Фольклор о природе в детском саду

Обновлено: 16.05.2024

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны увидеть эту красоту самостоятельно.Жанры малых форм - это ключ к познанию окружающей среды. Они являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Предлагаемый материал предназначен для использования на занятиях по развитию речи, окружающий мир, природное окружение и в часы досуга в ДОУ.

Оценить 1393 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 5 муниципального образования

Педагогический опыт работы по теме:

Пояснительная записка

Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, так как задачи решаются в комплексе.

Первое направление – это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми.

Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т.д.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

3аклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным. Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и частоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка - это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм - это ключ к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией - тема новая, мало изученная, и несомненно, очень интересная.

Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие - это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям!

В воспитании дошкольников я широко использую фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию.

При отборе фольклорных произведений опиралась на следующие принципы.

• Доступность содержания детям дошкольного возраста.

• Познавательная и нравственная значимость.

• Возможность формирования на их основе умения чувствовать, природный мир.

Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд.

В работе с детьми использую приметы, правильность которых можно проверить, например приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время.

Если зимой вечером на небе много звезд, жди на следующий день мороза.

Кошка скребет пол - жди метели.

Собака в снегу валяется - не за горами вьюга.

Утром нет росы на траве - жди дождя.

Пчелы облепили цветущую акацию - будет дождь.

Воробьи купаются в пыли – к дождю.

Ласточки и стрижи летают низко скоро начнется дождь.

Заклички, приговорки. Их обычно произносят, когда что-то делают (например, скачут на одной ноге, чтобы из уха вылилась попавшая туда во время купания вода); обращаются к кому - то (например, к мышке, чтобы дала новый зуб вместо выпавшего молочного) и т.п.

Заклички, приговорки были преисполнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых: приговорки наполняли их сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам.

Заклички и приговорки использую, прежде всего, как игровой прием.

Некоторые заклички связаны с праздниками, которые приближали человека к природе. Так, на Руси обычно на Благовещенье (7 апреля) выпускали птиц.

К весне, которую все ждали с нетерпением, обращались с разными закличками. В одних просили, чтобы быстрее растаял снег, установилось тепло, появилась трава шелковая; в других просили дать богатый урожай.

Использование в работе с детьми закличек, приговорок помогает не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.

Потешки. Они, как правило, сопровождали игры с малышами (с их пальцами, руками, ногами).

В работе со старшими дошкольниками потешки облегчают процесс ознакомления с окружающим миром.

Например. Я показываю детям иллюстрации лошадей различной масти и читаю потешку:

У нашего дядюшки

Первая лошадь, пегая,

Мимо двора бегала.

Ушла с голодухи.

Свел со двора Тараска,

А четвертый - соловой.

Его давит домовой.

Сиди, Ерема, дома.

Затем дети рассматривают иллюстрации и определяют, какой же масти были лошади у дядюшки: пегая - с большими белыми пятнами; гнедая - красноваторыжая, с черным хвостом и черной гривой; савраска - желтоватого цвета с черным хвостом и черной гривой; соловой - лошадь желтоватой масти со светлым хвостом и светлой гривой.

Старшие дошкольники не только определяют, что не так, но и объясняют, как должно быть на самом деле.

Песни и приговорные напевы сопровождают различные действия людей в поле, огороде, дома. Дети любят обыгрывать содержание таких песен.

В песне встречаются незнакомые детям слова, которые я объясняю: землю парить - давать ей отдых; рушить просо - дробить, очищать зерно.

При посадке репы, огурцов, бобов, капусты и других овощей обязательно пели приговорные напевы.

Песни и приговорные напевы укрепляют бережное и любовное отношение детей к домашним животным.

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ль ей крапивушку нажну!

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь досыта, Буренушка моя!

Пословицы и поговорки так же, как и заклички и приговорки, выбираем такие, чтобы их смысл можно было проверить путем наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов и т.д.

Например, дети могут понять смысл следующих выражений только в ходе наблюдений.

Апрель водой славен, почками красен.

Без росы и трава не растет.

Гусь как воевода в красных сапогах.

А чтобы понять суть некоторых пословиц, мы ставили опыты.

-Зачем некоторые деревья и кустарники специально засыпают снегом?

-Почему трава под снегом остается зеленой?

- Для чего на полях проводят работы по снегозадержанию?

Потом дети ставили опыт (помещали бутылки с теплой водой на поверхности сугроба и в его глубине) и делали вывод: снег сохраняет тепло.

Загадки использовала для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Загадка - мудрый вопрос в форме замысловатого, как правило, ритмически организованного описания чего-либо. Я подбирали загадки, которые позволят детям увидеть многообразие природного мира, приоткрыть, поднять завесу над его тайнами.

Прежде чем разгадывать эти загадки, которые предлагала детям летом, рассматривали ягоды земляники, подобрали эпитеты, сравнения; пытались сочинить свои загадки.

Чтобы сформировать у детей доброе, ласковое, нежное чувство - чувство любви к живому.

Пробуждая в ребенке этические и эстетические чувства к природе, я пользуюсь следующими приемами:

• Даю возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т.п.

• Вызываю доброе чувство к рассматриваемому природному объекту.

• Ввожу в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказываю о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.

• Отождествляю природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, березонька-красавица, травушка-муравушка, зайчик - побегайчик и т.п.

• Ввожу элементы игры, побуждая детей к игровому взаимодействию с природными объектами (например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой и какой она стала, когда выросла, и т.п.).

Работу по ознакомлению с фольклором проводила одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности (по уходу за растениями, животными, по наведению порядка на участке, в ближайшем окружении).

Выше изложенное позволяет заметить: для практической работы необходимы знания по фольклористике народной сказки, чтобы методически грамотно раскрыть детям с помощью богатства национальной культуры экологические знания.

Солнышко, покажись, Красное, снарядись! Чтобы год от года Давала нам погода: Теплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Зеленого горошка.

Солнышко, высвети! Красное, выблесни! Мы на нивку идем, Мы серпочки несем. Будем жито жать, Тебя в гости ждать!

Ах ты, радуга-дуга, Ты высока и туга! Не дай дождичка, Дай нам ведрышко. Чтобы деткам погулять, Чтоб теляткам поскакать, Нужно солнышко, Колоколнышко!

— Весна-красна, Ты с чем пришла? — С сохой, бороной, С лошадкой вороной; С рожью зернистой, С пшеницей золотистой; С травой шелковою, С водой ключевою, С калиной-малиной, С красной рябиной.

Ай, авсень, авсень, авсень, Сеем жито целый день! Свети, солнышко, нам с неба. Чтобы больше было хлеба; Чтоб детишкам для потехи В лесу выросли орехи, Чтоб снопы были толсты, Чтобы лен пошел в холсты; Зелен хмель лез на батог, Чтоб в полушку был горох!

Радуга-дуга, Перебей дождя — Опять в ночь Льет во всю мочь; Перебей гром, Не попал бы в дом.

Секи, секи, дождь, На бабину рожь, На дедово семя — Чтоб взошло вовремя.

Дождик, дождик, Сварю тебе борщик, Поставлю на дубочке В зеленом горшочке. Не шатайся, дубок, Не пролейся, горшок.

Гром гремучий, Тресни тучи, Дай дождя С небесной кручи.

Уж дождь-дождем, Мы давно тебя ждем: С чистой водицей, С шелковой травицей, С лазоревым цветом, С теплым летом!

Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на крылечко, Дам огуречка. Дам и хлеба каравай — Сколько хочешь поливай!

Весна-красна! Что принесла? Теплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Открывай окошко!

Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко. Ждут тебя детки, Ждут малолетки. Солнышко-ведрышко, Выйди из-за облышка. Сядь на пенек, Погуляй весь денек.

Дождик, дождик, перестань

Куплю тебе сарафан.

Куплю тебе серьги.

Куплю тебе башмаки.

Солнце, солнце, Выблесни в оконце, Дай овсу рост, Чтобы до небес дорос; Матушка-рожь Чтобы встала стеной сплошь.

Дождик пуще припусти, На пшеницу, на гречи. На горох, на ячмень Поливай весь долгий день! А на просо, на рожь Поливай сколько хошь!

Дождик, дождик, перестань,

Мы поедем на Кубань.

Чтоб росла пшеница.

Уж дождь дождем, Поливай ковшом: На Иванов и Алён, Чтоб посеяли весь лен.

Дождик, дождик, перестань,

Я поеду на Тамань,

Куплю избу со Христом:

Буду Богу молиться,

Чтобы дождик не шел,

Чтобы град не порол!

Пеки, пеки, солнышко

Рано, рано, играй

Своих деток согревай.

Твои детки плачут

По камушкам скачут.

Матушка-репка, Уродись крепка, Ни густа, ни редка, До великого хвоста.

Капуста виласта, Не будь голенаста, Не будь голенаста, Будь пудаста.

Сей, сей горох, Посевай горох! Уродись, горох, И крупен, и бел, На потеху всем: И сам тридесят— Для всех ребят

Воспитывать бережное отношение к природе надо с малых лет., т. к. наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Неоценимую помощь в экологическом воспитании оказывает фольклор. Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, - все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду. Чтобы этот процесс был увлекательным и познавательным, я считаю целесообразно использовать фольклор, как одно из средств формирования экологических знаний.

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе своего края. Общение с природой эмоционально воздействует на ребенка, развивает у него фантазию, воображение, побуждает к передаче чувств словом. Надо научить детей не только любоваться красивыми пейзажами, но и наблюдать природу, понимать некоторые происходящие в природе явления.

Учитывая особенности дошкольников, воспитательный процесс нужно строить так, чтобы он приносил радость. Поэтому в качестве одного из средств эмоционального отношения к природе можно использовать малые фольклорные формы: заклички, потешки. Так как фольклор создавался народом в процессе его труда на природе, отсюда четкость в загадках, ритмичность в закличках, потешках, краткость и выразительность в пословицах и приметах.

Начинать я работу по данной проблеме с младшего дошкольного возраста, наряду с малыми фольклорными средствами использовать народные сказки, песни, поговорки, приметы.

При знакомстве детей с животными, я часто использую потешки для создания сказочного образа, или для того чтобы подчеркнуть характерные особенности внешнего вида, повадки того или иного животного.

« Как у нашего кота

Народные сказки, с их богатством языка и яркой характеристикой персонажей, раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета - всегда помогает положительным героям. Эмоциональный отклик на красоту и неповторимость природы формирует нравственное отношение к ней. Художественное описание, соединенное с живым восприятием природы, помогает образованию ярких образов, обогащает словарь детей. Поэтому при ознакомлении с окружающей природой я стараюсь обогатить словарный запас детей, развивать их разговорную речь, образное мышление. Описание знакомого растения, животного или явления природы делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к наблюдениям. На прогулках во время наблюдений за явлениями природы я знакомлю детей с народными приметами. Особенный интерес у них вызывают приметы, правильность которых можно проверить, Например, приметы связанные с предсказанием погоды на ближайшее время:

*Если пасмурно, но цветки одуванчика открыты, дождя не будет.

*Птицы сидят, нахохлившись - к дождю.

*Облака и тучи быстро движутся – к ясной погоде и т. д.

После таких наблюдений можно побеседовать с детьми, и предложить зарисовать, что ожидалось по приметам, и что было на самом деле.

Дети любят отгадывать загадки. Загадка – это мудрый вопрос в форме замысловатого описания чего - либо. На Руси загадки издавна использовались для проверки знаний, смекалки, сообразительности, Я всегда стараюсь подбирать для детей загадки, которые помогают им увидеть многообразие мира, о родной природе.

*Невидимкой озорной: все играет он с травой

Листья в воздухе кружит и куда-то все спешит. (ветер)

*Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова. (одуванчик)

Во время бесед, наблюдений во время прогулок я стараюсь воспитывать у детей любовь к окружающей природе, ко всему живому, умение понимать красоту живой природы, желание беречь ее, заботиться о растениях и животных.

Совместно с музыкальным руководителем проводить развлечения, основанные на народных праздниках: Ярмарка, Масленица, Святки, праздник березки. Проводила с детьми занятие, где рассказывала о народных праздниках.

Для работы с детьми по экологическому воспитанию я сделала картотеку экологических игр и упражнений, календарь русской природы (заклички, потешки, загадки, народные приметы, пословицы и поговорки) и широко использую в своей работе.

Я считаю, что устное народное творчество своей лаконичностью, поэтичностью близко и понятно дошкольникам. Образный язык устного фольклора помогает мне воспитывать у детей интерес к природе, умение видеть ее красоту, своеобразие, неповторимость; желание беречь природу, понимать и любить ее.


Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания, все это вызывает необходимость определить одну из основных задач педагогики – воспитание у детей дошкольного возраста экологической культуры.

Экологическая культура – часть общечеловеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы.

Важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практических действиях, деятельности.

Значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями.

Целесообразно использовать фольклор, как средство формирования экологических знаний, чтобы этот процесс был увлекательным, занимательным и познавательным,

В настоящее время дошкольная педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

- отсутствует система перспективного планирования и подачи музыкально - ­экологического материала;

- недостаточно конкретного материала, разработок сценариев занятий, праздников, вечеров развлечений, методики их проведения;

- дети недостаточно хорошо знают русский фольклор, народные традиции, приметы и явления природы.

Методика экологических занятий с дошкольниками на тему фольклорных произведений разработана недостаточно. Этим и обоснована необходимость моей исследовательской работы.

Цель исследования: выявить и опытным путем проверить роль фольклора в формировании у дошкольников экологической культуры.

Объект исследования: процесс формирования экологической культуры при использовании фольклора как средство.

Предмет исследования: эффективность использования фольклорных произведений в процессе формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Гипотеза: воспитание экологической культуры будет эффективным если: фольклорные произведения будут использоваться на занятиях и в повседневной жизни систематически.

Задачи исследования

- разработать систему перспективного планирования музыкально-экологических мероприятий;

- подобрать репертуар по русскому фольклору, народным традициям, приметам и явлениям природы экологической направленности;

- составить сценарии занятий, праздников, вечеров развлечений экологической направленности, благодаря которым дети осмысленно воспринимают явления и объекты природы посредством использования фольклорного репертуара;

- прививать интерес к русскому устному народному творчеству.

I Фольклор и экология как важные факторы развития личности

1.1 Экологическая культура как результат экологического образования

Вопросы экологической культуры подняты на Первой Всероссийской научно-практической конференции в Красноярске в 1991 году.

Академик Б.Т. Лихачев рассматривает экологическую культуру как производное от экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное осуществление, богатство нравственно- эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой.

Итак, понятие экологической культуры соединяет в себе: зна­ние основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индиви­дуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимально­сти в процессе личного и производственного природопользования; вы­работку чувства ответственного отношения к природе, окружаю­щей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно - волевые аспекты человеческой жизни, практику бы­товой и профессиональной деятельности.

Для теоретического обоснования методики экологического вос­питания дошкольников, формирования у детей начал экологи­ческой культуры на данном этапе имеет значение позиция тех исследователей, которые в качестве ключевых идей (ключевых понятий) экологического образования выделяют ведущие поло­жения биоэкологии - первоосновы экологического знания (Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина, Н. М. Чернова, и. Н. Понома­рева и др.).

Природа существует объективно, изначально независимо от человека развивается по своим непреложным законам. Человече­ство лишь на последней стадии исторического развития стало гео­логической силой, силой планетарного масштаба, при этом оно вторглось в природу, не зная ее законов. Представляется, что при любых подходах к построению системы экологического образова­ния, при любых способах интеграции его содержания знание эко­логических законов природы должно быть обязательным для каждого человека, оно должно составить первооснову экологической культуры.

Именно знание законов позволяет правильно организовать дея­тельность в природе, предвидеть результаты воздействия на жи­вые системы, предотвратить их деградацию.

Познание законов биоэкологии может быть начато в дошколь­ном возрасте на конкретном природном материале из непосред­ственного окружения детей. В этом случае для конструирования методики экологического воспитания, определения ее содержа­тельного стержня большое значение имеет исходное (ключевое) понятие биоэкологии, которое может быть использовано в эко­лого-педагогической работе с любой возрастной категорией до­школьников.

Таким образом, экологическая культура - это сложная катего­рия, которая развивается на протяжении всей жизни человека; на­чало она берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого. Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника.

Воспитатель, является носителем экологической культуры. Он понимает экологическую ситуацию планеты, страны и своего региона, знает свою гражданскую ответственность за сло­жившуюся ситуацию и практическую готовность ее изменить, вла­деет методикой - профессиональными навыками развития у малень­ких детей начал экологической культуры.

Для развития экологической культуры недостаточно лишь обу­чения на занятиях: освоение основ экологии и методики воспита­ния детей должно сочетаться с внеурочными мероприятиями, обеспечивающими разными способами их осознание ценности при­роды, т. е. модель педагогического процесса должна представлять собой содержательное экологическое триединство обучения, воспитания и развития. Именно так может быть сформирована экологическая культура, показателями которой являются: экологическая обра­зованность, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на природное окружение, способность к экологическому мышлению, адекватное поведение в природе, готовность к природоохранной деятельности.

1.2 Фольклор – источник познания

Предметный мир, социальная жизнь и природа - вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений.

Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире. Вот тут – то нам на помощь и приходит детский фольклор.

Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, потешки, небылички, подговорки, басенки.

Детский фольклор – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для дошкольников. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец.

Пользу малых поэтических жанров народного слова доказывать не приходится, это очевидно.

Вместе с тем до последнего времени оставалось загадкой активирующее воздействие фольклорных произведений на ребенка.

Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, так как задачи решаются в комплексе.

Первое направление – это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми.

Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т.д.

Особое место в работе с детьми по освоению материала детского фольклора отводится шутке, веселью, детской радости. В этом незаменимы докучные сказочки, конечно, игры, дразнилки, шутливые диалоги.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

Таким образом, мы видим, что произведения детского фольклора не только разнообразны по жанрам, но они разнообразны и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, разнообразные трудовые процессы), и по задачам.

Фольклор легко воспринимается детьми с самого раннего возраста. В нем заложена информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Произведения устного народного творчества эмоционально переживаются ребенком, а их ритм и своеобразность слога снимают напряжение у тревожного ребенка. Фольклор эффективно влияет на формирование ценностных представлений (отношение к природе; родителям, традициям, труду и т.д.).

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ре­бенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

3аклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным. Считалки - коротенькие стишки, служащие для справед­ливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и частоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называю­щие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в осо­бенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, ко­торые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Русская народная песня - это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа.

Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка - это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм - это ключ к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией - тема новая, мало изученная, и несомненно, очень интересная.

Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие - это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям!

II. Русский фольклор как средство воспитания экологической культуры

2.1 Создание технологии фольклорно – экологического воспитания

В воспитании дошкольников я широко использую фольклор, который способствует не только формированию эмоционально поло­жительного отношения к миру как к чу­ду, но и познавательному развитию.

При отборе фольклорных произведе­ний опиралась на следующие принци­пы.

• Доступность содержания детям до­школьного возраста.

• Познавательная и нравственная значимость.

• Возможность формирования на их основе умения чувствовать, природный мир.

Народ на протяжении долгого време­ни копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром лю­дей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд.

В работе с детьми целесообразно ис­пользовать приметы, правильность ко­торых можно проверить, например приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время.

Если зимой вечером на небе много звезд, жди на следующий день мороза.

Кошка скребет пол - жди метели.

Собака в снегу валяется - не за го­рами вьюга.

Утром нет росы на траве - жди дождя.

Пчелы облепили цветущую акацию - будет дождь.

Воробьи купаются в пыли – к дождю.

Ласточки и стрижи летают низко ­скоро начнется дождь.

Заклички, приговорки. Их обычно произносят, когда что-то делают (на­пример, скачут на одной ноге, чтобы из уха вылилась попавшая туда во вре­мя купания вода); обращаются к кому­ - то (например, к мышке, чтобы дала новый зуб вместо выпавшего молоч­ного) и т.п.

Заклички, приговорки были преис­полнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых: приговорки наполняли их сердца на­деждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип проекта: познавательно-информационный, творческий, групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

База для реализации проекта: II младшая группа.

Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители (законные представители).

Сроки реализации проекта: 3 недели.

Цель проекта: создание благоприятных условий для экологического воспитания детей через изучение малых форм устного народного творчества. Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

Задачи:

1.​ Знакомить детей с фольклором русского народа.

2.​ Воспитывать интерес к устному народному творчеству чтением детской литературы.

3.​ В разных видах деятельности применять народное слово.

4.​ Приобщать детей к русской культуре в игровой деятельности.

5.​ Формировать умение выразительно читать наизусть небольшие потешки.

6.​ Воспитывать эмоциональную отзывчивость на народные песенки, игры, загадки, пословицы, потешки, прибаутки.

7.​ Вызвать интерес к совместному исполнению песен, хороводов.

8.​ Приобщать детей к народной музыке и традициям русского народа в песнях, в играх, танцах.

9. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями с помощью закличек, пословиц, поговорок о явлениях природы.

10. Развитие познавательного интереса к миру природы.

11. Формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средство становления осознанно-правильного отношения к природе).

Финансовое обеспечение: не требуется.

Актуальность:

Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания, экологически-грамотного отношения к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой местности можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивает познавательные способности. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе как к ведущему способу познания окружающего мира.

Согласно положению Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к культурным общечеловеческим ценностям, а также идее выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека (И.А.Ильин, Д.С.Лихачев и др.), необходимо вести работу с детьми в этом направлении. Приобщать ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается творческое воображение.

Этапы реализации проекта:

I. Организационный

Обдумывание идеи проекта, сбор информации. Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Подбор методического и дидактического материала для реализации идеи, иллюстративного материала, литературных произведений по теме проекта. Разработка конспектов занятий.

Читайте также: