчивается плавным переходом на затихающие звуки.

Тема хорошо отражена как в названии, так и в самом музыкальном произведении.

Пьесу можно дать детям для прослушивания как в исполнении на фортепиано, так и в исполнении симфонического оркестра. Самое важное, чтобы аудиозапись имела художественную ценность: запись должна быть качественно чистой, чтобы дети смогли услышать звучание различных инструментов: свирели, клавишные.

10. Подводя итог работы по слушанию данного произведения, я отметила следующее:

Биография русского композитора Петра Ильича Чайковского

Семья. Начало музыкальной карьеры


В Московской консерватории (1866-1878)


Годы странствий. Жизнь в Подмосковье (1879-1889)

Цель: развитие у дошкольников музыкальных и творческих способностей посредством использования различных видов музыкальной деятельности.

- продолжать знакомить детей с музыкой русских композиторов (Гео ргий Васи льевич Свири дов)

- продолжать учить детей действовать коллективно;

- развивать внимание, мышление, фантазию детей;

- продолжать формировать умение работать в коллективе;

- воспитывать у детей интерес к музыке и желание ее слушать;

- воспитывать навыки культурного слушания;

- приучать детей эмоционально откликаться на музыку.

Предшествующая работа (с детьми) : знакомство с композитором Гео ргий Васи льевич Свири дов и с его творчеством.

Ход занятия:

-Ребята садимся на палас, сейчас начнем занятие.

-Ребята, скажите мне, каких сказочных героев вы знаете? (Колобок, Лиса, волшебник, Красная шапочка).

-Сейчас, я вам расскажу загадку, а вы должны отгадать кто это?

Предо мною трепещите!

У меня великий дар –

Всех стихий я повелитель,

Властелин могучих чар!

Если сильно негодует,

Жжет огнем и ветром дует,

Свет гася и звезд, и лун,

Очень-очень злой (колдун).

-Какие вы умные, а вы знаете кто такой колдун (Тот, кто занимается колдовством)

-Правильно, Колдун- человек, практикующий волшебство для воздействия на людей или природу либо для получения знания или мудрости посредством сверхъестественных явлений.

-Дети, слушайте произведение внимательно, потому что после прослушивания я буду задавать вам вопросы.

-Верно. А кто автор этого произведения (Гео ргий Васи льевич Свири дов)

-О ком же рассказала музыка (Про Колдуна)

-Какой был колдун (Злой)

-Почему вы так решили? (Музыка была сердитая, колючая, злая, недовольная, грубая, угрожающая, зловещая)

-А каким цветом можно раскрасить эту музыку? (Темными тонами)

-А какие выразительные средства музыки помогли вам увидеть злого колдуна? (Низкий регистр, скачки в мелодии, сильные доли - акценты, музыка звучала то тихо, то громко, угрожающе)

-Дети наше занятие подошло к концу, скажите, чем вы сегодня занимались?

-Что вам больше всего понравилось?

-Что было сложно выполнять (легко?

-Вы все Молодцы, хорошо потрудились.

-Кирилл, у нас сегодня ленился надеюсь ты в следующий раз будешь активнее. А вот Камиль у нас сегодня хорошо потрудился.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по слушанию музыки в старшей группе

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- продолжать знакомить детей с музыкой русских композиторов (Петр Ильич Чайковский);

- учиться настраиваться на восприятие музыки в процессе слушания.

Развивающие задачи:

- развивать творческое воображение через слушание музыки.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей интерес к музыке и желание ее слушать;

- воспитывать навыки культурного слушания;

- приучать детей эмоционально откликаться на музыку.

Длительность: 30 минут.

Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, скажите мне, какое наступило время года?

Воспитатель: Правильно, ребята! А что происходит весною с природой, растениями?

Дети: природа пробуждается, появляются первые цветы, распускаются почки на деревьях, цветут фруктовые деревья (слива, вишня, абрикос, черешня, миндаль).

Воспитатель: А на нашем участке какие вы наблюдали первые цветы?

Дети: Да! Первоцветы. А еще трава зеленая, почки на деревьях и цветы на веточках деревьев.

Основная часть.

Демонстрация портрета композитора.

Когда вы будете слушать эту музыку, попробуйте представить себе этот танец цветов - вальс. Какие вы увидите цветы?

Показ цветных фотографий и открыток с цветами.

Как цветы танцуют? Как они выглядят? Что они делают? Или это будут не цветы. Тогда что? Во время слушания музыки обратите внимание, что вы чувствуете, что представляете? Какое у вас настроение? А после прослушивания музыки мы поделимся с вами своими впечатлениями!

Воспитатель: Ребята, как называется произведение, которое вы только, что прослушали?

- Верно. А кто автор этого произведения?

- Петр Ильич Чайковский.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

У этого вальса большое вступление. Какой музыкальный инструмент главный в этом отрывке? Это арфа. Как вы думаете, почему композитор выбрал именно этот музыкальный инструмент для вальса цветов? Какие бы вы выбрали музыкальные инструменты для этого танца? Какая музыка по характеру? Какое у вас настроение?

Ответы детей. Тех, кто не отвечает на вопросы вместе со всеми, воспитатель спрашивает отдельно.

Дети рисуют. Детские рисунки вывешиваются на доску.

Воспитатель: В своем музыкальном произведении П.И. Чайковский изобразил сказочный луг с танцующими цветами. Давайте тоже покружимся с героями сказки в волшебном вальсе цветов.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Дети, как красиво вы танцевали! Но наше занятие подошло к концу. Скажите, чем вы сегодня занимались?

Дети: Слушали музыку, рассматривали картины, рисовали, танцевали под музыку.

Ответы детей:

Коломыцева Настя: Мне понравилось танцевать под музыку и рисовать. Я нарисовала цветочных фей. Они легкие, воздушные, они перелетают с цветка на цветок и получается танец.

Липартия Георгий: Мне понравилась музыка, которую мы слушали сегодня. Рисовать понравилось. У меня на рисунке цветы: розы, тюльпаны. Они танцуют.

Петросян Марат: Я нарисовал поляну с цветами.

Воспитатель: Давайте подумаем, как и что можно украсить такими красивыми рисунками (игровую комнату, спальню в детском саду, свою комнату дома)?

hello_html_62030fff.jpg

hello_html_m4042cc58.jpg

Изображения весенних цветов.

hello_html_mbb1b546.jpg

hello_html_53e6e321.jpg

hello_html_m3749545c.jpg

Самоанализ проведения слушания музыки в старшей группе

Оба занятия были направлены на слушание музыки. В ходе занятий решались следующие задачи: знакомить детей с музыкой русских композиторов, учить настраиваться на восприятие музыки в процессе слушания, внимательно слушать, запоминать и узнавать музыку; развивать творческое воображение посредством слушания музыки и музыкально-ритмических движений; воспитывать у детей интерес к музыке и желание ее слушать и др.

Что удалось провести хорошо : Ребята внимательно слушали музыку. Запомнили композитора и на втором занятии правильно назвали его. Знали разницу между вальсом и другими видами танцев, смогли охарактеризовать музыку вальса - нежная, легкая, кружащаяся. Дети с удовольствием фантазировали и рисовали после слушания музыки. Большинство детей нарисовали цветы. С большим удовольствием кружились в вальсе -импровизации, особенно девочки, играли в музыкальную игру. Некоторые мальчики были более сдержанны в выражении эмоций и движений. Слушание музыки и игры вызывали у детей положительные эмоции, удовольствие. Применение игровых приемов в процессе работы позволили предотвратить перегрузку детей, активизировало их внимание и интерес.

Трудности: Детям было трудно определить на слух музыкальные инструменты, звучащие в вальсе. Мне было сложно правильно и в доступной форме сообщать детям информацию о композиторе, о музыке. В этом мне очень помогала музыкальный работник. Было достаточно трудно одновременно удерживать внимание детей, сообщать им информацию, готовить атрибуты и оборудование для слушания музыки и просмотра слайдов, поддерживать дисциплину в группе. Благодаря совместным усилиям с воспитателем и музыкальным работником оба занятия были проведены на достаточно высоком уровне. По отзывам детей оба занятия им понравились.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование художественно- эстетического восприятия сказочных образов через восприятие музыки, поэзию.

Подготовительная к школе группа

Конспект занятия по слушанию музыки

Муз/руководитель Нечаева Е.А.

Цель: Формирование художественно- эстетического восприятия сказочных образов через восприятие музыки, поэзию.
Задачи:

Побуждать детей выражать свои мысли и чувства в движении, музыке.

Способствовать в развитии образной речи, умение рассматривать иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина

Развивать познавательные и творческие возможности детей.

Развивать культуру слушания классических произведений

Развивать воображение, память, умение сравнивать, анализировать….

Оборудование:

музыкальные инструменты: металлофоны, ложки, треугольники.

Ход занятия

Музыкальный руководитель: Ребята, вы, конечно, знаете, что музыка нам многое может рассказать. Давайте вспомним, о чем нам рассказывала музыка, которую мы слушали на занятиях?
Дети: О природе, о настроениях и чувствах человека, о птицах и животных, может рассказывать сказки.
Музыкальный руководитель: Ребята, вы любите сказки? (Да). Предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и удивительную страну сказок. Хотите? (Да). Сейчас мы исполним песню, а вы подумайте в какую сказку мы с вами попали.

Слушание отрывка город Леденец

Музыкальный руководитель: Какая музыка? Что она изображает?
Дети: музыка торжественная, величественная. Изображается переливание воды, плеск волн. Звучит труба.
Музыкальный руководитель: Какие же три чуда произошли в этом необычном городе Леденце?
Дети: Белка, 33 богатыря, царевна-лебедь.
Музыкальный руководитель: Мы послушаем фрагмент про одно из этих чудес. Ваша задача внимательно слушать и догадаться, какое чудо нам хотел рассказать композитор.

Музыкальный руководитель: Какая эта музыка по характеру? (легкая, воздушная, танцевальная, светлая и т.д.). Какой инструмент ведет мелодию? (флейта).
О каком чуде рассказывал композитор? (белка).
Воспитатель: А как Пушкин описал это чудо?

Музыкальный руководитель: Что передает нам музыка? Какое диво произошло?
Дети: 33 богатыря выходят из моря.
Музыкальный руководитель: какими изображены богатыри?
Дети: Смелыми, грозными, решительными, строгими, грозными.
Музыкальный руководитель: какие у них одежды, оружие?
Дети: Богатыри в кольчугах, в шлемах. В руках у них щиты и мечи.
Музыкальный руководитель: какой пейзаж окружает богатырей?
Дети: море бурлящее, взволнованное, беспокойное.
Давайте послушаем как Пушкин выразил это чудо.
Ребенок:

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Музыкальный руководитель: А сейчас мы станем участниками этой сказки и выразим настроение и характер музыки через движение.

Девочки берут ленточки, садятся на колени и импровизируют танец волн, а мальчики маршируют, подражая богатырям.

Воспитатель: Но что же на это диво ответила сватья баба Бабариха?
«Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!
Правду ль бают, или лгут,
Дива я не вижу тут.
В свете есть другое диво?

Музыкальный руководитель: И последнее, третье чудо. А Н.Римский – Корсаков изобразил это чудо так.

Читайте также: