Физминутка про землю в детском саду
Обновлено: 05.07.2024
Показать Землю, как общий дом для людей и всех живых существ живущих рядом с человеком.
Развивать представления о экологических нормах;
Развивать мышление, воображение, память, речь, внимание.
Воспитывать стремление беречь наш общий дом, как условие сохранения жизни людей и всех природных обитателей.
Материал: глобус; картинки – земля, планеты, начало эпохи, первые рыбы, динозавры, мамонты, первые люди; раскраски – модель Земли, цветные карандаши; загадки; дидактическая игра.
Воспитатель: Ребята сегодня я хочу начать наше занятие со стихотворения поэта Дайнеко.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
Воспитатель показывает детям глобус.
Рассказ воспитателя с показом иллюстраций.
Воспитатель: Ребята, посмотрите это глобус – макет нашей планеты Земли. Земля круглая и она вращается вокруг Солнца. Есть другие планеты – Венера, Марс, Юпитер – но жизни на этих планетах нет, потому что на них нет воздуха и воды. На нашей планете, сначала тоже не было жизни. Она состояла из огромного количества расплавленных металлов и газов. Одним из таких газов был водяной пар, и когда он остыл, образовалось вода, наполнившая реки, озёра, моря и океаны. Со временем сушу, водные и воздушные просторы нашей планеты заполнили разнообразные существа. Жизнь зародилась в воде, первыми появились рыбы и морские животные, постепенно они стали выходить на сушу и приобщились к жизни на суше. Так появились первые животные – динозавры и мамонты. И только через миллионы лет появился человек.
Вот Земля – наш общий дом, (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Много есть соседей в нём:
И мохнатые козлята,
И пушистые котята,
И извилистые речки,
И кудрявые овечки,
Травка, птички и цветы,
И, конечно, я и ты.
Воспитатель: Посмотрите, какими красками раскрашен глобус?
Воспитатель: На глобусе все моря, океаны, реки и озёра голубые или синие. Но посмотрите, в одном месте океан тёмно-синий, в другом –посветлее, а в третьем бледно-голубой. Как вы думаете почему?
Воспитатель: Чем глубже океан, тем темнее, гуще синий свет. На Земле есть горы, они высокие и окрашены коричневым цветом. Чуть пониже участки (возвышенности) и окрашены тёмно-жёлтым цветом, ровные, низкие пространства Земли окрашены зелёным цветом. Белые пятна – это снег и лёд.
Давайте и мы с вами раскрасим модель Земли.
Дети раскрашивают модель Земли (раскраски).
Воспитатель: Разноцветная наша планета Земля.
Потому что Земля – это общий чудесный дом для всех людей, для всех зверей, птиц, рыб, насекомых и растений. Много живых существ живёт в нашем общем доме, всех и не перечислишь. Отгадайте некоторых из них.
Под сосною у дорожки
Я стою среди травы.
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы. (Гриб).
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери. (Ёж).
Вильну хвостом туда-сюда,
И нет меня, и нет следа. (Рыба).
Я – пятнистая букашка,
Если в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду. (Божья коровка).
У меня четыре лапки,
Лапки цап - царапки,
Пара чутких ушей,
Я гроза - для мышей. (Кошка).
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель).
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок-
О остался стебелёк. (Одуванчик).
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это -. (Птицы).
Ему подчиняются ветры и воды,
Его называют царем всей природы. (Человек).
Воспитатель: Вот сколько замечательных соседей живут с нами на нашей планете Земля!
Воспитатель: Ребята, а сможет ли человек жить один на Земле? Без птиц, животных, насекомых, растений и т.д.?
Воспитатель: Человек самое разумное существо на Земле, люди умные, сильные. Но из-за того, что человек сильнее, он стал в некоторых местах причиной гибели природы: загрязнённые водоёмы, закопчённый воздух, гибель многих животных и птиц, редких видов растений и насекомых. И для нашей планеты это губительно. Человек должен направлять свои знания и умения на охрану и защиту природы на планете Земля. Мы должны беречь её, охранять от воин и бед, украшать и трудиться. И мы вместе сделаем наш общий дом красивым, чтобы в нём жилось спокойно и счастливо всем обитателям нашей планеты.
Вложение | Размер |
---|---|
zemlya_nash_obshchiy_dom.docx | 315.12 КБ |
Предварительный просмотр:
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Зрительная гимнастика.
5. Сюжетная дыхательная гимнастика.
7. Речевое развитие: стихи, загадки, считалки.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
Вот теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
(Выполняем движения по тесту)
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз – туда, два – сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли,
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора!
(Выполняем движения по тесту)
Тук, тук молотком,
Строим, строим новый дом.
Этот дом – для Маши,
Этот дом – для Саши,
Этот дом – для Даши,
Этот – для Наташи.
Этот дом – для Ксюши,
Этот – для Андрюши.
Жить без дружбы им нельзя.
(Имитация движений по тексту)
Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
(Имитация движений по тексту)
СЮЖЕТНАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
Исходное положение – лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.
2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.
3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.
Примечание. Упражнение не только великолепно очищает, вентилирует легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
Исходное положение – стоя или в движении.
1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
2. Задержать дыхание на 3-4 секунд.
Передайте мимикой свое настроение, состояние, намерение и свое отношение к другому человеку:
Покажите, каким разным может быть взгляд человека. (Насмешливый, печальный, добрый, злой, хитрый, обиженный).
На зеленой на лужайке
(Дети становятся лицом в круг и изображают игру на балалайке)
( Изображают игру на дудочке)
В сарафане красненьком
Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную ПРИРОДУ!
И от любви заботливой нашей.
Станет земля и богаче, и краше!
Помните, взрослые, помните, дети!
Помните - что, красота на планете,
Будет зависеть только от нас.
Не забывайте об этом сейчас.
Планету живую сберечь для народа.
И пусть восхваляет гимн жизни природа!
Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.
Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем, не беда,
Не трещи, сорока.
Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем.
Вдруг понадобиться он
Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен
За заборчиком стоять.
Зайчика и ежика -
Лучше вы не трогайте!
Есть в природе равновесие,
Нарушать его нельзя.
В жизни это очень важно
Для тебя и для меня.
Что бы было равновесие
Надо с вами, нам, друзья
Не выбрасывать отходы
И не загрязнять моря.
Меньше ездить на машинах
И пускать из фабрик дым,
Чтоб не летали в атмосфере
И не делали там дыр.
Меньше фантиков, бумажек
Ты на улицу бросай!
Тренируй в себе, ты, ловкость:
Точно в урну попадай.
А когда захочешь кинуть
Ты бумажку не в корзину,
Ты подумай о природе-
Нам ещё здесь жить как вроде!
Я обнял глобус – шар земной.
Один над сушей и водой.
В руках моих материки
В зеленой краске лес и дол.
Не растопчи ты нас, не жги,
Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голос я реки:
И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек.
Ты обещай нам и не лги.
Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я:
Они украшают луга и леса
И это не только природы краса –
В них пчёлы находят целительный дар
И бабочки пьют их них сладкий нектар.
Они – лесные санитары.
Так прозвали люди их недаром.
Чтобы лес был красив и здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Они на страже день и ночь
Гонят разных короедов прочь!
Без взрослых с ним развлекаться опасно,
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой
И он обернётся серьёзной бедой.
Можем мы в траве их встретить,
Ведь жильцов там миллион!
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без них весь лес, друг мой,
И одинокий, и пустой.
Она богаче всех на свете,
По ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете,
И так красива на рассвете.
И кормит всех людей на свете. (Земля-Кормилица
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: Формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе, как не возобновляемому, жизненно важному ресурсу.
Аннотация: праздник «День Земли" для детей старшей группы направлено на развитие экологической культуры дошкольников. Данное мероприятие является обобщающим по теме: «Земля-наш общий .
День Земли отмечают на всей планете 22 апреля, ведь планета наш общий дом. И не будем забывать, что только вместе мы сможем её уберечь. А чтобы узнать, как же живёт наша планета, мы отправимся в необы.
Цель: Расширить понятие детей о планете Земля, как о родном доме, который надо беречь Задачи: 1. Формировать знания о природе и бережном отношении к ней 2. Расширять словарный запас детей, память, быс.
Картотека пальчиковых игр на тему Земля - наш общий дом"
Интересные пальчиковые игры на тему "Земля - наш общий дом" для детей подготовительных групп.
Творчество детей дома в условиях самоизоляции. Рисование к дню Земли на тему"Земля -наш общий дом"
Предлагаем творческие работы детей в условиях самоизоляции, которые выполнили вместее с родителями.
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Приоритетная образовательная область: "Познавательное развитие".
Интегрированные области: "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".
Цель: Дать детям представления об уникальности планета Земля. Развивать познавательные интересы, потребность в самостоятельной поисковой деятельности.
Интеграция образовательных областей | Задачи |
"Познавательное развитие" | Формировать представление о планете Земля, об условиях жизни на Земле. Через поисково-познавательную деятельность выявить и закрепить свойства воздуха, воды Развивать логическое мышление, зрительную память, целостное восприятие и произвольное внимание. |
"Речевое развитие" | Развивать связную диалогическую и монологическую речь. Вызывать речевую активность у ребенка через игру. Воспитывать любовь и интерес к художественному слову. |
"Социально-коммуникативное развитие" | Воспитывать чувство гордости за свою планету Земля. Развивать экологическую грамотность детей, воспитывать желание беречь свою планету и природу. Учить детей размышлять, обосновывать свое мнение, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом и со взрослым. |
"Художественно-эстетическое развитие" | Формировать эстетическое отношение к окружающему миру, миру природы. Восприятие музыки, художественной литературы. |
"Физическое развитие" | Развивать согласованность движений, внимания, быстроты реакции. Снятие эмоционального напряжения. |
Методы и приемы: наглядные, словесные, практические.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-эстетическая, восприятие художественной литературы.
Предварительная работа: рассматривание карты, глобуса, чтение художественной и научной литературы, просматривание презентаций и видеороликов по теме.
Материалы и оборудование:
- Глобус
- Предметные картинки с изображением Земли в космическом пространстве и правил поведения в природе.
- Аудиозапись звуков природы (шум моря), космической музыки, песни "Родная Земля"
- Прозрачные стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.
- Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.
- Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.).
- Две ёмкости: в одной обыкновенная вода, а в другой – морская, солёная
- Сырое яйцо
- Ложка
- Ноутбук
- Костюм для инопланетянина
Логика образовательной деятельности
Воспитатель:
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, вольный ветерок.
Здравствуй, милый мой дружок.
Мы живем в одном краю,
Всех я вас приветствую.
Воспитатель: Ребята, я сейчас загадаю вам загадку и вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить:
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…(земля)
Дети: Земля.
Звучит космическая музыка и в зал влетает инопланетянин:
"Здравствуйте, я прилетел с Марса, там холодно, нет воды и воздуха, жить совсем невозможно, поэтому я решил переселиться на другую планету. Я путешествую по Вселенной. Я был на Юпитере - там слишком холодно, а на Венере – жара и углекислый газ, а на Юпитере ветра ужасные, на Меркурии очень жарко. Путешествуя, я заметил вашу необычную голубую планету и решил увидеть ее изнутри, как она называется, что она из себя представляет?
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем нашему гостю, как называется наша планета и какие условия существуют на ней для жизни. А ты, дорогой наш гость, присаживайся и слушай.
1 ребенок:
Наша Земля – голубая планета,
Воздухом свежим и солнцем одета.
Нет, вы поверьте, Земли голубей
От синевы рек, озёр и морей.
Горы, равнины, леса и поля –
Всё это наша планета Земля.
Ветры поют, с облаками играя,
Ливни шумят…
И от края до края
Вы не найдёте чудесней на свете
Нашей прекрасной и доброй планеты.
Воспитатель: (картинки с изображением Земли в космическом пространстве на экране)
Наша планета – это огромный–преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.
Она круглая, как яблоко. Земля вертится вокруг Солнца, словно, самолетик вокруг башенки. Да ещё и сама вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок, только медленно.
Земля – спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся ещё восемь планет. Но только на нашей Земле есть жизнь.
Воспитатель: ставит глобус на стол. А что же это такое?
Дети: Глобус – это крохотная модель земного шара. На нем нарисовано то, что есть на настоящей Земле: океаны и суша.
Воспитатель: Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. (Вращает глобус.) Так же вращается Земля. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою сторону. Вот и говорят: "День и ночь – сутки прочь!".
Воспитатель: Давайте расскажем гостю, что есть на нашей планете.
Есть ли на земле воздух? (Просит детей показать на глобусе воздушную оболочку Земли - атмосферу). Кому нужен воздух для дыхания? Какой он?
Дети: На Земле есть воздух, он нужен всем: человеку, растениям, животным. Воздух окружает нас везде, он невидимый.
Воспитатель: Дети, давайте покажем инопланетянину, как мы дышим.
Дети подходят к столу, на котором находятся полоски легкой бумаги, прозрачные стаканы с водой и коктейльные соломинки.
Воспитатель: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску?
Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.
Воспитатель: Какой же мы сделаем вывод?
Дети: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.
Физминутка:
Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
(поднимаем ручки через стороны вверх, делая вдох через нос. Через стороны опускают руки и тихо произносят на выдохе: "Ф – Ф — Ф")
Воспитатель: Есть ли на Земле вода? Обратите внимание, что на глобусе много голубого цвета. Что это обозначает?
Дети: вода. Дети показывают на глобусе океаны, реки и озёра.
Воспитатель: Да у нас много рек, морей и океанов. А кому нужна вода?
Дети: Человеку, животным, птицам, растениям, деревьям.
Воспитатель: Да на Земле нет ни одного организма, который смог бы прожить без воды. Воспитатель поясняет, что есть места, где мало воды (пустыня, Как там живется (трудно)
Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем в игру "Четыре стихии". Если я скажу слово "земля", все должны опустить руки вниз, если скажу слово "вода", то вытянуть руки вперёд, на слово "воздух" - поднять руки вверх, на слово "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибётся – считается проигравшим.
Воспитатель: В каких местах есть пресная вода?
Дети: В реках, в озёрах .
Воспитатель: А в каких местах нашей планеты много воды? Покажите на глобусе.
Дети: в океанах и морях .
Воспитатель: Она пригодна для питья?
Дети: Нет, потому что она горько-солёная .
Воспитатель: Да правильно, самое главное- она соленая. А пьем мы с вами простую воду. Вот сейчас вам покажу, чем соленая вода отличается от простой воды.
Опыт "Соленая- не соленая вода"
Воспитатель: Две ёмкости: в одной обыкновенная вода, а в другой – морская, солёная. Но где, какая я мы не знаем. Мне известно то, что в солёной воде яйцо будет плавать, а в пресной опустится на дно. Давайте проверим.
Ложкой опустите яйцо в ёмкость, только аккуратно, скорлупа у сырого яйца очень хрупкая (в одной емкости в пресной водой оно потонет, в соленой будет плавать).
Физминутка "А над морем мы с тобой" (под звуковое сопровождение "Шум моря")
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобой!
(дети машут руками словно крыльями)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(дети делают плавательные движения руками)
Воспитатель: Итак ребята. Воды на нашей планете Земля много, а вот суша занимает очень мало место и представлена более темными цветами желтыми и коричневыми. И представлена суша в виде материков. Их всего 6. Назовите мне их
Дети: Евразия, Австралия, Африка, Антарктида, Южная Америка и Северная Америка.(показывают на глобусе)
Воспитатель: Все эти материки покрыты почвой, травой, на них произрастают леса, в которых живут животные, насекомые и птицы.
Тепло или холодно на нашей планете? В каких местах Земли особенно холодно (показ детьми на глобусе полярных зон: Арктика и Антарктика) Кто там живет? Как животные, растения и люди приспособились к холодной погоде?
В каких местах очень жарко? (пустыня). В каких местах не очень жарко и не очень холодно? (степи, лесостепи, леса).
А сейчас мы вспомним, что же мы должны делать, чтобы красота нашей планеты Земля не пропала. Поиграем в игру "Правила поведения в природе"
Я буду вам называть поступки, если они хорошие, вы говорите "Да". Если поступки неправильные, отвечайте "Нет".
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю (да)
Если ветку подвяжу
Колышек подставлю (да)
Если разведу костер
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убирать забуду? (нет)
Если мусор уберу
Банку закопаю (да)
Я люблю свою природу
Я ей помогаю (да)
Воспитатель: Ребята, прочитайте стихи о том, как беречь природу, для нашего гостя.
2 Ребенок: Я обнял глобус – шар земной.
Один над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: "Береги".
В зеленой краске лес и дол.
Мне говорят: "Будь с нами добр".
Не растопчи ты нас, не жги,
Зимой и летом береги".
Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голос я реки:
"Ты береги нас, береги".
И птиц, и рыб я слышу всех:
"Тебя мы просим, человек.
Ты обещай нам и не лги.
Как старший брат нас береги".
Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я:
"Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу"
3 Ребенок: Давайте, люди.
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как ветер с лугом.
Как парус с морем
Трава с дождями
Как дружит солнце
Со всеми нами.
Давайте, люди,
Любить планету
Во всей вселенной
Похожей нету!
Воспитатель: Дорогой пришелец! Земля - единственная планета в Солнечной системе, где есть все условия для жизни. На планете Земля можно жить, потому что здесь не так жарко и не так холодно, есть воздух - можно дышать, есть пресная вода - можно пить, есть чем питаться. Оставайся с нами, и ты также полюбишь её, как и все мы, земляне"
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
Воспитатель напоминает детям, что скоро день рождения планеты Земля – 22 апреля. Дети встают в хоровод под песню "Родная земля", затем вместе с пришельцем уходят из зала.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Администрации Сергиево-Посадского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
141300, Московская область, г. Сергиев Посад,
проспект Красной Армии, дом 2-а
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию
( старшая - подготовительная группа )
Воспитатель Преснухина Е.А.
г. Сергиев Посад
- расширять представление о том, что Земля - общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;
- формировать стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей;
- закреплять понятие, что мы – люди - являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, солнце, воздух;
- воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природы.
Материалы и оборудование : мяч, символические изображения ( человек, животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, солнце, воздух, вода), карта мира, глобус.
Словарная работа : глобус, планета Земля, суша, живая и неживая природа,
Предварительная работа : рассматривание иллюстраций на тему природы, дидактические игры, загадывание загадок, заучивание пословиц, чтение художественной литературы о природе.
Ход занятия
- Это животные, птицы, рыбы, насекомые, растения.
Дети встают в круг и по очереди передают мяч друг другу, называя при этом предметы живой природы (птицы, растения, животные, рыбы и т.п) и неживой природы ( солнце, земля ,песок, камни, звезды и т.д) .
Воспитатель. У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. У насекомых. цветов и деревьев есть дом. А как можно назвать наш общий дом? (на доске появляется карта мира). ( Ответы детей)
Воспитатель. Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца. Что это такое? (детям показываю глобус). ( Ответы детей)
Воспитатель. Глобус- это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например, какой формы Земля?
Дети. Она круглая, похожа на шар.
Воспитатель. Каким цветом обозначена на глобусе суша? ( Ответы детей)
- Коричневым, светло-коричневым, желтым, зеленым.
Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно на глобус. Много ли на нашей планете воды? ( Ответы детей)
- Воды больше, чем суши.
Воспитатель . Каким цветом она обозначена на глобусе? ( Ответы детей)
- Вода обозначена синим, голубым, белым цветами.
Воспитатель. Наша планета самая красивая из всех планет. А какие еще планеты вы знаете?
- Венера, Марс, Юпитер, Меркурий и т.д.
Воспитатель. На этих планетах нет жизни, потому что нет воздуха и воды. Земля – наш общий чудесный дом для всех людей, зверей и птиц. Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Иван Дайнеко:
Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром.
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живут в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги ни вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
- Природа имеет важное значение в жизни каждого человека. Ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то , без чего жизнь невозможна. А что именно- вам расскажут загадки:
Не огонь, а больно жжет.
Не пекарь, а печет.
Воспитатель. Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
Дети . Нет.
Воспитатель . Почему? ( Ответы детей ). Слушайте следующую загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него прожить не можем.
Воспитатель. А без воздуха можем мы прожить?
Дети. Нет.
Воспитатель. А почему?
Дети. Воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут.
Воспитатель вывешивает на доску белый лист бумаги.
Воспитатель. Ребята, а почему на картинке ничего не изображено?
Дети. Потому что воздух невидимый.
Воспитатель. Воздушная оболочка Земли – как одеяло. Оно защищает Землю от сильного нагрева и остывания.
Меня пьют, меня льют,
Всем я нужна, кто такая я?
Воспитатель. Правильно, вода, для всех сегодня такая обычная и привычная. Сможем мы прожить без воды? Почему? ( Ответы детей)
Воспитатель . Без воды невозможно существование всего живого:
Повсюду где бежит вода
Цветет земля, цветет страна.
- Вот что дает природа всему живому для жизни: воздух, солнце, воду. Сегодня ярко светит солнце, журчат ручьи и вокруг свежий воздух. Предлагаю отдохнуть и поиграть.
Вот Земля – наш общий дом, Дети выполняют движения
Много есть соседей в нём: в соответствии с текстом.
И мохнатые козлята,
И пушистые котята,
И извилистые речки,
И кудрявые овечки,
Травка, птички и цветы,
И, конечно, я и ты.
Воспитатель. Молодцы! Отдохнули, теперь можем заниматься дальше. Как вы думаете, сможет ли человек жить один на Земле, без животных,птиц насекомых, растений, деревьев? - Конечно нет, Человек живет в природе, от природы зависит его жизнь. А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?
Дети. Зависит, потому что люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки.
Воспитатель. А всегда ли человек помогает природе? Может ли он губить природу? Как?
Дети. Человек загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных, птиц, рыбу, загрязняет воздух (показ иллюстраций).
Смотрю на глобус - шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой,
И шепчут мне материки:
Читайте также: