Физминутка про капельку воды в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Подготовительная группа
Занятие знакомит дошкольников с физическими свойствами воды, ее значением в природе, способствует развитию навыков анализа, сравнения, умению решать познавательные задачи и делать выводы, воспитывает наблюдательность, внимание к окружающей природе.
Цель: формирование представлений обучающихся о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе
Задачи:
• познакомить детей с физическими свойствами воды, ее значением в природе;
• развивать навыки анализа, сравнения, умение решать познавательные задачи и делать выводы;
• воспитывать наблюдательность, внимание к окружающей природе.
Оборудование: стаканы с чистой водой, с голубой, с зеленой, с молоком; духи, салфетки, колба, снег, лед, свечка, чайная ложка, цветная картинка.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Вы хотели бы стать учеными? Сегодня мы с вами будем проводить исследования - опыты, как настоящие ученые в лаборатории. А что мы будем исследовать, сейчас узнаем. Я хочу начать с загадок, а вы отгадывайте.

Загадки
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыба.) (Слайд 1)

По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое. (пароход) (слайд 3)

И последняя загадка, которая объединяет все предыдущие.
Чего в гору не вкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать? (вода) (слайд 4)

Воспитатель: Молодцы! Желаю вам отличного настроения и хорошей работы
Воспитатель: Итак, Вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. Ни одно существо не обходится без воды.
Еще вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях.

- Как вы думаете, в каких? Ответы детей.
В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды.
Тема нашего сегодняшнего занятия: “Путешествие капельки и ее волшебные превращения”. Мы узнаем о круговороте воды в природе, о физических свойствах воды в жидком, твердом и газообразном состоянии.

А теперь я расскажу вам сказку о путешествии капельки…
“Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже…”.
- В каком состоянии находится капелька сейчас? (В жидком.)
А сейчас мы с вами проведем опыты и определим, какими свойствами обладает вода в жидком состоянии. Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств. Я приготовила для вас стаканчики с водой.
Сейчас мы будем на воду смотреть!
Чем мы смотрим? Глазами (слайд-глаз)

Опыт №1 “Определение цвета воды”
- Какого же цвета вода? Ответы детей
Предлагает детям сделать воду цветной с помощью краски.
Дети делают вывод, что вода – бесцветная.

Опыт №2 “Определение прозрачности воды”
- У меня на столе стоят 2 стакана: один с чистой водой, а другой с молоком. Давайте посмотрим сквозь стакан с молоком на цветную картинку. Ее видно?
(Нет.) А если на ту же картинку посмотрим сквозь стакан с чистой водой? (Ее будет видно.)
Дети делают вывод, что вода – прозрачная.
Теперь мы будем воду нюхать. Чем (слайд )

Опыт №3 “Определение запаха воды”
- Духи? (приятный, цветочный, сладкий и т. д.)
- А теперь понюхайте воду. Имеет ли она запах? (нет)
Вывод: вода не имеет запаха
Теперь мы будем воду пробовать . Чем (слайд )

Опыт №4 “Определение вкуса воды”
Мы с вами шли-шли, и зашли в кафе- подкрепиться.
- Давайте попробуем жидкость из 1 стакана (вода) и из второго стакана (сок).
- Какая она на вкус? Ответы детей.
Вывод: вода не имеет вкуса

Давайте жидкое состояние воды обозначим капелькой! (слайд)
“…После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла - и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться…”
- А в каком состоянии находится капелька сейчас?(В твердом.)
А сейчас мы с вами проведем опыты и определим, какими свойствами обладает вода в твердом состоянии. Еще я приготовила для вас две тарелки: в одну из них я положила снег, а в другую – лед. Вода превращается в лед при температуре 0 градусов. Где в природе вы замечали замерзание воды? (лужи, река)
Воспитатель раздает детям по льдинке.
- Какого цвета лед? (бесцветный)
Мягкий он или твердый? (твердый)
- Я положу под кусок льда цветную картинку. Видно ли картинку через кусочек льда? Какой он? Прозрачный
- Посмотрите, имеет ли форму лед?(имеет)
- Какую?(ту, в каком сосуде или в какой форме замерзает) лед-в стаканчик-на батарею
Давайте твердое состояние воды обозначим снежинкой! (слайд)

Физкультминутка-психогимнастика
- А сейчас мы с вами немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.
Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.
Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.
Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по кабинету по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
Хорошо, отдохнули. Теперь вернемся на место и продолжим наши опыты.
- Давайте посмотрим на лед, который мы оставили в тепле, что с ним случилось? Он растаял. были на тарелках. Что с ним случилось, пока мы играли?(Он растаял)
Правильно, под действием тепла лед превратился в воду. Значит, лед образуются из воды под действием мороза, т. е. низкой температуры.
“…Становилось все теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облачко…”.
- В каком состоянии капелька находится теперь?(В газообразном.)
- Как жидкая вода при нагревании переходит в газообразное состояние, мы пронаблюдаем на опыте.

Опыт №10 “Превращение воды в газообразное состояние”
Мы наберем немножко воды в чайную ложечку и подержим ее над свечой. Вода при высокой температуре (100 С) закипает, со дна поднимаются пузырьки. Когда пар соприкасается с холодным воздухом – он становится видимым, но в большинстве случаев он невидим. (Слайд- кипящий чайник) анимация
Давайте газообразное состояние воды обозначим пузырьками! (слайд)
“…Капелька сидела на своем облачке и мечтала вновь вернутся на землю…”
- Ребята, как вы думаете, капелька сможет вернуться на землю?
Ответы детей.- Крошечные капельки воды поднимаются в воздух и там соединяются. Образуется облако. Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. И мы снова встретимся с нашей капелькой. Так происходит круговорот воды в природе. Схема круговорота вода (слайд)
- Давайте вспомним, где вода встречается в жидком состоянии? (В реках, озерах, в колодцах и т. д.) Свойства жидкой воды (слайд глаз, нос, рот) Что увидели глазки-какая вода? Что унюхал наш носик? Что почуствовал ротик?
- Где вода встречается в твердом состоянии? (Сосульки, горки, снежные постройки и др.)
- Где вода встречается в газообразном состоянии?(Пар чайника, когда течет из крана очень горячая вода)
- Что нового вы узнали на нашем занятии? В каком состоянии может находиться вода (схема кран с водой, снежинка, капелька, пузырьки)
Дети, как вы думаете, а надо ли беречь воду? Как? (модель)
Спасибо, мне очень понравилось, как вы сегодня работали.
До свидания!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_m1c513d8d.jpg

Воспитатель Евтухова Оксана Александровна

Интеграция областей:

познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, физическое развитие.

развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой.

1. Создать целостное представление о воде, как о природном явлении;

2. Познакомить со свойствами воды;

3. Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе;

4. Воспитывать бережное отношение к воде;

5. Обогащать и активизировать словарь;

6. Развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;

7. Воспитывать умение работать сообща.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим весенним настроением! А вы любите, когда к нам приходят гости? Сегодня к нам на занятие пришла Капелька, посмотрите, какая она грустная и печальная.

Послушайте ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.

Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней?

Конечно, да! Итак, начнем прямо сейчас.

- Капелька из чего состоит? (Из воды). И живет она где? В воде.

Молодцы. А где мы можем встретить воду? (в реке, море, кране и т. д)

В: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?

(Показ и рассматривание картинок)

- Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям. А нам, в детском саду, нужна вода?

- Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.

Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!

В: Молодцы ребята! Вы сказали все правильно: растениям нужна вода

и их нужно поливать водой — иначе они погибнут.

Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут (рыбы). Людям вода

просто необходима: пить, готовить пищу, мыть, закаляться, отдыхать возле воды.

Ни одно живое существо не может жить без воды.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

В: Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить

различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?

Тогда прошу за столы!

В: Ребята, посмотрите, на столе у меня два стакана с водой и молоком. Определите, в каком стакане вода? (дети показывают) . В: Как вы догадались? Как мы это определили что нам помогло?

Д: Вода прозрачная, а молоко нет.

В: А давайте мы с вами посмотрим, правда, это или нет?

В: Давайте положим в стаканчик с водой пуговицы. Видно их?

В: А теперь такие же пуговицы мы положим в стаканчик с молоком. Видно их?

В: Вот мы с вами и убедились, что вода на самом деле прозрачная.

А скажите мне ребятки, какого цвета вода?

В: Давайте мы с вами это проверим. У меня есть разноцветные бусинки. Я буду опускать в воду эти бусинки по очереди, а вы будете смотреть, с цветом какой бусинки совпадет цвет воды. (Проверяет цвет воды с помощью цветных бусинок) . Ну, что ребятки, подошла какая-нибудь бусинка по цвету?

В: Тогда какой вывод мы с вами можем сделать? Есть цвет у воды? Нет. Значит вода бесцветная.

Посмотрите, Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала, и обрадовалась, а мы немного отдохнем.

Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик

Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Руки кверху все подняли

Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)

Вот и кончилась игра.

А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды?

Возьмите трубочки и попробуйте сок. Сок вкусный? Какой у него вкус?

Д: Вкусный, сладкий.

В: Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? (даю попробовать воду на вкус). Есть у нее вкус? Вода сладкая, кислая и т. д. - Нет

Д: Вода безвкусная!

В: Ребята положите в стакан сахар, который находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус?

В: Оказывается, вода может принимать вкус сахара, который в нее добавили. А если в воду добавить соль, то какая она будет?

Ребята скажите, пожалуйста, вода чем-нибудь пахнет?

Давайте понюхаем воду и узнаем, пахнет вода или нет.

В: Правильно вода ничем не пахнет. А теперь понюхайте воду с лимоном. Есть запах?

В: А почему вода с лимоном пахнет?

Д: Потому, что лимон пахнет.

В: Да, потому, что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод?

Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у

воды появится запах того, что в нее добавили.

Молодцы, вижу, вы много знаете о воде. Давайте напомним Капельке что мы узнали? И что вода прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха. Посмотрите, какая Капелька веселая и радостная стала. На память о себе она хочет подарить вам своих подружек - “капелек”.

Цель физкультминутки: снятие утомляемости и сонливости детей старшей группы, восстановление физических сил дошкольников.

Вода

Физкультминутки про воду

Как приятно в речке плавать!

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.

К речке быстрой

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)

А над морем — мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Что там чудится в тумане?

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, —
Надо чаще приседать. (Приседания.)

Тихо плещется вода

Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)

Речка

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это — брасс.
Одной, другой — это кроль. Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой. (Выполняем движения по тексту)

Встал гусак на лапки

Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх — вдох-выдох)
Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью)
Повернулся влево, вправо, (Повороты влево-вправо)
Приседанье сделал справно, (Приседания)
Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево-вправо)
Поскорее в воду — плюх! (Присели)

Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг, кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук, ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал, р-р-р!
(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь, ш-ш-ш. (Присели.)

Цапля ходит по воде

Цапля ходит по воде
И мечтает о еде.
Ноги выше поднимай
Ты, как цапля, не зевай!
(Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую.)
Чтоб поймать еду в водице,
Надо цапле наклониться.
Ну-ка тоже наклонись,
До носочка дотянись.
(Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.)

Кто среди болотных вод
На одной ноге стоит?
Цапля в грязь не упадёт,
Даже если стоя спит.
Ну и ты попробуй тоже.
Устоять, как цапля, сможешь? (Стоять по очереди на одной ноге, удерживая равновесие.)
По болоту мы пройдёмся (Ходьба на месте.)
И на место вновь вернёмся. (Дети садятся.)

Кулик

Влез кулик молодой
На колоду — бултых в воду. (садятся на корточки, обхватывая колени руками и низко опустив голову)
Вынырнул. Вымок. Вылез. Высох. (встали)
Влез на колоду и снова в воду. (повторили приседание)
Совсем кулик головой поник.
Вспомнил кулик молодой,
Что у него крылья за спиной, (вытягивают руки в стороны и встряхивают ими)
И полетел. (прыгают на месте, потряхивая руками)

Над водой летят стрижи

Над водой летят стрижи, (Руки в стороны.)
Под водой плывут ерши, — (Присели.)
Плывет лодочка-краса — расписные паруса.
(Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища.)

1. Продолжать формировать представления детей о состоянии воды в разное время года: зимой, весной, летом, осенью в ходе беседы с воспитателем, отгадывания загадок и рассматривания цветного льда.

3. Продолжать учить детей давать развернутые, аргументированные ответы. Развития:

1. Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображение) в процессе беседы, отгадывания загадок, чтения стихов на протяжении всего занятия.

1. Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всего занятия.

2. Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое. 3. Воспитывать гуманное, бережное отношение к воде, аккуратное обращение с ней.

Раздаточный материал: коробочка с конфетами для сюрпризного момента. Словарь новых слов: капелька-путешественница, снежная красавица.

Ход образовательной деятельности

1 этап. Организационный момент.

Дети и воспитатель сидят вокруг стола, на котором стоит глобус.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята!

Воспитатель. Мне сегодня загадали интересную загадку, и я решила загадать ее вам.

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды - Жить нельзя нам без …

Воспитатель. Правильно. Ребята, мы не можем жить без воды. Внимательно посмотрите и рассмотрите этот глобус. Глобус - это модель нашей Земли, нашего общего дома. Какую форму имеет глобус?

Воспитатель. Ребята, вспомните, что обозначено на глобусе желтым цветом?

Воспитатель. Да, желтым цветом обозначена суша. А вот голубым цветом обозначена вода - океаны и моря. Маленькие овалы - это озера, тонкие синие линии - это реки (Показываю на глобусе указанные объекты). Посмотрите, как много голубого цвета на глобусе. Большую часть на нашей земле занимает вода, но вода вся разная : в морях и океанах она соленая, а в реках и озерах - пресная. А как вы думаете, какую воду мы пьем?

Воспитатель. Правильно. Но воды в реках и озерах остается все меньше и меньше, и поэтому ее надо беречь. А как надо беречь воду?

Дети. Нужно закрывать краны, расходовать воду экономно.

Воспитатель. Какие вы у меня умнички.

2 этап. Основная часть.

Организация детского внимания.

Звучит музыка и на экране появляется капелька воды. Слайд № 2

Воспитатель. Ой, ребята, посмотрите, кто это к нам пожаловал в гости?

Дети. Капелька воды.

Воспитатель. Да, ребята, эти капельки - известные путешественницы. Ну что? Хотите помочь капельке найти своих подруг?

Воспитатель. Но путь наш будет не очень прост. Нам надо пройти все времена года, чтобы помочь ей. Готовы?

Подача нового материала.

Воспитатель. Тогда в путь (Включаю тихую музыку). Встаем, закрываем глаза и медленно кружимся, несемся, словно ветер по волнам, прямо к вам, прямо к вам! Дети встают и повторяют движения за воспитателем. На экране появляются иллюстрации осенних пейзажей. Слайд № 3.

Воспитатель. Открываем глаза. Вот и первая остановка на нашем пути. Присаживайтесь на стулья (дети рассаживаются на стулья возле экрана) и посмотрите внимательно на картинки, которые изображены на экране. Какое время года изображено на них?

Воспитатель. Правильно. А теперь отгадайте загадки. Отгадав их, вы узнаете и увидите, где можно встретиться с капелькой воды осенью.

Крупно, дробно зачастило

И всю землю напоило.

На экране появляется иллюстрация, на которой изображен дождь. Слайд № 4.

Воспитатель. Правильно. Молодцы. А теперь вторая загадка:

Пляшет дождик по дороге,

Чтоб мочили люди ноги.

Оставляет он следы -

Слайд № 5. На экране появляются картинка, на которой изображена лужа. Воспитатель. Вот мы и узнали, где встречается капелька воды в осеннее время года. А теперь давайте послушаем запись осеннего дождя.

Слайд № 6. Включаю фонограмму звука осеннего дождя. Дети внимательно слушают. Закрепление материала.

Воспитатель. Подскажите мне, каким бывает осенний дождь?

Дети. Грустный, печальный, серый, холодный.

Воспитатель. Все правильно: печальный и грустный. Мы с вами нашли первых подружек для нашей капельки. Скажите, где их можно встретить в осеннее время года?

Дети. В дожде, лужах.

Подача нового материала.

Воспитатель. Умнички. А теперь давайте продолжим свое путешествие. Нас ждет следующее время года. Все встаем и повторяем вслед за мной. (Включаю тихую музыку). Закрываем глаза и медленно кружимся, несемся, словно ветер по волнам, прямо к вам, прямо к вам! Дети встают и повторяют движения за воспитателем. На экране появляются иллюстрации зимних пейзажей.

Воспитатель. Ребята, открываем глаза. Рассаживайтесь на места. Посмотрите, в какое время года мы попали? Почему вы так думаете?

Дети. (Рассаживаются на стулья) Зима. Все кругом покрыто белым снегом. Воспитатель. Правильно. Снежная красавица - зима. Можем ли мы увидеть, водяную капельку зимой? Какой она становится? Об этом тоже помогут узнать загадки.

Что за звездочки сквозные

На платке и рукаве?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь - вода в руке?

Слайд № 8. На экране появляются картинки, на которых изображены снежинки. Воспитатель. Молодцы. А что происходит со снежинкой, когда она попадает на ладошку?

Воспитатель. Снежинка тает на теплой ладошке и превращается в воду. Слушайте следующую загадку.

Прозрачен, как стекло,

Но не вставишь в окно.

Слайд № 9. На экране появляются картинки, на которых изображены льдинки. Воспитатель. Правильно, лед. А сейчас у меня для вас есть ещё сюрприз (В группу вносятся цветные льдинки. Показываю их детям). Как вы думаете, что это?

Дети. Цветной лед.

Воспитатель. Да, ребята, это цветные льдинки. Помните, мы на прошлом занятии подкрашивали с вами воду и беседовали, что может с этой водой произойти, если ее заморозить?

Дети. Она превратится в льдинки.

Воспитатель. Правильно. И вот она какая стала красивая (Воспитатель показывает детям цветные льдинки). А как вы думаете, что с ним произойдет, если положить его на теплое место?

Дети. Он растает и превратится в воду.

Воспитатель. Конечно. Наш лед растает и превратится опять в цветную воду. А теперь следующая загадка.

Без дел мне не сидится,

Я пошутить люблю,

Вам брови и ресницы

Слайд № 10. На экране появляются картинки, на которых изображены деревья в инеи.

Воспитатель. Молодцы. Угадали. Следующая загадка.

На окошках побывал.

Нам окно разрисовал.

Пальмы, папоротники, клены

На окошках лес густой.

Только белый, не зеленый

Лес чудесный, не простой.

Дети. Морозные узоры.

Слайд № 11. На экране появляются картинки, на которых изображены морозные узоры.

Воспитатель. Вот умнички! Все загадки отгадали. А напомните мне, где встречается наша знакомая льдинка зимой?

Дети. Лед, снег, иней, морозные узоры.

Подача нового материала.

Воспитатель. И вот мы с вами на месте. Присаживайтесь на стульчики. Рассмотрите внимательно иллюстрации на экране и скажите, какое время года здесь изображено? Почему вы так решили?

Дети. Весна. Текут ручьи. Расцвели первые цветы.

Воспитатель. Молодцы. Весна. А теперь - загадка о весенней капельке.

С крыши белый гвоздь торчит,

И гвоздь упадет.

Слайд № 13. На экране появляются картинки, на которых изображены сосульки. Воспитатель. Да, сосулька - это твердая вода. А вот следующую подружку мы с вами изобразим вместе. Встали все в кружок и повторяем дружно все за мной.

Стало солнце пригревать, Дети поднимают руки вверх

Стали капельки стучать.

Капля - раз, капля - два, Руки на пояс. Топают то правой, то левой ногой Капли медленно сперва,

А потом все быстрее и быстрее. Топают сначала медленно, затем все быстрее

Их попробуй, догони! Дети бегут по кругу и садятся на свои места.

Воспитатель. Ой, какие молодцы! Хорошо весной. Так, где же мы встречаем капельки весной?

Дети. В сосульках и ручьях.

Закрепление материала предварительной работы.

Воспитатель. Хорошо. Ну, давайте с вами продолжим свое путешествие. Капелька зовет нас в путь-дорожку. Все встаем и повторяем вслед за мной. (Включаю тихую музыку). Закрываем глаза и медленно кружимся, несемся, словно ветер по волнам, прямо к вам, прямо к вам! Дети встают и повторяют движения за воспитателем. На экране появляются иллюстрации летних пейзажей. Слайд № 15.

Воспитатель. Мы на месте. Присаживайтесь на стульчики. Посмотрите внимательно на экран и скажите, какое время года здесь изображено?

Воспитатель. И, правда, лето. Может, вы мне расскажите, где летом можно встретить капельку воды.

1 ребенок. Слайд № 16.

Речка, реченька, река

Широка и глубока.

Ты течёшь между полей,

Городов и деревень.

Подо льдом бежишь зимой,

В осень листья-корабли

Тихо плавают все дни.

2 ребенок. Слайд № 17.

Бусы гром порвал на тучке,

На лужайку бросил кучкой.

Белый крохотный ледник

Посреди травы возник.

3 ребенок. Слайд № 18.

Капелька росинка,

Упала на тростинку.

Лучом солнца озарилась,

И сразу засветилась.

Этой капелькой росой

Умывались всей семьей.

И маленькие светлячки.

Воспитатель. Ну, умнички. Все вы знаете. Река, роса и град - это тоже наши капельки. Вот сколько подружек-сестричек мы нашли нашей капельке. А теперь пора возвращаться в детский сад. Но вернемся мы как капельки-путешественницы. Дружно встали на ноги и представьте, что мы все капельки. Делайте всё, что я скажу.

Подача нового материала.

Полетели капельки на землю.

Попрыгали, попрыгали. Дети прыгают

Скучно им стало поодиночке прыгать.

Собрались они вместе и потекли

маленькими веселыми ручейками. Дети составляют ручейки, взявшись за руки Встретились ручейки и стали большой рекой. Дети (ручейки) соединяются в одну цепочку

Плывут капельки к большой реке, путешествуют.

Текла, текла речка и попала в большой океан.

Плавали, плавали капельки в океане,

а потом вспомнили, что мама

Тучка наказывала им домой вернуться. Дети перестраиваются в большой хоровод

и двигаются по кругу.

А тут солнышко пригрело.

Стали капельки легкими, потянулись вверх. Руки вверх, потянулись, встали на цыпочки.

Испарились они под лучами солнышка

и вернулись к маме Тучке. Разбегаются и рассаживаются на стульчиках

3 этап. Окончание деятельности.

Закрепление нового материала.

Воспитатель. Вот мы и вернулись в группу, а ниши капельки-путешественницы вернулись к своей маме Тучке (показываю на экран). На экране появляется слайд № 20, где изображены туча и маленькие капельки.

Воспитатель. Видите, какие они все веселые и счастливые. Но давайте вспомним, как же выглядят капельки воды в разное время года?

Дети. Осенью - дождем, лужей. Зимой - снегом, льдинкой, морозным узором, инеем. Весной - ручьем, сосулькой. Летом - рекой, градом, росой.

Воспитатель. Да, ребята, капельки воды в течение года выглядят по-разному. Они словно играют с нами, хотят обмануть, превращаясь то в капельку тумана или росы, то в большую градину или в иголочку инея, то в морозный узор на окне или в прозрачную холодную сосульку, то в капельку дождя. Но где бы они не путешествовали и во чтобы не превращались, они всегда возвращаются… Куда, ребята?

Дети. Капельки воды вернутся на небо, к маме Тучке.

Воспитатель. Правильно, ребята. Где бы ни путешествовали капельки воды по свету, они всегда возвращаются назад в тучу. Давайте попрощаемся с капельками и скажем им спасибо за интересное путешествие.

Дети. До свидания, капелька! Спасибо!

Анализ и подведение итогов.

Воспитатель. Какие вы у меня сегодня молодцы, хорошо все постарались. Вам понравилось наше путешествие?

Воспитатель. А что запомнилось больше всего?

Дети. Интересные загадки. Игры с капелькой. Цветные льдинки.

Воспитатель. Я очень рада, что вам понравилось наше путешествие.

Читайте также: