Физкультура и плавание в детском саду яблонская

Обновлено: 05.07.2024

Младшая группа; средняя группа; старшая группа; подготовительная группа.

Обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, формирование двигательной активности, развитие физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.

  • освоение основных навыков плавания,
  • воспитание психофизических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы и др.),
  • воспитание привычки и любви к пользованию водой, потребности в дальнейших занятиях плаванием,
  • формирование стойких гигиенических навыков.

2-3лет, 3-4года, 5-7 лет.

Срок реализации Программы

Одно из важнейших значений массового обучения плаванию детей дошкольного возраста – это залог безопасности на воде, осознанного безопасного поведения, а значит уменьшение несчастных случаев, потому что именно большой процент погибших на воде это дети. И для взрослых очень важно и социально значимо сохранить эти маленькие жизни, сохранить будущих преобразователей нашей страны. Только взрослые в ответе за своевременное обучение плаванию детей.

Ведь умение плавать приобретенное в детстве сохраняется на всю жизнь. И от того насколько будет эффективней процесс обучения, зависит сознательное отношение подрастающего поколения к себе, к своему здоровью. Обеспечение начального обучения плаванию представляет одну из самых важных и благородных целей в области физического воспитания, особенно среди подрастающего поколения.

На занятиях по программе "Дельфиненок" дети получают помимо основных спортивных способов плавания еще и навыки прикладного плавания и спасения на воде. Таким образом обучающиеся будут иметь представление о поведении на открытых водоемах и спасение утопающих.

Формирование здорового поколения - одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно – правовых документов:

Здоровые дети – это основа жизни нации. Одним из важнейших средств воспитания здорового ребенка, несомненно, является физическая культура.

Дополнительно к организованной образовательной деятельности (далее ООД) по физической культуре включается ООД по плаванию, которая, способствует оздоровлению, укреплению организма, физическому развитию и закаливанию детей.

От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает оздоровительное действие на организм ребенка, волны оказывают, своеобразный массажный эффект.

Значительные перемены в жизни нашего общества повлекли за собой большие изменения в сфере общественной жизни, в ценностных установках. Возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества.

Формирование здоровья ребенка, полноценное развития его организма одна из основных проблем современного общества. Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии такова концепция дошкольного образования . Для решения этой задачи необходимо еще с самых юных лет формировать здоровый образ жизни, используя все средства физического воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки.

Плавание является уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Это одна из эффективнейших форм закаливания и профилактика многих заболеваний. Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для формирования личности. А также приобщают детей к спортивному плаванию и другим видам спорта, ориентируют на выбор профессии, хобби.

Ведущая цель программы – создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.

Важными задачами программы является освоение основных навыков плавания, воспитание психофизических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы и др.), воспитание привычки и любви к пользованию водой, потребности в дальнейших занятиях плаванием, формирование стойких гигиенических навыков.

В программе выделена закономерность поэтапного формирования соответствующих навыков плавания на основе использования системы упражнений и игр. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания решаются на основе приобретения нового социального опыта - освоения водной среды обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям ребенка. Предусматриваются основные требования к организации проведения плавания, обеспечению мер безопасности и выполнению необходимых санитарно-гигиенических правил.

В ДОУ проводится целенаправленная работа по обучению детей плаванию, которая включает следующие формы:

  • непосредственно образовательную деятельность по плаванию;
  • оздоровительно-профилактический комплекс;
  • развлечения, праздники на воде.

Основное содержание программы составляют физические упражнения и игры, освоение которых помогают детям научиться плавать способами кроль на груди, кроль на спине.

Программа ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей к занятиям на всех этапах обучения, - стремлению к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли им удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо, плавать. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

Программа по обучению плаванию предназначена для детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Организованная образовательная деятельность проводится с 1октября по 31 мая. Срок реализации программы - три года обучения.

Цели и задачи Программы

Цель : укрепление детского организма, обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание, воспитание потребности в здоровом образе жизни.

  • Формировать знание о видах и способах плавания и собственном теле;
  • Обучить основам санитарно-гигиенических правил и правил поведения на воде;
  • Совершенствовать опорно – двигательный аппарат;
  • Формировать правильную осанку;
  • Повышать работоспособность организма;
  • Развивать двигательную активность;
  • Развивать двигательные умения и навыки;
  • Воспитывать нравственно волевые качества: смелость, настойчивость, чувство собственного достоинства, уверенность в себе;
  • Воспитывать заботу о своем здоровье;
  • Приобщать ребенка к здоровому образу жизни;
  • Формировать стойких гигиенических навыков.

Форма и режим занятий.

Режим занятий - 8 занятий в месяц (2 раза в неделю, 72 часа в год).

Время занятия – 1 академический час (30минут - младший возраст, 45 мин- старший возраст включая релаксационные паузы).

Форма проведения - по подгруппам (5-7 детей, в зависимости от возраста).

  1. Систематичность . Занятия плаванием должны проводиться регулярно, в определенной системе. Следует учитывать, что регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические.
  2. Доступность. Предполагает постепенное возрастание требований, соответствующих психологической, физической, координационной готовности к обучению. Объяснение и показ упражнений инструктором по плаванию, их выполнение и физическая нагрузка должны быть доступны детям.
  3. Активность. Известно, что основной формой деятельности дошкольников является игра. Исходя из этого, необходимо применять как можно больше игр и игровых упражнений. Это позволит разнообразить занятия, повысить активность детей и сделать интересным процесс обучения.
  4. Наглядность. Предполагает использование наглядных пособий, ориентиров, образных выражений, заданий предметного характера, которые создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления движений в воде и их совершенствование
  5. Последовательность и постепенность . При обучению детей плаванию простые и легкие упражнения должны предшествовать более сложным и трудным. Не следует форсировать разучивание большого количества новых движений. К ним приступайте только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих. Вначале ознакомьте детей с местом занятий, покажите способы плавания и расскажите о них.
  6. Индивидуальность подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка в процессе обучения.

Значимые характеристики детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь.

Характеристика особенностей развития детей

Организованная деятельность физическими упражнениями оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Формируется и развивается внутренний мир ребенка - его мысли, чувства, нравственные качества. Двигательная деятельность считается как фактор развития человека.

Существует прямая связь между занятиями физической культурой и умственным развитием ребенка.

Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно - сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки.

Динамика нервной системы облегчает освоение детьми движений, физических упражнений, так как двигательные стереотипы не только намного легче формируются, но и возможна их модификация, то есть улучшение качества двигательной деятельности дошкольников.

Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействие вестибулярного аппарата и других рефлексов, а так же от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.

В двигательной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Дети проявляют волевые усилия при выполнении заданий, для них важен результат. Появляется возможность на основе закладывающейся произвольности сформировать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развивать самостоятельность, инициативу в освоении новых видов движений.

2.1.2. Требования к уровню подготовки воспитанников.

Уровень подготовки в младшей и средней группе

В период освоения детей в воде, начинается этап, связанный с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно, легко и свободно передвигаться в ней, совершать различные, целенаправленные движения. В то же время дети знакомятся с некоторыми свойствами воды - сопротивлением, поддерживающей силой и др.

  • Учить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.
  • Учить, не бояться, входить в воду и выходить из нее самостоятельно.
  • Знакомить с некоторыми свойствами воды.
  • Обучать различным передвижениям в воде, погружению.
  • Учить простейшим приемам выдоха в воду, обучать выдоху на границе воды и воздуха.
  • Учить различным прыжкам в воде.
  • Делать попытки лежать на воде.
  • Учить простейшим плавательным движениям ног.

К концу года дети будут уметь.

Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.

Правила поведения: соблюдать основные правила поведения.

Уровень подготовки в старшей и подготовительной группе

К младшей группе дети хорошо передвигаются в воде. Продолжается закрепление основных навыков плавания.

  • Продолжать знакомить со свойствами воды.
  • Продолжать обучать лежанию на груди и на спине.
  • Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.
  • Научить выдоху в воду.
  • Учить более уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди.
  • Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди.

К концу года дети будут уметь.

Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.

Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на замечания преподавателя, выполнять его требования.

  • Укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости;
  • Расширение адаптивных возможностей детского организма;
  • Повышение показателей физического развития детей;
  • Расширение спектра двигательных умений и навыков в воде;
  • Развитие творческого потенциала и личностного роста ребёнка.
  • Развитие эмоционального и двигательного раскрепощения в воде, проявления чувства радости и удовольствия от движения;
  • Формирование нравственно-волевых качеств.

Требования к качеству освоения программного материала детьми занимающимися плаванием.

В результате освоения программного материала по плаванию дошкольники:

- правила поведения в бассейне;

- краткий обзор развития плавания;

- краткие сведения о строении и функциях организма;

- влияние плавания на организм;

- правила ухода за собой и своим телом, оказание первой помощи при проблемах на воде;

- о назначении оборудования и инвентаря;

- правильно выполнять упражнения общей и специальной физической подготовки;

Яблонская С.В. Физкультура и плавание в детском саду

Материал пособия отражает новые подходы к развитию двигательных качеств и творческого самовыражения дошкольников в двигательной сфере: на физкультурных занятиях - через использование модульного оборудования, на занятиях по плаванию - посредством использования синхронных композиций. Адресовано преподавателям физической культуры и плавания в дошкольных учреждениях, начальной школе, организаторам кружковой работы, студентам педагогических колледжей, воспитателям, родителям.

Светлана Яблонская - Физкультура и плавание в детском саду обложка книги

Аннотация к книге "Физкультура и плавание в детском саду"

Материал пособия отражает новые подходы к развитию двигательных качеств и творческого самовыражения дошкольников в двигательной сфере: на физкультурных занятиях - через использование модульного оборудования, на занятиях по плаванию - посредством использования синхронных композиций.
Адресовано преподавателям физической культуры и плавания в дошкольных учреждениях, начальной школе, организаторам кружковой работы, студентам педагогических колледжей, воспитателям, родителям.

Иллюстрации к книге Светлана Яблонская - Физкультура и плавание в детском саду

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Физкультура и плавание в детском саду

Материал пособия отражает новые подходы к развитию двигательных качеств и творческого самовыражения дошкольников в двигательной сфере:
- на физкультурных занятиях
- через использование модульного оборудования, на занятиях по плаванию
- посредством использования синхронных композиций.
Адресовано преподавателям физической культуры и плавания в дошкольных учреждениях, начальной школе, организаторам кружковой работы, студентам педагогических колледжей, воспитателям, родителям.

Название: Физкультура и плавание в детском саду
Автор: Яблонская С. В.
Издательство: ТЦ Сфера
Год: 2008
Формат: doc

Похожие материалы:

Плавание для всех

Плавание для всех
В брошюре раскрывается значение плавания для укрепления здоровья и предупреждения несчастных случаев на воде, даются рекомендации родителям по обучению плаванию детей, а также самостоятельно занимающимся плаванием.
Для массового читателя.
Содержание: см. продолжение.

Игры-эстафеты для детей 5-7 лет. Практическое пособие

Игры-эстафеты для детей 5-7 лет. Практическое пособие
Предлагаемое практическое пособие посвящено одной из наиболее важных педагогических проблем - вопросу формирования двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Материалы пособия призваны помочь педагогическим работникам дошкольных учреждений в их работе по общему развитию и оздоровлению детей 5-7 лет, пробуждению у них не только двигательной, но и познавательной активности.
Пособие адресовано воспитателям и инструкторам по физическому воспитанию дошкольных образовательных учреждений, студентам.

Физкультурные праздники для дошкольников

Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная группа

Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная группа
В пособии представлены конспекты занятий с детьми подготовительной к школе группы дошкольного учреждения, в которых с помощью различных методов и средств использования нестандартного оборудования, современных элементов оздоровления осуществляется реализация здоровье сберегающей направленности физического воспитания.

Сказочный театр физической культуры. Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок

Сказочный театр физической культуры. Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок
В пособии представлен материал по организация и проведению физкультурных занятий в музыкальном ритме сказок с дошкольниками 3-7 лет. Программа разработана на кафедре теории и методики физического воспитания Волгоградской государственной академии физической культуры (г. Волгоград) доктором педагогических наук, профессором Н. А. Фоминой. В течение многих лет по этой программе творчески и успешно работают воспитатели детских дошкольных учреждений.
Предназначено пособие в помощь организаторам физического воспитания, музыкальным руководителям и воспитателям дошкольных учреждений; может быть полезно студентам педагогических колледжей, вузов.

Л.И. Пензулаева Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная группа. Конспекты занятий

Л.И. Пензулаева Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная группа. Конспекты занятий
автор Л. И. Пензулаева
Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду
Физкультурные занятия в детском саду подготовительная группа
Физическое воспитание дошкольников представляет собой единую систему воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающую ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр и развлечений в помещении и на свежем воздухе под непосредственным руководством воспитателя.
В данном пособии представлены методические рекомендации к проведению физкультурных занятий, организации игр различной интенсивности, игр с элементами спорта. В конце каждого месяца изложен материал на повторение и закрепление пройденного, который педагог может по своему усмотрению изменять или дополнять.
Примерные конспекты занятий построены по общепринятой структуре и включают обучение основным видам движений, комплексы упражнений общеразвивающего характера с различными предметами и подвижные игры. Все физкультурные занятия проводятся в игровой и занимательной форме.
Важное место в занятиях с детьми 6-7 лет занимают подвижные игры, игровые упражнения и задания. В играх у детей не только развиваются и закрепляются физические качества, но и формируется ответственность за себя и других ребят (взаимовыручка, поддержка, нравственные основы поведения в коллективе). Главное, чтобы занятия и игры в помещении и на площадке детского сада приносили детям удовольствие и радость, прибавляли уверенности в своих силах, развивали самостоятельность.
В результате работы по развитию физических качеств и двигательных навыков на протяжении всего периода воспитания и обучения в детском саду к моменту поступления в первый класс дети имеют определенный и достаточно прочный запас двигательных навыков и умений, физических качеств, хорошую координацию движений. Все это позволит им успешно справляться с нагрузками в школе, сохранять правильную осанку на уроках, проявлять усидчивость, умение слушать учителя не отвлекаясь.

Коррекционно-речевое направление в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольникам

Коррекционно-речевое направление в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольникам
Вашему вниманию предлагается система упражнений к игр по согласованию речи с движениями для детей с обшим недоразвитием речи (ОНР) Эти упражнения и игры - необходимое средство коррекционной работы в их физическом воспитании. Они способствуют развитию координации движений, внимания, обшей и мелкой моторики. Игры и упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке, в подвижных играх.
Пособие адресовано воспитателям логопедических и массовых групп, воспитателям физической культуры, родителям.
Содержание: см. продолжение.

Общеразвивающие упражнения в детском саду

Общеразвивающие упражнения в детском саду
В книге представлены общеразвивающие упражнения в виде комплексов, разнообразных по содержанию и сложности, даны рекомендации по проведению их с детьми младших, средней, старшей и подготовительной к школе групп детского сада на занятиях и в утренней гимнастике.

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Гость, мы рады вас видеть.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Читайте также: