Фольклор о природе в детском саду
Обновлено: 16.05.2024
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны увидеть эту красоту самостоятельно.Жанры малых форм - это ключ к познанию окружающей среды. Они являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Предлагаемый материал предназначен для использования на занятиях по развитию речи, окружающий мир, природное окружение и в часы досуга в ДОУ.
Оценить 1393 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 5 муниципального образования
Педагогический опыт работы по теме:
Пояснительная записка
Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.
Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, так как задачи решаются в комплексе.
Первое направление – это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми.
Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т.д.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
3аклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным. Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и частоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка - это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм - это ключ к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией - тема новая, мало изученная, и несомненно, очень интересная.
Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие - это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям!
В воспитании дошкольников я широко использую фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию.
При отборе фольклорных произведений опиралась на следующие принципы.
• Доступность содержания детям дошкольного возраста.
• Познавательная и нравственная значимость.
• Возможность формирования на их основе умения чувствовать, природный мир.
Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд.
В работе с детьми использую приметы, правильность которых можно проверить, например приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время.
Если зимой вечером на небе много звезд, жди на следующий день мороза.
Кошка скребет пол - жди метели.
Собака в снегу валяется - не за горами вьюга.
Утром нет росы на траве - жди дождя.
Пчелы облепили цветущую акацию - будет дождь.
Воробьи купаются в пыли – к дождю.
Ласточки и стрижи летают низко скоро начнется дождь.
Заклички, приговорки. Их обычно произносят, когда что-то делают (например, скачут на одной ноге, чтобы из уха вылилась попавшая туда во время купания вода); обращаются к кому - то (например, к мышке, чтобы дала новый зуб вместо выпавшего молочного) и т.п.
Заклички, приговорки были преисполнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых: приговорки наполняли их сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам.
Заклички и приговорки использую, прежде всего, как игровой прием.
Некоторые заклички связаны с праздниками, которые приближали человека к природе. Так, на Руси обычно на Благовещенье (7 апреля) выпускали птиц.
К весне, которую все ждали с нетерпением, обращались с разными закличками. В одних просили, чтобы быстрее растаял снег, установилось тепло, появилась трава шелковая; в других просили дать богатый урожай.
Использование в работе с детьми закличек, приговорок помогает не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.
Потешки. Они, как правило, сопровождали игры с малышами (с их пальцами, руками, ногами).
В работе со старшими дошкольниками потешки облегчают процесс ознакомления с окружающим миром.
Например. Я показываю детям иллюстрации лошадей различной масти и читаю потешку:
У нашего дядюшки
Первая лошадь, пегая,
Мимо двора бегала.
Ушла с голодухи.
Свел со двора Тараска,
А четвертый - соловой.
Его давит домовой.
Сиди, Ерема, дома.
Затем дети рассматривают иллюстрации и определяют, какой же масти были лошади у дядюшки: пегая - с большими белыми пятнами; гнедая - красноваторыжая, с черным хвостом и черной гривой; савраска - желтоватого цвета с черным хвостом и черной гривой; соловой - лошадь желтоватой масти со светлым хвостом и светлой гривой.
Старшие дошкольники не только определяют, что не так, но и объясняют, как должно быть на самом деле.
Песни и приговорные напевы сопровождают различные действия людей в поле, огороде, дома. Дети любят обыгрывать содержание таких песен.
В песне встречаются незнакомые детям слова, которые я объясняю: землю парить - давать ей отдых; рушить просо - дробить, очищать зерно.
При посадке репы, огурцов, бобов, капусты и других овощей обязательно пели приговорные напевы.
Песни и приговорные напевы укрепляют бережное и любовное отношение детей к домашним животным.
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ль ей крапивушку нажну!
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь досыта, Буренушка моя!
Пословицы и поговорки так же, как и заклички и приговорки, выбираем такие, чтобы их смысл можно было проверить путем наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов и т.д.
Например, дети могут понять смысл следующих выражений только в ходе наблюдений.
Апрель водой славен, почками красен.
Без росы и трава не растет.
Гусь как воевода в красных сапогах.
А чтобы понять суть некоторых пословиц, мы ставили опыты.
-Зачем некоторые деревья и кустарники специально засыпают снегом?
-Почему трава под снегом остается зеленой?
- Для чего на полях проводят работы по снегозадержанию?
Потом дети ставили опыт (помещали бутылки с теплой водой на поверхности сугроба и в его глубине) и делали вывод: снег сохраняет тепло.
Загадки использовала для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Загадка - мудрый вопрос в форме замысловатого, как правило, ритмически организованного описания чего-либо. Я подбирали загадки, которые позволят детям увидеть многообразие природного мира, приоткрыть, поднять завесу над его тайнами.
Прежде чем разгадывать эти загадки, которые предлагала детям летом, рассматривали ягоды земляники, подобрали эпитеты, сравнения; пытались сочинить свои загадки.
Чтобы сформировать у детей доброе, ласковое, нежное чувство - чувство любви к живому.
Пробуждая в ребенке этические и эстетические чувства к природе, я пользуюсь следующими приемами:
• Даю возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т.п.
• Вызываю доброе чувство к рассматриваемому природному объекту.
• Ввожу в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказываю о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.
• Отождествляю природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, березонька-красавица, травушка-муравушка, зайчик - побегайчик и т.п.
• Ввожу элементы игры, побуждая детей к игровому взаимодействию с природными объектами (например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой и какой она стала, когда выросла, и т.п.).
Работу по ознакомлению с фольклором проводила одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности (по уходу за растениями, животными, по наведению порядка на участке, в ближайшем окружении).
Выше изложенное позволяет заметить: для практической работы необходимы знания по фольклористике народной сказки, чтобы методически грамотно раскрыть детям с помощью богатства национальной культуры экологические знания.
Солнышко, покажись, Красное, снарядись! Чтобы год от года Давала нам погода: Теплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Зеленого горошка.
Солнышко, высвети! Красное, выблесни! Мы на нивку идем, Мы серпочки несем. Будем жито жать, Тебя в гости ждать!
Ах ты, радуга-дуга, Ты высока и туга! Не дай дождичка, Дай нам ведрышко. Чтобы деткам погулять, Чтоб теляткам поскакать, Нужно солнышко, Колоколнышко!
— Весна-красна, Ты с чем пришла? — С сохой, бороной, С лошадкой вороной; С рожью зернистой, С пшеницей золотистой; С травой шелковою, С водой ключевою, С калиной-малиной, С красной рябиной.
Ай, авсень, авсень, авсень, Сеем жито целый день! Свети, солнышко, нам с неба. Чтобы больше было хлеба; Чтоб детишкам для потехи В лесу выросли орехи, Чтоб снопы были толсты, Чтобы лен пошел в холсты; Зелен хмель лез на батог, Чтоб в полушку был горох!
Радуга-дуга, Перебей дождя — Опять в ночь Льет во всю мочь; Перебей гром, Не попал бы в дом.
Секи, секи, дождь, На бабину рожь, На дедово семя — Чтоб взошло вовремя.
Дождик, дождик, Сварю тебе борщик, Поставлю на дубочке В зеленом горшочке. Не шатайся, дубок, Не пролейся, горшок.
Гром гремучий, Тресни тучи, Дай дождя С небесной кручи.
Уж дождь-дождем, Мы давно тебя ждем: С чистой водицей, С шелковой травицей, С лазоревым цветом, С теплым летом!
Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на крылечко, Дам огуречка. Дам и хлеба каравай — Сколько хочешь поливай!
Весна-красна! Что принесла? Теплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Открывай окошко!
Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко. Ждут тебя детки, Ждут малолетки. Солнышко-ведрышко, Выйди из-за облышка. Сядь на пенек, Погуляй весь денек.
Дождик, дождик, перестань
Куплю тебе сарафан.
Куплю тебе серьги.
Куплю тебе башмаки.
Солнце, солнце, Выблесни в оконце, Дай овсу рост, Чтобы до небес дорос; Матушка-рожь Чтобы встала стеной сплошь.
Дождик пуще припусти, На пшеницу, на гречи. На горох, на ячмень Поливай весь долгий день! А на просо, на рожь Поливай сколько хошь!
Дождик, дождик, перестань,
Мы поедем на Кубань.
Чтоб росла пшеница.
Уж дождь дождем, Поливай ковшом: На Иванов и Алён, Чтоб посеяли весь лен.
Дождик, дождик, перестань,
Я поеду на Тамань,
Куплю избу со Христом:
Буду Богу молиться,
Чтобы дождик не шел,
Чтобы град не порол!
Пеки, пеки, солнышко
Рано, рано, играй
Своих деток согревай.
Твои детки плачут
По камушкам скачут.
Матушка-репка, Уродись крепка, Ни густа, ни редка, До великого хвоста.
Капуста виласта, Не будь голенаста, Не будь голенаста, Будь пудаста.
Сей, сей горох, Посевай горох! Уродись, горох, И крупен, и бел, На потеху всем: И сам тридесят— Для всех ребят
Воспитывать бережное отношение к природе надо с малых лет., т. к. наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Неоценимую помощь в экологическом воспитании оказывает фольклор. Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, - все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду. Чтобы этот процесс был увлекательным и познавательным, я считаю целесообразно использовать фольклор, как одно из средств формирования экологических знаний.
Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе своего края. Общение с природой эмоционально воздействует на ребенка, развивает у него фантазию, воображение, побуждает к передаче чувств словом. Надо научить детей не только любоваться красивыми пейзажами, но и наблюдать природу, понимать некоторые происходящие в природе явления.
Учитывая особенности дошкольников, воспитательный процесс нужно строить так, чтобы он приносил радость. Поэтому в качестве одного из средств эмоционального отношения к природе можно использовать малые фольклорные формы: заклички, потешки. Так как фольклор создавался народом в процессе его труда на природе, отсюда четкость в загадках, ритмичность в закличках, потешках, краткость и выразительность в пословицах и приметах.
Начинать я работу по данной проблеме с младшего дошкольного возраста, наряду с малыми фольклорными средствами использовать народные сказки, песни, поговорки, приметы.
При знакомстве детей с животными, я часто использую потешки для создания сказочного образа, или для того чтобы подчеркнуть характерные особенности внешнего вида, повадки того или иного животного.
« Как у нашего кота
Народные сказки, с их богатством языка и яркой характеристикой персонажей, раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета - всегда помогает положительным героям. Эмоциональный отклик на красоту и неповторимость природы формирует нравственное отношение к ней. Художественное описание, соединенное с живым восприятием природы, помогает образованию ярких образов, обогащает словарь детей. Поэтому при ознакомлении с окружающей природой я стараюсь обогатить словарный запас детей, развивать их разговорную речь, образное мышление. Описание знакомого растения, животного или явления природы делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к наблюдениям. На прогулках во время наблюдений за явлениями природы я знакомлю детей с народными приметами. Особенный интерес у них вызывают приметы, правильность которых можно проверить, Например, приметы связанные с предсказанием погоды на ближайшее время:
*Если пасмурно, но цветки одуванчика открыты, дождя не будет.
*Птицы сидят, нахохлившись - к дождю.
*Облака и тучи быстро движутся – к ясной погоде и т. д.
После таких наблюдений можно побеседовать с детьми, и предложить зарисовать, что ожидалось по приметам, и что было на самом деле.
Дети любят отгадывать загадки. Загадка – это мудрый вопрос в форме замысловатого описания чего - либо. На Руси загадки издавна использовались для проверки знаний, смекалки, сообразительности, Я всегда стараюсь подбирать для детей загадки, которые помогают им увидеть многообразие мира, о родной природе.
*Невидимкой озорной: все играет он с травой
Листья в воздухе кружит и куда-то все спешит. (ветер)
*Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова. (одуванчик)
Во время бесед, наблюдений во время прогулок я стараюсь воспитывать у детей любовь к окружающей природе, ко всему живому, умение понимать красоту живой природы, желание беречь ее, заботиться о растениях и животных.
Совместно с музыкальным руководителем проводить развлечения, основанные на народных праздниках: Ярмарка, Масленица, Святки, праздник березки. Проводила с детьми занятие, где рассказывала о народных праздниках.
Для работы с детьми по экологическому воспитанию я сделала картотеку экологических игр и упражнений, календарь русской природы (заклички, потешки, загадки, народные приметы, пословицы и поговорки) и широко использую в своей работе.
Я считаю, что устное народное творчество своей лаконичностью, поэтичностью близко и понятно дошкольникам. Образный язык устного фольклора помогает мне воспитывать у детей интерес к природе, умение видеть ее красоту, своеобразие, неповторимость; желание беречь природу, понимать и любить ее.
Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания, все это вызывает необходимость определить одну из основных задач педагогики – воспитание у детей дошкольного возраста экологической культуры.
Экологическая культура – часть общечеловеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы.
Важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практических действиях, деятельности.
Значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями.
Целесообразно использовать фольклор, как средство формирования экологических знаний, чтобы этот процесс был увлекательным, занимательным и познавательным,
В настоящее время дошкольная педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
- отсутствует система перспективного планирования и подачи музыкально - экологического материала;
- недостаточно конкретного материала, разработок сценариев занятий, праздников, вечеров развлечений, методики их проведения;
- дети недостаточно хорошо знают русский фольклор, народные традиции, приметы и явления природы.
Методика экологических занятий с дошкольниками на тему фольклорных произведений разработана недостаточно. Этим и обоснована необходимость моей исследовательской работы.
Цель исследования: выявить и опытным путем проверить роль фольклора в формировании у дошкольников экологической культуры.
Объект исследования: процесс формирования экологической культуры при использовании фольклора как средство.
Предмет исследования: эффективность использования фольклорных произведений в процессе формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: воспитание экологической культуры будет эффективным если: фольклорные произведения будут использоваться на занятиях и в повседневной жизни систематически.
Задачи исследования
- разработать систему перспективного планирования музыкально-экологических мероприятий;
- подобрать репертуар по русскому фольклору, народным традициям, приметам и явлениям природы экологической направленности;
- составить сценарии занятий, праздников, вечеров развлечений экологической направленности, благодаря которым дети осмысленно воспринимают явления и объекты природы посредством использования фольклорного репертуара;
- прививать интерес к русскому устному народному творчеству.
I Фольклор и экология как важные факторы развития личности
1.1 Экологическая культура как результат экологического образования
Вопросы экологической культуры подняты на Первой Всероссийской научно-практической конференции в Красноярске в 1991 году.
Академик Б.Т. Лихачев рассматривает экологическую культуру как производное от экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное осуществление, богатство нравственно- эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой.
Итак, понятие экологической культуры соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно - волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности.
Для теоретического обоснования методики экологического воспитания дошкольников, формирования у детей начал экологической культуры на данном этапе имеет значение позиция тех исследователей, которые в качестве ключевых идей (ключевых понятий) экологического образования выделяют ведущие положения биоэкологии - первоосновы экологического знания (Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина, Н. М. Чернова, и. Н. Пономарева и др.).
Природа существует объективно, изначально независимо от человека развивается по своим непреложным законам. Человечество лишь на последней стадии исторического развития стало геологической силой, силой планетарного масштаба, при этом оно вторглось в природу, не зная ее законов. Представляется, что при любых подходах к построению системы экологического образования, при любых способах интеграции его содержания знание экологических законов природы должно быть обязательным для каждого человека, оно должно составить первооснову экологической культуры.
Именно знание законов позволяет правильно организовать деятельность в природе, предвидеть результаты воздействия на живые системы, предотвратить их деградацию.
Познание законов биоэкологии может быть начато в дошкольном возрасте на конкретном природном материале из непосредственного окружения детей. В этом случае для конструирования методики экологического воспитания, определения ее содержательного стержня большое значение имеет исходное (ключевое) понятие биоэкологии, которое может быть использовано в эколого-педагогической работе с любой возрастной категорией дошкольников.
Таким образом, экологическая культура - это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало она берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого. Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника.
Воспитатель, является носителем экологической культуры. Он понимает экологическую ситуацию планеты, страны и своего региона, знает свою гражданскую ответственность за сложившуюся ситуацию и практическую готовность ее изменить, владеет методикой - профессиональными навыками развития у маленьких детей начал экологической культуры.
Для развития экологической культуры недостаточно лишь обучения на занятиях: освоение основ экологии и методики воспитания детей должно сочетаться с внеурочными мероприятиями, обеспечивающими разными способами их осознание ценности природы, т. е. модель педагогического процесса должна представлять собой содержательное экологическое триединство обучения, воспитания и развития. Именно так может быть сформирована экологическая культура, показателями которой являются: экологическая образованность, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на природное окружение, способность к экологическому мышлению, адекватное поведение в природе, готовность к природоохранной деятельности.
1.2 Фольклор – источник познания
Предметный мир, социальная жизнь и природа - вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений.
Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире. Вот тут – то нам на помощь и приходит детский фольклор.
Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, потешки, небылички, подговорки, басенки.
Детский фольклор – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для дошкольников. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец.
Пользу малых поэтических жанров народного слова доказывать не приходится, это очевидно.
Вместе с тем до последнего времени оставалось загадкой активирующее воздействие фольклорных произведений на ребенка.
Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.
Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, так как задачи решаются в комплексе.
Первое направление – это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми.
Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т.д.
Особое место в работе с детьми по освоению материала детского фольклора отводится шутке, веселью, детской радости. В этом незаменимы докучные сказочки, конечно, игры, дразнилки, шутливые диалоги.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.
Таким образом, мы видим, что произведения детского фольклора не только разнообразны по жанрам, но они разнообразны и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, разнообразные трудовые процессы), и по задачам.
Фольклор легко воспринимается детьми с самого раннего возраста. В нем заложена информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Произведения устного народного творчества эмоционально переживаются ребенком, а их ритм и своеобразность слога снимают напряжение у тревожного ребенка. Фольклор эффективно влияет на формирование ценностных представлений (отношение к природе; родителям, традициям, труду и т.д.).
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
3аклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным. Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и частоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
Русская народная песня - это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа.
Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка - это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм - это ключ к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией - тема новая, мало изученная, и несомненно, очень интересная.
Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие - это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям!
II. Русский фольклор как средство воспитания экологической культуры
2.1 Создание технологии фольклорно – экологического воспитания
В воспитании дошкольников я широко использую фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию.
При отборе фольклорных произведений опиралась на следующие принципы.
• Доступность содержания детям дошкольного возраста.
• Познавательная и нравственная значимость.
• Возможность формирования на их основе умения чувствовать, природный мир.
Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд.
В работе с детьми целесообразно использовать приметы, правильность которых можно проверить, например приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время.
Если зимой вечером на небе много звезд, жди на следующий день мороза.
Кошка скребет пол - жди метели.
Собака в снегу валяется - не за горами вьюга.
Утром нет росы на траве - жди дождя.
Пчелы облепили цветущую акацию - будет дождь.
Воробьи купаются в пыли – к дождю.
Ласточки и стрижи летают низко скоро начнется дождь.
Заклички, приговорки. Их обычно произносят, когда что-то делают (например, скачут на одной ноге, чтобы из уха вылилась попавшая туда во время купания вода); обращаются к кому - то (например, к мышке, чтобы дала новый зуб вместо выпавшего молочного) и т.п.
Заклички, приговорки были преисполнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых: приговорки наполняли их сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам.
Тип проекта: познавательно-информационный, творческий, групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
База для реализации проекта: II младшая группа.
Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители (законные представители).
Сроки реализации проекта: 3 недели.
Цель проекта: создание благоприятных условий для экологического воспитания детей через изучение малых форм устного народного творчества. Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.
Задачи:
1. Знакомить детей с фольклором русского народа.
2. Воспитывать интерес к устному народному творчеству чтением детской литературы.
3. В разных видах деятельности применять народное слово.
4. Приобщать детей к русской культуре в игровой деятельности.
5. Формировать умение выразительно читать наизусть небольшие потешки.
6. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на народные песенки, игры, загадки, пословицы, потешки, прибаутки.
7. Вызвать интерес к совместному исполнению песен, хороводов.
8. Приобщать детей к народной музыке и традициям русского народа в песнях, в играх, танцах.
9. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями с помощью закличек, пословиц, поговорок о явлениях природы.
10. Развитие познавательного интереса к миру природы.
11. Формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средство становления осознанно-правильного отношения к природе).
Финансовое обеспечение: не требуется.
Актуальность:
Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания, экологически-грамотного отношения к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой местности можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивает познавательные способности. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе как к ведущему способу познания окружающего мира.
Согласно положению Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к культурным общечеловеческим ценностям, а также идее выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека (И.А.Ильин, Д.С.Лихачев и др.), необходимо вести работу с детьми в этом направлении. Приобщать ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается творческое воображение.
Этапы реализации проекта:
I. Организационный
Обдумывание идеи проекта, сбор информации. Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Подбор методического и дидактического материала для реализации идеи, иллюстративного материала, литературных произведений по теме проекта. Разработка конспектов занятий.
Читайте также: