Феофан затворник житие краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Один мой читатель к статье о монашестве написал комментарий, что человек, который получил образование и успех в жизни не будет уходить в монастырь. Я думаю, что житие Феофана Затворника – один из лучших примеров, который показывает насколько сильным может быть стремление человека к духовной, уединенной монашеской жизни. ото Феофана Затворника

В 1825 г., 10 января, в семье одного священника Орловской губернии родился сын. При рождении мальчика назвали Георгием.

Рос Георгий в многодетной семье, кроме него было еще шесть детей. Когда мальчик подрос, родители его отдали на обучение в духовное училище, а после в семинарию.

Георгий был примерным учеником, лучшим на курсе. По окончании семинарии его как успешного воспитанника отправили продолжать обучение в Киевской Духовной Академии.

За год до окончания Академии Георгий уже определил дальнейший свой жизненный путь – путь монашества. На последнем курсе он подал прошение на монашеский постриг.

Служение в миру

В 1841 г. Георгия постригают в монахи и нарекают ему новое имя – Феофан. Вскоре его рукополагают в иеродиакона, затем в иеромонаха.

После окончания Академии, а закончил он её со степенью магистра богословия, как сказали бы сейчас, карьера стремительно шла вверх. На протяжении шести лет он был в составе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а потом и архимандритом Духовной Академии в Санкт-Петербурге, затем ректором Олонецкой Духовной Семинарии. Далее его назначают епископом Тамбовской кафедры, а после Владимирской.

Святитель Феофан еще в Иерусалиме выучился иконописи, он знал пять иностранных языков, удостоен высоких званий и наград.

И что же? Он не стремился к славе и почестям и все принимал со смирением. Все время своего служения он стремился к уединению, и никогда не скрывал этого. Все должности он принимал выражая покорность воле Божьей, как долг послушания.

Святитель Феофан со всеми был обходительный, невзирая на чин. Он был добрым человеком, и будучи начальником, не мог наказать провинившегося человека. Он ко всем всегда проявлял любовь.

Уход в затвор

Вышенская пустынь приглянулась святителю, еще когда он нес служение на Тамбовской кафедре. О пустыни он говорил, что лучшего места для покоя он и не знает.

В 1866 г. святитель подал в Святейший Синод прошение об увольнении на покой. Он не желал отдыха, а просто хотел служить Церкви иным образом.

Прошение было удовлетворено, но святителя Феофана в Вышенскую пустынь отправили в должности настоятеля. По прибытии в Вышенский Успенский монастырь святитель Феофан сложил должность настоятеля, предпочитая оставаться здесь в качестве обычного монаха. Он не хотел ничем выделяться, так же как и все иноки пустыни посещал богослужения. Здесь, в монастыре, святитель не произносил никаких поучений, хотя и обладал даром проповедничества.

Жил святитель в отдельном домике, а когда ушел в затвор, то там же устроил малую церковь в честь праздника Крещения Господня.

Здесь, в Вышенской пустыни, жизнь Феофана Затворника была счастливой, в чем он сам признавался. Он говорил, что жизнь монастырскую он не променял бы даже на патриаршество.

После ухода в затвор, святитель никого не принимал кроме своего духовника и келейника.

Святитель жил в затворе 22 года. Литургию в своем домовом храме он служил сам, первых 10 лет только по воскресеньям, а остальные годы совершал богослужение ежедневно.

Несмотря на то, что святитель никого не принимал, к нему обращались за советом и наставлениями в письмах. И когда тема письма каким-то образом касалась его затвора, то он отшучивался и говорил, что не считает себя затворником. Он писал, что затворники – это молитвенники и постники, а он ест и спит вдоволь. На самом деле обед святителя состоял из одного вареного яйца и стакана молока (в непостный день), а к вечеру келейник приносил ему чашку чая. Это и было дневным пропитанием.

За время пребывания в Вышенском монастыре святитель Феофан Затворник написал большую часть духовных произведений – творения, труды, книги, которые были плодами его духовного подвига.

В ответах на приходящие письма он говорил то, что писал и в творениях, но более в ясной форме. Святитель Феофан улавливал духовные потребности писавшего, и понятным языком разъяснял все вопросы.

С годами от постоянных письменных занятий у Феофана Затворника стало падать зрение, но он продолжал писать и придерживаться прежнего режима дня. Святитель чувствовал приближение своих последних дней, поэтому усиленно трудился. И только за пять дней до своей смерти, когда силы стали покидать его, он позволял себе дольше полежать.

Феофан Затворник отошел ко Господу накануне праздника Богоявления. В этот день он отслужил последнюю литургию, а к вечеру душа покинула тело. Келейник по обычаю ждал, когда святитель попросит вечерний чай, но не дождавшись сам вошел в келью. Святитель лежал с закрытыми глазами, а правая рука была сложена в благословении. В это день был престольный праздник, в честь которого Феофан Затворник устроил храм при келье – день Богоявления.

Святитель Феофан Затворник прославлен Церковью в лике святителей. Его память совершается 3 дня в году: 23 января – день рождения, 19 января – день, когда святитель отошел ко Господу и 29 июня – день перенесения мощей.

Понравилась статья? Ставьте лайк, подписывайтесь на канал. Если у Вас возникают вопросы или свое мнение касательно статьи, пишите в комментариях.

О паломничестве в Оптину пустынь я написала 5 частей. Первая часть здесь

феофан затворник

Святитель Феофан Затворник был канонизирован в XX веке. Его влияние на русское богословие так велико, что его называют святым отцом Русской Церкви. Чем известен святитель Феофан Затворник? Как проходила его жизнь? Почему он был против перевода Библии, который был сделан в XIX веке? Рассказываем самое главное, что нужно знать об этом святом.

Когда жил святитель Феофан Затворник?

Святитель Феофан Затворник жил в XIX веке.

Он родился в 1815 году и умер в 1894 году в возрасте 79 лет.

Имя Феофан святитель получил при пострижении в монахи в 1841 году. (От рождения его имя было Георгий.)

фото святителя феофана затворника

Феофан Затворник — преподаватель

В течение своей жизни святитель Феофан получил репутацию одного из самых уважаемых и востребованных преподавателей духовных школ.

За свою жизнь он преподавал в четырех различных учебных заведениях, а став епископом Владимирским, открыл женское епархиальное училище.

Впервые исполняющим обязанности ректора (в Киево-Софиевском духовном училище) он был назначен необычайно рано — в 26 лет.

Феофан Затворник в Иерусалиме

В 1847 году святитель Феофан был назначен членом Духовной Миссии в Иерусалиме и провел в этом городе шесть лет.

Перед миссией стояли не только задачи окормления имеющейся в Иерусалиме пасты, но и выстраивание отношений с другими поместными Церквями, а также — миссионерство.

Эти годы помогли святителю Феофану Затворнику ближе познакомиться с уставом и повседневной жизнью древних восточных монастырей, а кроме того — начать налаживать тесную духовную связь с монахами и старцами Афона.

Кроме того, за время жизни в Иерусалиме он выучил два языка — греческий и французский.

фото иерусалима 19 века

Иерусалим. Фото XIX века.

Феофан Затворник в Константинополе

В Константинополе (сейчас это Стамбул) святитель Феофан провел чуть больше года. В этот город он отправился в 1856 году в качестве настоятеля Русской посольской церкви в Константинополе.

Причины были такие. Назревал раскол между греческой и болгарской Церковью. Болгары хотели независимости от Константинопольской Церкви (и в итоге автокефалию получили), а от святителя Феофана требовалось дать оценку происходящим событиям. И в целом он занял сторону болгарской стороны.

За этот год с небольшим святитель еще улучшил знания греческого языка. Что помогло ему в будущем — в переводческой работе, которая стала настоящим достоянием Русской Церкви.

константинополь фото 19 века

Сколько лет прожил в затворе Феофан Затворник?

Святитель Феофан прожил в затворе 16 лет — с 1866 по 1877 года. Уединился он в Вышенской пустыни Тамбовской епархии.

Каждый день в течение 11 лет он служил Литургию в своей келье.

Кроме того, все свои силы он отдал переводам, писательской деятельности и переписке.

Переводы Феофана Затворника

Переводческие и писательские заслуги святителя переоценить невозможно. Во многом, они легли в основу русской богословской мысли того времени и открыли для русского монашества многие важнейшие аскетические книги.

Также благодаря переводам святителя мы читать на русском:

Невидимая брань издание 19 века

Сочинения Феофана Затворника

Полное собрание сочинений святителя Феофана Затворника составляет три десятка томов.

Наиболее известны его толкования на Священное Писание — в частности на послания апостола Павла.

Кроме того, в собрание сочинений входит его обширная переписка, которую он вел на протяжении почти всей жизни.

Его творения, переводы и переписка — это сокровищница богословской и пастырской мысли.

фефан затворник полное собрание сочинений

Собрание сочинений святителя Феофана Затворника

Святитель Феофан Затворник и перевод Библии

В середине XIX века Библия была переведена с церковнославянского на современный русский язык.


В миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 г. окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию.

В 1841 г. окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА). В 1847 г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами Святой Горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.

Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855 г. св. Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной Семинарии. С 1856 г. архимандрит Феофан – настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. – ректор СПДА.

Святитель мирно почил 6 января 1894 г., в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни.

Канонизирован в 1988 г. как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.

Святитель Феофан Затворник: великий учитель христианской жизни

Святитель Феофан Затворник

Именно потому, что святитель Феофан, находясь в 22-летнем затворе, познавал эти истины опытным путем, а не только из философской литературы, слово его имеет такую силу. Он оставил нам высокий образ духовной жизни аскета-затворника, молящегося за свой народ и за весь род христианский.

Жизнеописание Святителя Феофана до затвора

Епископ Феофан — в миру Георгий Васильевич Говоров — сын священника Владимирской церкви, села Чернавска, Елецкого уезда, Орловской губ. Родился он 10 января 1815 г. Благочестивые родители воспитали его в церковном духе, так что с раннего детства он возымел крепкую любовь к Церкви. Недаром и писал он потом, что церковность — самое могучее средство правильного воспитания детей.

13 декабря 1844 г. Его назначают бакалавром нравственного богословия в С.-Петербургскую Духовную Академию. Но когда в 1846 г. его причислили к соборным иеромонахам Александро-Невской Лавры, он подал прошение об увольнении, как бакалавра и помощника инспектора Академии. Он весь, безраздельно хотел отдаться иноческому служению… Скоро промысл Божий указал ему иное призвание: его назначили членом Русской миссии в Иерусалиме, где он пробыл до 1853 года.

Вид Палестины, ее холмов и долин, светлых озер и источников удивительно ярко воскрешает в нашем сознании библейские события. Можно представить, как богато питалась душа о. Феофана священными воспоминаниями. Его влекло в древние обители Палестины, в знаменитую Лавру св. Саввы Освященного… Там он мог и слышать поучительные рассказы и сам наблюдать уединенную жизнь подвижников. В 1855 г. он стал настоятелем посольской церкви г. Константинополя, где многое узнал об Афоне и тамошних подвижниках.

Вскоре святитель Феофан сподобился великого утешения: присутствовать при открытии мощей святителя Тихона Задонского. С юных лет он горел любовью и благоговением к памяти святого Тихона. И здесь, при раке новоявленного святителя, у него сложилось твердое решение идти по его стопам. Оставив Воронежскую кафедру, он удаляется в Задонск, чтобы посвятить себя созерцательной жизни. Как святитель Тихон, так и святитель Феофан решил всю свою ученость посвятить служению Церкви в качестве аскета-затворника.

Значение затвора в жизни Святителя Феофана Затворника

С 1871 года преосвященный Феофан предался полному затвору в Вышенской пустыни — бедной и как бы затерявшейся в лесах Тамбовской губернии. Для совершения богослужения святитель Феофан устроил себе маленькую церковь, выделив для этого часть гостиной. Вместо иконостаса, была простая занавесь из дешевой материи, которой алтарь был отделен от остальной части церкви. В свою келью, кроме келейника, духовника и настоятеля обители, являвшихся к нему по временам, никого не принимал.

Узнав о великом подвижнике, люди со всех сторон стали письменно обращаться к нему за советами; и святитель Феофан, не нарушая своего затвора, не отказывал никому в духовном наставлении. Ежедневно он писал около сорока ответных писем. В них он выражает отеческую заботу к одним, других наставляет, вразумляет, иным отвечает на те или иные вопросы христианской жизни, тех утешает в скорбях, иных предостерегает от разного рода заблуждений и увлечений. Следя из своего затвора за современною жизнью и мыслью, особенно церковной, святитель Феофан со всею ревностью сильного борца Православия встает на защиту его при первом появлении какого бы то ни было учения, противного духу Православия.

Со временем жизнь святителя Феофана сделалась сокровенною для людей, а ведомою одному Богу. Даже на прогулку, для пользования свежим воздухом, преосв. Феофан в годы полного затвора выходил на балкон при своем флигеле так, чтобы никто не мог его увидеть.

Рядом с келейною церковью преосв. Феофана находился его рабочий кабинет. Здесь он занимался изучением святоотеческой литературы, которую суммировал в своих вдохновенных творениях и письмах.

Но, как само собою понятно, у преосв. Феофана, как человека истинно духовного, более всего было книг духовного содержания: издания Библии, Симфонии, толкования на Библию, творения св. отцов и учителей Церкви вселенской (св. Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Исаака Сирина, аскетические писания, полное издание Миня); и русской (св. Нила Сорского, Димитрия Ростовского, Тихона Задонского и др.); богослужебные книги — Четьи-Минеи, прологи и т.д., почти все духовные журналы, и прочие.

Незатейливым был порядок обыденной жизни святителя-затворника. По окончании литургии, святитель легким стуком давал знать келейнику о времени утреннего чая. После чая владыка занимался умственными работами, плодами которых были его многочисленные писания и письма. В час дня был у него обед, за которым в последние годы святитель в скоромные дни вкушал только по одному яйцу и по стакану молока. В четыре часа по полудни подаваем был чай; а ужина совсем не было. В постные дни, конечно, еще более усиливалось телесное воздержание святителя-подвижника, которого питали и укрепляли только духовные занятия и молитвенные подвиги.

Что побудило святителя Феофана предаться полному затвору после немногих лет обычного пребывания на покое в Вышенской пустыни? — Без сомнения, главным побуждением к тому служило искреннее, сознательное, выработанное долговременным опытом жизни в иноческом чине, желание полного, совершенного отрешения от мира и всего, что в мире. Ободряющими же к тому для него, как епископа, примерами могли служить такие высокие примеры, как — из истории Церкви вселенской — пример св. Исаака Сирина, а из истории Церкви Русской — пример столь чтимого преосвященным Феофаном святителя Тихона Задонского.

Однако, сам святитель Феофан, оставивший епархиальное служение на 52-м году своей жизни и после долговременного искуса в иноческой жизни, не сразу по удалении на покой посвятил себя полному затвору, а лишь через шесть лет после удаления в Вышенскую пустынь. Он глубоко сознавал высоту подвига затвора полного и потому, как других иноков предостерегал от поспешности в исполнении желания предаваться полному затвору, так и сам не спешил.

Сам святитель, не довольствуясь общественным служением с его разного рода отвлечениями от всецелого посвящения себя на служение Богу, на поиски единого на потребу; сперва удалился от дел общественного служения, а затем, когда увидел, что при общежительных условиях иноческой жизни все же многое препятствовало ему всецело предаваться Богу и уединенно беседовать с Ним единым, перешел к полному затвору. Правда, бывали минуты, когда и он сам допускал и другие внушали ему мысль о возвращении к общественному служению в звании епархиального архиерея, в виду полноты сил душевных и телесных, которыми он еще обладал. Но скоро мысль о высокой цели пустынножительства, — о том. что в пустынном уединении он несет особого рода службу Церкви, — побеждала всякую мысль о возвращении в мир.

Святитель Феофан Затворник мудрые мысли

Главная тема в творениях Святителя Феофана Затворника

В своих писаниях преосв. Феофан является и проповедником, и истолкователем источников богословия — св. Писания и св. Предания, и богословом-систематиком, и прекрасным переводчиком, и вообще духовно-нравственным писателем.

Для духовной жизни развитие душевной жизни совсем не требуется. Духовная спасительная жизнь начинается и развивается независимо от душевного развития. Отсутствие последнего никакого ущерба не причиняет первой и достоинства ее не умаляет. Душевное все, и в самом лучшем его виде, цену получает только тогда, когда вполне подчиняется духовности, само же по себе — ничто для вечности (там же, стр. 480).

Святитель Феофан не высоко ставит жизнь душевную, мирскую. — «Житейская жизнь, говорит он, есть жизнь душевная, следовательно не такая, которой жить должен человек, ибо он должен жить жизнью духовную, чтобы быть таким, каким предназначила ему быть творческая десница Божия. Житейская жизнь при всем своем совершенстве цены не имеет. Цену она может получить лишь тогда, когда одухотворится влиянием на нее духа, или когда она примет в руководствующие и направляющие начала для себя — начала духа, т. е. страх Божий, совесть и жажду Бога (с недовольством благами земными) или покой в Боге.

Советы ищущим спасения

(Из писем преосвященного Феофана Затворника).

Письма святителя Феофана Затворника — это богатейшая сокровищница, откуда можно без конца черпать мудрые советы во спасение души.

Находясь в Затворе, вдали от мира, святитель Феофан не переставал до последней минуты своей жизни быть истинным руководителем всех, кто бы к нему не обращался.

И теперь, во дни мучительных переживаний русского народа, — он продолжает быть для многих и многих истинным наставником через свои дивные творения.

Вне Церкви спасения нет

О смирении

«Пс. 50:19. Гонитесь за смирением, всегда отбегающим. Оно есть след Христов, благоухание Христово, деяние Христово! Ради него все простит Бог и все недостатки подвигов не взыщет; а без него никакие строгости не помогут (из 716 письма, в Афонском изд).

О самоугодии

О молитве

О душе

О ведении Божием

О терпении

О ложных богах

О славословии Божием

Просто интересные мысли

Светлый облик Владыки Феофана

В преосвященном Феофане, по устроению Господню, обилие даров духовных соединялось и с обилием внешних, телесных добрых качеств. Внешний вид его был приятный и красивый: роста небольшого, темно-русые жидкие волосы скромно лежали на голове, борода длинная, полуокладистая, лицо чистое, взгляд веселый, особенно в разговоре, брови нависшие. В общем представлял приятное впечатление. В разговоре ласков, шутлив, образен, своеобразен и жив.

Внешнее благообразие у святителя Феофана не только возвышалось в своем достоинстве, но и, можно сказать, обусловливалось его красотою нравственною. Лик архипастыря-затворника прямо святолепный, напоминающий собой иконописные лики угодников Божиих: так внешнее мало-помалу возвышалось до внутреннего в святителе Феофане, по мере его духовного совершенствования. Особенно глаза у святителя были по истине зеркалом души и душевного настроения его: искрившиеся блеском умственной пытливости или живости чувства в детстве и юности, они потом более стали светиться тихим светом глубокой задумчивости, возвышенного настроения чувств, любви и участия к ближнему и т. п.

Еще в детстве он обнаруживал ум весьма светлый, пытливый, доискивавшийся первой причины явлений, быстроту соображения, живую наблюдательность и другие качества, приводившие нередко в удивление окружающих. Еще более возвысился, дисциплинировался и укрепился ум его школьным образованием. Пытливый, глубокий, желавший довести все понятия свои до полной ясности, при том же строго вышколенный ум святителя Феофана никогда не привязывался к излишней формалистике, к схоластике, и всегда сохранял свою самобытность, был в полном смысле самородком, отличался простотою, естественностью, ясностью и удобопонятностью в постановке дела и изложении плодов мысли, что особенно видно в писаниях святителя, доступных всем классам народа.

Святитель Феофан являлся поистине носителем глубокого смирения, кротости и других высоких качеств его душевной и духовной настроенности. Мягкосердечие, кротость, миролюбие составляли выдающиеся черты его характера. Глубокое сознание важности сердца в жизни человека коренилось и в теоретических соображениях его, и в доверии к учению Св. Писания, и в его собственной сердечности, выражавшейся особенно в том обилии любви, которым переполнена была душа его, и которое изливалось широким потоком на всех, не только сродников по плоти, но и вообще на ближних по заповеди Господней (Матф. 19:19 и др.). Любовь в нем была союзом совершенства всех симпатичных черт его характера и усиливалась, расширялась по мере совершенствования его в духовной жизни и утверждения в Боге, в любви Божией.

Свою смерть святитель Феофан встретил спокойно, так же, как и ожидал ее покойно. И смерть, — эта вожделенная гостья, пришла к нему в день Богоявления Господня 1894 года. Несмотря на немощи телесные, особенно усилившиеся за последние пред тем годы, святитель-затворник до самого последнего времени не изменял ежедневного порядка своей богоугодной жизни и занятий, ежедневно совершая Божественную литургию в своей малой церковке и, следовательно, ежедневно входя в таинственное общение с Христом Спасителем через причащение Тела и Крови Его; ежедневно отсылая на почту по нескольку писем в ответ на множество присылаемых к нему писем с запросами по различным предметам духовной жизни.

Но уже с 1-го января 1894 года этот порядок жизни несколько расстроился. Не всегда в определенное время святитель давал условный знак (постукиванием в стену) о времени чая или обеда… Накануне кончины, 5 января, владыка, чувствуя слабость, попросил келейника (Евлампия) помочь ему пройтись по комнате. Келейник провел его несколько раз, но владыка, утомившись, отослал его и лег в постель. В самый день кончины святитель совершил по обычаю Божественную литургию и затем кушал утренний чай, но к обеду не давал условного знака долее обыкновенного. Келейник заглянул в рабочий кабинет святителя и, увидев, что он сидит и что-то пишет, не стал беспокоить его напоминанием. Через полчаса владыка подал условный знак к обеду (это было в половине 2-го часа пополудни), но за обедом скушал, вместо целого, лишь половину яйца и вместо целого стакана молока, лишь полстакана. Затем, не слыша стука к вечернему чаю, келейник снова заглянул в комнату владыки в половине пятого часа и увидел его лежащим на кровати. Хотя на минуту и мелькнула мысль у келейника, что быть может святитель лег отдохнуть, однако любящее сердце подсказало ему, что в этом было нечто другое, более тревожное. Подойдя к святителю, он увидел, что тот уже почил навеки, причем глаза его были закрыты, левая рука покойно лежала на груди, а правая сложена была как бы для благословения…

Три дня простояло тело почившего в келейной церкви его, а затем еще три дня в теплой соборной обители до погребения, — и тление не коснулось его: почивший святитель имел вид спокойно спящего человека. При первом известии о кончине чтимого всеми святителя из разных мест стекались десятки тысяч народа отдать последний долг усопшему. Над могилою почившего усердием почитателей памяти святителя воздвигнут был великолепный мраморный памятник с приличествующим оглавлением главных научно-литературных трудов святителя и надписями.

Святитель Феофан Затворник о молитве

Значение творчества Святителя Феофана Затворника

И свет таких светил, заимствовавших свой свет от Солнца Правды — Христа, будет сиять Христовым блеском во веки.

Перечень произведений Феофана Затворника

Феофан Затворник

Его поучения ныне можно прочитать в церковных календарях. Краткие, емкие, они точно написаны нашим современником. А ведь словам святителя – более ста лет.

Это епископ Феофан (Говоров), во 2 пол. XIX в. возглавлявший сперва Тамбовскую, затем – Владимирскую епархию.

Но именно там он состоялся как подвижник, святой. И, Божиим благословением, создал сочинения, которые стали настольными книгами множества православных.

5 коротких цитат святителя Вышенского

Краткая биография

28 ноября 2014 г. на его родине, в селе Чернава, ныне – Измалковского района Липецкой области, появился памятник святителю.

Он стоит точно на месте несохранившегося дома его родителей: священника Василия Говорова и его жены Татианы.

Открытие монумента было частью подготовки к 200-летию подвижника. Ведь Георгий – таково его мирское имя – появился на свет 10 января 1815 г.

Родители

Семья Егора, как звали его домашние, отличалась религиозностью, благочестием, будучи примером для жителей Чернавы.

  • Отец, священник Василий, был бессменным благочинным округа целых 30 лет.
  • Мать, дочь священнослужителя, занималась домом, воспитанием детей: у Говоровых было четыре сына, три дочери, причем один из братьев, Симеон, скончался еще детских лет.

Сестры святителя впоследствии стали супругами священнослужителей, братья тоже служили Церкви как сельские клирики. Самым же способным из всех детей Говоровых оказался Егор, получивший духовное образование, а затем ставший даже архиереем.

Мальчик рос веселым, общительным, шаловливым. Что не мешало ему особо любить богослужения, на которых он выстаивал часами, и колокольный звон. Мальчик часто поднимался на колокольню Владимирской церкви, настоятелем которой был отец. Здесь он иногда помогал звонарям, или просто смотрел, слушал. И, видимо, молился.

Проделка не осталась без внимания, но ругаться отец не стал, лишь сказав:

Слова эти оказались пророческими.

Домашнее воспитание и школьное образование

Был у Георгия еще один духовный наставник, пусть и не пребывающий уже на земле – свт. Тихон Задонский. К месту его упокоения семья часто паломничала, хотя угодник Божий и прославлен был Церковью только с 1861 г. Благодаря частому посещению его обители Егор, сын мирского священника, уже с детства видел монашескую жизнь.

Учить мальчика грамоте начали семи лет. Родные вспоминали, что о. Василий даже совершил молебен прор. Науму, за которым молились многие любившие батюшку прихожане. Скоро оказалось, что Егор учится быстро, с желанием, несмотря на свою непоседливость, так что отец решил отдать его, лишь восьмилетнего, в духовное училище в Ливнах.

Академия

Вместе с тем Георгий по-прежнему любил науки, жадно читал книги. К окончанию семинарии ему, конечно, хотелось продолжить свое образование. Однако он понимал: его, скорее всего, ждет судьба сельского батюшки. К тому же ректор семинарии, архимандрит Софроний, требовал от учеников наизусть знать учебник, а как раз тут будущий святитель был не силен, пусть даже был первым учеником. Так что рекомендовать его в Академию ректор бы не стал.

Феофан Затворник. Неоконченный автопортрет

Феофан Затворник. Неоконченный автопортрет

Однокурсник его, впоследствии митрополит, известный историк Церкви, богослов, Макарий (Булгаков) вспоминает:

Многие исследователи биографии святого говорят, что окончательно к выбору будущего пути Георгия подтолкнула кончина любимых родителей. Мать умерла в 1838 г., отец – спустя год.

Магистр богословия на ниве просвещения

По возвращении домой Божии уроки послушания продолжились: с 1855 г., едва начав преподавать в уже знакомой Духовной Академии Петербурга, о. Феофан, уже архимандрит, перемещается на должность ректора Олонецкой Духовной Семинарии, учебного заведения у которого нет даже своего помещения.

Едва успев разобраться с его проблемами, узнает, что его опять отправляют на Восток – настоятелем посольского храма Константинополя, как знающего регион, владеющего языками. И не поспоришь…

В Царьграде он прожил менее года: отца архимандрита снова отозвали теперь – на должность ректора все той же Петербургской Духовной Академии.

Позже, оглядываясь на это время, отмеченное напряженным интеллектуальным трудом, множеством церковных, светских наград, но столь наполненное суетой, далекой от истинно монашеской жизни, молитвы, уединения, он скажет:

Таков был урок, преподанный ученому иноку не в обители, где он смирялся бы пред братией, а среди мирской жизни, заставлявшей, наверное, не раз огорчаться, может быть, по-человечески пороптать, но все же за разом повторять, обращаясь к Господу:

Главное же послушание было еще впереди.

Епископство

В феврале 1859 г. ректор архимандрит Феофан получил очередную награду: как ознаменование 50-летия Академии ему вручили орден св. Владимира 3 степени.

А спустя несколько месяцев – назначили епископом Тамбовским и Шацким. Это была не только большая, весьма многолюдная епархия (одних священников и диаконов под началом Владыки было более 2000), но также – как теперь бы сказали, проблемная. Здесь пышным цветом цвели расколы, сектантство. А многочисленное духовенство было малообразованным.

На новом послушании Владыка с прежней ревностью взялся за дело: ко времени его недолгого управления Тамбовской паствой относятся:

Владыка открывает православное братство, хлопочет о женском епархиальном училище. И горько пишет духовному другу, свт. Игнатию (Брянчанинову), уже уединенно живущему на покое:

Феофан Затворник

Свято-Успенский Вышенский монастырь — место духовных подвигов святителя Феофана Затворника. Фото 2015 г.

Ему пришлось объясняться:

Синод, пусть с недовольством, прошение удовлетворил. Владыку назначили сначала настоятелем Успенской обители на Выше. Но через время он оставил управление, а Великим Постом 1872 г. окончательно уединился, закрывшись в келье, приняв давно желаемый подвиг.

Почему высокообразованный человек на пике карьеры ушел в затвор

Феофан Затворник

Музейные экспозиции Свято-Успенского Вышенского монастыря

В чем смысл затвора

Сам Владыка вообще не считал, что совершает подвиг:

  • переводил святоотеческие тексты;
  • бесконечно отвечал на письма духовных чад; их приходило до сорока ежедневно – святители писал ответ на каждое;
  • служил в малой церковке при келье, которую сам освятил в честь Богоявления Господня.

Смерть и прославление в лике святых

Прославление святого состоялось на Соборе 1988 г., приуроченном к 1000-летней годовщине Крещения Руси. К этому времени уже были обретены, бережно хранились его честные останки.

Где находятся мощи святителя

Известно, что святителя погребли в Вышенской обители, в храме Казанской иконы Богородицы. После закрытия обители в советские годы помещения ее занимали разные советские учреждения, Казанская церковь пришла в запустение. Известно, что была попытка разграбить могилу святителя, но сами мощи остались под спудом, неприкосновенными.

Феофан Затворник

В 1973 г. в закрытый храм на территории психиатрической больницы, которая занимала помещения бывший обители, удалось проникнуть нескольким священнослужителями. Это были игумен Марк (Лозинский) из Троице-Сергиевой лавры, иеромонахи Елевферий и Георгий. С ними был также настоятель единственного на округу действующего храма прп. Сергия села Эммануиловка, о. Георгий Глазунов. Им удалось очистить место упокоения святого от мусора, отслужить панихиду. Через некоторое время они еще раз посетили могилу – тогда удалось найти остатки гроба и забрать честные мощи.

14 следующих лет они, а также надгробная плита с могилы, которую также удалось вывезти, были в Эммануиловке.

О. Георгий, настоятель храма, вспоминает:

«За эти годы было много свидетельств о чудесах. Иногда я жалею, что не записывал их, и некоторые уже позабылись…Одного мальчика, который от рождения не ходил, привозили три раза издалека, я его клал прямо на мощи, как младенца, хотя ему было годика два с половиной. Родители сначала купали его в источнике святителя Феофана, а потом приносили, и я клал его на мощи.

Между тем, канонизация святителя привлекла внимание к заброшенной обители в Выше. К 1990 г. часть ее зданий вернули Церкви, а с 1993 монастырь возродился – теперь как женский, хотя первоначально монастырю принадлежал один храм, а сестры должны были жить за пределами территории, все еще занятой психбольницей.

Лишь 29 июня 2002 г. мощи святого удалось перенести в возрожденный монастырь. Сейчас поклониться им можно по-прежнему в Казанском соборе, но святыня находится не под спудом, как до революции, а в раке.

Почитание

Вышенский монастырь

Сейчас мощи святителя – главная святыня обители наряду с Вышинской иконой Богородицы. Кроме того, в 4 км от обители, в Эммануиловке, на месте прежнего пребывания мощей, находится источник, освященный в честь подвижника. Приезжая ради свт. Феофана, паломники обязательно посещают его. Сейчас здесь ведется запись исцелений по молитвам к свт. Феофану.

В 2015 г. обитель торжественно отметила 200-летие святого: множество чтений, конференций, но главное – новые издания его сочинений позволили тысячам людей прикоснуться к его наследию.

Храмы

Самый первый храм святителя известен на Тамбовской земле, месте его архиерейского служения.

Феофан Затворник

Это деревянный крестильный храм при Покровском соборе г. Тамбова. Позже, с 2009, здесь началось строительство большого храма, которое, однако полностью не завершено до сих пор, хотя здесь идут регулярные службы.

Храмы святителя действуют также в Московской, Рязанской, Ярославской, Тамбовской областях. Самый восточный из них находится в поселке Магистральном Иркутской области. Это небольшая деревянная церковь, возведенная к 1999 г. усилиями районных властей и местных лесопромышленных предприятий.

Иконы и росписи

Феофан Затворник

Фрагмент росписи храма Архангела Михаила в г. Пущино, Московской обл. И. Самолыго, преподаватель ПСТГУ с бригадой, 2010 г.

Феофан Затворник

Икона святителя Феофана. Ю. Гречин, 2010

Труды

На сегодняшний день в полном собрании сочинений святителя она занимает 25, последний том.

Книга не издавалась при жизни автора, она – плод кропотливой работы современных исследователей его творчества. Это параллельное толкование на все 4 Евангелия, систематическое изложение событий земной жизни Господа.

Сориентироваться в понимании того или иного отрывка помогает указатель, которым снабжена книга.

Феофан Затворник

Это также современное издание писем святителя, обращенных к одному из его духовных чад, некой отроковице, делающей первые шаги в сознательной церковной жизни.

Это позволяет верующему, ищущему у свт. Феофана ответа на конкретные вопросы духовной жизни, лучше сориентироваться по книге.

Впрочем, ее лучше читать полностью. Со страниц писем святитель предстает как мудрый, очень добрый наставник. Монах и аскет, он не только уважает, но глубоко ценит семью. К примеру, вот это его наставление, скорее всего, поймут и поддержат очень многие:

А вот и очень серьезное наставление – совет тому, кто потерял молитву:

«Да куда же это девалась молитва ваша?! Ведь она пошла было хорошо, и вы ощущали уже благое ее действие в сердце. Я вам скажу, куда она девалась. Помолившись раз и два усердно и с теплотою… испытав такую скорую помощь вследствие молитвы, вы подумали, что молитва ваша уже установилась и нечего потому много о ней заботиться: сама будет идти хорошо.

Допустив такую мысль, вы, становясь на молитву, и молитвы стали прочитывать небрежно и спешно, за мыслями перестали смотреть. От этого внимание рассеивалось, мысли расходились в разные стороны – и молитва была не в молитву. Раз-два поступили так – и молитва совсем пропала. Начинайте опять снова приобретать молитву и испрашивать ее себе у Господа.

Это сборник, в котором святитель предлагает краткое толкования отрывков Евангелия и Посланий Апостолов, которые каждый день читаются в храме. В отличие от многих других работ Владыки, это сочинение выдержало не одно издание уже при жизни святого.

В России они после этого издавались по крайней мере 5 раз, последний – за 2 года до революции, в 1915 г.

Феофан затворник

Другие

Среди сотен сочинений святителя, любимых верующими, также:

Феофан Затворник

Поучения и наставления в письмах

Новоначальные, едва вступившие в церковную жизнь, иногда не знают, кому задать тот или иной интересующий вопрос. Тогда на помощь приходят сочинения святого – недаром священноначалие мудро благословляет публиковать их отрывки в церковных календарях, каждодневном совсем кратком чтении.

Вне Церкви спасения нет

Высказывания

Краткие, точные слова святого, умевшего парой фраз высказать главное, задеть душу, часто цитировали. Вот лишь немногие из наиболее известных его высказываний.

Феофан Затворник

Музейные экспозиции Свято-Успенского Вышенского монастыря

О молитве Иисусовой

О страстях и борьбе с ними

О смирении

О самоугодии

О душе

О ведении Божием

О терпении

«Видим, что все рвутся из того, что приходится им терпеть, а все никак не могут вырваться, даже при больших средствах. Отчего так? От того, что не ту дорогу взяли. Надо вступить на путь заповедей Божиих и благодушно терпеть то, что приходится терпеть, тогда это самое претерпеваемое начнет источать утешение.

О ложных богах

Другие интересные мысли

Феофан Затворник

Значение творчества святителя Феофана для современного человека

Промыслительно, что писания святого, истинного монаха-подвижника, были обращены именно к мирянам – тех лет. И, как оказалось, современности.

Остановимся среди суеты, откроем церковный календарь перед уходом на работу. Вчитаемся в его краткие слова. Это совсем недолго. И, может быть, что-то поймем о себе и мире.

Наталья Сазонова

Молитва святителю Феофану Затворнику

Тропарь, кондак, величание

Тропарь святителю Феофану Затворнику , глас 8
Пpавосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ Вы́шенский подви́жниче, святи́телю Феофа́не, Богому́дpе,/ писа́ньми твои́ми сло́во Бо́жие изъясни́л еси́/ и всем ве́pным путь ко спасе́нию указа́л еси́.// Моли́ Хpиста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Православия наставник, благочестия учитель и чистоты, Вышенский подвижник, святитель Феофан, Богомудрый, писаниями твоими слово Божие объяснил ты и всем верующим путь ко спасению указал. Моли Христа Бога о спасении наших душ.

Кондак святителю Феофану Затворнику , глас 4
Богоявле́нию тезоимени́тый,/ святи́телю Феофа́не,/ уче́нии твои́ми мно́гия лю́ди просвети́л еси́,/ со а́нгелы ны́не предстоя́ Престо́лу Святы́я Тро́ицы,// моли́ непреста́нно о всех нас.

Перевод: Одноименный с Богоявлением (Феофан однокоренное с греч. Θεοφάνεια — Богоявление), учениями твоими многих людей просветил ты, с ангелами сейчас предстоя Престолу Святой Троицы, моли не переставая обо всех нас.

Молитва

О, святи́телю о́тче Феофа́не, архиере́ею пресла́вный и преди́вный затво́рниче, Бо́жий избра́ниче и Та́ин Христо́вых служи́телю, богому́дрый учи́телю и апо́стольских слове́с изря́дный изъясни́телю, оте́ческих добротолю́бных сказа́ний списа́телю, христиа́нскаго благоче́стия изя́щный пропове́дниче и жи́зни духо́вныя иску́сный наста́вниче, по́двигов мона́шеских усе́рдный ревни́телю и всем лю́дем благода́ти хода́таю!

Ны́не к тебе́, на Небесе́х Бо́гу предстоя́щему и о нас моля́щемуся, припа́даем и си́це взыва́ем: испроси́ у всеще́драго Бо́га Це́ркви Росси́йстей и стране́ на́шей мир и благостоя́ние, святи́телем Христо́вым – и́стины Боже́ственныя досто́йное охране́ние, па́ствы до́брое окормле́ние, лжеучи́телей и еретико́в изря́дное посрамле́ние; подвиза́ющимся – смире́ние, страх Бо́жий и чистоту́ душе́вную и теле́сную; учи́телем – богове́дение и му́дрость, уча́щимся – ре́вность и по́мощь Бо́жию;

и всем правосла́вным – утвержде́ние на пути́ ко спасе́нию, да вку́пе с тобо́ю просла́вим Бо́жию Си́лу и Прему́дрость, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, со Безнача́льным Его́ Отце́м, с Пресвяты́м, Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте также: