Философская практика в детском саду и начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Одной из приоритетных целей образования в современных условиях становится формирование разумного, рефлексивного человека, способного анализировать свои действия и действия других людей. Человека, способного к самокоррекции своего поведения, его организации и планированию в изменяющейся ситуации, нахождению себя в новых и непростых условиях жизни.

Широко раскрытыми глазами смотрит ребёнок в окружающий мир. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. Такое пытливое отношение к действительности – с помощью взрослого – помогает маленькому человеку стать человеком с большой букв.

В старшем дошкольном возрасте яснее становится личностный тип общения со сверстниками и взрослыми, проявляет интерес к человеческим отношениям, принятым нормам поведения. Дети способны защищать выработанное решение, отстаивать свою точку зрения.

Развитие мышления детей, их способности к рассуждению возможно только в том случае, когда философское содержание представлено не в форме научного текста или готовой логической конструкции, а в форме доступной для ребенка и интересной ему.

Дети этого возраста с большим увлечением готовы обсуждать огромное количество проблем и вопросов, интересующих их личностно и вместе с тем имеющих глубокое философское содержание ("Что такое хорошо? Куда исчезает сегодня? Как думает машина? Что такое имя?"). Интеграция этих вопросов в программу, ее базирование на них, а не отмахивание от подобных вопросов детей (как чаще всего поступают родители, уставая от этих бесконечных детских вопросов) позволяет сделать изучение "Философии для детей" уникальным по степени мотивации предметом, тем занятием в расписание, где дети (едва ли не впервые) могут обсуждать интересующие их, а не воспитателя, вопросы.

Основной формой обучения в программе "Философия для детей" является обсуждение детьми и воспитателем вопросов и проблем, интересных для них и имеющих философское содержание.

Выбор этой формы работы не является случайным, а предопределен, с одной стороны, тем, что философия как область человеческого знания и культуры зародилась именно в форме бесед , философов, в форме диалога.

С другой стороны, следуя сформулированному принципу постижения философских проблем и открытий не через чтение о них (или иные формы пассивного усвоения информации), а в форме попыток активного решения этих проблем, диалог представлен как важный, инструмент коллективного нахождения ответа на тот или иной сложный философский вопрос.

Организация воспитателем на занятии по философии не разговора или бессвязной болтовни детей, а именно философского диалога с формирующимся умением четко высказывать, свои мысли, слушать других участников, приводить аргументы, взвешивать основательность доводов, поиском противоречий и т.д., позволяет реально формировать у ребёнка старшего дошкольного возраста способность рассуждать, относиться рефлексивно к своему способу размышления и корректировать его.

Откуда же берутся те философские вопросы, которые разыгрываются детьми на занятии?

Притом, что некоторая часть таких вопросов может возникать достаточно стихийно, главным источником обсуждаемых проблем являются философские тексты для детей, представляющих собой небольшие литературные новеллы, описывающие жизнь детей (различного возраста) с их реальными проблемами, отношениями, чувствами и поступками.

Каждый из нас должен уметь найти в любом высказывании воспитанника то своеобразие достоинств, которое не увидели в нем окружающие: смелость суждения, независимость мнения, красоту речевого оборота, точность формулировки.

Ребёнок должен быть защищен от надобности притворяться, фальшивить, лицемерить, он должен знать, что не существует мнения только правильного или только неправильного, но всегда есть мнение индивидуальное.

Роль воспитателя на занятиях "Философия для детей" необычна и достаточна сложна. Он не является в отличии от других занятий ни экспертом в области философии, ни судьей высказываний учеников, ни одним из учеников. Он является, прежде всего, организатором философских дискуссий, ориентированным не на передачу некоторой суммы знаний из области философии, а стимулятором и катализатором коллективного обсуждения и размышления о философских проблемах.

Основным методом является игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. С этой целью на занятиях присутствует сказочный персонаж Карлсон. Играя с ним, создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к философствованию, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

Во время беседы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов дети, актуализируя уже известные им знания, усваивают новые знания путём самостоятельных размышлений, обобщений, выводов. В беседе мысль ребёнка следует за мыслью взрослого, в результате дети шаг за шагом продвигается в освоении новых знаний. Также при помощи беседы активизируется мышление, создаются условия для управления процессом познания.

В дискуссии у детей формируются убеждения, решаются их личные проблемы или проблемы всей группы, собственные отношения детей к добру и злу, справедливости и несправедливости. Здесь решающую роль играют не только факты и аргументы, сколько собственные оценки детей, их представления о системе ценностей. Велико и воспитательное значение дискуссии в исправлении недостатков поведения и общения детей (вспыльчивость, несдержанность и др.).

Игровые тренинги, проводимые в начале занятий, помогают сформировать у детей чувство общности, коллективизма и чувства особенной личности, желание видеть в сверстнике друга и партнёра. Развитие тактильного восприятия, которое часто является ведущим в тренинге, позволяет воспитывать у детей чувство безопасности в группе, взаимопонимания и взаимопомощи, умения действовать согласованно.

С помощью игр-инсценировок дети могут научиться согласовывать свои действия, навыкам сотрудничества, общения. В них дети разыгрывают коммуникативные ситуации, связанные в применением правил поведения в различных ситуациях.

В 2002 году в программу были внесены элементы нравственного воспитания. Ребенок не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека - источника внимания и поддержки, партнера по труду и игре, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания.

Программа по детской философии с элементами нравственного воспитания основывается на изучении материала по книге “Кукольная больница”, разработанной Институтом по развитию философии для детей под руководством профессора философии М. Липмана (США), адаптированной и апробированной Ц ентром “Философия для детей” при Психологическом Институте РАО, а также на материалах педагогических технологий “Жизненные навыки”, под ред. С.В. Кривцовой, “Мой мир” С.А. Козловой.

Цель: Формировать у детей способность свободно ориентироваться в современном мире и дать возможность каждому ребёнку самостоятельно устанавливать разнообразные связи между объектами окружающего его мира и составлять целостную картину мира.

  1. Познакомить детей с понятиями: человек, личность; взаимоотношениями в человеческом обществе; человеческими чувствами; нравственными категориями; правами; учить отстаивать свою точку зрения, доказывать и аргументировать, размышлять и рассуждать, т.е. философствовать.
  2. Развивать у детей интеллектуально-нравственные способности, умение пользоваться в жизни морально-нравственными нормами и правилами, умение путём философского размышления устанавливать закономерности в явлениях окружающей действительности.
  3. Воспитывать у детей культуру межличностного взаимодействия, чувства уважения к другим людям, чувство единства в детском коллективе.

Работа по программе детской философии с элементами нравственного воспитания ведётся по 3 тематическим блокам.

Специально организованные занятия проводятся в старшей группе детского сада (5-6 лет) один раз в неделю (4 занятия в месяц). Общее количество занятий в год: 30 занятий. Структура занятий включает в себя 3 части.

I часть (вводная). Групповой игровой тренинг, цель которого создание благоприятного психологического настроя на занятие, установление контакта друг с другом. У нас традиционно занятия начинаются в кругу, пожимая друг другу руки, улыбаясь друг

Философия помогает ребёнку входить в мир социальных отношений, а также помогает ему найти своё место в школьной жизни, способствует быстрому сплочению коллектива.

Диагностика показывает, что у детей повысилась самооценка, они свободно вступают в учебные дискуссии, занимают активную позицию в обсуждении вопросов.

Для нас философия – это курс развивающих игровых занятий, на которых мы говорим детям о сложном мире философии на языке, им понятном, с использованием разнообразных форм и методов для того, чтобы сделать процесс познания интересным и доступным.

Читайте также: