Фр бэкон школа и направление

Обновлено: 05.07.2024

Новый период — это эпоха, охватывающая XVII, XVIII, XIX века в истории человечества. Английская буржуазная революция 1640 года считается началом Новой истории (есть и другие мнения о начале Новой истории), которая ознаменовала начало нового периода, эпохи капитализма или буржуазных условий, что привело к изменению сознания людей. Человек становится все менее и менее духовным; его внимание сосредоточено не на потустороннем блаженстве, не на истине, а на трансформации и увеличении своего комфорта. Наука оказывается самым важным фактором в таком изменении общественного сознания.

В наше время философия опирается в основном на науку (в средние века философия действовала в союзе с теологией, в эпоху Возрождения — с искусством). Поэтому соотношение чувственного и рационального, опытного и теоретического компонентов знания является второй, после проблемы познания мира, гносеологической проблемой философии.

На мой взгляд, выбранная мною тема актуальна, так как с древних времен постепенно формировалась методология познания и возникли методы научного и социального познания. Со временем эти методы конкретизировались каждой эпохой, одной из таких эпох была философия Ф.Бэкона.

Биография Фрэнсиса Бэкона

Фрэнсис Бэкон родился в Лондоне 22 января 1561 года. Его отец, сэр Николае Бэкон, служил лордом-хранителем Большой государственной печати при королеве Елизавете, и поэтому Фрэнсис был представлен ко двору еще мальчиком.

Два года он учился в Тринити-колледже Кембриджского университета, а затем три года провел во Франции в свите английского посла. После смерти отца в 1579 году он остался почти без гроша, но в 1582 году стал адвокатом, а в 1584 году — членом парламента. Время от времени он писал депеши королеве Елизавете, стремясь беспристрастно подойти к насущным политическим вопросам. При Елизавете Бэкон не занимал высоких постов, но после того, как в 1603 году на трон взошел Яков I Стюарт, он быстро поднялся в министерстве. В том же году Бэкон был посвящен в рыцари, в 1618 году его возвели в ранг барона Веруламского, а в 1621 году он стал виконтом Сент-Олбанса. Впоследствии Ф. Бэкона обвинили в получении взяток. Он признал, что получал подарки от людей, чьи дела рассматривались в суде, но отрицал, что это каким-либо образом повлияло на его решение. Бэкон был лишен всех должностей и изгнан из суда. Оставшиеся годы до самой смерти он провел в уединении.

В марте 1626 года он экспериментировал с курицей, но в процессе простудился. Бэкон умер в Хайгейте, недалеко от Лондона, 9 апреля 1626 года.

Основные идеи философии Фрэнсиса Бэкона

Деятельность Фрэнсиса Бэкона как мыслителя и писателя была направлена на распространение науки, указывая на ее первостепенное значение в жизни человека и вырабатывая новое целостное представление о ее структуре, классификации, целях и методах исследования. Идея Великой реконструкции наук пронизывала его философские труды и провозглашалась им с большой важностью, с завидным упорством и энтузиазмом.

Наука согласно Фрэнсису Бэкону

  • Классификация наук;
  • Новый органон — F. Предложенный Бэконом метод построения науки;
  • Явления Вселенной — эмпирическая основа, данные естественных наук;
  • Лестница интеллекта. Примеры применения нового метода;
  • Предшественники новой философии — предварительные и предварительные предложения, предложенные до введения нового метода;
  • Новая философия — предварительная экспликация (интерпретация, объяснение) науки, основанная на бэконовских принципах.
  • глубокая трансформация объема накопленных знаний, их рациональная организация и упорядочение;
  • разработка методов получения новых знаний.

Чтобы придать высокую ценность научному исследованию, Бэкон выступает против обычных аберраций в науке. С Ф.Бэкона начинается резкая смена ориентиров в европейской культуре. Наука, которая в глазах многих людей является подозрительным и праздным занятием, постепенно становится самой важной и престижной сферой человеческой культуры. В этом отношении многие ученые и философы нового времени идут по стопам Ф.Бэкона: они заменяют схоластическое многознание, оторванное от технической практики и знания природы, наукой, которая, оставаясь тесно связанной с философией, в то же время основана на конкретных экспериментах и испытаниях.

Ф.Бэкон видел свой главный вклад в теорию и практику науки в том, чтобы дать науке обновленное философское и методологическое обоснование. Он рассматривал науки как единую систему, каждая часть которой, в свою очередь, должна быть тонко дифференцирована. Хотя сам Ф. Бэкон осознавал, что шестая часть плана ему не по зубам, остальные разделы Restatement в той или иной степени были им выполнены.

Классификация системы наук

В зависимости от познавательных способностей человека (таких как память, логическое мышление и воображение) Ф. Бэкон разделил науки на три основные группы:

Философия делится на два больших блока: учение о природе, или натурфилософия, и первая философия (учение об общих аксиомах наук). Первый блок содержит:

  • теоретические доктрины (физика с ее приложениями, метафизика).
  • практические (механика, магия и их применение).

Поэтому необходимо было не вводить новое в старое, а полностью обновить знания, начиная с основ науки. Эта срочная и важная задача состояла из двух этапов:

  • Во-первых, разрушение: освобождение разума от идолов или ложных идей.
  • Во-вторых, созидание: изложение и утверждение правил единственного метода, который один может привести человеческий разум в контакт с реальностью и установить новые отношения между словом и делом.

Теория идолов

Идолы вида — это предрассудки, коренящиеся в природе человека как видового существа, в несовершенстве органов чувств, в ограниченности интеллекта.

Органы чувств обманывают нас; у них есть границы, за которыми объекты больше не воспринимаются нами. Наивно руководствоваться только чувствами. Ум помогает, но ум часто дает искаженное изображение природы (сравнивает его с кривым зеркалом). Разум приписывает природе качества (антропоморфизм) и цели (телеология).

Идол рода — по словам Ф. Бэкона, самый несокрушимый. Вряд ли возможно освободиться от своей природы и не привносить свою природу в представления. Путь преодоления идолов родства состоит в осознании этого природного свойства человеческого разума и в последовательном внедрении правил новой индукции в процесс познания (это необходимое, определенное, фундаментальное и самое надежное средство для преодоления и других идолов).

Проблема человека и природы в философии Ф. Бэкона

Фрэнсис Бэкон был убежден, что целью науки является не изучение природы, как в античности, и не постижение Бога, как в средневековой традиции, а польза и выгода человека. Наука была средством, а не самоцелью. Человек — властитель природы, лейтмотив философии Бэкона. «То, что является причиной в мировоззрении, является правилом в действительности.

Призывая людей покорять природу, вооружившись знаниями, Ф. Бэкон восстал против схоластики и господствующего в то время духа самоуничижения человека. На основании того, что фундаментом книжной науки, как уже говорилось, была выхолощенная и абсолютизированная логика Аристотеля, Бэкон отвергает авторитет Аристотеля. «Логика, — пишет он, — которая сейчас используется, служит скорее для укрепления и сохранения заблуждений, имеющих основание в общепринятых понятиях, чем для поиска истины. Поэтому он скорее вреден, чем полезен.

Он направляет науку на поиск истины не в книгах, а в поле, в мастерской, в кузнице, словом, на практике, в непосредственном наблюдении и изучении природы. Можно сказать, что его философия является своего рода возрождением древней натурфилософии с ее наивной верой в неизменность фактических истин, которая ставит природу в центр всей философской системы. Однако, в отличие от Бэкона, натурфилософия не ставила перед человеком задачу преобразования и подчинения природы, а сохраняла благоговейное почтение к ней. Итак, центральной проблемой философии Ф. Бэкона является проблема отношения человека к природе, которую он решает в рамках утилитаризма, и можно сказать, что европейский утилитаризм, наиболее ярко выраженный в философии прагматизма (Джеймс, Дьюи, Парсонс), начался с Бэкона.

Обоснование эмпирического метода, теория индукции и анализ фактов, усложняющих чувственное познание.

Для Ф. Бэкона, как и для Декарта, критика означала прежде всего освобождение человеческого разума от всех схоластических оков и предрассудков, которыми он был обременен. Сомнение — это не самоцель, а средство для развития плодотворного метода познания. Ф.Бэкона в первую очередь интересует методология научного, экспериментального познания.

Эмпирический метод и теория индукции

Самое главное — разработать правильный метод анализа и обобщения экспериментальных данных, который позволяет постепенно проникнуть в суть изучаемых явлений. По мнению Ф.Бэкона, таким методом должна быть индукция, но не та, которая основана на простом перечислении ограниченного числа благоприятных фактов. Он ставит перед собой задачу сформулировать принцип научной индукции, которая разделяет и отбирает в опыте и делает необходимые выводы через соответствующие исключения и осуждения.

Это очень важное отношение. Ф.Бэкон был слишком оптимистичен, когда думал, что предложенные им средства индуктивного анализа являются достаточной гарантией необходимости и обоснованности сделанных им выводов. Аналогия и исключение являются основными приемами этого метода. Аналогичным образом выбираются эмпирические данные для таблиц обнаружения. Она лежит, так сказать, в основе индуктивного обобщения, которое достигается путем отбора, вычленения ряда обстоятельств из обилия исходных возможностей.

Заключение

Научный метод в современном понимании — это совокупность явлений, систематизация и корректировка уже существующих и недавно полученных знаний. Чтобы объяснить эти или другие наблюдаемые факты, исследователи, использующие современный метод, выдвигают гипотезы и формируют теории, из которых вырастают выводы и предположения. А полученные результаты проверяются с помощью экспериментов или дополняются новыми, вновь найденными фактами.

Ф.Бэкон положил в основу знания научного типа такие методы, как индукция и эксперимент. Индукция, по его мнению, может иметь формы: полную и неполную. В полной индукции происходит постоянное повторение и конечность свойств того или иного объекта. То есть, индуктивное рассуждение исследователя заключается в том, что все идентичные случаи будут иметь схожую природу. Неполная индукция — это обобщения, которые можно сделать на основе экспериментов в отдельных случаях, выводы здесь делаются по аналогии. Ф. Бэкон считал, что истинное знание можно получить исключительно из опыта. Он признал ошибки, которые стоят на пути человеческого познания и могут уничтожить результаты познания. Ф.Бэкон называл эти ошибки призраками и идолами.

Важнейшей частью научного метода познания в наше время является требование объективности, при котором никакой субъективности не может быть в интерпретации результатов. Для того чтобы проверить утверждение, необходимо документировать собственные наблюдения и наблюдения других людей, что делает данные исследований общедоступными. Таким образом, наука имеет много дополнительных преимуществ, как в своей способности постоянно подкреплять убеждения посредством экспериментов и опыта, так и в адекватности этих экспериментов.

Именно метод Ф. Бэкона послужил основой для развития направления индуктивной логики в философии, которое особенно ярко отразилось в трудах Джона Милля. Кроме того, следует отметить, что Ф.Бэкон призывал к постоянному изучению природы на основе эксперимента, что двигало развитие естествознания в XVII веке и способствовало организации многих научных обществ, а также заложило основу классификации наук, которая была принята в энциклопедизме эпохи Просвещения. Учение Ф. Бэкона стало чрезвычайно влиятельным и смогло повернуть развитие науки, положив начало формированию материалистической доктрины.

Список литературы

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) — знаменитый английский юрист, государственный деятель и философ эпохи английского Возрождения.

Выходец из семьи новой знати, Фрэнсис Бэкон получил хорошее юридическое образование, что позволило ему в дальнейшем стать старшиной юридической корпорации Грейс-Инн (1586), депутатом палаты общин. При Якове I Стюарте им получен рыцарский титул (1603), должность адвоката короны — генерал-солиситора (1607), министра юстиции — генерал-атторнея (1613), члена Тайного совета (1616), хранителя большой королевской печати (1617), лорда — верховного канцлера и пэра Англии — барона Веруламского (1618).

Учение Бэкона о науке

В ней он рисует вымышленное государство на острове Бенсалем. Причиной процветания этой выдуманной страны – жизнь на основе науки и достижений. Всеми научными вопросами и регулированием науки занимается одна государственная организация – Дом Соломона. Именно по этому образу будут строиться потом европейские академии наук.

Фрэнсис Бэкон разрабатывает специальную классификацию наук, где важное место занимают учения о праве, политике и государстве.

Идеи Бэкона о государстве

Как можно увидеть, гражданская наука абстрактна, а поэтому, по словам Бэкона не может сводится к отдельным аксиомам. Однако, указывается, что, например, в отличии от этики, которая регулирует внутреннюю порядочность, гражданская наука регулирует порядочность внешнюю, чего достаточно для нормальных общественных отношений.

Говоря о власти, отмечается, что для успешного государства важна правильная организация правления. Искусство власти по Бэкону решает три основные задачи: сохранить суверенитет государства, сделать страны счастливым и процветающим, расширить территорию страны и как можно дальше раздвинуть границы.

Здесь Бэкона сравнивают с Никколо Макиавелли. Он также дает советы правителю (Якову I), как и последний государю. Однако, парировав такое утверждение Фрэнсис Бэкон утверждает, что пытается давать советы на основе добродетели и не отрицает этику в политике. Извращенной мудростью по Бэкону является следование правителем только своим интересам и пренебрежение населением страны.

Но рассматриваемый философ все-таки является воздыхателем абсолютной монархии, которую считает идеальной, а следовательно, его советы будут во многом схожи с основателем макиавеллизма. Сильная рука нужна стране для привнесения мира между социальными группами и сословиями, развития общества. Необходим централизм для культуры и экономики.

Но такой власти не чужда и возможность перерождения в деспотию, от которой следует защищаться. Видит он несколько способов защиты, в основном это регулярный созыв и официальная деятельность парламента, не прислушиваться к которой у монарха нет права. Еще одним инструментом видится ограничение влияния старой знати и возвышение новой. Так, дворянство будет сдерживать власть государя.

Устойчивость правления видится в четырех основах – вере, суде, совете и бюджете. Ослабление любой основы приводит к волнениям. В числе прочего, необходимо развивать экономику и устранять нищету и бедность, ростовщичество, монополии.

Решением в проблеме борьбы сословий и партий является любовь простого народа – основной массы населения. Населению необходимо дать некоторые свободы и права, возможность жаловаться на сильных мира сего. Большую эффективность в работе с народом Бэкон видел в том, чтобы постоянно что-то обещать простому люду, сохранять надежду в его сердце. И конечно, сильно полагаться на народ тоже нельзя, ведь он неразумен и может отрицать решения, которые правители принимают для его блага.

Наука о государстве, отмечал мыслитель, ущербна, ведь в ней отсутствуют необходимые учения, которые только будут формироваться – наука о расширении границ и наука об источниках права (по-другому, о всеобщей справедливости).

Говоря о расширении границ, отмечается, что главным средством такого расширения, а следовательно, процветания государства, является воинственный народ. Для сохранения воинственности предписывается освобождение от налогового гнета, ограничение роста знати, поддержка любви к милитаризму и дарование некоторой свободы.

В этом направлении Фрэнсис Бэкон берет опыт Рима. Для управления территориями необходимо наличие свободных граждан, здесь предписывается свободно предоставлять гражданство покоренным народам. При этом, для завоеваний и войн достаточно иметь обоснование этим действиям внутри государства, установить своими актами право на развязывание войны.

Фрэнсис Бэкон и его взгляды на право

Бэкон стремиться свести к одному тезису или идее справедливости каждую отрасль права, которым потом можно будет измерять законы разных государств по показателю справедливости. В конфликте школы позитивного права и школы естественного права Бэкон отдает предпочтение первому, заключая в государственном законе и естественно-правовую универсальную справедливость (нравственность закона) и внутригосударственные решения.

Качество закона может измеряться следующими показателями – точность, справедливость требований, легкость исполнения, культивирование добродетели в народе и его сообразность форме государства.

Фрэнсисом Бэконом указывается необходимость создания свода законов и некоторой кодификации законодательства. В свод законов должны войти не только нормы, но и обычное право, методы толкования и рассуждения о праве и прочее.

Последствия изысканий Фрэнсиса Бэкона трудно переоценить. Именно этот мыслитель считется создателем юридического позитивизма. Особенно отчетливо это проявилось в юридикопозитивистских учениях английских авторов — от Томаса Гоббса до Бентама, Остина, Милля, Харта и других представителей аналитической юриспруденции.

Наряду с Г. Галилеем у истоков классической науки стоит Фрэнсис Бэкон (1561-1626), которого обычно считают, вслед за классиками марксизма, создателем экспериментальной науки и эмпирической методологии. Несмотря на эмпирическую нагруженность его методологической программы, я склонен считать Бэкона все-таки сторонником рационалистической традиции, поскольку, как будет показано ниже, рационализм предшествует его эмпирической методологии.

В бэконовской программе построения новой науки можно выделить две составные части: 1) негативная (критическая), нашедшая свое выражение в учении об идолах, и 2) позитивная, содержание которой определяется его новой методологической парадигмой.

В соответствии с этим прежде чем вынести на суд читателей своей проект по реформированию науки, Бэкон считает необходимым детально разобраться с тем, что до сих пор препятствовало истинному познанию мира и сдерживало плодотворное развитие науки. Среди важнейших причин этого он называет в первую очередь всякого рода предрассудки, которые порабощают человеческий ум и препятствуют истинному познанию. Исследованию природы и сущности предрассудков Бэкон посвятил свое знаменитое учение об идолах, или призраках, которое в рамках $ его общеметодологической парадигмы играет роль, схожую с методическим сомнением Р. Декарта, и в этом смысле может быть названо своеобразной методикой самоочищения разума.

, предназначалось для того, чтобы убедить в недостоверности всего предшествовавшего познания и необходимости нового знания, зиждущегося на

Для достижения достоверного, истинного знания необходимо предварительно очистить ум от всех понятий, которые были почерпнуты им не из природы вещей, а из своей собственной природы. По отношению к предметам эти понятия суть призраки, химеры, идолы. Бэкон выделяет четыре вида идолов, осаждающих человеческий ум: 1) идолы рода; 2) идолы пещеры; 3) идолы рынка (площади); 4) идолы театра.

Идолы рода коренятся в самой человеческой природе и выражаются в том, что ум человека, подобно кривому зеркалу, искажает вещи. Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека, которые проистекают от особенностей его личных качеств, воспитания, образования, преклонения перед авторитетами. Идолы рынка порождаются общением людей, привыкших некритически и неадекватно применять те или иные имена вещей в соответствии с обычаями, традициями народа, сбивая при этом с толку наш разум. То есть в данном случае не разум повелевает словами, а слова обращают свою силу против разума. Среди идолов, навязываемых разуму словами, Бэкон выделяет два рода: одни связаны с именами несуществующих вещей, другие — с именами существующих вещей, но неясные, плохо оп- ределенные и необдуманно отвлеченные от вещей, т. е. они происходят из неумелых абстракций. И, наконец, идолы театра: они не врождены и не проникают в разум тайно, а открыто навязываются людям вымышленными теориями и превратными доказательствами, корни которых уходят в софистику, эмпирику и суеверие. Эти идолы помрачают человеческий разум и скрывают от него природу, а потому они должны быть устранены и выброшены за борт науки.

Если попытаться в общей форме выразить суть всех этих идолов, то можно сказать, что, согласно Бэкону, человеческая природа такова, что в своем мышлении человек склонен опираться на привычные вещи, традиции, на то, что ему кажется легче для усвоения, на авторитеты, которые в большинстве случаев оказываются ложными. Последнее объясняется тем, что такого рода мышление, которое по сути своей являет собой образчик схоластического стиля мышления, отрывается от реального мира: вещей,

Среди важнейших причин отставания и неблагоприятного состояния наук Бэкон прежде всего указывает на тот факт, что наука, в данном случае естественная философия греков (т. е. натурфилософия) с самого своего зарождения в утробе греческой мудрости была бесплодной в делах, т. е. оторванной как от самой природы, так и от жизненных потребностей человека, умозрительной, отвлеченной, склонной к болтовне.

Стало быть, два человеческих стремления — к знанию и могуществу —. • совпадают в одном и том же.

Итак, основную и единственную надежду в деле возрождения наук Бэкон возлагает на пересмотр и новом установлении наук посредством, опыта, и прежде всего опыта светоносного. Поскольку все неудачи в практике, по мнению Бэкона, проистекают от незнания причин, то в своем проекте реформирования наук он делает ставку на светоносные опыты, которые одни содействуют открытию причин и построению аксиом.

(индукцией путем простого перечисления), поскольку ее выводы основа ны на недостаточном количестве фактов, притом она всегда строится нг том, что стало привычным, более того, только на фактах положительных что и обусловливает ненадежность, недостоверность ее выводов. Взамеь нее Бэкон предлагает так называемую элиминативную индукцию, которая требует обращать внимание не только на положительные, но и, что важнее всего, на отрицательные факты. Именно такого рода индукция може! стать ключом к истолкованию природы, поскольку она, во-первых, способна выводить или порождать аксиомы из опыта; во-вторых, извлекать новые опыты из аксиом.

Следует заметить, что эти разработанные Бэконом таблицы в дальнейшем были совершенствованы в середине XIX в. известным английским логиком и философом позитивистом Дж. Ст. Миллем в его знаменитом уче- нйи о методах опытного (индуктивного) исследования, содержание которого образуют следующие методы: 1) метод сходства; 2) метод различия;

2) соединенный метод сходства и различия; 4) метод остатков; 5) метод сопутствующих изменений[572].

; что опровергается одним.

Однако даже правильно построенная и истинная индукция не может гарантировать получение истинного знания. И это прекрасно осознавал Бэкон. Стремясь свести науку о природе, т. е. естественную философию, к аксиомам столь же надежным, что и аксиомы математики, английский мыслитель отчетливо представлял недостатки своей элиминативной индукции. Одним из главных ее недостатков было то, что, во-первых, для надежного установления аксиом необходимо было, чтобы индукция исчерпывала собой все отрицательные факты, т. е. она должна была гарантировать, что такой факт не обнаружится в будущем. Во-вторых, для надежности полученных индуктивным путем заключений индукция должна была исключать случайные условия.

Подводя итог осуществленной выше реконструкции методологической парадигмы Бэкона, можно выделить ее следующие главные черты:

1) Основное предназначение науки — служение человеку. Она может и должна служить человеку посредством изобретений (экспериментов).

2) Экспериментальной же наука может стать только посредством точного познания природы, ее правильного объяснения.

3) Правильное объяснение природы возможно только на пути методического опыта, т. е. истинной индукции.

4) Индукция истинна, если она выводит законы, аксиомы из множества случаев посредством точного и критического сравнения фактов, т. е. посредством критического опыта.

5) Опыт же считается критическим, если он ориентирован как на поиск положительных, так и отрицательных фактов.

6) Для ускорения и облегчения индуктивных выводов следует в первую очередь исследовать прерогативные (преимущественные) факты.

7) Истинная, или элиминативная индукция должна быть дополнена дедуктивным методом, который позволяет выводить из установленных индуктивным путем законов и аксиом новые опыты (факты).

Фрэнсис Бэкон (1561—1626) — анг­лийский философ и государственный деятель. Окончил Кембриджский университет и юридическую школу. В 1584 г. был избран в палату общин, где заседал около 20 лет. В 1613 г. Фр. Бэкон стал главным прокурором Королевского двора, в 1617 г. — лордом — хранителем печати, в 1618 г. — лорд-канцлером. В этом же году король наградил его титулом барона Ве­руламского, а позднее еще и титулом виконта Сент-Олбанского. В 1621 г. палата лордов обвинила его в коррупции и взяточничестве. Решением суда Фр. Бэкону было запрещено вести любую государственную деятель­ность, но до самой смерти он продолжал заниматься наукой.

Хотя большая часть жизни Бэкона (а при другом подходе — и вся) протекала внутри условных хронологических рамок эпохи Возрожде­ния, в силу характера его учения он считается первым философом Нового времени.

Практическая польза науки. Бэкон отмечал, что открытие книго­печатания, пороха и компаса полностью изменило положение дел соот­ветственно в литературе, военном деле и навигации; эти изменения в свою очередь дали толчок для многочисленных изменений во всех дру­гих сферах человеческой деятельности. Ни одна империя, ни одна сек­та, ни одна звезда не произвели на человечество большего влияния. Но, изучая историю культуры, мы видим, что на протяжении всей челове­ческой истории наука оказывала весьма слабое влияние на повседнев­ную жизнь. Это необходимо изменить: наука и полученные знания должны приносить плоды на практике, должны служить для развития техники и промышленности, облегчать человеческую жизнь.

Таблица 56. Заблуждения человеческого ума

Идолы рода Коренятся в ограниченности человеческого ума и несовершенстве органов чувств; это сказывается, например, в стремлении человека рассматривать природу по аналогии с самим собой; присущи всем людям.
Идолы пещеры Возникают индивидуально у каждого человека благодаря специфическим условиям воспитания; при этом каждый человек как бы смотрит на мир из своей пещеры.
Идолы рынка Порождаются формами общения между людьми, прежде всего неточностью языка, неправильным словоупотреблением; присущи большим группам людей.
Идолы театра Порождаются слепой верой в авторитет, в частности традиционных философских учений, которые своей искусственной формой напоминают театральные представления; присущи большим группам людей.

Индуктивный метод. Базироваться наука должна на опыте, на экс­перименте. Все опыты Бэкон делил на светоносные (дающие чистое знание) и плодоносные (приносящие непосредственную пользу) и дал анализ различных вариантов опытов. Он сформулировал и развил ин­дуктивный метод познания, по которому общие законы науки долж­ны выводиться из результатов конкретных экспериментов (т.е. от част­ного к общему). Он утверждал, что индуктивный метод должен прийти на смену ранее господствовавшему дедуктивному, по которому новые истины добывались посредством логического вывода из общеприня­тых положений (от общего к частному).

Онтология. Онтология в целом развивается Фр. Бэконом в русле перипатетизма: все природные объекты считаются состоящими из ма­терии и форм.

Схема 100. Фрэнсис Бэкон: истоки и влияние

Судьба учения. Идеи Бэкона оказали значительное влияние на дальнейшее развитие западной философии, и в первую очередь на Гоб­бса, Декарта, Ньютона.

Гоббс (Hobbes)

Биографические сведения. Томас Гоббс (1588—1679) — англий­ский философ, один из родоначальников материализма Нового време­ни. Окончив Оксфордский университет (1608), начал работать до­машним учителем в аристократической семье. Перед началом первой английской революции был сторонником монархии и в 1640 г. эмигри­ровал во Францию; в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля вернулся в Англию, где пытался идеологически обосновать эту диктатуру. В пери­од Реставрации (при Карле II) выступил с критикой парламента, ранее боровшегося с Карлом I.

Онтология. Гоббс — создатель первой в истории философии кон­цепции механического материализма. С его точки зрения, природа

Поскольку гражданский мир является величайшим благом, то граж­данские добродетели, способствующие ему, соответствуют естествен­ным законам нравственности. Таким образом, социальные законы ко­ренятся в природе человека, которая есть часть природы в целом. От­сюда основа социальных законов вытекает из естественных законов.

Социальная философия. Великие географические открытия эпохи Возрождения позволили европейцам обнаружить, что значительная часть населения Земли живет вне государственного устройства (в усло­виях первобытного строя). Этот факт со всей остротой поставил перед учеными проблему происхождения государства. А революции Нового времени, и прежде всего первая английская революция, значительно по­дорвали веру в божественное происхождение королевской власти.

Государство возникло в результате добровольного договора между людьми в целях всеобщего мира и безопасности. При этом граждане сами ограничили свою свободу и отдали часть своих прав государю и государственным органам. На правителя (государя) возлагается обя­занность охраны мира и всеобщего благоденствия. Благо народа — это высшая цель государства; для этого государство должно быть цен­трализованным и единым. Лучшая форма правления — монархия.

Судьба учения. Идеи Гоббса оказали большое влияние на филосо­фию эпохи Просвещения: как на развитие материализма, так и на ста­новление учения о государстве (схема 101).

Схема 101. Гоббс: истоки и влияние

Декарт (Descartes)

Биографические сведения. Рене Декарт (1596—1650) — фран­цузский философ, математик и естествоиспытатель. Родом из знатной дворянской семьи, он девять лет учился в иезуитском колледже в г. Ла Флеш 1 (изучал гуманитарные науки, теологию и математику, особенно 1 в то время это было одно из лучших учебных заведений во Франции.

В дальнейшем изучал право в уни­верситете в Пуатье, где получил звание бакалавра. В 1618 г. Декарт вступил во французскую армию, воевавшую в Голландии против испан­цев. Голландия в это время отличалась свободомыслием и веротерпи­мостью, поэтому, уволившись из армии, Декарт поселился в этой стране, где прожил 20 лет; здесь же он написал большую часть своих работ. На Декарта тяжело подействовал процесс над Галилеем и осуждение взглядов того как еретических, поскольку сам Декарт разделял эти взгляды. Неудачно сложились и отношения Декарта с профессорами Лейденского университета, запретившими изучение трудов Декарта. В 1649 г. Декарт принял приглашение шведской королевы Христины и переехал в Стокгольм, где вскоре умер.

Декарт совершил ряд крупных открытий в математике (аналитичес­кая геометрия) и естествознании, особенно в оптике (закон преломления света) и в механике (закон инерции). Декарт — один из родоначальников философии Нового времени и классического рационализма.

Онтология. Декарта можно назвать дуалистом. В основе бытия он усматривает две различные субстанции — человеческое сознание и материю. Но, по Декарту, обе эти субстанции сотворены Богом, поэтому, строго говоря, данное учение является одним из вариантов объектив­ного идеализма.

1 См.: Декарт. Избранные произведения. М., 1950. С. 448.

Таблица 57. Сознание и материя

Сознание Материя
Дано непосредственно Открывается опосредованно — через чувства и воображение
Атрибут (неотъемлемое свойство) — мышление Атрибут — протяженность (по трем направлениям: в длину, глубину и ширину)
Непротяженно, неделимо, не имеет частей и определенной формы (фигуры) Делима на части, имеет определенную фигуру, расположение частей, обладает движением

Материя заполняет все пространство, т.е. пустоты не существует. Движение всегда относительно — это движение одного тела или частицы (корпускулы) относительно другого; отсюда: в мире не существует абсо­лютного покоя, так как относительно любого тела совершается движение других тел. Свет, тепло и другие чувственно воспринимаемые качества Декарт относил не к свойствам самих материальных тел, а к особеннос­тям нашего восприятия этих тел, т.е. их фигур и движений, вызывающих в нас ощущения, которые мы называем светом, теплом и т.д. 1

Космология. Первоначально природа находилась в состоянии хао­са. Но Бог с самого начала придал материальным частицам вихревое центробежное движение, именно оно привело к возникновению орга­низованного и упорядоченного мира. Все сотворенные частицы снача­ла были одинаковыми. В процессе кругового движения в результате трения их друг о друга образовалось три основных вида частиц, из ко­торых, в свою очередь, возникли различные природные тела (табл. 58).

Таблица 58. Частицы и образованные из них тела

Виды частиц Тела
Дробные, бесконечно малые осколки Солнце и неподвижные звезды
Обточенные, шарообразные, очень подвижные Небо
Большие, обладающие гра­нями, малоподвижные Земля, планеты, кометы

Процесс становления мира из хаоса протекал по законам механики, вложенным в природу Богом, но в сам процесс становления Бог не вме-

Биология и антропология. Механистически Декарт истолковывает не только неживую природу, но и живую. Организм животного — это автомат, в котором мышцы, связки, суставы выполняют роль шестеренок, рычагов и т.п. От мозга по всему телу, как нити, тянутся нервы, через них осуществляется воздействие предметов внешнего мира на мозг, и через них передаются команды мозга мышцам. Но с помощью механики невоз­можно объяснить деятельность мышления, и это одна из причин того, почему Декарт считал сознание особой субстанцией. Резкое противопо­ставление тела как механизма сознанию (душе) поставило перед Декар­том сложную проблему их взаимосвязи у человека. Он попытался ре­шить ее механистически, утверждая, что данные органов чувств (механи­ческие воздействия) передаются сознанию в шишковидной железе.

Таблица 59. Правила для руководства ума

Первое правило Считать истинами лишь то, что с очевидностью признается мною таковым, т.е. тщательно избегать поспешности и предубежденности и принимать в свои суждения только то, что представляется моему уму так ясно и отчетливо, что ни в коем случае не возбуждает во мне сомнения.
Второе правило Разделить каждое из рассматриваемых мною затруднений на столько частей, на сколько возможно и сколько требуется для лучшего их разрешения.
Третье правило Мыслить по порядку, начиная с предметов простых и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных.
Четвертое правило Составлять всюду настолько полные перечни и такие общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропустил.

Гносеология и рационализм. Первое правило есть одновременно и последнее: с него все начинается и все им заканчивается. Но что мо­жет считаться абсолютно ясным и очевидным, не вызывающим ника­ких сомнений? Наши чувства временами нас обманывают. Значит, мож­но предположить, что ничто в мире не является таким, каким нам пред­ставляется. Другой источник знания — наш ум. Чистый ум порождает, например, математику. И мы можем сказать, что 2+2=4 при любых об­стоятельствах, во сне и наяву. Но ведь возможно, что и математическое знание есть всего лишь мистификация, изобретенная каким-либо злым духом?

Таблица 60. Идеи, содержащиеся в уме человека

Вид идей Характеристика идей
Врожденные Обнаруживаются в сознании человека как изначально содержащиеся там
Приобретенные Приходят извне и относятся к вещам, которые находятся вне мыслящего субъекта
Сотворенные Идеи, сконструированные самим человеком

Таблица 61. Правила морали

Первое правило Подчинение законам и обычаям моей страны, уважение к религии, под сенью которой Бог дал мне милость получить образование, начиная с самого раннего возраста направлял меня во всех делах в соответствии с наиболее умеренными взглядами, далекими от каких-либо крайностей, повсеместно принятыми и распро­страненными среди людей, в обществе которых мне приходилось жить.
Второе правило Твердость, решимость и упорное следование избранным позициям, даже если они вызывают сомнение, как если бы они были надежнейшими.
Третье правило Побеждать, скорее, себя самого, нежели судьбу, и менять, скорее, свои желания, чем мировой порядок; верить, что нет ничего, что было бы целиком в нашей власти, за исключением наших мыслей.
Четвертое правило Употребить всю мою жизнь на культивирование разума и, насколько возможно, продвигаться вперед в познании истины, следуя методу, который я сам себе предписал.

Судьба учения. Разнообразные идеи Декарта оказали весьма су­щественное влияние на развитие всей последующей западной филосо­фии. Так, дуализм Декарта получил развитие в особом течении — ок­казионализме, но не был принят другими философами — даже Спино­зой, которой считал себя учеником Декарта. Заложенные в учении Декарта основы деизма и механицизма активнейшим образом развива­лись в учении Ньютона, а позднее и многими просветителями. Рацио­нализм Декарта лег в основу всего рационализма Нового времени, но уже в конце XVII в. в философии зарождается противоположное ему учение — сенсуализм (подробнее см. схему 103).

Читайте также: